инклюзивный спорт что это
Инклюзивный спорт для всех. Специальная олимпиада в России
Каждый человек с рождения имеет право на активную, яркую и в полной мере социальную жизнь. Одним включение в общество даётся с лёгкостью, другие же хватаются за каждую возможность, чтобы не быть от него изолированными.
Спорт — отличный шанс раздвинуть границы возможного и жить полной жизнью. Именно он способен объединить людей, несмотря на их различия. Ведь самая важная черта спорта — инклюзия: в нём есть место абсолютно для всех. В рамках совместного проекта «Чемпионата» и Coca-Cola в России мы поговорим о развитии инклюзивного спорта, Специальной олимпиаде и расскажем, что каждый из вас может сделать уже сегодня для того, чтобы помочь инклюзивным спортсменам.
Инклюзия: что это и для кого?
Суть инклюзивного общества в том, что оно включает в себя любых людей, ценит и уважает каждого, независимо от социального статуса, взглядов и состояния здоровья. Инклюзия — для всех. Она даёт возможность людям с особенностями физического или интеллектуального развития вести активную жизнь, путешествовать, заниматься спортом наравне и вместе с остальными.
Зачем нужен инклюзивный спорт?
В теории любой человек может заниматься спортом и посещать спортивные секции. На практике ситуация выглядит чуть более печально: людей с физическими или ментальными особенностями зачастую не хотят брать в спортивные школы. Причин много: слишком большая ответственность, проблемы с адаптацией в группе с другими спортсменами — всё это формальности, из-за которых спорт почему-то становится привилегией. Хотя радостные эмоции от командной игры, движение и заряд энергии нужны каждому.
Первой, кто решил изменить положение людей с физическими или ментальными особенностями, стала активистка Юнис Кеннеди Шрайвер — родная сестра президента США Джона Кеннеди. Юнис на личном опыте знала, что такое общение с людьми с особенностями развития. Её старшая сестра Розмари в 23 года перенесла лоботомию по настоянию отца: он надеялся, что это успокоит резкие перепады настроения и буйность дочери. Но после операции ментальные возможности девушки снизились до уровня двухлетнего ребёнка. Она не могла нормально ходить, контролировать себя и разговаривать.
В 1963 году Юнис и её муж Сарджент переделали свой дом в Мэриленде под спортивный лагерь для лиц с задержкой умственного развития. Пара пристально наблюдала за участниками лагеря и изучала их способности. Оказалось, их внутренний потенциал настолько велик, что при поддержке и обучении люди с интеллектуальными нарушениями могут показывать очень высокие результаты в различных областях и особенно в спорте.
Спорт позволяет людям с особенностями реализоваться и формирует характер. Например, в Нижнем Новгороде благодаря инновационному центру «Сияние» был запущен проект «Футбол для детей с синдромом Дауна», в рамках которого сейчас занимаются 16 детей вместе с тренером-педагогом. Одному из игроков, Семёну Комарову, семь лет. У мальчика снижен мышечный тонус — это одно из проявлений диагноза. По словам матери, благодаря занятиям её сын преобразился и теперь играет в футбол наравне с обычными детьми.
Один из важных факторов для развития инклюзивного спорта – наличие соответствующей инфраструктуры. Чтобы у людей с физическими и ментальными особенностями было место, где они могли бы свободно общаться, играть и заниматься спортом вместе со сверстниками, Coca-Cola в России совместно с фондом «Обнажённые сердца» строит 11 инклюзивных игровых парков с футбольными полями. Посетить площадки может каждый, это бесплатно. В этих парках нет бордюров и переходов, по которым невозможно проехать на инвалидной коляске, все тренажёры и игровые элементы оснащены пандусами, а на остальные можно забраться самостоятельно с помощью рук.
Занятия спортом становятся доступнее
Спортсмены с физическими и ментальными особенностями: кто они?
Несмотря на то что таким людям гораздо сложнее реализоваться в жизни, некоторые из них добиваются в спорте немалых высот и своим примером вдохновляют других.
Российский пловец Дмитрий Кокарев доказывает, что всё в жизни возможно, если упорно добиваться цели. Вопреки неутешительному диагнозу «детский церебральный паралич», мальчик ещё в детстве увлёкся плаванием, а в 14 лет попал в паралимпийскую сборную России. Сейчас Дмитрий бьёт один рекорд за другим, является трёхкратным чемпионом Паралимпиады и 13-кратным чемпионом мира!
Кристина Водопьянова впервые пришла на курс иппотерапии 12 лет назад, когда ей было четыре года и она совсем не разговаривала. Сейчас девушка уверенно говорит и вот уже семь лет профессионально занимается конным спортом. В этом году Кристина вернулась из Абу-Даби со Всемирных летних игр Специальной олимпиады с тремя золотыми медалями в личной коллекции и совсем не собирается останавливаться на достигнутом.
Что такое Специальная олимпиада и кто может в ней участвовать?
Специальная олимпиада — это международная благотворительная организация, которая проводит спортивные соревнования для людей с проблемами интеллекта. Её цель — помочь таким людям принимать полноценное и продуктивное участие в жизни общества через спорт. Coca-Cola — партнер-основатель Специальной олимпиады с 1968 года. За это время участниками специального олимпийского движения стали более 3 млн человек из 180 стран мира.
В рамках программ Специальной олимпиады спортсмены могут заниматься как летними, так и зимними видами спорта: начиная от сноубординга и фигурного катания и заканчивая парусным спортом и дзюдо. Примечательно, что на Специальных олимпийских играх участников не разделяют по национальной принадлежности, поэтому командных зачётов между разными странами не существует.
Участвовать в Специальной олимпиаде может каждый
Инклюзивные соревнования: что такое юнифайд-матчи?
Неотъемлемой частью работы Специальной олимпиады является организация инклюзивных соревнований. Они разжигают интерес спортсменов и мотивируют их к достижению лучших результатов. Яркий пример инклюзивных состязаний — юнифайд-матчи. Их уникальность в том, что в одной команде играют люди с особенностями развития и без.
За последние годы в нашей стране прошло более 10 юнифайд-матчей по футболу. Кроме спортсменов, в них участвовали звёзды кино и шоу-бизнеса, представители бизнеса и власти — все, кто хочет привлечь внимание общества к проблеме включения людей с особенностями развития в обычную жизнь.
Помочь людям с особенностями развития: что уже делает Coca-Cola в России?
Подробнее с тем, какой вклад Coca-Cola в России внесла в развитие инклюзивного общества и в решение других социальных и экологических проблем, можно ознакомиться в интерактивном отчёте. Выбирайте интересующую вас тему и узнавайте о ней больше.
Чем можно помочь людям с особенностями развития?
Глобальный тренд в работе компании сегодня — осознанность. Coca-Cola в России реализует не только социальные инициативы в поддержку инклюзивного спорта, но и заботится об экологии, реализуя многочисленные проекты и акции. Проверьте, смогли бы вы управлять такой большой компанией с пользой не только для бизнеса, но и для окружающих.
Что такое инклюзивный спорт и Специальная Олимпиада? История спортсменки Ксении Бяховой
Существует немало стереотипов о профессиональном спорте. Иногда кажется, что попасть туда крайне сложно и под силу далеко не всем, тем более — далеко не всем людям с особенностями развития. Однако Специальная Олимпиада уже который год снова и снова доказывает, что это не так. Спорт — это ежедневное преодоление трудностей и покорение новых вершин. Он объединяет миллионы людей по всему миру, а главное — в нём найдётся место для каждого. Ведь одна из главных особенностей спорта — инклюзия.
В совместном проекте «Чемпионата» и Coca-Cola в России поговорим о Специальной Олимпиаде и юнифайд-соревнованиях и расскажем историю профессиональной спортсменки Ксении Бяховой и её тренера Михаила Артамонова.
Немного теории: что такое Специальная Олимпиада, юнифайд-соревнования и как здесь оказалась Coca-Cola?
Спорт помогает сплотиться, казалось бы, совершенно разным людям. Инклюзия даёт возможность каждому с особенностями физического и интеллектуального развития вести активный образ жизни, путешествовать и участвовать в соревнованиях наравне со всеми.
Фото: Предоставлено Специальной Олимпиадой
С 1968 года компания Coca-Cola является партнёром-основателем Специальной Олимпиады, а с 2015-го это движение активно поддерживает Coca-Cola в России. Вместе они организуют международные спортивные соревнования для людей с особенностями интеллекта. В рамках программы атлеты могут выступать как в зимних, так и в летних видах спорта. Кроме того, спортсменов не разделяют по национальной принадлежности, поэтому командного зачёта на Специальной Олимпиаде не существует. А ещё не бывает проигравших, ведь в каждом дивизионе соревнуются не более восьми участников, а мест на пьедестале тоже восемь.
Это интересно! За время существования организации к специальному олимпийскому движению присоединились более 3 млн человек из 180 стран мира. В 2022 году Специальная Олимпиада впервые пройдёт в нашей стране. Всемирные зимние игры состоятся в Казани, а Coca-Cola в России станет официальным партнёром соревнований.
Одна из важных задач Специальной Олимпиады — организация инклюзивных соревнований, например, юнифайд-матчей, когда в одной команде играют люди с особенностями развития и без. За последние несколько лет в России прошло более 10 юнифайд-матчей по футболу. Кроме спортсменов в них участвовали знаменитые актёры и певцы, политики и бизнесмены — все, кто хочет показать, насколько важно активное включение людей с особенностями развития в жизнь общества.
Фото: Предоставлено Специальной Олимпиадой
Кроме того, с 2018 года традиционный Рождественский караван Coca-Cola проводится в инклюзивном формате. А в 2020 году его впервые организуют в онлайне. В рамках программы компания переведёт 1 млн рублей в благотворительные фонды «Антон тут рядом», «Гольфстрим», «Дом Роналда Макдоналда» и «Солнечный город». Любой желающий может увеличить эту сумму, подписавшись на аккаунт Рождественского каравана в «Инстаграме» до 30 декабря. За каждого подписчика Coca-Cola в России перечистит на благотворительность дополнительные 10 рублей.
Ксения Бяхова: «Спорт – это жизнь наша и здоровье»
Спорт — это история про равные возможности, покорение новых вершин и неизменное стремление к цели. А кто, как не инклюзивные спортсмены, знает больше о ежедневном преодолении себя? Легкоатлетка Ксения Бяхова, абсолютная чемпионка по бегу на снегоступах на дистанциях 800 и 1600 метров и неоднократная чемпионка России по лёгкой атлетике в беге на 1500 и 3000 метров, на собственном примере показывает, что спорт — это не привилегия, а образ жизни, доступный каждому.
С самого детства Ксения была очень активной, особенно ей нравилось бегать. Но дальше обычного увлечения дело не заходило. В 18 лет девушка переехала во взрослый интернат, где познакомилась с тренером Михаилом Артамоновым. Тогда-то и начался её путь к профессиональному спорту.
«В детстве мне в большинстве своём нравилось бегать, играть в пионербол, волейбол. А потом я уже выбрала именно тот спорт, который мне был профессионально нужен, — лёгкая атлетика, чтобы в Специальной Олимпиаде участвовать, выезжать на соревнования, получать медали и удовольствие.
Фото: Из личного архива героини
Но было и такое, что меня отговаривали, говорили бросить спорт: ”Он тебе не нужен“. А я отвечала: ”Нет, я хочу быть профессионалкой, ездить хочу [на соревнования], мне это нравится, потому что спорт — это жизнь и здоровье наше“. Не знаю, может быть, завидовали мне, что я выезжать начинаю, что у меня всё получается».
Ксении не раз приходилось сталкиваться с трудностями, но ей удавалось успешно их преодолевать. Даже когда казалось, что всё идёт против неё.
«У нас должны были быть соревнования по снегоступам, а так получилось, что не было снега там, где надо было тренироваться. Но я всё же готовилась: бегала на беговой дорожке с утяжелителями, плавала с утяжелителями, работала со жгутами».
Начинала Ксения с коротких дистанций, но постепенно перешла к более длинным.
«Тренер начал ставить меня на дистанции 400 метров – получались, потом я перешла на 1500 метров – тоже получались. Я маленькая, и мне надо бежать только на такие длинные дистанции, потому что и выносливость есть, и скорость».
Тренируется спортсменка ежедневно: одно занятие днём – разминочное, а второе вечером – самое сложное.
«Во время тренировок используем утяжелители – на руки, на ноги, надеваем специальную маску, ограничивающую кислород. Иногда бегаю с парашютами – они тормозят движения. Чтобы мне не было скучно, тренер всегда придумывает что-то новое.
Бывает, что на тренировку не хочется. Но я себя заставляю: надо идти, надо тренироваться, делать, как тренер говорит. Прихожу, даже когда у меня давление. Но Михаил Олегович (тренер Ксении – прим. «Чемпионата») всегда такое замечает и отправляет отдыхать».
Фото: Из личного архива героини
Во время подготовки к соревнованиям Ксении особенно нравятся сборы. Там она встречается со своими друзьями-спортсменами со всей России и тренируется вместе с чемпионами мира.
«Благодаря спорту у меня очень много друзей появилось. Меня даже все тренеры знают. Когда бегу на соревнованиях, поддерживают со всех уголков России».
К 28 годам у спортсменки немало медалей и наград, но главной победой, по её словам, стало призовое место в забеге на 1600 метров на снегоступах на Всероссийских играх в Йошкар-Оле.
«Такую дистанцию девушкам пробежать очень сложно, и были заявлены только мальчики. Мы с тренером посовещались и решили, что всё-таки побегу [с ними]. В итоге я заняла второе место».
Ещё одно значимое для Ксении достижение — дистанция в 10 км. Её девушка покорила на соревнованиях в Екатеринбурге. Хотя в таком забеге она участвовала впервые, удалось выбежать из 45 минут. Но останавливаться на достигнутом спортсменка не собирается. В ближайших планах — получить звание кандидата в мастера спорта, попасть на Всемирные Олимпийские игры Специальной Олимпиады и… пробежать марафон!
«Начинающим спортсменам я посоветую только одно: тренируйтесь, не бросайте спорт и прислушивайтесь к тренеру!»
Михаил Артамонов: «Я поражаюсь их упорству, но благодаря этому результат и получается»
Михаил Артамонов – тренер Специальной Олимпиады со стажем 28 лет, 14 из которых он занимается с людьми с особенностями развития. Об организации он узнал почти случайно. Побывав на соревнованиях Специальной Олимпиады, мужчина и сам решил к ней присоединиться.
«Когда меня позвали работать в наш интернат, буквально через полгода мне предложили поучаствовать в соревнованиях Специальной Олимпиады, которые в Москве были. Ребятишки мои отобрались, и мы поехали в Йошкар-Олу. Это были первые мои большие соревнования — никакого опыта в Специальной Олимпиаде тогда не было, я и правил толком не знал. Но получил столько впечатлений: я привёз ребят, атлетов тяжёлой категории, и они заняли места: и золото привезли, и бронзу. Так получилось, что Москва долгое время не ездила на эти соревнования. А тут мы возвращаемся все в медалях. Естественно, сразу начали штудировать правила и всерьёз взялись за подготовку».
Фото: Из личного архива героя
В работе с особенными спортсменами важен индивидуальный подход. Но ведь это залог успеха в случае с любым атлетом, считает Михаил.
«Всё очень индивидуально. На кого-то прикрикнуть даже нельзя, поскольку чуть-чуть голос повысишь, и тут же человек теряется. А кому-то, наоборот, команда в повышенном тоне нужна, чтобы дошло. Я компоную группы, чтобы по характеру дети подходили друг другу, не было трений внутри секций. Молодых к старшим присоединяю, чтобы они у взрослых опыт перенимали. А трудности? Не скажу, что есть. Наши воспитанники чувствуют, что вы отдаёте им всё, и, как губка, это впитывают и вам возвращают. Я поражаюсь их упорству, но благодаря этому результат и получается».
Занятия с атлетами с особенностями развития требуют от тренера гибкости и быстрой реакции. Нужно уметь подстраиваться, на ходу корректировать план тренировки и находить общий язык с подопечными. Но одного образования для этого недостаточно.
«Это должно исходить от человека. Вы можете иметь хоть десять образований, но не найдёте подход к нашим ребятишкам. А может человек прийти условно «с улицы», стать воспитателем и ребятишки к нему потянутся, несмотря на отсутствие педагогического образования. Но учиться всё-таки надо».
На самом деле разница между спортсменами с особенностями развития и без не так велика, как принято считать. Способности и потенциал есть у всех, что наглядно можно увидеть во время юнифайд-соревнований.
«Когда спортсмены в одной форме, не чувствуется разницы. Даже мы — те, кто работает в этой сфере — иногда затрудняемся определить, кто в чужой команде партнёр, а кто атлет. В целом, соревнования по юнифайд-системе — очень важная программа не только для ребят, но и для общества. Когда я только начинал 15 лет назад, у людей отношение было немножко предвзятое. А вот по прошествии этих лет реагируют совсем по-другому, сразу находятся добрые люди, которые действительно хотят помочь по мере своих возможностей. Сейчас это совсем другая история, думаю, во многом благодаря программе Специальной Олимпиады».
Фото: Предоставлено Специальной Олимпиадой
Спорт действительно помогает детям с особенностями развития найти своё место в общество и лучше социализироваться.
«Они общаются и на соревнованиях, и после, хорошо влияют друг на друга. А благодаря системе дивизионов соперничают с равными себе по силам. Это очень важно и помогает им почувствовать свою значимость. Когда дети надевают форму сборной, отбираются и едут на международные соревнования, несут ответственность за всю страну. Вы бы видели, какие они гордые, когда идут с надписями ”Россия“, медалями звенят».
Ксения — яркий пример того, как спорт может изменить жизнь. В 2011 году она взяла первое «золото» в лёгкой атлетике, а сегодня у неё с полсотни медалей и звание КМС на подходе.
«Немаленькую роль играет и характер. Ксения — это огонь, вулкан. Иногда на него можно плеснуть воды и пойдёт пар, но сам вулкан не погаснет — только горячо становится. Хорошо, что она всю энергию направляет в спорт, в нужное русло. Для неё сублимация через спорт — это прекрасно».
Что такое Специальная Олимпиада?
Что такое «инклюзия»?
«Inclusive» переводится как «включение». Термин применяют в отношении человека любого пола, возраста, национальности и вероисповедания с особыми потребностями, то есть с особенностями физического или умственного развития.
Инклюзия буквально «включает» людей в общественную жизнь: создает комфортные и полноправные условия. К инклюзивному обществу стремится любое развитое государство, потому что в таком обществе учтены потребности людей с особенностями развития.
Инклюзия может проявляется в разных сферах деятельности: инклюзивные образование, театр, туризм. Специальная Олимпиада и Паралимпийские игры — это часть инклюзивных видов спорта.
Инклюзия в спорте
Чтобы понять, что такое Специальная Олимпиада и чем она отличается от Паралимпийских Игр, поговорим сначала о том, что же такое инклюзивный спорт. Инклюзивный спорт «включает» человека с инвалидностью в совместное спортивное движение, чтобы он мог:
Чем Специальная Олимпиада отличается от Паралимпийских игр?
Участники соревнований
Специальная Олимпиада
Спортсмены с нарушениями интеллекта от 8 лет без максимальных ограничений по возрасту.
Отбор
Специальная Олимпиада
Может участвовать любой человек, соответствующий критериям и подавший заявку в ближайшем отделении. После этого спортсмена определяют в дивизион, который соответствует его физическому развитию.
Паралимпийские игры
Паралимпийцы попадают в команду после предварительных соревнований и демонстрации своей квалификации.
Результат
Специальная Олимпиада
В Специальной Олимпиаде нет победителей и проигравших, награды даются за усердие и волю к победе, а не за рекорды. 1−3 места получают медали, а 4−8 — награждаются лентами.
Дисциплины
Специальная Олимпиада
Официальные виды спорта в Специальной Олимпиаде делятся на три категории.
Летние: водный спорт (плавание), гольф, легкая атлетика, гандбол, баскетбол, дзюдо, бадминтон, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, бочче, пауэрлифтинг, боулинг, катание на роликовых коньках, велосипедный спорт, парусный спорт, конный спорт, софтбол, футбол, настольный теннис, теннис, волейбол.
Зимние: горнолыжный спорт, шорт-трек, лыжные гонки, сноубординг, фигурное катание, гонки на снегоступах, хоккей на полу (флорбол).
Признанные виды спорта: крикет, каякинг, флорбол.
Паралимпийские игры
Паралимпийские виды спорта делятся на две категории.
Летние: академическая гребля, баскетбол на колясках, бочче, велосипедный спорт, выездка, голбол, гребля на байдарках, дзюдо, лёгкая атлетика, настольный теннис, паратриатлон, парусный спорт, плавание, пулевая стрельба, регби на колясках, сидячий волейбол, стрельба из лука, теннис на колясках, пауэрлифтинг, фехтование на колясках, футбол 5×5, футбол 7×7.
Зимние: горные лыжи, кёрлинг на колясках, лыжные гонки, биатлон, следж-хоккей, пара-сноуборд.
Инклюзивный спорт: что это такое, как он развивается в Кирове и почему о нем важно знать
Суть инклюзивного общества в том, что оно включает в себя любых людей, ценит и уважает каждого, независимо от социального статуса, взглядов и состояния здоровья. Инклюзия — для всех. Она даёт возможность людям с особенностями физического или интеллектуального развития вести активную жизнь, путешествовать, заниматься спортом наравне и вместе с остальными.
Стереть преграду между людьми с инвалидности и без нее
Нам хотелось показать и дать возможность убедиться каждому, что нет границ ни в спорте, ни и жизни. Очень многие родители считают, что дети с особенностями развития не могут заниматься спортом. Это не так, каждый ребенок может найти свой спорт и быть в нем успешным. А инклюзия в этом только помогает.
Как отмечают в клубе, изменения произошли и у ребят без особенностей развития. Они стали ответственнее, взрослее, по сути – наставниками, показывают, объясняют и видят результат. Ведь им удаётся быстрее, чем взрослым научить детей с особенностями спортивным навыкам.
Тренеры об инклюзии
Тренер по скандинавской ходьбе Яна Хлебникова, вице-президент Федерации скандинавской ходьбы Кировской области:
Александр Вылегжанин – тренер по футболу, тренер спортивной школы «Чемпион», игрок футбольного клуба, футболом занимается с 7 лет:
— Отличие тренировок главным образом состоит в кропотливом терпении тренера и очень осторожной и внимательной работе. В целом это такие же дети, они ни в чем не уступают, даже есть моменты, в которых они добиваются больших результатов!
Игорь Анатольевич Плешков – тренер по баскетболу и общей физической подготовке, учитель физкультуры школы-интерната для детей с ОВЗ №3.
— Занятия баскетболом развивают коллективизм, а также положительно сказываются на двигательном развитии детей, координации, выносливости, скоростно-силовых качествах.
Как клуб влияет на детей
Родители детей отмечают, что клуб не только помогает развиваться в физическом и эмоциональном плане, но и становится для многих второй семьей и в некоторых моментах даже опорой для самих взрослых.
Кроме соревнований в своих секциях дочь участвовала в инклюзивных турнирах по мини-гольфу и скандинавской ходьбе. Больше всего в клубе ей нравится общение, то, что она там видится с ребятами. Она очень подружилась с новым мальчиком, он её старше, но они дружат, она про него спрашивает. Есть и другие друзья.«
Анна Самоделкина, мама мальчика с расстройством аутистического спектра: «Сначала мы боялись привести сына в секцию: уже бывали случаи, когда тренеры и педагоги отказывались с ним работать. Потом переживали, как Артём будет общаться (на тот момент у него практически отсутствовала речь), как он будет слушать тренера и выполнять задания. Но в клубе «Без границ» к нему сумели найти подход! Теперь он играет важную роль в жизни моего ребёнка. Клуб помог ему лучше общаться со сверстниками, помог найти новых друзей, новые впечатления. И дал возможность заниматься спортом наравне с обычными детьми. Прекрасно, что есть такое место, где особые дети могут заниматься и добиваться результата! Нам, как родителям клуб тоже помог – мы приобрели новые знакомства и возможности общения, не замыкаясь в себе и в своих проблемах.»
Только здесь дети из Кирова с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с тяжелыми патологиями могут заниматься футболом, баскетболом, мини-гольфом, теннисом, скандинавской ходьбой, тхэквондо, вольтижировкой. Дети не только занимаются спортом, но и просто общаются, дружат, отмечают дни рождения и ходят вместе в походы.
При этом АНО «Спортивный клуб для детей и подростков с особенностями развития «Без границ» не финансируется государством. Организация существует за счет помощи родителей, спонсоров и грантовых средств.
Недавно проект клуба «Особые тренировки» победил в Конкурсе для социально ориентированных некоммерческих организаций Кировской области. Теперь в Кирове будут применять уникальные в регионе VR тренировки для детей с особенностями развития. Подробнее можно прочитать здесь.