ингрия что это сейчас
Ингрия
В 1708 году эти земли вошли в состав обширной Ингерманландской губернии, с 1710 — Санкт-Петербургской Губернии, а с 1927 года — Ленинградской области (следует отметить, что границы этих образований не совпадают друг с другом и значительно менялись с течением времени).
Содержание
История
Во времена викингов через территорию Ингрии проходил торговый путь «Из варяг в греки», что делало регион привлекательным для скандинавской аристократии.
Водская пятина Новгородской земли
В 1280 году заложена первая каменная крепость на территории Приневского края — Копорье.
В 1300 шведами была построена крепость Ландскрона, однако спустя год она была взята соединённой дружиной из новгородцев и местных карел и срыта до основания. На месте бывшей Ландскроны долгое время существовало «Невское устье» — новгородское торжище, то есть, рынок.
В XV веке Ижора, как и вся Новгородская земля была присоединена к себе Московским Великим княжеством. Для охраны своих западных рубежей в 1492 году по приказу князя Ивана III была построена крепость Ивангород.
Ижорская земля в составе Московского Царства
В мае 1583 по итогам неудачной для Ивана Грозного войны Московское царство заключило Плюсское перемирие со Швецией, по которому лишалась почти всей территории Ингерманландии.
Шведская Ингерманландия (1583—1595, 1617—1702)
В 1583 восточные уезды Ижорской земли стали владением (доминионом) Швеции (швед. Svenska besittningar ), то есть в отличие от провинции, обладала статусом завоёванной территории и находилась под властью генерал-губернатора, который подчинялся напрямую королю. В составе Русского царства остался только Ореховский уезд с рекой Невой.
В 1595 году захваченная часть Ижорской земли была возвращена Московскому государству по Тявзинскому договору.
В начале XVII века во время Смутного времени шведские войска сражались на стороне царя Василия Шуйского, который при заключении Выборгского договора 1609 пообещал за военную помощь передать Швеции Корельский уезд. Однако, после ряда поражений от поляков, обвиняя русскую сторону в неисполнении договора, шведский отряд Якоба Делагарди ушёл из России, и, впоследствии, пользуясь неустройствами Смутного времени, оккупировал Ижорскую землю и Новгород. Новый царь Михаил Фёдорович вынужден был по Столбовскому миру 1617 года уступить Ингерманландию Швеции. Ингрия стала препятствием для проникновения русских на Карельский перешеек. Швеция взяла под свой контроль всю торговлю через Балтийское море.
Освободившиеся земли начали также заселяться колонистами из Северной Германии: в крупных городах Копорье и Выборге поселились немецкие дворяне, купцы, ремесленники. Помимо этого, после заключения в 1661 Кардисского мира усилился процесс миграции финнов-лютеран (инкери) из центральных областей Финляндии и Карелии.
Ингерманландия в составе Российской империи (1702—1917)
После почти ста лет пребывания в составе Шведского королевства Ингерманландия стала частью Российской империи по результатам Северной войны 1700—1721 (положение официально закреплено Ништадским миром). В 1703 в устье Невы на побережье Финского залива был заложен город Санкт-Петербург, ставший в 1712 столицей.
На территории региона был сформировано несколько новых полков русской армии, в том числе Ингерманландский пехотный полк Меншикова.
В 1715 г. в Санкт-Петербурге спущен спроектированный Петром I линейный корабль «Ингерманланд», бывший флагманом императора.
Советская власть в Ингрии
В 1920 по условиям Тартуского договора между РСФСР и Эстонией небольшая часть западной Ингрии была включена в состав Эстонской республики.
С 1927 года территория Ингерманландии входит в состав Ленинградской области. После выселения из области, а особенно из приграничных районов, людей, которых советская власть считала неблагонадёжными элементами, в частности, основной части прибалтийско-финского населения в 1936-ом, 1942-ом, 1943-ем годах и в ходе послевоенных репрессий, национальный состав Ингерманландии коренным образом изменился.
«Ингрия» — слово шведское, а претензии – финские
Название «Ингрия» в Санкт-Петербурге известно, наверное, многим. Побережье, прекрасные виды, древний народ ижора… Вот только сегодня именем народа ижора пользуются совсем другие люди, мечтающие о реванше советско-финской войны 1939-1940 годов и к народу ижора отношения не имеющие…
ВСЕГО ДВЕ СОТНИ С ЛИШНИМ…
Ижора — один из малочисленных коренных народов России. Этнографы причисляют ижора к финно-угорским народам. Сегодня этот народ практически ассимелирован, и людей, самоидентифицирующихся, как ижора, ещё в 2013 году насчитывалось всего 266 человек. А учитывая, что у этого народа есть тенденция к уменьшению численности, то сейчас их и того меньше.
История народа ижора стала предметом антироссийских спекуляций ещё в 80-е годы. Дело в том, что первым упоминанием народа ижора в исторических источниках является «Иоакиммовская летопись» (сборное название документов IX века, опубликованное в XVIII веке русским историком Василием Татищевым). Причём, согласно документам, приведённым Татищевым, в IX веке ижора имели уже сложившиеся правовые отношения, близкие к государственному образованию, не уступающие славянским. Во всяком случае, когда Рюрик выделяет своей жене Ефранде земли, для её содержания, на этих землях находится «град», населённый народом ижора. [Татищев В. Н. История Российская. Т. I. — М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1962. — С. 110. Академическое издание.] Правда с 80-х годов ХХ века, этот источник в околонаучных публицистических кругах непонятно с чего вдруг (!) получил статус «сомнительного».
Зато с 1987 года начинает «воспеваться» версия, что первым на народ ижора обратил внимание папа Римский Александр III. Об этом сейчас сторонники «независимой Ингрии» говорят, как об установленном факте. Для чего? Всё просто: для обоснования того, что русские-де не обращали внимания на культуру тех, кто жил рядом с ними, считая их «никем». Учитывая, что папа Александр III изволил гневаться, что ижора выступили против крестоносцев Балтийских Крестовых Походов в союзе с новгородцами, что ижорский старейшина Пелгуссий предупредил князя Александра Ярославича (тогда ещё не Невского) в 1240 году о шведском десанте в устье Невы, согласитесь, версия о папе Александре III, как «первооткрывателе» народа ижора отдаёт клиническим идиотизмом. Но «пипл хавает».
Ещё одним русофобским мифом, «раскручиваемым» современными пропагандистами является то, что «в 30-е годы были открыты ижорские национальные школы, но в 1937 году они были закрыты, а учителя их были репрессированы». Так даже в «Учебном пособии по ижорскому языку» написано. Вот только документальная проверка выявляет, что сказка про «репрессии ижорского языка в 1937 году» представляют собой устранение использования ижорского языка в официальной документации. И — всё. Про «репрессии учителей» за преподавание ижорского языка нет НИ ОДНОГО достоверного документа. Почему же был изъят ижорский язык из официального документооборота — очень хорошо понятно. Численность народа ижора в 1939 году составляла 7847 человек и проживали ижора очень компактно. Таким образом, документ, составленный на ижорском языке, будучи направлен в Ленинград или Москву, представлял собой проблему с точки зрения перевода. Преподавать ижорский язык никто не запрещал (ну нет НИ ОДНОГО достоверного документа, который бы это декларировал). Другой вопрос, что в рамках СССР практически выгоднее было учить — русский.
Другой вопрос: в 1943 года гитлеровская Германия и маннергеймская Финляндия заключили договор о депортации всех финно-угорских народов СССР с оккупированных территорий на территорию Финляндии. Не, ну правда: немцы в рабство угоняли советских граждан эшелонами, Финляндии — тоже хотелось! Результаты — «впечтляют»: после возвращения в 1944-1945 годах, численность народа ижора составила… 1062 человека. То есть — уменьшилась в семь (!) раз. Причём, финны делали всё, чтобы народу ижора некуда было возвращаться. По рассказам местных жителей сразу за командами финской армии, угонявшими несчастных в Финляндию, шла зондер-команда, сжигавшая населённые пункты. Все. До тла. «Освобождённые от советской власти» ижора отправлялись в эстонские концлагеря, затем — в рабство в Финляндию.
По возвращении же в СССР ижорам запретили селиться в месте их прежнего проживания. Сегодня это называют «репрессиями». Однако это — ложь.
В Финляндию коренное население Ленинградской области увозили в рабство, набивая судна, как банки со шпротами. Но «оккупант» всё равно — Россия…
УВЕЗТИ ОТ РАЗРУХИ…
Начиная с 1944 года Финляндия вышла из войны с СССР, технично «кинув» союзника-Гитлера. Руководство СССР не возражало: баба с возу — советских солдат погибнет меньше. Но встала серьёзная проблема с возвращающимися на родные пепелища угнанными в Финляндию советскими гражданами. Ломоносовский и Кинигсеппский районы Ленинградской области были разорены войной. И война, хоть и шла уже отчётливо к концу, но всё-таки — продолжалась. Строиться в прифронтовой полосе, тратить ресурсы на систематический ввоз продовольствия и строительных материалов, Советский Союз не мог. И тогда Государственный Комитет Обороны СССР принял решение поступить с вернувшимися из финского плена также, как и с жителями блокадного Ленинграда — вывезти их в районы, менее пострадавшие от гитлеровской оккупации. Туда, где требовались рабочие руки (для трудоустройства) и была уже налажена тыловая жизнь, были налажены поставки продуктов. Тогда-то и родилось Постановление ГОКО № 6973 «О переселении из Финляндии ранее проживавшего в Ленинградской области населения ингерманландского происхождения» от 19.11.1944, которое «либеральные историки» считают доказательством «репрессий».
Вот несколько выдержек из этого документа:
«… 3. Возложить на начальника Тыла Красной армии т. ХРУЛЕВА организацию приема эшелонов с советскими гражданами, возвращающимися из Финляндии, перевозку их, принадлежащего им имущества и скота до места вселения, питание и медико-санитарное обслуживание.
… направлять репатриируемых в каждую область целыми эшелонами, не допуская разбивки эшелонов между областями…
… б) обеспечить размещение прибывающих переселенцев в имеющихся свободных домах или, в порядке уплотнения, временно в домах колхозников;
в) оказать содействие прибывающим переселенцам в строительстве ими новых домов в местах вселения, в приобретении и ремонте жилых домов и хозяйственных построек;
г) наделить до 1 марта 1945 г. прибывших переселенцев усадебными участками по нормам, предусмотренным Уставом сельхозартели;
д) оказать помощь переселенцам в приобретении ими скота и птицы…
… 15. Установить для переселяемых, в соответствии с п. 1 настоящего постановления, следующие льготы:
а) освободить переселенцев на 1945–1946 гг. от всех государственных денежных налогов, страховых платежей и на 1945 год от поставок государству сельскохозяйственных продуктов и продуктов животноводства;
б) принять на счет государства стоимость проезда, перевозки скота и имущества переселяемых, а также их медицинское обслуживание с пограничных пунктов до места вселения.
… 17. Обязать Главлесохрану при Совнаркоме СССР отвести лесосеки для заготовки деловой древесины на жилищное и хозяйственное строительство переселенцев по заявкам Калининского, Новгородского, Псковского, Великолукского и Ярославского облисполкомов.
Жестокие условия, правда? Полный текст «Постановления» интересующиеся могут прочитать сами.
Но пропаганда «либеральных историков» 80-90-х годов — работает. Сегодня многие представители народа ижоры уверены, что их предков «депортировали, потому что считали предателями». Прочитайте текст «Постановления» и спросите себя: так ли относятся к тем, кого считают предателями? А то, что СССР не дал большего, так — не мог. Шла самая страшная война в истории человечества.
Впрочем, это не так важно. Дело в том, что сегодняшние «поборники свободы Ингрии» никакого отношения к коренным народам этого региона не имеют!
«Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии». Ингрии. Что она делает на всей остальной территории России? Хороший вопрос для силовых структур…
КЛЮЮЩИЕ С «ЗАМОРСКОЙ РУКИ»
Сегодня проводники идеи отделения Ингрии от Российской Федерации активно спекулируют на именах коренных народов. Вот только представляют они не ижору, водь и прочие коренные народы. В основе идеологии этой организации лежит идеология так называемых «ингерманландских финнов».
Само название «Ингрия» происходит от шведского языка — государственного языка, бывшего на этой территории государственным, до 1706 года, когда эти земли вошли в состав Ингерманландской губернии. Однако сегодня сепаратисты смотрят в сторону Финляндии. Причём — не очень скрываясь.
Например, откровенно профинский характер деятельности сепаратистской группы «Свободная Ингрия» откровенно отмечает хорватская газета Advance. Подтверждается эта ориентация и характером материалов, содержащихся на пабликах «Ингрии» (а во ВКонтакте, Facebook, и прочих инстаграммах их немало).
Но главное — группа, ратующая за создание «Ингрии» обзавелась собственной лютеранской церковью. Так и называется «Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии». Создали её в 1992 году после всепьянейшего заявления Бени Бухого… пардон, Бориса Ельцина «берите суверенитета столько, сколько можете». Сами адепты этой религиозной группы пытаются доказать, что она существовала аж с 1611 года, но достоверных доказательств привести, как водится, не могут. Кстати, наличие этой церкви — ещё одно доказательство того, что идеология «Ингрии» не имеет никакого отношения к коренным народам региона: они-то исповедуют православие!
Так вот, «Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии» финансируется из-за рубежа. От 40 до 50% средств «Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии» получает из Финляндии. По соображениям толерантности (после произнесения этого слова очень хочется помыть рот) информация об этом «вычищается» из сети, но Интернет помнит всё.
В 1995 году новым епископом Церкви Ингрии стал настоятель Колтушской общины Арри Кугаппи. Хиротонию совершили епископы Лейно Хассинен (Церковь Ингрии), Матти Сихвонен (Куопио, Финляндия), Верне (Будё, Норвегия), Хенрик Свенунгссон (Швеция) и Георг Кречмар (Россия), а также архиепископ Яан Кийвит (Эстония).
Вроде бы, в конце концов, ничего такого: ну, заботятся финны о своих соотечественниках на чужой территории. Только вот в чём «закавыка, панимаишь»: на сегодня «Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии» имеет 75 приходов на территории России и является второй по величине среди лютеранских церквей в России. Зачем финской церкви приходы в Саратове, Воронеже, Твери, Новых Буртасах, Владикавказе, Улан — Удэ? С чего вдруг её священнослужители понесли «рассказ об Ингрии» в Мордовию, Татарстан, Башкортостан, Марий Эл? С чего вдруг церковь, которая, судя по названию, должна бы окормлять одну конкретную этническую группу Северо-Запада России, проводит собрания на эрзя-мордовском, мокша-мордовском, марийском, удмуртском и других языках? Думайте — сами.
А вот Евангелическо-Лютеранская церкви Аугсбургского исповедания — ЕЛЦ АИ (кстати, не признанная «братьями-лютеранами) мнение имеет и очень прямое. Так ряд иерархов ЕЛЦ АИ прямо и недвусмысленно заявили:
«…Финский ингерманландский проект по созданию Церкви Ингрии был связан с эйфорией известного ельциновского лозунга «берите суверенитета столько, сколько сможете унести». Финны умеют терпеть и умеют ждать. Элитам Финляндии начала 90-х казалось, что настал час реванша за 39-й год, когда их страна потеряла значительные карельские территории и земли ижорского района. Организованная на финские деньги Церковь Ингрии призвана была служить планам по «мирной аннексии» Игерманландии – широкой автономии для этих, некогда финских земель, под патронажем Финляндии. Но с приходом во власть команды Владимира Путина, эти планы пришлось свернуть и Церковь Ингрии вынуждена была переориентироваться на сотрудничество с американской лютеранской Церковью Миссури Синод.
Тогда же появилась и Сибирская Евангелическо — Лютеранская Церковь, также активно взаимодействующая сегодня с приезжающими гостями из Америки…»
Конечно, можно попытаться «списать» это заявление на попытку «отомстить» не признавшим их коллегам. Только вот это — не единственное свидетельство того, что проект «Ингрия» это — инструмент расчленения России.
«Инкерин Лиитто» — клюющие из ладошки зарубежных спонсоров
ФИНЛЯНДИЯ ХОЧЕТ РЕВАНША
Финляндия, в принципе, уже перестала скрывать свои цели по расчленению России. Всем, кто умиляется «добрососедству» финского государства (даже в пример приводит) стоило бы ознакомиться, например, с заявлением активиста партии «Истинные финны» Генри Хаутамяки, сделанном им в прошлом году. Оказывается, земли, вошедшие в состав СССР по результатам советско-финской войны «должны быть возвращены Финляндии»!
Далее. В Финляндии создан государственный проект по поддержке «ингерманландцев» в Ленинградской области. Особой заботой западных спонсоров пользуется организация «Инкерин лиитто» («Ингерманландский союз»), которая объединяет более 3500 человек. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области действуют 18 отделений «Инкерин лиитто» — в соответствии с административными районами Ленинградской области. Председателем общества с 1998 по 2018 год, являлся Александр Кирьянен. В 2018 году на съезде «Инкерин Лиитто» новым председателем был избран Роман Пелли. Газета «Инкери» в 1998-2001 годах выходила ежемесячно, впоследствии с регулярностью 5-6 раз в год. С 2008 года «Инкери» является изданием НКО «Инкерин Лиитто».
Не будем останавливаться. В медиа-пространстве «Рунета» массово появились паблики, призывающие к отделению Ингрии от России. Это называется «освобождением». Ну вот, например, преинтересные заявления:
«…Если говорить об отношении государства к локальному патриотизму, то мы увидим, что, чем общество более тоталитарно, тем оно жестче относится к этой низовой инициативе.
…Это в связи с тем, что «сепаратистами» называют сегодня донецких, славянских и луганских террористов…
… На прошлой неделе состоялась поездка группы ингерманландских активистов на финскую оборонительную Линию Салпа (Salpаlinja), расположенную несколько западнее границы страны Суоми с рф. Там наши камрады посетили бетонные ДОТы и другие фортификационные сооружения, находящиеся в пригодном для использования по назначению состоянии… Мы предлагаем взять инициативу благоустройства и музеефикации ДОТов Линии Маннергейма в свои руки, и провести этим летом серию выездов на места боев, с целью уборки мусора и, по возможности, благоустройства. Как минимум, следовало бы, помимо очистки местности, удалить те многочисленные надписи, что были оставлены в бетонных казематах каким-то бескультурными двуногими, не могущими претендовать на звание людей.
Желающие участвовать в этом благородном деле могут записываться в комментариях….»
Если кто не понял, то «доброхоты» требуют «зелёный свет» так называемому «локальному патриотизму», называют борцов Донбасса с киевским нацизмом — «террористами», а также — ратуют за «музеефикацию» Линии Маннергейма и Линии Салпа (а отнюдь не позиций Красной Армии).
Как оценить подобные заявления и действия в рамках действующей правовой системы РФ — должны разбираться компетентные органы. Но, согласитесь, оснований для того, чтобы заинтересоваться проектом «Ингрия» оснований для силовых структур — более чем достаточно.
И первыми это поняли сами сепаратисты.
Артём Чеботарёв (первый справа). Когда собрался откусить от России кусок Северо-Запада и чего-то приуныл.
«Я НЕ Я, ФИНЛЯНДИЯ — НЕ МОЯ»
Проект «Ингрия» продвигают далеко не дураки. Поэтому, поняв, что они заигрались и статьи 280.1 и 282 УК РФ начинают казаться родными и близкими, сторонники «ингрийского» сепаратизма изо всех сил начали «раскручивать» свою «защитную линию».
К отмазке «ингерманландских» сепаратистов присоединился и паблик «Медуза», обильно цитируя создателя паблика «Ингерманландия» Дмитрия Витушкина, который всеми силами открещивался от своего соратника Чеботарёва.
Однако нужно отметить следующее: все паблики проекта «Ингрия» действуют по сей день. Их риторика и задачи не изменились. «Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии» до сих пор рассылает своих миссионеров по всей территории Российской Федерации. Финский проект поддержки «ингерманландцев» в Ленинградской области продолжает получать финансирование, НКО «Инкерин Лиитто» всё также активно.
Остаётся надеяться на одно: что наши силовые структуры, наконец, потеряют терпение и начнут тотальную проверку этих организаций. Да такую, после которой их деятельность на территории России станет… крайне неуютной. Рядовым же гражданам остаётся только одно: противостоять «ингрийским» сепаратистам в рамках действующего законодательства: так, как мы можем, с тем, что имеем, там, где мы есть.
Антон Семеновский, quis_quaeritis
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
nordlight_spb
Второй по численности город в стране-Санкт-Петербург — находится у северо-западных рубежей, непосредственно примыкая к границам с Финляндией и Эстонией. История этого края, который именуют Ижорской землёй, Ингерманландией, Невским краем или же просто Ленинградской областью, хранит в себе ценный пласт культурно-исторического наследия, оставленный проживавшими здесь финно-угорскими народами. И сейчас, выезжая за пределы Питера, то и дело встречаешь названия сёл и деревень с вроде бы русскими окончаниями, но всё же не совсем привычными русскому уху корнями, — Васкелово, Парголово, Куйвози, Агалатово,Юкки и так далее. Тут, среди дремучих лесов и болот, издавна жили «чухонцы» — так русские называли финно-угорские народы — ижору, водь, финнов, вепсов. Слово это в свою очередь произошло от этнонима Чудь — общего названия прибалтийско-финских народов. Сейчас чухонцев под Питером осталось немного, — некоторые уехали в последние годы, некоторые просто обрусели и ассимилировались,кто-то просто скрывает свою пренадлежность к финно-уграм. В этой статье я попытаюсь хоть немного пролить свет на судьбу этих небольших народов в окрестностях Северной Столицы.
Карта Ингерманландии. 1727 год
Финно-угорские племена — такие как ижора, водь, весь, корела, — издревле населяли территории по берегам Финского залива, реки Невы и Ладожского озера. Для этих племён было характерно подсечно-огневое земледелие, в более северном ареале имели большее значение охота и скотоводство, а также, по берегам моря, — рыболовство. Согласно имеющимся на сегодняшний день результатам археологических исследований, заселение этих земель славянами начинается в VI веке, когда сюда переселяются племена кривичей, и продолжается в VIII веке, когда территории заселяют ильменские словене. Складываются предпосылки возникновения государства. Согласно традиционной российской историографии, датой основания Великого Новгорода считается 859 год, а 862 год — дата начала княжения Рюрика — считается датой возникновения Русского государства. Новгород был одним из самых мощных центров Древней Руси. Владения Новгорода в период его наибольшего расцвета занимали территорию, большую, чем современный Северо-западный федеральный округ, — тогда под его властью находились и Белое море, и Кольский полуостров, и Поморье и даже Полярный Урал.
Таким образом, прибалтийско-финские народы, проживавшие у Финского залива и Ладожского озера, также оказались под властью могущественного северного государства, через которое проходил торговый путь «Из варяг в греки». «Повесть временных лет» упоминает о том, что киевский князь Олег при походе на Константинополь в 907 году взял с собой, среди прочих племён и «чудь», то есть финно-угорские племена, жившие поблизости к Балтике:
«В год 6415 пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».»
Во второй половине XII века в булле Папы Римского Александра III, высланной упсальскому епископу Стефану, встречается первое историческое упоминание о языческом народе ижора, который в тексте именуется «ингры». При этом территория нынешней Финляндии уже с 1155 года находится под властью шведов, после того, как шведскй король Эрик IX совершил крестовый поход и покорил финские племена, жившие на севере Балтики — емь(в русском произношении более распространено название ямь(от финского яаамит( jäämit) ),от него же пошло название города Ямбург) и сумь (суоми). В 1228 году в русских летописях ижорцы упоминаются уже как союзники Новгорода, участвовавшие совместно с новгородцами в разгроме отрядов финского племени емь, вторгшегося в пределы Новгородской земли в союзе со шведами:
«Последь же оставъшеся Ижеряне устретоша их бегающе, и ту их избиша много, а прок их разбежеся, куды кто видя»
Забегая вперёд, можно сказать, что именно тогда началось цивилизационное разделение финских племён посредством принадлежности разным государствам. Ижора, водь, весь и корела оказались в составе православной Руси и сами постепенно принимали православие, а сумь и емь — в составе католической Швеции. Теперь близкие по крови финские племена воевали по разные стороны фронта, — цивилизационное (в том числе религиозное) разделение взяло верх над кровной близостью.
Тем временем, в 1237 году Тевтонский орден осуществляет успешную экспансию в Прибалтику, захватив Ливонию, и укрепляется на русских рубежах, основав крепость Копорье. Новгород избежал разрушительного монгольского нашествия в то время как возникла серьёзная угроза с западной стороны. С самого момента закрепления шведов в Финляндии Карельский перешеек и устье Невы становятся местом территориальных споров между Новгородской Русью и Швецией. И 15 июля 1240 года шведы под руководством ярла Биргера Магнуссона совершают нападение на Русь. Происходит битва у впадения реки Ижора (получившей название как раз по племени) в Неву, известная как Невская битва, в результате которой новгородское войско под командованием князя Александра Ярославича, получившего в результате битвы прозвище Невский, одерживает победу. Упоминания о помощи финно-угров русскому войску можно увидеть и здесь. В хрониках упоминается «некий муж по имени Пелгусий (Пелгуй, Пелконен), который был старейшиной в Ижорской земле, и ему были доверена охрана морского побережья: и он принял святое крещение и жил посреди своего рода, погана суща, и в святом крещении дано ему было имя Филипп». В 1241 году Александр Невский начинает освобождать западную часть Новгородской земли, а 5 апреля 1242 года его войско одерживает победу над Тевтонским орденом на льду Чудского озера (Ледовое побоище).
В XIII веке большая часть ижорцев, вожан (водь) и карел принимает православие. В административном делении Новгородской земли появляется такая единица как Водская пятина, получившая название по народу водь. В 1280 году князь Дмитрий Александрович укрепляет западные рубежи Новгородской республики, когда по его указу была построена каменная крепость Копорье(фин.Каприо), — на том же месте, где немцы построили деревянную крепость в 1237 году. Несколько западнее была построена крепость Ям (бывший Ямбург,ныне город Кингисепп). В 1323 году в новгородской крепости Орешек в истоке Невы, между Новгородом и Швецией был заключён Ореховецкий мирный договор, установивший первую границу между этими двумя государствами. Карельский перешеек разделялся надвое. К Швеции отошла западная его часть, где шведы в 1293 году основали город Выборг, к Новгороду — восточная с крепостью Корелой и Ладожским озером. Согласно условиям договора, Новгород передавал Швеции «по любви три погосты Севилакшю (Саволакс, — ныне в составе Финляндии), Яскы (Яскис или Яаски, — ныне посёлок Лесогорский Выборгского района), Огребу (Эуряпяя, — ныне село Барышево Выборгского района) — Корельскый погосты». Вследствие этого часть племени корела стала проживать в Швеции и, будучи обращённой в католичество, приняла участие в этногенезе финнов.
Крепость Копорье. Ныне находится в составе Ломоносовского района Ленинградской области
Новгородско-шведская граница по Ореховецкому миру. 1323 год
Таким образом, в XIV веке мы наблюдаем такую картину расселения прибалтийско-финских народов: в Швеции живут финны и саамы, в Новгородской республике — карелы, вепсы, водь и ижора, в Ливонском ордене проживают эстонцы. В 1478 году Новгородская земля была завоёвана московским князем Иваном III и стала частью централизованного Русского государства. В 1492 году по указу князя на западной границе, напротив ливонского замка Нарва (Ругодив) была построена крепость Ивангород. При Иване IV Грозном после окончания Ливонской войны Россия в 1583 году заключает Плюсское перемирие со Швецией, которое приводит к изменениям государственной границы, — теперь западная часть Ижорской земли с крепостями Копорье, Ям и Ивангород, а также восточная часть Карельского перешейка с крепостью Корела отходят к Швеции, которая в свою очередь присоединяет Эстляндию, то есть северную часть Ливонского ордена (собственно Ливония отходит к Речи Посполитой). Теперь часть ижоры и води также оказывается под властью Швеции.
Изменение границ по Плюсскому перемирию. 1583 год. Территории, отошедшие Швеции, показаны серым цветом.
Но прошло всего семь лет, как Россия предприняла реванш за результаты Ливонской войны. В результате русско-шведской войны 1590-1593 годов Россия возвращает как Карельский перешеек, так и западную часть Ижорской земли. В 1595 году возврат земель был закреплён подписанием мира в ижорском селе Тявзино поблизости от Ивангорода.
Однако вскоре наступил коренной перелом в истории края. В 1609 году, во время Смуты, в Выборге был заключён договор между русским правительством Василия Шуйского и Швецией, по условиям которого шведы обязались оказать военную помощь России в деле борьбы против польской интервенции, в обмен на передачу Россией Корельского уезда (то есть восточной части Карельского перешейка) в состав Швеции. Шведским войском командовал полководец Якоб Понтуссон Делагарди — дворянин французского происхождения. После сокрушительного поражения объединённого русско-шведского войска в битве у села Клушино Делагарди под предлогом неисполнения русскими условия о передаче Корелы прекратил оказание военной помощи России. Швеция теперь выступила в роли интервента, оккупировав сначала Ижорскую землю, а затем, в 1611 году, захватив Новгород. В качестве предлога к этим действиям шведы использовали то обстоятельство, что московская Семибоярщина избрала на русский престол польского королевича Владислава, в то время как Швеция находилась в состоянии войны с Польшей и данное действие рассматривала как сближение России с Польшей. По этой же причине, говоря о событиях Смутного времени, Швецию ни в коем случае нельзя назвать союзником Польши, — она, как и Польша, осуществляла интервенцию в России, но не в союзе с Польшей, а параллельно. После захвата Новгорода шведы в 1613 году безуспешно осаждали Тихвин, а в 1615 году столь же безуспешно осадили Псков и захватили Гдов. 27 февраля 1617 в селе Столбово под Тихвином между Россией и Швецией был подписан Столбовский мир, по условиям которого Ижорская земля целиком отходила к Швеции.
Собственно говоря, переломный момент в истории Ижорской земли заключался именно в этом. После Столбовского мира очень многие православные жители земель, отошедших к Швеции, — русские, карелы, ижорцы, вожане, — не желая принимать лютеранство и оставаться под шведской короной, покинули свои дома и ушли в Россию. Карелы осели в окрестностях Твери, в результате чего образовался субэтнос тверских карел. Шведы, дабы не оставлять обезлюдевшие земли пустыми, стали заселять их финнами. На этой земле был образован доминион в составе Швеции (доминион — это автономная территория, имеющая статус выше, чем провинция), получивший название Ингерманландия. По одной из версий, данное название — калька термина Ижорская земля на шведский язык. По другой версии, оно происходит от старофинского Inkeri maa — «прекрасная земля» и шведского land — «земля» (то есть, слово «земля» повторяется дважды). Финны, переселённые в Ингерманландию, образовали субэтнос финнов-ингерманландцев (Inkerilaiset). Большая часть переселенцев были выходцами из провинции Саволакс в Средней Финляндии, — они образовали группу финнов-савакотов (Savakot), а также из уезда Эуряпяя (Äyräpää), расположенного на Карельском перешейке, в среднем течении Вуоксы, — они образовали группу финнов-эвремейсов (Äyrämöiset). Из ижорцев, оставшихся жить в Ингерманландии, некоторые перешли в лютеранство и были ассимилированы финнами, и лишь совсем небольшая часть смогла сохранить православие и самобытную культуру. В целом Ингерманландия оставалась в составе Швеции регионом достаточно захолустным, — сюда отправляли шведских ссыльных, а сама земля была мало заселена: даже через полвека после присоединения к Швеции население Ингерманландии составляло всего 15 тысяч человек. С 1642 года административным центром Ингерманландии был город Ниен (Ниеншанц), основанный в 1611 году, расположенный у впадения Охты в Неву. В 1656 году начинается новая война между Россией и Швецией. Первопричина военного конфликта лежала в успехах русских войск в начавшейся в 1654 году русско-польской войне, когда русские заняли территорию Великого княжества Литовского. Шведы, дабы не допустить захвата Польши русскими и, как следствие, укрепления России на Балтике, вторгаются в Польшу и заявляют о претензиях на территории, занятые русскими войсками. Русский царь Алексей Михайлович использовал данное обстоятельство как повод к попытке возвращения России выхода к Балтийскому морю, и русские войска вторглись в Прибалтику, а затем и в Ингерманландию, где встретили значительную поддержку со стороны оставшихся там православных ижорцев и карел, создававших с целью борьбы против шведов партизанские отряды. По Валиесарскому перемирию 1658 года Россия удерживала захваченные земли за собой, однако в 1661 году была вынуждена заключить Кардисский мирный договор и остаться в границах 1617 года, дабы избежать войны на два фронта — с Польшей и Швецией одновременно. После Кардисского мира произошла ещё одна волна ухода православного населения из Ингерманландии, вместе с уходившими оттуда русскими войсками, и, как следствие, усилился процесс миграции финнов из центральных провинций Финляндии. Теперь финны составляли уже абсолютное большинство населения Ингерманландии.
Административное деление Швеции в XVII веке
Герб шведской Ингерманландии. 1660 год
В самом начале XVIII века русский царь Пётр I положил конец территориальным спорам между Россией и Швецией за контроль над Карелией и Ингерманландией. Северная война началась в 1700 году сперва неудачно для России — поражением русских войск под Нарвой, но затем русские развили успешное наступление вглубь шведских территорий. В 1702 году была взята крепость Нотебург (Орешек), а в 1703 году была взята крепость Нюеншанц, а затем последовало важнейшее в истории России событие — основание Санкт-Петербурга, который в 1712 году стал новой столицей России. Русские войска продолжили наступать на Карельском перешейке и в 1710 году взяли Выборг. Как и в предыдущую русско-шведскую войну 1656-1658 годов, поддержку русским войскам оказывали партизанские отряды православных карельских и ижорских крестьян. Между тем, были нередки случаи перехода финнов-ингерманландцев на сторону России, они в большинстве своём предпочли остаться на своих землях после их присоединения к России. В 1707 году была образована Ингерманландская губерния, переименованная в 1710 году в Санкт-Петербургскую.Северная война завершилась в 1721 году блестящей победой России, которая, по условиям Ништадтского мирного договора, получила Прибалтику, Ингерманландию и Карелию, и статус империи впридачу.
Именно финны-ингерманландцы оставили финские названия сёл и деревень в окрестностях Петербурга, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Санкт-Петербург стал самым европейским русским городом. Не только потому что строился по канонам европейской архитектуры, но и потому что значительную часть его жителей составляли приезжие западноевропейцы — архитекторы, ремесленники, рабочие, в основном немцы. Были и ингерманландские финны — своего рода местные европейцы. Значительная часть петербургских финнов работала трубочистами, что создавало определённый стереотипный образ финнов в глазах русских. Также среди них были распространены профессии железнодорожных рабочих и ювелиров, женщины часто работали кухарками и горничными. Культурным и религиозным центром петербургских финнов была лютеранская финская церковь святой Марии на Большой Конюшенной улице, построенная в 1803-1805 годах по проекту архитектора Г. Х. Паульсена.
А окрестности Города на Неве по-прежнему оставались «приютом убогого чухонца». И, как ни странно это было бы сознавать сейчас, за пределами Санкт-Петербурга, не уезжая далеко от него, финскую речь в сёлах можно было услышать порой даже чаще, чем русскую! По состоянию на вторую половину XIX века население Ингерманландии (то есть Санкт-Петербургского, Шлиссельбургского, Копорского и Ямбургского уездов) без учёта населения Петербурга составляла около 500 тысяч человек, из которых финнов насчитывалось около 150 тысяч. Следовательно, финны составляли примерно 30% населения Ингерманландии. В самом Санкт-Петербурге финны по переписи населения 1897 года являлись третьей по численности нацией после великоросов, немцев и поляков, составляя 1,66% населения столицы. При этом в переписях населения XIX века отдельно записывались финны-ингерманландцы и отдельно — финны-суоми, то есть переселившиеся в Санкт-Петербургскую губернию из Великого княжества Финляндского уже после присоединения последнего к России (присоединение, напомню, состоялось в 1809 году, после последней русско-шведской войны). В 1811 году Выборгская губерния, завоёванная Россией ещё в Северную войну, была присоединена к Великому княжеству Финляндскому — автономной части Российской империи, поэтому переселившихся оттуда после 1811 года также относили к финнам-суоми. Ижоры по переписи 1897 года насчитывалось 13774 человека, то есть 3% населения Ингерманландии (опять таки, без учёта населения Петербурга) — в десять раз меньше, чем финнов.
Финская кирха святых апостолов Петра и Павла в селе Токсово. 1887 год
Финская кирха святой Марии в Санкт-Петербурге
Карта евангелическо-лютеранских приходов Ингрии. 1900 год
Но в 1917 году произошла революция, и наступил коренной перелом в истории всей нашей страны, и нашего края в частности. Изменились и российско-финские отношения. 6 декабря 1917 года финляндский сейм провозглашает государственную независимость Финляндской Республики (Suomen tasavalta), которую через 12 дней признают большевики. Через месяц в Финляндии также вспыхивает социалистическая революция, а затем гражданская война, которая завершается поражением красных. После поражения в гражданской войне финские коммунисты и красногвардейцы бежали в Советскую Россию. При этом вопрос о границе между Советской Россией и Финляндией остаётся нерешённым. Главнокомандующий войсками Финляндии Карл Густав Эмиль Маннергейм считает необходимым «освободить» от большевиков Карелию, и весной 1919 года финские войска предпринимают неудачные попытки захвата Карелии.
Население северной части Ингрии находилось на территории, подконтрольной большевикам. Ингерманландские крестьяне подвергались продразвёрсткам и красному террору, который проводился в ответ на уклонение крестьян от мобилизации в Красную армию, многие из них бежали через финскую границу в приграничные финские сёла Раасули (ныне Орехово) и Рауту (ныне Сосново). В начале июня ингерманландские крестьяне из деревни Кирьясало подняли антибольшевистское восстание. 11 июня повстанцы в количестве около двухсот человек взяли под свой контроль деревню Кирьясало и близлежащие Аутио, Пусанмяки, Тиканмяки, Уусикюля и Ванхакюля. 9 июля была провозглашена независимая республика Северная Ингрия (Pohjois Inkerin Tasavalta). Территория республики занимала так называемый «Кирьясальский выступ» площадью около 30 квадратных километров. Столицей стала деревня Кирьясало, а руководителем стал местный житель Сантери Термонен. За короткое время держава обзавелась государственной символикой, почтой и армией, с помощью которой пыталась расширить свою территорию, но потерпела неудачи в боях с Красной армией у сёл Никулясы, Лемболово и Грузино. В сентябре 1919 года руководителем республики стал офицер финской армии Юрье Эльфенгрен.
Флаг Республики Северная Ингрия Юрье Эльфенгрен
Почтовые марки Республики Северная Ингрия
Приблизительно показана территория, подконтрольная Республике Северная Ингрия
Но борьба ингерманландских крестьян за независимость так и осталась в истории. 14 октября 1920 года в эстонском городе Тарту был подписан мирный договор между Советской Россией и Финляндией, по условиям которого Северная Ингрия оставалась в советском государстве. 6 декабря 1920 года, во вторую годовщину независимости страны Суоми, в Кирьясало был проведён прощальный парад, после которого флаг Северной Ингрии был спущен, а армия вместе с населением ушла в Финляндию.
Северо-ингерманландская армия в Кирьясало
Прощальный парад в Кирьясало. 6 декабря 1920 года
Советская власть в 1920-е годы проводила политику «коренизации», то есть поощрения национальных автономий. Эта политика была призвана снизить межнациональные противоречия в молодом советском государстве. Распространялась она и на ингерманландских финнов. В 1927 году в северной части Ленинградской области насчитывалось 20 финских сельсоветов. В том же году был образован Куйвозовский финский национальный район ( Kuivaisin suomalainen kansallinen piiri ), занимающий территорию севера нынешнего Всеволожского района, с административным центром в селе Токсово (название района от деревни Куйвози), в 1936 году район был переименован в Токсовский. По данным переписи 1927 года, в районе насчитывалось: финнов — 16370 человек, русских — 4142 человека, эстонцев — 70 человек. В 1933 году в районе действовало 58 школ, из которых 54 были финские и 4 русские. В 1926 году на территории Ингерманландии проживало: финнов — 125884 человека, ижоры — 16030 человек, води — 694 человека. В Ленинграде действовало издательство «Kirja», выпускавшее коммунистическую литературу на финском языке.
Путеводитель «На лыжах по окрестностям Ленинграда» 1930 года описывает Куйвозовский район следующим образом:
«
Куйвазовский район занимает большую часть Карельского перешейка; с запада и севера он граничит с Финляндией. Он образован при районировании в 1927 г. и причислен к Ленинградской области. С востока примыкает к району Ладожское озеро, да и вообще эти места богаты озерами. Куйвазовский район тяготеет к Ленинграду как в части сельского хозяйства огородно-молочного уклада, так и в части кустарной промышленности. В отношении же фабрик и заводов, последние представлены только Аганотовским Лесопильным заводом быв. Шувалова (в 1930 г. в нем работало 18 человек) в селенье Вартемяки. Площадь Куйвазовского района исчисляется в 1611 кв. км, ее население — 30700 человек, плотность на 1 км² — 19,1 чел. По национальностям население распределяется следующим образом: финнов — 77,1 %, русских — 21,1 %, из 24 сельсоветов 23 финских. Лес занимает 96 100 га, пашня 12100 га. Естественные сенокосы — 17600 га. В лесах преобладают хвойные породы — 40 % сосны, 20 % ели и только 31 % лиственных пород. Что касается скотоводства, приведем несколько цифр, относящихся к весне 1930 г.: лошадей — 3733, крупного рогатого скота — 14 948, свиней 1 050, овец и коз — 5 094. Из общего числа хозяйств района (6 336), падало на кулацкие в апреле месяце всего 267. Сейчас район завершает сплошную коллективизацию. Если на 1 октября 1930 г. в нем было 26 колхозов с 11,4 % обобществленных бедняцко-середняцких хозяйств, то на сегодняшний день в районе около 100 сельскохозяйственных артелей (на июль — 96) и 74 % коллективизированных хозяйств.
Велики успехи района по увеличению посевной площади: по сравнению с 1930 г. площадь яровых культур выросла на 35 %, по овощам на 48 %, по корнеплодам — на 273 %, по картофелю — на 40 %. Район прорезает линия Октябрьской жел дор. Ленинград — Токсово — Васкелово на протяжении 37 км. Кроме того, есть 3 крупных тракта и ряд мелких с общим протяжением в 448 км (на 1 января 1931 г.).
В ответ на выступления бело-фашистских группировок за финской границей с интервенционистскими планами район отвечает сплошной коллективизацией и увеличением посевной площади. Центр района находится в селении Токсово
»
Однако вскоре лояльность советской власти ингерманландским финнам почти сходит на нет. Как народ, живущий в приграничье с буржуазной Финляндией, и, к тому же, представяющий ту же нацию, что в этом государстве проживает, ингерманландцы считаются потенциальной пятой колонной.
В 1930 году началась коллективизация. На следующий год в рамках «кулацкой высылки» из Ленинградской области было выселено около 18 тысяч ингерманландских финнов, которые были отправлены в Мурманскую область, на Урал, в Красноярский край, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. В 1935 году в приграничных районах Ленинградской области и Карельской АССР по указу наркома внутренних дел Г. Г. Ягоды была произведена высылка «кулацкого и антисоветского элемента», при этом многие ссыльные были предупреждены о своём выселении лишь накануне. Сейчас однако нельзя однозначно утверждать, что это мероприятие было сугубо этнической депортацией. После этой акции многие финны оказались в Омской и Иркутской областях, Хакасии, Алтайском крае, Якутии, на Таймыре.
Приспущенные флаги Финляндии и Ингерманландии в знак протеста против
депортаций ингерманландских финнов. Хельсинки, 1934 год.
Следующая волна депортаций прошла в 1936 году, когда из тыла строящегося Карельского укрепрайона выселялось гражданское население. Ингерманландские финны были выселены в Вологодскую область, но фактически это мероприятие не было ссылкой в полном смысле, так как ссыльные не имели статус спецпоселенцев и могли свободно выехать с нового места жительства. После этого национальная политика в отношении финнов приобрела уже принципиально противоположный характер, нежели в 1920-е годы. В 1937 году были закрыты все финноязычные издательства, школьное образование переведено на русский язык, закрыты все лютеранские приходы Ингрии. В 1939 году был упразднён финский национальный район, который был присоединён к Парголовскому району. В том же году, 30 ноября началась кровопролитная советско-финская война, продолжавшаяся до марта 1940 года. После её окончания весь Карельский перешеек стал советским, и бывшие места проживания ингерманландских финнов перестали быть приграничной территорией. Опустевшие финские сёла теперь постепенно заселялись русскими. Ингерманландских финнов осталось крайне мало.
В Великую Отечественную войну Финляндия выступила союзником нацистской Германии, и финские войска вели наступление на Ленинград с севера. 26 августа 1941 года Военный совет Ленинградского фронта постановил немецкое и финское население Ленинграда и пригородов во избежание сотрудничества с врагом выслать в Архангельскую область и Коми АССР. Вывезти удалось немногих, однако, стоит заметить, что это спасло их от блокады. Повторная волна выселений была проведена весной 1942 года. Финнов вывезли в Вологодскую и Кировскую области, а также в Омскую и Иркутскую области и Красноярский край. Часть ингерманландских финнов осталась в блокадном Ленинграде и на оккупированной территории, познав все ужасы войны. Нацисты использовали ингерманландцев как рабочую силу и при этом выдавали их в Финляндию. В 1944 году, по условиям советско-финляндского перемирия, ингерманландские финны подлежали возвращению в СССР. При этом селились они теперь в Карелии, Новгородской и Псковской областях. В 1949 году ингерманландским финнам было в основном разрешено вернуться из мест ссылки, однако был наложен строжайший запрет на их расселение на родных землях. Вернувшихся финнов заселяли в Карело-финскую ССР — с целью повысить процент титульной нации республики. В 1956 году запрет на проживание в Ленинградской области был снят, в результате чего около 20 тысяч ингерманландских финнов вернулись на свои места проживания.
В 1990 году ингерманландские финны получили право на репатриацию в Финляндию. Президент Финляндии Мауно Койвисто начал активно проводить соответствующую политику, и за последние 20 лет в Финляндию уехало около 40 тысяч человек по программе репатриации,продолжавшейся до 2010 года. Чистокровные потомки ингерманландских финнов иногда ещё встречаются в Питере,в Ингерманландии,в Карелии и даже в местах ссылки, но их осталось крайне мало.
Такая вот непростая и во многом тяжёлая и трагичная судьба этого небольшого народа. Если проследить историю финнов-ингерманландцев, то можно заметить, что их место жительства периодически менялось,в силу непростого географического расположения их земель. С середины XVII века они мигрировали со своих исконных мест проживания в Ингерманландию, после Северной войны остались там же и два с лишним века жили бок о бок с русскими. В 1930-е годы их стали высылать кого на север, кого в Сибирь, кого в Среднюю Азию. Потом многих высылали во время войны.Многие были расстреляны во времена репрессий. Некоторые вернулись, жили в Карелии, а кто-то и в Ленинграде. Наконец в конце XX века ингерманландские финны получили пристанище на своей исторической родине.
Ижора и водь в настоящее время — народы в крайней степени малочисленные, так как в основном ассимилированы русскими. Действует несколько историко-краеведческих организаций энтузиастов, занимающихся изучением наследия и сохранением этих народов и их культуры.
В общем, нельзя не сказать о том, что финны-ингерманландцы внесли весьма значительный вклад в историю как самого Санкт-Петербурга, так и его окрестностей. Это выражается сильнее всего в местной топонимике и, кое где, в архитектуре. Давайте же беречь то, что досталось нам из прошлого!