информационный фаст фуд что такое
Информационный фастфуд
В очередной раз, ведя разговоры «за жизнь» сошлись с приятелями на одной мысли: полезная информация совершенно не задерживается в голове. Книжки умные читаешь, подкасты какие-то полезные чуть ли не каждый день слушаешь, но 90% поступающей информации забывается через неделю (иногда еще раньше!). Что за ускоренный интеллектуальный метаболизм такой? Почему в школьное и институтское время такого не было?
Отказываюсь верить, что это возрастные изменения: не может такого быть, что перешагивая рубеж 25 или 35 лет серые клеточки теряют возможность функционировать в полной мере.
Для себя ответ на этот вопрос я формулирую следующим образом: виной всему junk food. Только не тот, который мы употребляем в пищу, а тот, который поступает к нам из различных информационных источников. А действует на мозг он таким же образом, как булки с жирными котлетами на пищеварительную систему. Ты быстро утоляешь чувство голода, получаешь кратковременно действующую дозу эндорфинов, но пища эта не приносит пользы организму.
Заходишь проверить почту, а на тебя тут же обрушивается волна рекламных сообщений: баннеры, ссылки, интригующие заголовки. Удержаться и не кликнуть куда-нибудь очень сложно, мы практически на физическом уровне ощущаем потребность в информации. Почти любой разговор заканчивается тем, что кто-то идет что-то «гуглить»: «Сейчас я посмотрю, как на самом деле звали того актера/сколько стоил доллар в 1998 году/кто отменил крепостное право!»
Мы практически не даем шанса своей памяти поработать, мы знаем, что ответ всему можно найти в яндексе и не напрягаем свой мозг. Но что хуже всего, мы употребляем кучу ненужной, совершенно бесполезной информации, которая вытесняет собой то, что могло бы на самом деле пригодиться. С кем встречается Антонио Бандерас, как Меган Маркл подставила Елизавету, что случится если употреблять каждое утро один продукт. Короче, вы поняли.
Я неоднократно пыталась пресечь попытки употребления подобной информации, но хватает меня ненадолго. Как только прекращаешь фиксировать все открытые вкладки. и пошло-поехало. На мой субъективный взгляд выход может быть только один: информационный детокс. Он необходим организму точно также, как и передышка от трансжиров. Потоки бесполезной информации (которые мы зачастую не можем распознать и принимаем за важную информацию, такие как актуальные политические новости) вгоняют нас в состояние перманентной тревожности. Отсюда раздражительность, нервные срывы, апатия и депрессия. Поэтому, словосочетание информационный детокс можно слышать все чаще, ведь к выводу о необходимости «раздельного питания» приходят все больше людей.
Проведем эксперимент, сколько времени вы сможете обходиться без гаджетов и интернета?
Фастфуд для мозгов: цифровая диета против соцсетей
Уверен: если спросить вас, читающих сейчас эти строки, об отношении к ТВ, половина (а может быть, и больше) скажут, что не смотрят его давно, и подавляющее большинство согласится, что телевизор — зло. «Зомбоящик», навязывающий чужое мнение и поглощающий время. Сам считаю так же — и, попав в гости, где телик по привычке включён всегда, невольно начинаю искать, как хотя бы убавить звук, чтобы ограничить льющийся поток информации до комфортного уровня.
Мы привыкли к компьютерам и Сети, считаем контроль над информацией свойством естественным и необходимым: вместо того чтобы глотать пахучий поток неизвестно чего, вливаемый в головы через телевизионную «воронку», мы поглощаем только то, что пожелали сами. Но не торопитесь торжествовать. Настало время признать, что и компьютеры, и интернет сами по себе не спасают от бесполезной информационной жвачки. Чтобы защитить себя, требуется что-то помимо собственно техники, а именно самодисциплина.
Сеть избаловала нас. Чем она так уж отличается от классических медиа — телевидения, радио, газет? Прежде всего тем, что входящий поток информации подконтролен потребителю (да-да, она ещё и интерактивна, но об этом позже): мы выбираем, куда направить браузер. И мы привыкли считать себя хозяевами положения, выписали себе право кидать презрительные взгляды в сторону «сидящих на телеигле». Что ж, так оно и было, наверное, лет пятнадцать назад, когда глобальная компьютерная сеть сводилась к HTML и почте, и браузеры умели открывать лишь по странице за раз, не ведая о «вкладках». Но с тех пор изменилось всё. Интернет вырос из подобия газетного листка в самодостаточную платформу, где процветают информационные ресурсы любого сорта, от чистого текста до приложений.
Хоть краем уха вы слышали, конечно, о проблеме информационного перегруза, о том, что ежедневно на нас обрушиваются гигабайты данных во всевозможных формах, и объёмы постоянно и стремительно растут. Я не стану грузить статистикой, важнее другое: интернет играет в этом процессе первую скрипку, и в какой-то момент объёмы пересекли черту, за которой потребление информации классическими способами — знаете, последовательно перелистывая странички — стало неэффективным, если не невозможным. Возникла потребность в адекватном ответе — и есть теория, согласно которой таким ответом стали социальные сети.
Если Сеть — информация в чистом виде, то сеть социальная — её концентрат, эссенция, выжимка из десятков и сотен источников, сливаемая потребителю через «фид», новостную ленту. С точки зрения эффективности это несомненный шаг вперёд: в единицу времени можно узнать больше! К сожалению, вместе с эффективностью мы утратили контроль.
Никакие фильтры, никакой искусственный интеллект не в силах сжать поток информации от сотен потенциально интересных источников до ручейка, по смыслу эквивалентного, например, страничке текста. Мы открываем ленту новостей — и вынужденно потребляем больше, чем нужно, затрачивая на каждую контент-единицу времени меньше, чем нужно, чтобы осмыслить, «переварить». Но и сам принцип, само устройство, интересы владельцев классических соцсетей не предполагают осмысления, а тем более ведения осмысленной дискуссии: пользователя просто подталкивают к поглощению новых порций информации. Вот почему кое-кто называет соцсети фастфудом информационного века, способом по-быстрому удовлетворить информационный голод без внимания к качеству и количеству потребляемых «калорий».
Объешьтесь — и вам станет плохо. Можете смеяться, но для информационного фастфуда это тоже работает. Не далее как минувшим летом американские неврологи сделали такой вывод, наблюдая за пользователями Facebook: чем больше времени проводит индивид в соцсети, тем менее он счастлив в данный момент и менее доволен жизнью вообще. Особенно сильно эффект проявляется у людей коммуникабельных (в классическом смысле, то есть привыкших и любящих общаться офлайн).
Для исследователей этот результат важен по причине размера. Ежедневно полмиллиарда человек неосознанно терзают себя только в крупнейшей из соцсетей, и с этим нужно что-то делать, пусть причины негативного влияния до конца и не выяснены (предполагается, в частности, что дело в социальном противопоставлении: всегда найдётся кто-то красивей, умней, богаче, успешней). Лекарство же простое: заменить соцсети на старые способы коммуникаций вроде телефона или личных встреч.
Рекомендацию учёных можно прочесть и так: они советуют поглощать меньше информации. Что ж, как и от фастфуда для желудка, от фастфуда для мозгов возможно отказаться. Хоть сделать это будет и трудней, чем в случае с едой или, скажем, телевизором: здесь могут пострадать (и наверняка пострадают) не только ваши личные голова или брюхо, но и люди, сидящие по ту сторону социального аккаунта: ведь они будут думать, что вы наплевали на них. Впрочем, это уже нюансы. Важнее достигнутое понимание, что проблема на самом деле не в технике, а только в том, что информации слишком много. Наша тяга к концентрированным инфоисточникам естественна, мы желаем насытиться быстрей. Но давайте же установим рамки! Так же, как ограничивают количество потребляемых калорий, ограничим потребление байтов.
Психологи уже называют это цифровой диетой: если вы можете получить информацию, это ещё не значит, что — должны! Поверните проблему информационного обжорства таким боком, выгодным для себя, и вам будет легче признать её и справиться с ней. Веб — штука калорийная, социальные сети — продукт ещё более калорийный; так урежьте порции!
Кто-то рекомендует не жрать на ночь, в смысле не читать соцсетей в неподходящее время. Кто-то — жёстко разграничить работу и отдых, выставляя таймер и блокируя на время выполнения обязанностей левые сайты. Лично мне нравится идея диетических соцпродуктов: с некоторых пор я читаю соцсети только раз в неделю или около того, что автоматически избавляет меня от львиной доли пустого информационного шума (несущественные темы попросту утекают за это время из топа). И, откровенно говоря, не устаю наслаждаться ощущением такой жизни. Очень похоже на начало нулевых, когда соцсетей не было и в помине и, встав с утра, можно было сразу начинать работать, а не продираться сквозь ставшие обязательными ежедневные социальные ленты.
Сторонники цифровой диеты утверждают, что, кроме хорошего настроения и высвободившегося времени, вы получите ещё кое-что, а именно способность концентрироваться на действительно важных вещах. Не стоит забывать только, что прогресс неудержим. Социальные сети, конечно же, не станут последним и самым эффективным инструментом доставки информации. Скажем, в последние три года взрывной рост интереса переживает инфографика: наглядное представление предположительно важных данных. По сути, это тоже информационный фастфуд, разве что удачного единообразного способа сервировки для него пока не найдено — и до поры до времени он играет вспомогательную роль, украшая соцленты и блоги. Сomputerra
А потом обязательно появится что-то ещё. Помните о пользе самодисциплины, будьте готовы!
Информационный фастфуд
Это цепляет в моей памяти еще один момент. Довелось мне идти как-то мимо «Центра интеллектуального развития ребенка». В него запыхавшаяся мамашка как раз пыталась силком затащить орущего, краснолицего малыша лет пяти. В моей голове зазвучал его полный скорби монолог: «Ах, маменька, оставьте! Я не желаю развиваться интеллектуально, моя душа желает деградации!» Нет, может, конечно, в этом центре розгами секут. однако, смешно такое только на поверхности (и про розги, и про деградацию).
Научите их учиться. И количество диких постов про «компьютерную зависимость» заметно снизится.
Дети и родители
5.3K постов 9.6K подписчика
Правила сообщества
1.Соблюдать правила Пикабу
2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»
3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение
4.Ставить нормальные тэги.
5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.
6. Поддерживать интересных авторов
Стоило после Дефо писать тоже самое на пикабу?
Была такая страна СССР, и были в ней совхозы, и были в них библиотеки. И не надо было ничего покупать,читай только- Станислава Лема, Воронцова-Вельяминова. И живы её представители до сих пор. Ну и много чего сказать могу.
В официальном переводе это слово же как-то по-другому перевели, да? Слова «стрекотание» не помню, там переводчик брал для примера энцеклопедмческие слова, а это слово «вкусное», а аудиальное (если можно так сказать).
Пост практически про меня. Тоже был записан в 4 библиотеки, тоже до появления Интернета разорялся в книжных.
Был очень удивлён поколению «нечитак». Они не то, что книги не читают, но и длиннопост для них освоить непосильная нагрузка.
Спасибо за идею по обучению, начну прямо сегодня.
а если ребенок не хочет читать ни в какую, при том не сидит в планшете, в тв не залипает? Если судить по себе, то я хорошо учился, много читал, но в жизни больше преуспели двоечники, которые, натурально, в старших классах читали по слогам, вот такой парадокс
Бесперспективняк. Так мы шутим. А в целом, всё верно.
Старый, у тебя мозг еле вертит сектора( сам же сказал) а ты его пикабушнями забиваешь. И ещё учить кого то чему то правильному пробуешь.
Старый тут тока ты, а мы и так всё успеваем и Пикабу и детей получить и самим поучиться.
Ответ на пост «Инструкция по выживанию с ребенком и как его не убить»
Не даю советов, просто рассказываю свой случай.
И вот мы поехали с ним на море, вдвоём. На отдых. И я решил, что не подниму на него руку ни при каких обстоятельствах.
Вы не представляете, как сложно было это сделать. Пару раз за отпуск я сорвался, но там реально пацан путал берега по полной. И армейский навык общения «стой на своем», т.е. без рукоприкладства, но задача должна быть выполнена, дал результаты. Ребёнок изменился. Он не стал идеальным, но он перестал планомерено выводить из себя.
По возвращению пришлось много поработать с его мамой, потому, что она по привычки продолжала его лупастить. Но поведение изменилось. Сейчас ему 20 и это один из самых добрых и сентиментальных людей, которых я знаю.
Праздник любой ценой
Я всегда с неуважением чтоли смотрел на родителей, которые кричат на своих детей и думал, что уж я то точно не буду так делать. Еще недавно я считал себя самым спокойным человеком на свете. Но теперь уже сомневаюсь в этом. Старшей дочери, 8 лет, второй класс. И чтобы что-то от нее добиться, приходится на неё кричать и ругаться. Потому что спокойный тон не работает. Но мне это не нравится, я хочу нормально общаться и договариваться. Поэтому хочу провести небольшой опрос. Возможно, я слишком многого от нее требую.
Итак, мне кажется, что в 8 лет нормально когда человек:
— Переодевается, когда приходит домой.
— Моет за собой посуду и протирает за собой стол.
— Не раскидывает по дому грязные носки.
— Способен самостоятельно выкинуть в стирку грязные вещи.
— Держит в порядке свой стол, шкафы, рюкзак.
— Делает уроки хотя бы те, что может.
— Хоть как-то планирует день.
— Не забывает ничего в школе.
— Не забывает своих обещаний.
— Если какая-то проблема говорит об этом, а не охает и вздохает, пока я сам не поинтересуюсь в чем же все таки дело.
Я понимаю, что это по силу далеко не каждому взрослому. Так что такой ответ не принимается. Дело не в том, что мне нужно безукоризненное выполнение всего списка. Проблема в том, что когда начинаешь напоминать про что-то (например про уроки) начинается скандал. Когда советуешь как лучше что-либо сделать, она делает все наоборот и потом опять начинается скандал, потому что нет результата.
Она уверена что все вокруг несправедливо и все ее ущемляют. Считает, что криками и слезами может всего добиться.
Меня бесит то, что дочь приходит домой после школы, с порога садится читать книгу и ей нафиг ничего больше не надо. Если ей ничего не говорить, она до вечера просидит с книгой и пойдет спать голодная и грязная. Меня бесит что нужно орать, чтобы что-то было сделано. А когда начинаешь орать, то она судорожно начинает носиться из угла в угол имитируя какую-то бурную деятельность. Или делает не то, что требуется чтобы показать характер. Меня бесит быть обслуживающим персоналом, я хочу сотрудничать и договаривать.
Я пытался ничего не говорить и ничего не делать. Везде образуется бардак, кругом начинает валяться мусор, в дневнике появляются двойки. И бесит что ее все это вообще не волнует. У нее все нормально. Меня бесит что надо все напоминать по 100 раз, меня бесит что она все забывает и теряет, мне бесит что она не делает базовые бытовые вещи и вещи, которые ей самой должны быть нужны.
Никакая мотивация и обещание чего-либо не работает. Мне самому стыдно за свое поведение. Орать и устаивать/слушать каждодневные скандалы я не хочу. Я уже начал искать психолога, который возможно мог бы помочь. И предварительно хочу посоветоваться с вами. Может быть это нормальное поведение современного ребенка? Я не хочу это принимать и уверен, что есть дети которые адекватно воспринимают ситуацию. Как этого добиться?
Поделитесь пожалуйста своим опытом. Как часто вы кричите на ребенка и может быть за что. И что вы прощаете. Может быть есть еще способы сбавить градус в общении.
Ответ на пост «Анти-дед-мороз»
Странно, ага, в половине пятого писать на Пикабу, но иначе забуду.
Обнаружен самый спокойный человек на планете
Поставить на паузу (или еще немножечко про воспитание детей)
Место действия: лифт торгового центра. 5-й этаж.
Вместе со мной в кабину заходит женщина с маленьким мальчиком. Мальчик ноет, гундит, топает ногами.
Мальчик очень не хочет уходить из торгового центра, о чем свидетельствуют фразы «не хочу уходить!», «не хочу одеваться!», проскальзывающие через нытье, а также то, что когда мама пытается надеть на него куртку, он нервно отмахивается от нее руками.
В общем, стандартная истерика.
Где-то на третьем этаже лифт останавливается, и через стеклянные двери видно, что внутрь сейчас зайдет девушка с коляской, где спит младенец.
Двери открываются. Мальчик затыкается.
С 3-го до 1-го этажа едем в тишине. Мальчик тихо-остаточно всхлипывает и косится на коляску.
Но самое забавное, что когда лифт доехал и все вышли — мама с мальчиком отошли в сторону, и он продолжил истерику ровно с того момента, где поставил ее на паузу.
Ну, а может, ему всыпали потом ремня за кадром, как знать.
Основная мысль
Сыновья (6 и 5 лет) устроили драку с воплями и угрозами.
Пока не разбудили младшего, я пришёл на шум, разнял, справедливость учинил.
Толкнул им речь, что глупо из-за игрушки ссориться, а тем более драться. Что играть можно, и нужно вместе. Что нужно держаться вместе, и не драться, а защищать друг друга.
Привёл в пример средневековую Италию, где друзья объявляли себя братьями, так как окружающие знали, что одиночку обидеть легче. А вот на человека семейного нападать, так себе идея.
И вообще, вместе они сильнее, и меньше найдётся идиотов обидеть дружных братьев.
Больше ни слова
Ответочка
Выход из системы
Есть у меня один товарищ. Никогда особых талантов за ним не водилось. Родился человек, выучился, пошел работать. Всё просто казалось бы, да как бы не так.
В какой-то момент своей жизни человек понял, что с него хватит: родители его не понимают и хотят, чтоб он жил по устаревшим правилам, более того это всё ложь, навязанная системой цивилизации и тайными мощными тёмными силами на целую планету.
Стал он изучать всякие особые и свежеизданные научные книги с истинной, которую принять могут единицы. Он лично понял, что работать официально ему не нужно, что только на себя и это будет свобода. Надо оторваться от корней, стоит сменить полностью своё окружение, если тебя не понимают и не поддерживают, надо развиваться и становиться выше себя прошлого в духовном плане.
Ушел от родителей, стал человек снимать квартиру. Ушел человек и с работы официальной, устраивался куда-либо без оформления, а всё свободное время шерстил интернет в поисках истины и единоверцев, людей всё понявших и перешедших на новый уровень.
Говорит мне этот человек, как он свободен, что система (что бы он не подразумевал под этим) над ним больше не властна! Более того, он выполняет свою кармическую роль: раскрывает людям глаза и ведёт их на путь свободы.
На мои вопросы, как он может быть свободен от системы, если пользуется благами города, использует валюту цивилизации сегодняшнего дня, а не обмен знаний на еду, является клиентом банка, поликлиники и юзает активно интернет, вместо того, чтоб в лес/поле уйти и быть вольным, человек ответил, что он хакнул эту жизнь и теперь использует систему, теперь он главный.
Только денег ему не хватает периодически и тут помогают родители или он открывает новую тему для платных семинаров, записывает неделями краткие ролики-заманухи и набирает людей, готовых платить, за открывшиеся избранному человеку знания о Мире.
Всё бы ничего, это частная жизнь и каждый выбирает сам как и на что её тратить. Но у этого человека есть ребёнок и в пару он себе нашел подобного же высокодуховного человека.
Я специально не называю пол, чтоб не было лишних ассоциаций. Таких людей обоего пола много в интернете, кто-то может, быть вашим соседом, ближайшим родственником или это вы сами.
А человек мой знакомый спокоен в вопросе жилья, ведь сейчас снимает, а после родителей квартира останется и он тогда решит, что с ней делать.
«Информационный фастфуд» как средство маркетинга
Способен ли медиаконтент менять поведение потребителей? Каким образом он помогает инновациям проникать на рынки? Об этом в рамках лекционного проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказала декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.
Медиаконтент для современного маркетинга — основной источник привлечения внимания потребителей. «Так, прямо сейчас мы с вами присутствуем при создании медиаконтента: те из вас, кто в парке сфотографировался у стойки воды Evian и бесплатно получил бутылочку воды, напрямую поучаствовали в процессе создания медиаконтента, — привела пример Татьяна Комиссарова. — Знайте, что ваше лицо теперь будет украшать какой-нибудь интернет-ресурс, связанный с логотипом Evian. Этим действием вы помогаете увеличивать продажи воды этого бренда. Я не говорю, что это плохо. Просто объясняю, что так тоже создается медиаконтент».
Восприятие
Для создания качественного медиаконтента необходимо знать, как потребитель воспринимает информацию в медиа. Во-первых, особенность современного человека в том, что его внимание практически всегда находится в расфокусированном состоянии, считает Татьяна Комиссарова. К примеру, человек может смотреть телевизор и одновременно просматривать информацию на мобильном телефоне. Во-вторых, у современного потребителя не так много свободного времени, и поэтому он предпочитает «информационный фастфуд», который должен быть ярким, образным, коротким, эмоциональным и запоминающимся, — словом, таким, чтобы человеку захотелось распространить полученную информацию дальше в виде комментариев к статье или размещения поста в социальных медиа, например.
Третий элемент, имеющий отношение к восприятию медиа информации, — вовлеченность человека. Современные медиа делятся на пассивные и активные. Говоря о привлечении внимания потребителей, особенно к свойствам нового продукта, следует полагаться на активные медиа. Элементы активного медиа — комментарии под статьей, ссылки на другие заметки по схожей тематике, врезки высказываний автора, которые медийщики выделяют шрифтом или рамочкой.
Не стоит забывать о тех людях, которые до сих пор предпочитают газету гаджетам, потому что любят запах газеты и тактильные ощущения от бумаги
Четвертый элемент восприятия — цель, которую ставит перед собой читатель. Сегодня мы понимаем, что потребитель современного «информационного фастфуда» готов воспринять контент, с одной стороны, информативный, с другой — развлекательного характера. Что для него более важно, сказать сложно, здесь главное — сбалансировать эти два элемента с учетом позиционирования самого медиа. Если это глянцевый журнал, то он ориентирован на развлечение, если это ежедневный информационный ресурс — информация. И наконец, не менее важно технологическое оснащение контента. «Необходимо четко понимать, как будет потребляться наш медиаконтент, и в первую очередь я имею в виду, конечно, цифровые носители. Однако не стоит забывать о тех людях, которые до сих пор предпочитают газету любым гаджетам, потому что любят запах газеты и тактильные ощущения от бумаги», — отметила Татьяна Комиссарова.
Виды инноваций и их продвижение
Инновации — это введение нового в обиход потребителей. Потребителями могут быть компании или люди (конечные пользователи). Сегодня специалисты выделяют три типа инноваций: маркетинговые, управленческие и технологические. И три типа рынка: существующий (хорошо известные всем товары и услуги), латентный («спящий») и зарождающийся (рынок пока не сформирован). Если представить матрицу, где по вертикали расположить три типа рынка, а по горизонтали — три типа инноваций, то на их пересечении расположены ячейки, которые позволят маркетологу определить какой контент и какие каналы целесообразно использовать для продвижения через медиа.
Итак, рассмотрим первый и самый простой тип инноваций — маркетинговые инновации. Этот тип чаще всего используют маркетологи, чья задача — вывести товар на существующий рынок. К примеру, мы работаем с известной нам целевой аудиторией в сфере дополнительного образования (родители младших школьников) и хотим предложить своим потребителям новые интересные курсы обучения. Как правило, маркетологи проводят опрос потребителей для определения, что они предпочитают. При таком подходе маркетинговые инновации, которые формируют маркетологи, строятся на ценности «обучения и слушания». Мы слушаем своих потребителей и обучаемся вместе с ними. Данный подход очень эффективен, так как на рынке есть целевая аудитория, готовая воспринять наши идеи, более того, она четко нам рассказала, что она хочет получить. К примеру, мы решили обучать младших школьников «выращивать» жирафа в домашних условиях. Следующий вопрос: как представить эту тему целевой аудитории, чтобы она начала ее использовать? В нашем арсенале три типа медиаконтента: текстовый, звуковой и визуальный. Для жирафа мы выберем визуальный медиаконтент. Возможно, это будет инфографика (этапы выращивания жирафа) или вирусный видеоролик, в котором в рисованном виде показано, как растет жираф.
Другой тип ценности маркетинговой инновации — формирование у известного продукта реальных или «придуманных» дополнительных выгод для потребителей. В этом случае задача маркетолога — привлечь внимание потребителей к «новым» выгодам. Например, известно, что у подросших младенцев (5 — 6 месяцев) возникает больший интерес к бутылочке, и он стремится подержать ее сам. Один из брендов разработал бутылочку меньшего размера, с удобными полосками по краям для того, чтобы ребенку было легко ее держать и она не выскальзывала из его рук. Так, у известного продукта появилась дополнительная выгода, что привело к увеличению продаж именно этой формы бутылочки. Чтобы рассказать об этом потребителям, эффективней всего будет использовать визуальный медиаконтент, показав, что форма бутылочки анатомически удобна руке младенца. Далее необходимо будет отслеживать комментарии потребителей в социальных сетях и форумах, отвечать на их вопросы и давать мнение экспертов.
Управленческие инновации
Следующий тип инноваций — управленческие. Их часто используют компании, которым необходимо донести до своих потребителей какую-то новую дополнительную услугу или сервис. Например, в прошлом году телекоммуникационная компания для тех, кто покупает в их магазинах смартфон, добавила бесплатную услугу — перекачивание данных адресной книги с кнопочных телефонов на смартфоны. Цель компании — увеличить свою целевую аудиторию. Чтобы донести информацию до своих потребителей о новой бесплатной услуге, компания сняла минутный рекламный ролик — диалог двух людей, в котором один человек объясняет другому удобство новой услуги. И, несмотря на то, что в данном ролике использован и визуальный ряд — основная смысловая нагрузка легла на текстовой (диалог) медиаконтент.
В основе еще одной модели управленческой инновации лежит процесс работы компании, удобный для потребителя. По-сути, речь идет о создании модели, процесса, построенного под клиента. В данном случае необходимо донести до потребителя удобство работы с персоналом или удобный график работы компании, возможность, например, получить круглосуточно техническую поддержку. Один из эффективных инструментов — отзывы клиентов на сайте компании или любых других рекомендательных сайтах. Но не стоит ограничиваться только текстовой информацией? Аэропорт в Сингапуре считается одним из самых комфортных в мире. В свое время специалисты, сотрудничающие с ним, детально описали «путь клиента»: как себя ведут пассажиры и люди их встречающие, где предпочитают отдыхать, что едят, как проводят время в ожидании вылета или прилета и так далее. Затем маркетологи разработали анимационные рекламные ролики для каждого типа клиентов (люди, летающие чаще всего одни в командировки; предпочитающие лететь на отдых с семьей и так далее). У клиентов, посмотревших ролик, была возможность оставить свой комментарий и предложить улучшения. Сингапурский аэропорт сегодня — это целый город в городе.
Не идите на поводу у рекламщиков, ищите то, что может действительно зацепить вашего клиента-новатора
К примеру, Samsung разработали часы, которые, с одной стороны фиксируют часть физиологических показателей (частота пульса, скорость шага), с другой — имеют доступ к мобильному телефону и интернет. С точки зрения технологии это не прорывная инновация, потому что есть браслеты, измеряющие шаг, пульс и так далее. Но когда функции мобильного телефона и браслета для фитнеса объединяются в одном гаджете — можно говорить о создании новой рыночной ниши. Интересно, что у этих суперчасов две абсолютно разные аудитории: молодые спортивные новаторы (с удовольствием принимающие технические новинки) и уже не такие молодые люди бизнеса, стремящиеся продемонстрировать свою современность. Медиаконтент для этих двух категорий потребителей будет абсолютно разным. Самый простой вариант для новаторов — вирусный ролик. Для зрелых людей бизнеса более актуальны статьи о технических новинках в журналах типа «Сноб», «GQ» и так далее.
Прорывные технологии
Самый сложный тип инноваций для продвижения — прорывные технические инновации и выход на несуществующий (зарождающийся) рынок. Пример, технология дополненной реальности, которая сегодня активно используется в медицине для обучения персонала, фэшн-индустрии (виртуальные примерочные), в туризме (виртуальные туры по городу в мобильных приложениях), современные технологии в музеях и так далее. Продвижение такого рода технологий возможно только в связке с медиаконтентом, с помощью которого компания учит потребителя пользоваться новой технологией или продуктом.
Если говорить о технологиях, которые вообще отсутствовали в человеческом опыте, то срок их продвижения на рынок — от 3 до 5 лет и это оптимистический сценарий. При запуске такого продукта маркетологи выстраивают сценарий продвижения, основываясь на знаниях о психографических типах потребителей. Первыми опробуют новый продукт, конечно, новаторы. Их мотив — интерес и самовыражение, а это значит, что медиаконтент должен соответствовать их системе ценностей. Для них важна работа, путешествия, деньги для получения удовольствия от путешествий и так далее.
«В прошлом году Высшая школа маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ провела исследование по описанию потребительских мотивов россиян, в том числе новаторов, и выяснила, что эти люди не выносят шаблонных слов вроде «мода», «статус», «эксклюзив», «VIP». Поэтому мой главный совет: не идите на поводу у рекламщиков, ищите то, что может действительно зацепить вашего клиента-новатора. И не забывайте, что эта группа потребителей предпочитает цифровые медиа», — заключила Татьяна Комиссарова.