инклюзивная среда что это такое
Пять причин, почему сегодня инклюзивная среда актуальна как никогда
В то время как тема толерантности в разных ее проявлениях набирает популярность в мире, всё чаще возникают дискуссии о важности инклюзии. Большинство людей соглашается с тем, что с точки зрения социального равенства инклюзивная среда необходима. Однако не так просто ответить на вопрос почему. Каковы же преимущества инклюзивного подхода?
Мы перевели для вас статью с официального сайта Специальной Олимпиады. Читайте пять причин, почему сейчас так важна инклюзия.
Создание инклюзивной среды — приоритет Специальной Олимпиады
Всемирное движение Специальная Олимпиада поддерживает идею инклюзии. Наша организация была создана в 1968 году по инициативе Юнис Кеннеди Шрайвер в связи с тем, что люди с особенностями интеллектуального развития долгое время игнорировались обществом, были выключены из активного взаимодействия с ним и по сути находились в изоляции. С тех пор мы занимаемся продвижением идеи инклюзивного подхода и уверены, что спорт может кардинально изменить существующее положение вещей.
На сегодняшний день мы занимаемся организацией инклюзивной среды для людей с ментальной инвалидностью во всех сферах жизни: от здравоохранения и образования до лидерства и карьерного роста.
Людям необходимо объединиться на международном уровне, чтобы создать поистине доступную среду для всех жителей планеты вне зависимости от наличия инвалидности, этнической принадлежности, возраста, вероисповедания, половой принадлежности. Надеемся, вы присоединитесь к нашей Инклюзивной Революции! Сторонники этого движения, с одной стороны, отдают дань тому, что все люди разные и уникальные, а с другой — разделяют идеи классического гуманизма.
«Мы создаём инклюзивную революцию, и мы не остановимся до тех пор, пока мир не примет каждого человека с интеллектуальными нарушениями с достоинством, которого они заслуживают. Каждый человек. Без исключений».
Тимоти Шрайвер, доктор философии, председатель правления Специальной Олимпиады
Причина 1: больше толерантности и меньше буллинга
Причина 2: инклюзия повышает уровень эмпатии
Причина 3: инклюзия помогает повысить самооценку
Юнис Кеннеди Шрайвер считала, что спорт помогает людям с ментальной инвалидностью «осознать свой потенциал для роста». Согласно данным, опубликованным в журнале «Исследование нарушений развития», наши атлеты имеют более высокую самооценку и более развитое чувство уважения к себе, чем люди с инвалидностью, не участвующие в Специальной Олимпиаде. Благодаря объединяющей силе спорта, наши спортсмены обретают более прочную веру в свои возможности.
«В детстве я был неуверенным в себе, мне было трудно открыто говорить с другими, выражая своё мнение. Занятия спортом, особенно, крикетом, очень помогли мне», — говорит Ритик, молодой человек с особенностями интеллектуального развития из Индии. — «Жизнь заиграла новыми красками в 2011 году, когда я встретил своего тренера на Специальной Олимпиаде. Я словно начал жить по-настоящему и очень изменился, стал более ответственным, независимым, смелым и уверенным в себе».
Для Акрити, девушки без ментальных нарушений, инклюзивный спорт стал открытием нового мира: атлеты Специальной Олимпиады произвели на неё глубочайшее впечатление. Она утверждает: «Благодаря Специальной Олимпиаде я познакомилась со многими спортсменами, которые вдохновили меня и показали пример решимости, уверенности в себе и стойкости».
Что такое инклюзия простыми словами? — «Мы рады всем!»
Инклюзия простыми словами: объясняем
Итак, начнем с классического определения:
Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
Что это значит? Допустим, вы хотите пойти в театр, для этого просто выбираете понравившуюся постановку и покупаете билет. Вы можете включиться в этот процесс просто и легко, не задумываясь, как к вашему появлению отнесутся другие зрители спектакля; дорогу до театра планируете количеством пересадок на общественном транспорте или просмотром самого короткого пути на экране навигатора.
А теперь представьте, как приходится планировать поход в театр людям с инвалидностью: проблемы могут возникнуть уже на этапе выхода из квартиры. Получится ли найти подходящий транспорт, насколько просто будет войти в здание театра, как другие зрители воспримут появление?
Инклюзивность — это когда любой человек может без проблем сходить в театр.
Существуют медицинский и социальный подходы к определению инвалидности. Первый определяет, что люди с инвалидностью нуждаются в специальной защите. Социальный подход учитывает отношение общества. Согласно Конвенции о правах инвалидов, человек признается инвалидом не только по причине физических ограничений или ментальных нарушений, но и из-за барьеров, которые создает для него общество.
Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются «носителем проблемы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, ведь она не соответствует разнообразным потребностям людей.
Подробнее — в материале коллег из благотворительной организации «Перспектива».
И — инклюзия: что такое общество равных возможностей
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое инклюзия
Инклюзию часто сравнивают с культурным разнообразием. И это не удивительно, ведь в современном мире под ней понимают все, что позволяет погрузиться в среду с возможностью расширить свой опыт. В узком смысле инклюзия связана больше с «инклюзивным образованием» и «инклюзивными технологиями» — то есть, это принцип, позволяющий людям с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовать с окружающим миром.
Стоит отметить, что пандусы, кнопки вызова помощи, специальные лифты и перевод на шрифт Брайля нельзя назвать инклюзивными технологиями, а если это есть в школах или университетах — доступным образованием. В технологичном мире все работает несколько иначе. Инклюзия сейчас — это равные права и прогрессивные технологии. Устройства синтеза речи, ресурсные классы для школьников, доступность цифровизации и рабочие места для всех людей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия и глобальная повестка
В 2019 году Организация Объединенных Наций даже утвердила стратегию по инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь инклюзивность является одним из ключевых принципов устойчивого развития, которым стараются следовать большинство современных корпораций.
Глобальная повестка меняется: технологический прогресс позволяет людям объединяться, добиваясь того, чтобы они были замечены и услышаны. Инклюзия выходит на первый план: фокус смещается в сторону расового, культурного, социального и гендерного разнообразия.
Экранный диктор, иммерсивное чтение и управление взглядом: как технологии создают инклюзивную среду
Антон Кокорин
Среда равных возможностей обеспечивает рабочие места новым специалистам, а компаниям помогает работать успешнее конкурентов. При этом многие инклюзивные цифровые инструменты не требуют долгой интеграции и больших затрат. Какие из них может использовать большинство компаний уже сегодня?
Зачем нужна инклюзивная среда
По данным ВОЗ, в мире больше одного миллиарда человек живут с какой-либо формой инвалидности. Многие из них трудоспособны, имеют возможность работать, и современные технологии помогают им стать качественными специалистами и трудиться в компаниях любого уровня, как, например, у нас в Microsoft. Здесь можно узнать историю Алины Кудрявцевой: девушка с нарушениями зрения успешно устроилась в наш маркетинговый отдел переводчиком.
Однако сейчас в нашей стране из всех трудоспособных людей с инвалидностью (3,5 млн) трудоустроено 29%. Оставшиеся две трети всё ещё испытывают сложности с работой из-за социальных и экономических барьеров. Одни из основных — меньшая доступность информации, более низкая оплачиваемость работы, отсутствие подходящих инструментов для коммуникации, инклюзивной среды для образования и работы.
При этом работа для особенных людей есть. Только на рекрутинговом портале hh.ru по тегу «доступные для людей с инвалидностью» в России актуальны более 31 000 вакансий. Однако, как отмечают во Всероссийском обществе инвалидов, проблема в доступности рабочих мест и информации. Чтобы включить людей с инвалидностью в рабочий процесс, как в офисах, так и в онлайн-пространстве, для работы необходимо создавать инклюзивную инфраструктуру.
Инклюзивная среда обеспечивает благополучие не только сотрудникам, но и работодателям. Компании, которые берут на работу и поддерживают людей с инвалидностью, с финансовой точки зрения чаще оказываются успешнее своих конкурентов. Их показатели доходности инвестиций и прироста капитала в среднем превышают показатели тех компаний, которые не задумываются о создании инклюзивной среды.
Инструменты для создания инклюзивной среды
Инклюзивные инструменты становятся всё более доступными для компаний. Чтобы дать работу людям с инвалидностью, не обязательно тратить огромные средства. Для организации интеллектуального труда достаточно цифровых инструментов, разработкой которых уже 25 лет занимается Microsoft, повышая доступность технологий. Инклюзивность для Microsoft всегда была одной из важнейших тем, а сейчас она приобретает особый смысл, так как за время пандемии многие так или иначе прочувствовали на себе, что значит быть исключённым из разных процессов.
Среди разработок существуют решения, которые облегчают управление устройствами, работу с текстом в разных форматах, с фото, видео и звуком. Они помогают сделать первые шаги к созданию среды равных возможностей, и это только часть инструментов, которые уже используются в российских компаниях и образовательных учреждениях.
Инклюзия как среда
Во всем мире, и в России в том числе, инклюзия — приоритет. Право любого ребенка на образование, вне зависимости от его психофизических возможностей, уже закрепляется на уровне закона и госстандартов (об этом подробно в следующем письме), но далеко не всегда на уровне человека. Давайте разбираться, что такое вообще инклюзия и чем она отличается от интеграции.
Цели создания инклюзивной среды и её характеристики
Инклюзия (от inclusion – включение) — процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. В контексте образования создание инклюзивной среды предполагает, прежде всего, разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому ученику равноправно участвовать в образовательной (а следом и общественной) жизни.
1. Возможность развития среди нейротипичных сверстников.
2. Успешная социализация ребёнка с ОВЗ: воспитание максимальной самостоятельности и способности существовать в обществе.
3. Развитие толерантности в обществе.
4. Повышение социальной активности и статуса семей с ребенком с ООП. Как было раньше с малоэффективной интернатной системой — ущемление прав детей и семей с ребёнком с ООП, ограничение в опыте «нормотипичных» детей проявлении заботы и помощи сверстникам, имеющим ООП — уже невозможно.
Успешная инклюзивная среда базируется на трех основных и обязательных принципах:
1. Инклюзия – это условие для развития и образования любого ученика. Различия между учениками — ресурсы, помогающие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо устранять и преодолевать.
2. Инклюзия дает доступ к культурной среде. Для успеха среды важно создать безбарьерное пространство и обеспечить свободное общение.
3. Адаптация к нуждам каждого ребёнка, без выделения какой-то одной группы детей.
Инклюзия и интеграция
Инклюзивное образование часто путают с интегрированным. Это ошибка.
Интеграция подразумевает обеспечение доступности обычной (!) образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения. Инклюзия же создает и поддерживает условия для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным (!) образовательным программам.
Важные принципы инклюзии:
1. Выявление интересов ребенка, проявляющихся естественно, и профориентация в этой сфере. Чем раньше, тем лучше.
2. Дозирование нагрузки.
3. Школа для ребенка, а не ребенок для школы.
4. Ориентация на преемственность во всех образовательных ступенях – учить в садике тому, что поможет учиться в школе; учить в школе тому, что ребёнок сможет реализовать в колледже; учить в колледже тому, что сможет реализовать в профессии.
Основные проблемы на пути к инклюзии и пути их преодоления
Инклюзия реализуется прежде всего через педагога, но подготовленных педагогов мало, а только вошедшие в этот процесс чаще всего сталкиваются с этими проблемами:
1. Восприятие образа ребенка как «больного», восприятие ребенка как непредсказуемого в своем поведении.
2. Восприятие некоторых чрезмерно проявленных интересов и привязанностей к какой-либо идее ученика рассматриваются как патологические.
3. Проблемы с оцениванием ребенка, который не усваивает школьную программу.
4. Ориентация в обучении ребенка на результат, а не на процесс.
5. Появление на уроках других взрослых: тьютор, родитель в качестве тьютора.
Основной путь, который поможет справиться со всеми проблемами сразу — ПОНИМАНИЕ, ПОЧЕМУ ребенок ведет себя не так, как все, понимание специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка и принятие “особости” ребёнка. Следующий шаг — понимание пути движения к “норме» и следование этому пути.
Составляющие инклюзивной среды
Что делает инклюзивную среду инклюзивной?
1. Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы – на стенах и индивидуальные), таблички-тексты.
2. Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности.
3. Мебель, организация пространства, место парты в классе.
4. Учебные материалы – бумажные (в т.ч. карточки), электронные материалы.
1. Наличие взрослых, понимающих цели инклюзии, поддерживающих и транслирующих гуманистические ценности, способных работать в команде и встать на исследовательскую позицию. Это касается всех специалистов — от педагога до дворника, а также родителей обычных детей.
3. Организация мероприятий, в которых ребёнок с ООП мог бы проявить себя: субботники, помощь в классе и пр.
1. Методические материалы, пособия, в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы.
2. Адаптированная программа и индивидуальный учебный план.
3. Информационные брошюры.
4. ТСО — планшеты, коммуникаторы и т.д.
1. Закон об образовании: большая свобода для локального регулирования процессов.
2. Разнообразие характеристик инклюзивной среды. Ориентир на индивидуализацию.
3. Перестройка сознания педагогического сообщества: осознанность и ответственность перед каждым ребёнком.
Инна Вячеславна Карпенкова,канд.соц.наук, психолог, АНО «Наш Солнечный Мир»,автор пособия «Тьютор в инклюзивной школе», член Тьюторской ассоциации