исходный код игры что это
Больше чем софт: что такое код open source и для чего он нужен
Согласно определению на Open Source Initiative, Open Source Software или программное обеспечение с открытым исходным кодом — это ПО, «исходники» которого доступны для просмотра и изменения. Исходный код можно использовать, чтобы создавать свои модификации софта, а также свободно распространять и даже продавать их.
Принцип открытости со временем охватил не только сферу программирования, но и другие области. Дизайнеры могут размещать в открытом доступе бесплатные шрифты и шаблоны, программисты — коды мобильных приложений и онлайн-игры, ученые — исследования.
В последние годы потребителями открытого ПО становятся целые страны. Французская жандармерия использует на своих компьютерах свободное ПО Ubuntu, а другие министерства переходят с Microsoft Office на бесплатный LibreOffice. Этот офисный пакет также используют министерства обороны Нидерландов и Италии, муниципалитеты Албании и Испании. А правительство Великобритании перешло с формата PDF в документации на опенсорс-формат Open Document Format for Office Applications (ODF) по умолчанию. РБК Тренды разобрались, в чем плюсы и минусы открытого софта.
С чего начиналось свободное ПО
С 1952 по 1955 год компания IBM начала выпускать IBM 701, первый коммерчески доступный компьютер. ЭВМ не продавали конечным потребителям, а сдавали в аренду научным институтам, военным компаниям и госпредприятиям. Машины поставлялись без операционной системы и программ. Ученые и инженеры начали писать софт сами и делились им с коллегами из других компаний, у которых были аналогичные ЭВМ.
Со временем коммерческих моделей компьютеров становилось больше, и они стали доступны обычным пользователям. Однако под каждую из этих моделей придумывали отдельное ПО. Компании-производители создавали каждый свою операционную систему: BESYS, Compatible Time-Sharing System или CP/CMS. Эти ОС начинали продавать вместе с ПК, и иногда они стоили дороже самого компьютера.
Разработчик Ричард Столлман присоединился к лаборатории искусственного интеллекта при Массачусетском технологическом институте (MIT). Он принимал участие в работе над свободным ПО, например, над EMACS — текстовым редактором для мини-компьютеров семейства PDP. Позднее редактор продали коммерческому дистрибьютору. В 1984 году Столлман решил основать проект свободного ПО под названием GNU (рекурсивный акроним от англ. GNU’s Not UNIX).
В рамках этого проекта энтузиасты придумали термин «свободное ПО» и сформулировали его критерии: использование, изучение, шеринг и улучшение. Они опубликовали манифест GNU. В 1985 году Столлман основал фонд Free Software Foundation (FSF) для развития свободного ПО за счет пожертвований. В 1989 году появилась первая версия лицензии GPL — General Public License («Универсальная общественная лицензия GNU»). Она должна защитить свободу всех пользователей программ, давать права на копирование, модификацию и распространение софта. Столлман добавил в лицензию понятие «авторское лево» в противовес «авторскому праву», по которому пользователи всех производных программ получают все оригинальные права создателя. Позднее появились другие лицензии, которые позволяют использовать свободное ПО, например, лицензия MIT от Массачусетского технологического института или лицензия BSD от Калифорнийского университета в Беркли.
К 1991 году разработчикам удалось создать независимую работоспособную ОС, но ей не хватало ядра. Тогда Линус Торвальдс выпустил ядро Linux с открытым кодом, а в 1992 году лицензировал его по GPL.
В середине 1990-х годов в open source пришла первая крупная компания Netscape. Ее браузер Navigator был одним из самых популярных в мире, но с появлением Internet Explorer он стал вытесняться с рынка. В 1998 году в Netscape решили открыть исходный код своего браузера. Год спустя компании не стало, но исходный код Navigator стал основой для одного из самых популярных браузеров — Mozilla Firefox.
В 1998 году возникла организация Open Source Initiative (OSI), которая занимается популяризацией открытого кода. В том же году разработчики придумали альтернативу термину «свободное ПО». Они решили внедрить понятие open source, чтобы сменить парадигму бесплатности на доступность. Впоследствии разработчики Эрик Реймонд и Брюс Перенс написали «Определение Open Source».
В 2014 году представители фонда поддержки открытых проектов Linux Foundation заявили, что в будущем 80% стоимости технологий будет приходиться на открытый код и только 20% — на платные программы.
Плюсы открытого кода
Обсуждения плюсов и минусов и активны по сей день. Однако многие разработчики сходятся в общем понимании позитивных и негативных сторон опенсорс-проектов.
Для пользователей
Для разработчиков:
Для корпораций:
Минусы open source
Плагиат. Коммерческие структуры могут использовать открытый код для своих продуктов без указания его авторства. Иногда они вносят минимальные изменения в код, чтобы выдавать его за собственный. Подобное случилось с участниками проекта Leela, которые разработали бесплатный шахматный движок Chess Zero с настраиваемой нейронной сетью. Его использовала компания ChessBase, которая выпустила шахматную программу Fat Fritz. Пакет программ ChessBase Fritz компании стоит от €79 до €99. При этом она отрицает, что каким-либо образом задействовала открытый код.
Аналогичная история была и с Amazon Web Services, которая запустила CloudWatch Synthetics Recorder, расширение Chrome для записи взаимодействий с браузером. Однако данный сервис оказался полностью скопирован с проекта Headless Recorder, созданного разработчиком Тимом Нолетом. В AWS факт плагиата не признавали.
Отсутствие поддержки. Открытый код может использоваться в тех проектах, о которых его авторы даже не подозревают. Таким образом, они не могут оказывать должную поддержку. Кроме того, существует риск, что разработчик небольшого проекта отойдет от дел, а продолжать его дело будет некому, и код начнет устаревать. Проект Libraries.io обнаружил более 2 400 библиотек с открытым кодом, используемых минимум в 1 тыс. других программ, не получавших должного внимания со стороны опенсорс-сообщества. Для потребителя такой программы это может стать проблемой. К примеру, когда программист Азер Кочулу удалил свою библиотеку Leftpad из интернета, проблемы возникли у Facebook, Netflix и других проектов.
Незамеченные уязвимости. Каждый открытый проект зависит от более мелких. В этой цепочке зависимостей легко может возникнуть дыра в безопасности, которую могут долго не замечать. В 2014 году такая уязвимость в безопасности Heartbleed была обнаружена в OpenSSL — программе с исходным кодом, используемой практически всеми веб-сайтами, обрабатывающими платежи с банковских карт. Она делала все эти ресурсы уязвимыми для атак хакеров и кражи данных. По данным GitHub, 17% всех уязвимостей создаются со злонамеренными целями. Исследователи отмечают, что они могут просуществовать до четырех лет, прежде чем будут устранены.
Проекты с открытым кодом
Проекты GNU и Linux послужили основой для многих продуктов. А приход компании Netscape позволил привлечь внимание ИТ-гигантов, которые со временем начали активно вкладываться в open source.
Проект Debian, одной из старейших операционных систем, основанных на ядре Linux, с момента своего основания разрабатывался открыто. Фонд свободного программного обеспечения спонсировал проект с 1994 по 1995 год, а затем создатели организовали некоммерческую организацию «Программное обеспечение в общественных интересах» для финансирования Debian. Проект включает популярные бесплатные программы, такие как LibreOffice, браузер Firefox, почту Evolution, устройство записи дисков K3b, медиаплеер VLC, редактор изображений GIMP и программу просмотра документов Evince.
Организация Apache Software Foundation тоже начиналась как открытый проект по развитию одноименного программного обеспечения, в том числе веб-сервера Apache. Данный сервер считается одним из наиболее популярных. Он позволяет запускать сайты небольших проектов и малого бизнеса на WordPress. В наше время разработчики поддерживают множество софтверных проектов, которые имеют открытую лицензию Apache Software License. Спонсорами ASF выступают такие гиганты как Microsoft, Huawei и Amazon Web Sevices.
Компания Red Hat, производитель программного обеспечения на основе операционной системы Linux, возникла в 1995 году. Она не только выпускала софт, но и занималась технической поддержкой и обучением системных администраторов и разработчиков. В 2018 году компанию купила IBM.
Google развивалась благодаря Linux и открытому ПО. Компания сама поддерживает такие проекты как библиотека машинного обучения TensorFlow, язык программирования Go, ПО для автоматизации развертывания приложений Kubernetes и другие. В 2017 году Google открыла портал для 2 тыс. своих open source проектов. Компания делится своими наработками в области открытого кода, а также рассказывает о поддержке новых инициатив.
Microsoft, которая изначально была против open source, в последние годы также изменила отношение к свободному ПО. В 2018 году компания передала 60 из 90 тыс. своих патентов на разработки Open Invention Network (OIN) — организации, которая владеет патентами на программное обеспечение открытой экосистемы GNU/Linux и предоставляет право на их бесплатное использование. Чуть позже корпорация приобрела портал репозиториев открытого года GitHub, а также активно принимает участие в развитии открытых проектов, в том числе, Linux.
Организация Open Source Design объединяет дизайнеров, которые разрабатывают проекты с открытым кодом. Она существует более пяти лет. В работе организации принимают участие UX-дизайнеры Mozilla, GNOME, Fedora, Canonical (Ubuntu), WordPress, Drupal, Libre Office, «википедии» для дизайнеров XWiki и других компаний.
В науке опенсорс-подход распространяется не только на открытое ПО, но и на публикации работ исследователей, открытое рецензирование и развитие открытых образовательных ресурсов. Еще в 1991 году физик Пол Гинспарг основал электронный архив arXiv при Лос-Аламосской национальной лаборатории для публикации в открытом доступе препринтов. Теперь там публикуются работы не только по физике, но и по медицине, математике и еще ряду направлений. Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) поддерживает не только выпуск оборудования с открытым исходным кодом и открытой лицензией, но и собственный портал открытых данных. Ученые применяют инструменты с открытым кодом также для того. чтобы раскрывать методологию своих исследований. К примеру, они используют Open Notebooks для документирования рабочих процессов.
Продукты с открытым кодом используют не только специалисты, но и обычные пользователи, причем иногда они даже не подозревают об этом. LibreOffice, OpenOffice и NeoOffice позволяют бесплатно работать с текстовыми документами, таблицами, графиками, рисовать и делать презентации. 7-Zip, файловый архиватор с высокой степенью сжатия, помогает экономить место на ПК и передавать большие файлы. Графический редактор GIMP способен заменить Photoshop, так как включает инструменты цветокоррекции, фильтры, рисующие инструменты, маски и слои.
Примеру опенсорс-проектов следуют и корпорации, которые открывают свои программы для улучшения. Так, Microsoft решила поделиться кодом приложения «Калькулятор» для Windows, чтобы открытое сообщество предлагало для него исправления и новые функции.
Открытый исходный код в наши дни помогает поддерживать технологии искусственного интеллекта, блокчейна и сложных вычислений. Согласно отчету Red Hat, который опросил 1 250 ИТ-лидеров по всему миру, 90% этих предприятий используют открытый исходный код: 64% компаний задействуют такое ПО для модернизации инфраструктуры, 54% — для разработки приложений, 53% — для цифровой трансформации. За последние два года эти показатели увеличились на 11%, и в будущем открытый код, вероятно, поможет заменять ручные процессы автоматизированным управлением на программном обеспечении, способствуя инновациям.
От жёсткого диска на антресолях до Ransomware: как утекает исходный код игр
В начале июня компания EA сообщила о том, что её серверы взломали хакеры, похитившие 780 ГБ данных, в том числе исходный код игры FIFA 21 и движка Frostbite. Мы решили вспомнить, как на протяжении многих лет утекал в руки хакеров и широкой публики код различных игровых проектов.
Ultimate Mortal Kombat 3
Рекламные материалы порта игры для 3DO. На изображениях использованы скриншоты из версий для Sega Saturn и SNES
В своё время Mortal Kombat 3 получил огромную популярность, поэтому позже была выпущена его дополненная версия под названием «Ultimate Mortal Kombat 3» (UMK3), которую портировали на множество консолей, в том числе на Genesis, Sega Saturn и SNES. Разрабатывался и порт для Panasonic 3DO, но почти завершённый проект был остановлен (вероятно, из-за падения популярности консоли).
В 2010 году пользователь bitrate с форумов AssemblerGames каким-то образом получил диски с исходным кодом и графическими ресурсами порта UMK3 для 3DO. Он поделился с пользователями форума рипнутой графикой, однако исходный код никому не показывал.
Движок Dark Engine (Thief, Thief II, System Shock 2)
В 2006 году моддер игр для Dreamcast под ником game_player_s приобрёл онлайн комплект разработки Dreamcast, надеясь найти на его жёстком диске что-нибудь интересное, однако выяснил, что для подключения комплекта к PC требуется очень редкий адаптер. Спустя три с лишним года он всё-таки нашёл этот адаптер, но тот оказался сломанным. Ему всё-таки удалось изучить жёсткий диск и он нашёл там множество материалов Looking Glass 1996-2000 годов, в том числе и незавершённые порты Thief II и System Shock 2 для Dreamcast. Ещё через пару месяцев он решил проверить содержимое сумки, в которой к нему прибыл devkit. Внутри обнаружился CD с исходным кодом Dark Engine — движка, на котором разрабатывались Thief, Thief II и System Shock 2. Эта находка стала настоящим подарком для сообщества любителей игр компании Looking Glass, благодаря которой с тех пор фанатами было выпущено несколько важных апдейтов игр на движке Dark Engine.
Turok: Dinosaur Hunter
Star Wars Galaxies
В 2003 году Lucas Arts выпустила MMORPG Star Wars Galaxies, несмотря на критику получившую достаточно большую известность (число подписчиков доходило до 250 тысяч игроков). Спустя два года разработчики выпустили обновление, сильно упростившее боёвку и уменьшившую количество профессий, после чего количество пользователей значительно снизилось. Тем не менее, у игры оставались преданные поклонники. В 2011 году было объявлено о том, что проект закрывается в связи с выпуском новой MMORPG в мире «Звёздных войн» Star Wars: The Old Republic. Фанаты SWG, пытаясь сохранить жизнь любимой игры, начали писать эмуляторы серверов. Среди подобных проектов нам интересен один, который является не совсем эмулятором.
Сначала все проекты развивались обычным для фанатских инициатив образом — программисты работали с официальными серверами как с «чёрными ящиками», пытаясь добиться в эмуляторе максимально схожего поведения. Однако в 2013 году от одного из фанатских серверов откололась группа, с которой вышел на связь неизвестный сотрудник компании Sony Online Entertainment (разработчика игры). Этому отчаянному анониму удалось украсть исходный код Star Wars Galaxies в версии 2010 года. Там было практически всё: игровой сервер, клиент, инструменты. Новая группа создала проект SWG Reveniens. Спустя какое-то время из-за трений внутри группы исходный код утёк в открытый доступ. Юридически его использование подпадает под уголовную ответственность и поначалу фанаты опасались санкций Sony Online Entertainment и Lucas Arts, однако теперь проект развивается централизованно и имеет свою страницу на GitHub под названием SWG Source. Сегодня любой может поднять свой сервер Star Wars Galaxies, для этого достаточно только Oracle VirtualBox.
Home Alone 2: Lost in New York
В 2016 году архивист, историк и разработчик видеоигр Фрэнк Сифалди (Frank Cifaldi) обнаружил на старом жёстком диске исходный код версии игры для NES. По его информации, код игры основан на коде других игр по мультсериалу «Симпсоны», тоже разработанным студией Imagineering.
Пользователи форума nesdev изучили выложенные Сифалди материалы и обнаружили там код, документацию и несколько файлов EXE, среди которых были ассемблер процессора 6502, программы для сжатия текста, графический редактор и различные конвертеры. Одному из пользователей удалось частично скомпилировать образ картриджа NES, демонстрирующий экран заставки игры. В коде встречаются забавные комментарии:
«Ниже представлен альтернативный способ выполнения longcall. Примечание: Генри сказал поместить его сюда, но я (Марк Б.) не считаю, что это сработает. Увы, он выше меня по должности.»
Ransomware-атака на серверы CDPR
9 февраля этого года CD Projekt Red сообщила об утечке данных, которые позже были выставлены на аукцион хакерского форума Exploit. Среди похищенной информации были исходный код движка Red Engine, игр The Witcher 3: Wild Hunt, Thronebreaker: The Witcher Tales и выпущенной незадолго до этого Cyberpunk 2077, а также некие внутренние документы компании.
Начальная цена составляла 1 миллион долларов, а в результате торгов лот ушёл за 7 миллионов.
Заключение
Исходный код игр покидает стены компании-разработчика разными путями — иногда по доброй воле создателей, иногда случайно. Бывает, что этому способствуют злоумышленники. В целом, обществу следует стремиться к балансу между интересами частных компаний и сохранением исторического наследия, которое зачастую пропадает из-за убийственной комбинации — защиты авторских прав и пренебрежения прошлым. Нам остаётся только догадываться, сколько игр ушло от нас безвозвратно из-за смены владельцев франшиз, пожаров и банальной очистки винчестеров под новые проекты. Поэтому стоит отдать честь тем людям, которые стремятся бережно собирать и архивировать эту часть истории цифровой культуры человечества. Среди них упомянутый в статье Фрэнк Сифалди, ставший основателем Video Game History Foundation и спасший от забвения множество игр, и Джейсон Скотт, выложивший в Internet Archive и на GitHub исходный код таких игр, как Zork (1977 год), Stargate (1981 год), NBA Jam (1993 год) и Pinball Fantasies (1994 год).
На правах рекламы
Аренда Windows сервера на любом тарифе начиная с 2 vCPU, 4 ГБ ОЗУ и 20 ГБ хранилища. Создайте собственный сервер в пару кликов, максимальная конфигурация — 128 ядер CPU, 512 ГБ RAM, 4000 ГБ NVMe.
Source Modding — Часть 1 — Основы основ
В мире существует множество игровых движков, но нет ни одного движка, похожего на Source своей историей и особенностями.
В этом (пилотном) уроке мы разберем простейшие действия с исходными кодами SDK, а также внесем наше первое изменение в код Half-Life 2.
Вступление
Немножко терминов
Сам по себе Source SDK — набор утилит и программ, помогающих в разработке собственных уровней и модификаций для игры, а также исходные коды Half-Life 2 и эпизодов.
Игра/Мод (Для сурса нет никакой разницы, игра это или мод :p) — скомпилированные исходные коды SDK.
Так почему же именно Source?!
Что нам необходимо?
Введение в сурс дела
Репозиторий
Исходный код SDK находится в репозитории на GitHub. Склонируйте его в любое удобное для вас место:
Выбор ветки
Если вы хотите написать свой первый мод для Half-Life 2/Episode 1/2, то используйте директорию sp/ и Source SDK Base 2013 Singleplayer.
Стиль кода
Поля класса именуются с префиксом m_, использование венгерской нотации рекомендуется (на то есть свои причины, которые здесь обсуждать нет смысла):
Структура кода
SDK, так же как и движок, разделён на несколько частей.
Вот пути до некоторых таких файлов:
ВАЖНО: При внесении ЛЮБЫХ изменений в VPC файл решение должно быть заново перегенерировано!
Генерация проектов
Исключение HL2
SDK имеет внутри себя также разделение на HL2 и Episodic. Использование второго позволит нам иметь некоторые фичи, например отдельную от стамины шкалу заряда фонарика.
И поэтому, чтобы не компилировать лишний код, мы можем просто исключить HL2 из скриптов:
Другие скрипты
Рядом с creategameprojects.bat также лежит его клон для bash а также два интересных файла — createallprojects.bat и его клон для bash.
Эти два скрипта заставляют VPC создавать проекты не только для чистых библиотек мода, но и для различных утилит, таких как vrad (Radiosity!) или height2normal.
Сейчас использовать я его вам настоятельно не рекомендую, так как свои собственные компиляторы карт нам пока не нужны.
Первичная сборка и запуск
Сборка
Чтобы удостовериться, что вы всё сделали правильно, необходимо собрать всё сгенерированное решение. Итак, собираем (вы же ведь открыли решение в IDE?):
После сборки в папке game/mod_hl2/bin/ или game/mod_episodic/bin/ должны появится наши клиентская и серверная библиотеки!
Запуск — Способ 1 — Steam
Запуск — Способ 2 — Visual Studio
Я рекомендую использовать именно этот способ — не копировать же бинарники мода каждый раз после сборки!
Если карта загрузилась и вы можете передвигаться и двигать камеру мышью — сборка успешна!
Первая модификация в коде
Функции семейства Msg()
Заключение
Чему мы научились?
[Я надеюсь, что] из данного урока мы выяснили:
Что дальше?
Во второй части мы разберем систему сущностей Source SDK.
Почему и зачем писать open-source код?
Под катом интересный опрос
Возможно, заголовок этой статьи покажется Вам не корректным, ”Как можно писать open-source код? И что это за код такой?” — спросите Вы.
Чем open-source код отличается от “просто-кода”? Open-source проект — это ответственность за качество кода, за покрытие его тестами, за документацию, за своевременные ответы на вопросы и реагирование на bug репорты, за обработку pull-request’ов. Ваше поведение и мысли во время написания open-source кода, который увидит мир будут другие, соответственно и код на выходе получается другой.
Open-Source проект живет своей жизнью — жизнью сообщества, которое образуется вокруг проекта. Идеи, отзывы, bug репорты, обсуждение и благодарности от других членов сообщества влияют на Вас и проект напрямую, и стимулируют написание кода — понятного, документированного и покрытого тестами.
Про опыт:
Однажды, выложив свой код на GitHub, я уже не смог остановится. Первым моим публичным репозиторием был PHP-код, предназначенный для интернализации на основе MySQL таблицы. Этот репозиторий не собрал звезд и сомнительно, что был кем-то замечен. Не в звездах дело, дело в том что Ваш код доступен всем. Ваш код не скрыт на сервере, не минифицирован/аглифицирован в браузере и не скомпилирован на жестком диске пользователя — он выставлен всем на показ. Осознание данного факта просто обязует Вас писать код в общепринятой манере (в соответствии с тем языком на котором Вы пишите), соблюдать отступы, добавлять описание к методам и классам (как минимум к публичным), адекватно именовать переменные, классы, методы и функции, соблюдать правило do-not-repeat-yourself.
Я уверен, что публикуемый мною код полезен другим разработчикам ровно на столько же, как и мне самому. Публикуя код, я не только делюсь своим опытом с миром, но и самоорганизуюсь ровно на столько же, как и организуется мой код.
Писать общедоступный код — это как посещать светские мероприятия. Вы выглядите, разговариваете и соответствуете высшим стандартам IT-индустрии, или как минимум стремитесь к ним. Писать общедоступный код — это как обсуждать функционал IT-коллективом равным по масштабу всему IT-сообществу планеты. Любой из членов open-source сообщества может предложить изменения, сообщить о bug’е и вынести на обсуждение дальнейшее развитие проекта.
Приятное в open-source проектах — это эмоции и ощущения, испытываемые от понимания, что твой проект полезен. Когда количество скачиваний растет вверх, когда вы получаете отзывы, когда к проекту присоединяются люди со всего света и Вы вместе делаете проект лучше — это то, ради чего стоит писать код. В этот момент простое написание кода для решения поставленных задач перерастает во вклад в IT-сообщество.
Про опасения Студий и Компаний:
Ваша компания пишет код? Вы считаете, что написанный код принадлежит только Вам и Вашим клиентам, которые за него заплатили? Если Ваш ответ — ”да”, подойдите к Вашим разработчикам и попросите посчитать, сколько строк кода написано за стенами Вашей компании третьей стороной, скачено с SourceForge, GitHub, установлено через NPM, apt-get, aptitude, и других источников дистрибуции кода.
Когда речь идет об open-source, многие руководители (не все, но такие есть) считают что на GitHub лежат целые проекты, готовые к использованию и зарабатыванию денег. Когда Ваши сотрудники предлагают опубликоваться на GitHub, они собираются “слить” весь код, за который разработчики получили зарплату, а кто-то другой (нехороший) соберет клон Вашего продукта и будет зарабатывать деньги. Или хуже того, обнаружит эксплойт и будет его тайно использовать. Это абсолютно не так. Во-первых, никому не нужен Ваш проект целиком кроме Вас и Вашего клиента, во вторых, — не нужно выкладывать проекты целиком. Маленькие кусочки, классы, методы, адаптеры и т.п., из которых Ваш проект состоит, могут оказаться полезными не только Вам. На Ваш вклад IT-сообщество ответит поиском и исправлением ошибок и уязвимостей, дополнением функционала и улучшением производительности. Возможно, Вы найдете нового сотрудника в лице активного контрибьютора.
Open-source проект это:
Во вселенной, где люди не научились работать в open-source сообществе, нет возможности использовать предыдущий накопленный опыт IT-индустрии и аккумулировать его. В свою очередь, IT-компании выделяют большую часть бюджета на платный софт. И в целях экономии на покупке и подписках на софт — пишут свои решения, что вызывает рост штата разработчиков в десятки раз, готовый выполнять задачи от написания ОС и фреймворков до текстовых редакторов, в которых этот код пишется. Хорошо что в нашей вселенной open-source сообщество активно развивается и нам это не грозит.
Выкладывайте Ваш код. Выкладывайте код, написанный в стенах компании (с соглашения всех руководителей). Сделайте вклад в развитие IT-индустрии. Читайте чужой код. Улучшайте чужой код. Всегда пишите bug репорты. Задавайте вопросы владельцам проектов и не забывайте отвечать на вопросы, заданные Вам. Спасибо.