исландские саги что почитать
Мелетинский Е. М.
Исландские саги
История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.Т. 2. — 1984. — С. 476—478.
Наряду с эддической поэзией народно-эпическая литература древней Скандинавии представлена также исландскими прозаическими сагами, которые в принципе знаменуют собой более позднее явление в истории эпоса, причем явление по-своему уникальное, так как другие германские народы не знают эпоса в прозе. Исландские саги восходят как к устным, так и к литературным источникам. XIII век является веком записи саг, но имеются данные о том, что ранее они бытовали в устной форме. Сохранилось свидетельство о том, что во время свадебного пира в 1119 г. гостям рассказывались саги. Впрочем, вопрос о характере соотношения фольклорного и литературного начал в сагах до сих пор не решен окончательно.
Прозаические саги делятся на три группы: «Саги давних времен», «Королевские саги» и «Родовые саги» (последняя группа — основная).
В «Сагах давних времен» значительное место занимают отголоски эддической поэзии. Такова, например, «Сага о Вёльсунгах» (середина XIII в.), представляющая в значительной мере пересказ «Старшей Эдды», причем не в последовательности песен, как они даны в «Королевском кодексе», но в форме связной биографии Сигурда и его предков (генеалогическая циклизация). Обстоятельно передаются лишь глухо упоминаемые в прозаических вставках к песням «Королевского кодекса» сказания о Вельсунге и Сигмунде (дяде и отце Сигурда), содержащие весьма архаические мотивы. Таковы тотемическое «ряжение» в волчью шкуру, рождение богатыря Синфьотли от кровосмесительной связи Сигмунда и его сестры — сюжеты, типичные для сказаний о родоначальниках (ср., например, ирландские саги, нартский эпос Осетии и др.).
Эти сюжеты пересказываются и в норвежской «Саге о Тидреке» (тоже середины XIII в.), главной темой которой являются сказания о Дитрихе Бернском, переданные, как признается автор, на основании «рассказов и песен мужей немецких». Пересказ сказаний о Нибелунгах вложен в «Саге об Алафе Трюггвасоне» в уста некоего Норнагеста, якобы лично знавшего ее героев.
В другом фрагменте той же саги подробно рассказывается история о дружбе, а затем бесконечной вражде Хедина и Хёгни (известная также по «Младшей Эдде», Саксону Грамматику, упоминаниям у скальдов, а также из немецкого эпоса о Кудруне). Один заставляет Фрейю разжечь вражду двух конунгов. По ее внушению Хёдин убивает жену Хёгни и похищает его дочь Хильд, а затем оба конунга сражаются день и ночь, много лет подряд, причем Хильд все время наблюдает за битвой (в «Эдде» Снорри Хильд оживляла убитых отца и мужа, так что они продолжали бой — мифологический мотив «битвы мертвецов»).
Отголоски песен Эдды (в особенности о Хельги) имеются в «Саге о Хромунде Грейпссоне» (одна из саг, которая рассказывалась на свадьбе в 1119 г.).
Очень богата разнообразными эпическими и лирическими реминисценциями «Сага о Хервёр», в которую включены две поэмы: одна о получении Хервёр, дочерью Ангантюра, на могиле отца «чудесного меча Тюрфинга», и другая — о битве готов и гуннов (последняя, как указывалось, близка к древнейшему слою эддической поэзии). В сагах этого типа немало общих мотивов с фольклором и литературой других народов, в частности с русской. В «Саге об Орвар-Одде» герой умирает так же, как Вещий Олег; имеются параллели между «Сагой о Рагнаре Лодброкке» и «Повестью о Петре и Февронии», между «Сагой о Боси» и былиной о Ваське Буслаеве и т. д.
автора прозаической (младшей) «Эдды». Еще в XII в. Ари Торгильссон написал «Книгу об исландцах» — краткую историю Исландии на исландском языке. В начале XIII в. появилась «Книга о занятии земли», содержащая генеалогические сведения о первых поселенцах и их потомках.
Период от интенсивного заселения Исландии до ее окончательной христианизации (930—1030) в исландской традиции обычно называют «веком саг», так как он выступает как своего рода «героический век» (эпическое время) в родовых сагах. Герои родовых саг — выдающиеся люди из числа первых поселенцев и их ближайших потомков. Вокруг этих выдающихся лиц концентрируется действие, но в качестве второстепенных фигур в сагах фигурируют сотни людей, в особенности в пяти «больших» сагах («Сага об Эгиле», «Сага о жителях песчаного берега», «Сага о людях из Лаксдаля», «Сага о Греттире», «Сага о Ньяле»). Персонажи группируются по семейно-родовому и, что практически в значительной мере совпадает, территориальному признакам. Саги содержат богатую, часто весьма точную генеалогическую информацию, которая имела для исландцев практическую ценность при разрешении различных имущественных и земельных конфликтов. Историческая «память» родовых саг может быть сравнима только с полинезийскими генеалогиями. По-видимому, значительное количество устных родовых и местных (топонимических) преданий вошло в состав родовых саг. Связь с устной традицией подтверждается и исключительно простым разговорным языком саг, наличием вариантов и повторяющихся стилистических моделей. При этом фольклорные источники, восходящие к X—XI вв., безусловно, переработаны и переосмыслены в сагах с точки зрения быта и политических отношений XIII в. (в обрисовке норвежского королевского абсолютизма или вечевой жизни исландцев).
Исландские родовые саги следует рассматривать как своеобразную постклассическую форму героического эпоса. Излюбленные темы саг — родовые распри, сопровождаемые, с одной стороны, традиционной кровной местью, с другой — тяжбами на тинге, а также успешные походы викингов. Со своеобразным эпическим объективизмом описывает сага происходящее, главным образом поступки, а не чувства людей, не давая при этом дополнительных оценок. Основные персонажи саг — героические характеры, в этом смысле сага продолжает на свой лад эддическую поэзию. Так, например, в саге о знаменитом скальде и викинге Эгиде Скалагримссоне и сам Эгиль и его родичи (особенно дядя Торольв) наделены неистовством, гордостью, смелостью, строптивостью, что приводит к острым конфликтам с норвежскими конунгами. В этой коллизии (в принципе характерной для героического эпоса) специфически национальным является независимое поведение свободолюбивого исландца при заморских «дворах» (соответственно — поведение его предков, из свободолюбия покинувших Норвегию), где его одновременно ценят как смелого, искусного воина и одаренного скальда.
Эгиль — типичный пример эпического героического характера в преломлении саги. Но сага знает другой, в сущности, высший, можно сказать, постклассический и национальный тип — смелый, но спокойный, готовый всегда сражаться во имя справедливости и сохранения мира, стоящий выше узкородовых интересов. К этому типу относятся мудрый судья Ньяль и его друг Гуннар.
своей воли, в родовые распри и погибают. При этом они до конца сохраняют величие души. Гуннар из любви к родной земле отказывается ехать в изгнание и, объявленный вне закона, сидит в собственном доме. Ньяль отказывается выйти из дома, подожженного кровниками, мстящими его сыновьям, и спокойно ложится спать, зная, что сгорит заживо.
нее сплести из своих волос новую тетиву для лука, чтоб обороняться от врагов, она ему отказала, припомнив его пощечину. Образ демонической женщины-мстительницы, подобный эпической Брюнхильд, ярко обрисован в образе Гудрун, дочери Освивра из «Саги о людях из Лаксдаля». Сюжет этой саги в целом повторяет основные «эддические» коллизии: Гудрун любит Кьяртана (как Брюнхильд Сигурда), но вынуждена выйти за его побратима Болли и добивается смерти Кьяртана. Болли предает побратима, как Гуннар Сигурда. Впоследствии Гудрун всеми силами добивается мести за Болли (как эпическая Гудрун подстрекает к мести за Сванхильд) и т. д.
Собственно любовные мотивы играют в сагах незначительную роль. Исключение составляет «Сага о Гуннлауге Змеином Языке» и в особенности «романическая» «Сага о Фритьофе», сюжет которой был впоследствии обработан шведским романтиком Тегнером. В сагах известное место занимают вещие сны, колдовство, различные поверья и т. п., но они выступают здесь не в своей мифологической функции, а как суеверие, т. е. явления быта.
Идеализирующего гиперболизма, поэтической приподнятости в прозаических сагах несравненно меньше, чем в эддической поэзии. Зато в них воссозданы с большим мастерством картины быта и общественной жизни Исландии эпохи независимости. Совершая значительный шаг в сторону бытового правдоподобия, саги одновременно знаменуют начало движения от эпоса к роману (многие сюжеты «континентального» романа были затем пересказаны в виде саг).
Исландские саги
Исландия – большая и пустынная страна. Огромные пространства заняты в ней лавовыми полями, ледниками, каменистыми пустошами, иссиня-черными базальтовыми песками. Вся внутренняя часть страны – это совершенно пустынное плоскогорье. Почти полное отсутствие растительности делает его похожим на землю, как она выглядела много миллионов лет тому назад, до появления на ней жизни. Тем не менее остров был заселен в 870-930-х гг. выходцами из Норвегии, которых привлекли сюда хорошие пастбища, сравнительно мягкий климат, обилие птицы и рыбы, но главное – свобода. Ибо многие из них бежали в Исландию от нарождающегося норвежского государства и от притеснений тамошнего конунга Харальда Прекрасноволосого (860-933).
Несмотря на то, что исландский народ – это один из самых маленьких народов мира, им создана самая своеобразная и самая богатая из средневековых литератур Европы. Расцвет ее пришелся на XIII век. Именно тогда были записаны мифические и героические песни исландцев, донесшие до наших дней образцы богатого общескандинавского эпоса (в новое время этот сборник получил название «Старшая Эдда»). В ту же эпоху было записано большинство из дошедших до наших дней прозаических саг, существовавших до этого в виде устных рассказов.
Среди исландских саг немало таких, которые можно отнести к подлинным шедеврам повествовательного искусства. И это при том что для саг характерно полное отсутствие каких-либо украшений или фигур, даже эпитетов. Здесь совершенно нет пейзажей и описаний природы. Саги вообще очень мало отклоняются от языка живой речи. Не случайно такую важную роль играет в них раскованный диалог, свободный от всякой книжной вычурности, нарочитости или риторики. Благодаря своему выпуклому, подчеркнутому реализму саги занимают исключительное положение во всей средневековой литературе.
Излюбленными темами саг служат родовые распри и походы викингов. Предметом подробного описания становятся поводы к распре, ее развитие, кульминация, осуществление мести и конечное примирение противников. Главная пружина человеческих действий – это долг мести. Романтические чувства играют в саге далеко не главную роль. Часто человек изображается в них в минуту наивысшего напряжения всех своих сил. Но трагические события и переживания показываются не прямо, а косвенно, через сугубо прозаическое восприятие стороннего наблюдателя, который как бы не понимает трагичности того, что наблюдает, и только регистрирует факты (прием, широко использовавшийся в новой литературе Хемингуэем). Читателю самому приходится воссоздавать в своем воображении, что скрывается за этими фактами.
Одна из лучших в ряду родовых саг – это «Сага о людях из Лаксдаля», рассказывающая историю восьми поколений одного знатного исландского рода и охватывающая приблизительно двухвековую эпоху – от середины IX до середины XI века. На одно из первых мест в исландской литературе выдвигают эту сагу ее женские образы.
«САГА О ЛЮДЯХ ИЗ ЛАКСДАЛЯ». Начинается сага рассказом об основателе рода Кетиле Плосконосом – одном из могущественных херсиров (племенных вождей) Норвегии. Спасаясь от возросшего могущества конунга Харальда Прекрасноволосого он вместе со своими близкими решает переселиться в незадолго до этого открытую Исландию. Сам Кетиль, впрочем, так и не увидел берегов далекого острова – он умер в Шотландии. Но его дочь Унн Мудрая, собрав всех домочадцев и отцовское добро, последней из всех потомков Кетиля перебралась в Исландию. Здесь она отдала замуж за знатного херсира Колля свою внучку Торгерд (об отце Торгерд, Торстейне Красном, сага кратко сообщает, что тот погиб в Шотландии). После свадьбы Торгерд и Колль получили от Унн всю долину Лаксдаль. От них и пошел род «людей из Лаксдаля».
После смерти Колля все его добро наследовал сын Хаскульд. Он был могуч, деятелен и обладал к тому же немалыми богатствами. Как-то Хаскульд отправился в Норвегию за строевым лесом. На одном из тингов он встретил торговца по имени Гилли Русский и купил у него рабыню, которая (как выяснилось позже) оказалась ирландской принцессой, похищенной викингами. Через год женщина родила мальчика. Хаскульд назвал его Олавом. С самого детства он выделялся красотой среди других детей, и отец выказывал к нему большую любовь. Прошло несколько лет, и Олава взял к себе на воспитание один богатый бездетный бонд по имени Торд Годи. Когда Олаву исполнилось восемнадцать лет и он превратился в крепкого и статного юношу, мать уговорила его отправиться в Ирландию. Тут Олав встретился со своим дедом королем Мюркьяртаном. Тот признал их родство и подарил внуку много ценных подарков. Это путешествие сделало его знаменитым, так что после возвращения Олав стал пользоваться в Исландии большим почетом. А после того, как умер Торд Годи, и он унаследовал его имущество, его хозяйство стало самым богатым в Лаксдале.
Далее рассказывается, как Кьяртан и Болли приплыли в Норвегию, которой правил тогда конунг Олав, сын Трюггви, огнем и мечом вводивший в стране христианство. Исландцы поначалу враждебно отнеслись к этому новшеству, но потом Кьяртан объявил о своем намерении принять новую веру. Вместе с ним принял крещение Болли. Затем проповедники конунга отправились и Исландию. В 1000 г. большинство исландцев приняло христианство.
Болли часто приходил беседовать с Гудрун. «Однажды Болли спросил Гудрун, что бы она ему ответила, если бы он посватался к ней. Тогда Гудрун сказала поспешно: «Ты не должен об этом говорить, Болли. Ни за одного человека я не выйду замуж, пока жив Кьяртан…»». Спустя некоторое время Болли опять посватался к ней. Гудрун сначала отказывалась, но потом, уступая уговорам отца, согласилась. Произошла помолвка, а потом свадьба. Но супружеская жизнь Болли и Гудрун, говорит автор саги, «не очень ладилась по вине Гудрун».
Между тем, минуло несколько месяцев, и Кьяртан тоже стал собираться в Исландию. Конунг подарил ему на прощание богато украшенный меч, а его сестра Ингибьярг – драгоценный головной платок. Вернувшись на родину, он узнал, что его названный брат женился на Гудрун. Казалось, он воспринял эту новость спокойно. Спустя короткое время он посватался за Хревну, сестру своего приятеля Кальва, и подарил ей платок Ингибьярг. Узнав об этом, Гудрун упрекнула Болли в том, что в прошлый раз он сказал ей неправду о Кьяртане. «Легко было заметить, что она сильно тоскует по Кьяртану, хотя и скрывает это».
Однажды Кьяртан и Хревна отправились в гости к Болли и Гудрун. Во время этой поездки у Хревны пропал ее драгоценный платок. Кьяртан был очень задет происшедшим. Уезжая, он прямо обвинил Болли в том, что его люди повинны в воровстве. Болли был глубоко уязвлен этим обвинением. Дружбе между побратимами пришел конец. А спустя короткое время началась открытая вражда. Однажды Кьяртан явился со своими людьми в Лаугар (так называлась усадьба, где жили Болли и Гудрун) и повелел занять все двери и не давать никому выходить. Таким образом, он заставил всех обитателей Лаугара в течение трех дней отправлять свою нужду внутри дома. «Гудрун мало говорила об этом, и все же можно было понять из ее слов, что вряд ли кто принимал это к сердцу ближе, чем она». Но Кьяртан на этом не остановился и вскоре перекупил участок земли, о покупке которого Болли и Гудрун уже договорились с его владельцем.
Это оскорбление переполнило чашу терпения сыновей Освивра. Вскоре Гудрун сообщила братьям, что Кьяртан отправился куда-то по делам и проедет неподалеку от их дома всего с несколькими провожатыми. Братья тотчас решили устроить ему засаду. «тут Гудрун попросила Болли поехать вместе с ними. Болли отвечал, что ему это не пристало из-за его родства с Кьяртаном, и напомнил ей, как любовно вырастил его Олав. Гудрун отвечала: «Ты говоришь правду, но судьбой тебе отказано делать так, чтобы все это сочли правильным. Нашей совместной жизни придет конец, если ты не поедешь»». Болли пришлось ехать вместе с остальными. Увидев врага, они все бросились на него, завязался ожесточенный бой, и в конце концов Кьяртан пал от руки Болли.
Родичи Кьяртана хотели немедленно мстить убийцам, но Олав помешал им сделать это. По его настоянию начались переговоры, и за Кьяртана была уплачена вира. Сыновья Освивра вынуждены были навсегда уйти в изгнание. Только Болли остался в Исландии. Пока был жив его приемный отец Олав, никто не осмелился причинить ему зло. Но спустя три года Олав умер. Тогда его жена Торгерд напомнила сыновьям, что их брат по сей день остается неотомщенным. Бретья Кьяртана выбрали удобный момент, когда Болли отправился на сенокос и внезапно напали на него. Болли пришлось одному биться против девятерых. Вскоре он получил смертельную рану, а потом ему отрубили голову секирой. Все время, пока шел бой, Гудрун стирала белье в ручье неподалеку. Увидев, что убийцы покидают хижину с головой ее мужа, она вернулась и завела с ними беседу. Братья Кияртана рассказали, что между ними произошло.
Гудрун снова вышла замуж и прожила несколько лет в счастливом браке. Потом муж ее утонул. После его кончины Гудрун стала очень набожна. Спустя несколько лет она приняла постриг и стала первой монахиней в Исландии. Как-то раз, когда она была уже глубокой старухой, Болли спросил, кого из своих мужей она любила больше всего, Гудрун отвечает уклончиво, но в конце концов признается: «Тому я была всего хуже, кого я любила больше всего». Болли понял, что она говорила о Кьяртане.
Исландские саги
Исландские саги, несмотря на то, что они были написаны в Средневековье, всё ещё довольно популярны в стране. Они публикуются снова и снова в различных формах и были пересказаны бесчисленное количество раз. Это и неудивительно. В исландском языке всё ещё живы и активно используются множество высказываний и цитат из этих произведений. Некоторые из них будет довольно трудно понять без контекста из саги тем, кто сегодня говорит на исландском. Многие рассказы сначала устно передавались из поколения в поколение. Однако в XII и XIII веках саги были записаны и сохранены в рукописях.
Саги основаны на исторических событиях, происходивших в IX, X и XI веках, или в эпоху народовластия. Они сосредоточены на родовых историях, борьбе и конфликтах, которые возникали во время заселения Исландии, в первые века после заселения и когда христианство взяло верх над старым скандинавским язычеством, или, как его называли викинги, «hinn forni sidr» (старые обычаи).
Более 40 саг было потеряно с течением времени, например, сага о Гаукуре Трандильссоне. Те, что сохранились, можно найти среди старых рукописей в Сабнахус в Рейкьявике. Многие саги были переведены на другие языки, найти их можно в книжных магазинах Исландии.
Запад
События многих саг, особенно самых известных из них, происходили в Западной Исландии. Район Боргарфьордюр, похоже, был заселён одним из первых и, судя по сагам, там жило много людей.
Сага об Эгиле Скаллагримссоне
Посетив район Боргарфьордюр, вам наверняка захочется познакомиться с сагой об Эгиле Скаллагримссоне. Эгиль был воином-скальдом, жившим в Боргарнесе, на ферме Борг. С раннего возраста у него были серьёзные проблемы с самообладанием. Свой темперамент он, вероятно, унаследовал от отца и деда. Но вместе с тем Эгиль был умным и великим поэтом. Он отправился за границу со своим братом Торольфом Скаллагримссоном, чтобы стать викингом. Его брат погиб, сражаясь в Англии, а Эгиль вернулся в Исландию, стал работать на ферме, где состарился и умер.
Эгиль был примечательной личностью, выносливым и беспощадным человеком, стремящимся доказать свою ценность в бою, и с ним, должно быть, было трудно находиться рядом из-за его взрывного характера и острого языка. У него был неуёмный аппетит, особенно к медовым напиткам, и он, как и его отец, почитал Одина и Тора. Тем не менее, в своей поэзии Эгиль раскрывает свою более мягкую и чувствительную сторону. Потеряв двух сыновей, он написал стихотворение под названием Sonatorrek (Потеря сына), в котором прослеживается необычное личное выражение древнего язычества и глубокая, ощутимая скорбь.
Примечательные места из «Саги об Эгиле»
Приехав в Боргарнес, непременно посетите Центр Заселения. В этом музе представлено много информации об Эгиле Скаллагримссоне. Также недалеко от города находится ферма Борг, усадьба, построенная Скаллагримуром Квельд-Ульфссоном, отцом Эгиля, где он и провёл своё детство. Там вы увидите красивую церковь и интересную скульптуру Асмундура Свейнссона, посвящённую поэме Эгиля «Сонаторрек».
Борг также интересен тем, что там до своего переезда в Рейкхольт жил Снорри Стурлусон, потомок Эгиля и один из самых знаменитых писателей XIII века. Многие исследователи полагают, что именно Стурлусон первоначально написал сагу об Эгиле Скаллагримссоне, таким образом, она стала единственной сагой с известным нам автором.
Недалеко от Центра Заселения находится небольшой остров Бракарей, на котором сегодня расположен город. Вы можете добраться до него по короткому мосту. Пролив между полуостровом и островом называется Браукарсюнд, в честь рабыни, няни Эгиля, которая отдала свою жизнь, защищая его в детстве от гнева отца.
Она попыталась отбиться от Скаллагримура после того, как мальчик разозлил отца, что ещё больше вывело его из себя. Браук убежала от Скаллгримура, а тот последовал за ней. Когда девушка попыталась переплыть реку, Скаллагримур бросил в неё большой камень и сбил. Браук утонула в проливе.
Сага о Людях с Песчаного Берега
В отличие от саги об Эгиле Скаллагримссоне, «Сага о Людях с Песчаного Берега» не об одном герое, а рассказывает двух сильных вождях и их давней вражде. Одним из этих вождей был Снорри Торгримссон, известный как Снорри Годи. Он был племянником Гисли сына Кислого (см. ниже) и также фигурирует в других произведениях, таких как «Сага о Людях из Лососьей долины» и «Сага о Ньяле» (см. ниже).
События «Саги о Людях с Песчаного Берега» разворачиваются в основном в северной части полуострова Снайфедльснес. В ней рассказывается о живших там различных семьях и отдельных людях и постоянной политической и физической борьбе, в которую они были вовлечены.
Складывается впечатление, будто автор симпатизирует Снорри Годи, хотя Снорри не всегда проявлял себя благородно. Как гласит история, многие из его врагов часто замечали, что его действия были бессердечными. И всё же Снорри Годи был проницательным человеком с необычайной предусмотрительностью и большой жаждой мести.
В повествование вплетено много легенд из фольклора, наиболее примечательными из которых являются истории о призраках фермы Фрода и убийстве шведских берсерков Вигой-Стирром. Не менее интересно в саге изображаются женщины. Это выдающиеся и волевые персонажи, которые взяли в свои руки заботу о доме и о своём браке.
Примечательные места из «Саги о Людях с Песчаного Берега»
Всего в нескольких минутах езды от Стиккисхоулмюра находится ферма Хельгафедль (Священный холм) с одноимённой горой. Здесь большую часть своей жизни прожил Снорри. Вы можете подняться на вершину горы Хельгафедль и насладиться видом на полуостров Торснес.
Также обязательно посетите лавовое поле Берсерк, одно из самых живописных в Исландии. И не забудьте съездить в Бьярнархёбн, откуда открывается отличный вид на лавовое поле, и где находится интересный Музей акул.
Сага о людях из Лососьей долины
«Сага о людях из Лаксдайля», или «Сага о людях из Лососьей долины», является одной из самых популярных саг, уступая только, пожалуй, «Саге о Ньяле». Она была написана в XIII веке и рассказывает о людях, живших в районе Брейда-фьорда в конце IX века и до начала XI века. Повествование сосредоточено в основном вокруг любовного треугольника между Гудрун дочерью Освивра, Кьяртаном сыном Олава и Болли сыном Торлейка. Двое мужчин выросли вместе и были молочными братьями.
Это самая романтичная из всех саг. Она поэтична и полна трогательных чувств. Главные герои почти наделены качествами благородных рыцарей, насколько исландцы того времени могли быть рыцарями.
Примечательные места из «Саги о Людях из Лососьей Долины»
Немного в стороне от деревни Будардалур лежит длинная и плодородная долина Лаксаурдалюр. Там есть много ферм, которые появляются не только в «Саге о Людях из Лососьей Долины», но и во многих других сагах, например, в «Саге о Ньяле» (см. ниже), Наиболее примечательными поселения являются Хьярдархольт и Хоскюльдсстадир. Болли и Кьяртан выросли вместе в Хьярдархольте.
Направляясь на север по дороге № 60, вы проедете деревню Будардалур. К северу от неё находится ещё одна ферма Льярскогар. Там местный вождь, отец Гудрун, пытался примирить стороны, враждовавшие из-за убийства Кьяртана.
Чуть дальше находится долина Сайлингсдалюр, где Гудрун прожила большую часть своей жизни. Там есть названный в честь неё горячий геотермальный бассейн Гудрунарлёйг. В саге есть упоминания о геотермальном бассейне, но тот ли это источник, мы никогда не узнаем.
Наконец, стоит упомянуть, что в соседней долине, к западу от долины Сайлингсдалюр, находится ферма Хваммур. Это усадьба, построенная одной из первых поселенцев Исландии, Эйдюр Мудрой, которая затем стала домом для одной из самых влиятельных семей эпохи Стурлунгов.
Вдоль дороги и во многих местах долины Лаксдайла вы увидите много информационных стендов и указателей.
Вестфирдир
Великолепный полуостров Вестфирдир загадочен, безмятежен и прекрасен. Неудивительно, что многие исландцы поселились там, в местах, у которых много общего с западной частью Норвегии, откуда пришло большинство первых поселенцев: глубокие фьорды, крутые горы и плодородные долины.
В этих краях происходили события нескольких саг. Самой примечательной из них является сага о Гисли Сюрссоне. Другие саги, такие как например, «Сага о Ньяле» и «Сага о Греттире», также имеют сильную связь с этим регионом. Там жили многие известные персонажи, например, Энунд Деревянная Нога, который потерял свою ногут в битве против Харальда Прекрасноволосого при Хаврсфьорде. Энунд жил в Кальдбакюре в Страндире, на восточном побережье Вестфирдира.
Сага о Гисли
Гисли Сюрссон был первым поселенцем в долине Хёйкадалур на Дира-фьоре. Его кровный брат Вестейн был убит, кем именно, неизвестно. Гисли решает, что убийцей, вероятно, был его зять Торгрим, и мстит ему, убивая во сне. Торгрим был отцом Снорри Годи, который в то время был ещё ребёнком. Семья Торгрима была влиятельной, и Гисли осудили за убийство.
Гисли провёл в бегах целых 13 лет, дольше него вне закона был только Греттир Асмундссон (см. ниже). Это довольно интересный персонаж. Несмотря на его кажущуюся одержимость своей честью, он всего лишь простой фермер. Но всякий раз, когда кто-то оскорбляет, даже слегка, его или честь его семьи Гисли переполняется жаждой мести. Однако он не кровожаден и, похоже, имеет более глубокую связь с какими-то высшими силами. Ему всё время снятся две женщины, предсказывающие его судьбу, возможно, норны, но он решил отвернуться от древнескандинавского язычества, хотя он и не христианин, что делает его сны о женщинах ещё более интересными.
Примечательные места из «Саги о Гисли»
Пожалуй, самым захватывающим местом для посещения является Гейртьёфс-фьорд. До этого уединённого залива можно добраться только на лодке или пешком. Однако, оказавшись там, вы увидите, где Ауд, жена Гисли, жила, пока её муж был в бегах. У него было тайное убежище недалеко от её фермы. Кроме того, там на вершине небольшого утёса Гисли дал последний отпор 13 нападавшим.
Сага о названных братьях
«Сага о названных братьях», пожалуй, не самое популярное произведение. Она не отличается ни объёмом, как «Сага о Людях с Лососьей долины» или «Сага о Ньяле», ни глубиной характеров персонажей, как, например, в «Саге о Гисли». Однако в последние годы она стала привлекать внимание своим описанием женщин.
Примечательные места из «Саги о названных братьях»
Север
Север Исландии богат плодородными землями и, должно быть, был привлекателен в глазах заселивших его скандинавских фермеров. Здесь много зелёных долин с реками, кишащими лососем и форелью. Естественно, на севере происходило множество событий из саг.
Сага о людях из Озёрной долины
Повествование ведётся в виде множества коротких рассказов, довольно интересных, которые показывают, как люди передавали из уст в уста истории о своих предках. Кроме того, в «Саге о людях из Озёрной долины» есть пояснения о том, как многие места на побережье залива Хунафлоуи получили свои названия.
Примечательные места из «Саги о людях из Озёрной долины»
В долине Ватнсдалюр много мест, играющих большую роль в повествовании. Здесь стоят информационные стенды, где вы можете прочитать о том, каким образом то или иное место связано с сагой. Самым примечательным из них, вероятно, является Хоф. В последние годы здесь проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено древнее кладбище ещё дохристианских времён, а также руины старинных домов. Однако храм до сих пор не найден.
Также непременно посетите церковь Тингейраркиркья. Это красивое здание видно с расстояния нескольких километров. Раньше на её месте был монастырь, где изначально писались саги. Кроме того, всего в нескольких минутах ходьбы от церкви находится место, где первые поселенцы этого региона устраивали собрания (тинг).
Одной из самых загадочных женщин на севере во время заселения Исландии была Тоурдис Спаукона, или Тоурдис-гадалка. Она жила на горе Спауконюфедль, которая стоит неподалёку от деревушки Скагастрёнд. Там вы найдёте небольшой музей, посвящённый Тоурдис и её роли в истории этого района. Что ещё более интересно, там всё ещё живут такие же гадалки. В музее вам могут погадать, как это делали в стародавние времена.
Сага о Греттире
В «Саге о Греттире» подробно описывается жизнь Греттира сына Асмунда, который был довольно колоритным и воинственным персонажем. Греттир родился в конце X века, но идеализировал викингов и их образ жизни. Он не всегда был злым, но зачастую в силу своего необузданного характера совершал необдуманные поступки, о которых позже приходилось сожалеть.
Греттир провёл большую часть своей жизни в бегах, после того, как его обвинили в поджоге дома, в котором сгорело много людей. Были в его жизни и моменты, когда он действовал мужественно, как настоящий герой. Например, когда он напал на драугра Глаумра, сильного и грозного призрака. Однако Глаумр накладывает проклятие на Греттира, которое, по мнению автора саги, и стало причиной большинства несчастий главного героя. Были моменты, когда Греттир действует. ну, не так героически и, можно сказать, совершенно неразумно.
Греттир стал самым долгоживущим преступником в истории Исландии. Гисли Сюрссон провёл в изгнании 13 лет, но Греттир целых 20 лет оставался вне закона. Однако незадолго до того, как срок его изгнания стал истекать, Греттир был схвачен и убит на острове Драунгей.
«Сага о Греттире» веками была самой популярной легендой в Исландии. В последние годы многие исследователи отмечают, что в ней есть многое от романа, хотя Греттир был реальным человеком и, вероятно, преступником. Это одна из самых поздних саг, и в ней есть моменты, которые кажутся более сатиричными, чем в старых сагах.
Примечательные места из «Саги о Греттире»
Одним из самых живописных мест в Скага-фьорде является небольшой остров Драунгей, со всех сторон окружённый крутыми отвесными скалами. Там Греттир со своим братом Иллуги и рабом Глёймуром провёл последние годы жизни. Вы можете добраться до острова на лодке из деревни Сёйдауркроукюр. Во время этой увлекательной морской прогулки вас ждёт отличный вид на Скага-фьорд, сам Драунгей и скалы, кишащие морскими птицами. Дом, в котором, предположительно, жили братья, находится в юго-восточной части острова, в местечке под названием Хайрингсхлёйп.
Как гласит легенда, однажды зимней ночью у Греттира погас огонь, что было очень некстати, поскольку им требовалось тепло и после битвы с драуграми Греттир стал бояться темноты. Греттир доплыл до пляжа Рейкьястрёнд. И, чтобы согреться, искупался в геотермальном бассейне. Вы можете посетить ферму Рейкир на Рейкьястрёнде и посмотреть то место, где был этот бассейн. Сегодня там новая купальня, в которую вы сами можете окунуться.
Также интересно будет посетить Бьярг в Мид-фьорде, где родился Греттир. В окрестностях фермы много мест, названых в честь этого героя. Его мать, Асдис, жила в Бьярге, и там стоит мемориальный камень с барельефами, изображающими сцены из «Саги о Греттире».
Наконец, стоит упомянуть и ферму Торхадластадир, где Греттир сражался с драуграми. Со временем она превратилась в руины, но вы всё ещё сможете увидеть остатки зданий. Там есть небольшой холм, где когда-то стояла ферма и откуда открывался прекрасный вид на долину. Древние руины лежат к западу от реки, прямо напротив фермы Сюннухлид.
Эйстюрланд
События нескольких саг также разворачиваются и на востоке Исландии, хотя большинство из них не самые популярные. Регион Эйстюрланд, согласно археологическим данным, был заселён одним из первых. Возможно даже, он использовался в качестве рыболовной или охотничьей базы для скандинавов. На побережье Стёдвар-фьорда археологи нашли руины поселений, которые, по их мнению, на несколько десятилетий старше самых древних руин, найденных на сегодняшний день в остальной части Исландии. Эти находки продолжают изучаться.
Сага о Храфнкеле
После ряда поражений, унижений, разрушения его храма и гибели Фрейфакси Храфнкель потерял веру в богов. Но постепенно он восстановился, воспрял духом и отомстил всем своим врагам. Храфнкель прожил остаток своей жизни как могущественный и уважаемый вождь.
Кроме того, почти во всех сагах есть стихи, либо написанные некоторыми персонажами, или же процитированные авторами, чтобы укрепить представление о том, что это истории, основанные на фактах. Обычно это скальдическая поэзия. Некоторые из этих стихотворений сегодня даже исландцам трудно понять из-за древней поэтической лексики, аллитерации и использования кеннинга. Если вы читали другие саги, то непременно отметите отсутствие стихов в «Саге о Храфнкеле».
Примечательные места из «Саги о Храфнкеле»
В долине Храфнкельсдалюр есть ферма Адальболь, где раньше жил Храфнкель. Оттуда вы можете отправиться в поход по недлинному маршруту, который называется тропой Саги. На этом маршруте вы посетите и увидите некоторые упоминавшиеся в произведении места. Недалеко от Адальболя стоит скала Фрейфаксахамар, где враги Храфнкеля убили его коня Фрейфакси.
Неподалёку от Эгилсстадира находится ферма Храфнкельсстадир. Там Храфнкель прожил несколько лет после того, как был вынужден покинуть Адальболь, и прежде, чем смог отомстить своим врагам. В те времена эта земля считалась недорогой, так как там росли леса. Храфнкель вырубил деревья и построил себе ферму. После того, как Храфнкель вернул себе Адальболь, в Храфнкельсстадире остался жить один из его сыновей.
Юг Исландии, пожалуй, наиболее популярен среди туристов, ведь там проходит знаменитый маршрут Золотое кольцо. Помимо этого, регион богат живописными пляжами с чёрным песком, ледниками и вулканами, не говоря уже обо всех потрясающих водопадах и невероятных видах, где последи равнин взмывают ввысь ледяные вершины.
Сага о Ньяле
Неудивительно, что «Сага о Ньяле» уже много лет является самой популярной. Она знаменита огромным размахом, невероятными и колоритными персонажами, давними распрями, коварными политическими играми. Сага сохранилась примерно на 60 рукописях. Это в очередной раз доказывает, насколько популярна она была на протяжении веков. С точки зрения исландской литературы, эта сага огромна!
В саге описаны многочисленные родовые распри в эпоху заселения Исландии и в последующие десятилетия. Она показывает, как защита чести приводит к разрушительным действиям и длительному кровопролитию.
Также очень интересно в повествовании обилие предзнаменований и вещих снов. Многие авторы саг время от времени использовали их, но автор «Саги о Ньяле» превзошёл всех. Нам, читателям, постоянно намекают о том, как обернётся то или иное событие через предвещающее повествование, что делает произведение ещё более напряжённым.
Примечательные места из «Саги о Ньяле»
Поскольку это очень длинная сага с множеством различных персонажей, играющих в повествовании огромную роль, трудно выделить несколько конкретных мест. Есть, однако, такие, которые наиболее интересно будет посетить тем, кто читал произведение.
Национальный парк Тингвеллир играет огромную роль в саге. Это место, где впервые Гуннар увидел Халльгерд. Именно там Ньяль, как законовед, часто участвовал в собраниях Альтинга, защищая своего друга Гуннара. Тингвеллир, безусловно, играет огромную роль во многих других сагах. Прогуляйтесь вдоль разлома Альманнагьяу к утёсу Логберг и мысленно представьте, как в этих места разворачивались события саг.
В посёлке Хедла есть интересный музей, посвящённый саге о Ньяле. Там проводятся экскурсии с гидом, во время которых вам расскажут о саге и эпохе заселения. Сразу за Хедлой расположена ферма Хлидаренди, где жил Гуннар, и ферма Бергторсхвёдль, где жил Ньяль со своей семьёй. Над пейзажем возвышается гора Трихирнингур, высота которой 675 метров над уровнем моря. Она тоже часто упоминается в саге.
Проезжая по южному побережью, вы встретите многие интересные места, описанные в саге о Ньяле, например, ферму Свинафедль, ферму Кельдюр, гору Ломагнупюр и реку Маркарфльоут. В некоторых районах стоят информационные стенды, где можно прочитать о том, как эти места связаны с произведением.
Рейкьявик и Столичный регион
Тем не менее, вы можете посетить музей Сабнахус в Хверфисгате и увидеть древние рукописи с сагами. Многие из них красиво оформлены и содержат иллюстрации. Если вы ценитель литературы, обязательно зайдите в этот музей.