интервизорская группа что это
Интервизорская группа психологов,психотерапевтов
Группа для тех, кто хочет повышать свое профессиональное мастерство, как психолог-консультант, психотерапевт.
Интервизия – это групповые сессии, в ходе которых специалисты обсуждают, как работать в разных ситуациях или с «трудными» клиентами.
Показать полностью.
Требования для вступления в группу:
1. Диплом/сертификат психолога и/или психотерапевта.
2. Дополнительное образование в частных психологических институтах (ВЕГИ, МГИ, ВЕИП, МИГиП, Гармония, группы Ирины Млодик, Российско-Австрийский проект, школа Дегтяревых и др.).
3. Личная индивидуальная и групповая терапия.
4. Направление работы: любое.
5. Опыт психотерапевтического консультирования.
Желательно наличие практики.
Группа работает в открытом режиме.
Что будет на группе:
1. Открытие и знакомство.
2. Заявки на работу: Терапевтом, Клиентом, Наблюдателем.
3. Выбор пары: Терапевт-Клиент.
4. Запрос терапевта к Наблюдателям-интервизорам.
5. Работа в круге.
6. Обратная связь клиенту.
7. Обратная связь терапевту.
8. Профессиональное обсуждение работы терапевта.
9. Закрытие.
Интервизорская группа психологов,психотерапевтов запись закреплена
Интервизорская группа психологов,психотерапевтов запись закреплена
Интервизорская группа психологов,психотерапевтов запись закреплена
Проект «Видимая Среда»
Интервизорская группа психологов,психотерапевтов запись закреплена
Интервизорская группа психологов,психотерапевтов запись закреплена
Мария Демина
Я убеждена, что качественная и внимательная диагностика того, что происходит с парой сильно укорачивает дорогу к тем изменениям, которые ищут клиенты.
Доктор Джон Готтман в этом месте абсолютно непревзойден! Такой системы диагностики супружеских отношений, которую предлагает подход Готтмана, правда, не предлагает ни один другой подход.
Показать полностью.
Большая часть диагностики проводится в онлайн системе gottmanconnect.ru и содержит разносторонний и всеобъемлющий анализ самых разных сильных и «слабых» сторон пары, например:
— шкалы конфликтов, умение слышать, слушать, договариваться
— шкалы, помогающие определить, что происходит с доверием в паре, с приверженностью в отношениях, преобладание негативного или позитивного в отношениях
— шкалы нежности, восхищения, иные проявление близости
— что происходит с эмоциональным контактом
— общие цели, смыслы, вИдение, ритуалы, роли
— сложные вопросы (финансы, удовлетворенность сексуальной жизнью, домашнее хозяйство, дети, религия, родственники, ревность. )
— индивидуальные особенности каждого в паре
337 вопросов, каждый из которых выверен, нужен и важен, 40 лет исследований это подтверждают. Уже проходя этот процесс пара ощущает «терапевтический» эффект, наполненный осознаниями и размышлениями, просто потому, что они возможно никогда не задавали себе этих важных вопросов про отношения.
Дорогие коллеги! Любой специалист, работающий с парами, даже не сертифицированный по Джону Готтману, может использовать этот уникальный инструмент в своей работе. Мы перевели эту диагностику для вас.
О том, как пользоваться системой, какие есть этапы регистрации и прочие важные моменты, мы поговорим уже завтра 27.04 во вторник в 16.00 на вебинаре в zoom. Подробности здесь
https://taplink.cc/gottman.ru/p/59ea81/
Интервизорская группа психологов,психотерапевтов запись закреплена
Гильдия психотерапии и тренинга
Марк Певзнер: Свобода как модус терапевтического процесса
Лекция «Свобода как модус терапевтического процесса» Марка Михайловича Певзнера, преподавателя Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп, была прочитана 16 мая 2019 года на Юбилейной школе Гильдии психотерапии и тренинга «30 лет. Время свершений» (16–17 мая 2019).
Интервизорская группа психологов,психотерапевтов запись закреплена
Институт психотерапии и психологии Карвасарского
Замечательный психотерапевт Д.Бьюдженталь, рассуждая про установление доверительных отношений, нарисовал вот такую простенькую схему (прикреплена к посту)
1. Формальное общение.
2. Поддержание контакта.
3. Стандартное общение.
4. Кризисный уровень общения.
Но только преодолевая кризисный уровень, мы можем впервые установить с другим человеком подлинно интимные отношения. В момент кризиса мы вообще не озабочены собственным имиджем, мы выражаем свои подлинные переживания и эмоции, часто серьезно расходящиеся с образом, сложившимся у нас самих и у наших близких. Интимность возможна как раз при подлинных эмоциях. Доступ к ним открывает кризис. Не стоит представлять кризисный уровень общения как обязательно катастрофическое переживание, уничтожние всех основ. Но неловкость, стыд, страх, волнение, смущение, испытываемые, когда говоришь о вещах, по-настоящему важных для себя, тоже указывают на кризисный уровень общения. Ты предъявляешь себя без маски, без защитных доспехов.
5. Интимный уровень общения.
Автор: Илья Латыпов
Ознакомиться с образовательными программами Института можно на сайте https://clck.ru/T47eQ
Звоните или пишите, если у вас есть вопросы!
Телефон: +7 (812) 467-48-87
Электронная почта: client@spb-ipmp.ru
WhatsApp: +7 912 722 54-82
Чтобы быть в курсе наших новостей, подпишитесь, пожалуйста, на рассылку
https://vk.com/institute_of_psychotherapy?w=app574883..
Супервизия, интервизия и Балинтовская группа, как способы повышения своего профессионального мастерства
Людмила Степанова, нарративный практик,
член МПАП (практик высшего проф. мастерства),
кандидат психол. наук, доцент каф. психологии БГУ
Что же это такое – супервизия?
Супервизия – это не экзамен в школе или университете, здесь не нужно доказывать супервизору, что психолог – хороший специалист. Супервизия – это место для поиска гипотез, поддержки, это помощь в обсуждении клиентского случая или его фрагмента, с которым психолог испытывает затруднения; это поиск лучших или более верных действий, чтобы достичь более эффективной работы с клиентом.
Супервизия и прохождение личной терапии –это не одно и тоже. Хотя супервизия и оказывает влияние на психолога в плане его личностных изменений, но она не является психотерапией, поскольку цель супервизии – сделать из психолога более опытного психолога, помочь ему системно видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные отношения с клиентом. Если психологу, пришедшему на супервизию, необходимо пройти личную психотерапию, то супервизор направляет его к другому специалисту, а не смешивает супервизию и терапию в «одном флаконе»!
Содержание сессий супервизии строго конфиденциально. Супервизор не разглашает конфиденциальную информацию, касающуюся психолога, его клиентов или любых других лиц без предварительного согласия всех заинтересованных сторон. Информация о работе с психологом может быть использована для публикации или доклада с разрешения самого психолога и при условии обеспечения его анонимности.
Зачем нужна супервизия?
– поддержка в работе с «трудными » клиентами;
– защита интересов клиента;
– живое обсуждение гипотез;
– взгляд со стороны на перенос и контрперенос;
– возможность узнать новые техники и расширить свои возможности в качестве консультанта/психотерапевта;
– получить новые знания о себе и личностно вырасти;
– расширение осознавания своих профессиональных ограничений;
– возможность в большей степени соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики;
– эмоциональная поддержка в трудных ситуациях;
– развитие творческого подхода к работе.
Эти два пункта отметила, чтобы привести их к единообразию с остальными.
Обязан ли психолог ходить на супервизию, и как часто и как долго?
Это очень сложный вопрос, и вряд ли на него можно получить однозначный ответ. Законодательно в Республике Беларусь это никак не урегулировано. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то нужно обязательно идти на супервизию. Другой вопрос – как часто и на протяжении какого времени? На мой взгляд, чем меньше опыта – тем чаще, но и после большого количества лет практики обращение к супервизору – это не показатель профнепригодности, а как раз наоборот. И в этом случае посещать супервизора нужно хотя бы раз в 2-3 месяца.
Супервизия бывает групповой и индивидуальной. Иногда психологи выбирают себе в пару коллегу, с которым вместе идут на супервизию, формируя мини-группу с супервизором. Такой формат тоже возможен.
В отличие от прохождения личной терапии, можно одновременно ходить к разным супервизорам. Это даже интересно и полезно, потому что, с одной стороны, позволяет посмотреть на разные подходы к работе, а с другой – развивает психолога как специалиста и человека. Можно также брать супервизию у разных специалистов по разным вопросам, например, с практикующим психиатром или при обсуждении сексуальных проблем – у сексолога.
Интервизия – это что же это такое и чем она отличается от супервизии?
Это группа личного опыта, где практикующие психологи обсуждают клиентские случаи, которые вызывают какие-либо затруднения в работе. Если очень кратко и обобщенно, то интервизия выглядит так. Психолог, который хочет поделиться своим случаем, вызывающим у него затруднение, представляет его группе коллег. Затем рассказывает, в чем именно у него возникли затруднения, т.е. формулирует свой запрос к группе. Участники могут задавать свои вопросы, чтобы более полно понять картину случая. После этого начинается обсуждение трудностей, формулирование гипотез, поиск возможных вариантов дальнейшей работы с клиентом. Одним из преимуществ этого процесса является то, что он позволяет избавиться от «зашоренного взгляда» психолога на свою работу, а также позволяет расширить свой взгляд на многие аспекты своей работы. Такая «зашоренность » из-за длительной или недостаточно рефлексивной работы может возникать не только у начинающих психологов, но и у достаточно опытных. Такая форма групповой работы, с одной стороны, позволяет психологу рассмотреть с разных позиций, представленный на интервизию случай, а с другой стороны, помогает понять и почувствовать, как он сам реагирует на те или иные высказывания коллег, и узнать свои слабые места. В конце интервизии ведущий группы подводит итоги работы.
Если интервизия предполагает горизонтальный формат взаимодействия, при котором все участники в группе равны, то супервизия предполагает вертикальный формат взаимодействия, при котором участники не равны изначально. Еще один важный момент в интервизии заключается в том, что члены группы совместно отвечают за то, что происходит в группе и за общий результат: за содержание сессий, за групповой процесс участников, т.к. каждый участник вносит свой собственный вклад и реагирует на основе своего собственного профессионального опыта.
Интервизия, так же как и супервизия, не являются неким «квалификационным экзаменом». В то же время, эти формы профессионального взаимодействия являются условием повышения профессионального мастерства психолога, помогающего поднять уровень его работы на новый, более высокий уровень. Участие в интервизии дает возможность расширить свое понимание проблемы клиента, понять, куда лучше двигаться дальше, а также избежать профессионального выгорания.
Зачем нужна интервизия?
– более эффективная работа с проблемными вопросами и ситуациями и, как следствие, снижение риска возникновения профессионального выгорания;
– понимание личных «особенностей и схем», которые влияют на работу;
– уточнение личных потребностей;
– видение «слепых зон» и новых возможностей для профессионального роста;
– профессиональный обмен информацией (опыт работы, особенности работы в разных подходах и направлениях и т.д.);
– развитие умения принимать другие точки зрения;
– поддержка профессиональной идентичности;
– взаимная поддержка и признание проделанной работы.
Возникает тот же вопрос: обязан ли психолог ходить на интервизию, и как часто и как долго?
И на этот вопрос, также как и про супервизию, однозначного ответа нет. Этот вопрос также не регулируется законодательством в Республике Беларусь. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то ходить на интервизионные встречи нужно.
Минимальное количество человек в интервизорской группе – 4 человека, максимальное – 8 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в месяц до одного раза в неделю – это зависит, как от группы, так и от поставленных задач, сама встреча обычно длится три часа. Например, интервизии, участники которой проходят обучение в рамках какого-либо направления психотерапии или консультирования, целесообразно проводить 1-2 раза в неделю, для того, чтобы более глубоко закрепить, как теоретические знания, так и практические навыки. Для более опытных психологов такие встречи можно проводить, например, один раз в месяц.
Интервизорская группа является уникальным местом, в котором можно побыть в разных ролях и получить различный опыт: и клиентский, и терапевтический и супервизорский, а также побыть в роли ведущего. Интервизия – это пространство, где можно поделиться переживаниями и опытом, обсудить с коллегами случаи из личной практики, получить профессиональную поддержку и профессионально вырасти.
Балинтовские группы – а это что такое и зачем они нужны?
Балинтовская группа – это щадящий и весьма эффективный способ снижения профессионального стресса и эмоционального выгорания. Это достигается путем эмоциональной поддержки, отсутствием критики и прямых рекомендаций психологу, который представляет вызывающий затруднения случай.
Минимальное количество человек в Балинтовской группе – 2-3 человека, максимальное – 8-12 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в неделю до одного раза в две недели, сама встреча длится три часа с 10-ти минутным перерывом и за одну встречу разбирается два случая.
Чем Балинтовские группы отличаются от супервизии и интервизии?
Балинтовская группа очень похожа на супервизию и интервизию, НО есть существенные отличия.
Основное отличие между ними заключается в том, что если в супервизии и интервизии речь идет о клиенте и его терапии/консультации, то в Балинтовской группе – основное внимание уделяется различным особенностям и аспектам взаимоотношений психолога и клиента, внимание на самого психолога с его восприятием и эмоциональными нагрузками в отношениях с клиентом; внимание на то, что чувствует психолог в отношениях со своим клиентом. То есть если объектом обсуждения в супервизии и интервизии является клиент и его случай, то в Балинтовских группах – сам психолог с его своеобразием восприятия данного случая и отношением к нему.
Еще одно отличие заключается в том, что, если в супервизии и интервизии предметом анализа являются только текущие «трудные » моменты работы психолога, то в Балинтовских группах предметом анализа могут быть не только текущие, но и «неудачные » эпизоды из прошлого, которые продолжают беспокоить психолога, вызывают у него неприятные воспоминания и остаются для него «непонятными ». Либо это могут быть так называемые «фантастические » терапевтические ситуации, даже гипотетическая возможность которых беспокоит психолога.
Встречи Балинтовской группы очень хорошо структурированы и проводятся в восемь четко прописанных этапов или шагов.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что независимо от того, насколько хорошо подготовлен психолог, какое бы образование он не получил и насколько обширна его практика, он все равно нуждается в профессиональной поддержке в достижении вершин в своей профессии, чтобы получать удовольствие от своей работы (оставаясь при этом сохранным). И именно этой цели служат супервизии, интервизии и Балинтовские группы.
Главная
Хотелось бы немного рассказать об основной идее проекта. Открытая интервизорская группа — первый шаг к созданию большого неформального сообщества психологов из разных направлений, в котором можно общаться на равных. Плюсы такого варианта в возможности обмена опытом, методиками, взглядами, а также создания совместных проектов. Можно будет самим готовить и проводить мастер-классы и эксперименты или приглашать известных тренеров. Для более безопасного пространства нужно, чтобы были четкие границы. Например, не опаздывать на группу и быть на ней до конца занятия, соблюдать правило конфиденциальности.
Разные направления современной психологии выросли из нескольких основных веток: психоанализ, гуманистическая, бихевиоризм, телесно-ориентированная. И они развивались параллельно. Это был этап анализа. А попытка объединить разные подходы — этап синтеза. Ну и конечно, сообщество на базе интервизорской не только про обучение и работу, но и про знакомства и общение, возможность найти новых друзей или партнеров.
Пока еще у нас небольшое сообщество, около 1500 московских психологов общаются в чатах, и часть из них ходит на группы. Но проект стартовал совсем недавно, так что надеемся со временем будет много интересных мероприятий для психологов кроме интервизорских и мастерских.
Общая информация
1. Некоммерческая для создания сообщества психологов по себестоимости, минимальным ценам или бесплатно:
— интервизорские группы для профессионального роста
— досуг (прогулки, знакомства, спорт, походы)
2. Коммерческая, на которой психологи смогут зарабатывать:
— мастер-классы
— лекции, вебинары
— обучающие программы
— психотерапия для физлиц
— работа с корпоративными клиентами
На каждое направление будут созданы команды, которые на них специализируются.
Основная сложность в поиске клиентов, так как продукт в психологии обычно непонятен.
Важно, чтобы проекты были хотя бы на самоокупаемости, поэтому нужно проводить тестирование для каждого из них, проверяя спрос.
1. Мастерские внутри сообщества по минимальным ценам для психологов. Получение обратной связи от коллег и постепенная корректировка мастерских.
2. Проведение их для обычных клиентов (необязательно психологов) по более высоким ценам, чтобы окупить рекламную компанию на набор группы.
3. Наиболее успешные проекты для физлиц можно будет оформлять в пакеты и предлагать корпоративным клиентам.
Аналогично, можно делать и с обучением различным направлениям психологии.
Начать с небольших лекций и семинаров, тестируя внутри сообщества, постепенно формируя из них курсы.
А потом объединять курсы нескольких ведущих в программы обучения, например, для студентов и выпускников психологических ВУЗов.
Интервизиии для психологов, психотерапевтов, психоаналитиков
Интервизия – возможность профессиональной поддержки
Работа в нашей интервизорской группе направлена на то, чтобы дать возможность практикующим психотерапевтам экологично проработать негативные чувства, которые возникают в терапевтическом процессе при работе с пациентами.
Это возможность углубить понимание особенностей своих взаимоотношений с пациентом, привлечь внимание психолога к своему эмоциональному и интуитивному пережитому опыту, к его контртрансферентной вовлеченности, которая порой оказывается мало осознанной и не всегда выражается через простое вербальное изложение материала терапевтического случая.
Каждый психолог сталкивается с проблемой баланса между проявлением эмпатии, способностью понимать состояние пациента, возможностью поддерживать устремления пациента к изменениям, с другой стороны, психологу важно соблюдать в отношении пациента дистанцию, удерживая свои личностные границы. Работа в интервизорской группе формирует навык находить необходимое равновесие – гарантия эффективности в работе психолога, т.е. умение вовлекать себя в глубину с каждым из своих клиентов, при этом оберегая и сохраняя свое личное пространство, личностные границы.
Рефлексия опыта и поиск новых решений
Нужные решения находятся за привычными рамками мышления!
На интервизорской группе участники получают профессиональную поддержку. Каждый участник группы обогащается благодаря коллективному взаимодействию. В результате этой совместной работы приобретается новый взгляд на ситуацию, сложившуюся в работе с пациентом. Это замечательная возможность обогатиться опытом коллег, расширить тем самым свои профессиональные возможности.
Это прекрасная возможность для психологов исследовать процессы, возникающие в психотерапевтическом пространстве, осознавать и формировать стиль своей работы, развивать профессиональное психологическое мышление, что является залогом успешного развития в профессии.
Информация о работе интервизорской группы
На интервизии, в отличии от супервизии, работа происходит в условиях коллегиального равенства, где каждый участник группы помогает другому интевизируемому специалисту решать проблемы, возникающие в клинической практике.
Ведущий интервизии, то есть организатор и координатор процесса, выбирается на каждой сессии интервизорской группы. Ведущий следит за регламентом, правильностью проведения процедуры интервизии.
Любой участник группы может попробовать себя в роли ведущего.
Время работы интервизорской группы распределяется на представление случая из практики, рефлексию чувств, возникших у участников во время представления, удовлетворение запроса на интервизию, обратную связь интервизируемого.
Мы приглашаем к участию в работе интервизорской группы психологов и терапевтов психодинамического направления, а также других направлений в психотерапии!
Продолжительность групповой сессии – 1,5 часа.
Чеховская О.С. Размышление о процессе интервизии, или путь к супервизорству
Размышление о процессе интервизии,
или путь к супервизорству
Педагог-психолог ГБОУ СПО «Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники»
Республика Башкортостан, г. Уфа
Очень часто, когда у психолога интенсивная практика психологического консультирования и психотерапии, он сталкивается с разными проблемами, такими как: что-то неясно с клиентом или у него затруднения в выборе дальнейшей стратегии работы с клиентом. А порой самого профессионала захватывают сильные чувства и эмоции, например, постоянное чувство опасности в определённых ситуациях, с чувством провала, депрессии по причине отсутствия успеха в работе и т.п.
Как помочь себе найти ответы в подобных ситуациях? Возможно, в процессе работы с клиентом активизируются какие-то личные проблемы специалиста, и их можно решать на индивидуальной психотерапии, а во многих случаях необходимо проходить супервизию, групповую или индивидуальную. Кулаков С.А. в своей работе «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии» называет супервизией (от supervidere – обозревать сверху) «профессиональное консультирование и анализ как целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии, так и терапевтических отношений, возникающих между клиентом и терапевтом»[5, С.7].
Что такое супервизия, интервизия, каковы этапы её прохождения, и как стать самому супервизором, если есть достаточно богатый опыт консультативной практики и желание помогать в профессиональном становлении молодым специалистам? Чтобы приобрести статус супервизора, необходимо пройти ряд мероприятий. Освоить теоретический и практический материал, сдать экзамен, пройти сертификацию, аккредитацию. А в промежутках между этими процессами необходимо нарабатывать опыт проведения подобных групп. Это возможно в обществе равных по статусу специалистов. Франс Граутманн в «Руководстве по проведению интервизии» пишет: «Данный вид деятельности получил название «интервизия» (англ. – intervision) – «интерколлегиальный» или «межколлегиальный» метод работы в группе равных по уровню специалистов, осуществляемый ведущим интервизии. Интервизия фокусируется на улучшении работы персонала, лечения и социальной работы. Интервизия – это обсуждение в группе специалистов, занимающихся лечением клиентов. Обычно группа состоит из профессионалов, но в нее также могут входить стажеры, практиканты и добровольцы. Интервизию можно определить как взаимную консультацию или обмен опытом между коллегами. Интервизионный подход используется в случаях, когда нужно прояснить общие вопросы, связанные с процессом лечения и социальной работой, или когда у персонала возникают проблемы с решением таких вопросов»[9].
Существует полимодальная интервизия, которая предполагает, что в группе могут быть представители не только одной школы, например, гештальт-терапевтов, символдраматистов, арт-терапевтов, но и представители всех перечисленных и других школ [8].
Вот высказывания коллег по вопросу важности полимодальной интервизии в жизни психотерапевта, психолога, специалиста помогающей профессии: «Я осознаю процесс, происходящий в интервизии, и я доверяю своим коллегам». «Я уверена, что это – отличный опыт, когда представители разных модальностей присутствуют и работают вместе над трудными случаями из нашей практики. Такой подход даёт возможность взглянуть на проблему с разных точек зрения и обозначает широкий спектр инструментальных возможностей в моей работе». «В процессе интервизии я многое поняла о своей особенности ведения терапии с этим клиентом. И теперь могу найти новые пути в этом взаимодействии». «Интервизия заставила меня полностью изменить моё восприятие не только того случая, который рассматривался, но также и моей стратегии работы с психотерапевтической группой, установления сеттинга и т.п.». «Если я не буду проходить интервизию сегодня, то я, возможно, буду менее эффективна в своей работе завтра». «Благодаря интервизии, я сохраняю себя, свою целостность, психику, приобретаю ресурсное состояние для завтрашнего дня, для себя, своей семьи и своей работы». «Иногда в нашей работе в интервизорской группе ответы на наши запросы не появляются тотчас, но мы уверены, что они обязательно придут впоследствии, через неделю, возможно, через месяц, или в процессе работы с данным клиентом, или с подобными консультативными случаями. А может быть, придет ответ в наших снах, которые нам снятся после процесса интервизии. И поэтому важно пробовать и не отчаиваться, когда что-то не выходит, не получается сразу». «Я приучаю себя ждать»[11]. Таким образом, мы развиваем у себя и терпение. «Интересным является то, что процесс интервизии основан на том, что «все люди разные», и эта «разность» позволяет, один и тот же случай, одну и ту же ситуацию увидеть и проанализировать по-разному, а, следовательно, найти разные способы «решения» заданной ситуации» [12].
Иногда у специалистов разных школ, например, у участников обучающего курса «Психолог-травматолог», называется супервизией процесс, являющийся по своей сути балинтовской группой. В балинтовской группе обязателен «круг эмоций», чувств участников группы, или этот «круг» обозначается так: «Какой у вас контрперенос на предложенный трудный случай специалиста?», что в полимодальной интервизии не предусматривается. Это объясняется тем, что в процессе проговаривания чувств специалисты, участники группы могут «провалиться в чувства», «заразиться» эмоциями, чувствами, и это может помешать активному процессу работы и сосредоточения на процессе интервизии. Цель интервизии – не уход в психотерапию и не отреагирование чувств, а помощь специалисту в его профессиональном росте. Поэтому процесс протекания интервизии для специалиста может быть как интегрирующим, положительно заряженным, так и фрустрирующим. Фрустрация помогает специалисту в его профессиональном и личностном росте.
Первое: выбирается ведущий группы. Второе: каждый представляется: имя, профессия, в какой модальности работает; и есть ли случай работы с клиентом для рассмотрения на группе. Наличие представляемого случая работы с клиентом предполагает устное или письменное согласие клиента на проведение интервизии. Третье: выбирается интервизируемый случай и ведущий озвучивает правила работы группы. Задается временной интервал работы группы (35 –50 минут) и выбирается тот участник из группы, кто будет следить за временем. За временем может следить как сам ведущий, так и интервизируемый. Четвертое: представление интервизируемым случая из своей практики и определение им, на каком «уровне» будет проводиться работа. Пятое: ведущий начинает первый «круг вопросов» участников группы интервизируемому по представляемому им случаю работы с клиентом. Здесь немаловажным являются (за этим следит ведущий) вопросы, которые задают участники группы.
Исследуя разные уровни работы с клиентом, задаются «открытые» вопросы, начинающиеся примерно так: Как часто вы назначаете консультации…; Где клиент проявляет чаще всего свою агрессию…; В связи с чем….; Куда …; Зачем, на ваш взгляд…; Что повлияло на …, Что ты имел в виду, когда…? и т.д., то есть вопросы, начинающиеся так: что? где? когда? почему? зачем?, на которые нельзя ответить односложно «да» или «нет» (это будет «закрытый» вопрос).
Уровень работы – коммуникация, что происходит на консультации, какие стратегии, интервенции используются психотерапевтом.
Здесь исследуется следующее:
— как вы встретились? как он пришел в первый раз?
— как и почему клиент выбрал вас?
— на что вы в первую очередь обратили внимание при своем контакте с клиентом?
— какова история ваших отношений?
— как начинается и заканчивается сессия?
— как изменяется звучание голоса и позы во время сессии и после?
— что происходит за границами терапевтического процесса?
— частота встреч, как оплачивается, за что оплачивается, кто оплачивает?
— какие стратегии использовались, какие для этого были основания? Куда привели эти интервенции? Как клиент реагировал на эти интервенции, как и когда они осуществлялись? Как собираетесь работать с клиентом дальше?
— что клиент говорит о вас,
— какие изменения происходят в клиенте,
— какие изменения происходят на сессии,
— меняет ли он запрос на сессиях.
Примерные вопросы для этого уровня:
— какие чувства вызывает клиент,
— какие впечатления производит клиент,
— какую трудность вы испытываете,
— как происходит консультация,
— как вы узнали, что испытываете трудность,
— как проходит консультация,
— как вы расположены к клиенту,
— всё, что касается поведения, статуса,
— что написано у вас на визитке,
— записываете ли вы консультацию, ведете ли вы аудиозаписи,
— на основании чего вы решили выбрать именно эту интервенцию.
Здесь можно использовать технику дистанцирования, предложенную Ховкинс П., Шохет Р. в книге «Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы». Авторы предлагают работу со «следующими аспектами:
— найти образ или метафору, олицетворяющую отношения;
— вообразить, какие отношения могли бы сложиться, если бы терапевт и клиент встретились в других обстоятельствах или оказались бы вдвоем на пустынном острове;
— представить себя букашкой на стене во время последней терапевтической сессии: что можно сказать об отношениях?» [10].
Шестое: После «круга вопросов», когда время заканчивается, ведущий задаёт свой последний в круге вопрос и определяет новый круг, с заданным направлением интервизируемым – «круг высказываний» всех членов группы. Но перед началом «круга высказываний» ведущий задаёт важный вопрос интервизируемому: «Как звучит сейчас ваш запрос?». Весьма вероятно, что в процессе задавания вопросов и осмысления ответов на них, у специалиста может поменяться запрос, он может уже по-другому, иначе звучать или может поменяться уровень запроса. Например, вначале специалист хотел узнать побольше о своем клиенте (1 уровень), но запрос поменялся на то, «Как бы вы работали с этим клиентом?», «Какие стратегии взаимодействия могли бы быть с данным клиентом?» (2 уровень), или «Что со мной происходит во время работы с данным клиентом?» (3 уровень) [8].
Далее каждый участник группы высказывается относительно того запроса, который прозвучал. Ведущий следит за тем, чтобы высказывания соответствовали заданному интервизируемым уровню работы и за процессами, происходящими в группе: как ведёт себя каждый участник группы, какие высказывания звучат, как изменяется атмосфера в группе, за отсутствием или наличием движений, скрытой или открытой агрессией. Всё это происходит, возможно, при привнесении в пространство круга работы «бессознательного» как самого клиента, так и «бессознательного» специалиста. По мнению специалистов Московской ассоциации аналитической психологии, «в процессе слушания интервизируемого случая, бессознательное интервизорской группы создает «зеркало» случая. Интервизорская группа начинает «разыгрывать» предъявляемую для интервизии ситуацию «здесь и сейчас», что позволяет через анализ состояния самой группы и отношений внутри нее непосредственно познакомиться с интервизируемым случаем и «увидеть» «отзеркаливаемые» бессознательным группы неосознаваемые процессы, ей управляющие…
Взаимодействие всех членов группы позволяет в процессе интервизии выявить особенности бессознательного интервизанта, тем или иным способом влияющие на терапевтический процесс и, возможно, в какой-то степени, тормозящие его» [6;12].
Седьмое. После того, как последним высказывается в «круге высказываний» ведущий группы, интервизируемый даёт «обратную связь» на все предложенные высказывания участников группы. На этом этапе могут происходить те же динамические процессы, запущенные принесенным трудным случаем с клиентом. Например, специалист начинает «обесценивать» работу всей группы, отрицая все предположения и отвергая предложения участников группы, или, наоборот, активно «принимать» всё происходящее. Ведущим эти феномены должны быть четко замечены и вербализированы на следующем этапе.
Далее важно напоминание ведущим о том, чтобы группа не обсуждала этот интервизируемый случай вне круга. Это важное правило должно быть обозначено на этапе озвучивания правил работы группы и чётко соблюдаться вне рамок интервизионной группы. Всё это важно для конфиденциальности информации о клиенте, безопасности и сохранности личности самого специалиста, так как, если процесс интервизии был сильно эмоционально заряжен, специалисту, возможно, потребуется какое-то время для восстановления.
При прохождении супервизии или интервизии необходимо ведение дневника супервизии, где необходимо отмечать: дату, вид работы (супервизия или интервизия); кто представляет случай; если представляется случай из своей практики – краткое описание случая, фокус внимания в работе; кто был супервизором или интервизором; если группа большая, то отмечается присутствие во внутреннем или внешнем круге; количество часов интервизии или супервизии.
Участие в супервизионных группах и проведение интервизии, на наш взгляд, является одним из аспектов профилактики «эмоционального выгорания» специалистов, важным и неотъемлемым фактором повышения квалификации специалиста.
1. Булюбаш И. Д. Как быть полезным терапевту или алгоритм очной супервизии. http://gestalt-therapy.ru/biblio/theor/alhor_ochn_super/
2. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 223 с.
3. Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д.Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. СПб.: Б.С.К., 1997. – 235 с.
4. Кулаков С.А. Супервизия в повышении квалификации детских психиатров. Журнал практического психолога, N 7–8, июль–август, 1999.
5. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. – СПб: Речь, 2002, – 236с.
7. Материалы I Зимней школы РАТЭПП «Супервизорство в практике консультанта телефонной психологической помощи». – Ижевск, 2003.
8. Материалы семинара по супервизии. Ведущие Лях И.В., Жуков А.С., Уфа, 2014.
9. Франц Траутманн. Руководство по проведению интервизии. / Институт Тримбос – Институт психического здоровья и зависимостей, Голландиия. http://www.unodc.org/documents/balticstates//Library/PharmacologicalTrea.
10. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002. – 352 с.
13. Чеховская О.С. Супервизия в службе телефонной экстренной психологической помощи «Телефон Доверия» /сборник РАТЭПП, 2008 г. (электронная версия на сайте РАТЭПП).
14. Чеховская О.С. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов-психологов средних профессиональных образовательных учреждений /сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика, коррекция» /под редакцией Б.В.Кайгородова и Н.В.Майсак (7–8 октября, 2011), г. Астрахань: Астраханский государственный университет, издательский дом «Астраханский университет, 2011. – С. 197.
15. Чеховская О.С. Работа психолога в режиме супервизии /сборник материалов сообщений и творческих работ участников семинара «Гуманно-личностная парадигма в образовательном пространстве в условиях внедрения стандартов нового поколения» 6-10 апреля 2011 г., Уфа: Издательский центр Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А.Шолохова», 2011. – С. 92.
Чеховская О.С. Трудности в работе молодого педагога и пути его преодоления /сборник Восьмого ежегодного Поволжско-Уральского семинара «Психологическая помощь: содержание, формы, опыт», (г. Оренбург, 20–23 ноября 2011г.) под ред. И.С.Якиманской. – Оренбург: НОУ ДО «Институт консультирования и тренинга «Статус», типография «Руссервис», 2011, С.45–52.