исходящий дебет что это
Что такое дебет и кредит простыми словами
Выражение «свести дебет с кредитом» знакомо, наверное, каждому. При этом многие даже примерно не понимают, что это значит. Поэтому ниже попытаемся как можно проще объяснить, что же такое дебет и кредит.
У любого действия в организации должно быть 2 операции — приходная и расходная.
Чтобы было легче вести такой учет, были введены понятия «дебет» и «кредит». В переводе с латыни языка «дебет» означает «должен он», а «кредит» — «должен я».
Таким образом, каждый счет делится на две половинки:
Чтобы было понятнее, рассмотрим простой пример. Представьте, что вы идете в магазин(назовем «Касса», достаете из кошелька 100 000 рублей и покупаете платье. В этом случае сумма уходит из кредита счета «Кошелек покупателя» и приходит дебету счета «Касса». Чтобы отразить это в бухгалтерском учете, надо взять оба этих счета и записать 100 000 рублей 2 раза:
Обратите внимание, что стоимость всегда уходит из кредита счета, а попадает в дебет. Такой перевод стоимости называется двойной проводкой.Следовательно:
Дебет – это часть бухгалтерской проводки, указывающая на получателя средств. КрЕдит показывает источник, откуда поступили эти средства.
Что такое дебетовое и кредитовое сальдо
Итак, вы решили открыть торговую точку по продаже теплиц. Дело было осенью. При этом, чтобы нам было проще, ни денег, ни долгов, ни даже самих теплиц у вашей организации пока нет. Но зато уже есть покупатель, который хочет купить у вас три теплицы на общую сумму 100 000 рублей и оставить их (теплицы) у вас на хранение до весны.
На этом первый месяц вашей работы закончился и пора подводить итоги.
Кредитовый и дебетовый оборот
В конце месяца необходимо подсчитать дебетовые и кредитовые обороты.
Для счета «Кошелек покупателя» кредитовый оборот составил 100 000 рублей, а дебетовый — 0.
«Касса»: дебетовый оборот — 100 000 рублей, кредит — 90 000 рублей.
«Р/с в банке»: дебетовый оборот — 90 000 рублей, кредит — 80 000 рублей.
«Поставщик»: дебетовый оборот — 80 000 рублей, кредит — 160 000 рублей.
«Склад»: дебетовый оборот — 160 000 рублей, кредит — 0.
Что такое дебетовое сальдо
Теперь остается вывести остаток, который получился по всем счетам. Эта величина будет называться «Итоговое сальдо». Чтобы посчитать сальдо, надо из большего оборота минусовать меньший.
Рассмотрим для примера «Р/с в банке». Оборот по дебету составляет 90 000 рублей, а по кредиту — 80 000. Первая сумма больше, значит, сальдо здесь дебетовое: 90 000–80 000=10 000 рублей. Запишем его в дебетовой части счета и заключим в красный прямоугольник.
Теперь обратите внимание на счет «Поставщик»: здесь сальдо по дебету 80 000 рублей, а по кредиту — 160 000. В данном случае сальдо получилось кредитовым: 80 000 – 160 000 = 80 000 рублей (также в красном прямоугольнике).
То же самое проделываем и с остальными счетами. В итоге у нас получается такой результат:
Разберем, что означает сальдо по каждому из этих пяти счетов.
По счету «Кошелек покупателя» сальдо кредитовое и оно напоминает, что весной вы должны отдать покупателю теплицы на сумму 100 000 рублей.
Сальдо на счете «Касса» дебетовое. Оно означает, что в кассе вашей организации лежит 10 000 рублей.
Дебетовое сальдо по третьему счету показывает, что на счете в банке у вас есть еще 10 000 рублей.
По четвертому счету получилось кредитовое сальдо, которое не даст забыть, что вы должны производителю 80 000 рублей.
Ну и последний счет с дебетовым сальдо рассказывает о том, что на вашем складе лежат теплицы на сумму 160 000 рублей.
Что дальше?
Вы продолжаете работать, и в балансе надо отражать последующие операции. Но вначале необходимо перенести конечные сальдо прошлого периода на начало нового. Такие сальдо будут называться входящими, записывать их надо в соответствующую колонку: дебетовое сальдо — в левую, кредитовое — в правую.
Вернемся к примеру. Вы решили перечислить из кассы на расчетный счет еще 7 000 рублей. Задействуются два счета. Сначала не забываем перенести по ним входящие остатки (на рисунке ниже обведены зеленым), затем записываем проводку на 7 000 (в Кт «Касса» и в Дт «Р/с»).
Больше никаких действий за этот период по счетам не проводилось.
В конце 2-го месяца сначала вычисляем обороты, при этом на входящее сальдо внимание пока не обращаем (обороты обведены голубым). Затем считаем итоговое сальдо (в красном прямоугольнике), уже учитывая входящий остаток. Получается следующая картина:
Конечно, это довольно примитивные примеры. На деле в бухгалтерском учете все гораздо сложнее. Но получить базовые понятия, что такое дебет, кредит и сальдо, из этой статьи вполне можно.
Что такое дебет и кредит простыми словами
Статья рассказывает, что такое кредит и дебет в бухгалтерии, зачем нужны активные и пассивные счета, приведен понятный пример расчета.
Вопросы, связанные с финансами, всегда вызывают удивление у тех, кто не сталкивается с ними ежедневно. Кредит, дебет и другая профессиональная терминология непроста для понимания. Особенно у начинающих бизнесменов, которые при сдаче налоговой отчетности хватаются за голову и спрашивают: «Дебет и кредит — это что?» В этой статье пойдет речь об этих понятиях простыми словами.
Двоичная запись
Так сложилось исторически, что все финансово-хозяйственные операции отражаются с помощью двоичной записи. Сделано это для того, чтобы понять, какие активы есть у бизнеса и за счет чего они были получены. Таким образом можно оценить эффективность ведения предпринимательской деятельности и принять правильные стратегические решения.
Запись любого действия, проведенного в бизнесе, фиксируется в журнале операций с помощью его сути и двух цифр, которым оно соответствует в так называемом плане счетов — группировка в зависимости от цели операции. Например, если мы выдали заработную плату с расчетного счета, то одновременно этот факт отражается сразу в двух столбцах, где дебетовый счет — это левая часть ведомости, где отражаются расчеты с персоналом, а кредитовый — правая часть, откуда эти средства были вычтены. С присвоением необходимых цифровых обозначений, соответственно. В результате это дает понимание того, откуда средства пришли и куда они ушли, а в более широком смысле — что такое кредит и дебет в бухгалтерии.
Что такое дебет?
Как уже было описано выше, двоичная запись нужна для того, чтобы понимать происхождение активов и целесообразность их использования. То, что имеет компания, в том числе и чужая задолженность перед ней, находит свое отражение в дебетовых счета. Дебет — это левый столбец в ведомостях. Здесь накапливаются основные средства, учитывается все имущество, а также прибыль.
Что такое кредит?
Чтобы понимать, каким образом достигается получение того имущества, что есть у предприятия, используется понятие кредитового счета. Кредит — это правый столбец ведомости. Он показывает, сколько должна компания, как распределены средства, что приносит основную прибыль. Простым языком — это расход активов, которые расположены в дебете.
Кредитовый и дебетовый оборот
Благодаря тому, что при подсчете финансового результата используется двоичная запись операции, можно с легкостью сказать, в какую пользу она прошла. Например, если мы снимаем деньги из кассы и отправляем их на расчетный счет, то на языке бухгалтерского учета мы списываем эти средства с кредита и записываем их на дебет. Таких проводок за месяц может быть большое количество, поэтому по итогам отчетного периода проводится определенная статистика. Из той суммы, что пришла на дебет, вычитается та, что ушла. Это и называется дебетовым оборотом. То же самое и для кредита. Таким образом мы можем проследить движение ценностей вплоть до операции и принять верное управленческое решение.
Что такое сальдо?
После того, как мы подсчитали все обороты, необходимо выявить разницу между большим и меньшим числом. Если по дебету цифра оказалась больше, значит сальдо, то есть остаток между приходом и расходом за период, — дебетовое. Это дает нам понять, в какую пользу прошел отчетный период и позволяет корректировать доходы и расходы для выведения итогового бухгалтерского баланса.
Активные и пассивные счета
Бухучет также разделяет все счета на два типа: активные и пассивные. Первые — это средства в денежном эквиваленте, которыми обладает предприятие. Начальное и конечное сальдо у этих счетов всегда дебетовое. Вторые всегда показывают изменение источников активов компании. Соответственно, сальдо на начало и конец периода всегда кредитовое. Они всегда показывают общую задолженность перед банками и контрагентами, амортизационные начисления и уменьшение или увеличение капитала. Таким образом можно сказать, что дебетовый счет — активный, а кредитовый — пассивный.
Примеры расчета
Чтобы наглядно понять, что такое кредит и дебет, рассмотрим простой пример.
Предположим, вы решили открыть магазин с одеждой и продали свой первый заказ на сумму 5000 рублей Часть суммы, 2000 рублей, решено положить на расчетный счет в банк. То, что пришло, учитывается в столбце «Дебет», а то, что ушло — в кредит. В ведомости данная операция будет выглядеть так:
Касса (счет 50):
Расчетный счет (счет 51):
Далее вы решили оформить заказ на новый костюм на сумму 4000 рублей, но оплатили только 1000 рублей с расчетного счета, а остальную часть решено отдать позже. В учете это будет выглядеть так:
Расчетный счет (счет 51):
Заказчик (счет 62):
Склад (счет 41):
Пришло время подводить итог первого месяца работы. Считаем суммы дебетового и кредитового оборота (те, что накопились по соответствующим счетам).
Касса: 5000 – 2000 = 3000 рублей. Первая сумма больше, поэтому по итогам записывается в дебетовую часть.
Расчетный счет: 2000 – 1000 = 1000 рублей — то же самое.
Заказчик: 1000 – 4000 = 3000 рублей — здесь ситуация обратная, то есть вторая цифра больше. Соответственно она идет в правую часть столбца — в кредит.
Склад: 4000 рублей.
Таким образом, дебетовое сальдо дает понять, какие активы у нас есть на текущий момент, а кредитовое не дает забыть, что мы должны поставщику часть средств за заказ.
В следующем отчетном периоде мы переносим все данные, которые получились по итогу работы. Это будет называться входящим сальдо.
Безусловно, рассмотренный пример достаточно примитивен, а названия статей условные. Однако он наглядно показывает, что означают термины «кредит», «дебет» как они взаимосвязаны и как проходит оборот между ними. Само собой, бухгалтерский учет — это более сложный и трудоемкий процесс.
Для чего необходимы дебет и кредит
Бухгалтерский учет необходим для функционирования предприятия. Он позволяет получать доход от работы компании, фиксировать все поступления средств, расходы. Данные бухгалтерского учета постоянно меняются в зависимости от работы предприятия. Понятия дебета и кредита, можно сказать, являются одними из основных в бухучёте.
Что собой представляет дебет и кредит?
Дебет – это приход средств, прибыль компании. Источники поступлений могут быть самыми разными:
Кредит – это расходы. Несмотря на наводящее название, данный пункт не обозначает кредитование. Это любые убытки организации:
Кредит является уменьшением капитала, который принадлежит компании. Под капиталом подразумевается недвижимость, оборудование, деньги и прочие материальные объекты.
Особенности ведения счетов
Активно-пассивные счета в методологии бухгалтерского учета по ссылке
Бухгалтерский учет предполагает двойную запись. Составляется таблица, в левую колонку которой вписывается дебет, а в правую – кредит. Большинство счетов разделяются на две категории:
ВНИМАНИЕ! Значение дебета и кредита будет зависеть от того, к каким счетам они относятся. Если дебет находится на активном счете, он отображает приход средств, если на пассивном – расход.
Функции дебета и кредита
Любые операции, связанные с дебетом и кредитом, необходимо фиксировать для следующих целей:
ВАЖНО! Кредит и дебет – показатели работы предприятия. Они позволяют проверить стабильность компании и ее прибыльность. Правильное ведение бухгалтерской документации важно, прежде всего, для самой организации. К примеру, если дебет компании больше кредита, положение предприятия очень хорошее. Аналогичная оценка актуальна при совпадении показателей. Кредит, превышающий дебет, свидетельствует о дефиците бюджета.
Примеры
Понять функции и особенности рассматриваемых проводок проще на примере. Итак, предприятие совершило оплату за партию продукции, доставленной поставщиком. Дебиторская задолженность перед другими организациями увеличилась. Все изменения фиксируются на дебете счета №60. Данный счет отвечает за расчеты с поставщиками и прочими субъектами хозяйственной деятельности.
Активы предприятия, в связи с растратами, сокращаются. Поэтому нужно внести изменения в счет №51 под названием «Расчетный счет».
ВАЖНО! Бухгалтерский счет не может вестись произвольно. К нему предъявляются строгие требования. Сначала бухгалтер указывает дебет, а затем кредит.
Проводка, исходя из приведенных в примере условий, будет выглядеть следующим образом: Дебет 60, Кредит 51 «Оплата поставщику».
После оплаты поставщик предоставил товар предприятию. Он увеличил активы компании. Привезенная продукция фиксируется на счету 41 «Товары». Произошло также сокращение задолженности поставщика перед предприятием. Данное изменение фиксируется на счету 60 по кредиту.
Проводка будет выглядеть так: Дебет 41, Кредит 60 «Поставка товаров поставщиком».
Что значит «сводить дебет с кредитом»?
Сведение дебета с кредитом необходимо для получения баланса. Баланс предприятия дает представление о фактическом капитале компании. То есть, о материальных активах без учета расходов.
Рассмотрим простой пример. Расходы предприятия составили, в данном месяце, 100 000 рублей. Доходы его равны 150 000 рублей. То есть, баланс будет составлять 50 000 рублей.
Это самый примитивный пример, который в полной мере не отображает реальное ведение дел. Расходы и доходы включают в себя не только деньги, но и материальные ценности, оборудование и прочее имущество. Однако на примере денег проще понять особенности сведения дебета с кредитом.
В каких сферах используются проводки по дебету и кредиту?
Без приведенного бухгалтерского учета не обойдутся следующие предприятия:
Бухгалтерский учет необходим для любого зарегистрированного юридического лица. Он потребуется для расчета налогов, определения состояния компании.
Что такое сальдо?
ВАЖНО! Пример расчета сальдо по активному и пассивному счету от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Сальдо компании также рассчитывается на основании кредита и дебета. Представляет собой оно разницу между доходами и расходами за определенное время. Позволяет определить чистый доход от деятельности компании. Для получения сальдо достаточно вычесть из показателей дебета показатели кредита.
Если сальдо положительное, то есть, доход превышает расход, это отражается на активных счетах в качестве дебетового сальдо. Если же расходы будут больше прибыли, показатель фиксируется на пассивном счете в качестве кредитового сальдо.
ВАЖНО! Компания может называться прибыльной в тот момент, когда на активных счетах дебет становится больше кредита. Показатели прибыльности или убыточности рассчитываются ежегодно. Возможно также получение промежуточных значений.
Дебет и кредит – бухгалтерские термины. Предполагают учет доходов и расходов в бухгалтерских документах. Показатели являются принципиальными для всех зарегистрированных компаний. С полученными значениями можно проводить различные операции. К примеру, получив разницу между дебетом и кредитом, можно получить показатели чистой прибыли предприятия.
Сальдо конечное – как считать, формула
Сальдо конечное по активному счету – это итог операций по дебетовому счету в денежном выражении, располагающийся слева в отчетной форме. Из материала одной из предыдущих статей вы уже знакомы с понятиями активных и пассивных счетов. Напомню, что на активных счетах учитывается движение имущества (товарно-материальных ценностей, внеоборотных активов и основных фондов), денежных средств и дебиторской задолженности. Кредиторка и собственный капитал компании учитываются на пассивных счетах.
Ежедневно бухгалтер работает также с активно-пассивными счетами, где отражаются различного рода взаиморасчеты: с покупателями, поставщиками, сотрудниками, учредителями, бюджетом и др.
В данной статье мы будем разбираться, как посчитать сальдо конечное по каждому виду счетов и какие ошибки могут возникнуть при расчетах. Также познакомимся с понятием развернутого сальдо и разберем практические примеры расчета конечного остатка для разных категорий счетов.
Что такое конечное сальдо (исходящее)
Конечное сальдо – это итог движений по счету на определенную дату. Это может быть конец какого-либо временного периода (месяца, квартала, года) или произвольная дата. Напомню, как считать конечное сальдо: к остатку на начало периода нужно прибавить обороты по приходу, и вычесть обороты по расходу. При этом понятия «приход» и «расход» неравнозначны для активных и пассивных счетов.
К примеру, если сформировать в бухгалтерской программе выписку по расчетному счету за любой период, можно с помощью простых арифметических вычислений проверить это соотношение: к остатку на начало периода прибавить обороты по дебету и вычесть обороты по кредиту – получаем исходящее сальдо.
А если мы возьмем в руки ту же самую выписку, сформированную банком, то все операции будут отражены «наоборот»: начальный и конечный итог в банковской выписке отображается по кредиту, дебетовые обороты отражают расходы держателя счета, а кредитовые – поступление денег. С чем это связано? Дело в том, что для банка наши деньги являются привлеченными пассивами. Соответственно, движения средств отражаются на пассивных счетах.
Зачем нужно конечное сальдо
Формирование остатков по счету на любую дату необходимо в целях:
Основная функция сальдо – предоставление данных для отчетности. Отчеты формируются для руководителей, налоговых органов, собственников бизнеса, потенциальных инвесторов и государства. Также информация об остатках нужна для любого действия, связанного с финансами. Ниже приведем несколько примеров.
Где и как применяется конечное сальдо
Во всех этих случаях используется конечное сальдо.
Правила расчета конечного сальдо
Итак, как рассчитать конечный остаток без ошибок? Приведем основные правила:
Сальдо конечное по активному счету определяется по формуле:
\( С_ <кон.>\) – конечное (исходящее) сальдо;
\( С_ <нач.>\) – начальное (входящее) сальдо;
\( О_д \) – дебетовые обороты за период;
\( О_к \) – кредитовые обороты за период.
Сальдо конечное по активному счету равно нулю, если сумма прихода с учетом начального остатка равна сумме расхода.
Для пассивных счетов применяется формула:
Переплата не обязательно отражается красным. В плане счетов бухучета все счета, отражающие взаиморасчеты, являются активно-пассивными. Если по такому счету образовалась переплата, то она будет отражена по дебету как аванс.
А вот если по счетам учета некоторых активов (денежных средств или имущества) вы видите отрицательный остаток, подсвеченный красным, – здесь явно допущена ошибка в учете. Возможно, какая-то операция по поступлению была не учтена или расход отразили дважды. К активам, сальдо по которым ни при каких обстоятельствах не должно быть отрицательным, относятся:
Примеры расчета
Для различных счетов порядок расчета сальдо отличается. С появлением автоматизированных систем учета мало кто рассчитывает итоги вручную. Тем не менее, квалифицированный специалист должен знать такие вещи, как порядок расчета сальдо для всех видов счетов.
Пример порядка расчета сальдо и оборотов по активному счету
Рассчитаем обороты и исходящий остаток по счету «Сырье и материалы». Это активный счет, где сальдо и поступление ТМЦ отражаются по дебету, убытие – по кредиту. Остаток может быть положительным или равным нулю.
Пример порядка расчета сальдо и оборотов по пассивному счету
Счет «Краткосрочные кредиты» является пассивным: сальдо и получение банковских ссуд учитывается по кредиту, погашение долга – по дебету. Отрицательное сальдо говорит об ошибке: если по какой-то причине вы переплатили банку, сумма переплаты должна быть возвращена и подлежит отражению на дебетовом счете «Расчетный счет». Сальдо конечное в пассивном счете может быть равным нулю, если задолженность отсутствует.
Пример порядка расчета сальдо и оборотов по активно-пассивному счету
Счет «Расчеты с бюджетом» – активно-пассивный. Возможны варианты, когда компания имеет задолженность по налогам и сборам либо переплату.
Расчет развернутого сальдо
Развернутое сальдо применяется для активно-пассивных счетов в разрезе контрагентов, видов платежей в бюджет или иных данных аналитического учета.
Аналитический учет ведется для детализации информации по отдельным видам имущества, дебиторам и кредиторам и статьям доходов и расходов.
Заключение
Теперь вы знаете, как найти сальдо конечное по каждому виду счетов. Расчет выполняется в виде двустороннего регистра, левая сторона которого именуется дебет, а правая – кредит. Обороты по дебету и кредиту отражают все операции по счету за период.
В зависимости от вида счета обороты по дебету уменьшают или увеличивают остаток по счету, то же касается и кредитовых оборотов.
Конечное сальдо рассчитывается не только в целях бухгалтерского учета. Этот показатель можно увидеть в любой квитанции, выписанной на частное лицо, или выписке из банковского счета. Подводя итоги, можно сказать, что конечное сальдо представляет собой результат любой деятельности за какой-либо период времени в денежном выражении.
Дебет и Кредит
Определение
Дебет – бухгалтерский термин, обозначающий левую сторону бухгалтерского счета, имеющего форму двусторонней таблицы.
В свою очередь кредит – термин, обозначающий правую сторону бухгалтерского счета.
Для чего используется
Дебет и кредит используются для отражения в бухучете каждой операции, подлежащей отражению на балансовых счетах. Например, поступление оплаты ранее отгруженного товара от покупателя отражается одновременно по дебету счета 51 «Расчетный счет» и по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Правила применения
По дебету активных счетов баланса, т.е. счетов регистрации активов предприятия, указывается наличие активов на начало отчетного периода и их увеличение в течение отчетного периода. Например, при поступлении средств на расчетный счет поступившая сумма отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета».
По кредиту активных счетов баланса отражается уменьшение соответствующих активов. Например, при оплате с расчетного счета платеж отражается по кредиту счета 51 «Расчетные счета».
По дебету пассивных счетов баланса, т.е. счетов регистрации источников средств (пассивов) предприятия отражается уменьшение источников средств предприятия. Например, при получении предприятием убытка по итогам отчетного периода сумма убытка отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», тем самым уменьшая источники средств предприятия.
По кредиту пассивных счетов баланса указывается наличие источников средств предприятия на начало отчетного периода и их увеличение в течение отчетного периода. Например, полученная предприятием по итогам отчетного периода прибыль отражается по кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», тем самым увеличивая источники средств предприятия.
Отражение операции по дебету счета называется «дебетованием», а по кредиту – «кредитованием» счета.