истинный ариец что это

Кто такие арийцы, как они выглядят и почему немцы пытались сделать их своими предками

«Истинный ариец, характер нордический, выдержанный», – с детства мы знаем эти стереотипные слова из характеристик персонажей «Семнадцати мгновений весны». А что значили эти термины?

истинный ариец что это. истинный ариец что это фото. картинка истинный ариец что это. смотреть фото истинный ариец что это. смотреть картинку истинный ариец что это.

Единство индоевропейской или арийской семьи народов

Ариями называли себя древние индийцы и иранцы в I тысячелетии до н.э. Эти имена звучат в их священных книгах «Веды» и «Авеста», сохранились до сих пор в названиях страны Иран (Ариана) и индийского штата Харьяна (тоже Ариана).

До начала 19 века, когда европейские исследователи впервые познакомились с санскритом и языком «Авесты», они не предполагали, что практически все европейские народы родственны не только между собой, но также с персами и индусами. Лингвистические исследования убедили учёных уже в середине 19 века, что существует обширная семья индоевропейских народов, происходящая от одного корня.

истинный ариец что это. истинный ариец что это фото. картинка истинный ариец что это. смотреть фото истинный ариец что это. смотреть картинку истинный ариец что это.

Собственно, это только сейчас её называют индоевропейской. А в 19 веке её называли, в том числе в русской научной литературе, индогерманской. И неспроста: огромный вклад в изучение языков этой семьи внесли именно немецкие лингвисты. Называли они её и арийской, а все принадлежащие к ней народы – арийцами. Все, включая и славян!

Итак, до середины 20 века термины «арийский» и «индогерманский» были тождественны термину «индоевропейский». Причём первый употреблялся чаще всего, второй – реже, а третий – наиболее редко.

Но после Второй мировой войны, когда нацисты ввели деление народов на «арийские» и «неарийские» не по языку, а по одним им ведомым «расовым критериям», арийцами в научной литературе стали называть только народы индоиранской группы – арийцев в узком смысле этого слова.

истинный ариец что это. истинный ариец что это фото. картинка истинный ариец что это. смотреть фото истинный ариец что это. смотреть картинку истинный ариец что это.

Германо-славянская историческая общность

Итак, славяне и германцы, а также кельты, греки, романские народы и вообще все в Европе, кроме турок, венгров, семитов и финнов, считались до 20 века арийцами в широком смысле этого слова.

Лингвистические исследования выявили особенно тесную близость славянских и германских народов. Считается, что когда из древнеарийской общности уже выделилось большинство других народов, будущие германцы, славяне и балты ещё представляли собой один народ. Они говорили на одном языке. Археологи приурочивают славяно-германское единство к культуре боевых топоров (или шнуровой керамики), существовавшей на обширных пространствах от Рейна до Верхней Волги на большей части III и в начале II тыс. до н.э. Локальным вариантом этой культуры является Фатьяновская археологическая культура в Центральной России.

истинный ариец что это. истинный ариец что это фото. картинка истинный ариец что это. смотреть фото истинный ариец что это. смотреть картинку истинный ариец что это.

В среде этой культуры жили предки славян и германцев. В середине I тысячелетия до н.э. германская языковая общность обособилась от балто-славянской, а на рубеже нашей эры разделились балты и славяне. О былом единстве свидетельствует немало однокоренных германских и славянских слов.

Подмена нацистами содержания термина «ариец»

Итак, у всех народов индоевропейской семьи были общие предки, а у славян и германцев общие предки сохранялись в весьма позднее историческое время, когда на юге Европы уже складывались цивилизации древней Греции и Италии.

В 1930-е годы нацисты переврали все научные термины. Словом «арийцы» они обозначили те народы, которые, по их мнению, были достойны того, чтобы стать союзниками немцев. Эта классификация носила уже не лингвистический, и даже не расово-антропологический, а чисто политический характер.

истинный ариец что это. истинный ариец что это фото. картинка истинный ариец что это. смотреть фото истинный ариец что это. смотреть картинку истинный ариец что это.

Так, «арийцами» нацисты объявили не только германские, романские и кельтские народы, но и финно-угорские народы: финнов, эстонцев, венгров. Более того, когда вермахт оккупировал часть Советского Союза, то «арийцами» были объявлены крымские татары, калмыки и чеченцы! В то же время русским (кроме казаков), белорусам, украинцам, полякам в «арийскости» было отказано (хотя у союзных Германии хорватов, словаков и болгар с этим не было никаких проблем). И, наконец, самым трагически курьёзным, наверное, было причисление арийских (даже в узком смысле) по языку цыган к таким «неарийцам», которые в Третьем рейхе вообще подлежали истреблению.

Политическое изнасилование термина «арийский» нацистами привело к тому, что после Второй мировой войны арийскую семью официально во всём мире переименовали в «индоевропейскую».

Источник

ТЕСТ НА ИСТИННОГО АРИЙЦА.

название народов, принадлежащих к индоевропейской общности. По сохранившимся преданиям арийцы были переселенцами со звезд Большой Медведицы. Основали государство на континенте Арктиде (Гиперборее) со столицей Туле. Часть арийцев переселилась на север Европейского континента ещё до гибели Арктиды. Затем во время очередной волны великого переселения народов арийцы захватили Средиземноморье, устремились через Ближний Восток в Среднюю Азию и остановились на севере Индийского континента. Один из потоков великого переселения из Средней Азии направился через Восточную Европу на северо-запад Европы, что привело к образованию европейских государств. Некоторые антропологи считают, что своим развитием человеческая цивилизация обязана арийской(нордической) расе.

Несмотря на то, что понятие ариец изначально предполагало принадлежность к нордической северной расе, потомки которой проживают в Европе, на арийской происхождение настойчиво претендуют народы Средней Азии, Кавказа и Китая. Соответственно, параметры истинного арийца сильно отличаются у каждого из претендентов. Мы же обратимся к трудам одного из основоположников расовой теории немецкого антрополога и евгениста Ганса Ф.К. Гюнтера.

признаки нордической расы по Гансу Ф.К. Гюнтеру

1) Фигура: Люди нордической расы высокие и стройные. Средний рост взрослых мужчин 1,75-1,76 м, нередко он достигает 1,90 м. Мужчины нордической расы кроме высокого роста отличаются широкими плечами и узкими бедрами. Расовой стройностью отличаются и нордические женщины, несмотря на женственные формы тела. Здесь наблюдается эффект т.н. ложной худобы: нордические женщины в одежде кажутся худыми несмотря на развитые женские формы. Размах рук у людей нордической расы равен 94-97% длины тела.

ПРОЧИТАЙТЕ ПАРАМЕТРЫ И ОТВЕТЬТЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЛИ ОНИ ВАШИМ ДАННЫМ : ДА или НЕТ. ДЛЯ КАЖДОГО ПУНКТА ПРИ ОТВЕТЕ” ДА”СООТВЕТСТВЕННЫЙ БАЛЛ(СМ. НИЖЕ). ПРИ ОТВЕТЕ “НЕТ”- БАЛЛ “0”. ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ 11 БАЛЛОВ И ВЫШЕ – ПОЗДРАВЛЯЮ(ИЛИ СОЧУВСТВУЮ) ВЫ ИСТИННЫЙ АРИЕЦ. С 8 ДО 10 БАЛЛОВ – В ВАС 70% АРИЙСКОЙ КРОВИ. С 5 ДО 7 ВЫ ПОЛУКРОВКА. ОТ 0 ДО 5 И ВОВСЕ ВЫ НЕ АРИЕЦ. J

Источник

Новое в блогах

Людей какой внешности нацисты считали настоящими арийцами

истинный ариец что это. истинный ариец что это фото. картинка истинный ариец что это. смотреть фото истинный ариец что это. смотреть картинку истинный ариец что это.

Согласно германской расовой теории носители арийской крови имели биологическое превосходство над остальным нациями. Эталонный ариец практически всем отличен от других: ростом, цветом кожи, волос и глаз, и даже пропорциями тела.

Расовая лестница

Расовая теория – краеугольный камень фундамента Третьего рейха, она собственно и отличает немецкий национал-социализм от итальянского фашизма. Для нацистов принципиально было разделение рас на «высшие», способные к самоорганизации и прогрессу, и «низшие», не способные ни к чему.

На верхушке иерархической лестницы, согласно немецкой расовой доктрине, расположилась нордическая раса (германцы и скандинавы), дальше следовали восточно-балтийская, адриатическая и романская расы. Интересно, что французов немцы считали «выродившимися, негроидизированными, испорченными», и как следствие – неполноценными.

Еще ниже по расовой лестнице находились метисы (помесь белых и цветных народов), в самом подвале нашлось место для представителей «черной» (негроидной) и «желтой» (монголоидной) рас. Последних, равно как славян, евреев и цыган нацисты пренебрежительно называли «untermensch» («недочеловеками»).

В июле 1941 года рейхсфюрер Генрих Гиммлер, выступая перед бойцами СС, охарактеризовал европейский конфликт как «войну идеологий и борьбу рас». «На одной стороне стоит национал-социализм: идеология, основанная на ценностях нашей германской, нордической крови. На другой стороне стоит 180-миллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать — это расстреливать без всякой жалости и милосердия», – провозглашал Гиммлер.

«Истинный ариец»

Немцы часто подменяли понятия нордической и арийской расы, хотя они имеют отличия. Термин «нордическая раса» Третий рейх позаимствовал из книги французского писателя Жозефа Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1855 г.), где автор характеризовал нордический подтип белой расы, как светловолосых и голубоглазых людей. Там же Гобино утверждал, что именно «нордическая раса» является высшей ступенью развития человечества.

Термин «ариец» изначально использовался для обозначения народов, говорящих на языках индоиранской группы, и происходит от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии. На русский язык это слово может переводиться как «уважаемый», «достойный», «благородный». Понятие «ариец» было вырвано немецкими идеологами из традиционного контекста и использовано исключительно в целях пропаганды расового неравенства.

Теория об общем арийском происхождении немцев и иранцев – это продукт работы идеологов рейха, в первую очередь, Альфреда Розенберга, который на этой основе создал стройную картину истории с древнейших времен до настоящего времени: от арийской Индии и Персии через дорическую Элладу и италийский Рим к «германской Европе». С 1933 года расовая теория стала обязательной дисциплиной в школах и университетах Германии.

Специальным указом иранцы даже были освобождены от действия «расовых» законов. В 1934 году, чтобы подчеркнуть роль Персии, как прародины арийской расы, она при содействии немецкой дипломатии была официально переименована в Иран.

К популяризации мифа об арийских корнях германской расы приложили руку и немецкие архитекторы, спроектировав здание Национального банка в Тегеране в неоперсидском стиле. А расовое управление СС всерьез рассматривало браки немецких девушек с видными представителями военно-политической и экономической элиты Ирана, чтобы «освежить» кровь иранского руководства.

Расовый стандарт

Антропологический, биологический аспект – определяющий и наиболее наглядный в нацистской расовой теории. Для его выражения немцы опирались на благодатный методологический материал. В частности, на труды австрийского католического монаха и публициста Адольфа Ланца, который подразделял человечество на два племени – арийцев и людей-животных. Согласно взглядам Ланца, арийцы воплощали в себе ангелов, а люди-обезьяны символизировали демонов.

Нашлось место в идеологии рейха и взглядам американских египтологов Глиддона и Нотта, которые в книге «Типы человечества» доказывали, что негры стоят ближе к обезьянам, чем к другим человеческим расам, а также суждениям итальянского врача Чезаре Ломброзо, утверждавшего, что черепа дегенеративных личностей отличаются от черепов высших существ.

Увлеченная подобными идеями нацистская пропаганда выводит свой расовый стандарт. В средствах информации вещалось, что у истинных представителей арийской расы должен быть особый череп: с удлиненным, выпуклым затылком, продолговатым лицом, небольшим лбом, узким носом и чуть угловатым подбородком. В районе висков череп должен быть сужен, а скулы – распложены практически вертикально.

В качестве антропологического и биологического образца «истинного арийца» был взят коренной голубоглазый житель северных областей Германии, который отличается высоким ростом (женщины не менее 170, мужчины не менее 175 см.), светлой, практически белоснежной кожей, густыми волосами, цвет которых варьируется от абсолютно белых до золотистых. Считалось, что на тех участках тела, где проступают вены, кожа имеет чуть голубоватый оттенок, и ей не должно вредить солнечное облучение.

Мужчины-арийцы обладают узкими бедрами и широкими плечами, в женской фигуре преобладают «длиннотные» параметры, кроме того, у нее должны быть узкими шея, руки и утонченные черты лица. У идеальных мужчин и женщин размах рук должен составлять 94-97% длины тела.

Кроме этого, у арийца вес должен быть пропорционален росту, а поясница – находиться примерно на высоте 52-53% от общей длины тела. Спина и ноги должны быть лишены волос, на остальных частях тела, кроме головы, их проявления должны быть слабо выражены. А еще – симметрично посаженные глаза, ровные и здоровые зубы, отсутствие подверженности наследственным заболеваниям, позднее половое созревание и позднее старение.

Новая генерация

Неотъемлемой составляющей нацистской расовой теории была евгеника, распространенная в Германии под названием расовой гигиены. Согласно этой теории, строгие правила воспроизводства должны привести к улучшению германской расы и остановить рост низших представителей человеческой породы, которые размножались гораздо быстрее.

Так в Третьем рейхе появилась программа «Lebensborn» («источник жизни»), которой руководил лично Генрих Гиммлер. Основной задачей этой программы была подготовка расово чистых матерей, а также рождение и воспитание здоровых детей – будущую гордость арийской нации. В качестве отцов выступали исключительно представители элитных немецких подразделений.

Требования к родителям обновленной расы были выставлены жесткие: безупречное здоровье, отсутствие судимостей и чистота крови. Женщины, отобранные для участи в программе улучшения генофонда, помещались в приюты – «гиммлеровские фабрики детей», где в комфортных условиях рожали и воспитывали детей. Если у рожденных детей волосы были недостаточно светлыми, их облучали ультрафиолетом до получения нужного оттенка.

Вскоре нацистские идеологи решили не ограничиваться матерями из Германии и обратили свои взоры на норвежек: белокурые и голубоглазые скандинавки как нельзя лучше подходили для «производства» чистокровных арийцев. Существуют сведения, что на роль «арийских матерей» подбирались и славянские женщины.

За весь период существования программы «Lebensborn» в Германии на свет появилось около 8 тысяч детей, в Норвегии еще больше – порядка 12 тысяч. В 1938 году Гиммлер посчитал, что воспроизводство супердетей идет слишком медленно. Было внесено новое предложение, отбирать
беременных женщин с подходящей внешностью. В обмен на денежное вознаграждение им предлагали отдавать младенцев государству.

После окончания войны женщинам, участвовавшие в программе «Lebensborn», пришлось несладко. В Германии и Норвегии они стали настоящими изгоями: их унижали, избивали, заставляли выполнять самую грязную работу. Норвегия попыталась избавиться от детей, рожденных по немецкой программе, отправив их в Германию. Но там открестилась о них. Несколько сот «норвежских» арийцев приняла Швеция, среди них – будущая солистка группы ABBA Анни-Фрид Лингстад, отец которой был сержантом СС.

Источник

«Истинные арийцы»

Памирцы в шутку называют себя «истинными арийцами». Внешне это в большинстве своем люди европеоидного вида, светлокожие, более рослые и крупные, чем остальные таджики, с меньшими признаками монголоидной примеси. Но встречаются и смуглые, с пшеничным цветом лица и более скуластые, что объясняется близостью во-первых Индии, во-вторых Китая и Киргизии. Среди памирцев чаще встречаются довольно рослые, иногда под два метра, и просто долговязые мужчины. По внешности и говору коренные и укоренившиеся жители довольно легко определяют, откуда родом тот или иной житель Таджикистана. В каждой практически памирской семье, как, впрочем, и среди остальных горных таджиков, есть светловолосые и светлоглазые. Нередко памирские дети рождаются со светлыми волосами, растут рыжими и русыми, а потом темнеют. Особенно часто светловолосые встречаются в Язгуляме и Вандже, Дарвазе, а также чуть ниже, за пределами собственно Памира, в Гарме. В священной книге зороастрийцев Авесте отмечено, что после Всемирного потопа земля разделилась на 7 каршваров (кишваров — на современном таджикском) — краев и около двадцати стран. При этом «арийский простор» распространялся от Тигра и Ефрата до Индиийских гор и Чина с запада на восток и от Волги (Рангха) и Дона (Дануш) до Индии с севера на юг. Территория современного Таджикистана входила в Восточный каршвар и именовалась Согдом и Бахтришем. Собственно, и сегодня Согдийскую область от Душанбе отделяют два перевала, Анзобский и Шахристанский, а от современного райцентра Бохтар на юге еще один — Фахрабадский. Очевидно, Памир входил в восточный Бахтриш на границе с Гандарой и Хиндушем, упомянутыми в Авесте. Исследователи Авесты подчеркивают, что общее название «арии» («ориен», «ариан») является переводом слова «иранцы» — «эрон». Согласно Авесте, это название произошло от имени царя Арья, сына Траэтаоны (Фаридуна). Соответственно, ариями назывались иранские племена, исповедовавшие зороастризм. Идеи расового превосходства германцев как истинных арийцев, по мнению исследователей Авесты, были, что называется, притянуты нацистами за уши в угоду политической конъюнктуре. Ведь подлинные арийские-зорастрийские источники утверждают, что все человечество произошло от одного отца и одной матери — Мартья и Мартьянак и их многочисленных потомков, разделившихся на людей десяти видов и двадцати пяти рас. А непосредственно арии, согласно зороастрийским жрецам Персии и Индии, произошли от потомков Мартьи и Мартьянак — Хаошьянга Парадата и Гузак. И населяли они страну Арианам Ваэджа, состоявшую из земель Тура (Туран, Средняя Азия), Сарима (верховья Тигра), земли Хинду и Чинестана (Китай). Вот что пишет в книге «Заратустра. Учение огня. Гаты и молитвы» составитель и комментатор первоисточников А. Шапошников: «Расширительное употребление имени ариев для обозначения всей индоевропейской языковой и культурной общности или, наоборот, сужающее — для обозначения германских народов никакой исторической реальности под собой не имеют». Исследователь отмечает, что собственно арийские народы — это персы и индийцы.

По следам восточных иранцев

Тем не менее, в языке таджиков и языках большинства народов Европы много общих «родовых пятен». Таджики шутят, что все народы Европы произошли от них. Но то же самое я слышал и от монголов, и от армян, и от евреев. При этом таджики вспоминают, что их предки, ираноязычные саки и скифы, жили в Сибири и якобы именно скифы дали название великой сибирской реке Обь (в переводе с таджикского, как уже упоминалось — вода). Но скифы там действительно жили, о чем свидетельствуют, в частности, Пазырыкские курганы на Алтае. А Иртыш в таджикской картографии именуется Шахоб — Царская вода. Вот и таджикские реки имеют этот корень: Варзоб, Ягноб, Тагоб. Восточно-иранские и таджикские топонимы и гидронимы разбросаны по всей территории Центральной Азии. Это река Мургаб в Туркмении, казахская железнодорожная станция на границе с Россией — Хазарасп (Тысяча лошадей), узбекский город металлургов Ангрен — Охангарон (Кузнецы), в Узбекистане Шахрисябз (Зеленоград по-таджикски), в Туркмении Чарджоу (Четыре ручья) и даже Кушка — Гушты (Мясное). Согдийские названия носят Самарканд и Бухара, Мерв, Хорезм, Хива, Мары, Фергана и Наманган. Еще две тысячи лет назад крупнейшие таджикские реки Аму-Дарья и Сыр-Дарья впадали не в Арал, а в Каспийское море. Македонцы, пришедшие в начале 4-го века до н.э. в Согдиану, нашли эти реки судоходными. Это была довольно протяженная водная часть Великого Шелкового пути. По ней саки, согды, бактрийцы, сарматы возили китайские, персидские и европейские товары. И Александр Македонский, пришедши в Согдиану, нашел их судоходными.

Если теперь перенести взгляд на самый юго-запад России и на Балканы, то мы обнаружим, что Дон (в Авесте — Дануш) — также восточноиранское слово, означающее — вода, река. Этнографы отмечают, что от этого же корня происходят названия всех крупных рек к западу от Дона: Днепр (у скифов — Донапр), Днестр (Донастр), Дунай. Прямые потомки скифов, как мы знаем, — аланы. В Осетии также вода, река называется — дон. К примеру, Кармадон. Факт близкого родства памирских языков и осетинского для лингвистов давно является аксиомой. Древнекитайские и древнегреческие историки писали, что Скифия доходила до их границ. Это, однако, более или менее обозримая история в 2-3 тысячи лет.

Дели Бюрадер — Сердце Брата

Но если мы попробуем заглянуть очень далеко, то без сопоставления языков не обойтись. Есть более древние очевидные приметы родства индоевропейских языков. Общеизвестные для языковедов примеры обозначения ближайших родственников: брат — brother-bruder-бародар (тадж.), вирод (памирск), мать — модар (тадж), mother — mutter. Или такое редкое слово с единственным однокоренным в русском языке словом «разговеться»: говядина — гов (корова по-таджикски) — cow, в праиндоевропейском было «говенда». Или бык — бука (тадж.). В русском «тахта», в таджикском — «тахт» (престол, деревяшка), «пойтахт» — столица. В таджикском «жизнь» будет «зист», «мертвый» — «мурда». Очевидно родство такого ряда: див — дэв — део — тео — Зевс. Такие «родовые пятна» знающий человек видит сплошь и рядом. В русском и таджикском счете: два — ду, пять — пандж. Мы знаем, что в древнерусском «пять» писалось и звучало как «пянть». Русское «тятя» в памирском — «татик», в таджикском — «дада». Русское «мы» в таджикском — «мо». О родстве языков свидетельствуют и общие по сути глагольные флексии «-ям», «-ам», «-и» — «-и», «-ем» — «-ем», «-ете» — «-ед», «-ят»- «-янд». Древнерусское «азм» означает дословно то же самое в современном памирском шугнанском — «я есть, я сам». Примеров исконного родства и взаимовлияния масса.

Аорсы, русы и индийское кино

Интересно для любого таджика и филолога обратить внимание на такой ряд: Аорс, аорслан, арус, эрзя, урус, русый, рушан, Роксана. Первое слово «аорс» — название одного из сарматско-аланских племен. Оно переводится как «светлые, русые». Греки описывали аорсов как рослых русоволосых воинов. Аорслан — это скифско-аланское имя собственное, означающее — Светлый, русый алан. Аорслан трансформируется в имена собственные Арслан, Руслан и Аслан. Арус в таджикском и персидском — это невеста, поскольку невеста надевает белое и носит также и после свадьбы белые одежды. Рушана и Роксана в таджикском и согдийском — имя собственное — Светлая, Светлана. Эрзя — название финно-угорского племени, с которым имели контакты сарматы и которому они дали название — светлые, русые. Не исключено, что некогда славные, а потом ушедшие в тень с карты истории аорсы участовавали в формировании восточнославянских, и не только, племен и их самоназвание трасформировалось в — русы. Топонимы с корнем «рус» встречаются и за пределами России, Русенборг, к примеру. Историки же показывают, что сарматские ответвления дали название сербам — серви, хорватам и вообще приняли непосредственное участие в формировании славян. Считается, что славянские имена Шеремет (сармат) и Корбут (хорват) имеют скифские корни. У таджиков и узбеков же есть имя Шермат. Тем временем на юг от Памира, на территории современных Пенджаба (Пять рек, Пятиречье), Синда и Гуджарата во втором веке до нашей эры осели предки памирцев саки-тиграхауды, в частности гуджары. Этнографы полагают, что саки стали родоначальниками привилегированных индийских каст: джат, раджпур и гуджар. Мне довелось побывать на афганском Памире и убедиться в верности утверждений, что языки потомков саков и скифов живут и сегодня на севере и Афганистана, и Пакистана, и Индии, и даже Китая. Кроме того, в Пакистане, Индии и Китае живут несколько миллионов персов и персоязычных людей. Вот, видимо, откуда у таджиков эта безумная любовь к индийскому кино, песни из индийских фильмов мальчишками и девчонками заучивались наизусть. Впрочем, половина слов из хинду таджикам вполне понятна. А индийские кинодивы очень похожи на горных красавиц таджичек, разве только индианки смуглее, пшеничнее что ли.

Как таджики открыли Америку

Словом, окружающий таджиков мир не так уж чужд и чужероден. И многие из них это понимают. Бытует шутка, что заядлыми путешественниками среди таджиков были гармцы. Гарм находится в Припамирье и славится своими яблоками и грушами. А сами гармцы славятся не только строгостью нравов, трудолюбием, приверженностью канонам ислама, но и предприимчивостью, торговой жилкой. Так вот эта байка гласит: едут по Чукотке гармские на нартах и видят на Аляске к берегу другие нарты подъезжают. Один кричит другому: «Брат, купи мои гармские яблоки!» А тот ему отвечает: «А ты купи мои груши, яблоки я уже продал, брат». К слову, таджикские читатели Фенимора Купера сделали из романа «Последний из могикан» вывод, что племя диловаров было таджикским по происхождению. Купер перевел слово «диловар» — «отважный сердцем». Так же переводится таджикское мужское имя Диловар. «Выходит, — говорят мои земляки, — что мы открыли и заселили Америку раньше испанцев, португальцев, французов и англичан».

Еще одним литературным совпадением на первый взгляд являются имена сказочных таджикского и русского героев Рустама и Руслана, а также отцов их Золизара и Елизара. Но таджики-то знают, что Рустам Золизарович был описан в поэме Фирдоуси «Шахнаме» на тысячу лет раньше Руслана Елизаровича и тоже воевал с нечистой силой, проходил испытания соблазнами, искал свою возлюбленную и ходил в Причерноморье.

Чтобы перечислить все узнаваемые «родовые пятна» и совпадения, которые остались от саков, сарматов и скифов, на пространстве Евразии не хватит никаких пальцев. Примечательно, что когда таджики считают и перечисляют что-то на пальцах, они, подобно западноевропейцам, начинают счет с большого. Только не разгибают пальцы, а сгибают. Так и учат считать детей из поколения в поколение: сначала самое главное — большой палец. Так же считают и бухарские евреи, а вот израильтяне и арабы, наоборот, разгибают пальцы, начиная с большого. Если проследить за жестами таджиков, то также можно увидеть много совпадений с русскими жестами, к примеру, выражающими благодарность, чистосердечие — прикладывание правой руки к груди, а соединение большого и безымянного пальцев означает совсем иное, нежели «окей».

Добрая мысль, доброе слово, доброе дело

«Очень приятно, Царь»

Об именах, которые дают памирцы и другие таджики своим детям, можно написать отдельную книгу. На Памире кроме Царь-винограда можно встретить моего хорошего приятеля Гелоса — Черешню, или Кадамшо — Поступь Царя, или Шафтолушо — Персик Царя. Приставка «Царь» — отличительная особенность мужских памирских имен. У моего друга Аслишо на его страницах в социальных сетях висит постоянный статус «Очень приятно, Царь». Считается, что, давая странные имена, родители оберегают ребенка от судьбы и злых духов. При этом обычно детям дают два имени. Одно публичное, второе — только для семейного пользования. И еще неизвестно, какое имя главнее. Были у меня приятели, которые носили имена Панчшанбе и Чоршанбе — Четверг и Среда (дословно — пятый и четвертый дни после субботы, а Душанбе — второй день от субботы, Понедельник), или Борон — Дождь, или Шамол — Ветер.

Часто имя дают в связи с днем или временем года, когда родился ребенок. Но у таджиков можно встретить самые необычные имена: Бахор — Весна, Гулбахор — Цветок весны, мужское имя Тилло — Золото, женское Зарина — Золотая, Табар — Топор, Теша — Тяпка, Дости — Коса, Серп (с серпом), Хурдак — Малыш, Младший, Сангак — Камешек.

Много и удивительно красивых женских имен. Перечисляя их, попадаешь в Райский сад — Фирдавс, где есть Гулнор — Цветок граната, Гулноз — Каприз (нежность) цветка, Наргис — Нарцисс, Лола — Тюльпан, Садбарг — Роза (дословно «Сто лепестков»), Нилуфар — Лотос, Кувшинка; Бунафша — Фиалка, есуман — Жасмин. Есть имена, связанные с названиями драгоценных камней, которыми богаты горы Таджикистана. Зумрад — Изумруд, Нигина — Перстень, Лали — Рубиновая, Гавхар — Жемчуг.

Много имен с корнем «гул» — цветок, «дил» — сердце. При этом таджикское «л» звучит полумягко, почти как «ль». Например, имена Гулчехра — Ланиты цветка, Гулрух — Лик цветка, Гулбахор — Цветок весны, Гуландом — Изящная, Грациозная. Или Дилбар — Уносящая сердце, Дилором — Покой сердца, Дилафруз — Восхитительная, Возлюбленная — звучат так, словно к имени пристегнут маленький колокольчик.

Много имен, сохранившихся с древних времен и свидетельствующих об индо-иранских корнях. Манучехр (Манушчитра) — Рожденный на священной горе Мануш, Хуршед — Солнце, Дариуш — Дарий, Бахром (Варахрама) — Марс.

Есть женские имена, связанные с названиями небесных светил: Ситора — Звезда, Парвина и Сурайе — Плеяды, Сириус; Зухра — Венера.

Именные коды

Разве не поэт народ, дающий такие прекрасные имена своим дочерям? Разве лишен он чувства юмора, так шутя с судьбой, давая иногда такие странные имена своим сыновьям? Таджики очень изобретательны при наречении своих детей. Тем более, что список этот, пополнявшийся тысячи лет, содержит множество имен доисламских: зороастрийских, арабских мусульманских, тюркских. В таджикских семьях всегда традиционно было много детей. Таджики говорят, что каждому рождающемуся Бог уже определил свою долю добра. Часто имена даются в честь уже умершего предка. Имен живущих предков, а в горах и в долинах немало долгожителей, давать не рекомендуется. Это считается дурным тоном по отношению к живому человеку. Поскольку имя обладает своим кодом, своей силой и своей судьбой — так здесь считают, — назвать внука именем живого деда означает отнять часть силы у деда, списать его со счетов, поторопить. Кроме того, у таджиков принято давать детям такие странные, казалось бы, имена как Бобо — Дед, Додо (Дада) — Отец, Биби — Бабушка. Взрослый отец обращается к сыну и называет его дедушкой. Причем такие дети пользуются в семье особым положением и вырастают в особой любви и уважении. Дело в том, что у таджиков, так же, как и у других народов, не принято называть отца и мать или бабушку и дедушку по имени. И если ребенка назвали в честь предка, то, называя его Додо, вы подразумеваете, что его зовут, допустим, Бахром. Но даже если ребенка официально называют в честь умершего деда, дома отец и мать все равно будут звать его Бобо, прибавляя слово «джон» — «душа», «дорогой»: Бободжон.

Кроме того у таджиков, а также у узбеков Зарафшанской долины, где расположены древние города Пенджикент, Самарканд и Бухара, еще недавно встречался обычай звать супруга по имени первого ребенка. Так жена может обратиться к мужу и назвать его Гульчехрой или Зухрой. В этом случае родители, наоборот, стремятся запутать судьбу и злых духов, отдавая часть своей силы, и создают тройную ангельскую защиту над своим первенцем.

«Мальчик был с краю»

Таджики любят шутку и острое меткое слово. Немало они шутят и над собой. Известный таджикский советский поэт Боки Рахим-заде всю жизнь мечтал о сыне. Но Бог посылал ему, как в сказке, одних дочерей. Есть такая байка: когда у поэта родился долгожданный сын, счастливый отец устроил пир для родни и друзей. К тому времени поэт был уже весьма немолод. И вот, подняв и осушив пиалу с праздничным напитком, он сказал, глядя на край пиалы: «Я столько лет так углубленно занимался этим вопросом, старался, и все не получалось. Искал пацана. А оказалось, мальчишка с краю был».

Вообще семья, родственные отношения являются для таджиков главной из традиционных ценностей. Почитание старших воспитывается с детства. Когда входит старший, все обычно встают. Это хорошо заметно и в общественном транспорте, где молодые без предупреждения и просьбы уступают место старшим мужчинам и женщинам и просто девушкам без намерения понравиться и познакомиться. А девушки в свою очередь — взрослым мужчинам. А если входит женщина с ребенком, им обоим уступят место или она возьмет дитя на колени. Стоящая мать при сидящем ребенке в транспорте — большая редкость. Ребенок привыкнет, что он сидит, когда перед ним стоит его мать. Слово деда в семье непререкаемо. Это потом, оставшись наедине, бабушка имеет право и возможность проесть ему плешь, но озвучивает последнее слово все равно дед. Обычно в сельской местности таджики живут компактно, большими семьями во главе с дедом, в одном дворе. При рождении сыновей отец сажает вдоль границы участка пирамидальные тополя, которые потом пойдут на строительство дома для молодоженов, на балки перекрытий под крышей. Может быть, потому что глава семьи всю жизнь работает, чтобы прокормить, вырастить и поставить на ноги детей, что живет и работает для семьи, в Таджикистане нет брошенных одиноких стариков. По обычаю, с родителями остается младший из сыновей. Его жена и дети обязаны заботиться о стариках, а те, в свою очередь, помогают воспитывать детей в уважении к традициям. Если в семье одни дочери или сами сыновья живут отдельно, кто-то из внуков, по договоренности, живет со стариками и помогает им. Забота о стариках касается не только своих родителей. У таджиков принято заботиться и о соседях и одиноких стариках. Праздничные или поминальные угощения разносят тем, кто, по мнению членов семьи, нуждается в заботе или просто является хорошим соседом.

Я уже говорил о праворукости, что ли, культуры таджиков. Есть еще одна особенность. Если угощение штучное, будь то фрукты, лепешки или конфеты, то принято давать парное количество. Моим родителям, живущим в Душанбе и не обделенным вниманием детей, тоже иногда приносят чашку атолы — рисовой каши или чашку плова. Однажды дома у родителей я был несколько шокирован, когда в дверь позвонили и, открыв ее, я услышал от незнакомой женщины, что чашка каши предназначена для моей матери. Но вспомнил, что это не подачка, а знак внимания и традиция. И что принято самим возвращать чашку, но только не пустой, а со своим угощением — если есть с чем. После гражданской войны в Таджикистане осталось много одиноких русских стариков. Некоторых из них можно встретить и в Душанбе предлагающими на улице газеты или жвачку. При разговоре узнаешь, что дети уехали в Россию и живут хорошо. И нередко одиноких стариков хоронят те же соседи.

В годы войны в Таджикистане стало много попрошаек. Постороннему человеку сложно различить по облику, одежде и говору, кто перед ним. Иногда это вполне благообразные холеные мужчины и старики, совершающие молитвы-благословения за деньги, часто женщины с детьми, сами дети, которые просто просят милостыню. В Таджикистане и во всей Средней Азии по соседству с таджиками и узбеками испокон веков живут индоарийские племена люли и джуги. Это азиатские цыгане. Внешне, особенно на взгляд со стороны, они почти неотличимы от оседлых жителей. Но когда на улице ты проходишь мимо ряда торговцев семечками или кукурузой, сидящих вперемешку с нищими, то продающий и пытающийся заработать наверняка окажется таджиком, а просящий милостыню — таджикским цыганом. Они тоже говорят на диалекте таджикского или узбекского языков. Это их образ жизни, их философия. И в городах России таджики, узбеки и киргизы предпочитают подметать улицы и работать на стройках, а люли и джуги сидеть на асфальте с детьми на руках. Это предписание их судьбы, их круг, за пределы которого большинство из них не может или не пытается вырваться.

Чархофалак — вращение сфер — колесо рока

Понадобится пять лет войны и переговоров, опасное приближение талибов к таджико-афганской границе, охранявшейся тогда российскими пограничниками, чтобы в Москве, Тегеране, Нью-Йорке и Брюсселе в 1997 году решили, что пора прекращать войну и возвращать таджиков из Афганистана, дабы отряды таджикской оппозиции не стали ударной силой для талибов. Соглашение о национальном примирении в Таджикистане было подписано 27-го мая в Кремле при участии президента России Бориса Ельцина, президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, лидера оппозиции Саида Абдулло Нури, посредников от ООН и ОБСЕ. По разным подсчетам, эта война унесла от шестидесяти до двухсот тысяч жизней. В качестве журналиста я был свидетелем встреч с российскими дипломатами представителей таджикской оппозиции, объяснявших, что в Таджикистане по определению нет антироссийских политических сил, что речь идет не о войне против российских интересов, речь идет о внутритаджикском конфликте. А в начале войны, в 1992 году, под красными знаменами при поддержке российской 201-й дивизии, изгнав из Гиссарской и Вахшской долин гармцев и памирцев, причисленных к сторонникам исламской и демократической партий (около миллиона человек), новая власть распределила большинство ключевых постов среди уроженцев одного поселка и одного района в Кулябе.

Но население Душанбе не только не уменьшилось, а даже увеличилось. Новые хозяева взломали и заняли пустующие в городах и пригородах квартиры. Мне, оказавшемуся в России в результате гражданской войны в Таджикистане, только здесь стало понятно, какие лишения легли на плечи моих земляков всех национальностей, которые были вынуждены покинуть родной дом и начинать жизнь с нуля на месте, где тебя никто не ждет и где тебе тоже не рады. Пусть простят наши земляки-таджикистанцы нас за то, что мы не смогли удержать дом в мире и спокойствии, что не смогли удержать у себя дома всех, кто с нами родился, рос, работал, дышал одним воздухом, пил одну воду, любовался теми же горами и ходил по тем же горным тропам и городским улицам, учился в тех же школах и институтах, ел с таджиками один хлеб.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *