источники никандровой пустыни что лечит
Путешествие второе: племянница царя и живая вода
Последней точкой путешествия нашей туристической группы по Порховскому району стала Никандрова пустынь — место благостное и удивительное. Чудеса начались как только мы приехали и встретились с отцом Серафимом (в миру Михаил Максимович). Когда мы рассказывали ему о цели нашего приезда и о том, что хотим посмотреть всё-всё-всё, подошла старушка, которая сразу заявила, что зовут её Ксения Романова, ей 100 лет и она племянница последнего российского царя Николая II. Вот не знаю правду или нет рассказала пожилая женщина, но, вспоминая об убиенном монархе и его семье, она сильно плакала. Правда, говорила она о том, что отец её, соответственно, брат царя при том, по её словам родной, был священнослужителем и его тоже убили примерно в то же время, что и царскую семью. Честное слово, перерыла Интернет в поисках подавшегося в священники брата Николая II и ничего не нашла. Тут есть два варианта: либо старушка всё придумала, либо её отец двоюродный, а то и троюродный или даже четвероюродный брат последнего императора. Одним словом, дело тёмное и непонятное. Из всего рассказанного пожилой женщиной было ясно на 100% только то, что в Никандрову пустынь она ездит давно, потому как помнит момент разрушения прежнего монастыря и даже в подробностях рассказывает в какую сторону упала колокольня и на какое расстояние разнесло её обломки, а ещё, что колокол был очень тяжёлый и когда его снимали рвались тросы.
Через некоторое время к его скиту пришёл крестьянин, обнаружил преподобного мёртвым и захоронил его у дуба. Потом сообщил об этом порховским священникам, которые потом пришли на могилу Никандра отслужили молебен и перезахоронили останки отшельника.
Сразу после смерти преподобного подвижники и священослужители из Порхова собрались и решили закладывать монастырь, обустраивать скит, строить церквушку. Епископ Великого Новгорода, в ведении которого были тогда порховские земли, дал своё благословение и в 1585 году уже была построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
На могилу Никандра продолжали приезжать люди. Говорят, было много исцелений и чудесных явлений. А ещё в годы моровых болезней с иконой преподобного устраивали крестные ходы вокруг Порхова и болезнь отступала. Видя это, синод принял решение ежегодно проводить такие крестные ходы. И было это не так давно — в начале прошлого века.
Кстати, непростым был и старший брат Никандра — Трифон (Арсений). В районе города Луги (Ленинградская область) есть Городецкий монастырь, где преподобный Трифон является самым почитаемым святым.
Ну вот, теперь вы знакомы с преподобным Никандром, так что пора перейти к Никандровой пустыни. И так, монастырь был заложен в 1585 году. Обитель окружала шестиугольная ограда, внутри стояли больничная церковь, храм Пресвятой Троицы, часовня, двухэтажный дом наместника, братские строения. Центром монастыря, конечно же, был собор с богородичными куполами — голубыми со звёздами. Недалеко находилась колокольня, на ней висел гигантский колокол весом в 5 тонн. Подсобное хозяйство находилось в 7 километрах от монастыря в деревне Любовец. Там был сад в два гектара, скотные дворы, склады и монастырское кладбище. В XIX веке кладбище перенесли в саму Никандрову пустынь, там оно и по сей день находится.
От той первой Никандровой пустыни сейчас остался только кусочек ограды и фундаменты некоторых построек, но в Порховском музее есть картина, на которой изображён монастырь в годы своего расцвета. Уничтожили обитель немцы в годы войны.
Возрождение монастыря началось в 2000 году. Сопровождавший нас отец Серафим и настоятель обители игумен Спиридон приехали в пустынь одними из первых и провели первые службы в маленькой недостроенной церкви, посвящённой Божией матери «Взыскание погибших». Как рассказывает отец Серафим, строили этот храм всем миром: все брёвна в стенах именные, стоили они для благотворителей по 120 рублей. Эта церковь построена на фундаменте колокольни, а ещё одна возведена на месте больничного храма.
А три года назад начали восстанавливать главный собор обители. И вот, когда вскрыли фундамент, то там оказалось 7 склепов, думали, что в одном из них покоятся мощи преподобного Никандра, но нет, их там не оказалось. В склепах были погребены местные священники, судя по облачению архимандриты. По словам отца Серафима, в одном из склепов покоился очень крупный высокий человек, его мощи были светлыми, что, говорят, свидетельствует о святости покойного, а ещё оказалось нетленным облачение. Что же касается мощей Никандра, то они пропали. Сначала люди знали где он был похоронен, потом мощи утратили и снова нашли, то есть обрели, через 100 лет после кончины преподобного. А потом они снова исчезли. В обители предполагают, где они могут находиться, но …. А митрополит Псковский и Великолукский Евсевий вообще сказал, что, когда собор в монастыре появится, тогда будет где мощи хранить, и преподобный Никандр сам укажет, где они. Ну вот сейчас собор уже есть, так что, видимо, ждать осталось недолго. Несмотря на это, на кладбище устроена могила Никандра, которой приходят поклониться люди.
Погуляв между церквями, постояв в соборе, мы отправились на самый далёкий источник — Александра Свирского. Именно в нём нужно купаться. По дороге отец Серафим рассказал, что охотники однажды нашли в лесу камень со следом от ноги преподобного Никандра, а вот сейчас никто не может обнаружить этот камень. Был и ещё один камень — на нём Никандр спал, как на подушке, раньше во время крестных ходов его тоже носили с собой, правда где сейчас эта реликвия, тоже не известно.
За разговорами мы незаметно для себя преодолели путь, длинной более километра, и оказались у радонового источника Александра Свирского. Кстати, в дороге нас сопровождал кот, правда, до самого источника он не дошёл, остановился на полпути и там дожидался пока наша тургруппа пойдёт обратно.
Источник Александра Свирского уникальный. Во-первых, он никогда не замерзает, температура воды всего 6 градусов, во-вторых, вода содержит радон, но он в совершенно не вредной для человека концентрации, правда, вот много этой воды пить не советуют, рекомендуют сделать не более трёх глотков. Купаются люди в источнике круглогодично. Говорят, что после погружения в холодную воду, человеческий организм начинает очень активно работать. Может быть, в этом и есть тайна исцеления? Окунуться в ледяную воду нужно три раза и непременно с головой.
Как я ни пыталась убедить себя в полезности сего мероприятия, но так и не смогла искупаться в холодной воде да ещё и при минусовой температуре воздуха «за бортом». А вот ведущий «Блога путешественника» на телеканале «Телеком» Сергей Николаев смог. Он героически залез в воду, трижды окунулся (даже вспоминать об этом холодно) и вышел из купальни бодрым и не замёрзшим. Более того, Сергей даже не простудился.
После длительного похода на радоновый источник и серёгиного купания отец Серафим предложил пообедать в местной трапезной. Конечно, мясных блюд нам не подали, но накормили вкусным гороховым супом и гречневой кашей с винегретом. Как рассказал отец Серафим, раньше, то есть, ещё до разрушения монастыря, была гостиница для паломников и три дня их кормили, вот и сейчас обитель пытается возродить эту традицию. Гостиницы пока нет, а вот накормить гостей тут всегда рады.
Потом, через какой-то абсолютно сказочный лес мы пошли к четвёртому источнику — преподобного Никандра. По дороге я первый раз в жизни настолько близко увидела дятла. Естественно, у птицы была длительная видеосессия. Видимо, дятел был настолько занят долблением дерева, что очень долго не замечал присутствия людей.
Есть в Никандровой пустыни и источник, из которого воду воду пить вообще не следует. Он находится на въезде в обитель. Освящён в честь Божией матери, но в народе называется глазным. Воду из него нужно закапывать в глаза, если есть проблемы со зрением. Рассказывают, что от этой процедуры прирастает сетчатка, а следовательно, и зрение восстанавливается.
Вот о таких чудесах мы узнали в Никандровой пустыни. На самом деле, даже если у вас нет проблем со здоровьем, то поехать туда всё равно стоит, хотя бы для того, чтобы в тишине привести нервишки в порядок, проветрить мозг, в общем, восстановить душевное равновесие. Кстати, сделать это можно в грядущие новогодние праздники. Напомню маршрут: если поедете в обитель из Пскова, то свернуть с трассы на Санкт-Петербург нужно на повороте на Порхов, а далее ехать просто прямо по дороге на Боровичи, в деревне Загоска поворачиваете направо и следуете ещё10 километров прямо.
Создатели «Блога путешественника» на сайте Псковского агентства информации и на телеканале «Телеком» поздравляют всех своих читателей и зрителей с наступающими Новым годом и Рождеством. Естественно, мы желаем вам новых путешествий и удивительных открытий. А ещё обещаем, что после затяжных выходных расскажем вам о Дедовичском районе. Поверьте, там тоже есть на что посмотреть!
Путешествие второе: племянница царя и живая вода
Последней точкой путешествия нашей туристической группы по Порховскому району стала Никандрова пустынь — место благостное и удивительное. Чудеса начались как только мы приехали и встретились с отцом Серафимом (в миру Михаил Максимович). Когда мы рассказывали ему о цели нашего приезда и о том, что хотим посмотреть всё-всё-всё, подошла старушка, которая сразу заявила, что зовут её Ксения Романова, ей 100 лет и она племянница последнего российского царя Николая II. Вот не знаю правду или нет рассказала пожилая женщина, но, вспоминая об убиенном монархе и его семье, она сильно плакала. Правда, говорила она о том, что отец её, соответственно, брат царя при том, по её словам родной, был священнослужителем и его тоже убили примерно в то же время, что и царскую семью. Честное слово, перерыла Интернет в поисках подавшегося в священники брата Николая II и ничего не нашла. Тут есть два варианта: либо старушка всё придумала, либо её отец двоюродный, а то и троюродный или даже четвероюродный брат последнего императора. Одним словом, дело тёмное и непонятное. Из всего рассказанного пожилой женщиной было ясно на 100% только то, что в Никандрову пустынь она ездит давно, потому как помнит момент разрушения прежнего монастыря и даже в подробностях рассказывает в какую сторону упала колокольня и на какое расстояние разнесло её обломки, а ещё, что колокол был очень тяжёлый и когда его снимали рвались тросы.
Через некоторое время к его скиту пришёл крестьянин, обнаружил преподобного мёртвым и захоронил его у дуба. Потом сообщил об этом порховским священникам, которые потом пришли на могилу Никандра отслужили молебен и перезахоронили останки отшельника.
Сразу после смерти преподобного подвижники и священослужители из Порхова собрались и решили закладывать монастырь, обустраивать скит, строить церквушку. Епископ Великого Новгорода, в ведении которого были тогда порховские земли, дал своё благословение и в 1585 году уже была построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
На могилу Никандра продолжали приезжать люди. Говорят, было много исцелений и чудесных явлений. А ещё в годы моровых болезней с иконой преподобного устраивали крестные ходы вокруг Порхова и болезнь отступала. Видя это, синод принял решение ежегодно проводить такие крестные ходы. И было это не так давно — в начале прошлого века.
Кстати, непростым был и старший брат Никандра — Трифон (Арсений). В районе города Луги (Ленинградская область) есть Городецкий монастырь, где преподобный Трифон является самым почитаемым святым.
Ну вот, теперь вы знакомы с преподобным Никандром, так что пора перейти к Никандровой пустыни. И так, монастырь был заложен в 1585 году. Обитель окружала шестиугольная ограда, внутри стояли больничная церковь, храм Пресвятой Троицы, часовня, двухэтажный дом наместника, братские строения. Центром монастыря, конечно же, был собор с богородичными куполами — голубыми со звёздами. Недалеко находилась колокольня, на ней висел гигантский колокол весом в 5 тонн. Подсобное хозяйство находилось в 7 километрах от монастыря в деревне Любовец. Там был сад в два гектара, скотные дворы, склады и монастырское кладбище. В XIX веке кладбище перенесли в саму Никандрову пустынь, там оно и по сей день находится.
От той первой Никандровой пустыни сейчас остался только кусочек ограды и фундаменты некоторых построек, но в Порховском музее есть картина, на которой изображён монастырь в годы своего расцвета. Уничтожили обитель немцы в годы войны.
Возрождение монастыря началось в 2000 году. Сопровождавший нас отец Серафим и настоятель обители игумен Спиридон приехали в пустынь одними из первых и провели первые службы в маленькой недостроенной церкви, посвящённой Божией матери «Взыскание погибших». Как рассказывает отец Серафим, строили этот храм всем миром: все брёвна в стенах именные, стоили они для благотворителей по 120 рублей. Эта церковь построена на фундаменте колокольни, а ещё одна возведена на месте больничного храма.
А три года назад начали восстанавливать главный собор обители. И вот, когда вскрыли фундамент, то там оказалось 7 склепов, думали, что в одном из них покоятся мощи преподобного Никандра, но нет, их там не оказалось. В склепах были погребены местные священники, судя по облачению архимандриты. По словам отца Серафима, в одном из склепов покоился очень крупный высокий человек, его мощи были светлыми, что, говорят, свидетельствует о святости покойного, а ещё оказалось нетленным облачение. Что же касается мощей Никандра, то они пропали. Сначала люди знали где он был похоронен, потом мощи утратили и снова нашли, то есть обрели, через 100 лет после кончины преподобного. А потом они снова исчезли. В обители предполагают, где они могут находиться, но …. А митрополит Псковский и Великолукский Евсевий вообще сказал, что, когда собор в монастыре появится, тогда будет где мощи хранить, и преподобный Никандр сам укажет, где они. Ну вот сейчас собор уже есть, так что, видимо, ждать осталось недолго. Несмотря на это, на кладбище устроена могила Никандра, которой приходят поклониться люди.
Погуляв между церквями, постояв в соборе, мы отправились на самый далёкий источник — Александра Свирского. Именно в нём нужно купаться. По дороге отец Серафим рассказал, что охотники однажды нашли в лесу камень со следом от ноги преподобного Никандра, а вот сейчас никто не может обнаружить этот камень. Был и ещё один камень — на нём Никандр спал, как на подушке, раньше во время крестных ходов его тоже носили с собой, правда где сейчас эта реликвия, тоже не известно.
За разговорами мы незаметно для себя преодолели путь, длинной более километра, и оказались у радонового источника Александра Свирского. Кстати, в дороге нас сопровождал кот, правда, до самого источника он не дошёл, остановился на полпути и там дожидался пока наша тургруппа пойдёт обратно.
Источник Александра Свирского уникальный. Во-первых, он никогда не замерзает, температура воды всего 6 градусов, во-вторых, вода содержит радон, но он в совершенно не вредной для человека концентрации, правда, вот много этой воды пить не советуют, рекомендуют сделать не более трёх глотков. Купаются люди в источнике круглогодично. Говорят, что после погружения в холодную воду, человеческий организм начинает очень активно работать. Может быть, в этом и есть тайна исцеления? Окунуться в ледяную воду нужно три раза и непременно с головой.
Как я ни пыталась убедить себя в полезности сего мероприятия, но так и не смогла искупаться в холодной воде да ещё и при минусовой температуре воздуха «за бортом». А вот ведущий «Блога путешественника» на телеканале «Телеком» Сергей Николаев смог. Он героически залез в воду, трижды окунулся (даже вспоминать об этом холодно) и вышел из купальни бодрым и не замёрзшим. Более того, Сергей даже не простудился.
После длительного похода на радоновый источник и серёгиного купания отец Серафим предложил пообедать в местной трапезной. Конечно, мясных блюд нам не подали, но накормили вкусным гороховым супом и гречневой кашей с винегретом. Как рассказал отец Серафим, раньше, то есть, ещё до разрушения монастыря, была гостиница для паломников и три дня их кормили, вот и сейчас обитель пытается возродить эту традицию. Гостиницы пока нет, а вот накормить гостей тут всегда рады.
Потом, через какой-то абсолютно сказочный лес мы пошли к четвёртому источнику — преподобного Никандра. По дороге я первый раз в жизни настолько близко увидела дятла. Естественно, у птицы была длительная видеосессия. Видимо, дятел был настолько занят долблением дерева, что очень долго не замечал присутствия людей.
Есть в Никандровой пустыни и источник, из которого воду воду пить вообще не следует. Он находится на въезде в обитель. Освящён в честь Божией матери, но в народе называется глазным. Воду из него нужно закапывать в глаза, если есть проблемы со зрением. Рассказывают, что от этой процедуры прирастает сетчатка, а следовательно, и зрение восстанавливается.
Вот о таких чудесах мы узнали в Никандровой пустыни. На самом деле, даже если у вас нет проблем со здоровьем, то поехать туда всё равно стоит, хотя бы для того, чтобы в тишине привести нервишки в порядок, проветрить мозг, в общем, восстановить душевное равновесие. Кстати, сделать это можно в грядущие новогодние праздники. Напомню маршрут: если поедете в обитель из Пскова, то свернуть с трассы на Санкт-Петербург нужно на повороте на Порхов, а далее ехать просто прямо по дороге на Боровичи, в деревне Загоска поворачиваете направо и следуете ещё10 километров прямо.
Создатели «Блога путешественника» на сайте Псковского агентства информации и на телеканале «Телеком» поздравляют всех своих читателей и зрителей с наступающими Новым годом и Рождеством. Естественно, мы желаем вам новых путешествий и удивительных открытий. А ещё обещаем, что после затяжных выходных расскажем вам о Дедовичском районе. Поверьте, там тоже есть на что посмотреть!
Святые источники Никандровой пустыни
Фото и описание
В Никандровой пустыни имеется четыре святых водных источника: во имя преподобного Никандра Пустынножителя, во имя Казанской иконы Богоматери, святых апостолов Павла и Петра или источник с «мертвой» и «живой» водой, а также источник во имя преподобного Александра Свирского. Данного рода источники в Никандровой пустыни образуются вследствие разлома земной коры. Ключевая вода сохраняет одинаковую температуру в течение любого времени года, равную +4 градусам, а также несет в себе удивительную оздоровительную и целительную силу.
Согласно поверью, вода одного из источников помогла избавиться от болезни глаз, а также сняла болезни, связанные с суставами, и даже вылечивала гнойные язвы. Наибольшее уважение и почитание получил источник, рядом с которым находилась часовня, освященная во имя Савватия и Зосимы, в которой хранилась деревянная рака, хранившая в себе до конца 18 века мощи преподобного святого Никандра. Имеет заслуженную славу и ключ, расположенный неподалеку от часовни под названием Живописный источник.
Святой источник иконы Казанской Божьей Матери расположен прямо на въезде в сам монастырь с правой стороны; второе название этого священного источника – «Глазной», ведь именно в этом месте многие паломники исцелили болезни глаз, хотя пить воду из данного источника не рекомендуется по причине того, что вода имеет мутный цвет, связанный с наличием торфа, а также горьковатый привкус. Рядом с источником стоит указатель, показывающий месторасположение других источников.
Для того чтобы найти источник, освященный в честь преподобного Александра Свирского, необходимо пройти 1,3 км от монастыря вглубь леса. Согласно преданию, именно на месте этого источника святому преподобному Никандру являлся сам Александр Свирский в продолжение своих молитв.
Александр Свирский был пострижен в Валаамском монастыре. Он основал в 36 верстах от Олонца монастырь, находящийся неподалеку от реки Свирь. Всю свою жизнь Александр поддерживал Никандра в отшельническом образе жизни и всегда помогал ему, когда тот видел разного рода видения. В 1533 году Александр Свирский скончался.
Источник, названный в его честь, имеет красивую голубоватого цвета воду, которая содержит много радона. В народе источник носит название Желтый, что связано с цветом травы, которая окрашивается в ржавый цвет посредством вытекающих из источника вод. Ключевая вода имеет желтый цвет из-за большого содержания железистых соединений, что нашло применение при лечении болезней желудочно-кишечного тракта. Глубина источника достигает 7 м.
По лесной тропинке, начинающейся от монастыря, можно подойти к сероводородному источнику, освященному во имя святого преподобного Никандра – это самый важный источник всей пустыни. Прямо над источником стоит часовня. В народе источник имеет название Серебряного или Зубного. В часовне над источником еще до революции находилась крышка гроба преподобного, сделанная из дуба. Есть поверье, что при зубной боли, нужно прикоснуться к крышке, выпить воды из святого источника и тогда боль пройдет.
Согласно результатам анализов, в родниковой воде содержится большое количество ионов серебра, имеющий заметный запах сероводорода, что применяется при лечении артритов, ревматизма, мышц, костей, болезней позвоночника, а сероводородная вода применяется для ванн, полосканий и орошений.
Два источника во имя святых Павла и Петра расположены в одной часовне: справа расположен источник с «живой» водой, а слева – с «мертвой». При помощи «мертвой» воды можно излечить болезни, а вот «живая» вода особенно вкусна и очень полезна для организма. Кажется, что, так как источники расположены рядом, то вода должна быть одна и та же, но разница кроется в том, что вода поднимается с разной глубины и из разных слоев пород, проходя через разные трещины. Этот источник излечивал от мужских и женских болезней, болезней сердца и его сосудов, нервной системы.
На данный момент ко всем источникам приезжает огромное количество паломников. В радоновом источнике купаются летом и зимой, а из остальных трех пьют воду и умываются.
Псковские святые источники вылечат все, но воздадут по вере
Бородин назвал их «Северной Мацестой»
В 60 км от Пскова находится легендарный монастырь, основанный в начале XVI века преподобным Никандром. Охотники за всяческой нечистью утверждают, что время от времени здесь наблюдают т. н. хрономиражи. Между тем, по словам настоятеля монастыря отца Спиридона, рассказы о таинственных фигурах, которые являлись верующим во время молитвенных бдений на том месте, где был захоронен преподобный Никандр, он слышал не раз.
Особенно монастырь стал популярен после Отечественной войны 1812 года, когда сюда начали приезжать блестящие кавалергарды, чтобы залечить «европейские болезни», подхваченные в парижских вертепах. Может быть, от этого и пошло богатство обители? Справедливости ради следует сказать, что при монастыре долгое время был свой санаторий имени месточтимого святого Мордария, где лечились местные крестьяне. Впрочем, даже это обстоятельство не спасло от разрушения, которое последовало уже в советские времена.
Когда же в начале 90-х годов сюда пришли первые монахи, здесь ничего, кроме развалин, не было. В удручающем состоянии находились и сами источники. На месте так называемого «желтого» была просто выкопанная в земле яма, заполненная голубоватого оттенка водой. Сейчас здесь поставлен домик, где можно цивилизованно раздеться и по скользким ступеням спуститься в купальню, где постоянно журчит проточная вода.
Женщины и мужчины окунаются в воду раздельно, после чего шагают дальше, чтобы приобщиться к духовным ценностям. Говорят, есть даже такие энтузиасты, которые принимают ледяную ванну каждый день. Температура воды, в которой содержатся энергетически активные ионы радона, в любую погоду неизменна: +4.
Сам же отец Спиридон в разговоре с корреспондентом ОК-информ сообщил, что эффективнее всего целебные воды помогают людям с поражениями опорно-двигательного аппарата:
— Раньше отец Серафим, который дежурил у источника, собирал и записывал истории, связанные с исцелением. А потом это дело оставили… Не каждый, кто приезжал сюда и окунулся, потом сообщал об исцелении, но, видно, такие истории передаются из уст в уста, потому что паломников у нас с каждым годом становится все больше и больше.
О популярности здешних целебных вод говорит и разнообразие регионов, представленных на машинах автостоянки. Понятно, что здесь всегда много псковичей, новгородцев. Встречаются калужане (регион 40), костромичи (44), не говоря уже питерцах и жителях Ленинградской области. По словам знатока паломнического туризма Андрея Таскаева, он лично привозил в эти заброшенные места даже гостей из Ханты-Мансийска.
Считается, что искупавшиеся в нем тоже могут вылечить все хвори, а также обрести счастье в жизни личной и материальное благополучие. И желающих получить исцеление (особенно в жаркий солнечный день) немало. Автору этих строк доводилось лично наблюдать, как в один из недавних православных праздников прямо к купели подъехал автобус, который привез ребят из псковского лечебно-педагогического Центра.