информационный стенд медицинской организации что должно быть
Приложение N 1. Перечень информации о деятельности медицинских организаций, рекомендуемой к размещению на официальном сайте медицинской организации (информационных стендах)
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по проведению независимой
оценки качества работы
государственных (муниципальных)
учреждений, оказывающих услуги
в сфере здравоохранения,
утвержденным приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 31 октября 2013 г. N 810а
Перечень
информации о деятельности медицинских организаций, рекомендуемой к размещению на официальном сайте медицинской организации (информационных стендах)
а) полное наименование медицинской организации (структура, схема проезда (карта), информация о транспортной доступности);
б) информация об осуществляемой медицинской деятельности (копии (электронные образы) лицензий на все виды деятельности);
в) информация о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья;
г) контакты контролирующих организаций;
д) контакты: адрес, телефон, электронная почта;
ж) график работы медицинской организации и часы приема медицинскими работниками;
а) информация об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
б) информация о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
в) информация о перечне льготных лекарственных средств и лекарственном обеспечении;
г) информация о перечне платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
д) список страховых медицинских организаций, с которыми работает медицинская организация;
ж) правила записи на первичный прием/консультацию/обследование;
з) информация о стандартах медицинской помощи;
и) информация о сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и имеющих прикрепленное население;
к) правила госпитализации (сроки и документы);
Информация о специалистах:
а) график приема граждан руководителем и иными уполномоченными лицами медицинской организации;
б) информация о медицинских работниках медицинской организации, об уровне их образования и об их квалификации;
в) отзывы пациентов;
г) информация о вакансиях медицинской организации;
Механизмы обратной связи:
а) возможность разместить обращение на сайте (размещена форма для подачи электронного запроса);
б) рубрика вопрос-ответ.
* Информация о предоставлении в доступной форме: дизайн сайта, версия для слабовидящих, скорость загрузки элементов страниц, удобство навигации по сайту, наличие работоспособного поиска по сайту, отсутствие ошибок.
Правила оформления уголка потребителя для медицинских организаций
Согласно законодательству РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают населению услуги на возмездной основе, обязаны иметь информационный стенд (так называемый уголок потребителя медицинского центра), на котором должна быть отражена ключевая информация для потребителей услуг. Оформление уголка потребителя для медицинских организаций имеет свои особенности, о которых мы поговорим в данной статье.
В целом правила и нормы оформления уголка потребителя в медицинских учреждениях регламентируются рядом законодательных актов (статьями 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей», Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006, Гражданским кодексом). Кратко суть указанных законов и постановлений можно свести к следующему: организация, оказывающая медицинские услуги, обязана предоставлять полную и достоверную информацию о своей деятельности в доступной форме; эта информация должна быть расположена в специально отведенном месте, обеспечивающем беспрепятственный доступ к нему для потребителей услуг.
Важным моментом является то, что у потребителя должна быть возможность ознакомиться с информацией до непосредственного оказания самой услуги, чтобы осознанно принять решение о том, какая именно услуга ему будет оказываться и кто ее будет предоставлять. Подробную информацию о той или иной услуге потребитель может получить во время консультации, в том числе при подписании информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, а в уголке посетителя медицинской организации должны содержаться сведения об исполнителе услуги, т.е. о клинике и ее специалистах.
Непредоставление посетителю (как потребителю услуг) предусмотренных законом сведений в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность (штраф):
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей».
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».
Но вернемся к правилам оформления уголка потребителя в медицинском учреждении. Несмотря на обилие нормативных актов, ни в одном из них не содержится исчерпывающий список требований по информированию потребителей.
Документы для размещения на информационном стенде в медицинской организации
Обобщив имеющуюся разрозненную информацию, можем сказать, что в уголке потребителя в медицинском учреждении обязательно должны быть в наличии следующие документы:
Информационный стенд в медицинской организации должен располагаться в доступном для посетителей месте таким образом, чтобы любой желающий мог свободно подойти к нему и изучить все имеющиеся документы.
Правильно оформленный уголок потребителя медицинского центра поможет вам не только должным образом проинформировать посетителей об оказываемых услугах, но и станет незаменимым инструментом в случае возникновения спорных ситуаций, поскольку вы всегда сможете сослаться на документацию, имеющуюся на информационном стенде клиники. Разместив здесь всю необходимую информацию, регламентированную нормативными актами, вы защитите себя и от необоснованных требований клиентов и от претензий контролирующих органов.
Вам также могут быть интересны материалы на сайте:
Приказ Минздрава России от 30.12.2014 N 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (вместе с «Информацией, предоставляемой медицинскими организациями, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2015 N 36153)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2014 г. N 956н
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, И ТРЕБОВАНИЯХ
К СОДЕРЖАНИЮ И ФОРМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАЗМЕЩАЕМОЙ
НА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТАХ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 79 и частью 15 статьи 79.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257) приказываю:
информацию, необходимую для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, согласно приложению N 1;
требования к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласно приложению N 2.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна.
к приказу Министерства здравоохранения
от 30 декабря 2014 г. N 956н
ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, НЕОБХОДИМАЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
1) о медицинской организации:
полное наименование, место нахождения, включая обособленные структурные подразделения (при их наличии), почтовый адрес, схема проезда;
дата государственной регистрации, сведения об учредителе (учредителях);
структура и органы управления;
режим и график работы;
правила внутреннего распорядка для потребителей услуг;
контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты;
график приема граждан руководителем медицинской организации и иными уполномоченными лицами с указанием телефона, адреса электронной почты;
2) об адресах и контактных телефонах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
3) о страховых медицинских организациях, с которыми заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
4) о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья;
5) о медицинской деятельности медицинской организации:
о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложением электронного образа документов);
о видах медицинской помощи;
о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
о показателях доступности и качества медицинской помощи, установленных в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год;
о сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и имеющей прикрепленное население;
о правилах записи на первичный прием/консультацию/обследование;
о правилах подготовки к диагностическим исследованиям;
о правилах и сроках госпитализации;
о правилах предоставления платных медицинских услуг;
о перечне оказываемых платных медицинских услуг;
о ценах (тарифах) на медицинские услуги (с приложением электронного образа документов);
6) о медицинских работниках медицинской организации, включая филиалы (при их наличии):
фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, занимаемая должность;
сведения из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация);
сведения из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия);
график работы и часы приема медицинского работника;
7) о вакантных должностях;
8) о перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения;
9) о перечне лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
10) о перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций;
11) о перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;
12) об отзывах потребителей услуг;
13) иная информация, которая размещается, опубликовывается по решению учредителя и (или) руководителя медицинской организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
к приказу Министерства здравоохранения
от 30 декабря 2014 г. N 956н
К СОДЕРЖАНИЮ И ФОРМЕ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, РАЗМЕЩАЕМОЙ НА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТАХ МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
3. Информация размещается в доступной, наглядной, понятной форме, в том числе в форме открытых данных, при этом обеспечиваются открытость, актуальность, полнота, достоверность информации, простота и понятность восприятия информации, наличие карты официального сайта для удобства навигации по сайту, работоспособного поиска по сайту, версии для слабовидящих, отсутствие ошибок, а также другие возможности для удобной работы пользователей сайта.
4. Информация на официальных сайтах размещается на русском языке, а также может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках.
5. Размещенная на официальных сайтах информация должна быть доступна пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.
6. Информация размещается на официальных сайтах в текстовой и (или) табличной формах, в форме электронного образа копий документов, а также может содержать схемы, графики, разъяснения.
7. При размещении информации на официальных сайтах и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
8. Технические и программные средства, которые используются для функционирования официальных сайтов, должны обеспечивать:
а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;
б) защиту информации от несанкционированного уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении ее;
в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;
г) защиту от несанкционированного копирования авторских материалов.
9. На официальных сайтах обеспечивается возможность выражения мнений получателями медицинских услуг о качестве оказания услуг медицинскими организациями (анкетирование).
10. На официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации формируется раздел «Медицинские организации», в котором размещается информация о деятельности медицинских организаций, содержащая:
сведения о подведомственных медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты, виды и профили оказываемой медицинской помощи, а также ссылки на официальные сайты медицинских организаций в сети «Интернет»;
сведения о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты, виды и профили оказываемой медицинской помощи, а также ссылки на официальные сайты медицинских организаций в сети «Интернет».
11. На официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируются следующие разделы:
«Медицинские организации», в котором размещается информация, содержащая сведения о деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты, виды и профили оказываемой медицинской помощи, а также ссылки на официальные сайты медицинских организаций в сети «Интернет»;
«Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями», в котором размещается информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями.
12. На официальном сайте органа местного самоуправления формируются разделы:
«Медицинские организации», в котором размещается информация, содержащая сведения о деятельности медицинских организаций, муниципальной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты, виды и профили оказываемой медицинской помощи, а также ссылки на официальные сайты медицинских организаций в сети «Интернет»;
«Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями», в котором размещается информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.
13. На официальном сайте медицинской организации размещается информация о деятельности медицинской организации, включая обособленные структурные подразделения (при их наличии), в соответствии с приложением N 1 к настоящему приказу.
Медицинская организация размещает информацию на официальном сайте в соответствии с документами, в которых содержатся соответствующие сведения (нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, учредительные документы).
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава России от 30.12.2014 N 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (вместе с «Информацией, предоставляемой медицинскими организациями, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2015 N 36153)
В соответствии с приказом Минздрава России от 30 декабря 2014 г. N 956н (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2015 г., N 36153) информация, необходимая для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, в обязательном порядке размещается в сети Интернет на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медицинских организаций в понятном, доступном и наглядном виде.
Законодательные требования к информированию пациентов о медицинских услугах
Медицинские технологии в последние десятилетия совершили скачок вперед, медицинские услуги стали высокотехнологичными, а вместе с тем сложными как в овладении их навыками специалистами, так и в понимании со стороны непрофессионалов. Тем самым возник непреодолимый разрыв в знаниях между врачом и пациентом, а в след за этим и опасность манипулирования невежеством граждан со стороны недобросовестных медиков. При отсутствии должного информирования о медицинской услуге пациент находится в незащищенной позиции по отношению к клинике. В целях сохранения баланса интересов в законодательство вводятся нормы, закрепляющие права пациентов на информацию, позволяющие им совершать более осознанный выбор при обращении за медицинскими услугами.
1. Предоставление информации пациенту до обращения за медицинскими услугами
Наиболее категорично право пациента на информацию при оказании медицинских услуг закреплено в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
На основании п.1 ст.8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах.
Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Медицинской организации необходимо обратить внимание на оформление следующих носителей информации: вывеска, информационный стенд, сайт организации. Эти носители информации являются лицом клиники как перед потребителем, так и перед контролирующими органами, в которые обращаются потребители за защитой своих прав. Небрежное оформление этих объектов без учета требований законодательства является легкой добычей для пациентов, склонных к сутяжничеству и «потребительскому экстремизму».
Вывеска
С точки зрения потребителя на вывеске до него должны быть доведены сведения о фирменном наименовании (наименовании) медицинской организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы (п.1 ст.9 Закона о защите прав потребителей).
С одной стороны, оформление вывески не должно составлять трудность для медицинской организации, однако иногда при размещении вывески возникают дополнительные препятствия в связи с необходимостью ее согласования с арендодателем, жильцами многоквартирного дома, а также с органами власти, контролирующими размещение информации и рекламы. Поэтому встречаются организации, работающие без вывески и нарушающие, тем самым права потребителя на информацию.
Информационный стенд (стойка)
Как упоминалось выше, информация доводится до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей. Платные медицинские услуги оказываются пациентам в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006. Раздел III Правил содержит требования к информации об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах.
В п.11 Правил, в частности указаны способы предоставления информации — размещение на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации.
Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги.
Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией (п.12 Правил).
На информационном стенде (стойке) должна быть размещена следующая информация о медицинской организации:
Сайт медицинской организации
Интернет-сайт – привычный и самый востребованный сегодня источник информации о медицинской организации и оказываемых ей услугах. Большинство пациентов перед посещением клиники посещают ее сайт и ищут необходимую им информацию именно в интернете. И если государственная медицина использует интернет скорее по причине необходимости выполнения многочисленных требований законодательства о раскрытии информации, то частные клиники в первую очередь под сайтом понимают инструмент продаж.
Сайты частным клиникам делают маркетологи и рекламные агентства, заточенные на лендинг, seo-оптимизацию и другие инструменты, поэтому о требованиях к размещению обязательной информации на сайте часто забывают.
Список обязательной информации для потребителя на сайте в целом аналогичен оформлению информационного стенда (стойки). Несоответствие сайта медицинской организации обязательным законодательным требованиям (точно так же как и несоответствие информации, представленной на информационном стенде) расценивается как нарушение законодательства о защите прав потребителей и может повлечь соответствующие негативные последствия — штрафы и т. д.
2. Предоставление информации пациенту при заключении договора
Вывеска, информационный стенд и интернет-сайт являются источниками информации о медицинской организации и оказываемых ею услугах, с которыми пациент знакомится самостоятельно, единолично и без участия представителя клиники. Однако существует также информация, которая доводится до пациента сотрудником или медицинским работником организации.
Так, в силу п.15 Правил до заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.
Способ доведения указанной информации до потребителя – уведомление в письменной форме.
Уведомление имеет важное значение и для самой медицинской организации, поскольку наличие подписи пациента на этом документе будет весомым аргументом при предъявлении им в дальнейшем претензий к качеству медицинских услуг и срокам их оказания при несоблюдении со своей стороны рекомендаций медицинского работника.
На основании п.14 Правил при заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:
В силу ч.3 ст.84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья) при оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи.
Согласно п.2 ч.1 ст.37 Закона об охране здоровья медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравом России и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
Соответственно, если потребитель или заказчик при заключении договора потребовал ознакомить его с порядком оказания медицинской помощи, применяемым при предоставлении платных медицинских услуг, у медицинской организации возникает соответствующая обязанность.
В силу ч.4 ст.84 Закона об охране здоровья платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.
Из указанной нормы следует, что применение стандартов медицинской помощи при предоставлении платных медицинских услуг носит диспозитивный характер и зависит от желаний пациента. Однако, за пациентом сохраняется право потребовать ознакомить его со стандартом медицинской помощи.
Несмотря на то, что на информационном стенде и на сайте пациент уже имел возможность ознакомиться с информацией о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации, тем не менее при заключении договора он вправе дополнительно потребовать представить ему информацию о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации).
3. Предоставление информации пациенту перед медицинским вмешательством
В п.14 Правил указано, что информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи должна предоставляться по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.
Однако, это не совсем так, поскольку на основании ч.1 ст.20 Закона об охране здоровья необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Таким образом, указанная информация должна быть предоставлена пациенту не по его требованию, а в обязательном порядке как необходимое предварительное условие медицинского вмешательства.
Каким способом пациенту должна быть предоставлена информация о медицинском вмешательстве?
Согласно ч.7 ст.20 Закона об охране здоровья информированное согласие оформляется:
Законодательство однозначно не указывает на то, в какой форме должна быть доведена до пациента сама информация о медицинском вмешательстве. С одной стороны, не запрещено сообщение всей необходимой информации в устной форме с последующим подписанием краткого информированного согласия. С другой стороны, при кратком оформлении информированного добровольного согласия в случае поступления жалоб пациентов медицинская организация окажется беззащитна, если документ:
Исходя из этого, при кратком оформлении информированного согласия существует риск, что в спорной ситуации медицинская организация не сможет доказать факт информирования пациента о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В настоящее время несоблюдение тех или иных правовых норм, связанных с правом пациентов на надлежащие информирование о медицинских услугах является одним из наиболее распространенных поводов для наложения надзорными органами на медицинские организации штрафов, а также для подачи претензий и исков к медицинским организациям со стороны пациентов. Последнее стало настолько частым явлением, что, по нашему мнению, заслуживает отдельного рассмотрения — прежде всего в аспекте необходимости выработки медицинской организацией мер защиты от «потребительского экстремизма». Под этим термином, скрываются, в частности, эпизоды, когда пациенты, прикрываясь «правом на надлежащие информирование», пытаются по явно надуманным причинам получить от медицинской организации (врача) получить материальную компенсацию. Подробнее тема возможных претензий пациентов, связанных с правами на информирование о медицинской услуге освещена в нашей статье «Претензии пациентов, связанные с нарушением их прав на информирование о медицинских услугах и способы защиты от таких претензий».