известно что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым
Известно что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым
«Биология отрицает законы математики: при делении происходит умножение» Валерий Красовский
Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»?
1) Матка – плодовитая самка, обеспечивает воспроизведение семьи.
2) трутни участвуют в размножении, оплодотворяя самок.
3) Рабочие пчелы – бесплодные самки, осуществляют кормление матки и личинок, ухаживание, сбор пищи, чистку и охрану жилища.
Теоретический вопрос ДНЯ
Советы, которые помогут эффективно подготовиться к ЕГЭ по БИОЛОГИИ
1. Познакомься с актуальными демоверсией, спецификацией, кодификатором на официальном сайте, чтобы четко понимать, что тебя ждет и какие требования предъявляются к уровню подготовки.
2. Определись, сколько баллов ты хотел бы получить.
3. Составь расписание своих занятий и старайся максимально его соблюдать. Регулярность занятий очень важна.
4. Используй несколько источников для подготовки: школьные учебники, пособия для поступающих в ВУЗы, видео уроки и т.п.
5. Главное – понимание! Старайся разобраться в теме, а потом можно зазубрить некоторые понятия.
6. Учись внимательно читать и понимать задание.
7. Начинай с легкого и постепенно усложняй материал. Но не бойтесь сложных заданий, если хочешь высокий балл.
8. Постоянно повторяй пройденный материал, решай тесты, задачи и теоретические вопросы.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.
9. Систематизируй материал, создай целостную и структурированную систему знаний.
10. И не забывай высыпаться, сбалансированно питаться и вести здоровый образ жизни. Это хорошо влияет на память:)
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Разные вопросы по зоологии»
1. Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями пчелиной семьи?
Рабочие пчелы (бесплодные самки) чистят гнездо, кормят личинок, строят соты, собирают нектар.
Трутни (самцы) оплодотворяют матку.
Матка (плодная самка) откладывает яйца.
2. Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий приспособления: при r-стратегии организмы стремятся к максимально возможной скорости роста численности, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими К-стратегами являются слоны. За счёт каких особенностей размножения и поведения им удаётся поддерживать постоянную численность и избегать вымирания? Ответ аргументируйте.
1) Малое количество детенышей в помете (обычно один детеныш);
2) Небольшое количество потомков снижает между ними конкуренцию за ресурсы;
3) Длительная беременность;
4) При длительном вынашивании детеныши рождаются хорошо сформированными (адаптированными к условиям среды);
5) Забота о потомстве;
6) Защита детенышей родителями и забота о них обеспечивают высокую выживаемость потомства.
3. Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызывается? Объясните причину малокровия.
Малярия вызывается малярийным плазмодием. Переносчик плазмодия – комар. Заражённый комар кусает человека, возбудитель малярии проникает в кровь человека и начинает активно размножаться в эритроцитах, разрушая их. Снижение содержания эритроцитов в крови и есть одна из причин малокровия.
4. Назовите класс, к которому относят изображённое на фотографиях животное, и признаки внешнего строения, по которым это можно определить. Какие приспособления во внешнем строении сформировались у него в связи с обитанием в водной среде? В результате какого эволюционного процесса эти органы сформировались?
1) класс Млекопитающие, признаки: дифференциация зубов (выступающие верхние клыки), усы (вибриссы);
2) приспособления: обтекаемая форма тела; конечности, превращенные в ласты;
3) органы сформировались в результате дивергенции признаков (идиоадаптации)
5. Объясните, почему животные, ведущие сидячий или малоподвижный образ жизни, обитают в основном в водной среде. Приведите не менее двух примеров таких животных.
1) они получают пищу с током воды путем фильтрации;
2) они имеют в постоянном доступе воду, необходимую для обеспечения обмена веществ в организме (для обеспечения физиологических процессов);
3) водная среда способствует оплодотворению (переносу гамет) и расселению организмов;
4) примеры животных: кишечнополостные (полипы), двустворчатые моллюски (мидии, беззубки, устрицы), хордовые (асцидии)
6. У трески, щуки и многих других рыб количество выметываемых икринок исчисляется миллионами. Вместе с тем имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Объясните, почему существуют в природе те и другие рыбы.
1) самки рыб, как правило, выметывают большое количество икры в воду, и она там оплодотворяется, оплодотворение внешнее;
2) приспособленность к выживанию при внешнем оплодотворении – большое количество икры;
3) у рыб с небольшой плодовитостью хорошо развита забота о потомстве, в противном случае они не смогли бы существовать
7. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 10 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоемах беспредельно.
1) при наружном оплодотворении в воде не все икринки бывают оплодотворены;
2) абиотические и биотические факторы вызывают массовую гибель икринок и мальков.
8. Грызуны – самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.
1) обилие растительной пищи, которой они питаются
2) высокая плодовитость и быстрая смена поколений
3) приспособленность к различному образу жизни: наземному, древесному, полуводному
9. Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?
1) возбудителей малярии переносят малярийные комары, развитие которых от яйца до взрослого насекомого происходит в воде;
2) возбудителем малярии является простейшее – малярийный плазмодий.
10. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
11. Зачем человек разводит в специальных лабораториях небольших насекомых из отряда перепончатокрылых – яйцеедов и наездников?
1) Эти хищные насекомые откладывают свои яйца в яйца и личинки насекомых-вредителей.
2) Этим они сокращают численность насекомых-вредителей сельского хозяйства.
12. Какое значение имеют пчелы в природе и жизни человека?
13. Какие приспособления во внешнем строении, сформированные в процессе эволюции, обеспечивают водный образ жизни у гусеобразных птиц? Приведите не менее пяти особенностей и объясните значение каждой из них.
1) широкий клюв обеспечивает вылавливание из воды пищи;
2) плавательные перепонки на ногах обеспечивают быстрое плавание;
3) короткие ноги способствуют быстрому движению в воде;
4) водоотталкивающее свойство оперения за счет секрета копчиковой железы препятствует намоканию тела;
5) длинная шея обеспечивает вылавливание из воды пищи;
6) тело имеет форму плоскодонной лодки (центр тяжести смещён к заднему отделу тела) для увеличения плавучести
14. Известно, что мамонты имели уши небольшого размера. Современные слоны имеют уши гораздо крупнее. Как с физиологической точки зрения объяснить подобные различия в строении ушных раковин у названных видов хоботных? Ответ поясните.
1) большой размер ушных раковин увеличивает теплоотдачу;
2) мамонты жили в холодном климате;
3) большая теплоотдача была для мамонтов опасна;
4) слоны живут в жарком климате;
5) перегрев для слонов опасен
15. Животные неспособны синтезировать ферменты, расщепляющие целлюлозу (клетчатку). Как происходит переваривание растительной пищи у травоядных млекопитающих? Как это отразилось на строении их пищеварительной системы? Ответ поясните.
1) переваривание целлюлозы (клетчатки) обеспечивают симбиотические организмы (бактерии, простейшие);
2) эти организмы обитают в пищеварительном тракте;
3) желудок у этих животных имеет несколько камер (сложное строение);
4) кишечник у них длинный;
5) процесс пищеварения в желудочно-кишечном тракте более продолжительный;
6) слепая кишка хорошо развита (длинная);
7) слепая кишка является резервуаром для размножения симбиотических бактерий
16. Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий для поддержания численности вида: при r-стратегии организмы имеют высокую скорость размножения, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими r-стратегами являются кролики. За счет каких особенностей размножения они достигают большого прироста численности за короткий промежуток времени? В каких условиях среды (стабильных или переменчивых) такая стратегия наиболее выгодна? Объясните почему.
1) большое число детенышей в помёте (высокая плодовитость);
2) несколько помётов за один сезон (частое размножение);
3) ранняя половозрелость;
4) в нестабильных (переменчивых) условиях среды;
5) благодаря большой численности (быстрой смене поколений) часть особей сможет подстроиться под новые условия среды
17. У животных к конечным продуктам обмена веществ наряду с углекислым газом и водой относится ядовитый аммиак или гораздо менее токсичная мочевина, в которую превращается аммиак. Конечными продуктами обмена каких веществ являются аммиак и мочевина? Почему для личинок амфибий (головастиков) характерно выделение аммиака, тогда как у взрослых жаб и лягушек выводится мочевина?
1) аммиак и мочевина – продукты обмена белков (аминокислот);
2) аммиак и мочевина – продукты обмена нуклеиновых кислот (азотистых оснований);
3) головастики живут в воде, взрослые амфибии значительную часть времени проводят на суше;
4) постоянное поглощение легко доступной воды позволяет головастикам активно выводить ядовитый аммиак;
5) взрослые амфибии из-за длительного пребывания на суше поглощают меньше воды, поэтому образуют менее токсичную мочевину
18. Назовите организм, вызывающий заболевание малярией у человека. Как происходит заражение человека? Объясните, почему использование непродуманных оросительных систем может привести к росту заболеваемости малярией.
1) заболевание вызывает малярийный плазмодий;
2) переносчиками плазмодия являются малярийные комары;
3) при укусе человека комаром плазмодий попадает в кровоток человека;
4) личинки комара развиваются в воде;
5) непродуманные оросительные системы могут привести к заболачиванию и, следовательно, к росту популяции комаров
19. Все представленные на рисунках 1–4 объекты относятся к одной стадии жизненных циклов животных. Как называют эту стадию?
Известно что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым
Диссимиляция
Энергетический обмен – это совокупность химических реакций постепенного распада органических соединений, сопровождающихся высвобождением энергии, часть которой расходуется на синтез АТФ. Процессы расщепления органических соединений у аэробных организмов происходят в три этапа, каждый из которых сопровождается несколькими ферментативными реакциями.
Первый этап – подготовительный. В желудочно-кишечном тракте многоклеточных организмов он осуществляется пищеварительными ферментами. У одноклеточных – ферментами лизосом. На первом этапе происходит расщепление белков до аминокислот, жиров до глицерина и жирных кислот, полисахаридов до моносахаридов, нуклеиновых кислот до нуклеотидов. Этот процесс называется пищеварением.
Глюкоза претерпевает ряд последовательных превращений. Вначале одна ее молекула изомеризуется, фосфорилизуется (активируется двумя молекулами АТФ), превращаясь во фруктозодифосфат, который далее распадается на два триозофосфата (глицерофосфат). Триозы окисляются, теряя два атома водорода, которые соединяются с переносчиком водорода НАД+ (никотинамидадениндинуклеотид). Он является таким же переносчиком водорода, как и НАДФ+, но участвует в реакциях энергетического обмена. Восстановленные молекулы НАД*2Н в дальнейшем поступают в митохондрии, Где окисляются, отдавая водород.
Таким образом, гликолиз состоит из нескольких последовательных реакций превращения молекулы глюкозы в две молекулы пировиноградной кислоты (пирувата, ПВК) и две молекулы АТФ, в виде которой запасается часть энергии, выделившейся при гликолизе:
С6Н12O6 + 2АДФ + 2Ф → 2С3Н4O3 + 2АТФ. Остальная энергия рассеивается в виде тепла.
В клетках дрожжей и растений (при недостатке кислорода) пируват распадается на этиловый спирт и углекислый газ. Этот процесс называется спиртовым брожением.
В некоторых случаях при отсутствии кислорода, из двух молекул ПВК, образуется 2 молекулы молочной кислоты (С3Н6О3).
Энергии, накопленной при гликолизе, слишком мало для организмов, использующих кислород для своего дыхания. Вот почему в мышцах животных, в том числе и у человека, при больших нагрузках и нехватке кислорода образуется молочная кислота (С3Н6O3), которая накапливается в виде лактата. Появляется боль в мышцах. У нетренированных людей это происходит быстрее, чем у людей тренированных.
Третий этап – кислородный (аэробный), состоящий из двух последовательных процессов – цикла Кребса (цикл трикарбоновых кислот) (протекает в матриксе митохондрий), названного по имени Нобелевского лауреата Ганса Кребса, и окислительного фосфорилирования (происходит на мембранах крист митохондрий).
Смысл аэробного этапа заключается в том, что при кислородном дыхании пируват окисляется до окончательных продуктов – углекислого газа и воды, а энергия, выделяющаяся при окислении, запасается в виде 36 молекул АТФ. Эта энергия распада органических соединений обеспечивает реакции их синтеза в пластическом обмене. Кислородный этап возник после накопления в атмосфере достаточного количества молекулярного кислорода и появления аэробных организмов.
ПВК соединяется с коферментом А (КоА), образуя ацетил-кофермент А. Ацетил-КоА вступает в цикл ферментативных реакций, соединяясь с щавелевоуксусной кислотой и образуя при этом лимонную кислоту. Лимонная кислота окисляется, теряя атомы водорода и электроны, присоединяемые переносчиками НАД+ и ФАД+, и образуя СО2. Высвобождающаяся энергия используется для синтеза двух молекул АТФ.
Щавелевоуксусная кислота, образовавшаяса в результате реакций, вновь вступает в цикл, соединяясь с новой молекулой ацетил-КоА.
Окислительное фосфорилирование или клеточное дыхание происходит, на внутренних мембранах митохондрий, в которые встроены молекулы-переносчики электронов.
Цепь переноса электронов (дыхательная цепь) состоит из коферментов и белковых пигментов, расположенных на внутренней мембране митохондрий. Протоны Н+ от НАД*2Н и ФАД*2Н транспортируются в наружной мембране через протонную помпу (особый белок в мембране) Протоны Н+ накапливаются в пространстве между наружной и внутренней мембранами (Н+-резервуар). Энергия протонов при перемещении их обратно вовнутрь сквозь протонные каналы в мембране используется ферментом АТФазой для синтеза АТФ из АДФ. Внутри митохондрий Н+ соединяются с О2 и электронами, образуя Н2О.
2 часть
1. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему плоды образуются только в початке?
2) метёлка состоит из мужских цветков, которые образуют пыльцу, участвующую в оплодотворении
2. Определите класс цветкового растения, изображенного на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.
1) Класс двудольные, т.к. видны следующие признаки: сетчатое жилкование листьев, пятичленный цветок.
2) А – цветок, Б – видоизмененный побег (ус).
3) Цветок – орган генеративного размножения, ус – орган вегетативного размножения.
3. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
4 – У Хрящевых рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями.
5 – Плавательный пузырь имеют только Костные рыбы (и то не все).
4. Какие признаки характерны только вирусам?
1) Не имеют клеточного строения.
2) Внутриклеточные паразиты, не способны к обмену веществ (росту, питанию и т. д).
3) Имеют одну молекулу ДНК или РНК, заключенную в белковую оболочку (капсид).
5. Какие защитные приспособления позволяют животным избежать гибели при непосредственном контакте с хищниками?
1) Защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы.
2) Активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, конти, копыта); химических (запахи, яды); электрических )электрические органы урыб).
3) Формы защитной окраски (покровительственная, предупреждающая), подражание более защищенным (мимикрия), подражание предметам (маскировка).
6. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
1) Число аминокислот – 30, т.к. одна тРНК транспортирует к месту синтеза белка одну аминокислоту.
2) Число триплетом иРНК – 30, т.к. один триплет кодирует одну аминокислоту (генетический код триплетен).
Урок биологии на тему «Общественные насекомые. Пчела медоносная». 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Цель урока: Выделить особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; показать роль пчёл в природе и значение в жизни человека.
Виды деятельности на уроке: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальное выполнение заданий с коллективным обсуждением и анализом, коллективная работа по определению цели на разных этапах урока, самостоятельное выделение основных признаков трудней, матки и рабочих пчел, групповая работа о роли пчел в природе и для жизни человека, построение алгоритма действий при выполнении творческого задания по составлению кроссворда с использованием изученного материала.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: видеоматериал к уроку “Интересные факты о пчелах”, “Пчеловодство”, звуки природы “Жужжание пчел”, мультимедийный проектор и компьютер, презентация к уроку, учебники биологии для 7 класса, коллекции насекомых.
Технология деятельностного обучения.
Ход урока
1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока учащимися.
Проверяет насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Проверяют готовность своего рабочего места. Тема урока. (слайд 1, 2)
2. Актуализация знаний. Слайд 3. Прослушивание звуков “Жужжание пчел”
Вопрос 1. Что нам известно о пчелах? Что их привлекает в цветках?
Вопрос 2. Почему пчелы жужжат?
Вопрос 3. Почему пчел отнесли к перепончатокрылым? Общественным насекомым?
3. Выявление места и причины затруднения.
Слайд 4. Классификация насекомых. Отряд Перепончатокрылые. Признаки и представители.
Слайд 5. Просмотр видео о пчелах.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Слайд 12-14.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 15-18
7. Включение в систему знаний и повторения. Слайд 18-20
8. Рефлексия учебной деятельности. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Слайд 22.
— Ребята, оцените свою деятельность на уроке, в роли кого вы себя чувствовали: трутня (надо приложить больше стараний, быть активнее), матки (отлично потрудился, справился со всеми заданиями) или рабочей пчелы (доволен своей работой, но были допущены ошибки)? (прикрепляют на доску свою пчелку)
— вот такой состав семьи у нас получился.