ишкур что это такое
Значение слова Ишкур
Ишкур (; идеографика: IM) — в мифологии Древней Месопотамии бог бури, покровитель города Каркара. Под именем «Ишкур» он фигурировал в шумерских клинописных текстах, в источниках на аккадском языке отождествлялся с Ададом; последний со временем ассимилировал образ шумерского бога.
в мифологии Древней Месопотамии: имя бога бури, покровителя города Каркара
В роли его учителей и покровителей выступали боги Уту/Шамаш и Ишкур /Адад.
Адад (у шумеров Ишкур ), как правило, держал разветвленную молнию.
В те далекие времена Ишкур /Тешуб/Виракоча поместил свой символ разветвленной молнии на склоне горы в заливе Паракас, чтобы его можно было видеть и с моря, и с воздуха (рис.
Некоторые из главных богов, входивших в состав священного Совета Двенадцати, сами были в определенном смысле землянами: младшие сыновья Энки Нанна/Син и Ишкур /Адад родились на Земле.
Кроме того, хеттский Тешуб, как и шумерский Ишкур /Адад, изображался со «Сверкающим Оружием» в руке, которое испускало молнии (рис.
Юный Ишкур исполнил поручение и сообщил об исходе боя Энлилю.
Нам известно, что впоследствии Син — первенец Энлиля на Земле — получил ранг 30, его сын Шамаш имел числовой ранг 20, дочь Иштар — 15, а Ишкур (Адад у аккадцев) — 10.
Ишкур
Источники
Смотреть что такое «Ишкур» в других словарях:
АДАД — Адду (аккадск.), Ишкур (шумер.), в шумеро аккадской мифологии бог грома, бури, ветра (имя его пишется знаком «Им», «ветер»), Ишкур упоминается уже в шумерских списках богов из Фары 26 в. до н. э. (хотя, возможно, не является шумерским), его… … Энциклопедия мифологии
Адад — Адду, Ишкур в шумеро аккад. миф. бог грома, бури, ветра. Ишкур упомин. уже в шумер. списках богов из Фары 26 в. до н.э. Отец А. бог неба Ану (Ан), супруга богиня Шала (хурритская?). Спутники А. Шуллат и Ханиш. Аккадск. А. олицетв. как… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Адад — в религии ряда народов Древнего Востока бог грозы, ветра и дождя (в Шумере Ишкур, в Вавилонии и Ассирии А., у арамейцев в Древней Сирии Хадад, у хананеев в Древней Палестине Адду). Изображался с молотом в одной руке и пучком молний в… … Большая советская энциклопедия
МЕСОПОТАМИЯ — ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Месопотамия страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э. Географическое положение. Месопотамия… … Энциклопедия Кольера
АН — (шумер. «небо»), Ану(м), Ану (аккад.), в шумеро аккадской мифологии одно из центральных божеств, бог неба. Его имя пишется знаком, обозначающим понятие «бог» и ставящимся как детерминатив перед именами других богов. В списках богов 26 в. до н. э … Энциклопедия мифологии
Шумеро-аккадская мифология — Древняя Месопотамия Ассириология Области и государства Города государства Шумера · Верхнемесопотамские государ … Википедия
Хаммурапи — Не следует путать с Хаммурапи I. Хаммурапи … Википедия
Аккад — держава ← … Википедия
Ур-Намму — UR.DNAMMU … Википедия
Адад — Адад в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя. Изображался с молотом и пучком молний. Олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения, плодоносный дождь … Википедия
Громовержец Ишкур
Ишкур, бог грозы и сильных ветров, о трансформациях и воплощениях которого мы уже говорили, первоначально, по–видимому, представлял те же силы, что и Нингирсу, Нинурта или Забаба. Все они олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу, дождь) и вместе с тем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию, военным походам — в зависимости от того, чем занимались их почитатели. Так, накануне сражения с Тириканом царь Утухенгаль приносит жертвы в храме Ишкура. С просьбами о ниспослании победы можно было обращаться и к богу Лагаша Нингирсу, как это сделал Эанатум. Богами войны были и почитавшийся в Ниппуре Нинурта, и Забаба, «воинственный владыка Киша». Миролюбивые, заботившиеся об умножении стад и дичи в степях божества в III тысячелетии, в эпоху непрерывных войн между городами–государствами за землю, за гегемонию, за рабов, представлявших собой ценную рабочую силу, вынуждены были изменить свой характер. Прославившись под разными именами, они, в сущности, не очень друг от друга отличались.
Кого шумеры считали отцом Ишкура, установить трудно. Обычно им называли Нанну, но гимн в честь Ишкура называет то Ана, то Энлиля. Местом его культа был какой–то северный город.
Гимн, посвящённый Ишкуру, возносит хвалу этому богу в следующих словах:
Великий бык, появляющийся светозарно, имя твоё достигает краёв небес…
Ишкур, Господин изобилия, великий бык, появляющийся светозарно,
Имя твоё достигает краёв небес.
Близнец Господина Аманки[17], великий бык, появляющийся светозарно,
Отец Ишкур, Господин, оседлавший вихрь, имя твоё…
Отец Ишкур, оседлавший огромный вихрь…
Отец Ишкур, оседлавший большого дикого быка…
Ишкур, небесное животное, великий бык, появляющийся светозарно,
Имя твоё достигает краёв небес.
Имя твоё, словно бык, обрушивается на Шумер.
Твой всепроникающий блеск, словно покров, распростёрся над страной,
Услышав твоё рыкание, Большая Гора, отец Муллиль, опускает голову,
Услышав твоё рыкание, пугается мать Нинлиль…
После этого в гимне появляется Энлиль, который говорит «сыну своему Ишкуру» о том, что он отдаёт во власть ему вихри и громы, вверяет их ему «как запряжку» из «семи ветров», что молния, его «посланец», мчится впереди Ишкура, наводя на людей страх и трепет. Текст гимна предположительно указывает на то, что Энлиль снаряжает «своё дитя Ишкура» на войну.
Читайте также
Глава четвёртая ГРОМОВЕРЖЕЦ
Глава четвёртая ГРОМОВЕРЖЕЦ Хотя арийское племя до разделения своего на отдельные ветви уже знало медь, серебро и золото и умело их обрабатывать, тем не менее несомненно, что и оно должно было прожить свой каменный период А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на
ГРОМОВЕРЖЕЦ ИШКУР
ГРОМОВЕРЖЕЦ ИШКУР Ишкур, бог грозы и сильных ветров, о трансформациях и воплощениях которого мы уже говорили, первоначально, по-видимому, представлял те же силы, что и Нингирсу, Нинурта или Забаба. Все они олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу, дождь) и
Ишкур что это такое
Адад — в мифах шумеров бог грома, бури, ветра. В древнем городе Аккад в Месопотамии Адад олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения, плодоносный дождь; в его же ведении и засоление почвы; если бог ветер забирает… … Исторический словарь
АДАД — в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя. Изображался с молотом и пучком молний … Большой Энциклопедический словарь
адад — сущ., кол во синонимов: 1 • бог (375) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ададӣ — [عددي] мансуб ба адад: таносуби ададӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Адад — в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя. Изображался с молотом и пучком молний. * * * АДАД АДАД, в древневосточных мифологиях (в Шумере (см. ШУМЕР), Вавилонии (см. ВАВИЛОНИЯ), Палестине (см.… … Энциклопедический словарь
Адад — Адад в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя. Изображался с молотом и пучком молний. Олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения, плодоносный дождь … Википедия
Адад — в мифах шумеров бог грома, бури, ветра. В древнем городе Аккад в Месопотамии Адад олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения, плодоносный дождь; в его же ведении и засоление почвы; если бог ветер забирает… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Адад — в религии ряда народов Древнего Востока бог грозы, ветра и дождя (в Шумере Ишкур, в Вавилонии и Ассирии А., у арамейцев в Древней Сирии Хадад, у хананеев в Древней Палестине Адду). Изображался с молотом в одной руке и пучком молний в… … Большая советская энциклопедия
АДАД — бог грозы, ветра и дождя, почитавшийся в Вавилонии и Ассирии, а также в Др. Сирии у арамеев (под именем Хадад) и Др. Палестине у хананеев (под именем Адду); соответствует шумерскому Ишкуру. Изображался с молотом в одной руке и пучком молний в… … Советская историческая энциклопедия
Адад — Адду, Ишкур в шумеро аккад. миф. бог грома, бури, ветра. Ишкур упомин. уже в шумер. списках богов из Фары 26 в. до н.э. Отец А. бог неба Ану (Ан), супруга богиня Шала (хурритская?). Спутники А. Шуллат и Ханиш. Аккадск. А. олицетв. как… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Ишкур что это такое
Ишкур — Бог Бурь — обычно изображался верхом на быке. Этот же символ был найден и в Америке, в частности, в священном центре Чавин-де-Уантар в Перу, который являлся средоточием религиозного культа, на знаменитой шестифутовой стеле Раймонди.[83] На рис. 32 изображен бог-бык — у него человеческие руки, и в каждой из них по скипетру, он стоит возле какой-то странной машины.
В других южноамериканских культурах также практиковалось поклонение быку. Каково было значение этого животного? В главе 11 мы говорили, что Бог Бурь Ишкур/Тешуб ассоциировался с быком в связи со знаками зодиака прецессионного цикла, и в данном случае со знаком Тельца. Именно поэтому на землях Ишкура в современной Турции имеются горы Тавр. Общепризнано, что эпоха Тельца началась в 4380 году до РХ и закончилась в 2220 году до РХ. Именно в то время, которым мы занимались в Тиауанако.
Из всего сказанного выше мы можем заключить, что Ишкур/Адад/Тешуб — это было божество, называвшееся именем Виракоча. Это он создал Тиауанако для производства олова и бронзы, а позже принимал активное участие в проектировании Теотиуакана, предназначавшегося для других непонятных производственных функций.
Одна из самых распространенных легенд в Тиауанако — это легенда о плачущем боге. Этот бог обычно бывает представлен статуей, у которой из каждого глаза вытекает по три слезинки. Легенды о плачущем боге очень туманны и имеют много разнообразных версий. Возможно, эти легенды были придуманы людьми, обнаружившими статуи с таинственными слезами. В действительности никто не может представить себе, что означают эти слезы. Может быть, бог Ишкур был ужасно огорчен необходимостью покидать Тиауанако, или же он оплакивал утрату Агада — города его племянницы Инанны? Мне кажется, что ни одна из этих версий не убедительна. Необходимо отыскать какое-то более драматическое событие, более близкое к «дому», которое могло бы вызвать такое эмоциональное потрясение у этого могущественного бога. Мне кажется, что ключ к этой загадке находится на плато Наска.
Однако прежде всего необходимо понять, каково символическое значение гигантского трезубца в Паракасе. Изображение трезубца на прибрежном холме должно говорить каждому, кто прибыл сюда морем, что он вступает на территорию Бога Бурь. Тот факт, что это символическое изображение вообще существует, говорит о двух вещах:
во-первых, что Ишкур обладал умением и технологией, при помощи которой он изобразил этот символ на склоне горы, а во-вторых, что он счел нуж
ным это сделать. Мне кажется странным это последнее обстоятельство. Я не разделяю мнения некоторых ученых, будто боги, при всех их технических возможностях, нуждались в том, чтобы оставлять в пустыне знаки в качестве указателей направления.
Зачем тогда всемогущий бог стал бы оставлять такие указатели?
Теперь давайте обратим свое внимание на равнину Наска. Но не будем отвлекаться рассмотрением рисунков, а сосредоточим внимание на некоторых глубинных обстоятельствах. Плато Наска является исключительным местом в смысле способности сохранять надписи на поверхности земли. Это свойство определяется сочетанием местного климата (Наска — одно из самых сухих мест на земле; здесь дождь идет всего 20 минут в год) с плоской каменистой поверхностью, благодаря которой на уровне земли почти никогда не бывает ветра. Здесь нет ни пыли, ни песка, не бывает ни дождя ни ветра, и поэтому начертанные здесь на земле линии не подвергаются эрозии и могут сохраняться вечно. Все это вместе, а также то обстоятельство, что под верхней коркой почвы имеется более светлая подпочва, — все это превращает плато Наска в нечто вроде огромного альбома, идеального для художника, который пожелал бы оставить свой след в вечности.
Кто же был этот художник? Поскольку знак Ишкура находится в Паракасе, на небольшом расстоянии от Наски, к северо-западу от нее, не подлежит сомнению, что это был именно он — Ишкур. Кто же еще, кроме Ишкура, мог пролетать поблизости от Наска и кто кроме Ишкура, владел технологией, при помощи которой можно было направить вниз, в пустыню режущий луч?
Но почему же в таком случае равнина Наска представляет собой невероятную мешанину рисунков, линий и широких полос, которые как будто не имеют никакого общего художественного замысла? Я считаю, что все дело в истории с плачущим богом. Моя версия такова. В конце эпохи Тиауанако там взбунтовались рабы. Группа восставших рабов захватила принадлежащие Ишкуру воздушные корабли, и, из чистого вандализма, принялась уродовать равнину Наска. В некоторых местах они проводили на земле широкие полосы, которые стирали картины, ранее нарисованные самим Ишкуром. В других случаях рисовали изображения, расчитанные на то, чтобы насмеяться над богом и оскорбить его. Некоторые создавали в рисунках величественные образы, другие рисовали всякую чепуху. Все это делалось настолько хаотично, что порой они перечеркивали рисунки друг друга. Когда Ишкур увидел, как изуродована равнина и как варварски испорчены его картины, он заплакал. Отсюда и возникла легенда о плачущем боге.
Полосы, проведенные на поверхности равнины Наска, достаточно широки, чтобы уничтожить геоглифы. Исследования подтвердили, что первичные изображения на равнине Наска были более совершенными, чем последующие. Моя версия объясняет также, почему многие линии Наска направлены в сторону гор: для человека, летящего на самолете, естественно искать ориентиры на горизонте. Эта версия объясняет также и то, почему эти линии абсолютно прямо пересекают глубокие лощины — это было бы практически невозможно, иначе как с самолета. И наконец, самое важное, моя теория объясняет все особенности явления Наска — линии и геоглифы, случайное расположение рисунков, наложение одних картин на другие и различное качество картин. За 50 лет исследований еще ни разу не была создана теория, которая объяснила бы все то, что мы видим в Наска в настоящее время.
Какие же доказательства можно привести в подтверждение того, что Наска была осквернена во время мятежа рабов? Для этого нам надо рассмотреть еще одну загадку Америки — таинственные статуи острова Пасхи.
ССЫЛЬНЫЕ НА ОСТРОВЕ ПАСХИ
Остров Пасхи лежит в Тихом океане на расстоянии 2300 миль на запад от побережья Чили и примерно в 2500 милях от Тиауанако и Наски. Это маленький остров вулканического происхождения, площадью всего лишь в 45 квадратных миль. Он замечателен своими уникальными статуями моаи. Когда-то здесь, по-видимому, стояло три сотни расставленных на каменных пьедесталах вдоль береговой линии статуй со взглядом, устремленным в океан. Еще 400 незаконченных статуй было обнаружено в расположенном поблизости карьере в Рано Рараку. Статуи острова Пасхи поражают как своими размерами, так и чистотой линий скульптуры. Высота их составляет от 15 до 30 футов, и самый высокий монумент весит, наверное, около 89 тонн. Считается, что эти статуи бьши вырублены в склоне горы, а затем установлены на своих местах людьми, обладавшими лишь простейшими каменными инструментами. И как бы для того, чтобы довершить этот невероятный подвиг, скульпторы сумели поднять и установить на головы статуй 10-тонные шапки!
Было придумано немало замысловатых теорий о том, как были воздвигнуты эти статуи. Тур Хейердал потратил много лет, пытаясь найти разгадку, и так ничего не добился; другие пытались показать, как можно было передвигать статуи по земле, наподобие того, как мы передвигаем холодильник. Некоторые полагают, что Хейердалу будто бы удалось «вырубить и воздвигнуть» подобную статую на острове Пасхи, но это чистейшей воды миф. В действительности же он нанял целую армию туземцев, которые смогли при помощи примитивных инструментов вырубить на поверхности скалы барельеф глубиной в несколько дюймов. Они сумели, в результате нескольких недель труда, установить небольшую статую, но даже не пытались поставить ее на платформу и надеть ей на голову 10-тонную шапку!
Стела Раймонди находится в Национальном музее археологии и антропологии в Лиме. Предполагается, что первоначально она стояла на затопленной площади в Чавин-де-Уантаре.