инжиниринг в образовании что это
Педагогический инжиниринг на примере интегрированных уроков литературы и изобразительного искусства
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНЖИНИРИНГ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением изобразительного искусства № 000.
Мы давно и привычно употребляем термин «технология» применительно к любым процессам, составляющим разнообразные грани человеческого бытия. Однако стоило бы вспомнить, для чего термин из области инженерии стал широко применяться в гуманитарной сфере, и можем ли мы распространить иную инженерную лексику на процессы, происходящие в современной педагогике.
Итак, сначала: согласно различным словарям, технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия (либо любого иного конечного продукта, в т. ч. и интеллектуального) с прогнозируемым или оговоренным качеством и минимально возможными затратами, не влекущих ухудшения условий труда, установленных норм и нормативов и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
В промышленности и сельском хозяйстве технология описывается в операционных или маршрутных картах, в сценическом искусстве – в сценарии, технологиями морального плана называют различные кодексы чести, конституцию, понятия и т. п.
Цель любой технологии заключается в том, чтобы разложить на составляющие элементы процесс достижения результата. В соответствии с Федеральными государственными стандартами второго поколения основной целью современного образования заявлено «научить учиться».
Для достижения указанной цели недостаточно использовать проверенные годами формы и методы педагогической деятельности. С совершенствованием применяемых в учебном процессе операций и процедур, а также оборудования, на повестку дня выходят инновационные технологии в педагогическом процессе.
Одним из видов инновационной технологии вообще наряду с тренингом, консалтингом, внедрением является инжиниринг. И, если мы рассматриваем технологии в педагогике, соответственно мы можем со всем основанием говорить о существовании педагогического инжиниринга, включающего в себя следующие этапы:
подготовка к уроку,
Рассмотрим все эти этапы на примере проведения интегрированных уроков.
Воззрение на Петербург как на город, сочетающий в себе самую строгую, даже прозаическую реальность с элементами мифа, символики, своего рода «призрачности», проходит через всю русскую литературу с середины XVIII по начало XX в. — от Сумарокова и Державина через Пушкина, Гоголя, Достоевского до Андрея Белого («Петербург») и Александра Блока («Двенадцать»). Истолкованию этой сложной двойственной сущности города решено было посвятить серию интегрированных уроков литературы – изобразительного искусства «Изображение северной столицы России – г. Санкт-Петербурга в произведениях классической русской литературы XIX века»: «Здесь город чопорный, унылый, здесь речи – лед, сердца – гранит…» (по поэме «Медный всадник»), «Трудно схватить общее выражение Петербурга» (по повести «Невский проспект»), «Город дырьев и монументов» (по роману «Преступление и наказание»).
Данная интеграция в соответствии с замыслом позволила бы путем взаимопроникновения авторского описания и изображения города учениками глубже понять и постичь противоречивость Северной Пальмиры – блеск столицы и серые клетки дворов и помещений, проникнуться отношением классиков к этому городу.
В процессе проектирования уроков было обращено внимание на очередность представления различных предметов обучения в единой ткани урока, сформированы вопросы для домашней подготовки. На этапе проектирования мы поняли, что только литературы и изобразительного искусства для глубокого понимания противоречивости образа Санкт-Петербурга в русской литературе станет недостаточно. В связи с этим в списке предметов, требующих привлечения для заблаговременной подготовки к уроку, появились история и география. Так, ученики, получая индивидуальное домашнее задание, готовили краткие сообщения, например, о строительстве Петербурга и создании памятника Петру I, находили сведения о топонимике города и климатических особенностях в XIX веке, готовили выступления по прочитанным комментариям к изучаемым произведениям. Важно отметить, что логическая взаимообусловленность, взаимообязанность материала интегрируемых предметов усложняет задачу и учителей, ведущих разные предметы: требуется тщательная координация действий на каждом этапе.
Естественный апофеоз приводимого примера педагогического инжиниринга – проведение урока.
Так, в рамках изучения поэмы «Медный всадник» на этапе реализации домашнего задания, связанного с подбором рабочего материала, т. е. эпизодов – описаний Петербурга (вступление, город во время и после наводнения), определяются жанровые особенности данного произведения, его новаторство с точки зрения конфликта и композиции поэмы с целью актуализации знаний (Пушкин нарушает все правила поэтики героической поэмы. Вместо значимого в истории нации события – частный случай, наводнение, вместо образцового героя – ничтожный чиновник).
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются в нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Мы готовили задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. В течение всех трёх уроков один из учеников создавал презентации, соотнося их со структурами уроков, тем самым реализуя и свой собственный проект на тему «Образы Петербурга в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского. Серия графических работ». Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
Таким образом, приведенные примеры проектирования и проведения интегрированных уроков, подтверждают заявленный тезис о присутствии педагогического инжиниринга в составе передовой технологии образовательного процесса. При этом интегрированные уроки – это не стандартные кирпичики педагогических технологий. В таких случаях можно говорить о педагогике как о «педагогическом искусстве», когда применяя специализированные знания, учитель создает урок, каких ещё ранее не существовало. На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся и имеют самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста через инжиниринг
ПОНОМАРЕВА
Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста через инжиниринг
b]Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста, через инжиниринг. [/b]
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму.
Инжиниринг как сфера человеческой деятельности существует еще с древних времен. Акрополь, Парфенон, Колизей, римские акведуки, Великая китайская стена – все эти и другие объекты являются весомым доказательством многовековой истории инжиниринга.
Термин «инжиниринг», он происходит (от америк. варианта «Engineering») «инжиниринг» как «инженерный», что означает «сооружать», «проектировать», «устраивать», «затевать», «придумывать», «изобретать»; отрасли науки, связанные с проектированием, строительством, использованием или модификацией двигателей, машин и конструкций
В настоящее время в мире, наблюдается технологическая революция, инновационные технологии стали неотьемлемой частью современного общества, и наш президент предложил вывести на более высокий уровень – инженерное образование. Но всем не секрет, что фундамент закладывается в детстве.
Термин инжиниринг в дошкольном образовании вводится в старшем дошкольном возрасте, но предшедствующий подготовительный этап начинается с самого нежного раннего возраста.
Ранней возраст мы рассматриваем по программе «Первые шаги».
Уже с раннего возрасте проводятся занятия со строительным материалом. Именно строительный конструктор является основным материалом для занятий конструированием в младшем дошкольном возрасте. Для этого в каждой группе есть такой набор. Детали строительного набора, предназначенного для малышей, обычно делают крупными и с ярко выраженными формами.Количество форм невелико: кубики, кирпичики, пластины, треугольные призмы, цилиндры. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышления. Предметы, игрушки и материалы должны находиться в открытом доступе, по-возможности, рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и разнообразие игрушек, обеспечивающих детям свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка. Предметы и игрушки должны быть выполнены из разного 49 материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др., имели разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий.
Совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Педагог откликается на просьбу малыша о помощи, подключается к его игре, помогает преодолеть затруднения. Он может помочь ребенку правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке.Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Следует проблематизировать ребенка, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий.Например: «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое». Взрослый поощряет действия ребенка, хвалит его.
Во второй младшей группе дети делают более сложные постройки. И детали становятся разнообразными. Добавляются окна, двери. Дети строят дома и мебель с перекрытиями. Например, если поставить четыре цилиндра, а на них положить пластину — получится кровать. Трехлетки учатся использовать детали по-разному. Если поставить кирпичики не горизонтально, а вертикально, получится не дорожка, а забор. Задача взрослого на этом этапе — подсказывать детям разные способы действия с деталями. Обыграть постройку необходимо.
Начиная с младшей группы, дети конструируют и из бумаги, и из природного материала. Как правило, такие поделки они делают с помощью взрослых, поскольку только осваивают несложные способы работы с этими материалами.
Ребенку четырех лет уже можно дать конструктор с более сложными креплениями. Это может быть, например, несложный набор из металлических деталей, которые скрепляются винтами. Занятия со строительным материалом продолжаются. Материал берется как крупный, так и мелкий. Детям понятны и коллективные работы. Каждый может построить домик для своей игрушки. Но можно сделать всем вместе и красивый город. Расширяется и спектр приемов, которые использует педагог. Если в первой и второй младших группах основными методическими приемами были образец и показ, то дети четырех лет уже могут создавать несложные постройки по картинке. Таким образом они учатся соотносить плоскостное и объемное изображения. Сначала картинки должны быть предельно реалистичными. Это могут быть хорошо и понятно выполненные рисунки или фотографии.
В подготовительной группе вводится понятие как инжиниринг. Дети не особое значение приобретает конструирование из бумаги и природного материала. Дети уже достаточно хорошо владеют приемами работы с самыми разными материалами. Поэтому большое внимание уделяется развитию воображения и фантазии. Конструирование по замыслу проводится значительно чаще, чем в младших группах. Оригами, бумажная пластика, изготовление поделок из желудей, веточек, шишек — все это доступно детям 6-7 лет. Природный материал можно собрать вместе с детьми на прогулке или попросить родителей его принести. Довольно часто педагог дает задание сделать поделки вместе с родителями дома. В детском саду можно устраивать целые выставки детских работ.
Меняется и методика обучения. Больше внимания уделяется словесным приемам, а если постройка создается по плоскостному изображению — можно использовать не только рисунок или фотографию, но и схему. (пример) В старшем дошкольном возрасте дети делают поделки не только для игры, но и для украшения группы или дома. В группе всегда должны быть не только кубики, подготовленная бумага и природный материал, но и различные коробки, бутылки из-под шампуня, пластмассовые баночки, трубочки для коктейля, кусочки ткани для того, чтобы дети могли конструировать и в свободное от занятий время.
На занятиях по инжинирингу у детей развиваются логическое, инженерное мышление, проектирование, моделирование, пространственное воображение, художественный вкус, мелкая моторика. Именно поэтому педагоги уделяют такое внимание этому виду изобразительного творчества и организуют его не только на занятиях, но и в часы, отведенные для свободной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для развития у ребенка задатков инженерного мышления необходимы соблюдать все этапы от раннего возраста, где ребенок знакомится с игрушкой, до старшего дошкольного возраста когда он уже не просто собирает конструктор, а моделирует и планирует свои действия и даже может их изобразить на бумаге.
Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.
Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»консультация для педагоговитоговая работа.
План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.
Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.
Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.
Дата-инжиниринг для всех. Как научиться анализировать образовательные данные
Образовательный дата-инжиниринг – новое направление, но масштабное внедрение онлайн-обучения сделало его жизненно необходимым для каждой организации. Расскажем, как запустить работу с данными прямо сейчас, какие именно образовательные данные обрабатывать и какими инструментами пользоваться. Мастер-класс от Андрея Комиссарова, директора направления «Развитие человека на основе данных» Университета 20.35.
Цифровая трансформация образования включает несколько базовых элементов.
Детально разработанный рубрикатор образовательных результатов. Он отвечает на вопросы, что должен знать и уметь человек, прошедший образовательную программу. Рубрикатор может быть сделан в виде списка, дерева, таксономии, привязан к ситуации на рынке труда. В любом случае, без рубрикатора грамотная разметка данных невозможна.
Диагностика и цифровой след. Вы должны знать аудиторию, с которой работаете, ее специфику. Поэтому с того момента, когда обучающиеся начинают погружаться в программу, нужно размечать, собирать, анализировать и интерпретировать цифровой след образовательного опыта. Цифровой след – это основа дата-инжиниринга.
Компетентностный профиль. Создается на основе цифрового следа, является одновременно и зачеткой, которая показывает глубину освоения материала, и портфолио, если углубиться в специфику цифрового следа и посмотреть, что конкретно сделал каждый обучающийся.
Создав рубрикатор по схеме выше, выбираем показатели для диагностики, которые для вас наиболее важны. Может быть, это уровень цифровой грамотности, специфика мышления и т.д. Можно обратиться к цифровому сервису Университета 20.35 «Data+ диагностика».
И когда после диагностики вы уже знаете что-то про студентов, то на уровне педагогического дизайна определяете, какой именно цифровой след вам нужен.
Цифровой след – это закрепленные в данных показатели образовательного опыта. Что человек усвоил, запомнил, понял? Как он взаимодействует с системами, материалами, другими людьми и что ощущает в этот момент (его эмоциональное состояние, фокус, мотивация)?
Подавляющее большинство цифрового следа – тексты.
Для чего собирать цифровой след? Для принятия управленческих решений на основе данных. Цифровой след также позволяет при наличии массивного материала и большого числа обучающихся строить индивидуальные образовательные траектории.
Что можно понять по цифровому следу:
Я сам по первому образованию политолог, окончил факультет государственного управления МГУ с красным дипломом. Выпустившись, понял, что не пойду в политологию, но при этом вынес для себя из обучения в МГУ настоящее сокровище. И оно не было связано непосредственно с политологией, но оно было связано с тем, что мы делали. Это системное мышление. Этим навыком, этой компетенцией я зарабатываю всю жизнь. Но при этом в самой образовательной программе этот образовательный результат вообще не значится. Цифровой след помогает понять: что именно важного выносят для себя обучающиеся, в том числе такого, о чем мы с вами не подозревали.
Профессионально-педагогический инжиниринг в деятельности современных образовательных учреждений
Сближение российской системы образования с системами европейских стран. Поиск оригинальных решений профессиональных задач. Гармоничное развитие творческого потенциала педагога. Анализ процессов индивидуализации, социализации и персонализации личности.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.01.2018 |
Размер файла | 26,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Профессионально-педагогический инжиниринг в деятельности современных образовательных учреждений
Вектором нового столетия, является трансформация представления о целях, смыслах и ценностях, изменения в человеке, структуре общества, жизнеобеспечивающих технологиях. Как правило, они сопровождаются процессами обновления парадигм, которые активизируют процессы становления общества, культуры, образования, формирования новых этапов их развития.
Вхождение России в мировое образовательное пространство предполагает сближение национальной системы образования с аналогичными системами европейских стран.
В образовательной политике нового столетия происходят инновационные процессы, которые коренным образом модифицируют всю систему отечественного образования.
Система образования призвана задавать определенную траекторию развития человеческого потенциала, которая действительно необходима обществу, обеспечивать его восходящее развитие.
Одной из таких современных парадигм является профессионально-педагогический инжиниринг, наиболее полно осуществляющий становление личности педагога.
Под непрерывным образованием следует понимать не механическое движение личности от дошкольного к общему среднему, профессиональному (начальному, среднему, высшему), послевузовскому образованию, а гармоничный процесс цикличного обновления личности на каждом из указанных этапов развития.
В связи с переходом на новые стандарты особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, информационной, методологической, проектной, инновационной и личностной культурой.
Инновационное творческое мышление, на наш взгляд, это ориентированность педагога на саморазвитие и самообразование, объединение логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, нахождение новых, оригинальных решений профессиональных задач, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования [2, С. 52]. творческий социализация педагог образование
Цель нововведения заключается в стремлении к овладению механизмами соединения трудовой деятельности индивида с требованиями новых организационных технологий.
Итак, главным условием успешного развития современной педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять педагогические находки и открытия.
Как известно интеллектуалом не рождаются. Очень многое зависит от того, какие возможности представит окружение для становления личности педагога, а также какой выбор он сделает сам.
«Становление» как научный термин наиболее часто употребляется в философии, психологии и педагогике.
Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом.
Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают «становление», как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию [4, С. 52].
Становление личностных и личностно-деловых качеств педагога нашли свое отражение в исследования ученых С.Б. Елканова, Э.Ф. Зеера, В.Г. Маралова, Л.М. Митиной, Л.Ф. Обуховой и др.
В связи с этим, педагогу необходимо, осознав свою сущность через призму собственного «Я», отрефлексировать свою позицию в профессии. Решаемые при этом задачи принципиально индивидуализированы.
Анализ действий, необходимых для реализации менеджмента с позиции изменения роли педагога стал фактором целесообразности интеграции управленческой и педагогической деятельности. Формирование нового направления в педагогической деятельности стало основой педагогического менеджмента.
Так результатом работ Л.А. Горшуновой (1995), Е.И. Безрукова (1998), С.П. Понариной (1998), В.П. Симонова (1994, 2000) является процесс самосовершенствования содержания образования в педагогических образовательных учреждениях, а именно формированию и развитию педагогического менеджмента педагога.
Современному образованию уже не нужен учитель, привыкший действовать по инструкции и чаще всего неспособный к самостоятельному выбору. Обществу необходим педагог-менеджер, организатор учебного процесса, который способен облегчить процесс решения многих проблем, возникающих в процессе жизни и деятельности детей и молодежи; осуществляющий управление всесторонним развитием и оказывающий им помощь и поддержку.
Система образования призвана задавать определенную траекторию развития человеческого потенциала, которая действительно необходима обществу, обеспечивает его восходящее развитие.
Кардинальные нововведения в содержание, структуре и организации системы образования, а именно возрождение интеллектуального генофонда страны, является актуальной задачей современной России.
В связи с этим основными направлениями инновационной деятельности современного образовательного учреждения, на наш взгляд, является профессионально-педагогический инжиниринг, благодаря которому осуществляется становление педагога, реализовывается системное проектирование моделей образовательного процесса. Компонентами профессионально-педагогического инжиниринга являются интеллектуальные виды профессиональной деятельности и научно-образовательный менеджмент (таблица 1) [9, С. 16].
интеллектуальные виды профессиональной деятельности педагога
Профессионально-педагогический инжиниринг мы понимаем как, совокупность интеграционных процессов, объединяющих интеллектуальные виды профессиональной деятельности (итэр педагога) и научно-образовательного менеджмента (менеджмент-маркетинговое пространство и паттерн инжиниринг), конечной целью которых является творческое применение научных методов и принципов в реализации инновационных проектов (создание флэш-кейса ресурсного поля и формирование механизмов взаимодействия внутри консорциума проекта) [10, С. 17].
Итак, компонентами профессионально-педагогического инжиниринга являются интеллектуальные виды профессиональной деятельности и научно-образовательный менеджмент.
Контент-анализ данной позиции позволяет выйти на иной уровень личностных профессиональных качеств педагога.
Таким образом, профессионально-педагогический инжиниринг предполагает не только видение определенной инновационной проблемы, но и умение творчески мыслить, модифицируя и чутко реагируя на все вокруг происходящее.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Анализ проблемы индивидуализации образования и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Современные научные взгляды на роль социального педагога в индивидуальном сопровождении обучающихся. Средства социализации личности.
статья [17,0 K], добавлен 07.08.2017
Анализ педагогического творчества в условиях функционирования инновационных образовательных учреждений. Определение его уровня в зависимости от степени сложности задания и качественных показателей. Условия развития творческого потенциала личности.
реферат [23,9 K], добавлен 18.11.2015
Теория обеспечения конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования. Формирование и критериальная оценка инновационного потенциала образовательных организаций в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.
дипломная работа [880,1 K], добавлен 24.01.2018
Школа как важный институт социализации личности. Цели современного школьного образования. Сущность игровых методик. Отношения в педагогическом коллективе. Варианты улучшения взаимодействия школы, семьи и досуговых учреждений в процесс развития ребенка.
курсовая работа [32,9 K], добавлен 28.11.2012
Творческий потенциал личности как определяющий фактор успешности педагога дополнительного образования. Развитие субъектности и развитие интеллекта педагога как актуальные проблемы психологии образования. Характеристика модели профессионального развития.
реферат [185,7 K], добавлен 16.03.2016