итикаф в исламе что это
Итикаф в исламе что это
Сегодня мы хотим посвятить цикл « 365 шагов к исламу » теме « Итикаф ».
وَإِذْ جَعَلْنَا الْبَيْتَ مَثَابَةً لِّلنَّاسِ وَأَمْنًا وَاتَّخِذُوا مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى وَعَهِدْنَا إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ أَن طَهِّرَا بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ
«И вот Мы сделали [этот] Дом [Каабу] безопасным местом, куда возвращаются люди. [Мы велели:] Сделайте же макам Ибрагима местом для намаза. Мы велели Ибрагиму и Исмаилю очистить Мой Дом [Каабу от идолов и мерзостей] для совершающих таваф, находящихся [возле нее в итикафе], совершающих поясной [рукуʼ] и земной [суджуд] поклоны» (сура «Аль-Бакара», аят 125).
Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала следующее:
«Посланник Аллаха (мир ему) в последние десять дней Рамадана уединялся для итикафа и говорил: «Ищите Ночь Предопределения в последних десяти днях Рамадана» (Бухари, Фадлу ляйлятить-кадр, 3).
«Господи! Лишь на Тебя одного мы полагаемся [вверив Тебе все наши дела], к Тебе одному мы обращаемся [с покаянием], и к Тебе предстоит прибытие» (cура «Аль-Мумтахана», аят 4).
Что такое итикаф и как его совершать?
Согласно исламу, итикаф это уединение на некоторое время постящегося человека в мечети или месте, которое выполняет функцию мечети. Того, кто находится в состоянии итикафа называют “мутакиф” или “акиф”. Для мужчин местом для итикафа может служить мечеть, где читается азан и соответственно совершаются все пять обязательных намазов.
Если в самой мечети нет возможности ходить в туалет, делать омовение или же при необходимости делать вуду, то для этого разрешается выходить из мечети. Но человек находящийся в итикафе, например, не может выходить для совершения джаназа-намаза. Он может поменять место итикафа, только если его жизни или имуществу угрожает опасность. Если человек выйдет из мечети без уважительных на то причин, то итикаф считается нарушенным (Маргинани, аль-Хидайа, II, 291-293)
Есть множество хадисов, согласно которым Пророк (мир ему) совершал итикаф в месяц Рамадан, особенно в его последние десять дней (Бухари, Итикаф, 1; Муслим, Итикаф, 1-5; Абу Дауд, Рамадан, 3; Саум, 77). Во время итикафа Пророк (мир ему) больше времени уделял поклонению Всевышнему, больше обычного читал Священный Коран и делал дуа. С момента переселения в Медину Пророк (мир ему) совершал итикаф постоянно всю оставшуюся жизнь (Субуль ас-салам, т.2, с.684-685).
Минимальным сроком для итикафа является один день. При этом имам Абу Юсуф считал, что для этого достаточно половины дня, проведенного в уединении, а согласно имаму Мухаммаду достаточно одного часа.
Итикаф – это остановка где-либо и пребывание там в течение какого-нибудь времени. А в Шариате это пребывание в мечети с соответствующим намерением.
Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится (смысл): « и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф. » (сура «Аль-Бакара», аят 187).
Кроме того, есть хадис, который передала супруга Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Айша, в котором говорится: «Пророк (мир ему и благословение) совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» («Сахихуль Бухари», № 1922; «Сахихуль Муслим», № 1172).
Положение итикафа
Итикаф желательно совершать в любое время, а в месяце Рамадан крайне поощрительно. В последние же 10 суток Рамадана итикаф ещё ценнее.
Итикаф также может быть и обязательным: он становится таковым, если дать обет Всевышнему совершить его. Основываясь на этом, можно сказать, что итикаф бывает трёх видов:
1. Желательный. Итикаф желательно совершать в любое время года.
2. Особо желательный. Крайне желательным итикаф бывает в последнюю декаду месяца Рамадан. Мудрость крайней желательности соблюдать итикаф, находиться в бдении и поклонении Аллаху в последние десять суток Рамадана, заключается в том, чтобы провести ночь Ляйлят уль-Кадр в поклонении. Ведь деяние, совершённое в эту ночь, лучше деяний, совершённых даже в течение 1000 месяцев (более 83 лет). Об этом констатирует и Коран (смысл): «Деяния, совершённые в ночь Ляйлят уль-Кадр, ценнее совершённых в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи» (сура «Аль-Кадр», аят 3).
Хотя и есть мнения о том, что эта ночь может быть любой из ночей Рамадана, всё же большинство богословов утверждают, что она в последней декаде месяца.
3. Обязательный. Обязательным итикаф становится только в том случае, когда даёшь обет Всевышнему совершить его.
Необходимые условия для действительности итикафа
1. Намерение. Чтобы итикаф засчитался, необходимо сделать намерение пребывать в мечети некое время с целью богослужения, с намерением исполнить сунну Пророка (мир ему и благословение). Например, если человек просто зашёл в мечеть или по какому-нибудь делу, но не для поклонения, то его итикаф недействителен.
2. Пребывание в мечети. Для осуществления итикафа необходимо находиться в мечети в течение такого времени, которое, по мнению учёных богословов, считается итикафом.
3. Чистота. Для действительности итикафа совершающий его должен быть чист от состояния осквернения (т. е. должен быть искупавшимся после семяизвержения или половой близости); если женщина, то ещё и от месячных и послеродовых выделений. Также необходимо, чтобы тело и одежда были чисты от нечистот, которые могут испачкать мечеть.
Если выйти из мечети без необходимости, итикаф нарушается. А если выйти по нужде, итикаф не нарушается.
Соблюдение поста не является необходимым составляющим итикафа. Однако является желательным поступком, ибо в хадисе, переданном от Ибн Аббаса, говорится: «Совершающему итикаф не вменяется в обязанность соблюдение поста, кроме как если он сам пожелает этого [чтобы удостоиться дополнительного воздаяния]» («Джамиуль-ахадис», № 19396).
Если мусульманин даст обет Всевышнему, что будет соблюдать итикаф беспрерывно в течение некоторого времени, то ему нельзя выходить из мечети, кроме как по необходимости. Например, для того, чтобы справить нужду, обновить омовение и т. д. Если выйти из мечети по нужде, греха не будет и итикаф не нарушится. Выходить из мечети без необходимости, например чтобы просто прогуляться, развеяться, не только запрещено, но и нарушает итикаф. В этом случае необходимо заново начать соблюдать итикаф.
Если человек дал обет исполнить итикаф, соблюдая пост, – поскольку такой итикаф ценнее, – вменяется в обязанность его исполнить, постясь. Итикаф можно совершать в любой мечети, даже если дать обет соблюдать его в какой-нибудь определённой мечети. Исключением являются только эти три священные мечети: Масджид аль-Харам (в Мекке), Масдждид ан-Набави (мечеть Пророка в Медине) и Масджид аль-Акса (в Иерусалиме): если дать обет исполнить итикаф в одной из этих мечетей, нельзя его совершать в другой мечети, за исключением более достойной из них (их достоинство – в приведённой выше последовательности). Например, если дал обет исполнить итикаф в Масджид ан-Набави (мечеть Пророка), то его можно исполнить и в ней и в Масджид аль-Хараме (Мекка), и так далее.
Этикет итикафа
1. Совершающему итикаф желательно заниматься поклонением Всевышнему: поминать Аллаха, читая зикр, читать Коран, изучать религиозные науки, читать желательные молитвы и др., поскольку это будет способствовать осуществлению цели итикафа.
2. Во время итикафа желательно соблюдать пост, ибо такой итикаф достойнее обычного. Кроме того, пост способствует подавлению желаний и очищению души.
3. Итикаф желательно совершать в джума-мечети, т. е. в той мечети, в которой проводят пятничную молитву.
4. Говорить только хорошее, не бранить никого и не сплетничать, поскольку такие поступки запретны; и, конечно же, надеяться на воздаяние за итикаф, совершая грехи, не стоит.
Во время итикафа нежелательно заниматься какими-нибудь мирскими делами: что-то прясть, шить, покупать, продавать, играть с телефоном и т. п.
Действия, нарушающие итикаф
Ласки же в виде поцелуя, прикосновения и т. п. не нарушают итикафа, кроме как если по их причине произойдёт семяизвержение – в этом случае итикаф нарушается.
2. Выход из мечети без необходимости.
4. Опьянение и потеря рассудка, будь то умышленное или неумышленное, вызванное алкоголем или наркотическими веществами.
5. Месячные и послеродовые выделения.
В желательном итикафе, в отличие от обязательного, разрешается прерывать в любое время.
Заходя в мечеть для намаза совершения намаза, желательно сделать намерение пребывать в итикафе, пока находишься в мечети.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое итикаф?
Итикаф (с арабского اعتكاف – «пребывание», в русском языке можно также встретить написания «игтикаф», «игтикяф», «итикяф») представляет собой религиозную практику в исламе, заключающуюся в нахождении правоверного в мечети на протяжении определённого временного промежутка, в ходе которого он занимается поклонением Создателю, сторонясь мирских забот.
Этот обряд основан на сунне Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), который, как сообщается в хадисе со слов Айши (р.а.), вплоть до своей смерти ежегодно проводил заключительные дни Рамазана в мечети.
При этом возможно совершение итикафа и в иные месяцы. Например, в одном из хадисов, встречающемся в сборнике аль-Бухари, сообщается, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) совершал этот обряд и в конце месяца Шавваль.
Во время итикафа верующий может читать Священный Коран, совершать молитвы – будь то намазы, в том числе дополнительные, или дуа, читать хадисы. Кроме того, в состоянии итикафа человеку разрешается потреблять пищу (в месяц Рамазан – во время ночного разговения), спать, менять одежду, использовать благовония, стричь ногти, вести религиозные разговоры, слушать лекции, выходить из мечети для совершения малого омовения или перехода в другой мусульманский храм.
Под запретом для совершающего итикаф остаются те же вещи, что характерны для постящегося мусульманина – употребление пищи, воды в дневное время суток, вступление в близость с супругой. Также не разрешается тратить время на разговоры о мирском, разного рода развлечения.
Виды итикафа
Существует два вида итикафа. Первый – обязательный (ваджиб). Он становится таковым, когда человек даёт обет совершить итикаф, если, например, какая-то ситуация станет развиваться в выгодном для него русле. Второй вид итикафа находится в ранге сунны. Его суть заключается в проведении в мечети последних дней месяца Рамазан. Как правило, речь идёт о последней декаде благословенного месяца, поскольку именно на этот период, как сообщают некоторые хадисы, приходится Ляйлятуль-Кадр (Ночь предопределения). Как известно, достоинство этой ночи особо подчеркивается в Благородном Коране:
Если верующий объективно не имеет возможности провести в мечети все 10 дней из-за работы или домашних хлопот, то он делает это тогда, когда позволяют соответствующие обстоятельства.
Условия итикафа
Мужчины могут выполнять итикаф только в мечети, тогда как женщины вправе сделать это, находясь дома. В то же время шафиитский мазхаб настаивает на том, что итикаф нельзя проводить в других местах, за исключением мечети. Поэтому женщине надлежит получить разрешение у мужа. Известно, что жёны Пророка Мухаммада (с.г.в.) вместе с ним находились в мечети в состоянии итикафа.
Условиями для совершения итикафа являются следующие требования:
— человек должен быть мусульманином;
— он должен быть разумным;
— верующий должен находиться в состоянии ритуальной чистоты. Женщине запрещено быть в мечети в период менструации, а мужчине – в случае отсутствия у него гусля (то есть если есть необходимость совершения большого омовения);
— намерение на нахождение в мечети в течение определённого периода времени.
Монашество и итикаф – в чём различия?
На первый взгляд может показаться, что итикаф представляет собой некий исламский аналог того, что практикуется в христианстве под видом монашества. Однако суть у этих двух явлений разная. Если монахи полностью отказываются от светского мира, взаимодействия с ним в форме совершения какой-то ориентированной на получение дохода работы, вступления в брак, воспитания детей и прочего, то итикаф не предполагает подобных ограничений. Это фактически определённая форма уединения, направленная на то, чтобы человек вспомнил своё предназначение в пучине повседневной суеты и, перезарядившись, снова продолжил свой путь преобразования окружающей его действительности в лучшую сторону.
У правоверного мусульманина есть возможность вспоминать о своём предназначении, как минимум, 5 раз в день во время совершения обязательного намаза, однако от рутинизации мыслительного процесса никто не застрахован.
Итикаф в период священного месяца Рамазан оказывает дополнительное воздействие на духовное преобразование человека, позволяя ему полностью абстрагироваться от водоворота событий. Усердие, прилагаемое в период итикафа, неизбежно скажется и на устремлении человека в наилучшей манере и с чистейшими намерениями выполнять другие обязательные и дополнительные практики поклонения Аллаху.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Что такое итикаф?
Началась последняя декада Рамадана. В эти дни мусульмане стараются больше времени проводить в мечетях, некоторый из верующих пребывают в домах Аллаха сутками, совершая обряд итикаф. Подобное служение каждый год в последние 10 дней Рамадана совершает, в частности, и Муфтий Татарстана Камиль-хазрат Самигуллин, о чём сообщалось на нашем портале.
Так что же такое итикаф?
Слово «итикаф» в переводе с арабского означает «пребывание». С точки зрения Шариата это означает пребывание в мечети с целью приближения ко Всевышнему.
Итикаф – это наиболее любимое для Аллаха из благих деяний. Поскольку это означает держаться, придерживаться чего-либо, это усердие в благом деянии. Проявляя усердие в поклонении, мы обретаем любовь Аллаха, как об этом говорится в хадисе аль-кудси: «Мой раб не перестаёт приближаться ко Мне, делая добровольные поступки (сунна), пока Я не полюблю его».
Итикаф Пророка (мир ему и благословение)
Пророк (мир ему и благословение) усердствовал в этом достойном, благодатном виде поклонения, за ним последовали и сподвижники. Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Пророк (мир ему и благословение) усердствовал в итикафе в последние дни месяца Рамадан, пока не ушёл в мир иной» (Бухари, № 1922, Муслим, № 1171).
Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) не выходил из мечети в дни итикафа, кроме как для естественных надобностей. А также, оставаясь в мечети во время итикафа, Пророк (мир ему и благословение) подставлял голову, и Айша (да будет доволен ею Аллах) причёсывала его не выходя из своей комнаты, так как комната её примыкала к мечети Пророка (мир ему и благословение).
Когда подходили последние десять дней месяца Рамадан, он свёртывал постель, потуже затягивал свой пояс, становясь еще более умеренным в еде чем обычно и половой близости со своими жёнами. Вместе с ним усердствовали в поклонении и его близкие, ибо на эти дни приходится Ляйлят Уль-Кадр (Ночь Предопределения).
ليلة القدر خير من ألف شهر
(смысл): «Ляйлят Уль-Кадр лучше, чем тысяча месяцев» (сура «Кадар», № 3), т. е. деяния, совершённые в эту ночь, лучше, чем деяния, совершённые на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.
Вероятнее всего, Ночь Предопределения попадает на нечётные дни, а из нечётных дней – скорее всего на 21-й, 23-й, 25-й или 27-й дни месяца Рамадан.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ищите Ляйлят-Уль-Кадр среди последних десяти ночей месяца Рамадан» (Бухари, № 1916). В другом хадисе говорится: «Ищите Ляйлят-Уль-Кадр в нечётных числах, среди последних десяти ночей» (Бухари, № 1913).
Польза итикафа
Если бы итикафом считалось только сидение в мечети и отдаление от порицаемых вещей, то даже это было бы большим благом, поскольку, совершая итикаф, человек сохраняется от лицезрения плохого, при вхождении в дом Аллаха человек сохраняется от этого.
Если человек в итикафе, то ему так же запрещены и сексуальные отношения с жёнами. Всевышний говорит (смысл): «Не вступайте с жёнами в близость, когда пребываете в мечетях» (сура «аль-Бакара», аят 187). В этом запрете тоже есть большая польза для души – сохранение смиренности в поклонении, отдалении от грехов. Также благо итикафа – в отлучении от мирского, которое отвлекает сердце от поминания Аллаха, поскольку цель итикафа – очищение нафса, приготовление к приближению к Аллаху.
Как-то сподвижники пожаловались Пророку (мир ему и благословение) на изменение их душевного состояния, когда они бывают дома, по сравнению с тем, когда они пребывают с Пророком (мир ему и благословение). На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если бы вы оставались в том же состоянии, в каком вы бываете со мной, то ангелы создавали бы вам тень своими крыльями» (ат-Тирмизи, № 2452).
Благодаря итикафу проявляется усердие в выполнении обязательных и желательных (сунна) молитв, через которые раб обретает любовь Аллаха, получает ответ на мольбы. Проводящий время в итикафе постоянен в совершении пяти обязательных молитв джамаатом, и он успевает сразу после имама вступить в намаз без опозданий, ведь за это есть отдельная награда. Не упускаются совершаемые дополнительные намазы до и после обязательного намаза, намаз зуха (духа), пробуждение ночью для совершения поклонения, коллективные таравих-намазы. Абу-Хурайра передаёт, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангелы благословляют одного из вас до тех пор, пока он остаётся на том месте, где совершил намаз, пока не нарушилось омовение. Они молят: «О Аллах, смилуйся над ним!» (Муслим, № 649).
Итикаф является желательным и в другое время. От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся: «Пророк (мир ему и благословение) совершал итикаф в последние дни месяца Шавваль» (Бухари, № 1936).
Условия для итикафа
1) Пребывающий должен быть мусульманином;
2) должен быть разумным;
3) женщина должна быть чиста от менструальных циклов и послеродовых выделений;
4) не допускается итикаф в состоянии джунуб (состояние, требующее совершить полное омовение);
5) итикаф засчитывается лишь в мечети;
6) намерение. Намерение же делается следующим образом: «Я намереваюсь быть в итикафе ради Аллаха».
Намеривающийся совершить итикаф должен знать:
1) Если во время пребывания в мечети человеку потребуется выйти, и он выйдет, не имея намерения вернуться обратно, то при вхождении необходимо обновить намерение.
2) Если пребывающий в мечети установил определённое время для итикафа, то при выходе из мечети не по нужде он обязан обновить намерение. Если же человек выйдет, чтобы обновить омовение, то в этом случае не надо этого делать.
3) Давшему обет находиться в итикафе в определённой мечети разрешается менять место нахождения, переходя в другую мечеть.
4) Если был дан обет пребывать в Масджид-уль-Харам, то давший обет обязуется находиться именно там, поскольку этот дом Аллаха дороже, чем любой другой. В одном из хадисов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Намаз, совершённый в моей мечети (в Медине), дороже, чем тысяча намазов, совершённых в другой мечети, кроме Масджид-уль-Харам; намаз, совершённый в Масджид-уль-Харам, дороже, чем сто намазов в моей мечети в Медине».
5) Если дать обет быть в мечети в Медине или в мечети Аль-Акса (в Иерусалиме), то верующий обязуется пребывать именно в этих мечетях, но можно пребывать и в Масджид-уль-Харам, поскольку она дороже,
6) Если выбрана мечеть Аль-Акса, нужно быть в ней, но можно и в мечети в Медине, потому что мечеть Пророка (мир ему и благословение) дороже, чем мечеть Аль-Акса.
Итикаф не нарушается использованием благовоний, занятием личной гигиеной, употреблением пищи. Если у человека нет возможности все десять дней пребывать в мечети по причине домашних дел или же работы, то ему также желательно по мере своей возможности находиться в мечети с намерением на итикаф.
Мы должны стараться не забывать об этом виде поклонения и усердствовать в этом. Приближаются последние десять дней Рамадана. Да поможет нам Аллах! Амин!
И‘тикяф (итикяф или итикаф)
Аудио версия настоящей статьи:
И‘тикяф (итикяф или итикаф) — это пребывание постящегося в мечети с намерением [1] находиться в ней, для которого характерно особое, одухотворенное состояние, направленное на пополнение жизненных и душевных сил.
Мечеть должна быть из тех, где есть имам и проводятся обязательные молитвы.
В Священном Коране упоминается состояние и‘тикяфа:
«И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа» (см. Св. Коран, 2:187).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал и‘тикяф ежегодно в последние десять дней месяца Рамадан, начиная с года его прибытия в Медину и вплоть до смерти [2].
Исламские ученые единодушны: и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием [3].
Суть нахождения в мечети с намерением и‘тикяфа состоит в том, что человек, особенно во время соблюдения поста, на некоторый период удаляется от мирских проблем, имеет возможность спокойно проанализировать последний год своей жизни, увидеть ошибки, погрешности и покаяться в тишине Божьего храма в состоянии умиротворенности души, находящейся еще в теле. В состоянии спокойствия верующий может очерчивать, строить планы последующих месяцев и лет, моля Всевышнего о благословении и помощи в достижении намеченных целей.
Для того, кто проводит несколько или все десять дней в мечети, особенно важно оградить себя от никчемных разговоров и дел, посвятив эти дни очищению своего сердца от пороков, слабостей, недостатков. Ведь наши помыслы и дела берут начало именно там, в сердце. И конечно же, нужно просить и молить Бога укрепить себя, это немощное перед жизненными бурями человеческое существо, в вере, набожности, умении преодолевать и достигать, дабы стать счастливым в земном и вечном, а также помочь в этом другим.
Во время и‘тикяфа желательным является чтение Священного Корана, осознание его смыслов и приумножение религиозных познаний.
В дни и‘тикяфа, даже если человек решил посетить мечеть ненадолго, будет лучше, если при входе в Дом Всевышнего он оговорит намерение провести эти минуты или часы в состоянии и‘тикяфа [4].
Ответы на вопросы об и‘тикяфе
Соблюдают ли женщины и‘тикяф? Если да, то каким образом? Айсулу.
Учитывая все нюансы Сунны и комментарии ученых по этому вопросу, и‘тикяф женщин в мечети в последние десять дней Рамадана возможен, но только в том случае, если в здании мечети имеются помещения, залы, отведенные специально для них, для их круглосуточного там пребывания. Замечу, что женщинам все-таки лучше воздержаться от и‘тикяфа в мечети [5].
Богословы-ханафиты считали, что и‘тикяф женщины может быть только дома, в той его части, которая отведена для молитвы-намаза. Круглосуточное пребывание женщины в здании мечети в последние дни Рамадана они считают нежелательным [6]. В одном из мнений оговаривается исключение, касающееся случая, когда женщина находится там с мужем [7]. О нежелательности (макрух) и‘тикяфа женщины в здании мечети говорил и имам аш-Шафи‘и, аргументируя свое мнение достоверным хадисом из свода хадисов имама аль-Бухари [8].
Если все-таки замужняя женщина намерена провести десять (или менее) последних дней Рамадана в мечети (притом что там имеются для этого необходимые условия), тогда ей нужно посоветоваться с мужем и получить его одобрение [9].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Все исламские ученые подчеркивали, что намерение обязательно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1751.
[2] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 318, хадисы № 2025, 2026; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1751.
[3] Безусловно, каждый человек должен самостоятельно и ответственно оценивать свои возможности, абстрагировавшись от рабочих, семейных забот, жизненной активности на 10 дней, не ущемляя права тех, кто находится под его опекой. Предполагается, что человек заранее все спланировал и его отсутствие в течение этого времени никому и ничему не навредит.
[4] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1752.
[5] Мнение имама аль-‘Аскаляни, обоснованное смыслом хадиса. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 348 и 349.
[6] См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 68 (пояснение к хадису № 1172); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1750; аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 530.
[7] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 346.
[8] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 346, хадис № 2033 и пояснение к нему.
[9] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 3. С. 1763.