инклюзивная и безбарьерная среда что это значит
Пять причин, почему сегодня инклюзивная среда актуальна как никогда
В то время как тема толерантности в разных ее проявлениях набирает популярность в мире, всё чаще возникают дискуссии о важности инклюзии. Большинство людей соглашается с тем, что с точки зрения социального равенства инклюзивная среда необходима. Однако не так просто ответить на вопрос почему. Каковы же преимущества инклюзивного подхода?
Мы перевели для вас статью с официального сайта Специальной Олимпиады. Читайте пять причин, почему сейчас так важна инклюзия.
Создание инклюзивной среды — приоритет Специальной Олимпиады
Всемирное движение Специальная Олимпиада поддерживает идею инклюзии. Наша организация была создана в 1968 году по инициативе Юнис Кеннеди Шрайвер в связи с тем, что люди с особенностями интеллектуального развития долгое время игнорировались обществом, были выключены из активного взаимодействия с ним и по сути находились в изоляции. С тех пор мы занимаемся продвижением идеи инклюзивного подхода и уверены, что спорт может кардинально изменить существующее положение вещей.
На сегодняшний день мы занимаемся организацией инклюзивной среды для людей с ментальной инвалидностью во всех сферах жизни: от здравоохранения и образования до лидерства и карьерного роста.
Людям необходимо объединиться на международном уровне, чтобы создать поистине доступную среду для всех жителей планеты вне зависимости от наличия инвалидности, этнической принадлежности, возраста, вероисповедания, половой принадлежности. Надеемся, вы присоединитесь к нашей Инклюзивной Революции! Сторонники этого движения, с одной стороны, отдают дань тому, что все люди разные и уникальные, а с другой — разделяют идеи классического гуманизма.
«Мы создаём инклюзивную революцию, и мы не остановимся до тех пор, пока мир не примет каждого человека с интеллектуальными нарушениями с достоинством, которого они заслуживают. Каждый человек. Без исключений».
Тимоти Шрайвер, доктор философии, председатель правления Специальной Олимпиады
Причина 1: больше толерантности и меньше буллинга
Причина 2: инклюзия повышает уровень эмпатии
Причина 3: инклюзия помогает повысить самооценку
Юнис Кеннеди Шрайвер считала, что спорт помогает людям с ментальной инвалидностью «осознать свой потенциал для роста». Согласно данным, опубликованным в журнале «Исследование нарушений развития», наши атлеты имеют более высокую самооценку и более развитое чувство уважения к себе, чем люди с инвалидностью, не участвующие в Специальной Олимпиаде. Благодаря объединяющей силе спорта, наши спортсмены обретают более прочную веру в свои возможности.
«В детстве я был неуверенным в себе, мне было трудно открыто говорить с другими, выражая своё мнение. Занятия спортом, особенно, крикетом, очень помогли мне», — говорит Ритик, молодой человек с особенностями интеллектуального развития из Индии. — «Жизнь заиграла новыми красками в 2011 году, когда я встретил своего тренера на Специальной Олимпиаде. Я словно начал жить по-настоящему и очень изменился, стал более ответственным, независимым, смелым и уверенным в себе».
Для Акрити, девушки без ментальных нарушений, инклюзивный спорт стал открытием нового мира: атлеты Специальной Олимпиады произвели на неё глубочайшее впечатление. Она утверждает: «Благодаря Специальной Олимпиаде я познакомилась со многими спортсменами, которые вдохновили меня и показали пример решимости, уверенности в себе и стойкости».
Доступная среда и Инклюзивное образование
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.
Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.
Другие варианты обучения детей-инвалидов
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Доступная среда
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г N 181 ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» | скачать |
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры | скачать |
Отчет об организации работы по реализации программы «Доступная среда» | скачать |
Приказ об утверждении плана развития объектов доступности для инвалидов | скачать |
План развития по формированию доступной среды до 2020 года | скачать |
Инклюзивное образование
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | скачать |
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» | скачать |
скачать | |
Постановление № 480-а от 30.05.2016 г. «Об организации получения общего образования в семейной форме или самообразования в Новоаннинском муниципальном районе Волгоградской области». | скачать |
Постановление № 500-а от 02.06.2016 г. «Об организации работы с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов в Новоаннинском муниципальном районе Волгоградской области». | скачать |