интерьерный скетчинг что это
Интерьерный скетчинг: опыт и секреты основателя школы «Смотри и рисуй»
Ольга Каминская: «Дизайнер — это шеф-повар на кухне. Визуализатор — су-шеф». Рассказываем, что такое интерьерный скетчинг, кому стоит учиться рисовать, и почему цель важнее навыков
WW. Вы учились на художественно-графическом факультете. Что вам дала учеба в вузе?
Да, я закончила художественно-графический факультет МПГУ по специальности «Учитель ИЗО» в 2008 году. Работать в школе я не планировала, но получила классическое образование, которое, безусловно, заложило основу того, чем я занимаюсь сейчас. Согласитесь, преподавать без педагогического образования — это странно. Как врач без лицензии.
WW. Может ли человек без художественного образования и опыта научиться создавать скетчи?
Может научиться, конечно, под грамотным руководством, по системе. Это будет эффективнее самостоятельного обучения и быстрее. Сотни учеников, которые и думать не думали об этой профессии, работали экономистами, бухгалтерами и парикмахерами, уже успешно зарабатывают на скетчах после обучения. Не имея никакой художественной базы.
WW. Что нужно, чтобы начать рисовать?
В первую очередь, желание. Многие в детстве хотели быть художниками, но потом родители увели их в «благонадежные» профессии. Те, кто решили, пусть и в 30-50 лет, последовать за детской мечтой и пришли учиться рисовать, в восторге от своих способностей и талантов.
WW. Как вы начали заниматься скетчами?
Это вышло «случайно», как казалось тогда. В 2009 году я познакомилась с дизайнером интерьера в Интернете, и она заказала у меня первый скетч. Тогда все и началось.
WW. Есть ли у вас свой стиль? Чем ваша техника отличается от других?
Стиль есть, но, на мой взгляд, он меняется со временем, с совершенствованием техники. Те, кто следит за моим творчеством давно, узнают даже очень старые работы. Моя техника, может, и не отличается от других, но я ее задаю, нахожу, а дальше она идет в массы, — это для меня важнее.
WW. Когда и почему вы решили создать свою школу скетчинга?
Уйдя в декрет в 2015 году, я осталась без работы. Давала частные уроки, что с малышом на руках становилось все сложнее, а подписчики просили научить их рисовать. Тут-то и появились мысли об онлайн-образовании.
Я не была первой, кто создал школу скетчинга, но стремлюсь быть в числе первых среди действующих школ. Сейчас я понимаю, что опыт, приобретаемый в течение многих лет, надо передавать дальше по цепочке, иначе зачем его получать? Учитель продолжается в своем ученике.
WW. Востребованы ли в России 3D-визуализации?
Это направление, безусловно, привезли к нам из Европы. Я, например, узнала, что такая подача интерьера имеет место быть, от своей первой начальницы-француженки в дизайн-бюро. Так единицы, как когда-то Петр I, привозят нам в страну новинки, а передовые фигуры в своих сферах внедряют и масштабируют их. С каждым годом и месяцем все больше дизайнеров выбирают 3D как альтернативный способ подачи визуализаций.
WW. Большая часть ваших курсов заточена под работу на iPad. Android и профессиональные графические планшеты не подходят? Почему вы сделали выбор именно в пользу техники Apple?
Начинала я с акварели. 10 лет назад, в 2015 году, в мою жизнь ворвались маркеры, а в 2016, как вихрь новой эры, влетел iPad Pro.
В 15 лет мне родители подарили мой первый графический планшет Wacom. Я обожала на нем рисовать! Лишь в 30 я заменила его на iPad Pro и лучший в мире стилус от Apple. Пробовала я рисовать и на лучшем планшете на Android, но после Apple слишком уж очевидны преимущества второго. Точность Apple Pencil, быстрота реакции планшета… Я молчу про простой интерфейс, с которым спокойно разберется даже бабушка. Если ты никогда не пользовался техникой Apple, то и устройства от других брендов покажутся хорошими. Как говорится, все познается в сравнении.
Я 10 лет с Apple, и назад пути нет. Рекомендую его всем ученикам и знакомым, так как знаю: мы все стремимся к лучшему.
WW. Допустим, я пришла к вам на обучение, хотя до сих пор изображаю березу похожей на морковку. Как вы будете со мной работать?
Ко мне приходят и с такой проблемой, и со страхом, что это вообще пустая затея; и новички, и люди с художественным образованием; и в 12 лет, и в 55. Дело не опыте, не в возрасте, не в навыках, а в наших целях и задачах. Если вы мотивированы научиться и добиться успехов, то вы мой ученик. Просто купив курс, вы не станете великим художником. Это не универсальная пилюля. Нужно работать.
Я беру учеников с нуля. Обучение построено так, будто вы первый раз берете в руки карандаш. Моя методика, основанная на теории и практике, и 10-летний стаж в коммерческом скетчинге помогают получить необходимые знания и набить руку. Через 1,5 месяца все окружение будет в шоке от ваших способностей! Главное — искренне этого захотеть.
Совсем недавно я провела мастер-класс на Academy creative fest. В режиме ограниченного времени и с аудиторией, 80% которой в первый раз держали в руках iPad, мы смогли нарисовать интересный интерьер с игрой света.
Фото слева: Academy creative fest
WW. Сложно ли переключиться с работы на планшете на работу маркерами? Что делать, если вдруг дрогнет рука?
Сложно, как и от теоретических знаний перейти к практике. Кажется, что все понимаешь и умеешь, а руки не слушаются. 15 лет у меня в работе был Wacom, я рисовала 5 лет скетчи на заказ на бумаге, но, взяв в руки iPad, поняла, что надо учиться «ходить» с нуля. Все по-другому. Поэтому неважно, рисовали ли вы до него на бумаге или нет. Это другое.
WW. Есть ли вообще смысл учиться рисовать маркерами, когда и дизайн, и производство переходят в digital?
Техника — это как выбор, ходить на каблуках или в кедах. Дело за модой. Сегодня это актуальнее, завтра — другое. Лучше уметь делать все.
Даже рисуя акварелью и маркерами, я все доделывала в digital: сканировала и работала дальше на компьютере. Теперь использую iPad: на нем быстрее и проще вносить правки, менять размеры, цвета. Каждый сам выбирает свою технику. Кто-то ведь до сих пор пишет маслом. Тем мы и отличаемся.
WW. Кому вообще могут быть нужны интерьерные скетчи?
Практикующим дизайнерам интерьера и тем, кто пока только хочет им стать, кто хочет работать в этой сфере. Дизайн интерьера в нашей стране с каждым годом развивается, все больше людей прибегают к помощи профессионалов. Последним нужны «руки», чтобы перекладывать свои идеи из головы на бумагу.
Последние 10 лет я удаленно работала помощником дизайнера (визуализатором), рисовала по их техническому заданию скетчи. Именно этой профессии я и обучаю.
WW. Должен ли каждый дизайнер интерьера уметь рисовать?
Этот вопрос в моем блоге всегда весьма резонансный. Я считаю, что нет, потому что для этого есть визуализаторы. Даже не так. Дизайнер может уметь рисовать, но не делать этого, потому что это не входит в список его основных задач. Ему нужно придумать дизайн, и это куда сложнее, чем изобразить его на бумаге.
Вы не просите кондитера приготовить рыбу? Дизайнер — это шеф-повар на кухне. Визуализатор — су-шеф.
Мы, люди, вообще очень много чего можем уметь делать, но на все не хватит жизни. Выбирайте то, что вам в удовольствие, на остальное есть помощники и делегирование.
Почему наброски — это важно?
Скетчинг
Начнем, пожалуй, с того, что поговорим о самом понятии скетчинг и о том, почему стоит как можно чаще работать в этой технике. “Скетчинг” слово новое и модное, сейчас его употребляют гораздо чаще, чем “набросок” и “эскиз”, хотя в переводе “sketch” именно это и означает. В академическом рисунке, живописи, а также в любой другой сфере, где создается что-то новое, на начальном этапе делается зарисовка. Ни один профессиональный художник не начинает серьезную работу без предварительного наброска. Очень важно заниматься зарисовкой с натуры, с воображения и даже из памяти в первую очередь для тренировки и прокачки ваших умений. Ни одна срисовка с чужой работы, обводка или рисование с фото не заменит эскиз с натуры. Данное занятие позволяет вашему глазомеру развиваться, мышечной памяти привыкать к движениям, а вам набираться уверенности в своих действиях. Если раньше к скетчингу относились как к подготовке к чему-то важному и большому, то сейчас он стал отдельным направлением в изобразительном искусстве. У него бывают разные подходы, материалы, виды и даже названия. Мы с вами разберем самые основные. Начнём с материалов.
Скетчинг карандашом
Подобного рода деятельность направлена в основном на изучение строения изображаемых объектов. Линейный разбор, обозначение собственных и падающих теней, стилизация больших пятен и пластики. Именно линией, которую мы рисуем карандашом можно показать характер предмета или человека. Штриховка или полная проработка при этом вовсе не обязательна. В этом есть своя прелесть скетчинга. Завершенность, точность, правильность — здесь эти качества не первостепенны.
Вы свободны в своих движениях. Карандаш не требует большого количества дополнительных инструментов в виде воды, разбавителей или специальной бумаги. Многие художники даже скетчат на салфетках, пока ждут заказа в ресторане. В принципе можно назвать скетчинг карандашом самым бюджетным. Поэтому, если вы горите желанием рисовать, но не имеете на данном этапе лишних средств, то это отличный вариант. Переходим к следующему материалу.
Маркеры
В сфере скетчинга именно они стали очень популярны и все еще пользуются огромным спросом. Яркие цвета, контрастные линии, притягивающие взгляд картинки, и буйство хаоса. Думаю, это и притягивает художников. Сразу стоит обозначить, что данная техника не из дешевых. У профессиональных художников, работающих в стиле маркерного скетчинга может использоваться около тысячи маркеров. При этом стоимость каждого из них (среднего класса) может варьироваться от 150-350 рублей за штуку. К сожалению, это не масляные краски, где можно намешать сотни оттенков из 5 цветов.
Здесь вам нужен почти каждый оттенок в отдельном маркере. Смешение на бумаге хоть и происходит, но чтобы работа выглядела чистой, лучше потратиться на отдельные цвета. Также маркеры весьма прихотливы в использовании, их часто следует обновлять, плюс покупать специализированную бумагу определённой плотности. Несмотря на большую стоимость материала, этот вид скетчинга в наше время является самым распространённым. Как вы думаете, заслуженно?
Акварельный скетчинг
Менее популярный, но не менее интересный материал. Акварель. Ее разводы и прозрачность не повторишь ничем, эти фактуры и тонкие живые цвета практически невозможно изобразить каким-либо другим способом. Акварелью всемирно известные художники создавали свои потрясающие работы, работали в академизме, подготавливали цветовые эскизы к масляным картинам, писали портреты и просто расслаблялись. Положительные качества акварели в виде фактурности и легкости переносятся и в скетчинг. В набросках нет рамок и ограничений, а в акварели тем более, поэтому такое сочетание дает художникам максимальную свободу. Здесь можно позволить воде течь в стороны и не переживать, что это будет некрасиво, можно выходить за каноны и создавать нечто поразительное. В поиске сумасшедших ракурсов, быстрых линий многие профессионалы находят свое и продолжают в нем расти. Касаемо бюджета, акварель тоже требует вложений. Бумага плотностью более 300 гр, может быть и льняная и хлопковая.
Можете себе представить стоимость? А я вам расскажу, рулон может стоить как 600 рублей, так и 15 000 рублей. Это лишь бумага, а что можно сказать об остальном? Кисти в данной технике не подвергаются постоянной обработке растворителями, поэтому большинство художников используют колонок, белку, некоторые даже соболя. Одна средняя беличья кисточка (не высокого класса) может стоить около 700 рублей за штуку. Хороший колонок средних размеров около 1500 рублей, а соболь вовсе является дефицитным изысканным товаром с весьма большим ценником. В общем и целом, удовольствие не из дешевых. Но вы только взгляните на акварельные эффекты. Разве оно того не стоит? Акварельный скетчинг занимает куда больше времени, чем набросок карандашом или маркерами, но удовольствия от этого художник меньше не получит. Скорее наоборот, красками мы будто вытягиваем из себя эмоции.
Диджитал скетчинг
В этой же технике можно добиться разных фактур, оттенков и многослойности. Можно бесконечно совершенствовать свой навык не меняя при этом скетчбуки и карандаши. Теплота света и его насыщенность не исчезают и не темнеют спустя время, как в “осязаемой” бумажной технике, художник может сохранить свою картину или скетч надолго. Дижитал скетчи так же легки в транспортировке и распространении, что дает им огромное преимущество перед бумажными зарисовками, которые чаще создаются лишь в одном экземпляре.
Виды скетчинга
Fashion sketching
Один из самых первых жанров, так как появился еще до того, как появилось это новомодное слово “скетчинг”. Модельеры, дизайнеры, стилисты, швеи и многие другие профессионалы, работающие в сфере создания элементов одежды изображали свои идеи в виде быстрых зарисовок еще несколько столетий назад.
В данном жанре вы можете дать волю своим идеям и придумать абсолютно новые образы или доработать уже существующие наряды.
Food sketching
Наверное самый распространенный жанр среди любителей быстро и эффектно рисовать. Покушать любят все, а еда вдвойне вкуснее, если еще и выглядит эстетично. Многих художников вдохновляет красивая еда и интересные композиции с ней. Рисовать блюда гораздо проще чем людей или машины, к примеру, поэтому здесь (в этом жанре) очень часто практикуются новички.
Если вы только планируете освоить технику скетчинга, то стоит начать с зарисовок пирожных, сэндвичей, мороженого, тортов, напитков разных видов и самое главное, фруктов и овощей. Только взгляните, как здорово могут выйти в набросках такие обычные на первый взгляд предметы.
Travel sketching
Один из самых любимых моих жанров. Скетчинг в путешествиях, зарисовки архитектуры, скверов, природы, водоемов, декораций, городских построек и так далее и тому подобное. Здесь выбор настолько велик, что можно в буквальном смысле неделю рисовать на одной только улице. В этом жанре рисовать, пожалуй, проще всего, так как натура в буквальном смысле находится повсюду. По пути на работу или учебу в общественном транспорте, во время прогулок или пикника с друзьями, стоит лишь взять с собой ручку/ маркер/ карандаш/ да что угодно и сделать несколько десятков линий. Вот вам и тревел скетчинг.
И да, рисовать в сотню раз лучше с натуры, чем с фотографии. Так как в плоскостном варианте нашему мозгу не приходится обрабатывать объемную информацию. Поэтому, если есть возможность посидеть и порисовать на улице, то лучше ей воспользуйтесь.
Интерьерный скетчинг
В наше время без него никуда. Разработки дизайн-проектов, поиск идей для ремонта, визуальные воплощения выдуманных интерьеров и многое другое.
Этот жанр скорее более профессиональный чем фуд-скетчинг, но тем не менее вы можете пробовать себя в любых направлениях.
Ботанический / растительный скетчинг
Жанр с простыми и быстрыми изображениями растений: листьев, веток, цветов, — любой зелени, травы и тд. Это могут быть кактусы, грядки в огороде, букеты, подаренные близкими и все, что связано с растительностью. Очень интересно рисовать в этом жанре, так как природа всегда неодинакова.
Вы не найдете повторяющихся веток у дерева или идентичных бутонов в букете цветов. Выбирая в качестве натуры для скетчинга ботаническую тематику, вы определенно получите удовольствие от процесса.
Технический / промышленный скетчинг
жанр тоже в большей степени профессиональный и чаще пользуется спросом там, где следует изучить или объяснить строение и механизм некоторых предметов. Интересен такой стиль тем, что в отличие от ботаники или фешн скетчинга здесь больше жестких линий и мелких деталей. Пластика меняется на симметричные и аккуратные линии.
Главное не борщить с деталями, тогда у вас получится остаться в рамках скетчинга и не выйти в полноценную проработку. Очень полезно уметь отделять важное от второстепенного. Пробуйте и все получится.
Хотели бы познакомить вас с курсом «Скетчинг для дизайнеров»
Вы научитесь создавать выразительные иллюстрации и наброски, выйдете на новый профессиональный уровень и сможете работать над более интересными проектами.
Скетчинг людей и животных
Пожалуй, самый сложный вид из всех представленных. Трудно рисовать людей в целом, а еще труднее уловить их черты в быстрой зарисовке, где не следует уделять время исправлениям. То же самое можно сказать о скетчах животных. Вы пробовали когда-либо рисовать своих питомцев? Да они же не сидят на месте, а постоянно двигаются туда- сюда. В лучшем случае у вас будет всего 2-3 минуты на набросок, да и попросить задержаться на коврике у высокомерного кота будет очень сложно. Именно поэтому художники чаще рисуют котов и собак спящими.
Конечно же, рисовать можно абсолютно разных животных, изучать их строение, пластику и движения. С натуры это делать в тысячу раз полезнее, чем с учебников, запомните. А вот люди весьма интересны тем, что при множестве сходств каждый из личностей остается особенным. И нам с вами предстоит научиться изображать каждого из людей так, чтобы характер, черты лица, пластика и особенности оставались на листе. В скетчинге эти задачи почти невыполнимы. Но мы ведь будем стремиться, верно? Обратите внимание, какими разными способами художники находят свой индивидуальный подход к изображаемому.
Интерьерный скетчинг позволит открыть в себе дизайнера
Искусство создания быстрых зарисовок – это и есть скетчинг (sketching). У данного жанра много поклонников. Немало у него и направлений. Одним из них стал интерьерный скетчинг.
Знаменитый дизайнер интерьеров, декоратор Альберт Хэдли (Albert Hadley).
О скетчинге – самом быстром рисунке в мире
Жанр особенно ценен в 21-м веке, с его напряжённым ритмом жизни, когда нужно многое успеть за короткое время. Хочется сохранить свои впечатления, набросать возникшие в голове проекты, дать волю идеям.
Многие люди осваивают новую для себя профессию дизайнера. Для одних – это любимое хобби, для других – возможность зарабатывать деньги. Неоценимую помощь в приобретении нужных навыков может дать курсы интерьерного скетчинга в нашей школе, где занятия ведут опытные преподаватели. Техника скетчинга позволит за короткий срок передать на бумаге особенности конкретного интерьера, наиболее эффектно преподнести авторские идеи по его изменению.
Интерьерные скетчи дизайнера Альберта Хэдли.
С такими эскизами очень удобно работать дизайнеру и заказчику. Всё представлено наглядно, можно обсудить детали, за считаные минуты внести необходимые правки. Процесс создания наброска необычайно увлекателен, а работы зачастую получаются такими красивыми, что позже их можно использовать, например, для оформления собственной студии. Интерьерный и городской скетчинг позволяет создать сперва на бумаге, а затем в реальности, функциональную и комфортную среду, которая так важна для человека.
Какой вариант обучения лучше предпочесть? Данной теме посвящены статьи, книги. Благодаря им можно получить нужные знания. Недостаток: никто не разъяснит непонятные вам моменты, не укажет на ошибки и достоинства работ. Полезными оказываются видеоуроки, где преподаватель показывает, как овладеть теми или иными навыками. Но и тут вы не сможете понять – движетесь ли в верном направлении, или сбились с пути, в работах нужно что-то исправлять.
Скетч голубой комнаты Альберта Хэдли.
Наилучшим вариантом являются курсы интерьерного скетчинга, которые можно посещать в удобное время: в нашей школе это в будни или в выходные дни. В составе небольшой группы, под руководством наставника можно за короткое время овладеть необходимыми навыками, а затем приступить к самостоятельной работе.
Может возникнуть логический вопрос. Сегодня существует немало программ, разработанных специально для дизайнеров. Не окажутся ли компьютерные технологии в преимуществе перед набросками, сделанными от руки?
Как показывает практика – нет. Во-первых, внести изменения в работу, сделанную в технике скетчинга, гораздо проще и быстрее, чем в проект, выполненный по компьютерным программам в формате 3d. Во-вторых, стоит такой дизайнерский проект гораздо дороже, оказывается по карману далеко не всем клиентам. Поэтому всё больше заказчиков предпочитают специалистов по интерьеру, работающих в технике скетчинга.
Интерьерный скетчинг дизайнера Ричарда Чедвика (Richard Chadwick).
Обучение интерьерному скетчингу – что рисуем?
Перед началом занятий преподаватель расскажет, с какими материалами предстоит работать. Основы интерьерного скетчинга постигают дизайнеры, декораторы, архитекторы, художники-оформители. Удобнее всего пользоваться маркерами, так как они в полной мере позволяют отразить в наброске текстуру материалов. Даже те, кто приступает к рисованию впервые, в скором времени смогут изобразить деревянные, каменные, стеклянные, металлические поверхности, ткань, паркет, многое другое.
Уроки интерьерного скетчинга рассчитаны на обучение «с нуля». Тем не менее они будут полезными для тех, кто уже работает дизайнером. Все учащиеся приобретут навыки создания быстрых зарисовок, в которых смогут отразить свои идеи. Это экономит много времени при общении с заказчиком. Следующим этапом обычно становится утверждение проекта. Этим путём идут сейчас профессионалы в Европе.
Курс интерьерного скетчинга для начинающих основан на эффективных методиках, делающих обучение не только результативным, но и интересным. Учащиеся познакомятся с основами и свойствами композиции, постигнут законы перспективы. Научатся изображать объёмные формы, разовьют образное мышление. Изучат основы цветоведения, освоят законы света и теней, создающие иллюзию объёма.
По каждой теме даны будут практические задания, в ходе выполнения которых педагог выскажет свои замечания и даст рекомендации. Наставник научит работать маркерами, акварелью, линером, применять смешанные техники. Расскажет о видах стилизаций скетчей.
Минималистичный скетчинг канадского дизайнера Мишель Морелан (Michelle Morelan).
Внимание уделяется изображениям драпировок из лёгких и тяжёлых тканей. Зарисовкам, сделанным при различном освещении – дневном, вечернем, электрическом. Учащиеся освоят принципы достижения гармонии в композиции. Научатся выбирать подходящую цветовую гамму, привносить в свою работу настроение. Смогут выстроить изображение помещения и мебели в перспективе.
Словом, постигнут основы интерьерного скетчинга. Важным является умение создавать линейный и пятновой рисунок, выдерживать нужную толщину линий, передавать глубину пространства. Итогом обучения станет разработка своего проекта, его визуализация, а также просмотр и обсуждение работ сокурсников, выполненных за время занятий.
*Снимки взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.