инициативного бюджетирования что это
Инициативное бюджетирование
В связи с тем, что появляется всё больше инициативных граждан, стремящихся участвовать в жизни и развитии своего населённого пункта и облагораживать его, развивается инициативное бюджетирование. Рассказываем, что оно собой представляет, как и зачем реализуются его проекты.
Понятие инициативного бюджетирования в законе
Под термином понимают процесс вовлечения граждан в управление бюджетом той или иной территории, то есть это когда жители принимают участие в распределении части бюджета. Для этого они выдвигают проектные идеи либо оформляют свои инициативы в виде документов (отсюда и название).
Надо отметить, что сам термин «инициативное бюджетирование» (ИБ) введён в России в 2015 г. для обозначения и объединения похожих практик, которые уже действовали в разных регионах. Имеются в виду: «Народный бюджет», «Решаем вместе» и т. д.
Популярные проекты инициативного бюджетирования:
Благодаря этой программе в населённых пунктах решаются острые социальные проблемы, но это не единственный положительный момент от её внедрения.
Эффекты от внедрения инициативного бюджетирования
Участие населения в запуске и реализации таких проектов имеет массу преимуществ. Это и возможность решения первостепенных проблем для региона, и прозрачность управления бюджетом, и эффективное его распределение, и более бережное отношение к объектам, созданным за счёт программы.
То есть экономические эффекты от её внедрения:
Здесь надо отметить, что в большинстве своём практика инициативного бюджетирования имеет ограничения по объёму финансирования государством. Для города это чаще всего 2 млн руб., для села — до 1 млн руб. В то же время, чтобы реализовать свои проекты, наряду с госсредствами в регионах привлекаются деньги муниципалитетов, бизнеса, местных жителей.
Таким образом, работа над проектами инициативного бюджетирования позволяет воспитывать ответственных граждан, вовлечённых в общественную жизнь. Также благодаря такой работе снижается социальное напряжение, повышается качество управления регионами, в том числе за счёт выявления новых ценных кадров.
Определение правовых основ инициативного бюджетирования. Предложения Минфина РФ
В законодательстве о местном самоуправлении:
Дополнительные положения законопроекта:
Алгоритм инициативного бюджетирования
В разных регионах механизмы могут быть разными. Но чаще всего предусматривается несколько шагов:
На практике для жителей того или иного региона это может выглядеть так: сначала рождается идея, на основании которой будет разрабатываться проект инициативного бюджетирования. Впоследствии его необходимо будет описать и вынести на обсуждение общественности и органам власти. На этом этапе у инициатора появятся либо единомышленники, либо конструктивные предложения, которые позволят улучшить проект.
К слову, здесь важна экспертная оценка. Она определяет, можно ли задуманное реализовать. Например, если это объект, возможно ли его установить на выбранном участке, во сколько обойдутся работы и т. д.
Затем определяются источники финансирования проекта, исполнители работ и начинаются сами работы.
Кто реализует проекты инициативного бюджетирования
Участвовать в конкурсе могут все желающие. Проект выбирается по количеству набранных баллов на конкурсной основе в соответствии с нормами закона (№ 44-ФЗ, № 223-ФЗ). Граждане, инициировавшие его, а также принимавшие участие в обсуждении, разработке, могут контролировать работы. При этом реализует проект тот, кто предложит наименьшую сумму за выполнение.
То есть реализацией занимается непосредственно тот, кто победил в конкурсе, организованном в соответствии с законодательными актами.
Информационные технологии в инициативном бюджетировании
Надо отметить, что за рубежом (в Европе, Бразилии, Азии) интернет активно используется при реализации проектов инициативного бюджетирования. Так, с помощью информационных технологий сообщают о предстоящих мероприятиях и даже обсуждают предложения и голосуют за них. В некоторых странах для этого и вовсе созданы специальные инструменты. Например, в Исландии при онлайн-обсуждениях экран делится на 2 части, чтобы участники могли оставлять свои аргументы за и против.
В РФ технологии используются пока только для того, чтобы информировать жителей о программе, а также принимать заявки по проектам.
Выводы
Инициативное бюджетирование — одна из развивающихся в России и в мире перспективных программ, которая сводится к вовлечению граждан в процесс управления бюджетом. К слову, не стоит отождествлять ИБ с бюджетированием в системе управленческого учёта, где под термином понимается процесс планирования.
В рамках ИБ граждане могут предлагать свои проекты, позволяющие решать первостепенные проблемы их региона (отсутствие транспорта, укреплённых плотин, освещения на улицах, благоустроенных мест отдыха и пр.). Если их предложения найдут позитивный отклик и при этом будут соответствовать установленным требованиям, вероятнее всего, их будут реализовывать. Для этого выберут исполнителей, которые предложат наименьшую стоимость, и те, согласно плану, будут проводить работы.
Как заставить власть потратить деньги на вас: система «инициативного бюджетирования»
Комитет гражданских инициатив (КГИ), созданный по инициативе бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина, начинает кампанию по внедрению в российских регионах механизмов инициативного бюджетирования (ИБ). Это система, при которой жители могут сами определять, куда потратить средства казны. В регионах к этому механизму относятся с интересом, но пока настороженно. Эксперты отмечают, что жителям не хватает инициативности, и указывают на трудности, которые могут возникнуть с финансированием проектов ИБ.
Что такое ИБ, и как это работает
19 ноября в Москве пройдет Общероссийский гражданский форум, посвященный формированию новых институтов, необходимых для социального и экономического развития России. В частности, на нем будет обсуждаться механизм инициативного бюджетирования. Уже сейчас один из организаторов форума – Комитет гражданских инициатив – готовит семинары с руководителями регионов и муниципалитетов для продвижения практики среди чиновников, ответственных за формирование бюджета. Кроме того, в стадии заполнения находится сайт проекта budget4me.ru, где каждый желающий может ознакомиться с практикой ИБ.
Инициативное бюджетирование – это один из видов так называемого партисипаторного бюджетирования, при котором граждане непосредственно участвуют в распределении средств региональной казны. В России одним из первых на уровне субъекта РФ этот опыт применил Ставропольский край, который в 2007 году включился в «Программу поддержки местных инициатив» Всемирного банка. С 2013 года к работе подключился КГИ: специалисты комитета разработали методику вовлечения граждан в бюджетный процесс и механизм реализации проектов. Впрочем, для применения механизмов ИБ не обязательно заключать формальные соглашения с какими-либо общественными организациями.
В упрощенном виде механизм выглядит так: формируя бюджет на следующий год, региональные власти закладывают в нем некоторую сумму, которую планируется направить на проекты, инициированные гражданами. Деньги распределяются в муниципалитеты, а уже местные администрации объявляют о проведении публичных собраний, на которых жители предлагают свои идеи. Как правило, речь идет об относительно небольших работах по благоустройству территорий: строительство детских площадок, ремонт дорог, облагораживание скверов. На этом этапе администрация и консультанты отсеивают проекты, не соответствующие формальным критериям (например, если их стоимость выходит за пределы заранее оговоренного региональными властями диапазона).
Отобранные проекты выносятся на общественное голосование, после чего инициативные граждане участвуют в составлении сметы проекта, а при необходимости – в его софинансировании. Подрядчик на проект выбирается через официальный портал госзакупок, а ход выполнения работ контролируют сами граждане, выступившие его инициаторами. Средства на проекты гражданской инициативы должны быть заложены или в бюджет региона, или в соответствующие региональные программы.
«Очевидно, что инициативное бюджетирование – важный элемент повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и эффективности бюджетных расходов. Предстоит усилить интеграцию деятельности в рамках «Бюджета для граждан» и инициативного бюджетирования, развить инициативное бюджетирование на региональном уровне власти», – заявлял ранее министр финансов РФ Антон Силуанов.
Что нужно сделать, если у вас есть инициатива
Если в вашем регионе работает программа поддержки местных инициатив или ИБ и вы хотите принять участие в работе, делать нужно следующее:
1. Узнайте в администрации муниципалитета, когда и где проходит собрание жителей по отбору проектов для участия в программе поддержки местных инициатив или ИБ.
2. Приходите на собрание и участвуйте в обсуждении наиболее актуальных проблем муниципалитета: отсутствие детских площадок, плохое состояние рекреационных зон, низкое качество воды и т. д. Предложите свой вариант решения проблемы. Если ваш проект получит поддержку большинства участников собрания, администрация начнет готовить конкурсную заявку для получения субсидирования. Кроме того, вы можете войти в состав инициативной группы (как правило, в нее входит от 3 до 5 человек), которая будет контролировать реализацию проекта на всех этапах.
3. Люди, попавшие в состав инициативной группы, помогают администрации в подготовке конкурсной документации. Они участвуют в процессе определения объема работ, разработке смет, подготовке фотоматериалов. Вместе с администрацией члены инициативной группы направляют заявку на региональный конкурс, на котором и будет решено, получит ли ваше поселение субсидию.
4. Если ваша заявка официально признана победителем конкурса и региональное правительство одобрило выделение субсидий, то инициативная группа начинает работу по сбору средств с населения, если в вашем регионе программа работает на условиях софинансирования. Параллельно с этим местная администрация готовит муниципальный контракт, условия которого вы также можете оценить на правах общественного контролера. Подрядчик определяется в соответствии с законом о госзакупках (№44 ФЗ).
5. Вместе с остальными участниками группы вы можете контролировать ход строительных работ. После их завершения вместе с главой поселения члены инициативной группы оценивают проведенные работы, отмечают недостатки, которые необходимо устранить, и подписывают акт сдачи объекта в эксплуатацию.
Сколько денег выделяют на ИБ?
Как рассказал Znak.com эксперт КГИ, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Владимир Вагин, на сегодняшний день интерес к механизмам ИБ проявляет порядка 19 регионов России. «Единственное условие для участия в этом процессе – чтобы у региона было желание развивать эту практику, чтобы на эти цели выделялись средства. Необходимо также создать проектный центр инициативного бюджетирования – наш опыт показывает, что регионам нужны консультанты, которые помогут выстроить все эти процедуры», – рассказал он. В НИФИ уточняют, что проектный центр может существовать в различных формах: как организация, созданная на базе бюджетных учреждений (например, университета), как одно из подразделений органов власти или даже как некоммерческая организация. Главное – чтобы он давал региону и муниципалитетам квалифицированную консультационную поддержку при развитии ИБ.
По словам Вагина, на федеральном уровне развитие практики поддерживает министерство финансов РФ. «Объяснение простое: участие граждан в выборе приоритетов расходования внебюджетных средств существенно повышает эффективность расходов. Пока мы не можем сказать, насколько именно, но и социальные, и экономические эффекты со всей очевидностью об этом свидетельствуют», – уточнил он.
В Германии в год реализуется порядка 100 проектов инициативного бюджетирования на всю страну, а в бразильском городе Порту-Алегри, где впервые и появилось ИБ, доля партисипаторного бюджета может достигать 10-40% годового бюджета города.
Владимир Вагин отмечает, что при поиске средств для финансирования программ ИБ регионы могут либо изыскать дополнительные деньги, участвуя в различных правительственных программах и выигрывая гранты федерального бюджета, либо принять решение часть уже заложенных в бюджет денег выделять на основании механизма ИБ.
Среди российских регионов рекордсменами по субсидированию ИБ становились Тульская и Иркутская области, где в разные годы на эти цели выделялось примерно по 1 млрд рублей. Впрочем, никакой системы по объему бюджетных средств нет. Например, в республике Башкортостан, по словам Вагина, объем ежегодной программы достиг 300 млн рублей (годовой бюджет республики – 143,3 млрд рублей), а на весь Санкт-Петербург, где программа запустилась только в этом году, выделено всего 40 млн рублей при бюджете в 447,8 млрд рублей.
В Башкортостане на один проект выделяется не более 1 млн рублей. В 2016 году в региональном конкурсе на предоставление субсидий победили 458 проектов от поселений и муниципальных районов и 29 проектов от городских округов. Например, 767 тыс. рублей было выделено на щебеночный ремонт дороги протяженностью 1,3 км в деревне Раево, 1 млн направили на ремонт здания сельского клуба в селе Чуюнчи, в Уфе 829 тыс. рублей выделили на поставку оборудования для детской игровой площадки одному из местных ТСЖ.
Владимир Вагин подчеркивает, что инициативное бюджетирование в перспективе позволяет реализовывать более масштабные проекты. «В первую очередь речь идет о городской инфраструктуре, в которой люди заинтересованы. Например, сегодня люди в селах делают себе новый водопровод таким образом, всю систему – от водонапорных башен до автоматики, потому что там проблема водоснабжения стоит очень остро. В городах, конечно, вряд ли водоснабжение находится в числе приоритетных задач, но те же парки, водоохранные зоны и разного рода инфраструктурные проекты создаваться с участием граждан. Да, это несколько большие деньги, чем в привычном нам инициативном бюджетировании, но зато это те объекты, которые реально людей интересуют. Люди готовы относиться к нему как к своему, участвовать и в его создании, и в последующей эксплуатации», – констатирует он. Это косвенно подтверждается и материалами НИФИ, согласно которым граждане и бизнес Костромской области в минувшем году софинансировали проекты ИБ в объеме 119 млн рублей, что почти втрое больше, чем выделенная региональным бюджетом субсидия (40 млн рублей).
В 2016 году желание присоединиться к проекту выразила и Свердловская область, подав заявку на участие в соглашении со Всемирным банком. К числу «перспективных» регионов Урала, которые также могут принять участие в проекте в среднесрочной перспективе, КГИ также относит Челябинскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
В Свердловской области за последнее время неоднократно поднималась тема инициативного бюджетирования, в том числе она обсуждалась минувшим летом на промышленной выставке «Иннопром». Впрочем, как уточнил председатель бюджетного комитета свердловского заксобрания Владимир Терешков, работа по инициативному бюджетированию пока только в планах и реальные параметры проекта пока не просчитывались. В пресс-службе минфина Свердловской области сообщили, что вопрос «давно прорабатывается», но также не предоставили никаких подробностей. «Есть понимание, что это очень важная составляющая открытости бюджета. Но эта тема касается только муниципалитетов и совсем небольших территорий – это должно быть решением их жителей, участвовать или нет», – лишь сообщили в министерстве.
Как еще можно обустроить жизнь вокруг себя
В некоторых российских городах, в том числе в Свердловской области, уже реализуются альтернативные проекты по вовлечению граждан в бюджетный процесс. Например, в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга местная администрация пытается запустить программу «Обустрой свой двор», смысл которой в том, чтобы помочь собственникам многоквартирных домов благоустроить придомовую территорию. Бюджетные средства на реализацию проектов не выделяются: местная администрация оказывает только организационную и консультативную поддержку. «Огромное количество людей готовы высказывать свое недовольство, значительно меньшее – участвовать в общественном контроле, и совсем единицы готовы отдавать деньги на какие-то проекты», – делится опытом руководитель службы заказчика Орджоникидзевского района Алексей Беззуб. Но, по его словам, такие люди все-таки есть. «В этом году за бюджетный счет в районе был отремонтирован один спортивный корт, за миллион рублей. А на частные средства – где-то семь кортов, и средств было потрачено во много раз больше», – отметил он.
Алексей Беззуб указывает на то, что в случае с обустройством дворов жители многоквартирных домов выступают даже не как спонсоры, а как собственники, поскольку придомовая территория, как правило, принадлежит им. «За год силами собственников сделано около 30 дворов. Но в общей массе это количество незначительно, потому что в целом в Орджоникидзевском районе несколько тысяч таких дворов», – говорит он.
По словам Беззуба, «люди иногда готовы писать в прокуратуру, чтобы им управляющая компания починила, например, дорогу, но они не понимают, что этот вопрос не в компетенции УК». «Я объясняю им, что нужно просто «скинуться» и отремонтировать, но на этом этапе у многих наступает ступор», – добавляет он.
По информации районной администрации, стоимость работ в одном из дворов (строительство забора и организация новых парковочных мест на придомовой территории) составила более 1,6 млн рублей. Были использованы средства управляющей компании, а также целевые средства собственников, сбор которых будет производиться через квитанции из расчета порядка 8 рублей за кв. метр в течение 60 месяцев. Администрация и дальше планирует вести разъяснительную работу для вовлечения большего числа собственников в проект.
Система инициативного бюджетирования, по мнению Алексея Беззуба, может подтолкнуть развитие территорий. «Но это не должно быть «халявой» и на один раз. Например, программа «1000 дворов» (региональная комплексная программа благоустройства придомовых территорий за счет бюджета – прим. ред.), на мой взгляд, отбросила назад развитие наших дворов: люди просто продолжают ждать, когда за них все сделают. Надо будет честно сказать: вот это ваш двор, есть программа софинансирования, например, 50 на 50, она будет работать десять лет. И тогда работа пойдет – сначала за бюджетный счет, а потом и за счет собственных средств горожан, потому что «аппетит появится во время еды». Нет сложности в том, чтобы организовать работу по программе – сложность в том, что денег на нее не дадут», – считает он.
Почему люди безынициативны
Несмотря на потенциальные преимущества ИБ, на практике в регионах они внедряются довольно медленно. По мнению аналитика ГК «Финам» Тимура Нигматуллина, причина низкой популярности партисипаторного процесса бюджетирования в регионах и в России в целом – исторически сложившийся низкий уровень инициативы в этом отношении со стороны населения. «В свою очередь, безынициативность связана со многими факторами. Ключевым из них, пожалуй, является широкое использование практики делегирования функций налогового агента работодателю, который платит за работников НДФЛ и платежи в страховые фонды. Подобная практика очень сильно демотивирует население контролировать бюджетные потоки, так как они не воспринимаются как профинансированные из своего кармана», – полагает эксперт.
В свою очередь государство, по мнению эксперта, не было заинтересовано в развитии этого института ввиду того, что до недавнего времени львиную долю консолидированного бюджета формировали доходы, связанные с сырьевым экспортом, что снижало значимость платежей бизнеса и населения с точки зрения формирования доходной части бюджета всех уровней. «При использовании партисипаторного бюджетирования существенного увеличения эффективности расходования средств не наблюдается. Тем не менее ввиду общественного контроля кардинально снижаются коррупционные риски», – подчеркивает аналитик.
Член общественной палаты Екатеринбурга Екатерина Петрова полагает, что использование механизма госзакупок в проектах ИБ – слишком сложный путь.
«При действующей системе может возникнуть недопонимание между гражданами, которые предложили какой-либо проект, и формальными заказчиками по контракту – у чиновников все же свои представления о развитии общественных территорий, иногда весьма специфические. Кроме того, государственные закупки в подобных проектах – благоустройство, дороги – все идет через электронные аукционы, где определяющим фактором является цена. И есть вероятность на выходе получить подрядчика с копеечной ценой, для которого результат работ будет не так важен», – считает общественница.
По мнению Екатерины Петровой, более эффективным способом расходования средств могла бы стать грантовая система, организованная, в частности, через практику распределения так называемого «депутатского миллиона» – бюджетной субсидии, выдаваемой депутатам Свердловской области на реализацию наказов избирателей. «Если такую форму грантов зафиксировать, например, в законе о законодательном собрании Свердловской области, то все становится намного проще, и выгодоприобретателей становится больше», – уверена она. Во-первых, по ее словам, граждане в таком случае формируют сообщество, самоорганизуются, непосредственно участвуя в процессе местного самоуправления. Во-вторых, люди начинают видеть реальную пользу от депутатов, а депутаты получают возможность формировать лояльный электорат как задел на будущее. «При этом посредник в виде государства из процесса исчезает», – подчеркивает Петрова. По ее словам, схожая система сейчас эффективно работает за рубежом, например, в Нью-Йорке.
Как россиян приблизят к расходам бюджета
С 1 января 2021 года вступил в силу закон, создающий правовые основы применения института инициативного бюджетирования.
Что такое инициативное бюджетирование, какие блага получают от него граждане и что необходимо сделать чтобы это явление стало массовым, рассказал в интервью «Российской газете» на Московском финансовом форуме Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России, в котором находится Центр инициативного бюджетирования.
Что такое инициативное бюджетирование?
Деньги относительно небольшие, но для большинства муниципалитетов и их выделение подчас не вписывается в приоритеты скромных бюджетов. Поэтому главы муниципальных образований вместе с инициативными группами граждан дорабатывают проекты, выносят их на региональные конкурсы и получают финансирование из бюджета субъекта.
Много это или мало? Смотрите, можно три года писать петиции, что в подъезде грязные и разрисованные стены, и их, конечно, когда-нибудь покрасят, но цвет и оперативность все равно будут зависеть от остатков на складе и плана по текущему ремонту дома. А можно сами инициировать и покраску стен, и ремонт дома по собственному дизайн-проекту. Выбор каждый делает сам.
С чего началось инициативное бюджетирование?
Владимир Назаров: Инициативное бюджетирование является российской версией партисипаторного бюджетирования.
В 1989 году в бразильском городе Порту-Алегри появилась первая практика партисипаторного бюджетирования. Через десять лет эту практику использовали уже свыше 140 бразильских муниципалитетов.
В России первые опыты поддержки местных инициатив и вовлечения сообществ в бюджетные решения относятся к 2007 году. В тот момент Всемирный Банк начал реализовывать практики поддержки местных инициатив в пяти муниципальных районах Ставропольского края. Начиная с 2012 года, к процессу вовлечения граждан в бюджетные решения присоединился Европейский университет в Санкт-Петербурге.
Это позволило объединить разнообразные практики: «Народный бюджет», «Решаем вместе», «Проект поддержки местных инициатив», «Народные инициативы», запустить всероссийский мониторинг и централизованный статистический учет.
Отмечу, что с этого года российская методология инициативного бюджетирования начала использоваться в качестве модельной за рубежом, как когда-то произошло с практиками Всемирного Банка в России.
Как это работает?
Владимир Назаров: Первые проекты в 2007 году реализовывала администрация Ставропольского края. Методика, положенная в основу «Программы поддержки местных инициатив», сейчас используется большинством субъектов Федерации, которые развивают инициативное бюджетирование. Ее суть: граждане сами выдвигают проекты, которые они хотят реализовать, обсуждают их на общих собраниях, подтверждают готовность софинансировать выдвинутые ими проекты в том или ином объеме. После этого инициативная группа вместе с муниципальным образованием доводят заявку до ума, и уже муниципалитет направляет ее для участия в конкурсе. Региональная конкурсная комиссия по утвержденным критериям выбирает из всех поданных заявок проекты, которые получают региональное финансирование вместе с софинансированием со стороны граждан, юридических лиц и муниципалитетов.
Почему выбран именно региональный уровень?
Владимир Назаров: Основные деньги в инициативном бюджетировании сегодня (от 60 до 70%) поступают из бюджетов субъектов Федерации. Очевидно, что регионы вправе самостоятельно определять порядок отбора и реализации проектов. Руководствуясь общей методологии инициативного бюджетирования.
Кто входит в состав комиссии?
Владимир Назаров: Чаще всего представители профильных региональных ведомств: министерства финансов, строительства, ЖКХ, сельского хозяйства. В последнее время растет представительство членов общественных советов при органах власти, экспертов.
Есть ли здесь возможности для злоупотреблений?
Владимир Назаров: Они сведены к минимуму. Критерии формализованы и члены конкурсной комиссии не могут пририсовать дополнительные балы. По большому счету, это мандатная комиссия, которая лишена возможности оценок на основе собственных симпатий и предпочтений.
Как распределяется региональное финансирование между проектами?
Владимир Назаров: При помощи специальной программы подсчитываются баллы по каждой заявке. Далее все проекты ранжируются в перечень. Потом происходит последовательное распределение средств: от лучшего проекта к худшему. По мере освоения средств какой-то из проектов становится точкой отсечения. Иными словами, если в региональном бюджете заложено 100 рублей на все проекты этого года, а в конкурсе участвовало 10 заявок на общую сумму в 200 рублей, то примерно пять проектов смогут получить финансирование.
Какие это могут быть проекты?
Какие проекты можно считать самыми востребованными?
Владимир Назаров: По данным НИФИ Минфина, в 2020 году наиболее востребованными оказались проекты дорожной инфраструктуры (12,4%), комплексного благоустройства общественных территорий, в том числе дворы (11%), места массового отдыха (13,7%), детские игровые площадки (9,2%), объекты массового спорта (7,5%), проекты в сфере образования (8,7%), водоснабжения (5,2%), уличного освещения (5%), в сфере культуры (6,8%).
С чего началась статистика инициативного бюджетирования?
Владимир Назаров: Официальная статистика началась только шесть лет назад, с 2015 года, когда по инициативе НИФИ Минфина России, появился сам термин «инициативное бюджетирование» и произошла унификация разрозненных практик, в рамках которых статистика просто не велась.
Системы сбора данных не было, как и понимания необходимости в ней. Как только явление стало федеральным, оно стало видимым для наблюдения. Соответственно официальная статистика сводится институтом по всем регионам в ежегодном мониторинге.
В чем интерес государства развивать инициативное бюджетирование?
Владимир Назаров: Сегодня нет другой технологии государственного и муниципального управления, которая давала бы столько положительных эффектов.
Безусловно, это повышение эффективности расходования бюджетных средств, как муниципальных, так и государственных. Это более дешевые и более качественные проекты: люди очень тщательно контролируют работу, которую они оплатили, и сами участвуют в реализации. Никто не даст класть асфальт в снег и утрамбовывать его лопатой. Это возможность сделать выбор в пользу долговечных решений и исключить полную переделку там, где применимы точечные решения. Большая экономия и на эксплуатации: в отношении собственных проектов совершенно иное, бережливое использование и контроль. Особенно в сочетании с качественной реализацией.
Не менее важны и социальные эффекты. Инициативное бюджетирование позволяет определять наиболее важные социальные проблемы и находить пути их решения, снимать или предупреждать социальные конфликты, в том числе за счет ликвидации информационного разрыва между властью и обществом. Участие в инициативном бюджетировании способствует повышению финансовой и бюджетной грамотности граждан, росту гражданской активности, а также уменьшению иждивенческих настроений: у людей появляется работающий инструмент для самостоятельного решения проблем. Фактически, у жителей есть возможность получить на каждый вложенный в собственные проекты рубль в среднем около 30 рублей софинансирования из региональных и местных бюджетов.
С точки зрения регионального развития обеспечивается сохранение целостности сельских территорий и отдаленных поселений. Для них проекты инициативного бюджетирования позволяют не только удержать отток молодежи, но и привлечь инвестиции. Опыт показывает, что первый реализованный опыт инициативного бюджетирования никогда не остается единственным. Люди очень быстро входят во вкус и видят разницу.
Как сейчас финансируется развитие и поддержание практик инициативного бюджетирования?
Владимир Назаров: На федеральном уровне финансирование практик инициативного бюджетирования предусмотрено в части мониторинга и изучения инициативного бюджетирования, которое обеспечивает НИФИ Минфина.
Кроме того, некоторые регионы научились распределять средства, выделяемые на федеральные проекты, используя методологию инициативного бюджетирования. Просто потому, что это заметно улучшает качество выбора. Они фиксируются в статистике как федеральные, но при этом они не предусмотрены ни одним национальным проектом или госпрограммой.
На региональном уровне административные затраты на инфраструктуру поддержки инициативного бюджетирования также минимальны. Сегодня в регионах есть 24 (33 в 2019 году) проектных центра, которые сопровождают инициативное бюджетирование, половину из них формирует действующие сотрудники региональных финансовых органов. Там, где такие центры зарегистрированы в качестве юридических лиц, работает в среднем по три-четыре человека. Таким образом административные расходы составляют не более 2-3% от государственного участия в финансировании проектов, большая часть деятельности ведется на волонтерских началах.
Одним из элементов поддержки муниципальных практик в регионах уже пять лет выступает конкурс проектов инициативного бюджетирования, который проводит НИФИ Минфина. В этом году в нем участвует 915 проектов из 60 субъектов Российской Федерации. Его итоги будут подведены на III Всероссийской конференции инициативного бюджетирования, которая пройдет в Москве 20-21 сентября. Лучшие проекты получат гранты по 100 тысяч рублей на реализацию последующих инициатив.
Что изменилось с принятием летом 2020 года профильных законов?
В чем отличие муниципальных практик от региональных?
Владимир Назаров: Содержание и стоимость проектов примерно одинаковая. Другое дело, что возможностей финансирования на муниципальном уровне намного меньше, соответственно, число проектов невелико. Есть различия в качестве организации проектов. Если на региональном уровне вся процедура отбора хорошо апробирована, то уровнем ниже много неопределенностей и сопутствующих издержек. С этой точки зрения, запланированная в законе унификация процедур и их систематизация может дать результат. Однако полноценную оценку эффективности можно будет дать только через несколько лет после начала работы по новому закону, не раньше.
Вы предполагаете дальнейшие изменения в законодательстве?
Почему вдруг акцент на молодежи?
Владимир Назаров: Инвестиции в поддержку молодежных инициатив многократно окупаются, поэтому для них вводятся преференции как для самозанятых, разрабатывается программы по развитию ранней профориентации. На этом фоне ограничения для лиц младше 18 лет требуют уточнения. Задача канализировать энергию молодежи, раннюю политическую активность в наиболее эффективные формы реализации своих прав, инновационные решения по созданию современной среды обитания. Особенно для тех из них, у кого уже есть опыт участия в проектах инициативного бюджетирования. На выходе мы получим финансово грамотное поколение с активной гражданской позицией.
Президент поручил за три года довести до 5% долю расходов муниципалитетов, определяемых с прямым учетом мнения граждан. Речь идет об инициативном бюджетировании? И как достичь такой цели?
Одним из решений мог бы стать федеральный закон об общественном (гражданском) участии, в котором будут предусмотрены все формы участия. В том числе и инициативное бюджетирование. Это позволит при утверждении для профильных ведомств индикаторов эффективности по нацпроектам или госпрограммам прямо увязывать их с положениями закона, без расширительных толкований.