исполнение и реализация чем отличается
Исполнение и реализация чем отличается
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как разграничить оказание услуги и выполнение работы?
Основные отличия между выполнением работ (подрядом) и оказанием услуг заключаются в следующем.
Целью выполнения работ по договору подряда является достижения определенного вещественного результата: создание новой вещи или изменение качества вещи (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703 ГК РФ). В договоре возмездного оказания услуг значение для заказчика имеет сам процесс оказания услуг, деятельность исполнителя (п. 1 ст. 779 ГК РФ), не приводящая к созданию материального результата.
Условия о начальном и конечном сроках выполнения работы являются существенными для договора подряда (ст. 708 ГК РФ). В договоре оказания услуг начальный и конечный сроки оказания услуги существенными условиями не являются, если иное не предусмотрено самим договором.
Приемка выполненных по договору подряда работ удостоверяется путем оформления акта либо иного документа (п. 2 ст. 720 ГК РФ). Глава 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ обязательного документального оформления оказанных услуг не требует, хотя и не исключает такой возможности.
Подрядчик вправе привлечь к выполнению работ субподрядчиков, если иное не установлено договором или законом (ст. 706 ГК РФ), исполнитель же по договору возмездного оказания услуг обязан оказать услуги лично, если иное не установлено договором (ст. 780 ГК РФ). Иначе говоря, в договоре подряда запрет привлечения субподрядчиков должен быть специально оговорен, а в договоре возмездного оказания услуг, наоборот, специально должна быть оговорена возможность привлечения иных лиц.
Нормы главы 37 «Подряд» ГК РФ не предусматривают возможности немотивированного отказа подрядчика от исполнения договора. Исполнитель по договору возмездного оказания услуг вправе отказаться от исполнения обязательств по договору при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Тонкости терминологии в исполнительном производстве
Законы порой содержат непривычные термины. Рассказываем, что есть что и как понимать законодателей.
Исполнительный документ
В самом Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (закон № 229-ФЗ) нет специальной статьи, которая раскрывала бы содержание используемых понятий.
Для указанной логической операции определения понятий будем придерживаться в основном вышеобозначенного закона.
Однако вывести определение понятий можно из контекста закона или из разъяснений высших судов, разрешающих определенные споры и вынужденных давать трактовку понятиям для правильного применения конкретной нормы.
Исполнительным документам (ИД) посвящена целая глава 2 закона № 229-ФЗ, которая содержит, помимо прочего, незакрытый перечень ИД, но не дает определения самому понятию.
Вывести определение понятия ИД можно на основании совокупности норм ст. 1, 12, 13, 14 закона № 229-ФЗ.
Таким образом, исполнительный документ — это акт органа судебной или исполнительной власти, акт должностных лиц органов власти, содержащий требования по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения определенных действий.
Стоит отметить, что само постановление судебного пристава-исполнителя в некоторых случаях также может являться исполнительным документом (п. 7 ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 30). Например, при выведении из состава сводного исполнительного производства требования о взыскании расходов на совершение исполнительных действий или исполнительского сбора в отдельное исполнительное производство (ИП), когда основное исполнительное производство окончено (ч. 7 ст. 47).
Исполнительные действия и меры принудительного исполнения
Здесь определение законодателем дано.
Однако на практике юристы часто путают указанные термины.
Исполнительные действия — действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 64).
Например, временное ограничение права должника на выезд из страны или временное ограничение на пользование должником специальным правом являются исполнительными действиями, когда, к примеру, ИД содержит требование о взыскании денежных средств и пр.
То есть исполнительные действия выступают некими обеспечительными мерами, применяемыми судебным приставом-исполнителем в целях полноценного применения мер принудительного исполнения в дальнейшем.
Меры принудительного исполнения — действия, указанные в исполнительном документе (ч. 1 ст. 68). Вот так просто, то есть это действия, которые предписаны в самом ИД, это надо понимать буквально.
Например, при исполнении исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств, списание денег со счета будет являться вышеуказанной мерой исполнения.
Но в ситуации с запретом распоряжения денежными средствами на счету должника (так называемая заморозка денег на счету, когда деньги остаются на счету, но снять или перевести их нельзя) указанное действие будет являться исполнительным действием. Аналогично при запрете на совершение регистрационных действий с движимым (запрет на ТС в ГИБДД) и недвижимым имуществом (запрет на жилье в Росреестре) должника эти действия являются исполнительными, а не мерами принудительного исполнения.
Понимание различий этих понятий поможет при применении, например, норм об отложении и приостановлении ИП; при применении норм о пятидневном сроке для добровольного исполнения.
Приостановление исполнительного производства и отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения
Приостановление ИП (ст. 39-42, 45) — приостановление судом или судебным приставом-исполнителем, органом выдавшим исполнительный документ, применения мер принудительного исполнения до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.
То есть приостанавливаются меры исполнения, а не исполнительные действия.
Эту позицию Верховный Суд РФ подтвердил в постановлении пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»», указав о том, что в ходе приостановленного ИП судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.
Отложение в исполнительном производстве (ст. 38 закона № 229-ФЗ) — отложение судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительного документа на срок не более десяти дней.
Интересно отметить, что согласно позиции Верховного Суда России, высказанной в определении Верховного Суда РФ от 10.02.2015 № 305-КГ14-8033 по делу № А41-59416/2013, судебный пристав может откладывать исполнение неограниченное количество раз.
Арест, реализация арестованного имущества, обращение взыскания на имущество должника, исполнительский иммунитет
Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:
В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.
Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).
В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):
Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).
Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:
Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.
Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).
Прекращение и окончание исполнительного производства
Прекращение ИП — это прекращение исполнения требований ИД без возможности повторного предъявления ИД к исполнению (ч. 1, 5 ст. 44 закона № 229-ФЗ).
Окончание ИП — это завершение исполнения исполнительного документа, при котором за взыскателем остается возможность повторного предъявления ИД и повторного инициирования совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 2, 9 ст. 47 закона № 229-ФЗ). Например, при окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации (ч. 5, 6 ст. 96, п. 6 ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ).
Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для окончания ИП (ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ), для прекращения ИП судом законодатель приводит незакрытый перечень оснований (п. 4 ч. 1 ст. 43 закона № 229-ФЗ), в то время как для судебного пристава-исполнителя перечень оснований окончания ИП закрыт (ч. 2 ст. 43 закона № 229-ФЗ).
Вопрос 42. Использование, исполнение, соблюдение и применение права
Понятие реализации права.
Реализация правовых норм — это воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение. Это конечный результат правового регулирования. Нормы права, обладая социальной ценностью, являются важным инструментом воздействия на общественные отношения при условии их претворения в жизнь в результате сознательного поведения людей, поэтому реализация права — необходимая сторона его жизни.
Формы реализации права.
Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими, управомочивающими. Совершенно очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении.
Реализация обязывающих норм — это совершение поступков, предусмотренных диспозицией нормы, имеющих положительное содержание и обязательный характер. Иначе это может быть названо исполнением. В случае уклонения от его исполнения реализация этой нормы переместится на второй уровень — принудительного привлечения со всеми дополнительными для осужденного последствиями.
Реализация запрещающих норм — воздержание субъектов от поступков, на которые нормами права наложен запрет. По-другому это называется соблюдением. Например, воздержание от общественно опасных действий, наказания за которые предусмотрены санкциями норм уголовного законодательства. Когда эти нормы в отношении тех или иных субъектов не «сработали», вступает в действие второй уровень — реализация санкции.
Реализация управомочивающих норм — совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права. Такая форма еще называется использованием. Например, субъекты покупают и продают принадлежащие им вещи на праве личной собственности, используя диспозиции соответствующих норм законодательства.
Реализация будет нормальной, если субъекты совершают поступки, дозволенные нормами права. В этих случаях другая сторона выступает в качестве субъекта, обязанного к совершению определенных действий, иначе использование дозволенного поведения окажется невозможным. Если субъекты вступают в правоотношения в соответствии с управомочивающей нормой, то она реализуется через управомоченное и обязанное поведение конкретных субъектов. В случае ее нарушений она реализуется через применение соответствующих санкций.
Следовательно, нормы права в зависимости от характера предписаний реализуются в различных формах: непосредственно, через поведение субъектов без возникновения конкретных правоотношений; опосредованно, через возникновение конкретных правоотношений. В первом случае осуществляется соблюдение норм права, во втором — их исполнение и использование.
Итак, в зависимости от вида юридических норм различаются следующие формы реализации права:
1. использование – это форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставленные ему юридической нормой. Это означает, что лица вправе осуществлять либо неосуществлять предоставленные им законом права.
2. соблюдение – это форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам: не совершает тех действий, которые ему недозволенны.
3. исполнение – это форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия во исполнение возложено на него юридической обязанности.
4. применение права.
Применение норм права есть особая форма его реализации, так как она связана с властной организующей деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц, управомоченных общественных организаций).
В юридической литературе формы реализации права классифицируются и по иным основаниям:
· по характеру правовых связей между субъектами права — в общих и конкретных правовых отношениях;
· по субъектному составу — индивидуальная и коллективная формы;
· по внешнему проявлению — активная и пассивная формы;
· по методу воздействия — добровольное и принудительное осуществление права;
· по правовому положению субъектов — гражданско-правовая и административно-правовая формы.
Как уже отмечалось, применение права — это особая форма реализации норм права.
Правоприменительная деятельность — это сложный процесс, выступающий как способ и средство организации реализации права; как стадия правового регулирования; как юридический факт; как элемент механизма правового регулирования. Применение права есть всегда действие, акт поведения управомоченного лица, государственного органа, направленный на реализацию нормы права.
Применение права — это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.
Правоприменение отличается от других форм реализации (соблюдения, исполнения, использования) следующими признаками:
1. осуществление применения права только определенными компетентными органами (должностными лицами) (отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специальных полномочий не имеют. Поэтому применять юридические нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды различных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, администрация предприятий и т.д.);
2. государственно-властный характер велений право-применительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм (такова, например, деятельность прокурора по осуществлению надзора за точным и неуклонным соблюдением законов);
3. отражение сущности правоприменительной деятельности в индивидуальном акте применения права. Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей;
4. осуществление применения норм права в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.
Применение права необходимо в следующих случаях:
· тогда, когда права и обязанности позитивного, положительного характера не могут возникнуть без властного решения уполномоченных органов. Например, право на пенсию у конкретного субъекта реально не возникает, пока не вынесено решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсий;
· правоприменение необходимо в случаях конфликтов сторон: спора о правах, нарушения кем-либо права субъекта, возникновения препятствия при осуществлении своего права. В этом случае заинтересованный субъект обращается в суд или в иной компетентный орган, который рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, права восстанавливаются, препятствия к их осуществлению устраняются;
· применение права необходимо в случаях совершения правонарушения.. При рассмотрении дела, связанного с правонарушением, устанавливается степень вины, причиненный ущерб и выносится решение, определяющее конкретную меру ответственности для правонарушителей;
· правоприменение необходимо, когда иным способом нельзя установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение (юридического факта). В этом, случае суд, рассмотрев дело, выносит решение, которым признается наличие или отсутствие факта, имеющего юридическое значение (решение об объявлении длительно отсутствующего умершим, о нахождении лица на иждивении). Подобные дела называются делами особого производства. Так они называются потому, что в этих случаях, в отличие от трех первых, права и обязанности лиц не определяются, а устанавливаются только факты, которые могут быть положены в основу решения других органов. Например, на основе решения суда об объявлении длительно отсутствующего умершим открывается наследство.
Применение права в каждом конкретном случае оказывает организующее воздействие. Все в совокупности взятые индивидуальные акты в той или иной сфере общественной жизни обеспечивают (вместе с другими формами общественной и государственной деятельности) государственное управление. Применение права выступает одной из форм государственного руководства обществом и способно оказать влияние на развитие конкретных общественных отношений в соответствии с закономерностями его развития.
Стадии применения права
Правоприменение — это всегда логические действия. Они состоят в подведении какого-либо индивидуального случая под общее правило нормы права. Законность и обоснованность применения обеспечивают правильность этого процесса, позволяют избежать отклонения от требований норм права.
Применение права представляет собой сложную, многоступенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие последовательность действий при рассмотрении юридического дела. Таких основных стадий три: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам; 3) решение конкретного юридического дела и его документальное оформление (принятие, издание правоприменительного акта).
Анализ фактических обстоятельств. На этой стадии идет установление фактов, имеющих значение для решения данного дела (юридических фактов), или, как часто говорится, фактических обстоятельств дела. Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права. Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым применяются юридические нормы. Факты являются юридически значимыми, если норма права связывает с ними возникновение, изменение или прекращение правоотношений, характер и размер санкций, поэтому следует обратиться к гипотезе нормы, где указаны типичные факты и обстоятельства, при наличии которых норма применяется. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности. Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (смерть потерпевшего, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым. Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Анализ фактических обстоятельств дела имеет очень важное значение, и часто в различных отраслях права прямо закреплена обязанность компетентных органов всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела, когда речь идет о выяснении характера правонарушения и применении санкции.
Выбор нормы права — это отыскание той нормы, которая рассчитана на регулирование данных отношений. На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. При этом проверяется: а) подлинность применяемой статьи закона, с точки зрения законности, то есть устанавливается, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д. б) действие нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц (это означает, что правоприменительный орган должен точно установить: действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело; действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено; распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена); в) возможность коллизий между нормами права и наличие (или – отсутствие) пробелов в праве.
При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. Это явление называется коллизией правовых норм. Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами?
· если обнаружено противоречие между нормой федерального закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федерального закона;
· если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;
· при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;
· в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.
Решение конкретного юридического дела и его документальное оформление.
Это завершающая и основная стадия применения норм права. Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результатов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям. Результат решения юридического дела — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заключения и т.д.
На этом процесс применения норм права заканчивается. Начинается реализация акта применения права, то есть воплощение конкретных прав и обязанностей, указанных в этом акте.