изгоняющий дьявола в чем смысл
Изгоняющий дьявола. Абаддон: Присутствие, внедрение и полное принятие…
Посмотреть это кино я собиралась довольно долго. Фильмов про экзорцизм наснимали уже целую тьму, и почти все как под копирку. В этой картине тоже есть шаблоны, но есть и кое-что иное. В общем, фильм мне понравился, ибо поводов для размышлений он дал много, а это для меня главная ценность любого кино.
Что еще примечательно. Наши прокатчики снова исказили название, втулив слово «Абаддон». Возможно, название стало более привлекательным, а вот суть его потерялась. Тогда как оригинал The Assent — «Одобрение, согласие» — точно отражает весь смысл фильма. Но, забегать вперед не буду, расскажу прежде немного о сюжете.
Краткое описание сюжета
В самом начале дается краткая характеристика трех стадий одержимости. Первая, когда демон лишь проявляет свое присутствие, человек в этот момент еще совершенно нормальный. Вторая — когда демон начинает овладевать телом носителя. Третья — когда человек полностью сдается власти демона и принимает его. Тогда демон становится частью человека. После этого уже начинается сам фильм.
Джоэл Кларк работает в автосервисе и, по всей видимости, один воспитывает сына Мэйсона. Живут они далеко не роскошно. За целый день работы герой получил 40 долларов, но их нужно все отдать няне — молодой девчонке. Да еще 8 баксов за продукты. Когда сын с отцом садятся за стол, мальчик произносит молитву-благодарение Богу за пищу. Отец слегка удивляется такому, но Мэйсон говорит, что этому его научила няня Кейси. Считаю, что этот момент имеет важность для дальнейших событий.
С самим Джоэлом явно что-то происходит не то. Во-первых, он голодает, ибо денег практически нет и все они уходят на еду для сына и няню. Во-вторых, его преследуют видения. По всему похоже, что не так давно погибла его жена. Но Джоэл видит не только ее гибель, но и демона с рогами. Мужчина ходит к психологу, и доктор Майя уверена, что у него шизофрения. Видения он заглушает, естественно, таблетками. Но главная проблема не в этом, а в том у него могут отобрать ребенка. Ио и это мелочи в сравнении с тем, что у Мэйсона появляется невидимый и явно не особо дружелюбный друг.
Любовь не повод для опеки…
Вот не понимаю я этих законов. Джоэл — нормальный мужик, безумно любит сына и всего себя ему отдает. Он готов голодать сам, лишь бы у ребенка была полноценная еда. Ну, да, зарабатывает маловато, ну, мерещится ему всякое, но жилье-то есть, жена успела выплатить ипотеку. И да, сколько же стоит на западе детский сад, если платить няне по 40 баксов в день это не так уж и много?
Но оказывается, что все это не довод в пользу опеки. Надо чтобы отец работал на официальном месте, а то, он якобы не думает о будущем и живет одним днем. Увы, если у тебя нет официальной работы, то уже вроде бы и не человек вовсе. И это не только на западе, у нас то же самое. Интересно, а чем Джоэл занимался раньше, до гибели жены? Видимо, это она зарабатывала деньги. А что дела сам Джоэл? Мастерил свои фигурки бесплатно?
Шизофрения? Да это дар!
Что касается так называемой шизофрении. Ну, Боже ж ты мой, мужик видит потусторонних сущностей, да это дар! Некоторые за такую способность многое бы отдали. Но нет, в нашем мире это диагноз. Нашелся бы человек, которые объяснил ему, что да как, и жил бы Джоэл нормально дальше. Даже пользу какую извлекал. Конечно, бывают и случаи реальной болезни, но точно не в кино.
А пока, глушит Джоэл свои видения таблетками, даже не задумываясь, как это отразиться на здоровье в дальнейшем. Ведь все эти так называемые лекарства подавляют не только способность к видению. Сдается мне, что они разработаны так специально, чтобы убивать тех, кто имеет уникальные таланты. Сразу вспомнился фильм «Чернобыль. Зона отчуждения» и история Марины.
Джоэл сам привлек демона…
Кстати, почему Джоэл не увидел демона, вселившегося в Мэйсона? Или это был именно он на автосервисе? А может все дело в том, что сам Джоэл давно уже увлекался демонами? Рисовал их, лепил и прочее? Может такое внимание со стороны человека не осталось незамеченным демоном? Но так как захватить взрослого человека не так-то легко, то он занялся Мэйсоном. Кроме прочего дети куда интереснее.
И да, доктор Майя настолько забила мозги Джоэлу, что тот начал думать, что и Мэйсон шизофреник. Хотя здесь понятно. Отец очень любит сына и точно не желает ему такой судьбы. Ведь всем известно, что шизофрения это приговор. Ну да ладно, я слегка увлеклась. Чуть позже ответы на эти вопросы обязательно будут, и окажется, что некоторые мои подозрения оказались верны. Так что поехали дальше.
Экзорцизм – опасный обряд
Примерно в это же время из тюремного заключения выпускают отца Ламберта. Его сыграл Питер Джейсон, который когда-то снимался в фильме «Князь тьмы». Священник отсидел три года за то, что в момент обряда экзорцизма погиб маленький мальчик. Причем это все сопровождается криками негодующей толпы. Они почему-то считают, что это убийство. Хотя, как по мне толпа глупая, ибо пока они кричали, то тупо пропустили момент, когда виновник преспокойно вышел за ворота.
Вот правда, народ совсем не понимает, что такое экзорцизм? Что этот обряд как минимум опасен и не всегда заканчивается благополучно? Что погибнуть может не только сам одержимый, но еще и люди, которые находятся рядом? О том, почему так происходит я уже высказывала свои предположения в отзыве на фильм «Заклятие».
Получается, что любого врача, у которого по любой причине умер пациент, непременно следует называть убийцей и сажать в тюрьму? Так вот сам отец Ламберт, естественно, убийцей себя не считает и правильно делает. Зато подозревает, что демон уже подобрал себе новую жертву и указание, надо сказать, было очень четкое.
Ко всему прочему еще и в церковь не ходит…
И вот что интересно, та самая няня Кейси ходит в приход к молодому священнику, помощнику Ламберта. И она пошла к нему, дабы рассказать о том, что Джоэл и Мейсон слишком агрессивно уж отнеслись к сообщению о ее уходе. Хотя что же тут такого. Мужчина находится в крайне стесненных обстоятельствах. Не будет няни, отберут ребенка. Это он еще скромно себя повел.
Естественно, и Кейси, и священник из местного прихода сразу же вспоминают о том, что Джоэл не ходит в церковь, а это для церковников настоящее преступление. Получается, с одной стороны на мужчину наседает соцслужба, с другой церковь. Ни тем, ни другим не нравится как он живет. И по сути, вся вина человека заключается в том, что он живет не так как все.
Естественно, первое к чему призывает отец Ламберт Джоэла это поверить в Бога. Да, вера помогает, но тут скорее идет речь о подключении к эгрегору, который обеспечит поток энергии, необходимый для изгнания. Что я еще заметила. Как обычно когда речь идет о подселении, то это не какой-то рядовой демон, а непременно самый сильный, а то и сам Сатана. Как вроде дел у них других нет…
Одержим был не сын, а его отец…
В общем, в середине фильма началось таки. Мэйсон стал одержим, а в доме Джоэла появились два священника и доктор-священнослужитель. Причем Ламберт с ходу готов приступить к эзорцизму. В какой-то момент мне показалось, что фильм не о том, как изгоняли демона из Мэйсона, а о чем то другом.
В частности, когда явилась дама из соцслужбы – та самая доктор Майя. Так оно и оказалось. Так в чем же смысл фильм «Изгоняющий дьявола. Абаддон»? На самом деле одержимым был не ребенок, а его отец. И вполне возможно, что никакого психолога-соцработника не было вовсе. Нет, сама ситуация была, но вполне возможно, что Джоэл видел ее не так, как есть.
То есть, это с Джоэлом произошли все три стадии одержимости. Это он стал объектом для демона, так как сломался после смерти жены и не смог оправиться. Все его видения были не признаком шизофрении, а признаком одержимости. Это над ним проводили обряд изгнания, но, в конце концов, он добровольно согласился принять демона, и, видимо, умер.
Мэйсон все еще под контролем
Но на этом дело не кончилось. Демон стал следить и за Мэйсоном. После гибели обоих родителей тот тоже мог сломаться. К счастью, мальчик оказался сильнее отца. Он смог переступить через свое прошлое и жить дальше. Отсюда и символизм — он убрал фотографию, где он с родителями, в чемоданчик со своей любимой игрушкой.
То есть, Мэйсон повзрослел и начал новый этап жизни. Но ввиду нынешней киношной моды, вполне может быть еще и продолжение. Мало ли какие испытания подстроят силы Мэйсону, чтобы еще раз попытаться его сломать. И тогда уже взрослый Мэйсон будет сражаться со Злом. Но это так, только мои предположения.
Вот такие мысли пришли мне в голову во время просмотра. Сам фильм довольно качественный и вполне смотрибельный. Под конец может немного мудреный, но при желании ответы найти можно. Собственно, я их озвучила. Но все равно смотрите фильм сами и делайте свои собственные вывода.
рецензия на фильм «Изгоняющий дьявола(экзорцист)»
P, Всем привет. Не так давно я наткнулся на «250 Самых страшных фильмов, в истории кино». Во главе красовался фильм «Изгоняющий дьявола(экзорцист)». Более того, еще в нескольких рейтингах он был на первом месте. Я прочитал о фильме на Wikipedia, меня он не заинтересовал. Вчера, вконтакте я увидел рейтинг «50 Фильмов наиболее разрушающих психику». И опять во главе был этот экзорцист. А комментарии людей, смотревших этот фильм, ясно давали понять, что фильм просто «Наижутчайший». И я всё таки решил проверить свои нервы на прочность.
Сразу скажу, я буду дико спойлерить, так что если вы не смотрели этот фильм, или же планируете это исправить, то лучше вам не читать мое описание.
Ну чтож, я скачал фильм, одел наушники, поставил чашку горячего кофе, и приготовился к просмотру. Начало фильма переносит нас, в одну из жарких африканских стран, в которой группа людей проводит археологические раскопки. Во время этих раскопок один из рабочих находит медальон, с изображением какого то, довольно неприятного лица, явно не человеческого. Дальше эта сюжетная линия обрывается, и более не затрагивается.
Дальнейшие минут 40, нас знакомят с неполной семьей, в составе 40 — летней матерью 20 — летней и 12 — летней дочери. Этот отрезок времени абсолютно не представляет из себя ничего интересного, и явно не разрушает психику. После, на медицинском обследовании, 12 — летняя дочь(разговор будет идти только о ней, 20 — летняя будет в роли «массовки») ведет себя странно — плюет в доктора, и говорит много несвойственных для девочки её возраста слов. Врач сообщает матери, что у девочки небольшое психическое расстройство, свойственное для детей её возраста. Еще мы узнаем, что у девочки есть воображаемый друг.
Еще, кстати выясняется, что возлюбленный этой матери обнаруживается убитым на улице, с развернутой на 180 градусов головой. Странно то, что этот факт почти не расследуют. Это уже вопрос к создателям фильма(к ним ОЧЕНЬ много вопросов). После этого девочку привязывают к кровати — так как она становится опасной. Дальше в её комнате происходит множество странностей — летают шкафы, постоянные крики, и всё в этом роде. Врачи до сих пор пытаются всё свалить на психическое расстройство(даже то, что девочка при них взлетает над кроватью — это, оказывается у нее повышенная физическая сила появилась от расстройства). Мать отчаивается, никто и ничто не помогает. И она, хоть и является неверующим человеком, решает таки прибегнуть к услугам экзорциста.
Экзорцистом этим оказывается святой отец — лет 45. Но ему не разрешается производить обряд «Просто так» нужно разрешение от церкви. А ей в свою очередь доказательства. Священник, сначала отказывался производить обряд, но мать быстро уговорила его. Доказательством послужила запись, сделанная святым отцом происходящего в комнате одержимой девочки на диктофон. На ней она разговаривает мужским голосом, говорит гадости, а после разговаривает на непонятном языке, который оказывается перевернутым английским. Вот только этому священнику не доверяют обряд, так как он молодой и неопытный. Прибегают к услугам того, кто нашел медальон в африканской стране. Он имеет опыт изгнания демонов.
А дальше идет полный бред. Из девочки начинают изгонять этого злого духа. Я честно не понимаю — если эта сущность в девочке, без труда выкинула взрослого мужика из окна, и свернула ему шею. Если она двигает тяжелые предметы на расстоянии и взлетает над кроватью. То КАК ей оказалось не под силу освободиться от веревок?! Почему она не кинула ту же самую люстру в изгоняющих её экзорцистов? Так вот, изгоняют её двое — тот старый из аФрики, и молодой, которому разрешили присутствовать и помогать. В общем, они читают молитвы, брызгают святой водой ничего не помогает. Потом сущность психологически воздействует на молодого, и его пришлось удалить с процесса, так как он перестал выполнять то, что ему нужно. Оставшись один на один, старый экзорцист погибает(нам это не показывают). Мы это понимаем, когда молодой решается снова войти в комнату — видит свободную девочку — сущность сидящую на кровати, и мертвого экзорциста. Молодой набрасывается на нее — и забирает сущность в себя, после чего оканчивает жизнь самоубийством, путем выбрасывания из окна — достойный поступок. Девочка спасена — святой отец и сущность убиты. Happy end.
Теперь именно мои эмоции о фильме — что я только что посмотрел?! Первый час я вообще даже не расширил зрачки. И второй тоже. Я вообще не испугался ни разу. Да, в фильме есть неприятные моменты — когда девочка в позе «мостик» сбегает с лестницы вниз, и смотрит на мать окровавленным лицом. Когда поворачивает голову на 180 градусов к экзорцистам. Да и сама она довольно неприятная, но не более того. Сюжет абсолютно необдуманный, по самому фильму я насчитал более 20 «косяков». Ничего страшного, повторюсь нет. Хоть фильм и 1973 года, но о нем были отзывы как о ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ страшном фильме. Как о невероятном ужастике. Фильм просто невероятно скучный и неинтересный. Мой вам совет — если вы хотите пощекотать нервы — даже не смотрите в сторону этого фильма.
Любимое кино. Изгоняющий дьявола
Сила Христа изгоняет тебя!
Двое католических священников являются в дом 12-летней девочки, в которую вселился демон, чтобы совершить обряд изгнания дьявола. По мере того как они читают молитвы, привязанная к кровати девочка беснуется и осыпает их проклятиями. Наконец, она разрывает бинты и взлетает в воздух. Напуганные, но не сдавшиеся священники начинают повторять ритуальные слова: «Сила Христа изгоняет тебя!» – и девочка понемногу опускается на кровать.
При всем обилии и разнообразии голливудских фильмов ужасов, в истории Америки не так уж много страшных картин, которые были бы выстроены вокруг безоговорочно христианской мистики, и почти нет хорроров, где центральным персонажем был бы священник, сражающийся с дьяволом. Ничего удивительного – чем тщательнее фильм придерживается определенной догматики, тем сложнее его принять людям, которые эти догмы не разделяют, и тем меньше у него шансов стать прокатным хитом. Тем не менее одна такая картина стала суперхитом в 1973 году, и ныне она считается самым коммерчески успешным хоррором в истории Голливуда (если сделать поправку на инфляцию). Что это за фильм? Творение писателя Уильяма Блэтти и режиссера Уильяма Фридкина под названием «Изгоняющий дьявола».
Когда читаешь перечень ранних творений Блэтти, невозможно заподозрить, что за ними последует классика американского хоррора. Выходец из полунищей и исключительно религиозной семьи католических эмигрантов из Ливана, Уильям учился в иезуитской школе и иезуитском университете, но стал не священником, а сперва журналистом и пиарщиком, а затем – писателем и сценаристом.
Его творческая карьера началась в 1959 году, когда 30-летний Блэтти как «литературный негр» сочинил бестселлер «Дорогой подросток», официальным автором которого была газетная колумнистка Эбигейл ван Бюрен, ведущая популярной колонки житейских советов «Дорогая Эбби». За эту книгу ван Бюрен была удостоена звания «Мать года», что Блэтти очень смутило и одновременно вдохновило на сочинение книг, напечатанных под его собственным именем.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Следующие десять лет Блэтти провел, сочиняя комические романы и комические сценарии. Среди последних была вышедшая в 1964 году детективная комедия «Выстрел в темноте», вторая картина режиссера Блейка Эдвардса из цикла «Розовая пантера» (ее сценарий Блэтти написал в соавторстве с постановщиком). Его книги нравились критикам, но почти не приносили денег, а сценарии обеспечивали Блэтти лишь выживание, а не успешную жизнь. Ближе к концу десятилетия заказы перестали поступать, и Блэтти вынужден был жить на пособие по безработице.
Когда ему это надоело, писатель решил, что раз за шутки больше не платят, то надо радикально сменить жанр. Тогда-то он и вспомнил историю, которую слышал в Джорджтаунском университете (старейшем католическом вузе США, расположенном в столице страны). В новейшей американской истории было очень мало разрешенных церковными властями официальных экзорцизмов, и один из них был проведен в конце 1940-х, когда католическим священникам после нескольких неудачных попыток удалось, как считается, изгнать демонов из тела мальчика-подростка, известного под псевдонимом Роланд Доу. В Джорджтаунском университете эта история была хорошо известна, поскольку один из неудачных экзорцизмов состоялся в вузовской больнице. Утверждалось, что попытки изгнать демонов из Роланда сопровождались паранормальными явлениями. На теле мальчика спонтанно появлялись надписи и раны, его кровать беспрестанно тряслась, предметы перемещались и даже летали по комнате, а сам ребенок говорил «нечеловеческим голосом», бился в истерике при виде религиозных символов и осыпал патеров проклятиями на языках, которых он не мог знать.
Скептики, разумеется, всегда настаивали на том, что половина этой истории объясняется серьезным психическим расстройством Роланда, а вторая половина – вымыслами и домыслами экзальтированных свидетелей, привыкших видеть Сатану под каждым кустом. Но Блэтти, как человек религиозный, решил принять историю Роланда за чистую монету и написать о нем документальную книгу. Когда же он обнаружил, что сочинить такую книгу будет непросто, поскольку связанные с этой историей люди отказывались обсуждать с ним ее подробности, Блэтти переосмыслил проект как художественное произведение, существенно упрощающее реальную историю, но сохраняющее ее религиозную и духовную суть.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Дабы «Изгоняющий дьявола» был еще драматичнее, чем в реальной жизни, Блэтти превратил 14-летнего мальчика в 12-летнюю девочку – почти ангелоподобное существо, не имеющее ничего общего с ужасами, которые демон заставляет ее творить. В свою очередь, главный герой книги, отец Дэмиен Каррас, был наделен автобиографическими чертами писателя: мать-иностранка (правда, гречанка, а не ливанка), профессиональное образование в Джорджтаунском университете, сложные личные отношения с религией и верой. Как нередко бывает в подобных книгах, Блэтти сделал Карраса тем, кем сам мог бы стать, если бы выбрал другой жизненный путь. Стоит отметить, что писатель при этом промахнулся с национальностью героя – для грека привязанность к католицизму неправдоподобна (хотя и не невозможна).
По словам писателя, он начал работу над «Изгоняющим дьявола» летом 1969 года и завершил ее девять месяцев спустя, причем писал исключительно по ночам. То ли оттого, что ночью ему лучше работалось, то ли оттого, что столь мрачную книгу нужно было писать в окружении ночных теней.
«Изгоняющий» был издан примерно год спустя, в 1971-м, и хотя издательство потратило немало средств на его раскрутку, книгу никто не хотел покупать. Возможно, потому, что слово Exorcist в ее английском названии в то время мало кому было известно. Ведь это католический термин – протестанты традиционно с одержимыми не церемонились и сжигали их на кострах.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Продажи пошли в гору лишь тогда, когда Блэтти попал на популярное телевизионное ток-шоу The Dick Cavett Show. Он должен был провести на экране лишь несколько минут, но из-за проблем с другими гостями (программа транслировалась в прямом эфире) Блэтти выделили почти всю программу, и он проговорил об «Изгоняющим» 45 минут. Когда он объяснил толком, что значит Exorcist и о чем рассказывает книга, ее стали раскупать как горячие пирожки, и она больше года провела в «топах» бестселлеров.
Успех «Изгоняющего» объяснялся не только тем, что он был увлекательно написан. Книга Блэтти попала точно в пересечение двух американских культурных трендов – интереса к Злу с большой буквы (будь то серийный убийца в «Грязном Гарри», акула в «Челюстях» или мафиози в «Крестном отце») и общественной «консервативной паники», вызванной расцветом контркультуры в 1960-х. «Изгоняющий» напрямую затрагивал обе темы – он был консервативной религиозной книгой о дьяволе и о вере в Бога, и отец Каррас боролся со Злом с тем же неистовством, с каким это делали персонажи «Грязного Гарри», «Челюстей» и прочих популярных книг и фильмов эпохи.
Блэтти начал «окучивать» голливудские студии сразу после выхода «Изгоняющего», но они заинтересовались книгой лишь тогда, как она стала бестселлером. В конце концов роман был куплен студией Warner, и Блэтти, как к тому времени опытный голливудец, сам взялся за продюсирование постановки и написание сценария.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Когда речь зашла о возможном постановщике, то обсуждалось немало известных имен, но многие кандидаты отказались от проекта, потому что не хотели взваливать картину на детские плечи и заставлять юную актрису изображать одержимую демоном. В частности, проект отвергли Артур Пенн («Бонни и Клайд»), Майк Николс («Выпускник»), Джон Бурман («Избавление»), Питер Богданович («Последний киносеанс») и Стэнли Кубрик («Космическая одиссея 2001 года»).
Из тех, кто был готов взяться за «Изгоняющего», студия хотела нанять Марка Райделла, будущего постановщика мелодрамы «На золотом озере», но Блэтти настоял на приглашении Уильяма Фридкина. Сценарист по достоинству оценил мощь и энергию оскароносного «Французского связного», и ему импонировало, что до ухода в художественную режиссуру Фридкин снимал документальные фильмы. Блэтти хотелось, чтобы его картина, вдохновленная реальными событиями, была снята с ясностью и обстоятельностью документального фильма, а не в каком-нибудь невнятном импрессионистском артхаусном ключе.
Казалось бы, Фридкин, не католик и не христианин, а потомок евреев, сбежавших из царской Украины в начале XX века, не слишком подходил для съемок «Изгоняющего дьявола». Но ему всегда нравилась христианская культура, и он верил в дьявола – точнее, в некую сверхъестественную зловещую силу, которая может вселяться в людей и превращать их в монстров. Никак иначе Фридкин не мог объяснить для себя холокост, учиненный нацией великих ученых и поэтов. Он и сейчас порой признается в интервью, что считает Гитлера одержимым. Поэтому режиссер загорелся проектом. Хотя, как и его коллеги, он очень боялся повредить психику девочки, которой предстояло сыграть демона.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Страх только усилился, когда Фридкин начал прослушивать приходивших на пробы детей. Он отвергал одну девочку за другой не потому, что они не нравились ему внешне или не были талантливыми актрисами, а потому, что они не казались ему достаточно сильными и психически устойчивыми, чтобы вынести предстоящие съемки и не сломаться. В отчаянии он задумался о приглашении актрис хотя бы на пару лет старше, но найти 14-летнюю девушку, правдоподобную в роли 12-летки, было ничуть не проще.
Наконец в филиал студии Warner в Нью-Йорке, который находился по адресу: Пятая авеню, 666 (идеальный адрес для фильма о дьяволе!), пришла 12-летняя Линда Блэр, которая к тому времени уже успела сыграть в «мыльной опере» и паре несущественных полнометражных фильмов. Внешне она не представляла собой ничего особенного – миловидных девочек Фридкин к тому времени повидал немало. Однако, когда режиссер с ней заговорил, ему понравилось, что она прочла книгу и спокойно, без стеснения и с юмором обсуждала самые ее скандальные моменты – вроде сцены, в которой Риган мастурбирует распятием (Блэтти придумал этот фрагмент, когда попытался представить самое шокирующее зрелище, которое только могла увидеть мать девочки).
Видно было, что Линда достаточно развита, чтобы играть в таком кино, и что она не воспринимает книгу всерьез, поскольку не верит в дьявола (хотя ее воспитание было отчасти религиозным, оно строилось вокруг библейских заповедей, а не христианской мистики). Это было как раз то, что искал Фридкин, – девочка, которая на съемочной площадке будет играть во всех смыслах этого слова, а не переживать из-за своего «прикосновения» к потусторонним силам. Так Линда Блэр была утверждена на роль, до сих пор остающуюся ее самой известной работой в кино.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Студия хотела, чтобы священников, изгоняющих дьявола, сыграли Марлон Брандо и Джек Николсон, но это явно был абсурдный ход, имеющий смысл лишь с коммерческой точки зрения. Фирменная сумасшедшинка в глазах Николсона никак не годилась для роли священника-психиатра Карраса (пусть и обуреваемого внутренними демонами и сомнениями в его вере), а набравший вес Брандо не подходил для роли иссушенного заокеанскими экспедициями и сражениями с демонами пожилого экзорциста Меррина. Блэтти, в свою очередь, хотел, чтобы Карраса сыграл Стейси Кич из криминальной драмы «Новые центурионы». Фридкин, однако, отдал эту роль театральному актеру и драматургу Джейсону Миллеру, который очень понравился ему на сцене. Меррина же сыграл актер, которого постановщик в то время считал лучшим в мире, – прославившийся в фильмах Ингмара Бергмана швед Макс фон Сюдов. Поскольку 43-летний скандинав был чуть ли не вдвое моложе своего персонажа, он на экране был густо загримирован и превращен в старика.
Пожалуй, самым необычным из актеров «Изгоняющего» был священник Уильям О’Мэлли, профессор теологии и один из консультантов ленты. Он изобразил отца Дайера, близкого друга Карраса. Не исключено, что отец О’Мэлли был первым в истории кино католическим священником, который сыграл католического священника (если, конечно, не считать эпизодических появлений патеров в ролях самих себя).
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Мать главной героини, известную актрису Крис МакНил, сыграла Эллен Берстин, номинантка на «Оскар» за «Последний киносеанс» и будущая лауреатка «Оскара» за фильм Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живет». Она обошла таких известных соперниц, как Одри Хепберн и Джейн Фонда, потому что активнее них боролась за роль Крис и настаивала, что только она может ее сыграть.
К несчастью, для ирландского театрального актера Джека МакГаурана роль эксцентричного режиссера Берка Деннингса, в фильме которого снимается миссис МакНил, стала последней в жизни. Актер скончался от тяжелой формы гриппа за несколько месяцев до премьеры картины. По совпадению, его персонаж не дожил до финальных титров.
Наконец, полицейского лейтенанта Киндермана, расследующего загадочную гибель Деннингса, изобразил бродвейский актер Ли Дж. Кобб, известный по ролям в классических голливудских драмах «12 разгневанных мужчин» и «В порту». Кобб также печально прославился тем, что в 1953 году, в разгар американской «охоты на коммунистических ведьм», назвал комиссии Конгресса своих бывших товарищей по Коммунистической партии США. В отличие от МакГаурана, Кобб дожил до премьеры «Изгоняющего» и скончался три года спустя, в 1976 году. За это время он успел сыграть более чем в десятке фильмов и сериалов!
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Поскольку действие картины развивалось в Вашингтоне, в окрестностях Джорджтаунского университета, основные съемки проходили в двух городах. Уличные сцены создавались в американской столице (отчасти – на территории университета), а интерьерные – по преимуществу на ныне закрытой студии CECO Studios в Нью-Йорке, где легко было монтировать в декорации технические устройства, необходимые для имитации телекинеза, левитации и прочих сверхъестественных событий.
Открывающие картину сцены на раскопках в Ираке, где отец Меррин находит статую демона Пазузу (повелителя ветров в вавилонской мифологии), в самом деле снимались на Ближнем Востоке, хотя киноэкспедиции в Ирак в то время считались опасными и непредсказуемыми. Кстати, снятые для фильма археологические раскопки были самыми настоящими. Правительство Ирака позволило Фридкину работать в стране и наблюдать за раскопками древнего города Хатра при условии, что его подчиненные научат иракских кинематографистов изготовлять и снимать бутафорскую кровь.
По мнению многих зрителей картины, ее самые жуткие сцены не имеют никакого отношения к демону. Они показывают обследование Риган в медицинском центре, во время которого в кровь девочки закачивают специальный краситель, чтобы сделать рентген нейронов головного мозга (поначалу врачи считают, что «болезнь» девочки имеет медицинское объяснение). Выглядит эта процедура довольно жутко и болезненно, но Фридкин ничуть не перегнул палку. Он просто снял ее такой, какая она была в то время (современные сканеры позволяют делать томограммы без болезненных инвазивных процедур). Разумеется, в тело Блэр никто никакие трубки не вставлял, все это была чистая бутафория. Но в кадре были настоящие врачи и сестры из медицинского центра Нью-Йоркского университета, и они имитировали процедуры в точном соответствии со своим обычным протоколом.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Основные неприятности девочку ждали не на медицинской койке, а в студийной декорации «ее» дома. Мало того что она должна была играть в многослойном гриме, ругаться матом и извергать с помощью специального приспособления бутафорскую рвоту – в кульминационных сценах фильма она проделывала все это в комнате, где было холоднее, чем в морозилке! Дело в том, что Фридкин хотел, чтобы в комнате Риган было так холодно, чтобы зрители видели дыхание актеров (считается, что демоны могут управлять температурой в помещении, где находится одержимый). Но когда кондиционеры охлаждают воздух, они его одновременно сушат, а чем воздух суше, тем сильнее его нужно охладить, чтобы морозное дыхание было заметно. Поэтому Блэр, Миллер и фон Сюдов играли в декорации, где «погода» была чуть ли не якутской. И если коллеги девочки могли надеть под одежду теплое белье, то бедная Линда снималась в одной длинной ночной рубашке.
Помимо проблем с ролью, гримом и температурой в декорации Линда также должна была мириться с присутствием на съемках ее «дублерши» – человекоподобной куклы-робота с дистанционным управлением. Она была нужна для съемок кадров, в которых голова Риган поворачивается на 360 градусов. Кукла была так похожа на Линду в гриме, что актрисе рядом с ней было не по себе. За этот и другие спецэффекты картины отвечал Дик Смит, ныне считающийся классиком голливудского грима. В 1985 году он удостоился «Оскара» за грим в «Амадее» Милоша Формана.
Чтобы Линде было проще играть, Фридкин вел себя с ней как заботливый папаша – тщательно объяснял каждую сцену, поднимал настроение шутками и без устали хвалил девочку. С взрослыми актерами он был куда жестче. Так, перед съемками сцены, в которой отец О’Мэлли должен был прочесть отходную молитву, режиссер влепил священнику пощечину, чтобы запечатлеть на камеру его выражение лица в этот момент. Миллер же однажды «удостоился» внезапного холостого выстрела – Фридкин хотел снять искренний испуг и удивление актера.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Все эти неприятные уловки были нужны, потому что съемки двигались с большим трудом. Вместо 85 суток они продолжались 224 дня. Порой возникавшие проблемы были весьма неожиданными. Фон Сюдов, например, однажды признался Фридкину, что не может убедительно изображать изгнание демона, потому что не верит в Бога. К счастью, актеру и режиссеру все же удалось подобрать ключ к персонажу, но для этого потребовалось немало испорченных дублей и неудачных репетиций.
Внезапные проблемы возникли и с музыкой картины. В качестве композитора фильма был нанят Лало Шифрин, автор знаменитой темы сериала «Миссия невыполнима», но его музыка показалась студии слишком мрачной и пугающей (картина снималась для широкого зрителя, а не только для ценителей жанра). Вместо того чтобы заказывать новый саундтрек, Фридкин собрал его из произведений Кшиштофа Пендерецкого и еще нескольких классиков XX века. При этом музыки в фильме получилось намного меньше, чем изначально предполагалось.
Когда Фридкин планировал озвучание картины, он надеялся, что Блэр не только сыграет одержимую девочку, но и озвучит демона – разумеется, с помощью модифицирующих голос электронных приспособлений. Однако затем он понял, что фильму нужен профессионально поставленный, мощный и властный демонический голос, который девочка сымитировать не могла. Поэтому для озвучания дьявола была приглашена знаменитая актриса радио, кино и телевидения Мерседес МакБридж, лауреат «Оскара» за фильм 1949 года «Вся королевская рать». Режиссер Орсон Уэллс как-то назвал ее величайшей радийной актрисой из числа звезд его времени. Как было принято в то время, имя МакБридж не было включено в раннюю редакцию титров фильма (актеров озвучания в Голливуде всегда третировали). Однако актриса с помощью Гильдии киноактеров добилась, чтобы ее имя в титры все же попало.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
«Изгоняющий дьявола» вышел в прокат 26 декабря 1973 года, и Блэтти не понадобилось выступать в ток-шоу, чтобы привлечь зрителей в кино. В течение следующего года лента, обошедшаяся Warner в 12 миллионов долларов, заработала в США 66 миллионов долларов. Последующие перевыпуски в прокат (напомним, это была обычная практика до начала эпохи видео) довели американских сборы ленты до колоссальных 233 миллионов, а международные – до запредельных 441 миллиона долларов. С поправкой на инфляцию это и сейчас лучшие сборы в истории хорроров.
Высоко оценили ленту и члены Киноакадемии. Фильм был номинирован на десять «Оскаров» и награжден в двух категориях – «лучший адаптированный сценарий» и «лучший звук». Звание лучшего фильма года досталось «Афере», но «Изгоняющему» было достаточно того, что он стал первым хоррором, номинированным в этой престижнейшей категории.
Мнения критиков, впрочем, были не столь однозначны. Некоторые авторы вполне предсказуемо упрекали ленту в откровенной пропаганде религии, другие журналисты, еще предсказуемее, находили «страшные» сцены картины слишком жуткими для массового кино, а третьи, наоборот, полагали, что «Изгоняющему» недостает ужасов. Ведь действие картины развивается хоть и неуклонно, но медленно, и проходит немало времени, прежде чем проявления демонического «заражения» становятся по-настоящему пугающими. Также ленту упрекали в ненависти к женщинам – мол, это метафорическое кино о том, как мужчины изгоняют беса половой зрелости из тела девочки-подростка. Хотя Блэтти ничего такого в виду не имел. Для него героиня была жертвой не полового созревания, а духовного и физического изнасилования.
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Со временем, однако, критика «Изгоняющего» пожухла (за вычетом вечнозеленых феминистских «наездов»). Сейчас картину без оговорок причисляют к пантеону величайших и влиятельнейших голливудских постановок, которая прочертила путь для будущих мистических хорроров – подобно тому, как вышедший в 1960 году «Психо» Альфреда Хичкока открыл голливудские ворота для слэшеров.
Помимо новшеств в искусстве экранного грима и конструирования мрачных историй лента Фридкина подарила Америке популярную цитату «Сила Христа изгоняет тебя!», которая, правда, используется исключительно иронически и порой как прозрачный намек на то, что говорящий видит исключительно уродливую девушку. Мол, она выглядит столь кошмарно, что из нее надо изгнать мучающего ее демона.
В фильме, однако, эта фраза произносится со всей серьезностью, и ее многочисленные повторы отнюдь не случайны. По мнению экзорцистов, с которыми Фридкин консультировался (он также тщательно изучал историю болезни Рональда Доу), во время ритуала нужно много раз повторять те слова, на которые «пациент» реагирует особенно болезненно. Мол, чем острее реакция, тем действеннее «лекарство». И, конечно, совершенно естественно, что демон нетерпимее всего относится к упоминанию о силе Христа. Ведь это она изгоняла из людей его собратьев в библейские времена.