к чему крепить страховочную привязь при работе на высоте
Системы обеспечения безопасности работ на высоте
В настоящее время на рынке средств индивидуальной защиты от падения с высоты представлено огромное количество устройств, предназначенных для решения различных задач. В данной статье мы представим краткий обзор, посвященный тому, как правильно объединить средства индивидуальной защиты от падения с высоты (СИЗ) в подходящую систему обеспечения безопасности работ на высоте (СОБ).
Согласно ГОСТ Р 58208-2018/EN 363:2008 существует всего 5 систем обеспечения безопасности от падения с высоты:
Рассмотрим основные особенности применения перечисленных систем обеспечения безопасности.
Удерживающая система
Удерживающая система является наиболее предпочтительной СОБ, т.к. исключает срыв работника в безопорное пространство. А значит, исключает риск получения работником травм, связанных с остановкой падения. Система работает по принципу «ограничения перемещения». То есть основная задача удерживающей системы не допустить работника в потенциально опасную зону. Это достигается благодаря регулировки соединительного компонента (стропа) удерживающей системы.
Схема построения удерживающей системы
C – строп (регулируемый по длине или без регулировки),
B – привязь работника (пояс или страховочная привязь).
Состав удерживающей системы
Этапы сборки удерживающей системы
Обратите внимание. Удерживающая система предназначена для исключения падения, а не его остановки!
Страховочная система
Страховочная система предназначена для безопасной остановки падения. Таким образом, если Вы понимаете, что организовать удерживающую систему на вашем рабочем месте невозможно и вероятность срыва в безопорное пространство есть, то Ваш выбор – страховочная система.
Схема построения страховочной системы
C – строп (регулируемый по длине или без регулировки),
B – привязь работника (страховочная привязь),
D – амортизатор рывка.
Состав страховочной системы
Этапы сборки страховочной системы
Система позиционирования на рабочем месте
Предназначение данной СОБ – обеспечение комфорта работы за счет фиксации рабочего положения специалиста и, как следствие, освобождения обеих его рук для проведения работы.
Схема построения системы позиционирования
C – строп для позиционирования (текстильный, тросовый или цепной),
B – привязь работника (страховочная привязь с интегрированный поясом).
Обратите внимание – на рисунке не отображена страховочная система. Позиционирование без страховки запрещено!
Состав системы позиционирования
Этапы сборки системы позиционирования
Система канатного доступа
Предназначение системы канатного доступа – обеспечить безопасность при работе в безопорном пространстве
Схема построения системы канатного доступа
B – привязь работника (страховочная привязь с интегрированным поясом и элементами для работы сидя),
D – страховочный канат ГОСТ EN 1891-2014
Состав системы канатного доступа
Этапы сборки системы канатного доступа
Система спасения и эвакуации
Предназначение данной СОБ – быстрое и эффективное перемещение пострадавшего в безопасную зону.
Схема построения системы спасения и эвакуации
C – спасательное устройство,
B – устройство для поддержания тела (спасательная петля (косынка) или спасательная привязь или привязь пострадавшего).
Состав системы спасения и эвакуации
Этапы сборки системы спасения и эвакуации
Комплектация системы спасения и эвакуации производится исходя из условий рабочего места и плана спасения и эвакуации. Рекомендуем делать выбор в пользу простых и понятных устройств подъема/спуска.
К чему крепить страховочную привязь при работе на высоте
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ. СТРАХОВОЧНЫЕ ПРИВЯЗИ
Общие технические требования. Методы испытаний
Occupational safety standards system. Personal protective equipment against falls from a height. Full body harnesses. General technical requirements. Test methods
Дата введения 2009-07-01
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН рабочей группой подкомитета ПК 7 Технического комитета по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 485-ст
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении Б.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний, маркировку, информацию, предоставляемую изготовителем, и упаковку страховочной привязи. Другие типы привязей, описанные в других европейских стандартах, например ЕН 358, ЕН 813 или ЕН 1497 [1], могут быть встроены в страховочную привязь. Страховочные системы описаны в ЕН 363.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на европейские стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменений к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).
ЕН 358 Привязи для удержания и позиционирования на рабочем месте и стропы для рабочего позиционирования
ЕН 362:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Соединительные элементы
ЕН 363:2002 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Страховочные системы
ЕН 364:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Методы испытаний
ЕН 365:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Общие требования к инструкциям по эксплуатации и маркировке
ЕН 813 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Ремни безопасности для положения сидя
ЕН 892 Снаряжение для альпинистов. Подъемные канаты. Требования техники безопасности и методы испытаний
3 Определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 страховочная привязь (full body harness): Компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения.
3.3 элемент крепления (attachment element): Специфическая соединительная точка для компонентов или подсистем.
4 Общие технические требования
4.1 Конструкция и эргономика
4.2 Материалы и конструкция
Тканая лента и швейные нитки страховочной привязи должны быть изготовлены из однородного волокна или многоволоконных синтетических волокон, подходящих для их планируемого использования.
Нитки, используемые для сшивания, должны быть физически совместимы с тканью, а качество должно быть совместимо с качеством ткани. Они должны, однако, иметь другой цвет или контрастный оттенок для того, чтобы обеспечивать визуальный контроль.
Страховочная привязь должна включать в себя лямки или подобные элементы, которые размещены в зоне таза и на плечах (см. рисунки 1 и 2). Страховочная привязь должна быть подогнана к телу по размерам, для чего могут быть предусмотрены средства регулирования.
Лямки не должны менять положение и ослабляться сами по себе.
Во время статического испытания по 5.1 должно быть визуально подтверждено, что те лямки, которые поддерживают манекен или оказывают давление на тело человека, являются основными лямками.
Элементы крепления для остановки падения допускается размещать так, чтобы во время использования страховочной привязи они располагались над центром тяжести, впереди на груди и/или сзади на спине, и/или на обоих плечах пользователя.
Страховочную привязь допускается встраивать в одежду. Должно быть возможным проведение визуальной проверки всей страховочной привязи, даже если страховочная привязь встроена в одежду.
Все крепежные пряжки (т.е. пряжки, отличные от используемых для регулировки и подгонки) должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было застегнуть только одним правильным способом или чтобы все возможные способы их застегивания соответствовали требованиям прочности и работоспособности.
Металлическая фурнитура должна соответствовать требованиям антикоррозионной защиты в соответствии с ЕН 362 (подраздел 4.4).
4.3 Статическая прочность
При испытании с каждым элементом крепления в соответствии с ЕН 364 (подпункт 5.1.4.2) с усилием 15 кН и в соответствии с ЕН 364 (подпункт 5.1.4.3) с усилием 10 кН манекен не должен выпадать из страховочной привязи.
4.4 Испытание динамической нагрузкой
При испытании на элементах крепления для останова падения, как описано в 5.2 с манекеном с массой в 100 кг, страховочная привязь должна выдерживать два последовательных испытания на падение с заданным расстоянием свободного падения, равным 4 м, без высвобождения манекена (одно испытание на падение манекена ногами вниз и одно испытание на падение манекена головой вниз). После каждого падения манекен должен останавливаться в положении головой вверх и углом между продольной осью плоскости спины манекена и вертикалью не более 50°.
4.5 Дополнительные элементы
Если страховочная привязь дополнительно оснащена элементами крепления для использования страховочной привязи при рабочем позиционировании или в удерживающей системе, эти элементы должны соответствовать ЕН 358 и/или ЕН 813.
4.6 Маркировка и информация
Маркировка страховочной привязи должна быть в соответствии с разделом 6.
5 Методы испытаний
5.1 Испытание статической нагрузкой на прочность
Испытание статической нагрузкой на прочность следует проводить в соответствии с ЕН 364 (пункт 5.1.4).
5.2 Испытание динамической нагрузкой
Испытание динамической нагрузкой следует проводить в соответствии с ЕН 364 (пункт 5.1.2).
В дополнение к ЕН 364 (подпункт 5.1.2.1) одинарная альпинистская веревка, используемая для испытаний, должна соответствовать ЕН 892 и иметь в первом испытании на ударную силу значение (9±1,5) кН.
6 Маркировка
Маркировка страховочной привязи должна соответствовать ЕН 365 (подраздел 2.2), и любой текст должен быть на языке страны назначения. В дополнение к ЕН 365 (подраздел 2.2) маркировка должна включать в себя:
а) пиктограмму на страховочной привязи для указания на то, что пользователи должны прочитать информацию, поставляемую изготовителем (см. рисунок 3);
b) заглавную букву «А» на каждом элементе крепления для останова падения;
c) идентификационный знак модели/типа страховочной привязи;
d) номер настоящего стандарта.
7 Информация, предоставляемая изготовителем
Информация, предоставляемая изготовителем, должна быть на языке страны назначения. Она должна соответствовать ЕН 365 (подраздел 2.1) и дополнительно должна включать в себя:
Страховочные привязи для работы на высоте — устройство, выбор, правильное использование
Очень часто при проведении строительных или ремонтных работ как внутри, так и вне помещений требуется нахождение работника на высоте или на определенной глубине (в колодцах или шахтах).
При проведении высотных работ согласно утвержденным правилам обязательным является использование систем обеспечивающих защиту работника от падения или неблагоприятных последствий приостановки падения. Эти системы делятся на 3 вида:
Первые два вида из перечисленных, не допускают падение с высоты работающего человека. А третий вид систем безопасности позволяет сделать случившиеся падение более безопасным, минимизировать травмы или же вовсе не допустить их возникновение.
Страхующие системы используются при проведении работ, требующих значительной подвижности, перемещения рабочего по большим площадям. Эти системы выполняют свою функцию благодаря устройству амортизации. Оно бывает двух типов:
В реальной практике описанные системы безопасности воплощены в виде монтажного пояса и страховочной привязи (СП). Первый проще по своему устройству, сейчас считается вспомогательным устройством, не являющимся полноценным аналогом привязи.
Страховочная привязь — что это?
Согласно правилом безопасности, утвержденным приказом Минтруда России, страховочная привязь (СП), иначе называемая лямочным страховочным поясом для высотных работ, это обязательное СИЗ при работах на высоте.
По своему устройству можно утверждать, что страховочные привязи для работы на высоте — развитие монтажного пояса. Но СП избавлена от ряда важных недостатков. Например, от неизбежных травм позвоночника при резком рывке во время падения.
Конструктивно страховочные привязи для работы на высоте представляет собой систему гибких и прочных лент, обхватывающих плечи пояс и ноги человека.
Между собой эти ленты соединяются прочными регулируемыми пряжками. На спине, боках, в местах пересечения лент, устроены особые анкерные точки с металлическими кольцами. К ним крепится страховочный фал, собственно удерживающий от падения, или же замедляющий его.
Требования
Требования, предъявляемые к страховочным привязям для работы на высоте подробно излагаются в ГОСТах «РЕН 361-2008» и «РЕН 358-2008». В этих документах излагаются как общетехнические требования, так и сроки, методы проверки прочности СП. Кратко все изложенное в этих документах сводится к семи пунктам:
1. Используемые материалы (ткань лент, материал нитей, пряжек) должны быть совместимы.
2. Цвет нитей, лент должен быть выделяющимся на фоне рабочих поверхностей, контрастировать друг с другом. Это нужно для легкой идентификации работающего на высоте человека с одной стороны, для контроля качества соединения самих лент с другой стороны (в том смысле, что легко будут видны обрывы, потертости или размочаливания нитей).
3. В конструкции СП должна быть возможность подгонки к конкретному человеку. Это с одной стороны гарантирует невозможность выпадения тела человека из системы, а с другой — отсутствие у него травм при падении.
4. Страховочные привязи для работы на высоте обязательно предполагают крепление особыми лямками в области плеч, ног человека. Кроме этого на поясе есть особый широкий кушак, снимающий как статическую, так и динамическую нагрузку на позвоночник.
5. Фиксирующие ленты элементы (пряжки и застежки) должны полностью исключать ослабление или саморасстегивание.
7. СП должна быть способна выдержать вес многократно превышающий вес работника, но сама должна быть легка и не громоздка.
Стандартная конфигурация
Конструктивно любая модель СП состоит из четырех частей:
К поясу с правого и левого бока, а также на спине в месте пересечения спинных тяг пришиты кольца из металла для крепления карабинов страховочного фала. Последний может быть как в виде ленты из того же полиамида, либо же из гибкого металлического троса. Иногда он соединяется с устройством амортизации (ползунковым или самозатягивающимся).
Испытание страховочных привязей
СП перед каждым использованием должны тщательно осматриваться, а работа крепежей, застежек и пряжек — проверяться. В случае обнаружения потертостей, надрезов, оборванных нитей или непрочной фиксации, такая СП не допускается к эксплуатации.
Вообще же время плановые испытания и проверка страховочных привязей для работы на высоте регламентируются назваными ранее ГОСТами. В них приводится инструкция, которая прописывает порядок утилизации негодных страховочных привязей для работы на высоте. Все они должны обязательно уничтожаться. Так как в противном случае не исключено их случайное применение.
К каждой СП прилагается инструкция. В ней содержатся рекомендованные условия хранения и эксплуатации СП. В общих чертах, не зависимо от конкретной модели, все эти правила можно свести к следующим пунктам:
Как выбрать страховочную привязь
Выбирая СП нужно руководствоваться следующими факторами:
Хорошо взвесив каждый из четырех факторов и нужно принимать решение о покупке определенной модели СП. Но, в любом случае, она должна быть сертифицирована, так как сохранение здоровья и жизни работника всегда на первом месте.
Приложение N 10. Системы обеспечения безопасности работ на высоте
Приложение N 10
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н
Системы обеспечения безопасности работ на высоте
Описание графической схемы
Обозначения на схеме:
Система позиционирования, позволяющая работнику работать с поддержкой, при которой падение предотвращается.
Обозначения на схеме:
Поясной ремень системы позиционирования может входить как компонент в состав страховочной системы.
Работник при использовании системы позиционирования должен быть всегда присоединен к страховочной системе. Подсоединение должно проводиться без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах.
Страховочная система, состоящая из страховочной привязи и подсистемы, присоединяемой для страховки.
Обозначения на схеме:
Подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к работнику осуществляется за элемент привязи, имеющий маркировку А.
Подсоединение к точке, расположенной на спине и помеченной на схеме буквой А, является предпочтительным, поскольку исключает возможность случайного ее отсоединения (отстегивания) самим работником и не создает помех при выполнении работ.
Система спасения и эвакуации, использующая средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой.
Обозначения на схеме:
В системе спасения и эвакуации кроме спасательных привязей могут использоваться спасательные петли.
— спасательная петля класса А: петля, задуманная и сконструированная таким образом, что во время спасательного процесса спасаемый человек удерживается спасательной петлей, лямки которой проходят под мышками;
— спасательная петля класса В: петля, задуманная и сконструированная таким образом, чтоб во время спасательного процесса работник удерживается в позиции «сидя» лямками спасательной петли;
— спасательная петля класса С: петля, задуманная и сконструированная таким образом, что во время спасательного процесса работник удерживается в позиции вниз головой лямками спасательной петли, расположенными вокруг лодыжек.
Система спасения и эвакуации, использующая переносное временное анкерное устройство и встроенное спасательное подъемное устройство;
Обозначения на схеме:
Система спасения и эвакуации, использующая индивидуальное спасательное устройство (ИСУ), предназначенное для спасения работника с высоты самостоятельно.
Обозначения на схеме:
Изготовитель в эксплуатационной документации (инструкции) для ИСУ дополнительно указывает максимальную высоту для спуска.
Инструкция для страховочной привязи для работы на высоте
Страховочная привязь является элементом анкерной линии и используется в качестве средства индивидуальной защиты при работе на высоте. Её конструкция включает в себя стропы, лямки, фитинги, пряжки и другие устройства, предназначенные для фиксации тела и удержания его от падения.
Как должна выглядеть инструкция страховочной привязи?
В инструкции по эксплуатации страховочной привязи указано, что данное изделие должно соответствовать требованиям следующих документов:
Компоненты изделия
Страховочные привязи используются при проведении строительно-монтажных работ, спасательных операций и т.п. Они изготавливаются из материалов, устойчивых к механическим нагрузкам, истиранию, коррозии, негативному воздействию УФ и других внешних факторов.
В инструкции по эксплуатации страховочной привязи указана комплектация изделия. Непосредственно привязь состоит из лямок, закрепляемых за тело. А некоторые модели комплектуются поясным ремнем (кушаком). Кроме того, в состав привязи входит страховочный строп или фал. Он представляет собой ленту, цепь, трос или канат, концы которого оборудованы карабинами, которые могут быть как одинаковыми, так и различной конструкции. Модель и тип карабина зависит от области применения, рабочего места и анкерного устройства, к которому будет прикреплён карабин. В некоторых случаях строп имеет амортизатор.
Основные разделы инструкции по эксплуатации страховочной привязи
Как правильно одевать страховочную привязь?
Перед тем, как надеть привязь, необходимо расправить ее ленты и расстегнуть пояс. Затем пропустить ноги и руки в обхваты, застегнуть пояс и другие фиксаторы, подтянуть ремни. Все лямки должны плотно прилегать к телу.
Стропы с амортизатором необходимо соединить за специальное кольцо (анкерную точку) привязи или закрепить карабином за 2-е петли страховки. Эти петли, как правило, имеют обозначение «А/2». Данная маркировка говорит о том, что за одну петлю цеплять карабин запрещено. Обязательно использовать обе петли для закрепления карабина соединительно-амортизирующей подсистемы.
Как использовать:
Допуск к работе на высоте
Выполнение работ на высоте разрешается лицам старше 18 лет, прошедшим обучение и сдавшим экзамен. Кроме этого, работник должен иметь медицинский допуск. На случай ЧС на месте проведения работ вывешивается план эвакуации, с которым должны быть знакомы все рабочие и специалисты-высотники.
При использовании страховочной привязи запрещается:
В соответствии с инструкцией по эксплуатации страховочной привязи, данное изделие должно пройти предэксплуатационную проверку. В ходе осмотра проверяют наличие на изделии отметки о предыдущем испытании. На металлических деталях не должно быть коррозии, деформации и других дефектов. Дополнительно проверяют ленты, швы, карабины, стропы. Если есть сомнения относительно состояния привязи, её исключают из эксплуатации до проведения лабораторных испытаний.