интернет поведения что это
«Интернет поведения»: что это и почему пора узнать о нём сегодня?
Время чтения : 8 минут
Почти наверняка вам известны термины «интернет вещей» и «интернет данных», появившиеся в результате перехода от исследования потребителей традиционными инструментами маркетинга к сбору big data («большие данные»). Сегодня мы расскажем о новой концепции — «интернет поведения», и о том, чем она будет полезна бизнесу.
Что такое «интернет поведения»?
С развитием интернета процесс сбора и обработки данных претерпел трансформацию: появились целостные экосистемы — «интернет вещей» (IoT) и «интернет данных». Они значительно облегчили работу маркетологов и стратегов, однако результаты их были максимально приближены к результатам количественных исследований. И, отвечая на вопрос «Сколько?», они не отвечали на вопрос «Почему?» — интерпретация данных продолжала осуществляться в ручном режиме человеком и оставаться субъективной.
Логичным продолжением эволюции интернета стало появление объединенной системы, которая трактует собранные данные с точки зрения поведенческой психологии — это и называется «интернет поведения» или Internet of behaviors (IoB). Описание концепции и термин впервые появились в 2012 году в блоге вышедшего на пенсию профессора Хельсинкского университета Готе Найман. Спустя восемь лет IoB становится не просто теорией, а трендом.
В чем ценность «интернета поведения» для бизнеса?
Концепция IoB выглядит, на первый взгляд, как исполнившаяся мечта для многих компаний.
И это — только часть возможностей, становящихся доступными для крупного и малого бизнеса. Не менее важно, что использование «интернета поведения» сводит практически к нулю коммерческие риски при повторении событий, схожих с эпидемией COVID-19, поскольку значительно упрощает любые форматы дистанционного взаимодействия и управления.
Где и как используется IoB сегодня?
Примеров практического применения «интернета поведения» относительно немного, но тем шире возможности для внедрения.
По большей части IoB сегодня применяется маркетологами для оптимизации продукта или адресного сообщения потребителям: лидирует здесь Uber, детально отслеживающий множество поведенческих параметров. А Google, Facebook и YouTube используют поведенческие данные для демонстрации пользователям рекламы на своих платформах.
Единичными и не до конца раскрывшими свой потенциал случаями можно считать использование расширенных версий CRM, позволяющих не только ставить задачи и трекать начало и завершение работы над ними, но и получать комплексное представление о процессе работы каждого из сотрудников.
Во время пандемии технологии IoB широко использовались для выявления наличия или отсутствия маски и повышенной температуры тела: при помощи датчиков или RFID-меток отслеживались несоответствия в соблюдении протоколов безопасности.
Перспективы развития IoB
Эксперты и футуристы единогласно признают: развитие «интернета поведения» станет причиной эволюционных прорывов почти во всех сферах деятельности.
Медицина
В этом направлении прогнозируют появление кардиостимуляторов, управляемых по Wi-Fi, и «умных линз», способных не только корректировать зрение, но и собирать данные о состоянии пациента при наличии у него хронических заболеваний. «Умная таблетка» или имплант позволят проводить мониторинг состояния здоровья, а интерфейс мозг-компьютер сможет помогать пациентам с нарушениями нейромышечной передачи.
Мода, архитектура и дизайн интерьеров
Управление персоналом
Анализ содержания рабочего дня и отслеживание состояния работника в процессе, оценка поведения сотрудников при общении с клиентами, выявление потенциальных зон роста и интересов, на основе которых можно составлять индивидуальные программы обучения — эти и множество других возможностей привнесет «интернет поведения» в управление персоналом.
Сокращение издержек на поиск и тестирование соискателей, минимизация «текучки» кадров, гибкое управление и, как следствие, высокая удовлетворенность персонала, профессиональные навыки которого можно «настраивать» под себя — только часть выгод, которые получит бизнес от внедрения IoB в HR-отрасль.
Туризм
Персонализированные подборки предложений по направлениям для поездок, времени вылета, отелям и экскурсионным программам повысят эффективность работы туроператоров и турагентств, а также степень удовлетворенности отдыхом у клиентов. Обслуживание эмоций туриста, работа с его впечатлениями, — то, что ранее могла обеспечить только эксклюзивная консьерж-служба, станет повседневной реальностью в сферах туризма и гостеприимства.
Автомобилестроение
Здесь, в первую очередь, «интернет поведения» позволит повысить качество ключевого показателя — безопасности. Впрочем, не менее привлекательно выглядит и возможность оптимизировать расходы на содержание автомобиля путем проведения анализа частоты и причин использования машины и моделей вождения.
Страховые компании
Сферу страхования тоже ждут изменения. Появится возможность определять цену страховки не на основании субъективных параметров типа пола, возраста и стажа, а на основе достоверных объективных данных. В свою очередь аккуратные водители, туристы и домовладельцы перестанут переплачивать, покрывая риски за менее аккуратных и ответственных.
IoB благотворно повлияет на UX и SEO, причем как облегчит работу специалистам этих отраслей, так и повысит удовлетворенность пользователей. Стриминговые сервисы будут предлагать зрителям то, что им действительно понравится, а не приблизительную подборку на основе общих данных. В кофейне гостю нальют тот кофе, которого хочется именно сейчас. И можно будет не пытаться больше угадать, что подарить на годовщину супруге или супругу — непременно появится стартап, который даст на 100% верные рекомендации.
Потенциальные угрозы
Помимо неоспоримой пользы, «интернет поведения» привносит в жизнь людей и новые вызовы — прежде всего это касается безопасности данных, приватности и этики.
Преимущества и недостатки «интернета поведения»
«Интернет поведения» — своего рода технологическая революция. Наряду с массой потенциальных преимуществ, способных привести к взрывному росту во множестве отраслей и повысить уровень качества жизни людей, он может пугать наличием потенциальных недостатков, а кое-кому даже казаться реализованным сценарием антиутопии.
«Важно понимать, что негативное воздействие можно сократить за счет тщательной разработки мер подготовки. Начиная с включения в школьную программу правил поведения в интернете и завершая разработкой глобальных правовых актов, нормативов и этических кодексов, действующих не в рамках отдельных государств, а всего мира. Интернет — всего лишь инструмент для человека, и развитие этого инструмента требует симметричной реакции от тех, кто использует этот инструмент в повседневной жизни». Вера Шибаева, продуктовый менеджер ML Space
Резюме
Развитие технологий постоянно ставит перед человечеством вопрос о соблюдении границ между пользой и приватностью. «Интернет поведения», как логичный эволюционный шаг и система, предоставляющая практически безграничные возможности с точки зрения коммерческого и социального использования, пока находится на старте и вызывает интерес со стороны бизнеса и опасения со стороны правозащитников. Однако при разумном подходе и своевременной разработке юридических и этических стандартов, а также норм безопасности, IoB, без сомнений, станет катализатором перехода на новый технологический уровень.
Интернет поведения (IoB)
Ускоренное практическое внедрение разработок в области IoB в масштабах целой страны означает серьёзные изменения в жизни людей.
Во-первых, встаёт вопрос о безопасности и конфеденциальности. Если встроенная в человека технология подключена к сети, значит её можно удаленно взломать и применить против владельца. Может получиться, что `умный` дефибриллятор может стать не спасением, а причиной гибели пользователя.
Во-вторых, все больше решений будет приниматься без участия индивидуума, а значит он не сможет в полной мере контролировать свою жизнь, а в перспективе и вовсе потеряет над ней контроль.
Хроника
2020: Старт «цифрового эксперимента» в России
В мае 2020 г Государственная Дума России приняла закон о так называемом «цифровом эксперименте», который должен создать все необходимые правовые условия для ускоренного развития искусственного интеллекта и иных цифровых технологий в стране. Это фактически позволяет распространить «московскую практику» всеобщего цифрового контроля и сбора больших данных на все регионы России без исключения.
Принятие закона вызвало споры, многие депутаты указывали на то, что обсуждение законопроекта преждевременно и может повлечь негативные последствия для граждан, тем не менее, закон был принят, за него проголосовали 282 депутата.
Некоторые эксперты считают, что принятие закона позволит значительно ускорить процессы цифровизации в России, итогом которой может стать реализация идеи «интернета поведения» (IoB), которая считается одним из главных технологических трендов 2020 года.
Интернет поведения (IoB) – новый этап информационной эпохи
Интернет поведения (Internet of Behaviors, IoB) – одна из основных технологических тенденций 2021 года. По данным аналитиков Gartner, компании частного и государственного сектора будут постепенно внедрять технологии сбора данных о людях из разных источников.
Понятие IoB объединяет устройства для сбора так называемой «цифровой пыли» – отдельных данных из жизни людей. Информацию собирают из различных источников:
Internet of Behaviors (IoB) – логичное продолжение Internet of Things (IoT). Но если интернет вещей объединяет устройства из этой категории в одну сеть, интернет поведения позволит собирать в единую базу данные о людях.
Вероятность использования технологий IoB зависит от законодательства конкретных стран. Препятствием могут стать местные законы о конфиденциальности и обработке личных данных населения.
Глобальное внедрение IoB влечет за собой серьезные социальные последствия. Ключевая проблема интернета поведения – в нарушении личной безопасности. С одной стороны, сбор «цифровой пыли» поможет в борьбе с преступностью. Так, системы распознавания автомобильных номеров дают возможность оперативно получать информацию о превышении скорости и определять виновников ДТП. С другой – нарушается концепция конфиденциальности данных.
Тем не менее, опросы показывают, что люди готовы принимать интернет вещей как часть социальной жизни. По данным американских исследователей Schoen Cooperman Research, 59% жителей США положительно относятся к повсеместной установке систем распознавания лиц. Опросы компании Security Industry Association (SIA) показывают, что в частных случаях американцы высказывают еще большую поддержку этой технологии. Например, с установкой систем распознавания лиц в аэропортах согласны 75% респондентов.
Россияне же относятся к этой технологии более критично. Опрос «Левада-центр» показал, что всего 47% москвичей положительно воспринимают системы распознавания лиц, 42% респондентов не согласны с их повсеместным использованием.
Интернет поведения (IoB): что это такое и почему он станет главной тенденцией в 2021 году?
Примечательно, что Интернет поведения входит в число главных технологических тенденций года. Пандемия коронавируса частично ответственна за то, что IoB стал основной тенденцией, поскольку ему удалось изменить способ взаимодействия потребителей с различными брендами. В связи с этим компании неустанно стремятся изменить то, как они взаимодействуют со своими клиентами.
Интернет поведения, сегмент Интернета вещей
Взаимосвязь устройств предлагает обширные данные и ценную информацию об опыте пользователя, поведении, интересах, оптимизации поиска и предпочтениях. На основании заявления Gartner:
«IoB сочетает в себе технологии, ориентированные на отслеживание местоположения и распознавание лиц людей, соединение данных и сопоставление их с поведенческими событиями».
Интернет поведения объединяет существующие технологии, которые в первую очередь ориентированы непосредственно на людей. От отслеживания местоположения до распознавания лиц он связывает полученные данные со связанными поведенческими событиями, включая использование устройства или покупки за наличные. IoB занимается анализом и пониманием всех данных, собранных об онлайн-операциях и действиях пользователей, с точки зрения поведенческой психологии.
Провести анализ данных IoB несложно, поскольку это делается с психологической точки зрения. Необходимо провести статистический анализ, отображающий повседневные привычки и поведение пользователей, не раскрывая конфиденциальность потребителей полностью по юридическим и этическим причинам.
Роль и вклад IoB
Используя перспективные технологии, инновации и разработки в области алгоритмов машинного обучения, IoB помогает записывать, анализировать, понимать и реагировать на каждое человеческое поведение таким образом, чтобы гарантировать отслеживание и интерпретацию поведения людей.
IoB можно рассматривать как интеграцию аналитики данных, технологий и поведенческой науки. Наука о поведении делится на четыре области, которые учитываются при использовании технологий. эти области включают эмоции, решения, чемпионаты и дополнения.
Например, приложение для здоровья на смартфоне может помочь пользователю отслеживать режим сна, частоту сердечных сокращений и уровень сахара в крови. Мобильное приложение может помочь в предупреждении пользователя о неблагоприятных ситуациях со здоровьем и во многих случаях предлагает изменения в поведении для достижения положительных и желаемых результатов.
Важность IoB
Данные были неотъемлемой частью делового мира с момента появления Интернета. Но в 2021 году Gartner назвал IoB одной из ведущих технологических тенденций в цифровом и реальном мире. Интернет поведения теперь предлагает людям больше возможностей собирать столько данных, сколько они хотят, и анализировать их.
Кроме того, поведенческие данные помогают предприятиям делать осознанный выбор и принимать решения. Эта стратегия позволяет им максимально улучшить качество своих услуг и цепочку создания стоимости. В общем, психология и маркетинг работают вместе с самого начала рекламных кампаний. Таким образом компании и предприятия могут по-новому взглянуть на данные, которые собирает Интернет вещей.
Интернет поведения теперь стал новым и мощным инструментом для глобальных продаж и маркетинговых кампаний компаний и предприятий. Имея это в виду, компании получают глубокое понимание своих пользователей, чтобы гарантировать, что они всегда будут довольны. Следовательно, IoB призван дать значительный импульс развитию сектора продаж.
Как IoB помогает бизнесу
С помощью больших данных предприятия могут получать доступ к информации о своих посетителях из различных точек соприкосновения. IoB позволяет компаниям изучать CX от начальной точки до конца процесса, включая:
Знание всей этой информации помогает предприятиям создавать множество точек соприкосновения для позитивного взаимодействия с клиентами. В конечном итоге настройка помогает предприятиям эффективно повышать качество и эффективность своих услуг.
Благодаря повышению эффективности обслуживания больше клиентов начнут взаимодействовать с бизнесом. Более того, IoB продолжает влиять на то, как компании и организации взаимодействуют с потенциальными клиентами. Internet of Behavior также может собирать, обрабатывать и интегрировать данные из многих источников, включая:
С помощью технологии IoB предприятия улучшают качество данных, которые они собирают, и управляют тем, как они интегрируют данные из различных источников для достижения оптимальных результатов.
Преимущества Интернета поведения
Эта технология все еще развивается, и ожидается, что она станет весьма полезной во многих отношениях. От определения того, где начинается интерес клиента к продукту, позитивного вовлечения пользователей, выяснения их пути к покупке, до определения методологии, которую они используют для совершения покупок. Интернет поведения имеет множество аспектов, которые окажутся полезными в долгосрочной перспективе.
IoB позволяет значительно упростить изучение ранее недоступных данных о том, как пользователи взаимодействуют с продуктами и устройствами, получить более подробную информацию о том, где находится клиент в процессе покупки, и тщательно изучить покупательские привычки клиентов на всех платформах. Кроме того, он предлагает уведомления в режиме реального времени, которые нацелены и быстро решают проблемы, чтобы закрыть продажи и гарантировать, что клиенты всегда будут довольны.
В настоящее время компании используют IoB для наблюдения и предоставления им возможности вносить изменения в поведение потребителей для достижения желаемых результатов путем продажи своих услуг и продуктов. Интернет поведения дает компаниям передовые маркетинговые стратегии для их продуктов и услуг. Это также влияет на поведение пользователей и сотрудников, чтобы гарантировать, что компании работают на оптимальном уровне.
Эту технологию также можно использовать для мониторинга соблюдения протоколов работоспособности на промышленных объектах для регистрации поведенческих событий. Например, датчики и RFID-метки на человеке или в рабочей среде можно использовать для проверки того, моют ли сотрудники руки должным образом или нет.
Компьютерное зрение также можно использовать для определения того, соблюдают ли работники протоколы по маскам в соответствии с требованиями. В этом случае громкоговорители, установленные в рабочей среде, можно использовать для предупреждения людей о любых возможных нарушениях протокола.
IoB до сих пор доказал свою пользу для компаний, потому что они могут оптимизировать свои отношения с клиентской базой на основе собранных данных. В то время как Интернет вещей превращает данные в информацию, нам нужно подождать, чтобы увидеть, сможет ли IoB превратить человеческие знания в настоящую мудрость.
Приложения IoB в 2021 году
В 2021 году компании могут изучить множество приложений Интернета поведения, которые они могут применить в своем контексте. Многие компании и организации используют онлайн-рекламу как эффективный метод охвата большего числа клиентов в современном цифровом мире.
Технология IoB позволяет им идентифицировать и ориентироваться на определенные группы и отдельных лиц, которые могут извлечь выгоду из их продуктов и услуг. Например, Google и Facebook используют поведенческие данные своих пользователей, чтобы соответствующим образом отображать свои рекламные объявления для людей.
Эта стратегия помогает компаниям связываться со своей возможной аудиторией и отслеживать их поведение по отношению к своей рекламе с помощью рейтинга кликов. YouTube также использует поведенческую аналитику, чтобы улучшить впечатления своих зрителей. Внимательно отслеживая поведенческие данные, платформа рекомендует видео пользователей и показывает, что они могут быть более интересны.
Кроме того, новейшие технологии, такие как Alexa, Google Home и Siri, изучают и интерпретируют собранные данные и поведение пользователя для более эффективного функционирования.
Как интернет поведения поможет бизнесу управлять людьми и процессами
К концу 2025 года более половины населения Земли так или иначе будет задействовано хотя бы в одной программе интернета поведения (IoB), прогнозирует Gartner. Бизнес и правительства будут использовать технологии распознавания лиц, данные о местоположении и т.п., чтобы так или иначе влиять на действия граждан и сотрудников.
Беспристрастные свидетели
Интернет поведения (Internet of Behaviors (IoB) — понятие, которое объединяет в себе технологии анализа больших данных, распознавания лиц и анализ местоположения, которые давно применяются по отдельности. То есть человеческое тело становится в нем фактически платформой данных. Если в интернете вещей к сети подключены все электронные устройства, то в интернете поведения в сеть объединены живые люди.
Говорить об объединении технологий для влияния на поведение людей стало возможно по мере накопления данных о цифровом следе каждого человека.
Например, фитнес-приложения на смартфонах собирают данные о питании, физических нагрузках пользователей. Картографические сервисы знают маршруты и место жительства пользователей и т.п.
Такие сервисы способны давать советы людям, а юристы всерьез ведут дискуссии о том, могут ли «умные» колонки с голосовыми помощниками выступать идеальными и беспристрастными свидетелями во время расследования преступлений.