интроскоп в аэропорту что видит
Что это такое и как работает? | Рентгенотелевизионный интроскоп
Как работают интроскопы
Рентгенотелевизионные стационарные интроскопы пользуются наибольшей популярностью из-за своего удобства и легкости в обращении. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, эксплуатация изделия должна осуществляться исключительно операторами, прошедшими соответствующее обучение. В нашей компании РСС можно заказать обучающий курс для своих сотрудников.
Основные принципы работы интроскопов
Принцип работы рентгенотелевизионной установки (интроскопа) основан на рентгеноструктурном анализе. Именно за счет дифракционного рассеивания излучения, получаемого при использовании ИИИ (источников ионизирующего излучения), создается проекция внутренней структуры объекта.
В процессе облучения направленный рентегновский луч рассеивается, сталкиваясь с предметами различной толщины и плотности. Из-за этого теряется часть энергии излучения. После того, как это произойдет, остаточная энергия будет зарегистрирована специальными детекторами и преобразована в электрические сигналы. Они уже поступают в процессорный блок, где и обрабатываются, выдавая на экран оператора рентгеновское изображение досматриваемого объекта.
Материалы и предметы с большой плотностью поглощают большое количество излучения, а потому на экране такие предметы обозначаются более темными цветами. Соответственно, изделия и вещества с малой плотностью способны поглотить небольшое количество излучения, на изображении они обозначаются более светлыми цветами. За счет этого оператор получает полное представление о содержимом багажа, посылки или груза. Изображение на экране передает всю внутреннюю структуру объекта.
Рентгеновские лучи имеют следующие ключевые особенности:
невидимые человеческому глазу, они проникают сквозь непрозрачные предметы и тела;
поглощаются тем интенсивнее, чем больше в менделеевской таблице порядковый (атомный) номер изучаемого вещества;
вызывают свечение определенных химических соединений и веществ;
распространяются линейно (не способны огибать предметы).
Тонкости анализа полученного изображения
Если раньше интроскопы для досмотра багажа и грузов могли передавать картинку лишь в черно-белом формате, то сейчас большинство моделей предусматривают использование обширной цветовой палитры. Причем, проекция потенциально опасных или запрещенных предметов и веществ будет иметь специфическую окраску, однозначно показывающую оператору, что необходимо внимательно изучить объект. Также особые цветовые маркеры имеются для материалов органического происхождения.
Интроскоп анализирует потери рентгеновского излучения на разных уровнях энергии, что обеспечивает возможность классифицировать содержимое досматриваемых объектов по трем группам. Подразумевается обнаружение органических, неорганических и промежуточных веществ. В цветовом исполнении это желтый, синий или зеленый цвета соответственно.
Развитие производства позволяет компаниям создавать все более совершенные модели установок ИИИ для того, чтобы получить более качественное изображение, эффективно выделив потенциально опасные, незадекларированные и запрещенные к провозу вещества.
Насколько безопасен интроскоп в работе
Поскольку принцип действия интроскопа напрямую зависит от рентгеновского излучения, при работе с устройствами необходимо соблюдать технику безопасности. Оператору же необходимо пройти соответствующее обучение, в ходе которого он только должен научиться анализировать изображение, передаваемое на экран, но и знать, как действовать в случае возникновения аварийных или потенциально опасных ситуаций.
Непосредственно в работе любой современный интроскоп абсолютно безопасен. Досматриваемые объекты сканируются за счет излучения, но такая радиация совершенно безвредна для неодушевленных предметов. Она не в состоянии нанести им вред. Так же, как и продуктам питания, косметике и иным веществам и материалам, оказавшимся в багаже.
Типы досмотрового оборудования
Рентгенотелевизионные установки, интроскопы, классифицируются по трем основным категориям, в соответствии с гигиеническими требованиями:
Стационарные установки с точно направленным пучком излучения. Досмотровая камера в таких устройствах закрыта, а контролируемый объект расположен на движущейся ленте. Радиационная защита обеспечивается за счет особого строения корпуса интроскопа. Живые объекты не попадают в зону действия радиационного пучка, а потому для них такое мероприятие представляется полностью безопасным. Высокое напряжение в рентгеновской трубке обеспечивается лишь на время проверки досматриваемого объекта.
Стационарные установки с широким пучком излучения. Досмотровая камера в таких устройствах закрывается, полностью исключая вероятность выхода радиации за пределы контрольной зоны. Объект же внутри находится в неподвижном состоянии. Такие аппараты используют для более детальных и тщательных проверок.
Мобильные рентгеновские сканеры с открытым источником излучения. Такие устройства лишены стационарной защиты. Работа рентгенотелевизионногоинтроскопа, предназначенного для мобильного использования, должна проводиться оператором защитном костюме при наличии специальных защитных средств. Все прочие наблюдатели должны выйти из зоны досмотра на безопасное расстояние.
По конструктивно-эксплуатационным особенностям рентгенотелевизионные установки подразделяются на несколько групп. Так, по назначению можно выделить устройства:
прямого действия (флюорографические медицинские, не имеющие отношения к досмотровой деятельности);
переносные малогабаритные сканирующего типа;
сканирующие рентгенотелевизионные установки;
передвижные (мобильные) системы.
Рентгенотелевизионные и сканирующие системы. Идеально подходят для проведения досмотров, демонстрируя высокий уровень эффективности исследований и обеспечивают максимально комфортные условия для работы. Оборудование полностью безопасно за счет передовых технологий в деле использования источников ионизирующего рентгеновского излучения. Современный монитор предполагает использование цифровых средств регистрации и компьютерную обработку видео.
Существует классификация систем в соответствии с индикацией излучения. Выделяю оборудование с комбинированной индикацией излучения, с индикацией проходящего излучения и с индикацией обратнорассеянного излучения.
Что можно выявить с помощью рентгенотелевизионной установки
Помимо антитеррористической угрозы, рентгеновские установки способны предупредить еще и хищения в магазинах и на складах. При этом подразумевается, что предметы в сумке или пакете будут досматриваться, чтобы оператор смог осуществить поиск объектов или вещей, которых быть в исследуемом объекте не должно.
Требования к рентгенотелевизионным установкам
Важно, чтобы сами установки полностью соответствовали современным требованиям безопасности. Так, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза указывает на необходимость использования исключительно безопасных для живых существ устройств. Прописаны даже требования, которым должны отвечать рентгеновские установки:
за их счет можно обеспечить высокую производительность досмотра;
они эргономичны и удобны в использовании;
обнаруживают 100% скрытых вложений;
безопасны для окружающих и персонала;
не оказывают негативного воздействия на продукты питания и предметы.
Закажите звонок или напишите нам!
+7 (495) 032-60-30 +7 (495) 789-25-00 141401, МО, г. Химки, ул. Академика Грушина 8
Как выглядит ваш чемодан на рентгене в аэропорту и как ищут запрещенные предметы
Скажите, только честно — вам было бы интересно заглянуть в чемодан соседа в аэропорту? Например, узнать, чем ограничился вон тот мужчина с одним чемоданчиком? Или чем набила свои кофры вон та блондинка? Сотрудники службы безопасности аэропортов делают это постоянно, дабы не пропустить на борт самолета потенциально опасные предметы и вещества. Как они умудряются за несколько секунд отличить опасный чемодан от безопасного и как вообще работает сканер багажа? Рассказывают специалисты одного из самых популярных аэропортов мира — Хельсинки.
Как это работает
Загадочная машина, через которую проходит багаж в аэропорту, — в целом довольно простое устройство. Это короткий туннель, куда чемоданы и сумки подаются с помощью конвейерной ленты. Изнутри туннель выложен свинцом, способным поглощать большую часть излучения, созданного рентген-генератором — главным элементом сканера.
«Рентгеновские лучи попадают в туннель через отверстие шириной около 1 см и просвечивают каждый предмет багажа. На противоположной от источника стене туннеля находится детектор, измеряющий количество излучения, прошедшего через каждую точку сканируемого объекта. На основании этих данных компьютер создает изображение предмета», — объясняет принцип работы устройства Микко Халонен, специалист по безопасности Finavia.
Я художник, я так вижу
Чтобы людям на контроле было проще, компьютер научился «раскрашивать» предметы из разных материалов в разные цвета. Пластик, воду, текстиль, дерево и другие органические вещества — в оранжевый, а, например, металлы, — в синий. Если происходит наложение одного типа веществ на другое (теннисный мяч в металлической упаковке), такие предметы отображаются в зеленом цвете. Еще зелеными могут быть кости, соль, стекло.
Легким движением руки
Технологии шагнули так далеко, что теперь специалисты службы безопасности при желании могут «повернуть» багаж, не прикасаясь к нему, чтобы лучше его рассмотреть. «В аэропорту Хельсинки используются устройства, создающие два разных изображения отсканированного предмета. Это помогает сделать процесс досмотра более эффективным, ведь мы редко повторно сканируем багаж», — отмечает Йони Пекканен, руководитель службы безопасности аэрогавани.
Кроме того, устройства досмотра багажа, установленные в аэропорту Вантаа, способны автоматически обнаруживать взрывчатые вещества. По сути это современные томографы, в которых источник излучения вращается вокруг сканируемого предмета с высокой скоростью, создавая детализированное трехмерное изображение. «Досмотреть» таким образом можно до 1800 чемоданов в час!
А это не опасно?
Забирая на выходе из устройства свой «облученный» чемодан, некоторые пассажиры задумываются: а не может ли облучение как-то испортить вещи в багаже, а то и вовсе «навести» в них радиацию? Специалисты уверены: не может даже теоретически. «Во время сканирования объект подвергается излучению, равному 1 микрозиверту. Столько же вы получаете за час полета на высоте 10 км», — поясняет Йони Пекканен. «И это в 10 раз меньше фона от рентгена в зубном кабинете», — добавляет Микко Халонен.
Единственное, для чего излучение представляет потенциальную опасность, — высокочувствительная фото- или кинопленка. Ее рекомендуют упаковывать в ручную кладь (а лучше вообще проносить в руках) и предупреждать сотрудников аэропорта о ее наличии в багаже.
Вскрывать или не вскрывать?
Интроскоп и томограф, профайлинг и биодетектор о четырех ногах: как работает служба авиационной безопасности
Всем бортам удачного полета
Под присмотром
К встречам с таможенниками и пограничниками в аэропорту все привыкли. А вот работу большинства сотрудников, отвечающих за безопасность, обнаружит не каждый — и это при том, что со стадии покупки билета и до взлета борта мы и наши вещи становимся объектами пристального внимания и человеческих глаз, и хитроумной техники. Чем же они занимаются и как умудряются оставаться практически незамеченными?
— Авиационная безопасность — это состояние защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, — приводит международное определение Владимир Дранников, начальник службы авиационной безопасности Национального аэропорта Минск. — Обеспечение авиабезопасности — это весьма обширный комплекс задач, решением которых в аэропорту занимается несколько служб общей численностью около 500 человек. Это и отряд военизированной охраны, и центр видеонаблюдения, и, конечно же, служба авиационной безопасности. Основная задача нашей службы заключается в том, чтобы на борт самолета не попало ничего, что может создать угрозу безопасности полета, жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа. Начинается все с предполетного осмотра пустого воздушного судна, которое готовится к вылету, чтобы убедиться, что там нет ничего постороннего. Затем осуществляются досмотр, охрана и сопровождение буквально всего, что поступает на борт: пассажиров и их багажа, ручной клади, почты, груза, бортового питания и припасов — подголовников, пледов, журналов и прочего.
Владимир Дранников.
В службе авиационной безопасности два подразделения: досмотра и кинологическое. На службе состоят различные породы собак: бельгийские и немецкие овчарки, лабрадоры и даже кокер-спаниель, обученные поиску взрывчатых веществ. Пассажиры иногда могут видеть их в здании аэровокзала во время патрулирования. Хотя кинологи со служебными собаками редко появляются в большом потоке людей, где много отвлекающих факторов. Наравне с детекторами следов взрывчатых веществ эти хвостатые биодетекторы привлекаются к работе по исследованию предметов, вызывающих обоснованное подозрение. Они же помогают определить, не таят ли опасность бесхозные предметы.
Бельгийская овчарка Крис проверяет бесхозную сумку в поисках взрывчатых веществ.
— Это головная боль любого транспортного узла, — заверяет Владимир Александрович. — В течение года здесь бывает до 500 случаев обнаружения таких вещей. Люди просто оставляют сумки и уходят, скажем, покурить, уповая на честность окружающих и свою непогрешимость. Между тем подобное безответственное поведение создает массу проблем для служб безопасности, отвлекая большое число сотрудников от решения других, более важных, задач. Ведь любой оставленный без присмотра предмет рассматривается нами как потенциально опасный. Неоценимую помощь в таких ситуациях оказывает разветвленная система видеонаблюдения аэропорта, включая камеры с функциями видеоаналитики, настроенные на поиск бесхозных предметов. Если некий объект определенное время не шевелится и не передвигается, он выделяется тревожным сигналом. Оператор сразу принимает меры: хозяина ищут, к оставленным предметам прибывают сотрудники милиции и службы авиабезопасности.
Вылетающий из Национального аэропорта пассажир проходит шесть видов контроля: авиационной безопасности, пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный — если путешествует с четвероногим питомцем, фитосанитарный, если не может расстаться с любимой геранью. А его багаж пройдет целых пять уровней безопасности!
Аппарат измерит температуру тем, кто проходит посадку.
Теоретически каждого пассажира можно досмотреть вручную: ощупать карманы, заставить разуться, открыть чемодан и переворошить вещи. Однако на это уйдет слишком много времени. К тому же подобная процедура вряд ли оставит приятные воспоминания. Службе авиабезопасности приходится решать две практически взаимоисключающие задачи: при высоком уровне безопасности обеспечивать большую пропускную способность, создавая при этом максимально возможный комфорт для пассажиров.
— Национальный аэропорт Минск оснащен по последнему слову техники. Воздушные гавани, где имеется такой перечень типов разнообразного современного досмотрового оборудования, во всем мире на пальцах сосчитать можно! — не скрывает гордости Владимир Дранников. — Все процедуры досмотра на авиационную безопасность построены на каскадном последовательном использовании технических средств, основанных на различных физических принципах. Недостатки одной техники компенсируются преимуществами другой.
Наше взаимодействие со службой авиабезопасности начинается еще на этапе приобретения билета. В кассы сейчас ездят немногие, гораздо проще обзавестись им через интернет. Сведения же о пассажире сразу поступают в соответствующую информационную систему аэропорта. В качестве подтверждения покупки он получает двухмерный штрихкод, в котором содержится информация о рейсе, времени, направлении вылета. Его можно использовать для саморегистрации, сдачи багажа и даже прохода на борт самолета. Распечатывать не обязательно — достаточно хранить в памяти мобильного телефона. Ошибки при этом практически полностью исключаются. Если вы перепутали, например, дату, время вылета, пункт досмотра или выход на посадку, система просто не разрешит вам ошибиться. Это позволяет избежать инцидентов, подобных тому, когда два человека с похожими фамилиями чуть не улетели в Варшаву не своими рейсами. Ничего страшного, конечно, не произошло, но оба рейса были задержаны, пока оба пассажира не заняли свои места в своих самолетах. Ведь путешествие багажа без своего владельца строго запрещено! Если вы зарегистрировались и сдали багаж, но не явились на посадку, самолет никуда не улетит, пока ваши вещи не снимут. Таково одно из требований международной авиационной безопасности.
— Все требования и ограничения, касающиеся авиабезопасности, возникли на основании реальных или потенциальных террористических угроз, на основе опыта, иногда горького, — заверяет Владимир Александрович. — Например, почему сейчас досматривают обувь? Потому что в 2004 году была предпринята реальная попытка взрыва самолета с помощью взрывного устройства, спрятанного в ботинке. Люди не очень любят снимать обувь, это достаточно интимная процедура, которая к тому же отнимает много времени. Так для обеспечения должного уровня безопасности и создания комфорта для пассажиров у нас появились автоматические сканеры обуви.
Специальные лотки выполняют еще и функции рамки шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади.
По последнему слову техники
Следующий инспектор ждет пассажира на модулях, где происходит выкладка вещей, рассказывает, что следует положить в специальные лотки. Размер их не случаен: они выполняют еще и функции рамки-шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади. Если чемоданчик, который вы выбрали в качестве ручной клади, туда не поместится, значит, придется сдать его в багаж. Часы, ремни, шляпы, электронные устройства — все это следует снять для быстрого и максимально комфортного прохождения процедуры, а также минимизации тактильных контактов между инспектором и пассажиром, что по нашим пандемическим временам тоже важно.
Рентгено-телевизионная установка «видит» сквозь оболочку багажа все, а особое внимание обращает на органические предметы.
По пути в вожделенный Duty free пассажиры проходят как минимум через два устройства: арочный 60-зонный металлодетектор колонного типа и сканер персонального досмотра. Информация для тех, кто боится всяческих излучений: сканер в тысячи раз безобиднее обычного мобильного телефона. Длина его волны близка к длине волны инфракрасного излучения, источником которого являются и наши с вами тела, на чем, собственно, весьма упрощенно и основан принцип его действия. Миллиметровые радиоволны сканера проникают сквозь одежду и поглощаются телом, отражаясь от иных предметов. На экране монитора сканер показывает все «лишние» предметы на теле человека независимо от их физической природы.
Сканер персонального досмотра показывает все «лишние» предметы на теле человека.
В некоторых случаях пассажира могут пригласить и на сканер обуви. Если тот не усмотрит ничего интересного, можно забирать вещи и двигаться дальше. Если подозрения не исчезнут, придется возвратиться, снять обувь, положить ее в лоток и отправить в интроскоп.
К слову, изображение с него транслируется одновременно и на мониторы сотрудников таможни, что значительно экономит время и избавляет от повторного досмотра. Красный и зеленый коридоры уже ждут…
— Если не знаете точно законов страны — выбирайте красный коридор, — наставляет Владимир Александрович. — Там вам подскажут, нужно ли декларировать то, по поводу чего у вас есть сомнения, или отправят в зеленый коридор. Это лучше, чем нарушение таможенного законодательства, которое вы можете совершить, ступив по незнанию в зеленый коридор с предметом, подлежащим декларированию…
После прохождения паспортного контроля пассажиры попадают в так называемые гейты, где и ждут посадки на свой рейс. Согласно требованиям авиационной безопасности, на борт их пропускают те же агенты, которые регистрировали на рейс. Как правило, у них хорошая зрительная память, помогающая исключить подмену пассажира. В роли агентов выступают также автоматизированные посадочные ворота, к считывателю которых следует поднести штрихкод посадочного талона в любом виде — хоть бумажном, хоть электронном.
Осторожнее с сувенирами!
Запрещенные вещи в ручной клади попадаются из-за рассеянности или невнимательности пассажиров: например, завалившиеся за подкладку сумочки маникюрные ножницы или пилочка для ногтей. Хотя с недавнего времени, к большой радости путешественниц, эти предметы уже не являются запрещенными для проноса в салон самолета. Но встречаются и позагадочнее, в учебном центре для инспекторов впору устраивать экспозицию из изъятых объектов. Например, 20-сантиметровый клинок, извлеченный из трости престарелой бабушки. Она клятвенно заверяла, что купила такую палочку в аптеке…
Кстати, о багаже… Пока хозяева проходят разные виды контроля, чемоданы по наклонному конвейеру едут в багажное отделение, где работает автоматическая система обработки багажа. Там они обязательно проходят через томограф, который строит 3D-изображение их богатого внутреннего мира. Специальный лазерный считыватель штрихкода определяет, каким рейсом летит багаж, «привязывает» к нему изображение томографа и сбрасывает в нужный склиз — наклонный контейнер, куда поступает багаж одного определенного рейса. Оттуда его загружают на тележки и отвозят к самолету.
Каждое 3D-изображение, которое формирует томограф, просматривает несколько пар внимательных глаз. Несколько групп инспекторов службы авиабезопасности за ограниченное время анализирует разные характеристики багажа, чтобы определить, нужен ли чемодану дополнительный досмотр со вскрытием. В подобном случае он по конвейеру, а затем и на лифте отправится в специальную комнату в зоне вылета, где эту процедуру проведут в присутствии владельца. В багажном отделении имеют дело исключительно с закрытым багажом!
Линии с прилетевшими чемоданами стоят отдельно. Для службы безопасности они уже не представляют интереса, ведь рейс благополучно завершился. А вот для транзитного и трансферного багажа путешествие еще не закончилось. Эти чемоданы ждет дорога по транзитной линии к другому самолету, но только после обязательного повторного досмотра.
И еще кое-что об авиации: самолеты — один из наиболее безопасных видов транспорта.
Досмотр и проверка багажа в аэропорту
Список аэропортов
В России сканер нового типа стоит в аэропорту Домодедово уже около 3 лет. Это микроволновый сканер L3 Provision. В Шереметьево установлены аналогичные, но они не всегда используются и пассажиров проводят через более привычную рамку.
Больше всего сканеров установлено в США. Сейчас в американских аэропортах находится почти 500 сканеров, и еще 500 появятся в течение 2011 года. В аэропортах Нью-Йорка (JFK), Чикаго (ORD) стоят сканеры с использованием рентген-излучения, в Майями, Лас-Вегаса и Лос-Анджелеса – микроволновые.
В Европе сканеры установлены в Амстердаме, Лондоне (LHR), Гамбурге, Манчестере.
С почти полным списком с указанием типа сканера и его местонахождения можно ознакомиться на сайте FlyerTalks –
.
Безопасность и здоровье
Производители утверждают, что сканеры обоих типов полностью безопасны. Микроволновый сканер можно сравнить с излучением от мобильного телефона, а рентгеновский дает такое же облучение, как 2 минуты полета на самолете. Несмотря на подобные заверения, рентгеновский сканер используется в аэропортах намного реже, а детей и беременных не проводят через него. При этом больших исследований по проверке безопасности для здоровья микроволновых и рентгеновских сканеров не проводилось. Последние публикации от ученых разных стран выражают обеспокоенность возможным влиянием сканеров на образование опухолей и мутаций в днк. Но никаких документальных подтверждений нет.
Второй большой проблемой сканеров является нежелание пассажиров демонстрировать себя в неприглядном виде даже анонимному оператору. У программ, обслуживающих сканеры, существует техническая возможность сохранения полученных изображений, но все страны, внедрявшие подобные технологии, обещали не использовать эту функцию. К сожалению, выяснилось, что картинки из аэропортов сохраняются на компьютерах операторов, и уже появились утечки подобных изображений.
Принципы работы сканеров аэропорта
События последних лет сильно повлияли на систему безопасности в аэропортах, сканеры установили почти повсеместно. Такая защита позволяет максимально быстро и оперативно обнаруживать даже малейшие признаки опасности для других пассажиров.
Сами сканеры условно делятся на две группы:
Сканер в аэропорту
Что происходит в диспетчерской вышке
Диспетчеры контролируют не только воздух, но и всё наземное движение на поле и даже освещение полос. В большом аэропорту в зоне постоянного внимания одного диспетчера находится 5 мониторов и около 100 постоянно меняющихся параметров. Оперативно оценивая наземную и воздушную обстановку, он выбирает, куда важнее обратить взгляд в данный момент.
Авиадиспетчеры в аэропорту «Храброво» в Калининграде. РИА Новости / Игорь Зарембо
Это требует предельной концентрации, особенно при максимальной загрузке аэропорта. «Домодедово», например, в сезон летних отпусков принимает и отправляет свыше 720 самолётов в сутки, а пиковый часовой трафик составляет 53 самолёта в час. То есть, практически каждую минуту на посадку или на взлёт идёт один борт.
Авиадиспетчер в вышке «Домодедово», 2011 год. РИА Новости
Чтобы не допустить ошибки в таком бешеном ритме, диспетчеры обязаны делать перерывы: 1 час работы – 10 минут отдыха. При меньшей загрузке действует обычный график: 2 часа работы и 20 минут отдыха.
Виды сканеров в аэропортах
Подобные сканеры для досмотра стоят достаточно дорого, потому едва ли когда-либо будут распространены повсеместно. Однако крупные аэропорты могут позволить себе такую роскошь.
Существует два вида сканеров, которые применяются для досмотра пассажиров, и с рентгеновским излучением связан только один из них.
Рентгеновский сканер на основе обратного рассеяния
Сканер представляет собой две станции, между которыми встает человек (бывает, что вставать полагается на движущуюся ленту). Делается два снимка с обеих сторон, при этом рентгеновские лучи не проходят насквозь, а отражаются. Разные по плотности материалы отображаются по-разному. Менее плотные – кожа – светлые, а более плотные, например, металл – темные. В результате получается какое-то такое изображение:
Сканеры, работающие по тому же принципу используются для контроля грузов, например, на границе.
Опасен ли такой сканер? Мне удалось найти цифры, что облучение на таком сканере составляет 0,25-0,5 мкЗв (микрозивертов). Это очень мало. Облучение при флюорографии на старых рентгеновских аппаратах (то самое, которое можно раз в год) составляет около 600 мкЗв. На современных цифровых – в десять раз меньше. 0,5 мкЗв – примерно то облучение, которое мы получаем за две минуты полета на самолете. Не думаю, что многие вспоминают о радиации, если самолет вдруг зайдет на второй круг при посадке.
Мне попадались рассуждения, что на самом деле все гораздо хуже, доза больше, объективных исследований не проводилось, известный врач, фамилию которого никто не проверит, по этому поводу заявил… и т.д. У меня подобные рассуждения доверия не вызывают, и я склоняюсь к тому, что опасения излишни, и данный досмотр безопасен. Да, даже для беременных. Но всегда можно потребовать ручного досмотра в аэропорту, вместо прохождения сканера.
Микроволновый сканер
Сканер представляет собой своеобразную кабину, в которую встает человек. Вокруг него проезжают две антенны-полурамки, которые и формируют трехмерное изображение. Здесь используются волны миллиметрового диапазона, которые проходят через одежду и подобные материалы. Картинка получается несколько иной, чем от рентгеновского сканера.
Вред электромагнитного излучения для здоровья не доказан. Эти волны окружают нас повсюду, исходят от мобильных телефонов, точек доступа WiFi и многих других привычных предметов. Никто особо не задумывается об их безопасности, а если и задумывается, то все равно использует. Потому считаю, что и безопасность микроволнового сканера не стоит подвергать сомнению.
Рентгеновские сканеры для багажа
Багажные сканеры все более глубоко проникают в нашу жизнь. Уже сейчас их можно увидеть повсеместно, и количество их, при текущей тенденции, будет только увеличиваться.
В отличие от сканера на основе обратного рассеяния, данный сканер просвечивает багаж полностью. Излучение радиации поэтому гораздо выше, хотя также не слишком велико, примерно 100 мкЗв. Но дозу эту получает багаж, нам от нее никакого вреда. Некоторые опасаются за электронные устройства, но мне представляется, что если бы существенный вред был, то случаи поломок были бы массовыми. Особенно, при сегодняшнем количестве просвечиваний.
Как на самом деле проверяют пассажиров
На территории аэропорта вы практически всё время находитесь «под колпаком»: за вами незаметно следят камеры, которых здесь полным-полно, и специалисты по безопасности.
Но и это ещё не всё. Многие аэропорты оснащены современными системами, выявляющими любые состояния человека, от обычного предполётного волнения до наркотического опьянения и агрессии. Кадры видеонаблюдения из зала обрабатывает компьютерная программа, преобразующая малейшие колебания тела человека в цветовые индикаторы: много зелёного – пассажир безопасен, больше красного – повод остановить его для проверки. Заметив тревожные показатели, профайлер у монитора передаёт по рации описание подозрительного лица сотрудникам в зале.
В целом, каждый шаг любого человека в аэропорту виден глобальной системе слежения. В скрытом месте на территории аэропорта находится строго секретная комната – единая диспетчерская, где управляют тысячами камер и собирают все данные. При необходимости люди за мониторами узнают о вас всё вплоть до мелочей – что вы съели или выпили, с кем говорили и какую газету купили в полёт.
Если вас в чём-то заподозрят, то проведут по отдельному коридору на спецдосмотр со сканером, который просветит вас буквально насквозь до внутренних органов. Раньше сканеры выдавали ещё и анатомически подробную картинку, но теперь можно не беспокоиться: современные аппараты показывают контролёру только посторонние предметы и прячут ненужные рельефы тела.
Кстати, для сотрудников, включая пилотов и бортпроводников, никакого VIP-прохода в аэропорт не существует, они в порядке общей очереди подвергаются на входе тем же процедурам досмотра (металлоискатель, интроскоп), что и пассажиры.
Рентгеновские лучи большой и малой авиации
Служба безопасности аэропортов все дальше движется к одержимости в проверке. Опасность терроризма, захвата заложников превращает людей в крайне осторожных параноиков. На сегодняшний день ведется тщательный досмотр всего багажа, любых машин, проезжающих в зону погрузки, каждого входящего. Не последнюю роль во всем этом играют рентгеновские лучи.
С облучением встречается большей частью багаж пассажиров самолета, а не люди. Только крупные аэропорты устанавливают сканер всего тела.
Для начала стоит понять все тонкости процедуры досмотра, она условно делится на вход в здание и проверка:
Стоит отметить, что на каждой из данных стадий проверки охрана может проводить дополнительный осмотр, попросить открыть сумку, выложить содержимое карманов. Далее оправляемся к стойке регистрации, откуда багаж идет дальше по линии проверки.
Как упоминалось выше, в крупных аэропортах стоят сканеры тела, которые показывают детальные изображения всего содержимого карманов. Например, подобная технология используется в Домодедово, где людям приходится разуваться и одевать бахилы. Именно поэтому стоит быть крайне внимательным при прохождении проверки, ведь запрещено проносить в самолет любые колющие или режущие предметы, а так же любые жидкости, включая зубную пасту.
Зона предполетного досмотра и проверка ручной клади
После регистрации на рейс пассажиры проходят в зону предполетного досмотра. Здесь осуществляется тщательная проверка ручной клади и личных вещей вылетающих. Досмотр в аэропорту на этом этапе обязателен во всем мире и призван не допустить попадания на борт авиатранспорта предметов, которые могут быть использованы для террористического акта.
Сканер в аэропорту: все что необходимо знать
Все личные вещи, включая ручную кладь, складываются в специальную корзину и отправляются по движущейся ленте для тщательного сканирования рентгеновским аппаратом. На ленту необходимо выложить отдельно верхнюю одежду и головные уборы, ремни, часы, украшения, мобильный телефон.
На заметку! В большинстве аэропортов требуют снимать обувь, однако по новым правилам в России разрешено не разуваться, если высота каблука не превышает 2,5 сантиметра, а толщина его менее 1 сантиметра.
Зона предполетного досмотра.
Важно! Авиакомпании вправе вносить дополнения и корректировки в правила перевозки ручной клади. О возможности провоза того или иного предмета лучше уточнить у своего авиаперевозчика
Пассажиры имеют право взять с собой в салон:
Помните, что с предметами ручной клади, не прошедшими предполетный досмотр, вам придется проститься навсегда. В противном случае вы рискуете быть снятыми с рейса. Забрать их не получится даже в послеполетный период.
Предполетный досмотр
Согласно Приказу, он проводится как самих пассажиров на наличие запрещенных к перевозу грузов и веществ, так и ручной клади, личных вещей.
Сотрудник безопасности проверяет багаж с помощью специальных технических средств и контактного досмотра, с помощью которых можно зафиксировать провоз запрещенных вещей (оружие, боеприпасы, наркотики, взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества и т.д.).
В каждом аэропорту существуют свои средства контроля и обязательные правила.
Ручную кладь (сумки, пакеты и т.д.) нужно положить на магнитную ленту для сканирования. В случае обнаружения запрещенных предметов попросят открыть сумку для визуального осмотра.
Музыкальные инструменты, спортивный инвентарь также проверяется сотрудниками службы безопасности.
Во многих аэропортах попросят снять обувь, ремни, верхнюю одежду, вынуть из карманов все содержимое, любые металлические предметы и положить на стол.
Все эти, казалось бы, незначительные вещи проходят доскональное изучение с помощью рентгенотелевизионного интроскопа.
Обувь помещается в специальные контейнеры на изучение, а вам могут выдать бесплатно бахилы или можете их купить за отдельную плату.
Однако, в соответствии с внесенными изменениями в Приказ №104 от 16.04.2012 года обувь или ремень можно не снимать при условии, что у вас невысокий каблук (до 2,5 см), а его толщина менее 1 см; ремень шириной менее 4 см, а толщиной менее 0,5 см.
Однако, будьте готовы к тому, что по решению инспектора вас все равно попросят снять ремень и обувь для проведения проверки.
Все технические устройства (мобильные телефоны, планшеты) не минуют проверки со стороны службы безопасности.
Далее вы проходите через стационарный металлодетектор, а сотрудники могут провести дополнительные методы проверки (контактные).
Досмотр лиц с кардиостимуляторами или другими имплантированными аппаратами и металлическими предметами осуществляется индивидуально или контактным методом (ручным).
Пассажир обязан предъявить специальную медицинскую справку и сообщить о наличии кардиостимулятора или других мединструментов сотруднику еще до момента прохождения металлодетектора.
Досмотр инвалидов осуществляется в медицинских пунктах.
Таможенный контроль
Некоторые вещи подлежат декларированию перед вылетом (например, спиртосодержащие напитки, большие суммы денег, табачные изделия, неделимые предметы, вес которых превышает 35 килограмм и т. д.). Чтобы исключить шанс наличия у пассажира вещей, запрещённых к провозу или подлежащих декларированию, осуществляется таможенный контроль.
Граждане, не имеющие перечисленных выше предметов, проходят через «зелёный коридор». Остальные пассажиры должны следовать в «красный коридор» для декларирования вещей и уплаты соответствующего сбора, взимаемого в ситуации, когда был превышен размер беспошлинного ввоза.
Обычно доплата требуется за транспортировку табака, алкоголя, парфюмерии и т. п.
Как работают сканеры в аэропорту, что показывает аппарат
Первый полет на самолете — что нужно знать
Принцип очень простой. Нужно пройти двойную проверку. Уже на входе в здание терминала всех заставляют поставить сумки на ленту, которая подает багаж в камеру, просвечивающую содержимое. Это первичный этап. Затем, после регистрации на рейс, для перехода в зону вылета все проходят вторую проверку, более детальную, в момент прохождения таможни.
Рентген в аэропорту безопасен, исключением являются беременные женщины и инвалиды, которые имеют встроенный аппарат для стимуляции сердца. Им позволяется обойти процедуру. Однако если беременность девушки выглядит неестественно или подозрительно, ее могут отвести за ширму, чтобы удостовериться в отсутствии нарушений.
Сканирование в зоне таможенного контроля
Сканер человека в аэропорту обязателен для всех остальных категорий граждан, включая детей. Вред здоровью в данном случае исключен, ведь действие луча длится одно мгновение.
Предполётный досмотр в аэропорту
Выделяют следующие способы досмотра:
Первый способ – самый популярный. С его помощью можно проверить багаж и верхнюю одежду пассажира. Личный досмотр предусмотрен в исключительных ситуациях, при этом он осуществляется сотрудником того же пола, что и обследуемый гражданин.
При осмотре должны присутствовать как минимум два свидетеля. Попутно оформляется соответствующий протокол.
Например, если у пассажира имеется имплантированный аппарат или противопоказания к прохождению осмотра сканером, ему придётся проходить индивидуальный досмотр.
При осмотре вещей с помощью специальных технических устройств гражданин должен снять с себя верхнюю одежду, обувь, предметы, имеющие металлические вставки (к примеру, ремень, серьги, часы и т. п.).
Принцип работы сканера в аэропорту
В последние годы практически во всех крупных аэропортах позаботились о безопасности и установили специальные сканеры, которые делятся на 2 вида: металлодетекторы и устройства, создающие объемную картинку просканированного человека. Соответственно, второй вариант является намного более действенным и эффективным для обнаружения неразрешенных предметов, так как такой рентген в аэропорту выводит изображение, очень похожее на голое тело. Однако не стоит переживать, служба безопасности в аэропорту ответственно заявляет, что анонимность для всех пассажиров полностью обеспечена, так как оператор устройства не видит лица. Помимо этого, картинки сразу же удаляются.
Особенности выявления различных материалов
Так как вся материя поглощает рентгеновские лучи с разной силой, изображение, выводимое на экран, дает оператору возможность увидеть различные вещи внутри багажа. Обычно компьютер визуально разделяет разные материалы с помощью цветов. В зависимости от диапазона энергии, проходящей сквозь объект, вещи внутри багажа разделяют на три категории.
В то время как цвета, используемые для обозначения неорганических материалов и металлов, отличаются в зависимости от производителя, практически все изготовители обозначают органические материалы с помощью оранжевого цвета. Это из-за того, что они являются самыми взрывоопасными.
Перечень запрещенных предметов
Досмотр пассажиров в аэропорту осуществляется в связи с определенными требованиями к безопасности. Среди них можно перечислить следующие запреты:
Таможенный контроль в аэропорту
Также осуществляется личный досмотр на предмет провоза аналогичных объектов и других вещей, которые граждане пытаются спрятать на теле или под одеждой.
Так работает система безопасности работает повсеместно, вне зависимости от того, это Москва, Уфа или Калифорния.
Тело человека и личный багаж при просвете рентгеном
Если какие-то вещи охрана посчитала подлежащими конфискации, этот вопрос необходимо обсудить с администрацией аэропорта. Если этого не сделать, большая емкость, провозимый алкоголь или другие запрещенные предметы будут изъяты и утилизированы.
Работа рентгена в режиме личного досмотра
Досмотр в аэропорту
Как просвечивает рентген в аэропорту? Лучи полностью пересекают организм пассажира. При этом часто необходимо встать на специальную платформу и поднять руки, приложив их к специальным кругам на стеклянной панели. Это позволяет более качественно и быстро выполнить проверку.
Основное требование при прохождении личного досмотра в аэропорту – отсутствие металлических и слишком плотных предметов на теле. Сотрудник может попросить снять браслеты и часы, иногда нужно снять металлические серьги и кольца, цепочки, если они достаточно массивные.
Обратите внимание! В криминальном мире стараются обмануть систему. Наркотики могут провозить путем размещения пакета с порошком или растительным сырьем в прямой кишке. Иногда запрещенные предметы проглатываются. В подавляющем большинстве случаев эти нарушения выявляются, преступник подвергается аресту.
Для обеспечения дополнительной безопасности в зале может дежурить оперативник с собакой.
Для порядочных граждан процесс проверки не несет никакой угрозы. Человек, которому предлагают снять куртку, ремень или украшение, должен спокойно подчиниться и выполнить эту просьбу, показать запрашиваемый участок тела или багаж.
Персональная проверка сканером
В ходе проверки в каждом требовании нет никаких личных проявлений антипатии или угрозы. Проверяет всех людей, идущих на рейс, инспектор по досмотру в аэропорту, а также это является повседневной обязанностью охранников. Однако у каждого пассажира есть возможность потребовать соблюдения его прав. Если пассажир считает, что досмотр проводится в слишком жесткой форме, сопровождается грубостью, есть риск для здоровья в ходе использования сканера – можно смело обращаться в полицию или к администрации.
Куда уезжает на ленте ваш чемодан
Пока вы в ожидании вылета смирно сидите в кресле или неспешно гуляете по магазинам, ваш багаж катается на «американских горках» – огромном конвейере, который занимает помещение лишь немногим меньше зала вылета. В крупных аэропортах протяжённость линий этого «аттракциона» составляет 3 километра!
Сортировка багажа в больших аэропортах полностью автоматизирована: сканеры вдоль линий транспортёра считывают штрих-код, задавая направление чемодана к месту погрузки на рейс. Одновременно система способна распределить багаж на полсотни самолётов. Но она может отправить вашу сумку «не туда», если вы не отклеили мини-стикеры от предыдущего полёта, так что лучше не оставляйте их «на память».
Прежде чем попасть в самолёт, ваш багаж проходит пять уровней контроля безопасности, в том числе его сканирует интроскоп, томограф, проверяет кинолог с собакой.
На таможенном контроле багажа в аэропорту «Казань». РИА Новости / Максим Богодвид
Подозрительная сумка специальным лифтом доставляется в комнату ручного досмотра со специальными металлическими заграждениями. Приглашаются взрывотехник, сотрудники полиции и службы авиационной безопасности и, конечно, сам пассажир. Лишь в исключительных случаях, когда требуется срочно устранить угрозу, досмотр может быть проведён в его отсутствие.
Если же багаж «чистый», то сотрудники аэропорта подключаются к сортировке только на последнем этапе, загружая его с ленты в телеги или контейнеры.
Погрузка на борт происходит одновременно с посадкой пассажиров, примерно за полчаса до вылета.
Как это работает
Итак, как работает рентген в аэропорту? Пока пассажир проходит через металлодетектор, его багаж проходит через рентген. Конвейер протягивает каждую вещь через специальный механизм. Рентгеновские лучи похожи на электромагнитные волны, но отличаются тем, что имеют большую энергию и потому могут проникать сквозь многие материалы.
Аппараты, используемые в аэропортах, обычно основаны на двойной рентгенографической системе. Она имеет один источник рентгеновских лучей, у которых, обычно, диапазон в пределах 140-160 KVP (максимальное количество киловольт). От показателя KVP напрямую зависит дальность проникновения лучей. Чем выше KVP, тем лучше работает аппарат. Перед тем как лучи достигнут багажа, они проходят через три уровня корректировки: первый определитель, фильтр и второй определитель. Это нужно для того, чтобы компьютер мог более точно выявить низкоэнергетические объекты, которыми являются большинство органических материалов. На фото выше можно увидеть, как выглядит рентген в аэропорту.
Новости
08.11.18 | Китай пробует упростить 144-часовой безвизовый транзит |
31.10.18 | “Аэроэкспресс” отменяет скидку за покупку билета онлайн |
30.10.18 | Новый сайт аэропорта Екатеринбурга: провальная попытка заменить информацию дизайном |
25.10.18 | Открывается новый аэропорт Стамбула |
16.10.18 | Полный запуск нового аэропорта Стамбула перенесен на Новый год |
11.10.18 | Трансфер между терминалами Шереметьево будет ограничен в течение недели |
24.09.18 | Идея отмены повторного досмотра трансферных авиапассажиров опоздала на десятилетие |
05.09.18 | “Аэроэкспресс” вводит первую промежуточную остановку в Москве |
29.08.18 | Новая линия метро обеспечит альтернативный путь во Внуково |
15.08.18 |
Нюансы, о которых вы не знали
И напоследок ещё несколько деталей от сотрудников аэропортов.
1. Погранконтроль не проверяет вашу визу
При вылете из России за границу на паспортном контроле проверяют лишь законность вашего пребывания на территории РФ, и их не интересует, имеете ли вы право въезда в другую страну.
РИА Новости / Александр Поляков
Вместо пограничников вашу визу и срок действия документов проверяют на стойке регистрации. Если по прилёту за рубеж вас по каким-то причинам не пустят, то депортировать обязана авиакомпания, которая вас доставила, причём за свой счёт. Расходы в этом случае спишут с сотрудника, который вас оформлял.
2. «Фальшивые» медпункты
Несколько лет назад одна из работниц «Шереметьево» анонимно рассказала The Village, что во многих терминалах есть дверь со знаком медпункта, но там никто не сидит. «Медпункт должен быть в каждом терминале, но они экономят на всём. У нас, например, медпункт расположен в общей зоне. И если кому-то стало плохо в duty free, то медик не может просто прийти на контроль и сказать: „Ребят, там кому-то плохо, можно мы пройдём?“ Их вместе со всеми очень тщательно проверяют, при этом у них же с собой банки-склянки, которые проверить сложнее. Это может занять часа полтора-два». Изменилось ли что-то с тех пор, неизвестно.
3. При серьёзных задержках и отмене рейсов осаждать сотрудников аэропорта бесполезно
Когда рейс постоянно откладывается без объяснений причин, пассажиры звереют и начинают всей толпой бросаться к сотрудникам в форме, требуя ответов. Но на самом деле люди, работающие в залах, знают не больше, чем пассажиры: их компьютеры выдают ту же информацию, что вы видите на табло, а руководство в большинстве случаев не считает нужным раскрывать им подробности.
Также бесполезно вызывать на разговор начальников и представителей авиакомпании: когда обстановка уже накалена, они не выйдут, элементарно опасаясь за своё здоровье. В самых отчаянных случаях они переодеваются в гражданское, чтобы не попасться свирепой толпе, которой не объяснишь, что бесконечные задержки – это не чья-то личная прихоть.
Лучше всего заранее запишите бесплатные номера горячих линий, которые точно есть у всех крупных авиакомпаний (они начинаются на 8-800). Позвонив по ним, возможно, удастся добиться больше толку, чем скандаля с сотрудниками терминала.
Где и как делают самолётную еду
Практически во всех аэропортах мира есть фабрики-кухни. В «Шереметьево», например, готовят питание сразу для 50 авиакомпаний. А в «Домодедово» фабрика-кухня занимает целых 5 этажей, она считается одной из самых больших в Европе.
Цех бортового питания работает круглосуточно. Готовить еду для конкретного рейса начинают за 6 часов до вылета, после чего замораживают или охлаждают.
В большинстве помещений холодно: чтобы не нарушать режима хранения, температуру поддерживают на уровне 10-12 градусов, а где-то и ниже. Но даже в таких условиях приготовленная еда хранится не дольше 3-4 часов, так что если происходит задержка рейса, то пища утилизируется и готовится заново.
В горячем цеху могут готовить не только самолётную еду, но и блюда для кафе и ресторанов аэропорта.
За полтора часа до вылета полностью скомплектованная еда закладывается в контейнеры, каждый из которых затем проходит через интроскоп, как и чемоданы.
ivanurakov.livejournal.com
Контейнеры, в свою очередь, грузятся в автолифт, который опечатывают и ставят на сигнализацию. Она сработает, если в процессе передвижения пломба будет случайно или намеренно сорвана.
В тему:
Вывод
Проанализировав информацию, я прихожу к выводу, что сканирование в аэропорту безопасно, во всяком случае, безопасно в той степени, чтобы не думать о нем. Я отношу это к обоим типам сканеров, которыми сканируют человека.
Этическая сторона вопроса меня вообще не интересует. Есть ли такая проблема или нет – я не знаю. Может, кому-то и неприятно представать перед работниками служб контроля без одежды. Ну, а кому-то неприятно проходить медицинский осмотр, это не повод обсуждать этичность осмотров.
Сама по себе необходимость подобных сканирований у меня вызывает значительные вопросы, но хотя бы теперь мы выяснили, что они безопасны. И то хорошо.