информационно технологическое направление в школе что это
Информационно-технологический класс: понятие и особенности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие профильного обучения
Под профильным образование понимают метод организации среднего образования, когда в старших классах процесс обучения проходит по разным учебным программам, причем учебная программа строится на преобладании определенных предметов. В России в 2003 году впервые стал внедрятся эксперимент по переходу на профильное образование, с 2004 года эта система организации образования была введена повсеместно.
Система профильного обучения необходима для осуществления учебного процесса, который будет ориентироваться на личность учащихся. При этой системе ученик имеет возможность самостоятельно формировать свою образовательную траекторию.
Профильное обучение было внедрено для того, чтоб реализовать несколько важных целей. Во-первых, это позволяет более детально преподнести материал по определенным предметам полного общего образования. Во-вторых, это помогает обеспечить доступ к полноценному образованию детям с различными способностями. В-третьих, этот подход помогает подговорить школьников к профессиональному образованию, помогает определиться с будущей профессией. Исходя из своих индивидуальных особенностей и предпочтений, ученик может самостоятельно выбрать какое направление ему больше подходит.
С 2004 года система профильного обучения в средней школе включала в себя 12 профилей:
С 2019 года количество профилей было сокращено, согласно федеральному государственному стандарту сегодня используется пять основных профилей:
Готовые работы на аналогичную тему
Информационно-технический класс
Обучение в информационно-техническом классе предполагает формирование высокого уровня информационной компетентности. Эта компетентность предоставляет учащимся навыки и опыт деятельности в работе с информацией, которая представлена как в учебной программе, так и в окружающей действительности.
Данная цель предполагает выполнение следующих важных задач:
На профильном уровне в информационно-техническом классе изучаются такие предметы как информатика, математика, физика, ведущим предметом является информатика.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Новые возможности для школьника
В конце 1940-х, начале 1950-х годов в США был создан первый вычислительный комплекс, работающий по принципам современных компьютеров.
За 60 с лишним лет компьютерные технологии настолько продвинулись вперед, что современный человек не представляет себя без домашнего персонального компьютера с его выходом в мировую информационную сеть Интернет, без тех цифровых устройств, которые окружают нас повсюду.
И это только начало. XXI веку, с помощью цифровых технологий предстоит в корне изменить жизнь человека. Уже сегодня мы видим огромный прогресс в технологиях конструирования роботов, автоматических летательных аппаратов, автомобилей на автопилоте и многих других удивительных сегодня вещей, которые завтра станут повседневной реальностью.
Начинется это как определенный эксперимент, но в случае успеха, такие классы будут по всей стране.
Особенности IT классов
На данный момент в системе Российского образования уже существуют специализированные профориентированные классы, предназначенные с ознакомлением и определенной подготовкой школьников к возможной будущей профессии.
* IT классы знакомят школьников с цифровыми технологиями, помогают выбрать будущее направление образования.
Таких профессиональных классов сейчас четыре вида:
Введение IT классов будет пятой разновидностью профориентированных классов.
К сожалению, многие ученики и их родители не достаточно хорошо информированы о вновь создаваемых классах. Постараемся рассказать о них.
Согласно распоряжению Департамента образования Москвы в новом учебном году (2019/2020) в 34 школах Москвы открываются специализированные IT классы профессионально-ориентированной направленности.
Школы были предварительно специально отобраны среди всех районов Москвы, исходя из качества преподавания и успехов школьников в таких дисциплинах как:
Направления обучения в IT классах
Кто сможет обучаться в таких классах
Данные IT классы предназначены для учеников 10-х и 11-х классов.
Для поступления в такой класс нужно пройти несколько этапов:
Контактный телефон по записи в IT классы и проведению вступительных тестов: 7 (495) 276-04-20
Какие вопросы предлагаются для тестирования при поступлении в IT классы?
Вопросы составляются исходя из школьной программы обучения по информатике, математике и физике.
Что получат школьники обучающиеся в таких IT классах?
В первую очередь в таких классах будет углубленная подготовка по профильным школьным предметам (математика, информатика, физика), для изучения которых будут выделены дополнительные академические часы.
Ученики получат представление, что такое IT технологии, принципы их освоения и смогут оценить свои силы и способности для дальнейшего их изучения в вузах.
Кроме этого, на база каждого IT класса будет создан т.н. IT-полигон, где будут созданы все необходимые условия для качественного изучения дисциплин и предметов, начиная с материальной части для робототехники и заканчивая современными компьютерными системами.
Все без исключения IT классы будут находиться в тесном взаимодействии с ведущими IT компаниями России, в которых смогут познакомиться с характером работы, побывать непосредственно в офисах этих компаний, лично познакомиться с IT специалистами.
Как московские школьники учатся в ИТ-классах
Обучение в ИТ-классах проходит по шести направлениям: «Большие данные», «Робототехника», «Технологии связи», «Моделирование и прототипирование», «Информационная безопасность», «Программирование».
Под руководством проектного офиса в Московском центре качества образования для учителей ИТ-классов проводятся обучающие семинары, встречи, где обсуждаются технологии организации занятий и задания для ребят, разрабатываются сценарии уроков и учебных пособий в МЭШ для учащихся; также педагоги представляют свой опыт использования высокотехнологичного оборудования ИТ-полигонов в рамках работы проекта.
Юные айтишники, учащиеся ИТ-классов, принимают участие в различных мероприятиях, организованных партнерами проекта, среди которых «Яндекс» и более 200 ведущих отечественных ИТ-компаний-членов Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт». В течение учебного года ребята посещают различные мастер-классы, экскурсии, лекции и семинары, в ходе которых представители компаний, работающих в сфере высокотехнологичных отраслей, и департамента информационных технологий города Москвы рассказывают ребятам об особенностях новейших технологий и развитии ИТ.
За этот год восемь федеральных вузов-партнеров проекта провели для школьников 514 мероприятий, среди которых экскурсии, мастер-классы, лекции ученых, конкурсы, хакатоны. Их посетили 3829 учащихся школ-участников и школ-кандидатов проекта. Все мероприятия были направлены на получение фундаментальных знаний и практических навыков по основным направлениям проекта «ИТ-класс в московской школе». Также ребята посетили большое количество мероприятий, направленных на формирование Soft Skills, навыков, позволяющих успешно развиваться в абсолютно разных сферах информационных технологий.
Одиннадцать ИТ-компаний-партнеров провели более 50 мероприятий для школьников и учителей проекта по направлениям: искусственный интеллект, машинное обучение, летательные аппараты, базы данных, информационная безопасность, технологии виртуальной и дополненной реальности, голосовые помощники, интеллектуальные городские системы, 5G-сети, киберспорт, организация хранения и обработки больших данных.
О развитии инноваций в ИТ-сфере школьникам рассказывают и эксперты департамента информационных технологий (ДИТ) столицы. Специалисты ДИТ знакомят учащихся ИТ-классов с технологиями, которые призваны улучшить качество жизни в городе. С декабря 2019 года такие встречи, мастер-классы и онлайн-семинары посетило около тысячи учащихся, которые планируют связать свою профессию со сферой ИТ.
Цикл обучающих и профориентационных занятий для школьников ИТ-классов в декабре прошлого года открыл министр правительства Москвы и руководитель ДИТ Эдуард Лысенко на площадке Московского центра технологической модернизации образования. Он рассказал ребятам, как современные технологии помогают управлять мегаполисом, какие позиции Москва занимает среди умных городов мира и что будет сделано для дальнейшей цифровизации столицы.
Востребованность и популярность технологической отрасли подтверждает и рынок труда. Активно растет число занятых ИКТ-специалистов: по итогам первого полугодия 2020 года в Москве их количество составило 610,8 тысячи человек (605,9 тысячи человек по итогам 2019 году). Каждое пятое предложение на рынке труда Москвы в июне 2020 года открыто для ИТ-специалистов. По данным аналитиков ДИТ, количество вакансий для программистов в Москве за год выросло на 14% и составило в сентябре свыше 6,5 тысячи актуальных позиций. Наиболее востребованными на столичном рынке труда вот уже третий год являются программисты Java, 1C и PHP.
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?
Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.
Ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской федерации» поясняет, что направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Также ч.4 ст.66 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Это означает, что Закон предусматривает, что профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы, причем на любом уровне образования.
В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:
Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.
Отличие элективных курсов от факультативных
П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.
Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).
Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.
Как осуществляется прием в профильные классы?
Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.
Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.
Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.
Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.
Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)». Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.
Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).
Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.
Современная школа должна сформировать «пучки компетенций» у обучающихся, которые будут являться основой для дальнейшего соприкосновения школы с социальной деятельностью общества, что даст возможность ориентироваться на труд, который идет на пользу обществу, развитию страны, современных технологий. Ценностью обучения должно стать то, что образовательная организация сможет создать именно ту платформу, которая научит детей тому, что пригодится всегда, на протяжении всей их жизни. Ориентиром дальнейшего выбора профессий должен стать Атлас профессий, который позволит и детям, и педагогам, и родителям подготовиться к жизни в меняющемся мире, социуме. Неотъемлемой частью модели образования ближайшего будущего должно стать высокотехнологическое предпрофильное обучение, на основе которого будут создаваться индивидуальные и групповые проекты. Данные проекты должны быть отчасти интегрированы в образовательный процесс и направлены на интересы и потребности будущего работодателя.
Такой механизм позволит транслировать абстрактные знания в конкретные формы, имеющие отношение к практической жизни. «Согласование» и приспособление интересов ребенка с интересами социума станет ведущей идеей образования. Отдельно мы выделили когнитивную гибкость, как одну из основных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося на данном уровне образования. Это связано с тем, что будущие работники должны будут быстро адаптироваться в меняющейся социальной жизни и ее проблемах.