К чему может привести неправильное питание подростка
Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на подрастающий организм и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию.
Питание влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни. Здоровое питание – необходимое условие гармоничного роста, физического и нервно-психического развития человека, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают питание пять раз в день. Для обучающихся общеобразовательных учреждений организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. Данное питание формируется с учетом возраста обучающихся, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах.
Следовательно, домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада и школы. С этой целью разрабатывается примерное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно уделить внимание именно тем продуктам и блюдам, которые он недополучил днем.
Питание детей и подростков должно учитывать особенности пищеварительной системы, которая еще не окрепла. Рацион питания должен состоять из легко усваиваемых компонентов.
Для развития организма, крепкого здоровья и хорошего иммунитета нужно соблюдать ряд основных принципов составления рациона:
Количество полученной из пищи энергии измеряется в калориях, однако ее ценность заключается не только в этом: немаловажное значение имеет и состав пищи. Углеводы, жиры и белки, минеральные вещества, вода – все это требуется для «строительства» клеток и костной ткани.
Белки имеют особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Недостаток в рационе белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма.
Жиры – источник энергии. Они принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета.
Углеводы – основной источник энергии, способствующий усвоению в организме белков и жиров. Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.
Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития.
Витамины – в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей.
Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки организму необходимо около полутора литров воды. Крайне важно, чтобы дети ели рыбу, не менее одного или двух раз в неделю. Каждый день нужно употреблять молочные продукты, особенно йогурт, молоко, сыр.
Какие продукты нужно ограничить в рационе:
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок имел крепкое здоровье, был активным, гармонично развитым и с хорошим иммунитетом, то правильное питание должно стать для него привычным.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 763 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Как питаются подростки и чем это грозит? Подростковое питание – для родителей страдание?
Ох, уж эти подростки. Все-то они знают, на все-то у них свое мнение. От этого могут возникать частые конфликты «отцов и детей», да и со сверстниками не всегда отношения складываются прекрасно. И, как правило, все эмоциональные вспышки связаны, прежде всего, с физическими изменениями ребенка. Он взрослеет. Начинается этот непростой период после 11 лет. Поэтому родители должны быть готовы помочь в становлении ребенка и его адаптации ко взрослой жизни.
Каждый ребенок уникален, и его развитие тоже. Одни дети более активны и точно знают, чего хотят и, не сворачивая, идут к своей цели. Таким, как правило, легко дается учеба. У них есть свой круг друзей, где их поддерживают. С родителями и взрослыми им тоже на удивление удается легко находить общий язык.
Другие дети более мечтательны и ранимы. Они замыкаются в себе и из-за этого могут возникать частые конфликты. Поэтому к таким подросткам нужен особый подход.
При этом независимо от того, к какому эмоциональному типу относится ваш ребенок, вероятность того, что в подростковом возрасте он станет неправильно питаться, очень высока. Почему?
Во-первых, большую часть времени ребенок ест вне дома.
Во-вторых, именно в период с 11 до 14 лет детям сложно отказаться от «вкусненького», когда все его сверстники уплетают это с такой радостью.
В-третьих, к этому возрасту у многих детей уже сформировались свои не всегда правильные предпочтения в еде, с которыми родителями бороться непросто.
А где неправильное питание, там и проблемы с кишечником, например, запор. Но прежде чем перейти к проблеме запора, давайте поймем, что же такое неправильное питание.
В результате, следствием такого неправильного питания может быть развитие у подростков запоров.
По статистике частота запора у детей разных возрастных групп в России составляет от 41–56% (чаще — у детей старшего школьного возраста — 56%). При том, что ребенок от 3 лет должен ходить «по большому» в норме от 3 до 14 раз в неделю.1
Для единичных случаев запора есть специальные ситуативные слабительные, но перед применением тщательно ознакомьтесь с инструкцией, т.к. у таких средств есть ряд противопоказаний. Если же запор носит длительный характер, лучше обратиться к помощи слабительных средств. Педиатры отдают предпочтение пероральным слабительным средствам с осмотическим действием (притягивающим в кишечник воду).2
Одним из препаратов данной группы – Форлакс. В чем же особенности его действия?
Пусть взросление вашего ребенка проходит без проблем с кишечником, а если они возникают на помощь придут такие современные слабительные средства, как Форлакс. Любой маме совет, что какими бы взрослыми не были их дети, в каких-то вещах они всегда остаются детьми.
Порошок для приготовления раствора для приёма внутрь Форлакс® 4г, ЛС-002549 от 23.08.2010
Порошок для приготовления раствора для приёма внутрь Форлакс® 10г, РУ № П №014670/01 от 17.11.2008
На правах рекламы.RUS.FRL.23022016
Имеются противопоказания, перед применением необходимо ознакомиться с инструкцией или получить консультацию врача.
Если Вы хотите сообщить о нежелательных явлениях, жалобе на препарат направляйте, пожалуйста, свои претензии лечащему врачу, в регуляторные органы или в Московское представительство компании «Ипсен Фарма»: 109147, г. Москва, ул. Таганская 19, тел: +7 (8) 495 258-54-00,f факс: +7 (8)495 258-54-01, pharmacovigilance.russia@ipsen.com
В нерабочие часы круглосуточные телефоны: 8(916) 999-30-28 (для приёма сообщений о нежелательных явлениях и претензиях на качество препарата компании Ипсен); 8(800) 700-40-25 (служба медицинской информации по препаратам компании для специалистов здравоохранения)
Родителям стоит обращать внимание на любые резкие изменения в пищевом поведении подростка, поскольку они могут сигнализировать о психологическом неблагополучии или экспериментах с организмом, которые в конечном итоге могут превратиться в нарушение пищевого поведения. Когда подросток начинает плохо есть, нужно повлиять на ситуацию бережно и деликатно.
Подросток мало ест
Понятие “много” или “мало” в вопросах питания некорректно. Каждый организм индивидуален, и скорость обмена веществ у людей разная. Также потребность в витаминах, микроэлеменах, калориях зависит от образа жизни человека и условий, в которых он находится. Не надо быть врачом-диетологом, чтобы заметить, что зимой и летом мы питаемся по-разному безо всяких медицинских советов и что аппетит меняется, когда мы даем себе больше или меньше физических нагрузок. Не будем забывать о том, что организм подростка крайне изменчив и его потребность в пище также нестабильна по сравнению с взрослым человеком средних лет.
Поднимать панику из-за того, что подросток ест мало с точки зрения бабушки, не стоит. Но имеет смысл понаблюдать за особенностями его пищевого поведения и деликатно вмешаться, если есть подросток стал меньше есть. Вот какие моменты должны насторожить родителей, у которых возникает ощущение, что подросток стал плохо есть.
У подростка плохой аппетит
Нужно различать отсутствие аппетита и нежелание есть то, что вы предлагаете. Если подросток ест чипсы или с удовольствием купит фаст-фуд или шоколадку, это не нет аппетита а неправильное питание. Это тоже проблема, он действительно есть плохо,. но проблема но другого плана.
Признаки плохого аппетита, которые должны насторожить родителей:
Что делать, если у подростка нет аппетита?
Подросток не завтракает. Почему?
Многие подростки отказываются от завтрака, потом плохо едят в школе, потому что “гадость”, потом экономят деньги на перекус по дороге на курсы. В итоге они приходят домой вечером в таком состоянии, что просто вырубаются и не ужинают
Действительно, отказ от завтрака это проблема, но не сам по себе. У астеничных детей по утрам нет аппетита, и это их норма. Они плохо едят после пробуждения с детства и всегда. Взрослые люди тоже не всегда могут впихнуть в себя даже будерброд, когда бегут на работу. Однако нужно быть бдительным, если перестал завтракать ребенок, у которого раньше с этим не было проблем. Ребенок, который в детстве и начальной школы с удовольствием ел утром, а недавно перестал это делать, с большой долей вероятности изменил пищевое поведение под влиянием стресса.
Что делать, если подросток отказывается от завтрака?
Важно, оставить на столе еду невзначай, не указывая на нее и не находиться на кухне, когда ребенок имеет шанс ее съесть. Если он в серьезном стрессе, такой вариант имеет больше шансов на успех, если подросток стал плохо есть завтрак или отказываться от него совсем.
Подросток ест по ночам
Некоторые подростки забывают или не успевают поесть днем, а вот ночью у них начинается “ночной дожор”. Подросток чувствует голод перед сном, он ночью бодрствует и ест или даже просыпается и идет к холодильнику. А некоторые вообще делают запас еды в комнате и едят прямо в постели.
Нормально ли то, что подросток наедается перед сном и ест ночью?
Многие подростки едят чипсы и печенье не столько из-за их вкуса, сколько из-за размера и удобной формы “на один укус”. Вытесняйте этих конкурентов полезной хомячкой: хлебцы, канапе, яблочные чипсы, фрукты и овощи кусочками, маленькие оладья из зерновой муки. Сделать такую тарелку не сложно, но она хотя бы будет полезной.
Подросток не ест нормальную еду
Как добиться, чтобы подросток ел нормально?
Попробуйте упростить подогрев домашней пищи, которую в целом любит подросток. Чтобы ее можно было сунуть в микроволновки одним движением руки и, продолжая общение в соцсетях, достать и поесть. Звучит как признать поражение в вопросах воспитания, но это неплохой шанс увидеть, как подросток ест нормальную еду.
Подросток не ест дома
Если подросток отказывается есть дома что бы то ни было и даже по ночам не соблазнится содержимым холодильника или сладостями, это действительно тревожный симптом.
Вегетарианство и подростки
Если же подросток решает быть веганом, то есть употреблять только растительную пищу, то сделать его диету сбалансированной намного сложней. Если у вас вся семья так питается, то вы мастер добывать жиры и белки из растительной пищи и вам только нужно помнить, что подростку нужно больше строительного материала в пище, чем взрослому. Однако если вы столкнулись с веганством впервые, вы можете встать в ступор и не понять, что же ребенок будет теперь есть вообще?
Что делать, если ребенок решил стать вегетарианцем или веганом?
Нарушение или расстройство пищевого поведения?
Довольно часто напуганные родители или недобросовестные врачи вешают ярлык “расстройство пищевого поведения” на подростка и говорят, что ему необходима помощь. На самом деле, именно расстройство пищевого поведения встречается не так часто, и родителям стоит понимать разницу.
Нарушением пищевого поведения мы называем не подчиняющиеся сознанию новые странности в пищевом поведении человека. Человек в таком стрессе в школе или на работе, что он там есть не может. А дома все в порядке. Или человек настолько загнал себя и психологически неблагополучен, что не позволяет себе тратить время на то, чтобы добыть (купить или приготовить) вкусную пищу и ест то, что его не радует. Но если его угостить вкусным, он съест и будет доволен.
В обеих ситуациях не стоит думать, что процесс нормализуется сам собой. Как правило, довольно быстро появляется типичный симптом неблагополучия организма: подросток мало ест и много спит.
Что делать, если подросток мало ест и много спит?
Когда подросток очевидно теряет силы и становится все менее эффективным, необходимо вмешаться. Если подросток:
срочно обратитесь к врачу. Это может быть и острое психическое состояние, и какое-то заболевание, которое проявляется в расстройстве или нарушении пищевого поведения. Не стоит в этом случае полагаться на сознательность или рассудительность подростка, потому что его сознание работает не очень адекватно, раз не сработала природная самозащита. Найдите врача, который умеет работать с такими состояниями, совместите лечение с психотерапией, чтобы добиться успеха.
Если такое состояние случилось с ребенком в выпускном классе, ему нужно придать уверенности в себе. Например, пройти пробный ЕГЭ в спокойной домашней атмосфере и увидеть, что все не так плохо.
Еда на пять с плюсом (подросткам о рациональном питании)
Еда на пять с плюсом (подросткам о рациональном питании)
Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.
У детей и подростков в школьный период наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания детей.
В основе питания подростков лежат три основных принципа правильного питания.
Любое длительное несбалансированное питание приводит к различным нарушениям в организме, и особенно растущем. Если калорийность пищи недостаточная, идет неправильное и замедленное развитие и рост, сопровождающееся дефицитом веса. Если калорийность пищи больше, чем расход энергии, то результат – избыток веса или даже ожирение. Чтобы этого не случилось, подросткам следует избегать самой главной ошибки в питании – увлечения хот-догами, сосисками в тесте, газированными напитками, чипсами, жирной, острой и соленой пищи.
Организму для роста функционирования необходимо очень много разнообразных компонентов, которые он получает с пищей.
Жиры, как и углеводы, нужны организму как основные источники энергии. Затраты организма в энергии значительны. Даже в состоянии покоя круглосуточно идет работа органов и систем. Организму нужны жиры как животного происхождения (содержащиеся во всех белковых продуктах), так и растительного: оливковое, подсолнечное, кукурузное и др. масла в количестве 30г.(2 столовые ложки) в день.
Правильно организованное питание поможет сохранить здоровье, обеспечить хорошую работоспособность, поможет избежать переутомления и сформирует привычки культуры питания.
Поддержание здоровья и снижения риска развития заболеваний актуально в любом возрасте, но особенно важно в период детства, когда закладываются основы здоровья, активного долголетия и интеллектуального потенциала.
Значение питания в детском возрасте определяется его тесной взаимосвязью с особенностями биологического развития ребенка, под которым понимают обеспечение необходимой стимуляции, контроля и ранней коррекции отклонений в осуществлении генетической программы развития ребенка.
Это открывает широкие перспективы применения питания, в рамках реализации генетической программы, для решения следующих вопросов:
— уменьшение детской смертности;
— повышение интеллектуального потенциала человека;
— продление активного периода жизни и ее продолжительности в целом;
— изменение демографических показателей в положительную сторону.
Между тем необходимо учитывать возможные негативные последствия изменения пищевых рационов в развитии детей, приводящие к возникновению патологических изменений в генетической программе.
К таким негативным влияниям относятся:
1) прямое влияние нутриентов на экспрессию генов, что приводит к изменениям в генетической программе;
2) изменение структуры мембран клеток и рецепторов как следствие недостаточности какого-либо эссенциального нутриента на определенном этапе развития. Неравноценное замещение необходимого компонента доступными, сходными по химической структуре или свойствам веществами вызывает нарушения в дифференцировке тканей, снижение с возрастом их функциональных и адаптативных возможностей;
4) преждевременная активация тех или иных функций, обусловленных вынужденной адаптацией к введению продуктов питания, не соответствующих данному возрастному периоду (острые, копченые, маринованные продукты, чипсы, продукты, содержащие химические пищевые добавки, блюда, приготовленные во фритюре, сладкие газированные напитки и пр.). Это приводит к метаболическим перестройкам, характерным для старших периодов детства и, как следствие, к «омоложению» ряда заболеваний;
5) нарушение нутриентного обеспечения тонких процессов дифференциации нервной ткани и головного мозга, костной ткани, сосудов, скелетных мышц и миокарда, эндокринного аппарата репродуктивной системы, вызывающее их микроструктурные изменения.
Вывод: рациональное и сбалансированное питание, соответствующее возрасту ребенка, отсутствие в питание детей продуктов, не свойственных для детского питания оказывает непосредственное влияние на правильное развитие и здоровье индивидуума.
Общие принципы питания здорового ребенка.
1) Принцип физиологической адекватности питания, учитывающий степень соответствия продукта анатомо-физиологическим особенностям ребенка (возможностям кусания, жевания, глотания, переваривания, всасывания и метаболизма пищи).
2) Принцип «мультикомпонентной» сбалансированности питания, заключающийся в обеспечении всеми необходимыми микро- и макронутриентами с учетом более широкого спектра эссенциальных компонентов пищи у детей, чем у взрослых (полиненасыщенные жирные кислоты, карнитин, холин, инозитол, аминокислоты, нуклеотиды, витамины, микроэлементы).
4) Принцип создания оптимальных условий для формирования собственной эндоэкосистемы – микробиоценоза кишечника. Обеспечение этого принципа связано с влиянием нормальной микрофлоры кишечника на структурно-функциональное состояние внутренних органов, иммунную систему и процессы регуляции всех жизненно важных функций организма.
5) Принцип безопасности детского питания, с учетом появления необратимых изменений в организме детей при меньших концентрациях токсических веществ, по сравнению со взрослыми.
В настоящее время имеется доказательная связь повышенного содержания химических веществ в продуктах питания и возникновения у детей рака, гормонального дисбаланса, задержки познавательного развития.
Причиной неправильного развития детей может быть введение в питание ребенка продуктов, не соответствующих его анатомо-физиологическим особенностям. Это приводит к вынужденной адаптации ряда пищеварительных функций. Последствия этих вынужденных мер будут, с одной стороны, отставание в росте и дифференцировке по другим направлениям развития, а с другой стороны – неполнота формирования той функции, которая была активирована преждевременно. Этот процесс лежит в основе гетерохроний развития в детском возрасте и патологических состояний в старшем возрасте.
Формирование у детей правильного отношения к здоровому питанию зависит от совокупного влияния семейных, педагогических и иных социальных и средовых факторов.
Источник: Печатное издание «Питание, микробиоценоз и интеллект человека» под редакцией Е.И. Ткаченко – дмн, профессора, главного гастроэнтеролога г. Санкт-Петербурга, заведующего кафедрой пропедевтики и внутренних болезней СПбГМА им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург и Ю.П. Успенского – дмн, профессора кафедры пропедевтики и внутренних болезней СПбГМА им. И.И. Мечникова.