историк дмитриев за что осужден
«Я бил тревогу неоднократно» Юрий Дмитриев узнал правду об ужасах репрессий. Теперь его пытаются надолго посадить в тюрьму
Фото: Давид Френкель / «Коммерсантъ»
В Карелии в среду, 22 июля, суд начнет оглашение приговора первооткрывателю и исследователю Сандармоха — одного из крупнейших захоронений жертв сталинских репрессий. Дело Юрия Дмитриева — в ряду самых громких и скандальных разбирательств века. Несмотря на позорные обвинения в педофилии, Дмитриева считают узником совести. В его поддержку уже выступило множество известных людей. Его преследование связывают с попыткой переписать историю Сандармоха, местью спецслужб за уже проведенную работу и попыткой помешать его дальнейшей деятельности. История Юрия Дмитриева — в материале «Ленты.ру».
В 1997 году в Карелии, где-то посередине между Санкт-Петербургом и Архангельском, в сосновом бору возле заброшенного хутора были найдены человеческие кости. Останки были свалены в многочисленные братские могилы.
Вскоре историкам, проводившим раскопки, стало ясно, что здесь были захоронены сотни тел — жертвы расстрелов более чем полувековой давности. Позже они по архивным документам установят, что в лесу зарыты тысячи — православные и мусульмане, русские, украинцы, евреи, финны, карелы и многие другие.
На фотографии 1997 года мужчина с острыми чертами лица держит в руках два черепа, на которых видны пулевые отверстия. У одного — на виске, у другого — на макушке и ближе к затылку, как будто его застрелили, поставив на колени, либо добивали уже лежащим на земле.
Фото: Семен Майстерман / ТАСС
Человек на фото — историк и правозащитник Юрий Дмитриев, а место, где были найдены останки жертв массовых убийств, вскоре стало печально известным на весь мир как Сандармох — один из самых страшных символов большого террора сталинской власти.
Спустя два десятка лет Дмитриева по анонимному доносу обвинили в педофилии — преступлении против приемной дочери.
Юрий ушел в поиски с головой, семья жила на пенсию его родителей. Юрий написал об этом на титульном листе своей книги: «Моим отцу Алексею Филипповичу и матери Надежде Ивановне, которые четыре года кормили меня и моих детей».
Юрий был усыновлен.
Не историк
Юрию Дмитриеву 64 года. Он родился в Петрозаводске и после того, как попал в семью военного, провел детство в гарнизонах группировки советских войск в ГДР.
У молодого советского человека были проблемы с поисками себя: он поступил в Ленинградское медучилище на фельдшера, но учебу бросил. Без образования и жажды строить карьеру в тех сферах, где это было возможно в ту позднесоветскую пору людям на периферии, он трудился где придется — в банно-прачечном комбинате, в кочегарках, простым заводским рабочим. Загремел на два года в тюрьму за хулиганство.
Ему нравилось бродить по карельским лесам. Какое-то время он даже водил туда туристов.
В перестройку Дмитриева, как и многих, увлекла появившаяся в стране политика. Он стал членом неформальной политической организации «Народный фронт Карелии», общественным помощником народного депутата СССР Михаила Зенько. Его называли антисоветчиком.
А в 1988 году Юрий попал в карьер, где рабочие случайно обнаружили останки давно умершего человека (это был еще не Сандармох).
По воспоминаниям Дмитриева, следователь и районные чиновники почему-то тогда растерялись, и только он один предложил собрать кости и похоронить человека как следует. Здесь пригодились оставшиеся знания об анатомии и взаимном расположении костей. В затылочной части черепа Юрий обнаружил круглое отверстие и решил, что само оно появиться не могло — это дырка от пули.
Затем рабочие еще не раз приглашали Дмитриева на этот карьер. Он приезжал, собирал кости в мешки. Тогда ему еще не было интересно, кто эти люди, все ли они были убиты.
В заднике ботинка одного из убитых Юрий нашел клочок плохо сохранившейся газеты. Отнес его в прокуратуру, но там не захотели изучать вещдок. Тогда Дмитриев сделал это сам и установил, что это фрагмент номера газеты «Красная Карелия» от сентября 1937 года.
Дмитриев так и не выучился на историка, хотя так его называют. Его академией стали открывшиеся тогда архивы НКВД, где он нашел и протоколы расстрельных троек. Главным учителем и наставником Дмитриева был Иван Чухин, отставной полковник милиции, создавший карельское отделение общества «Мемориал» и возглавивший поиск мест массовых расстрелов заключенных в регионе.
Благодаря многолетнему труду не только в полях, но и в архивах Юрий завоевал доверие исследователей и звание правозащитника, так как занимался увековечиванием памяти о расстрелянных и обстоятельствах их гибели, руководил отделением карельского «Мемориала».
Сандармох
Юрий Дмитриев нашел Сандармох в 1997 году. Это было безымянное глухое местечко возле Медвежьей горы в Карелии. На то, что здесь могут быть массовые захоронения времен Большого террора 1937-1938 годов, указывали показания чекистов, участвовавших в этапировании и расстрелах и вслед за своими жертвами попавших в жернова репрессивной машины.
На первой мемориальной табличке было указано, что тут покоятся 1112 человек — пропавший без вести первый этап Соловецкого лагеря. Эти события описывали так:
Затем выяснилось, что в больших братских могилах лежат останки до 10 тысяч тел. Усилиями Дмитриева и его сподвижников были установлены имена более 6200 из них.
Фото: Семен Майстерман / ТАСС
Еще в 1999 году вышла первая книга историка-самоучки о Сандармохе, в котором закрепилось само это название: «Место расстрела — Сандармох». Так когда-то назывался тот самый заброшенный хутор. Вторая книга — «Место памяти Сандармох» — вышла в 2019 году. Дмитриев редактировал тексты о судьбах невинно репрессированных, находясь в СИЗО.
«Мой путь, моя дорога заключается в том, чтобы возвращать из небытия тех людей, кто сгинул по вине государства нашего родного, будучи несправедливо обвиненными, расстрелянными, зарытыми в лесах, как бездомные животные, — сказал он в своем (втором по счету) последнем слове в суде. — Нет ни холмика, никаких упоминаний, что здесь похоронены люди».
Сандармох с 2000 года является объектом культурного наследия России. Однако в какой-то момент правда о двух с половиной сотнях расстрельных ям, полных костей, стала для кого-то в стране неудобной. Стали появляться и распространяться теории, что полигон в лесу то ли финский, то ли (по крайней мере) советско-финский, но не советский. В сети можно найти массу заголовков в духе «Сандармох: американско-геббельсовская пропаганда «Мемориала»».
С 2016 года, в декабре которого Дмитриева арестовали, с подачи двух карельских историков стала развиваться идея, что в Сандармохе могут быть захоронены тела едва ли не 19 тысяч советских военнопленных, содержавшихся в финских концлагерях и строивших укрепления для финнов в Медвежьегорске в 1941-1944 годах — то есть жертв не сталинских, а финских массовых убийств.
Летом 2019 года Российское военно-историческое общество (РВИО), возглавляемое теперь уже бывшим министром культуры Владимиром Мединским, провело в Сандармохе раскопки. Экспедиция извлекла останки нескольких человек и, судя по всему, направила черепа со следами от выстрелов на баллистическую экспертизу, которая установила, что эти люди могли быть убиты финскими солдатами с помощью американских кольтов.
3 июля, за несколько недель до начала оглашения приговора по делу Дмитриева, федеральные каналы отрапортовали, что историки «поставили точку» в расследовании происхождения захоронений в урочище Сандармох, «места поклонения» жертвам сталинского террора. Люди Мединского утверждают, что цифры «Мемориала» завышены, и вместе с останками убитых советскими палачами лежат пленные красноармейцы, расстрелянные финнами уже во Вторую мировую. Вина, выходит, не настолько наша.
Дневник здоровья
Юрий Дмитриев и его дочь в суде в 2018 году
Фото: Игорь Подгорный / ТАСС
Фотографии Дмитриев не публиковал и не распространял. Их обнаружили в его компьютере, в папке под названием «Дневник здоровья».
В суде над историком президент Национального института сексологии Лев Щеглов заявил, что эти снимки нельзя считать порнографией, и охарактеризовал экспертизу, которую провели в ходе расследования, «почти юмористическим документом».
В частности, историка обвиняют в том, что он несколько раз дотрагивался до половых органов приемной дочери, когда ей было 8 лет.
По словам Дмитриева, он действительно несколько раз прикасался к трусикам девочки, чтобы проверить, сухие ли они. В то время она страдала энурезом, и это подтверждается выписным эпикризом из больницы.
В течение последних лет историк трижды проходил комиссионное обследование на девиации сексуального поведения, и все они дали отрицательный результат.
Между тем изучавшие тексты допросов потерпевшей лингвисты из Института русского языка РАН пришли к выводу о давлении на нее со стороны следователя.
Могилы и монастыри
Вместе с новыми обвинениями Дмитриеву официально запретили покидать Петрозаводск, обязали его дать подписку о невыезде.
Однако уже 27 июня Дмитриев поехал за город навести порядок на могиле знакомой в поселке Новая Вилга, а затем планировал побывать в Александро-Свирском монастыре в Ленинградской области, для чего взял с собой сменную одежду.
Эту поездку расценили как попытку побега (причем почему-то в далекую Польшу, а не находящуюся по соседству Финляндию), и Дмитриева заключили под стражу, где он находится до сих пор.
При чтении сведений из биографии историка складывается ощущение, что именно кладбища (места захоронений) и монастыри влекли его больше всего в жизни. Он высказывается и пишет как глубоко верующий православный человек, почти монах, которого мало что интересует в мирской жизни. Даже о своей исследовательской работе Дмитриев высказывается как о своеобразном послушании.
«Господь дал мне, может быть, такой крест, но Господь дал мне и такие знания», — сказал он на днях суду.
В этом обращении Дмитриев в подробностях рассказал о том, как крестил приемную дочь, в сексуальных посягательствах на которую его теперь обвиняют.
«Принимала крещение в Свято-Вознесенском храме на Секирной горе [на Соловках]. За 200 лет существования этого скита можно сосчитать на пальцах одной руки, сколько человек [в нем] было крещено», — сказал он, добавив, что падчерица — первая женщина, кому господь разрешил пройти этот ритуал именно там.
Вознесенский храм-маяк на Секирной горе, Свято-Вознесенский скит Соловецкого монастыря
Фото: Павел Львов / РИА Новости
Сразу после этих слов о дочери он говорит, что в 20-е и 30-е годы прошлого века в нескольких десятках метров от этого самого храма расстреливали и закапывали заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, и это место захоронения было найдено именно им, Дмитриевым.
В мае 2020 года в следственном изоляторе Петрозаводска, где находится историк, был обнаружен коронавирус, но даже это, наряду с обращениями и поручительствами, поступавшими в поддержку Дмитриева, не стало основанием для изменения меры пресечения — он остался за решеткой.
«Правда лежит на поверхности»
Общественная кампания за освобождение Дмитриева началась еще в 2017 году. С требованием прекратить преследование историка прошли уже десятки, если не сотни митингов и одиночных пикетов.
Более 400 иностранных деятелей культуры и искусства, в числе которых нобелевский лауреат Джон Кутзее, подписали специальное обращение с требованием освободить его.
«Уголовное дело карельского историка однажды войдет в учебники как пример заказного процесса, сфабрикованного по заранее известному лекалу, — говорится в опубликованном «Новой газетой» 19 июля 2020 года открытом письме работникам суда, прокуратуры и следственных органов. — Правда лежит на поверхности: преследование Дмитриева, вторжение в его семью и попытки искалечить судьбы отца и дочери напрямую связаны с борьбой Юрия Алексеевича за историческую память и деятельностью по возвращению имен безвинно погибших в сталинских лагерях».
Под этим обращением подписались почти две сотни ведущих российских журналистов, политологов, деятелей культуры, историков. Они заверили, что предпринятые силовиками усилия «не остановят работу, начатую Дмитриевым и его коллегами».
Накопали Он нашел тысячи жертв сталинского режима. Его осудили за ржавый обрез
Юрий Дмитриев. Фото: Семен Майстерман / ТАСС
Из лучших побуждений
Карельский краевед Юрий Дмитриев, сам бывший детдомовец, восемь лет назад взял на воспитание трехлетнюю девочку. Его родные дети — сын и дочь — уже выросли. Катя (имя изменено) была слабенькой, худенькой, с сильным отставанием в физическом развитии. Прежде чем девочка вошла в семью, Дмитриеву пришлось долго бороться за право удочерить ее — об этом он рассказывал уже в суде.
«Когда он готовился стать приемным отцом, то внимательно изучал все рекомендации и сведения, которые есть в интернете, в программах «Гарант», «Советник» и прочих. И еще в 2007 году вычитал, что с целью контроля можно делать такие фотографии. Если, скажем, через несколько лет у ребенка вылезет непонятное заболевание — может, позвоночник искривился или еще что, — то врач смог бы увидеть, какая была ситуация в четыре года, в пять, в шесть. Такие обоснования делаются по всему миру», — рассказывал адвокат Дмитриева Виктор Ануфриев в августе прошлого года.
По другим данным, Дмитриев вел медицинский дневник, чтобы отчитываться перед органами опеки после конфликта с воспитательницами в детском саду: они заявили, что у Кати на теле синяки — это были следы краски от газеты, через которую его жена делала ей горчичники. Пожилой краевед со свойственной ему скрупулезностью начал фотографировать дочь в обнаженном виде — снимок спереди, сзади, сбоку. Сначала делал снимки несколько раз в месяц, затем раз в три-четыре месяца, а затем перестал. Катя стала заниматься спортом, окрепла, и конфликты с опекой прекратились. Фотографии складывались в папки по годам и хранились в его компьютере.
«Было видно, как трепетно он к ней относится: что-то застегнуть, поправить, переправить, переодеть. «Тэ-эк, надо Катюшу в школу собрать, рюкзак новый купить, учебники. «, — рассказывали ребята из киношколы, которые вместе с Дмитриевым ходили в экспедиции. — В первый год она всех стеснялась. Была совсем интроверт-интроверт, а постепенно, за несколько лет, стала открытым, очень веселым ребенком. Второй год, когда я приехал на Соловки, она уже просто подбегала обниматься».
«Мотался он с ней и по кружкам, и везде, он ею занимался. Она оттаяла потихоньку. Куклы — это не ее. Самбо, драки, борьба —вот она себя нашла. На каждую тренировку шла с удовольствием, стала поправляться, физически крепнуть», — вспоминала взрослая дочь Дмитриева Екатерина.
Однако именно девять снимков приемной дочери стали потом поводом для возбуждения уголовного дела.
11-летнюю Катю забрали органы опеки, общаться с приемным отцом запретили. Эксперты Центра социокультурных экспертиз (их неоднократно критиковали за отсутствие профильного образования), известные по громким делам об экстремизме «Свидетелей Иеговы» и оскорблении чувств верующих Pussy Riot, ожидаемо признали изъятые фотографии порнографическими.
«Это знание, которое нужно людям»
«У него в детстве был такой эпизод: они с друзьями нашли череп и играли им в футбол. Ну, мальчишки значения не придают. А потом, во взрослом возрасте, он понял, как это ужасно: «Вот теперь расплачиваюсь за это»», — вспоминала знакомая Дмитриева Ольга Керзина.
Из подобных деталей биографии Дмитриева складывается портрет довольно самобытного человека. Будущий краевед родился в Петрозаводске в 1956 году, попал в детдом, потом был усыновлен фронтовиками. Вместе с отцом, полковником Советской армии, кавалером двух орденов Славы, «человеком идейным», он жил не только в Карелии, но и в Германии и Белоруссии. С тех времен его любимым фильмом стал «Зимородок» — о белорусском мальчике-партизане, ценой своей жизни подорвавшем мост. После школы он поступил в Ленинградское медицинское училище, но не окончил его, ушел учиться в Петрозаводский коммунально-строительный техникум. Совокупность этих знаний — анатомии человеческого тела и особенностей работы в котлованах — позволила ему стать тем, кем он в итоге стал: археологом-самоучкой, отыскавшим более десяти тысяч безымянных могил узников ГУЛАГа.
Но прежде чем приступить к исследованию расстрельных полигонов Большого террора (так в современной историографии называют период сталинских репрессий 1937-1938 годов), Дмитриев успел поработать слесарем в банно-прачечном комбинате, начальником кочегарок в ЖЭКе, рабочим на слюдяном заводе, гидом по Карелии и даже отсидеть за драку. Почти все знакомые описывают его как эмоционального, резкого, нетерпимого, ершистого и слишком прямодушного человека. С зоны, по словам друзей, он вернулся антисоветчиком.
История с безымянными могилами началась летом 1988 года, когда он вступил в неформальную организацию «Народный фронт Карелии» и стал помощником народного депутата СССР Михаила Зенько. Ему позвонил знакомый репортер из газеты «Комсомолец» и попросил помочь попасть на территорию воинской части, где, предположительно, было найдено место давнего расстрела. Туда же приехали сотрудники прокуратуры, следователь, районные чиновники. Никто не знал, что делать со скелетом. Дмитриев оказался единственным, кто решился достать из ямы череп с характерным круглым отверстием в затылочной части. Кто-то предложил страшную находку «закопать обратно». Эта идея его потрясла.
«Ребята, ну как закопаем? Это же люди, надо похоронить по-человечески, по-христиански», — убеждал он. Но христианские ценности присутствующих не вдохновили. Тогда Дмитриев решил это сделать самостоятельно — «если вам всем как-то равнобедренно», и тут же услышал от следователя: «Пока мы тут над этими несчастными думаем, недалеко отсюда этих костей вообще невесть сколько. Лежат, валяются, никому дела нет».
Выяснилось, что рабочие карьера в петрозаводском районе Сулажгора, где добывался песок для силикатного кирпича, давно жаловались на страшную находку под обрывом, но выкапывать и хоронить их силовики отказывались. Это взял на себя Дмитриев. Каждые выходные он ездил в карьер собирать кости, складывал их в мешки и отвозил в свой гараж. Несколько раз его засыпало землей так, что ему с трудом удавалось выбраться.
В Сулажгоре он нашел останки своего деда. Его могила была неизвестна, поскольку приемный отец Дмитриева тоже рос в детском доме: его отца арестовали, а мама умерла. Деда перезахоронили в Петрозаводске, на территории церкви на улице Правды, и его 80-летний сын, приемный отец Дмитриева, смог наконец прийти к нему на могилу.
На тех раскопках, по собственным признаниям краеведа, он чуть не сошел с ума. «Я знаю строение человека, знаю, какая косточка скелета куда вставляется. И тут я вижу, что идет что-то не совсем обычное. У меня кости человеческие перемешаны непонятно с какими. Пошел на курсы судебной медицины, потом к биологам, потом в сельхозакадемию, к ветеринарам. Свиньи!» Дмитриев догадался: сотрудники НКВД сделали это специально для того, чтобы создать видимость скотомогильников на месте человеческих захоронений и отпугнуть охотников с собаками. И продолжил работать с утроенной силой.
«История Дмитриева — это история какого-то очень драйвового юродства», — говорила директор музея общества «Мемориал» Ирина Галкова. Она признавалась, что он почти пугал «этой своей громогласностью, дикостью, неустроенностью». Другие вспоминали, что он постоянно матерился и курил «Беломор», а когда дочь, сын или внучка висли на нем, добродушно говорил: «В очередь, сучьи дети!» Возможно, его непростой характер стал причиной развода с женой в середине 1990-х. Сначала дети — Екатерина и Егор — остались с матерью, но затем они решили жить с отцом. На свои раскопки он брал с собой детей и собаку-ищейку Ведьму (названную так потому, что она нашлась в пятницу, 13-го).
«Это все с детства моего идет, вот эти черепа, которые я имела возможность наблюдать, с дырочкой в затылке… Наверное, это стало смыслом его жизни — жизни моего отца. Он мне однажды сказал: «Я нашел себя. Я не знаю, в чем я провинился или что я сделал в прошлой жизни не так, но я чувствую, что это мое, я должен этим заниматься. Я должен установить могилы, установить имена. У всех людей, которые не похоронены в море, кто убит или умер на земле, должна быть могила»», — объясняла страсть отца Екатерина.
Они жили в скромной хрущевке. Когда дома было нечего есть, Дмитриев порывался бросить свою тяжелую и неоплачиваемую работу или, как он ее называл, «крест» и «Голгофу». «Дети как раз в школу ходили. Многое надо — платье купить, штаны купить. Тяжко было. Ну, думаешь, все брошу. С вечера перепсихуешь, утром встанешь — если я брошу, кто это сделает? Никто, — говорил он. — Ведь это знание, которое нужно людям, которые ждут, пытаются найти своих родственников». Чтобы иметь больше свободного времени, Дмитриев устроился охранником на завод.
«Души человеческие ждали»
К 1997 году была готова книга «Поминальные списки Карелии». И тогда питерские «мемориальцы» Вениамин Иофе и Ирина Флиге рассказали ему, что ищут следы заключенных Соловецкого этапа — тысячи людей просто исчезли из списков после того, как покинули острова. Дмитриев вспомнил, как читал в актах о расстреле «огромного количества народу» в районе станция Медгора Кировской железной дороги.
1 июля 1997 года он взял дочку, собаку и выдвинулся на старом авто из Петрозаводска на 19-й километр. Волонтеры копали карьер целый день, но останков не нашли. Тогда Дмитриев решил осмотреть окрестности. Шел по лесу и думал: «Вот если бы мне Родина наган доверила — где бы я этот приказ исполнял? Здесь пока еще рано, с дороги будут слышны выстрелы. Здесь отблеск костра на соснах будет виден, выдаст место расстрела». Внезапно он увидел в лесу провалы в почве ровной прямоугольной формы — стало жутко. Через два часа он держал в руках череп с характерными следами от выстрела. Это была первая могила, которая появилась в Красном Бору. Всего их оказалось 1193.
В том же году аналогичным образом, по актам, недалеко от Медвежьегорска, рядом с лесным урочищем Сандармох, он нашел останки более девяти с половиной тысяч человек: спецпоселенцев, жителей окрестных сел, заключенных с Беломоро-Балтийского канала, заключенных Соловецких лагерей.
«Он же вообще не историк ни разу. Но он потрясающий знаток, и у него к деталям — и к материальным, и к архивным — какое-то очень цепкое чутье. (…) Все делается ради чего? Найти расстрельный акт, который соответствует этой могиле. Этот расстрельный акт позволяет их всех назвать по именам — именно тех людей, которые именно в этой яме лежат. Это чудовищная работа, никто ее в России больше не делает», — объясняла Галкова. Она так поняла мотивацию Дмитриева: «У него какое-то очень сильное ощущение судьбы. Очень серьезное к ней отношение. Он через это все проходит, через эту нудноту, через все. Не знаю, крышу же должно сносить, когда чей-то череп выкапываешь, но он доходит до людей, до их судеб. Ему важно не просто найти скелет, а дойти до человека, каким он был».
Проще описывала это его дочь Екатерина: «Я видела бабушек, которые находили имена своих близких в книгах памяти, плакали и очень благодарили папу за это».
Писатель Дмитрий Быков вспоследствии сравнивал работу Дмитриева с деятельностью целого научно-исследовательского центра. «Когда находят эти черепа, а сверху еще брошенную свинью — чтобы думали, что это скотомогильник, а сверху две бутылки водки, выпитые палачами. Это чудовищно», — подчеркивал он и тут же замечал, что потомки исполнителей расстрелов не хотели, чтобы их фамилии появлялись в этом контексте.
Дмитриеву было все равно: казалось, у него не было другой страсти, кроме как передать историю расстрелянных людей. Он превратил Сандармох в мемориальный комплекс, выяснил имена и перезахоронил всех убитых, установил памятный камень с наивной надписью: «Люди, не убивайте друг друга».
«Когда в первый раз приехали в Сандармох на день памяти, там сосны растут корабельные — и тишина, ни ветерка. А как только люди с автобуса вышли, двинулись по этой дорожке, и вдруг весь лес, все верхушки как заходили ходуном! Юра говорит: «Это души человеческие шестьдесят лет ждали, чтобы о них пришли и вспомнили»», — вспоминал друг Дмитриева, краевед Валентин Кайзер.
Захоронение получилось многонациональным: по первому Соловецкому этапу шли не только русские, но и украинцы, поляки, финны, грузины, азербайджанцы, татары, вайнахи — вплоть до шведов с норвежцами. Каждый год 5 августа туда начали ездить делегации из разных стран. В этом Дмитриев видел особый смысл.
«Постоят у одного памятника — почтут память, подойдут к другому — отдадут дань уважения. У нас общее горе. Оно нас сюда привело. Общее. А все остальное — это уже так… Бог един. Просто мы его называем по-разному», — убежденно говорил археолог-самоучка. В 2010 году молебен в Сандармохе служил сам патриарх Кирилл.
Власти перестали поддерживать международные акции памяти после «крымской весны»: настоящее раздражение вызвал приезд в 2015 году польской и украинской делегаций. «Приехал какой-то сумасшедший львовский дед в бандеровской форме. За ним толпой ходили эфэсбэшники», — рассказывали очевидцы.
Но Дмитриев не переставал сотрудничать с единомышленниками: после Красного Бора и Сандармоха он ездил в украинский поселок Быковня, где вместе с польским антропологом Анджеем Флярковским изучал захоронения узников киевских тюрем, расстрелянных в начале Великой Отечественной войны. Поляк определял параметры черепа на глаз с точностью до миллиметра и обучил его новым способам определения пола и возраста скелета, о чем Дмитриев вспоминал с огромной благодарностью.
За эти годы выросли его дети, и ершистый краевед женился во второй раз — на женщине по имени Людмила. В новом браке детей не было, поэтому супруги решили удочерить трехлетнюю девочку. Для этого они прошли курсы приемных родителей и даже дошли до Верховного суда: им не хотели давать ребенка из-за возраста. Дмитриев выходил дочь, научил молитвам, крестил на Секирной Горе, отдал в секцию самбо, нашел ее родную бабушку, живущую в деревне на севере Карелии.
Друзья никогда не замечали за ним тех наклонностей, в которых его обвинило следствие. «Если мужчине пятьдесят лет, а жене его тридцать — ему это уже кажется сумасшествием: “Ну как можно?» Ему шестьдесят, а женщине должно быть пятьдесят — и то он считает ее молодухой», — говорили они.
Одно из них Дмитриев зачитал на суде вместо последнего слова.
«По делу было все»
Основателя карельских мемориальных комплексов начали судить в Петрозаводске 1 июня 2017 года, приурочив процесс к Дню защиты детей. Суд проходил за закрытыми дверьми. К тому времени в поддержку правозащитника выступили сотни как простых, так и известных людей, среди них музыкант Борис Гребенщиков, режиссер Андрей Звягинцев, поэт Дмитрий Быков, писатели Борис Акунин и Людмила Улицкая. Петиция за оправдание Дмитриева собрала более 40 тысяч подписей. Подсудимый вину по «порнографическим» статьям не признал.
«Экспертиза дала заключение, что снимки не являются порнографическими, что сексуальных намерений и целей у Юрия Алексеевича не было», — сказал адвокат, добавив, что эксперты пришли к выводу: фотографии использовались исключительно для контроля физического здоровья девочки.
Активистка с портретом Юрия Дмитриева на пикете в защиту политзаключенных в Екатеринбурге, 6 июня 2017 года
«Милости и пощады я у вас не прошу»
Повторное исследование снимков фактически подтвердило позицию Дмитриева. Это решение не устроило обвинение. Прокуроры настаивали на проведении экспертизы в отношении подсудимого с целью определить его психическую вменяемость.
Его отправили из Петрозаводска в Москву, в институт судебной психиатрии имени Сербского, но и там отклонений у него не выявили. По возвращении из Москвы 27 января Дмитриев вышел на свободу после года в СИЗО.
Когда родная дочь увидела его, она заплакала: ее сильный и гордый отец весил 50 килограммов. «Я привыкла его видеть как старика Хоттабыча, как лесовика — с длинными волосами, с длинной бородой, а сейчас он побритый, подстриженный. Для меня это был шок. Я его даже не узнала. Плакали. Я плакала, и он чуть», — призналась она. Екатерина добавила, что «он уверен в своей невиновности, любой приговор встретит спокойно, потому что смерти нет».
Дмитриев рассказал, как прожил этот год в неволе: «Сначала было немного не по себе — когда ты просто не можешь заниматься своим делом. А потом… Я не мог повлиять на ситуацию и изменил свое отношение к ней. Я знаю судьбы многих людей, которые прошли через этот изолятор в 30-е годы. Ну вот и я начал понимать, что они ощущали, когда видели эти стены, ходили по этим коридорам, слышали лязг этих металлических дверей. Они тоже были оторваны от семьи, от своих детей, внуков. Некоторую аналогию можно провести между их обвинениями и моим обвинением».
По словам Дмитриева, благодаря такой аналогии ему было достаточно легко выбрать модель своего поведения в СИЗО: говорить правду и ничего не бояться, оставаться независимым и не позволять на себе ездить.
«Мне часто вспоминались слова Варвары Брусиловой [молодая дворянка Брусилова в начале 1920-х годов выступала против гонений на церковь, за что была заключена в Соловецкую тюрьму, а в 1937-м расстреляна у восьмого шлюза Беломорканала]: «Милости и пощады я у вас не прошу. Любой ваш приговор я приму со спокойной душой и совестью, потому что по моим религиозным верованиям смерти нет». Дважды в день я молился — такая зарядка для души. Между молитвами вспоминалось одно, другое, третье. В общем, мозги не пустовали. Я знал, что это когда-нибудь кончится», — говорил Дмитриев.
Вместо последнего слова он зачитал судье письмо Кати, полное теплых слов. Еще недавно в ответ на вопрос, счастлив ли он, Дмитриев отвечал так: «Счастье — когда ты находишь свою дорогу при жизни и хоть сколько-нибудь успеваешь по ней пройти. Я понял, чем я должен заниматься. Это мой крест, мой путь, и я встал на него. Это путь к моей персональной Голгофе». Историк-самоучка не собирается сворачивать со своего пути, он намерен и дальше заниматься поисками правды.