к чему близок символизм
Что такое символизм? Что такое русский символизм?
Что означает слово «символизм»? Что подразумевают, когда говорят «литературный символизм»? Символизм, акмеизм и футуризм — что между ними общего? В культуре каких стран проявилось течение символизма?
Понятие «символизм» существует одновременно в нескольких областях знаний. В широком смысле это концепции восприятия жизни, искусства и личности человека путём различных трактовок символа. В узком, наиболее употребляемом смысле, это эстетическое и художественное направление, встречающееся в европейской литературе, музыке и живописи в период с конца XІX по 20-е годы XX века.
Что такое «символизм» в культуре
Это течение получило своё название от французского слова symbolisme (образовано от греческого Σύμβολον — символ). В его основе — переосмысление знака как способа восприятия мира через нахождение в одном и том же предмете различных аллегорий, связей и ассоциаций.
Истоки символизма берут начало во Франции 1880-х годов: здесь он зарождается в качестве литературного направления в поэзии Поля Верлена, Артюра Рембо и их последователей. Позднее его заимствовали писатели других европейских стран: Морис Метерлинк — в Бельгии, Райнер Мария Рильке — в Австро-Венгрии, Генрик Ибсен — в Норвегии. В духе символизма писали Оскард Уайльд (Англия) и Станислав Пшибышевский (Польша).
В изобразительном искусстве в этом направлении работали Поль Гоген, Огюст Роден, Михаил Врубель и целые группы художников — «Наби» (Франция) и «Голубая роза» (Россия). В музыке последователями символизма стали Александр Скрябин, Клод Дебюсси. Направление проникло также в театральное искусство — пьесы французского поэта Поля Фора, постановки английского режиссёра Эдварда Гордона Крэга и его русского коллеги — Федора Федоровича Комиссаржевского.
Чем знаменит отечественный символизм
В России это направление возникло на рубеже двух веков и стало не только реализацией конкретного художественного метода. Оно смешало в себе «философию всеединства», созданную мыслителем Владимиром Соловьёвым, культурные традиции разных стран и времён (античности, эпохи романтизма, периода Возрождения). Особенно ярко эта тенденция прослеживается в литературном направлении в России первой четверти XX века.
Если у западноевропейского символизма чётко определяются культурные истоки (неоромантизм и неоклассицизм), то в России он берёт начало не только из искусства, но и из сфер философии, религии и явлений обычной жизни.
Русский символизм породил в литературе несколько течений, которые впоследствии перешли в другие области искусства. В справочных и энциклопедических изданиях этот период именуют Серебряным веком русской поэзии, подразумевая богатство образов и сюжетов, отражённых в произведениях данного времени.
В конце 1910-х символизм прекратил существование в роли самостоятельного течения в мировой культуре. На территории Западной Европы он сменился футуризмом и экспрессионизмом, в России — стал почвой для возникновения футуризма, акмеизма и имажинизма.
Символизм в литературе
Символизм в других искусствах
Символисты развивают концепцию «синтеза искусств», стремясь сделать его единым. Давайте посмотрим, возможно ли сотрудничество всех творческих людей.
Теперь поговорим о cимволистском синтезе искусств и узнаем, как и к чему стремились символисты в театре, музыке и живописи.
🎵 На всю культуру конца 19 века оказало огромное влияние то, как реализовал идею синтеза Рихард Вагнер (1813 — 1883) в своих «музыкальных драмах». Вагнеру принадлежит идея Gesamtkunstwerk — «объединенного произведения искусства», в котором ни одна из составляющих не должна доминировать.
🎹 В вагнеровской опере, например, слово, музыка и исполнительское искусство равноценны, и в постановке, по его замыслу, не должно быть ничего просто декоративного или необязательного.
⛓ Символисты стремятся к тому же единству, но без вагнеровского размаха — все-таки их стихией были небольшие кружки единомышленников, журналы, салоны, камерные театры.
💫 Стремление к синтезу у символистов выражалось и в попытках соединить все способы восприятия, то есть создать синестетическое произведение, которое действовало бы сразу на все органы чувств.
📅 В декабре 1891 года в Театре д’Ар состоялась премьера спектакля по ветхозаветной «Песне песней». Кроме сложного музыкального и визуального оформления, зрелище включало запахи: в зале в течение всего действия распыляли ароматы, которые вместе с музыкой и световыми эффектами должны были пробуждать ассоциации в тот или иной момент — ладан, жасмин, ландыш, сирень, флердоранж и т. д. Эксперимент, правда, провалился — публика не выдержала такого калейдоскопа ощущений.
🎷 Больше удачных примеров найдется в историях сотворчества, диалогах между представителями разных искусств. Стоит только помнить, что определение «символизм» было придумано изначально для описания поэзии: в других искусствах терминология отличается.
🎨 Можно говорить о символистской живописи — но литературным символистам были близки и постимпрессионисты, и представители ар-нуво, которые охотно иллюстрировали символистские тексты.
🎼 Композиторов, которые были союзниками символистов, музыковеды причисляют чаще к поздним романтикам или импрессионистам. Кроме того, некоторые символисты вдохновили и представителей более поздних направлений искусства 20 века — дальше мы попробуем в этом разобраться.
Давайте узнаем, как проявлялся символизм в живописи и графике и узнаем, что стало связующим диалогом между словесным и визуальным искусством.
🖌 Символистами обычно называют художников, которые предпочитают мистические и фантастические темы, эффекты призрачного, туманного мира. Их сюжеты и персонажи — иногда монструозные, иногда утонченно-прекрасные — часто отсылают к мифологическим или эзотерическим мотивам, популярным в символистской литературе. Это ритуалы посвящения, двойники, андрогины, грезы и кошмары, плавания и полеты.
👥 К символистам причисляют таких художников, как Одилон Редон, Гюстав Моро, Франц фон Штук, Фернан Кнопф, Жан Дельвиль, Фелисьен Ропс, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Микалоюс Чюрленис. На границе между символизмом и другими модернистскими направлениями — Поль Гоген, Густав Климт, Эдвард Мунк.
🇫🇷 Во Франции местом встречи мастеров символистского искусства стали «Салоны Розы†Креста». Их организатором был один из самых эксцентричных персонажей литературного Парижа — поэт и оккультист Жозефен Пеладан, или Сар Меродак Пеладан, как он стал себя называть, став гроссмейстером одной из ветвей ордена розенкрейцеров.
🌹 В 1891 году Пеладан основал собственный «Католический и эстетический Орден Розы и Креста». Круг поклонников Пеладана — «магов» — одно время считали претендентами на еще одну новую литературную школу, но в итоге в истории они остались благодаря «Салонам».
🖼 «Салоны» — это ежегодные выставки, проходившие с 1892 по 1897 год: на них не только выставляли картины художников-символистов из разных стран, но и исполняли музыкальные произведения; среди гостей были Малларме, Верлен, Эмиль Золя и множество молодых литераторов и критиков. Далеко не все участники разделяли эзотерические интересы Пеладана, но ему первому удалось создать символистскую нишу в публичном пространстве.
📓 В России центром диалога между словесным и визуальным искусством было объединение «Мир искусства», выросшее вокруг одноименного журнала. Его лидеры — художник Александр Бенуа, антрепренер Сергей Дягилев, критик и публицист Дмитрий Философов — стремились не столько создать рупор символизма, сколько объединить силы всех, кого интересовала новая эстетика.
🖊 Многие художники-мирискусники — Александр Бенуа, Лев (Леон) Бакст, Константин Сомов — активно работали с книжной графикой. Иллюстрированная книга в эту эпоху тоже становится полноценным синтетическим произведением искусства, и это результат тесного общение художников с писателями и литературными критиками.
📚 Поэма Пушкина «Медный всадник», иллюстрированная Бенуа, иллюстрации к повестям Гоголя и обложки сборников Бальмонта и Вячеслава Иванова, выполненные Сомовым — вершины книжной культуры.
1 — Одилон Редон. Меланхолия. 1876
2 — Гюстав Моро. Вдохновение. 1893
3 — Михаил Врубель. Царевна лебедь. 1900
4 — Микалоюс Чюрленис. Истина. 1905
5 — Константин Сомов. Обложка сборника стихов К. Д. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина». 1907
Поговорим про музыку и узнаем, каких композиторов вдохновляли стихи символистов и как повлиял символизм на театр.
🗣 Символизм начинается с верленовского лозунга «музыка прежде всего». Писатели-символисты стремились сделать литературу похожей на музыкальное искусство — подвижной и открытой для бесконечных интерпретаций. А лучше — окончательно стереть границы между музыкой и словом.
✍️ Рассказывают, что когда Дебюсси попросил у Малларме разрешения написать музыку к его «Послеполуденному отдыху фавна», поэт ответил: «А я думал, что я это сам уже сделал!».
👥 Стихи символистов, особенно Верлена и Малларме, вдохновляли многих композиторов. Во Франции это Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Сезар Франк, Эрнест Шоссон, Рейнальдо Ан, Морис Равель, Эрик Сати. Они предпочитали камерные жанры — короткие пьесы, прелюдии, романсы.
🎹 Их музыка рассчитана на создание «атмосферы», единого настроения, которое складывается из мимолетных ассоциаций, эффектов текучести и мерцания (часто в названиях их произведений появляются вода и лунный свет). Она изначально была предназначена для исполнения в небольшом, интимном пространстве — частных салонах в кругу внимательных ценителей.
🎼 На этом музыкальная история французских символистов не остановилась. Их стихи до сих пор снова и снова кладут на музыку — особенно Верлена, для многих стихотворений которого можно найти десятки разных песенных версий и исполнений.
📢 Послушайте как, к примеру, звучит Верлен у его младшего современника Рейнальдо Ана в исполнении современного контртенора Филиппа Жарусски. А у Лео Ферре верленовская «Осенняя песня» превратилась в иронический свинг.
🎶 Лучшее музыкальное воплощение русского символизма — творчество Александра Скрябина, совершенно непохожего на Дебюсси и его учеников. Некоторые сочинения он называет «поэмами»: «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей (Поэма огня)».
⚡️ По замыслу композитора, поэма должна быть синестетическим действом, в котором к музыкальной партитуре добавляется световая (Скрябин придумал слово «светомузыка») — но в полной мере идея так и не была реализована.
🗣 Вдохновленный музыкой Скрябина Константин Бальмонт в книге «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина» так пытался передать свой восторг:
«Эта встреча навсегда сохранится в моей душе, как видение ослепительной музыкальности. Это было видение поющих, падающих лун. Музыкальных звездностей. Арабесок, гиерогрифов, и камней, изваянных из звука. Движение Огня. Прорывы Солнца. Клич души к душе. Откровенье, дошедшее с другой планеты. Певучая озаренность самого воздуха, в котором двигался этот пленительный ребенок богов».
🎭 Музыкальный театр тоже испытал влияние символистской эстетики. «Русские сезоны» труппы Сергея Дягилева, в 1910-е годы взорвавшие европейскую сцену, вывели эстетику «Мира искусства» на новый уровень. Музыка Игоря Стравинского, хореография Михаила Фокина, декорации Бенуа и Бакста сделали балеты дягилевской труппы связующим звеном между символизмом и зрелым модернизмом.
🎵 Театральные поиски символистов тоже нашли музыкальное продолжение. Интересно, что одна пьеса Метерлинка — «Пеллеас и Мелизанда» — получила почти одновременно сразу трех композиторов: в 1898 году музыку к ней пишет Габриэль Форе, а в 1903 появляется симфоническая поэма Арнольда Шенберга. Но самое известное прочтение пьесы — опера Клода Дебюсси (1902), которая прочно вошла в мировой оперный репертуар.
🎼 Другие примеры удачных оперных интерпретаций символистского языка: «Саломея» Рихарда Штрауса (1905) по французской пьесе Оскара Уайльда, «Огненный ангел» Сергея Прокофьева (1923) по повести Брюсова и «Мертвый город» Эрика Корнгольда (1920) по «Мертвому Брюгге» Жоржа Роденбаха — этот роман также оставил след в истории кино.
К моменту, когда кинематограф стал осознавать себя как искусство, символизм уже выходил из моды. Тем не менее, у символистов есть свои киноистории. Остановимся на самой необычной.
📙 В небольшом романе «Мертвый Брюгге» (Bruges-la-Morte, 1892) бельгийского символиста Жоржа Роденбаха простой и мрачный сюжет: герой после смерти жены впадает в отчаяние. Он ведет отчужденную жизнь в Брюгге, который кажется ему «мертвым городом», но однажды встречает на улице женщину, которая напоминает ему жену, пытается сделать из нее двойник умершей — ничем хорошим это, конечно, не заканчивается.
«Мертвый Брюгге» — первое литературное произведение, проиллюстрированное фотографиями.
🎬 «Мертвый Брюгге» на русском вышел в 1910 году и привлек внимание одного из первых российских кинорежиссеров Евгения Бауэра. Результатом стал фильм «Грезы» (1915), вольный пересказ Роденбаха, в котором герои получили русские имена. Лента сохранилась — ее можно посмотреть.
⚡️ Бауэра особенно интересует эмоциональная сторона романа, которая прекрасно подходит для возможностей немого кино. Но это не все: синефилам сюжет может показаться знакомым — но скорее не по малоизвестному фильму Бауэра, а по «Головокружению» Хичкока (1958), в котором герой тоже находит двойника погибшей женщины, и это приводит к трагическим событиям.
📽 «Головокружение» — экранизация французского детектива Буало и Нарсежака «Среди мертвых» (1954), который многие критики считают основанным на романе Роденбаха.
🔀 Точно неизвестно, был ли Хичкок знаком с «Мертвым Брюгге», но некоторые историки кино считают, что перекличек в фильме слишком много для совпадения. Например, бельгийский поэт и критик Жоэль Гоффен считает, что и Сан-Франциско у Хичкока повторяет черты символистского Брюгге: паутина улиц, монотонность, мертвенность.
➡️ Впрочем, возможно, Хичкок цитирует не конкретно Роденбаха, а вообще ту нервозную урбанистическую эстетику, которая восходит как к бельгийским символистам, так и, например, к Достоевскому.
📽 Давайте посмотрим трейлер «Пеллеаса и Мелизанды» в постановке Роберта Уилсона, которая шла в Опере в Бастилии в 2017 году.
В этом уроке мы изучили символизм, его место в культуре и связь с другими видами искусства. Давайте вспомним главное.
🆕 Первыми поэтами символизма принято считать Поля Верлена и Стефана Малларме, а символизм зародился не как литературное течение, а как эстетическая программа.
🤝 Символисты во многом продолжали романтиков: в их творчестве появляются похожие темы и мотивы — недоступность идеала, враждебный мир, сны, загадки, двойники. Однако у символистов не может быть четкого «двоемирия», как у романтиков, потому что в их версии есть только один настоящий мир, о котором мы догадываемся по отзвукам и отражениям.
🌹 Символ в искусстве — это знак, у которого нет одного простого закрепленного значения. Символ нуждается в интерпретации, а она потенциально бесконечна. Например, появление креста в тексте автора христианской культуры будет указывать на жертву, судьбу, страдание, но далеко не у любого автора — на обещание воскресения.
📌 Приметы, по которым мы узнаем символистский текст:
➖ он должен весь заставлять читателя ломать голову в поисках интерпретации,
➖ главная эмоция — тоска по подлинному, первоначальному, истинному,
➖ внутреннее и внешнее в символистском тексте легко меняются местами или вообще неразделимы.
👥 Главные писатели и поэты символизма в литературах разных стран: Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Вячеслав Иванов, Федор Сологуб, Андрей Белый, Александр Блок.
👤 Поль Верлен. Его стиль всегда легко узнать по меланхолии, неопределенной тоске, ностальгии, предмет которой неизвестен. Главная тема Верлена — музыка, он пытается максимально приблизить к ней поэтический язык.
👤 Артюр Рембо — поэт визуальный: его главные мотивы всегда связаны с видением, оптикой, необычной точкой зрения.
👤 Стефан Малларме — самый радикальный и авангардный поэт. Мотивы его поэзии — знаки пустоты, небытия.
🇷🇺 Главное отличие русского символизма от французского — в идеологическом масштабе. В России к поэтам присоединились философы, мистики, теоретики искусства, да и у самих поэтов были философские амбиции. Русские символисты разделились на «старший» и «младший» символизм. Основной площадкой для манифестов, программ, споров стали литературные журналы, главным из которых был «Мир искусства» (1898–1904).
👤 Вячеслав Иванов и его «Башня» — им всем обязан «Младший» виток русского символизма.
👤 Андрей Белый — экспериментатор, чья проза почти всегда ритмизована и пестрит необычными словами и звуковой игрой.
👤 Александр Блок задал одну из самых главных тенденций Серебряного века — объединять стихотворения в циклы.
🎭 В символистском театре впервые центральную роль начинают играть режиссеры, рождается привычный нам режиссерский театр.
👤 Морис Метерлинк — первый драматург-символист, создал «статический» театр, где все реплики персонажей вертятся вокруг главного события, которое уже произошло и необратимо.
👤 Август Стриндберг в своей драматургии сохранял элементы реалистического стиля: действие привязано к современности, а у персонажей есть типичные социальные роли.
🎶 Символисты развивают концепцию «синтеза искусств», которая восходит к немецким романтикам: тотальное сотрудничество всех творческих людей. На всю культуру конца 19 века оказала влияние реализация этой идеи Рихардом Вагнером в «музыкальных драмах». Лучшее музыкальное воплощение русского символизма — творчество Александра Скрябина. По его замыслу поэма должна быть синестетическим действом, в котором к музыкальной партитуре добавляется световая.
🎬 Фильм «Грезы» — пример символизма в кино. Создан на основе романа «Мертвый Брюгге» (1910), который привлек внимание одного из первых российских кинорежиссеров Евгения Бауэра.
Немецкая литература: понять и полюбить
Курс лекций об абсурдном и противоречивом мире Манна, Кафки и Гессе. Расскажем об истории создания книг и поймем, почему без немецкой литературы 20 века нельзя представить ни современную прозу, ни современный театр. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
Символизм в поэзии, музыке и живописи
Как Белый, Блок, Врубель и Скрябин искали мистическую истину
«Однажды… — вспоминает поэт Анатолий Найман, — Ахматова — глуше, чем до сих пор, и потому значительней — произнесла: „А вы думаете, я не знаю, что символизм, может быть, вообще последнее великое направление в поэзии“. Возможно, она сказала даже „в искусстве“». Тем знаменательней эта реплика, что она прозвучала как бы от лица акмеизма, враждебной символистам школы. Несмотря на все былые разногласия, поздняя Ахматова не могла не признать поворотной и судьбоносной роли символистского поколения в истории русской культуры. Ведь именно символисты на рубеже XIX–XX веков подняли «знамя борьбы» против диктата приземленного реализма и воинствующего материализма, начав процесс грандиозного обновления отечественного искусства в 1900–1920-х годах.
Обновление это началось с литературы в 1890-х годах, затем оно захватило и другие искусства — знаменем же его, по сути, стало слово, которое и дало движению название, — «символ» (от греч. σύμβολον — знак, опознавательная примета). В традиционной поэтике слово «символ» означало «многозначное иносказание», в отличие от «аллегории» — «однозначного иносказания». Опираясь на религиозное понимание символа как земного знака небесных истин, символисты пытались «передать на сокровенном языке намеков и внушения нечто невыразимое». Каким образом? Размывая словарный контур слова, предельно расширяя его значение. Так, смысл строк Андрея Белого: «И дымом фабричные трубы / Плюют в огневой горизонт» — не сводится к простому олицетворению, но намекает на некую тайну, связывающую земное и небесное, высокое и низкое, временное и вечное.
Символ в этой новой поэтике не просто указывает на тайное, но более того — знаменует небывалую прежде концентрацию таинственного в душе и в мире. Само слово «тайна» находится в центре символистской поэтики, властно притягивая к себе другие слова или притягиваясь к ним: «ключи тайн», «мгновенья тайн», «тайна жизни», «тайна гроба», «тайны заката» и «тайны рассвета». За существительным «тайна» тянется бесконечный шлейф эпитетов, эпитет «таинственный» блуждает в поиске все большего числа определяемых существительных. Так, выписав название стихотворения Аполлона Григорьева, «Тайна скуки», Александр Блок рядом торжественно замечает: «Ему зачтется это!» Он же, буднично описывая свою прогулку с женой по Равенне: «Все говорят про нее, что bella. Называют барышней», — вдруг как будто забывает об окружающем: «Один я… Тайна».
Не удивительно, что постсимволистскому поколению такая насыщенность мира «знаньем несказанным» показалась несовместимой с нормальной жизнью: «Получилось крайне неудобно, — писал акмеист Осип Мандельштам, — ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это может значить такое, что сам потом не рад будешь».
Весь мир в понимании символистов оказывался тайным языком символов; они стремились искать в словах и вещах прежде всего знаки иного. Символ в их теории и практике стремится к захвату всех вещей и явлений: в символистском сознании мир воспринимается как сплошной «лес соответствий» (согласно поэтической формуле Шарля Бодлера); всюду угадывается намек, отовсюду стоит ждать чудесных вестей. Разумеется, многие модернисты следующего поколения, пытавшиеся преодолеть своих предшественников, восставали против всевластия символа: «Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, — возмущался Мандельштам. — Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».
Отношение к символу как знаку тайны разделило две эпохи в развитии символизма. В эпоху «старших символистов» (1890-е годы) тайны ищут прежде всего в мире сокровенного «я». Характерно, что первые символисты воспринимались современниками прежде всего как проповедники крайних форм субъективизма и эгоцентризма — и не без основания. Ведь и сам Валерий Брюсов, признанный глава и идеолог символизма в 1890-е годы, утверждал, что секрет современного искусства — в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». В своих стихах символисты «первой волны» стараются довести эту мысль до предела. Мало того, например, что местоимение «я» является едва ли не любимой анафорой Константина Бальмонта, тот еще и нанизывает на нее заклинательные, гимнические формулы: «Я вольный ветер, я вечно вею», «Я весь — весна, когда пою, / Я — светлый бог, когда целую!» Это значит, что «я» для символистов этого поколения становится предметом культа. По Федору Сологубу, его мечты равны вселенной, себя же он уподобляет Творцу: «Я — бог таинственного мира, / Весь мир в одних моих мечтах…» В свою очередь, Дмитрий Мережковский превращает лозунг «возлюби себя» в религиозный принцип: «Ты сам — свой Бог…», «Будь бездной верхней, бездной нижней, / Своим началом и концом». А его жена, Зинаида Гиппиус, с готовностью следует этому призыву: «Люблю я себя, как Бога, — / Любовь мою душу спасет».
Наследуя «старшим» и все же споря с ними, «младшие символисты» (1900–1910-е годы) ведут свои поиски тайн в противоположном направлении: от себя к непостижимому миру — к загадкам сущего, «глуби заповедной» и «туманной Вечности». Мистическое томление 1890-х годов («тоска неясная о неземном») в 1900-е годы перешло в мистические порывы. Предтечей нового мироощущения был признан философ и поэт Владимир Соловьев. Андрей Белый в своей «Второй симфонии» даже изобразил его в виде пророка — трубящим в рог на крыше московского дома и возвещающим о грядущем «солнце любви». Соловьев видел во всем борьбу «тьмы житейских зол» и мистической «золотой лазури», мечтал о воплощении на земле небесной красоты (Софии), освобождении «мировой души» как женского начала из плена косной материи. «Знайте же, Вечная Женственность ныне / В теле нетленном на землю идет», — провозгласил Соловьев, и это было воспринято его последователями, «младшими символистами», Александром Блоком, Андреем Белым, Сергеем Соловьевым, как пророчество, которому надлежит сбыться если не завтра, то послезавтра.
У Блока в таинственном свете предстоящего воцарения Великой Жены традиционные поэтические образы превращаются в мистические знаки: ветер — уже не просто ветер, это весть «оттуда», закат — уже не просто закат, это весть о конце прошлого времени и начале новых времен. У Белого в каждой вещи, даже затерявшейся в толще быта, в каждом слове, даже жалком и смешном, угадывается знак — или мирового преображения, или мировой катастрофы: — „близится“, и надо готовиться к бою с Антихристом и к встрече с Христом». Третьим же «пророком» символистской «второй волны» становится Вячеслав Иванов, чья ученая поэзия стремилась, по словам Блока, «потонуть в народной душе», слить культ древнегреческого бога Диониса с христианством и русской идеей. В «Кормчих звездах», своем первом сборнике, Иванов, предвидя близкие сроки творческого претворения истории в хоровое религиозное действо, загадочно вещает: «Всё — жрец и жертва. Всё горит. Безмолвствуй», «И припевы соглашает / С вражьим станом вражий стан, / И раздолье оглашает / Очистительный пэан Пеан — в Древней Греции торжественный благодарственный гимн, исполнявшийся хором. ».
Мистическая настроенность, готовность к чуду выдержала все испытания, которые выпали «младшим символистам», все перипетии их творческого пути. Они всегда оставались хранителями тайны. таинственное прячется, например, в озорных строках Белого: «Голосил / низким басом. / В небеса запустил / ананасом»; мерцает в отчаянных блоковских признаниях: «А ты, душа… душа глухая… / Пьяным пьяна… пьяным пьяна…»; подсвечивает мизантропию, проявившуюся в дневниковой записи Блока после гибели «Титаника»: «Есть еще океан»; диктует мрачные исторические пророчества — будь то звучащие в романе Андрея Белого «Петербург» слова Медного всадника: «Да, да, да… Это — я… Я гублю без возврата» или строки о том же Медном всаднике в стихах Вячеслава Иванова: «То о трупы, трупы, трупы / Спотыкаются копыта…»
На зов поэтической тайны в начале ХХ века откликнулись композиторы и художники. Усиленные поиски заповедных путей в разных видах искусства привели их в движение навстречу друг другу. Углубление в «невыразимое» неразрывно связалось с упорным стремлением к единению всех муз, к магическому синтезу искусств. Поэзия на рубеже XIX–XX веков мечтает стать музыкой и тоскует о красках, музыка и живопись тяготеют к священному, заклинательному слову.
Идея все связующей музыки — одна из важнейших в символизме. Три европейских властителя дум питали ее — философ Фридрих Ницше с его мыслью о рождении искусства «из духа музыки», композитор Рихард Вагнер, видевший в музыке воплощение «универсальных потоков божественной мысли», и Поль Верлен с его призывом — «Музыка прежде всего». «Музыкой выражается единство, связующее… миры, — вслед за ними учил Андрей Белый. — В музыке мы бессознательно прислушиваемся к этой сущности». Блок выразил ту же мысль в стихах: «Все — музыка и свет: нет счастья, нет измен… / Мелодией одной звучат печаль и радость…»
В первый период символизма верленовское требование было воспринято и применено только внешне — в погоне за завораживающими аллитерациями и ассонансами, в нагнетании повторов и рефренов: «Ландыши, лютики. Ласки любовные. / Ласточки лепет. Лобзанье лучей» (Бальмонт). Но в творчестве младших символистов установка на музыкальность определяет уже весь строй символистского текста. Так, когда Андрей Белый называет свои прозаические произведения «симфониями», это уже не просто дразнящая игра в переименования. Здесь действительно претворены принципы симфонической композиции и перекличка лейтмотивов в духе вагнеровских опер.
Впечатляющим итогом этих исканий стала поэма Блока «Двенадцать». Завершив ее строками в ритме детской песенки — четырехстопным хореем с мужскими рифмами: «В белом венчике из роз / Впереди Иисус Христос», — поэт записал в дневнике: «Сегодня я гений». Это значило: Блоку наконец удалось воплотить в «Двенадцати» музыку вселенной и музыку истории, которая звучала в его сознании, вплоть до слуховых галлюцинаций. Об этом в дневнике: «Внутри дрожит», «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг». В поэме наплывают друг на друга и сталкиваются музыкальные стихии: звуки городского романса и заупокойной молитвы, ритм плясовой, частушки и боевого марша, хаос шумов — шепоты, крики, выстрелы, завывание метели. И все это связывается космической стихией, музыкой сфер. Внешняя какофония ритмов и интонаций скрыто соединена в гармоническую композицию, с идеальной симметрией всех двенадцати частей (первая часть перекликается с двенадцатой, вторая — с одиннадцатой и так далее).
Столь же радикален в своем стремлении к синтезу искусств главный музыкант символистской эпохи Александр Скрябин. Он не мог удовлетвориться тезисом Вагнера: «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль», — русский композитор хотел мыслить музыкой и музыкой преображать мир. Скрябин привлекал к знаменованию тайны все возможные музыкальные и не только музыкальные средства.
На микроуровне он колдовал над превращением аккорда в символ. Таков его «мистический», или «прометеев», аккорд — диссонирующее созвучие, не разрешающееся устойчивым аккордовым равновесием, ставящее вспомогательную гармонию на место основной. Так Скрябин добивался особой разреженности, как бы воздушности музыкальной ткани, образующей, по словам композитора и музыковеда Бориса Асафьева, «хрустальную музыку-мечту», «музыку влечения к звездам».
На уровне всего творчества Скрябина «огненное рвение» к мистической мысли проявилось в стремлении к предельному жанровому расширению. Если Белый называл свои прозаические тексты «симфониями», то Скрябин свои ключевые музыкальные сочинения именовал «поэмами» («Божественная поэма», 1904; «Поэма экстаза», 1907; «Прометей (Поэма огня)», 1910). Причем это были не просто симфонические поэмы в духе Листа или Берлиоза, а синтез симфонии и кантаты, органного концерта и концерта для фортепьяно с оркестром, да еще с добавлением партии света. Автор «Прометея» мыслил параллельными музыкальными и цветовыми аккордами, более того — в саму партитуру поэмы он ввел отдельную нотную строку для «светового клавира». Осталось загадкой, какие цвета были зашифрованы нотными знаками — общий эффект, видимо, должен был напоминать северное сияние; так или иначе, вот уже сто лет как предпринимаются все новые и новые попытки реализовать скрябинскую идею светомузыки.
Скрябину, пытавшемуся в сочинениях 1900-х годов мобилизовать все музыкальные средства, всегда и их было мало. Композитор сопровождал сочинение музыки мистико-философскими медитациями: «Я существо абсолютное… Я Бог»; «Здесь звезды поют»; «Новая волна творчества, другая жизнь, другие миры»; «Возвращение к Единому, успокоение в Нем». Трубным гласом, завершающим первые четыре такта «Божественной поэмы», он хочет сказать: «Я есмь»; партией фортепьяно в «Поэме огня» передает «голос из космоса».
Наконец, Скрябин всерьез мечтал об исполнении своей «Мистерии» тысячами инструментов и голосов в специально построенном храме у подножия Гималаев, где бы вместе с музыкой разрастались симфонии цветов и ароматов, и все это должно было привести к полному преображению человечества и вселенной. Таков предел скрябинского символизма: в то время как поэты-символисты пытались претворить слово в музыку, он бился за претворение музыки в космогонический миф.
Другим, столь же масштабным, мифологическим событием символистской эпохи стала «легенда Врубеля» — и это знаменательно: в художниках тогда с тем же энтузиазмом искали черты магов и пророков, что и в композиторах, а в красках и цветах так же угадывали следы тайнописи, как и в звуках музыки. Так, в поэтике Белого полюсá мира явлены в красках: серый цвет символизирует зло как «воплощение небытия в бытие, придающее последнему призрачность», а ясно-лазурный сияет как «символ богочеловечества». Соответственно, в поэтике Блока разворачивается вселенский конфликт между страшным «пурпуром лиловых миров» и «лазурью лучезарного взора». И вот в эпицентре этой космической драмы цвета и света возникла грандиозная фигура художника Михаила Врубеля. Его метания и безумие, расписывание церквей и маниакальная сосредоточенность на образе Демона, «сны Врубеля, его бред», «его покаяние» — все это осознается как знаки избранности, причастности запредельной тайне. О нем пишут, следуя риторике исключительности: «Нам недоступны, нам незримы…» — формула в зачине брюсовского стихотворения «М. А. Врубелю», «Лишь ты постигнул до конца…» — его финальная формула. «Если бы я обладал средствами Врубеля…» — сетует Блок, а в статье «Памяти Врубеля» подводит гиперболический итог: «Падший ангел и художник-заклинатель: страшно быть с ними, увидать небывалые миры и залечь в горах».
Сам ставший мифом еще при жизни, Врубель обладал исключительным даром творить мифы на полотне, на стенах храмов, в мраморе и на терракотовых плитках. Его мифы воплощались не наяву, при ярком солнечном свете, а как бы сквозь призму снов и галлюцинаций. Но тем неотступнее, тем глубже воздействуют эти мифы, очаровывая и пугая. «Верится, что Князь Мира [то есть сам дьявол] позировал ему…» — признавался художник Александр Бенуа.
В пульсирующем и становящемся мире Врубеля все телесное становится глубоко загадочным. Тот же Демон, с его узлами мускулов, двоится в восприятии зрителя: сверхчеловеческая мощь торса, грандиозный потенциал пружинистой позы — не оборачивается ли эта космическая энергия саморазрушением плоти, не чревата ли роковым бессилием? Во всяком случае, в еще одном из многочисленных вариантов демонической темы — картине «Демон поверженный» истончившаяся плоть падшего ангела изображена в последней конвульсии, перед тем как превратиться в горный ледник и слиться с фоном.
Изменчивость врубелевской вселенной усугубилась в 1902 году, когда на выставке «Мира искусства» демонстрировался «Демон поверженный»: к ужасу свидетелей, автор тогда каждое утро то переписывал, то подправлял картину; каждый раз на картине менялось — то поза, то выражение лица, то объем тела.
Врубелевский мир одержим синестезией — слитностью и переходностью ощущений: зримое в нем стремится стать музыкальным, музыка — воплощается в зримой форме. Это особенно ощутимо в картине «Царевна-Лебедь», вдохновленной оперой Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и чарующим пением супруги художника, Надежды Забелы. Сказочный образ царевны застигнут здесь в последнем замирании и таинственно-тревожной оглядке, в то время как ее снежные крылья и темно-лиловые облака, подхваченные мощными цветовыми и световыми аккордами, уже уносятся к горизонту. При взгляде на картину возникает гипнотическое ощущение слышимого звука — и это как раз тот вид магии, который особенно ценился в эпоху символизма.
Пределом стало творчество литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса, который называл некоторые свои картины сонатами («Соната солнца», «Соната звезд», «Соната весны»), а в симфонических поэмах рисовал звуковые картины («Море», «В лесу»). «Он заставляет нас ощутить себя в ином пространстве, поглотившем время и движение», — этими словами Вячеслав Иванов, по сути, выписал Чюрленису пропуск в символизм. Посмертное признание одним из мэтров русского символизма своего литовского собрата не случайно: так сказалась решающая тенденция всего движения — воля к абсолютному синтезу.
Символизм достиг своего пика к 1910-му, году смерти Врубеля, но расцвет почти тут же сменился кризисом. Слишком велики были надежды на преображение мира, а следовательно, и неизбежные разочарования — все это провоцировало брожение и раздоры, размывало общую для символистов почву. Мистические упования Блока и Белого все никак не сбывались, зато сбылись катастрофические предчувствия. Революция (незадолго до которой, в 1915 году, умер Скрябин) смела тех, кто ее предсказывал. После 1917 года о символизме уже вспоминали как об истории, с каждым годом — особенно после смерти Блока в 1921 году — все более далекой. Но конец символизма как школы и движения не отменил его огромного влияния на всю последующую культуру. Даже противники символистов, акмеисты, не могли уклониться от этого влияния, причем именно в своих итоговых произведениях: Николай Гумилев в своем последнем сборнике «Огненный столп», Осип Мандельштам — в «Стихах о неизвестном солдате», Анна Ахматова — в «Поэме без героя». Формальные поиски Брюсова и Блока дали импульс к преобразованию русской поэзии, опыты Белого до неузнаваемости изменили русскую прозу. След символистских идей более всего ощутим именно в явлениях мирового уровня — музыке Игоря Стравинского, дягилевских балетах, фильмах Сергея Эйзенштейна, живописи лидеров русского авангарда, таких как Василий Кандинский и Казимир Малевич, прозе Андрея Платонова и Бориса Пастернака. Великие достижения русской культуры в ХХ веке во многом стали возможны потому, что символизм открыл ему «магические горизонты».