инфонот нотариус что это такое
Московская городская нотариальная палата
Новые электронные возможности нотариата
Совет молодых нотариусов Московской городской нотариальной палаты провел лекцию для сотрудников нотариальных контор Москвы.
Нотариус Москвы Иван Кузнецов и помощник нотариуса Москвы Михаил Юлдашев поделились со слушателями своим опытом электронного взаимодействия с государственными информационными ресурсами и рассказали о новых электронных возможностях, которыми сегодня располагает нотариат.
В частности на лекции обсудили вопросы, связанные с работой сервисов ресурса infonot.ru, и более детально остановились на возможности получения сведений из Базового регистра Москвы.
Возможность получения в электронном виде московских документов о регистрации по месту жительства нотариусы столицы получили в прошлом году. В марте этого года сервис запущен в промышленную эксплуатацию. Теперь клиенты нотариальных контор могут быть освобождены от необходимости самим обращаться в жилищные организации за разными справками. Выписки из домовой книги, единый жилищный документ, справку об одиноком умершем нотариус может получить самостоятельно, не выходя из своего кабинета. Еще раньше нотариусам Москвы были созданы условия для доступа к сведениям ЗАГС.
Базовый регистр Москвы является государственным информационным ресурсом и основным источником сведений для принятия и оформления решений, формирования документов, используемых в процессе предоставления государственных услуг в Москве. По запросу нотариусов из Базового регистра поступают документы, подписанные технологической электронной подписью, которые имеют равную юридическую силу и правовые последствия с аналогичными документами на бумажных носителях.
Получение электронных документов из Базового регистра делает услуги нотариусов еще более комфортными для граждан. Теперь практически весь перечень документов по сделкам с недвижимостью и оформлению наследства нотариус может получить за своих клиентов в электронном виде.
Также лекторы осветили некоторые практические аспекты представления заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронной форме путём обращения в Росреестр через систему «еНот». Особое внимание было уделено новому функционалу данного сервиса, который, по мнению лекторов, значительно более удобен в использовании в сравнении с сервисом, предоставляемым Росреестром.
Система электронного нотариата
Сфера электронного документооборота стремительно развивается, а в 2021 году происходит его глобальная цифровизация. Этот процесс начался несколько лет назад, и набирает все большую скорость, проникая во все сферы бизнеса, а также в сферу гражданских сделок.
Одно из последних нововведений – электронный нотариат, который позволяет передавать юридические бумаги из одного региона в другой, по защищенным каналам связи, при этом юридическая сила документов сохраняется в полной мере.
Что это такое
Электронный нотариат – это нотариальное действие, выполняя которого, нотариус может перевести практически любой бланк в электронный вид и заверить его. Исключение составляют лишь некоторые виды документов:
Функция электронного нотариата стала доступна после принятия Госдумой соответствующего Постановления. По словам Вячеслава Володина, председателя ГД РФ, законопроект о внесении изменений в систему нотариата разработан прежде всего для упрощения бизнеса и граждан использование цифровых технологий.
Нотариат активно привлекается в сферу интернет-документооборота, что дает возможность обеспечить максимальную защиту прав и интересов граждан, а также их собственности. Основное изменение, которое принимает силу в нотариальной сфере – возможность удаленного получения части услуг, что становится особенно актуально в период пандемии.
Сегодня работает единая информационная система нотариата, которая очень эффективно эксплуатируется гражданами. Направить заявку или заявление можно не только через самого нотариуса, но также через портал Госуслуги, приложив все необходимые документы.
С введением услуг по электронному нотариату граждане могут срочно оформить доверенность (к примеру, на совершение сделок с недвижимостью) и передать ее в любой город, либо отправить юридическое согласие на сделку, при этом на оформление и пересылку уйдет всего несколько минут. Все бумаги обладают юридической силой и усилены УКЭП (усиленной квалифицированной цифровой подписью). Полученный документ, после его официального заверения, можно хранить на любом носителе – на флешке или на бумаге.
Подделать бланки, передаваемые по защищенным каналам связи невозможно, а одной из причин, по которой было принято решение о введении электронного нотариата является цель предотвратить преступления, которые были совершены с использованием ЭЦП (электронно-цифровой подписи). Были учтены все виды совершенных преступлений с ЭЦП, в результате чего систему усилили в несколько раз.
В случае, если злоумышленник перехватит информацию и попытается внести в него какие-либо изменения, код будет поврежден, и бумага либо вовсе не откроется при получении, либо же УКЭП будет отвязан от документа, и на руках у мошенника будет всего лишь бумажка, не обладающая никакой юридической силой.
Сегодня дистанционный нотариат предоставляет максимальную защиту гражданам, которые хотят использовать все доступные возможности цифрового документооборота.
По своей сути электронный нотариат – это своего рода «телепортация» документа. Теперь ну нужно ждать несколько дней или недель, пока Почта России отправит в другой город, и волноваться, что важная бумага может быть потеряна. Все происходит максимально быстро и удобно.
Функции
Самая основная функция электронного нотариата – удаленное оформление и передача по защищенным каналам связи. С введением системы стала возможной передача документа из одного города в другой без каких-либо проблем. Нотариус получает от клиента бумажный вариант, переводит его в электронный вид. В результате бумага является полностью равнозначным и тождественным бумажному, и обладает точно такой же силой.
Современные технологии позволяют не отправлять документ стандартной почтой, а преобразовать его в электронный вид, сохранив при этом юридическую силу. Также становится возможной передача документа по защищенному каналу связи – система защиты, существующая сегодня, очень мощная, ее невозможно обойти.
Система взаимодействия гражданина с электронным нотариатом работает следующим образом:
Таким образом, на передачу получателю требуется совсем не много времени.
Возможности и услуги
После введения системы у граждан появилась возможность оформить документы при покупке квартиры в другом городе, оставаясь на месте, и не выезжая для оформления сделки. Нотариус проводит всю необходимую работу, проверяет наличие волеизъявления, обременений на квартиру, и оформляет нужные бумаги. Также нотариус помогает сторонам подписать бланк в электронном формате.
Услуги:
Для совершения сделки каждый гражданин, участвующий в сделке, приходит к своему нотариусу в определенном городе.
В европейских странах система нотариата действует уже давно, и применяется в следующих целях:
Правила пользования
Для того, чтобы воспользоваться услугой по электронной передаче документов, можно выбрать один из трех вариантов:
Полезное видео
Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:
Заключение
Единая Информационная система нотариата – это автоматизированная система, которая предназначена в первую очередь для того, чтобы обеспечить комплексную автоматизацию процессов по сборку и обработке документов.
Система электронного нотариата успешно применяется в России уже некоторое время, и дальше будет активно развиваться, предлагая гражданам новые виды услуг и расширенные возможности по удаленному оформлению сделок.
Электронная доверенность. «Тождественность»
Для предоставления большинства услуг в сфере недвижимости требуется нотариальная доверенность. Она позволяет юристу представлять интересы доверителя в государственных органах. С переходом государственных учреждений в онлайн и появлением электронных услуг, появилась возможность получать документы и услуги удаленно. Электронная доверенность позволяет получать государственные онлайн услуги и документы.
Электронную доверенность можно переслать в другой конец России в одно мгновение и сразу пользоваться ей, либо перевести в бумажный вид.
Что такое электронная доверенность?
Электронная доверенность — не совсем корректное название. Нотариус переводит бумажный документ в электронный и подтверждает их «тождественность«. Такое нотариальное действие можно применить не только к доверенности.
Способы получения электронной доверенности от нотариуса.
Файлы электронной доверенности подготовленные нотариусом можно получить следующими способами:
У нотариусов даже на территории Москвы и области могут отличаться способы предоставления электронных документов. Заранее уточняйте, как вам передадут тождественность документа.
Кто имеет право получить тождественность документа?
Суть нотариального действия «тождественность» — подтверждение равнозначности бумажного документа электронному. То есть процедура тождественности не подразумевает выдачу новой доверенности, а лишь выдачу электронной копии документа. Поэтому ограничений на круг лиц, кто может сделать тождественность отсутствует.
Как проверить электронную доверенность?
Для проверки электронной доверенности обратите внимание на следующие параметры:
Проверить ЭЦП поможет один из сервисов по запросу «проверка ЭЦП онлайн». Мы пользуемся сервисом Росреестра по проверке ЭЦП.
Так выглядит отчет сервиса после загрузки файлов доверенности.
Тариф нотариуса на изготовление электронной доверенности.
Тариф не совсем прозрачный и разные нотариусы могут «вести» себя прямо противоположно. Средняя стоимость тождественности доверенности 300 ₽. Стоимость услуги нотариуса формируется из:
Как удаленно провести сделку с жильем через нотариуса. 7 главных вопросов
Важное новшество 2021 года — возможность оформлять сделки дистанционно, с привлечением сразу нескольких нотариусов. (Закон был подписан в конце 2019 года, но положение о дистанционных сделках и об удаленных нотариальных действиях вступило в силу 29 декабря 2020 года.) Дистанционный формат позволяет сторонам сделки не встречаться в одной нотариальной конторе, но каждому выбрать свою. Это особенно актуально, если участники сделки проживают в разных городах — дистанционный формат в этом случае помогает сэкономить не только время, но и деньги на дорогу.
Вместе с нотариусом Всеволожского нотариального округа, председателем методического совета Нотариальной палаты Ленинградской области Николаем Быстровым рассказываем, как провести дистанционные сделки с недвижимостью при участии нотариуса.
Вопрос 1. Как работает схема?
Каждая из сторон сделки выбирает удобную для себя нотариальную контору в своем городе. Нотариусы проверяют все документы. Далее стороны согласовывают время проведения дистанционной сделки. Затем согласованный с заявителями проект договора заводится в Единой информационной системе нотариата. Документ подписывается электронной подписью заявителя в нотариальной конторе, а после — усиленной квалифицированной подписью нотариуса. Это придает документу юридическую силу.
Далее, также с помощью нотариуса, сделки дистанционно регистрируются и отправляются в электронном виде в Росреестр. Готовые документы на собственность можно получить на следующий день в регистрационном ведомстве в своем городе.
Вопрос 2. Не опасен ли такой формат?
«Дистанционно» не означает онлайн или заочно — стороны дистанционной сделки должны пусть и по отдельности, но все равно лично явиться к нотариусу. Сами нотариусы свяжутся между собой по защищенному каналу видеосвязи и проведут все необходимые этапы работы, отметил Николай Быстров.
По его словам, по степени безопасности дистанционный формат сделки не уступает традиционному варианту удостоверения договора в одной нотариальной конторе. Нотариусы здесь, как и всегда, проводят комплексную юридическую экспертизу сделки, обязательно выясняют реальную волю участников договора и понимание ими правовой сути сделки, разъясняют ее юридические последствия и т. д.
Важно и то, что удостоверившие дистанционную сделку нотариусы несут за нее солидарную полную имущественную ответственность. То есть если кто-то из них ошибется, пострадавшим из-за этого гражданам гарантируется стопроцентное возмещение ущерба.
Вопрос 3. Какие сделки можно оформить таким способом?
Дистанционно можно оформить абсолютно любую сделку с недвижимостью. Это может быть сделка купли-продажи, дарения или мены квартиры, а также соглашение о разделе имущества между супругами, брачный договор, алиментное соглашение и другие.
Дистанционный формат помогает упростить заключение ряда сделок — например, если продается долевая недвижимость, собственники которой проживают в разных концах страны. Может быть и такое, что стороны просто не хотят встречаться лично: к примеру, это могут быть бывшие супруги, пережившие болезненный развод. Также дистанционно удобно будет оформить сделку, когда органы опеки разрешают продать имущество несовершеннолетнего (при условии одновременного приобретения другого), а квартиры, о которых идет речь, находятся в разных регионах.
Вопрос 4. Есть ли ограничения по числу участников сделки?
Участниками таких сделок могут быть граждане и юридические лица. Число сторон не ограничено. Главное условие — каждый участник сделки должен пойти к нотариусу.
«Единственный момент, который необходимо учесть, если речь идет о сделке с недвижимостью: один из выбранных нотариусов должен работать в регионе, где находится отчуждаемый объект недвижимого имущества», — отметил Николай Быстров.
Вопрос 5. Нужна ли доверенность?
При заключении дистанционной сделки с участием нотариусов доверенность не требуется. До этого, чтобы купить или продать имущество в удалении от постоянного места жительства, нужно было действовать через представителя, на которого оформлялась доверенность.
«Такая доверенность — это не только лишняя головная боль, но и высокие риски. Она влечет за собой серьезные правовые последствия и нередко становится инструментом в руках мошенников. С ее помощью совершаются незаконные сделки в простой письменной форме, а обманутые люди остаются без жилья и денег. В рамках же дистанционной сделки покупатель и продавец недвижимости могут контролировать весь процесс лично, без лишних трат времени и денег», — рассказал нотариус.
Вопрос 6. Понадобится ли электронная подпись?
При оформлении дистанционной сделки самим заявителям не нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). Для того чтобы подписать договор, нотариусы выдадут им специальные планшеты, где они смогут оставить так называемую простую электронную подпись.
Юридическую силу документу придадут уже усиленные квалифицированные электронные подписи самих нотариусов. Готовый документ будет сохранен в отдельном реестре Единой информационной системы нотариата. Там ему гарантируется сохранность и защита от подделки, удаления или незаконного доступа третьих лиц. Получить свой экземпляр договора каждая из сторон сделки сможет в том формате, в котором ей удобно, — либо в электронном виде, либо на бумаге.
Вопрос 7. Какие документы нужны?
Пакет документов, необходимый для проведения дистанционной сделки, ничем не отличается от того, который установлен законом для обычных сделок в одной нотариальной конторе. Для этого понадобятся:
Полный список документов, которые вправе запросить нотариус в том или ином случае, прописан в отдельном документе — регламенте совершения нотариальных действий. При это значительную часть сведений нотариусы запрашивают самостоятельно — в рамках электронного взаимодействия с ведомствами.
Инфонот нотариус что это такое
Работу нотариусов в России по-прежнему регулируют Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы). Но с 29 декабря 2020 года Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ внёс в Основы многочисленные изменения и дополнения. Они направлены на:
В частности, в Основы добавлена новая ст. 44.3 «Совершение нотариальных действий удаленно». Также внесены изменения в ст. 81, 86, 87, 88.1, 89, 103 и 103.7 Основ, регулирующие общий порядок совершения соответствующих нотариальных действий.
В развитие положений о нотариусах онлайн приказ Минюста России от 30.09.2020 № 232 утвердил:
Эти регламенты также одобрены решением правления Федеральной нотариальной палаты (ФНП) от 16.09.2020 № 16/20.
Что нового в законе о нотариусах с 29.12.2020
В части взаимодействия с нотариусами по электронным каналам это следующее:
С 29.12.2020 расширен спектр нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме удаленно. То есть, без личной явки обратившегося лица к нотариусу. Сюда входят, например, следующие нотариальные действий и услуги:
Само собой, выбрать между обращением онлайн или личной явкой к нотариусу – это право заявителя. Никаких требования к проверке нотариусом такого волеизъявления нет.
Как подать нотариусу заявление онлайн
Заявитель направляет нотариусу через ЕИС заявление о совершении нотариального действия с приложением установленных законом документов – в электронной форме или скан-образов. Затем нотариус изготавливает нотариальный документ в электронной форме и направляет обратившемуся. Либо по просьбе заявителя может выдать его на бумаге.
Заявление нотариусу онлайн можно передать сайт Госуслуг. При этом личность заявителя в этом случае установят путем проверки:
Также заявление о совершении нотариального действия можно будет направить в ФНП через:
Для подачи заявления его форму заполняют в одном из указанных сервисов.
Нужно выбрать место совершения действия – нотариальный округ или субъект РФ. И заявление поступит первому в очереди нотариусу. О его принятии придёт уведомление. Но могут попросить поменять место, если нотариусов в очереди не было.
Порядок оплаты и сроки
После получения нотариусом заявления и документов он укажет размер платы за услуги (нотариальный тариф), реквизиты для денежного перевода, способы оплаты. Уведомление о ее поступлении придёт на адрес электронной почты из заявления, а также через сайт Госуслуг или сервисы ЕИС.
Не позднее 5 рабочих дней со дня получения подтверждения оплаты заявителю направят нотариальный документ либо мотивированное постановление об отказе в совершении нотариального действия или о его отложении.
При отказе нотариуса он вернет деньги в течение 10 дней со дня вынесения соответствующего постановления.
Несколько нотариусов
Урегулирован порядок удостоверения сделки с привлечением 2-х и более нотариусов – новая ст. 53.1 Основ. Она устанавливает общие положения такого порядка, в частности:
подписание экземпляра сделки в электронной форме электронной подписью участника сделки и каждого из удостоверивших ее нотариусов (до этого каждая сторона в присутствии своего нотариуса заверит экземпляр сделки простой электронной подписью и распишется на бумажном экземпляре);
Этот способ удобен, когда стороны находятся в отдалённых друг от друга регионах России.
Договор, который заверили несколько нотариусов, будет считаться заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Заключение
С 2021 года направить в любой конец России, например, срочно понадобившуюся доверенность, свидетельство о рождении или согласие на сделку, можно буквально за минуты. Ведь документ в электронной форме можно направить по электронной почте, а благодаря тому, что он удостоверен УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) нотариуса, он имеет ту же юридическую силу, что и его бумажный оригинал.
Хранить такую электронную версию документа можно на любом носителе или устройстве – флешке, планшете, телефоне. Если же адресату нужен документ в бумажном формате, то любой ближайший нотариус переведет документ обратно в бумажную форму, удостоверит и отдаст на руки.
По сути, это позволяет сократить дни ожидания до нескольких минут, а также в разы сократить финансовые расходы («конвертация» из бумаги в цифру или обратно стоит в зависимости от региона примерно 150-180 руб. за одну страницу). Такой электронный документ невозможно подделать. Если злоумышленник попробует внести в него изменения, документ:
Нотариусы сегодня могут сразу изготовить удостоверяемый ими документ в цифровой форме – без «бумажной стадии». Главное, чтобы принимающая этот документ сторона имела технические и нормативные возможности его проверить и использовать.