истинджа в исламе что такое

Истинджа’

Истинджа’ – соблюдение личной гигиены (пользование биде, подмывание) после справления физиологических потребностей, то есть удаление водой или иными гигиеническими средствами остатков физиологии после малой и большой нужды.

Истинджа’ не относится непосредственно к действиям малого омовения, поэтому нет необходимости подмываться перед каждым омовением (вуду’).

Богословы-ханафиты говорили, что в обычных ситуациях это относится к категории обязательного на уровне сунны (сунна муаккяда), то есть очень желательного. Но в то же время это действие является тем, без чего можно обойтись в затруднительной ситуации, и при этом молитва будет полноценной. В случае же, когда человек запачкался чем-то нечистым и явно наличие остатков нечистот, подмывание (удаление этого) становится обязательным (ваджиб).

Все остальные богословы говорили об обязательности (ваджиб) истинджа’ (водой или иным чистым) в случае выхода чего-либо из мочеиспускательного канала или прямой кишки.

Все ученые единодушны в том, что применение воды при подмывании является наиболее предпочтительным.

В то же время считаю важным оговорить, что, например, после сна или после выхода газов подмываться абсолютно необязательно, каноническая необходимость отсутствует. Так считают все без исключения ученые-богословы [1]. Имеется следующее высказывание Пророка: «Кто подмывается из-за выхода газов, тот не из нас».

К данной теме относится и такое понятие, как истибра’ – (дословно с арабского) стремление к чистоте. Это значит, что после малой нужды человек выжидает короткий период времени, а затем совершает омовение. Никакой канонической необходимости в этом нет, все зависит от личной физиологии [2] человека. Зависит от того, бывают ли какие-то дополнительные выделения или нет.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 346..

[2] Физиология – совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его частях.

истинджа в исламе что такое. истинджа в исламе что такое фото. картинка истинджа в исламе что такое. смотреть фото истинджа в исламе что такое. смотреть картинку истинджа в исламе что такое.

истинджа в исламе что такое. истинджа в исламе что такое фото. картинка истинджа в исламе что такое. смотреть фото истинджа в исламе что такое. смотреть картинку истинджа в исламе что такое.

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Истинджа в исламе что такое

Истинджа и истиджмар

Каждому мусульманину и мусульманке необходимо очищаться от загрязнений, которые возникают при удовлетворении своих естественных потребностей. Т.е. должны очищаться от кала и мочи.

Истинджа- это очищение полового органа или заднего прохода водой от мочи или стула.

Истиджмар- то же самое, но чем-то твердым, как камнем или бумагой.

Важность очищения от мочи и кала:

Передается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Очищайтесь от мочи, т.к. воистину, большинство наказаний в могиле из-за нее» Привел ад-Даракутни.

Порядок совершения истинджа и истиджмара

Перед тем как войти в туалет верующий должен сказать: « Аллахумма инни аузу бика мин аль-хубуси ва аль-хабаис»( «О Аллах! Я прибегаю к Тебе от мерзости и скверны». Передает Анас, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Когда Посланник Аллаха входил в туалет он говорил: « Аллахумма инни аузубика мин аль-хубси ва аль-хабаис». Приводят аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и др.

С арабского языка слово «хубус», в котором над буквой « ба» стоит дамма, обозначает джиннов мужского пола, а «хабаис»- женского. Слово « хубс», где над буквой «ба» стоит сукун обозначает шайтана. «Хабаис» может также обозначать мочу и кал, т.е. наджаса.

Не разрешается человеку восхвалять Аллаха в туалете, т.к. это место существует не для этого и допускается восхваление Аллаха про себя, без движения языком.

Желательно перед тем, как войти в туалет снять головной убор, но если и кто-то зайдет в нем, то ничего страшного.

Лучше всего удовлетворять свои естественные потребности сидя, а можно и стоя, но надо следить, чтобы на одежду не попала моча. Держать свой половой орган мужчина должен правой рукой, т.к. в достоверном хадисе говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал : «Когда кто-нибудь из вас пьет, то пусть не дышит в сосуд, а когда мочится, то пусть не держит свой член правой рукой и не вытирает им его после того, как закончил». Приводится у Бухари.

После того, как мужчина закончит мочится он должен сделать истибраа, т.е. нажимать на орган так, чтобы из него вышла вся моча. А затем помыть его водой или чем-то твердым, если нет воды.

А при очищении после испражнения, лучше всего будет сделать как истинджа, так и истиджмар. Истиджмар лучше делать тремя камнями, но можно и одним. Поскольку в наше время существует туалетная бумага, то можно делать и ей. Только очищаться в данном случае надо тоже левой рукой и сначала вытереть бумагой, а затем помыть.

Сказал ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах: « Истиджмар- это очищение заднего отверстия или полового органа от мочи и кала камнями или чем то другим, например, куском ткани, но с условием, чтобы орган был вытерт не менее трех раз. И нежелательно очищаться костями и пометом, а такими вещами как еда запрещено. Можно совершить истиджмар вместе с водой, а можно и без нее. А лучше всего совмещать и то и другое».

После истинджа и истиджмара нужно помыть руки, а желательно их при этом и обтереть обо что-то (можно использовать мыло). Это делается для того, чтобы на руках не осталось наджаса после очищения.

Запрещается мусульманину использовать в качестве очищения помет или кости, а также то, на чем написано что-то из Корана и т.п. Передают, что Абдуллах бин Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: « Однажды, остановившись на открытом месте, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал мне принести ему три камня. Я нашел два и стал искать третий, но мне не удавалось сделать это. Тогда я взял кусок сухого помета и принес все это Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он взял камни, отбросив помет, и сказал: « Это-мерзость»». Привел аль-Бухари.

Нельзя мочиться в сторону Каабы без преграды. Передают со слов Абу Аюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Если кто-нибудь из вас станет справлять нужду, то пусть не обращается к Каабе лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайте к востоку или к западу». Привел аль-Бухари.

Спросили у шейха ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, о направлении на Каабу во время удовлетворения естественных потребностей, и он ответил:

«Расходятся обладатели знания в данном вопросе на несколько мнений. Так одни считают, что запрещено быть направленным в сторону Каабы, если только есть преграда. Это основывается на хадисе Абу Аюба, да будет доволен им Аллах, который сказал: » Если кто-нибудь из вас станет справлять нужду, то пусть не поворачивается в сторону Каабы не лицом, не спиной, а в сторону востока или запада». Сказал Абу Аюб: » Когда мы вступили в Шам, то нашли там уборные, стоявшие перед Каабой. Мы изменили это, да простит нас Аллах, построив над ними постройки (т.е. они создали преграду между Киблой и справляющими нужду). Это можно, т.к. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: » Однажды когда я забрался на крышу нашего дома, то увидел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присевшего на два необожженных кирпича по своей нужде и повернувшегося в сторону Шама».

Другие говорят об общем запрете справлять нужду в направлении Каабы, все равно в помещении это или нет. Это основывается на хадисе от Абу Аюба, который был приведен ранее, а на хадис ибн Умара они отвечают следующее:

1. События, рассказанные в этом хадисе, предшествовали запрету.

2. Запрет более силен и верен, чем разрешение.

3. Хадис от Абу Аюба рассказывает о словесном наказе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а хадис от ибн Умара- о конкретном поступке. Поэтому надо взять правило со словесного хадиса, ведь с хадиса ведь человек ( и Пророк, мир ему) мог по какой-то частной причине нарушить его, мог и забыть.

Мое мнение по этому вопросу состоит в следующем: запрещено мусульманину справлять нужду в сторону Каабы ровно как на открытой местности, так и на закрытой (в помещении). Что же касается направлением спины, то это дозволяется в частном случае в помещении, хотя лучше этого не делать».

« Делать истинджа после испускания газов- переусердствование в религии и согласна община на том, что выход газов нарушает аль-вуду» (Фетвы Постоянного комитета СА).

Источник

Очищение (2) Истинджа

Лексическое значение слова «истинджа» означает освобождение от чего-либо. В фикхе этот термин означает «очищение области естественных проходов, через которые произошло выделение крови, семенной жидкости, мочи, кала».

По мазхабу Абу Ханифы :

• если выделившиеся экскременты загрязнили исключительно область естественного прохода, т.е. если кто-либо совершает намаз без выполнения истинджа, его действия допустимы, но являются макрухом.

• если экскременты загрязнили область, равную площади одного дирхема, то истинджа водой ваджиб;

• если экскременты загрязнили область, превосходящую площадь одного дирхема, то истинджа является фардом.

Кроме того, для женщин удаление нечистот в области половых органов является фардом независимо от площади загрязнения.

Правила совершения истинджа

1. Истинджа осуществляется водой, а при ее отсутствии – твердым предметом (туалетной бумагой, листьями, камнем и т.п.). Использовать для этого кости, известь, уголь, сухой навоз животных, кусок ткани, вату, писчую бумагу — макрух.

3. Желательно при обмывании натужиться для более полного отделения экскрементов, затем начисто обмыть область естественного прохода.

4. После совершения истинджа обмытые участки желательно протереть сухой бумагой или полотенцем.

Правила посещения туалета

1. Перед посещением туалета не иметь при себе записи, содержащие аяты или дуа (молитвы).

3. В туалете нельзя произносить что-либо вслух (без необходимости) читать Коран, есть, пить, плеваться, разрисовывать стены. Если дают салям, то не отвечают на него.

4. В туалет следует заходить с левой ноги, до этого прочитав дуа:

اللهم انى اعوذ بك من الخبث والخباءث

«Аллахумма инни аузу бикя миналь хубси валь хабаис»

Значение: « О, Аллах! Ищу у Тебя защиты от всякого рода нечистот»

5. Не следует справлять малую нужду стоя (это макрух).

Необходимо сесть, больше опираясь на левую ногу, что способствует более естественному освобождению мочевого пузыря.

6. Обращаться лицом или спиной в сторону киблы с открытым ауратом, пребывая в закрытом помещении или же на открытом месте — тахриман-макрух.

7. Является макрухом справлять нужду (малую, большую) на источники воды (проточные и непроточные), в затененных местах, на трещины в почве, на дорогах, под плодовыми деревьями.

8. Из туалета следует выходить с правой ноги, затем прочитать следующее дуа :

الحمد لله الذى اذهب عنى الاذى و عافانى

«Альхамдули-Лляхил-лязи азхаба анниль-аза уа афани»

Значение: «Хвала Аллаху, который избавил меня от страдания и дал мне облегчение».

10. Затем необходимо тщательно помыть руки с мылом или же заменяющим его средством и обновить омовение (вуду).

Источник

Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 26. Посещение туалета и истинджа

истинджа в исламе что такое. истинджа в исламе что такое фото. картинка истинджа в исламе что такое. смотреть фото истинджа в исламе что такое. смотреть картинку истинджа в исламе что такое.

Истинджа (подмывание)

Слово «истинджа» в арабском языке означает устранение экскрементов протиранием или смыванием. А в терминологии факихов это полное устранение наджасы водой и прочим. И, хотя протирание камнем, например, не устраняет наджасу полностью, Шариат сделал для нас облегчение, приравняв устранение ее камнем к устранению ее водой.


Истибра

Истибра — это достижение уверенности в чистоте места выхода наджасы от ее следов. Мужчине обязательно совершать истибра, пока не будут устранены следы мочи и не останется сомнений в их устранении. Истибра можно совершать так, как мужчина привык: либо пройдя какое-то количество шагов, либо покашляв, либо немного полежав на левом боку, либо слегка сжав половой член, либо другим способом. Приступать к совершению малого омовения не разрешается до тех пор, пока не будет уверенности, что вышли все капли мочи до последней, поскольку выход капли мочи после завершения малого омовения приведет к его нарушению. Женщине же совершение истибра не требуется, ей нужно лишь подождать немного и затем приступать к истинджа.


Хукм истинджа

1.Сунна
Является сунной очищаться после выхода наджасы из переднего или заднего прохода[1], если она не запачкала ничего за границами места выхода.
2. Ваджиб
Если она запачкала на размер дирхама[2], то устранять ее водой[3] — ваджиб. В этом случае протирания камнем и т. п. не достаточно.
3.Фард
Если же размер наджасы больше дирхама, то устранение ее — фард[4].

И обязательно (фард) помыть место выхода наджасы при совершении полного омовения после полового акта, хайда или нифаса, даже если наджасы мало на месте выхода.

Является сунной совершать истинджа камнем, пригодным для очищения[5], или подобными вещами[6]. Однако очищение водой более желательно. А лучше всего использовать воду в сочетании с камнем: сначала протереть, затем вымыть. И сочетать их — это отдельная сунна, по достоверному мнению. Но можно ограничиться и чем-то одним. И ограничиться водой лучше, чем ограничиться камнем.

И сунной является очищение места, а количество (троекратность) — это мустахаб, а не сунна муаккада. Также желательно протереть три раза, даже если для очищения понадобится меньшее количество.


Способ совершения истинджа

Сначала следует провести камнем по направлению спереди назад. Во второй раз следует, наоборот, провести сзади наперед. И в третий раз — спереди назад, если мошонка у мужчины опущена низко, чтобы не испачкать ее. Если же она не опущена низко, то следует протирать сзади наперед.

А женщине следует протирать спереди назад из опасения испачкать половые органы.

Затем нужно ополоснуть руку водой, а потом, поливая водой, протереть место внутренней частью пальца, двух пальцев и — при необходимости — трех пальцев.

О дозволенных и нежелательных действиях при истинджа

Не разрешается открывать аурат для истинджа.

Если наджаса запачкала тело за пределами места выхода на размер, больший размера дирхама, то намаз с ней не действителен, если есть возможность ее устранить (водой или другой жидкостью.)

Если же на размер дирхама[7] — то хукм такого намаза макрух-тахриман, и такой намаз обязательно перечитать.

Чем нежелательно совершать истинджа

Нежелательно совершать истинджа:

1. Костями, а также пометом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не совершайте истинджа пометом или костями, поскольку это пища ваших братьев джиннов»[8]. И хукм совершения истинджа этим — макрух тахриман.
2.Пищей людей или животных, поскольку это расточительно.
3.Обожженным кирпичом. Он плохо очищает, и совершение им истинджа может нанести вред.
4.Мелкими камнями. Ими нельзя устранить наджасу, можно только испачкать руку.
5.Углем. Он пачкает.
6.Стеклом.
7.Известью. Очищение этими двумя веществами может нанести вред человеку.
8.Ценными предметами, то есть всем, что имеет цену, кроме воды. Например, тканью, шелком, хлопком.
9. Правой рукой, если нет уважительной причины очищаться с ее помощью. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того как совершите мочеиспускание, не прикасайтесь к половому органу правой рукой…»[9]У этого две причины: во-первых, достоинство правой руки выше; во-вторых, с ее помощью человек ест. И, если он совершит ею истинджа, а потом вспомнит об этом во время еды, это может вызвать в нем отвращение.


Адабы справления нужды

1.Входить в туалет с левой ноги.
2.Прибегать к защите Всевышнего Аллаха от шайтана до того, как войти, и до того, как открыть аурат, произнеся:

أعوذ بالله من الخبث والخباىث

(«Прибегаю к защите Аллаха от джиннов мужского и женского пола»)
3. Сесть, опираясь на левую сторону, поскольку это облегчает выход наджасы из тела человека.
4. Не разговаривать без нужды.


Нежелательные действия при справлении нужды

Является макрухом тахриман:

1. Поворачиваться лицом к кибле.
2. Поворачиваться спиной к кибле. И то и другое — макрух даже в помещении.
3. Поворачиваться лицом к солнцу, если видишь его.
4. Поворачиваться лицом к луне.
5. Поворачиваться по направлению ветра. В этом случае есть опасность испачкаться.
6. Справлять малую и большую нужду в воду. Справлять нужду в малое количество стоячей воды — харам. А в большое количество — макрух тахриман. А в проточную воду — макрух танзихан.
7. Справлять нужду в тени, где обычно сидят люди. Или в солнечном месте зимой.
8. Справлять нужду в нору.
9. Справлять нужду на дороге.
10. Справлять нужду под плодовыми деревьями, поскольку это приведет к загрязнению плодов наджасой.
11. Мочиться стоя без крайней необходимости.

Также желательно посещать туалет не в той одежде, в которой человек совершает намаз, чтобы обезопасить ее от загрязнения. Нежелательно входить в туалет, имея при себе что-то, на чем написаны имена Аллаха или аяты Корана. Также нежелательно совершать зикр вслух, говорить «АльхамдулиЛлях», если чихнул, говорить «ЯрхамукаЛлах» чихнувшему, отвечать на салям, отвечать на азан, смотреть на свой аурат и на то, что выходит из переднего и заднего прохода. Нежелательно плевать, сморкаться, кашлять, много вертеться по сторонам, поднимать глаза к небу, сидеть в туалете долго.

Выходить из туалета следует с правой ноги, а после этого произнести:

الحمد لله الذي أذهب عني الاذى و عافاني

(Хвала Аллаху, Который избавил меня от вреда и исцелил меня).

Смысл этого выражения: мы благодарим Аллаха, за то, что Он очистил нас от излишков, которые, оставшись в нас, навредили бы нашему здоровью. И Он исцелил нас, оставив в нас полезные вещества из пищи, без которых наше тело бы погибло.

[1] Даже если вышла кровь и т. п.

[2] По площади – для жидкой наджасы, по весу – для твердой. Дирхам равен по весу примерно 5 гр. Площадь же можно определить следующим образом: если человек расправит ладонь и нальет в нее воду, количество воды, которое соберется в углублении в центре ладони, будет равно дирхаму.

[3] Или другой жидкостью.

[4] И устранение наджасы в данном случае не будет называться истинджа.

[5] Не слишком шершавым и не слишком гладким.

[6] Также для этого могут использоваться и другие предметы: чистые, устраняющие наджасу, не ценные и не требующие уважительного отношения, такие, как, например, салфетки или туалетная бумага.

[7] Если была возможность ее устранить.

[8] Привел Ибн Аби Шейба в «Аль-Мусаннаф» (№ 1649). И хадис с таким смыслом передал Муслим от Ибн Масуда (№ 450).

[9] Привел Абу Дауд (№ 31). Также хадис с похожим смыслом передал Муслим от Абу Катады (№ 627).

Источник

Что такое истинджа?

Лексическое значение слова «истинджа» — означает освобождение от чего-либо. В фикхе этот термин означает «очищение области естественных проходов, через которые произошло выделение крови, семенной жидкости, мочи, кала».
По мазхабу Абу Ханифы истинжа является:
— если выделившиеся экскременты загрязнили исключительно область естественного прохода, т.е. если кто-либо совершает намаз без выполнения истинджа, его действия допустимы (По мнению ученых мазхаба Шафии подобные действия недопостимы), но являются макрухом.
— если экскременты загрязнили область, равную площади одного дирхема, то истинджа водой это важиб;
— если экскременты загрязнили область, превосходящую площадь одного дирхема, то истинджа является фардом.
Кроме того, для женщин удаление остатков нечистот в области половых органов является фардом независимо от площади загрязнения.

Правила совершения истинджа.

1. Истинджа осуществляется водой, а при ее отсутствии – твердым предметом (туалетной бумагой, листьями, камнем и т.п.). Использовать для этого кости, известь, уголь, сухой навоз животных, кусок ткани, вату, писчую бумагу – макрух.
2. Использование таких предметов как листья, камни для истинджа – являеться сунной, однако использование воды предпочтительнее (значительно полезнее и с точки зрения медицины). Лучшим способом является использование одновременно и твердых предметов, и воды, т.е. вначале остатки экскрементов удаляются, например, туалетной бумагой, затем загрязненное место обмывается водой.
3. Желательно при обмывании натужится, для более полного отделения экскрементов, затем начисто обмыть область естественного прохода.
4.После совершения истинджа, обмытые участки желательно протереть сухой бумагой или полотенцем.
5. Истинджа следует совершать левой рукой, а правой рукой лить воду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *