к чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий
Учебное пособие для студента
Загрузить всю книгу
Модуль №1
Тема №1. Язык как знаковая система
В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.
Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.
Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.
Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.
Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».
Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.
За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.
Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.
Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».
Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».
Что же представляет собой язык?
Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.
С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.
Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.
Следовательно, каждая система:
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.
Язык состоит из единиц:
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.
Отметьте словарь, к которому следует обратиться в следующей ситуации: Вы читаете статью и встречаете слово «эвтаназия», значение которого вам непонятно.
a) Орфоэпический словарь;
b) грамматический словарь;
c) ассоциативный словарь;
d) словарь иностранных слов.
5. Не относится к лингвистическим словарям:a) ассоциативный;
6. Знание человека о мире отражается в словаре:a) энциклопедическом.
7. Историю происхождения слов можно узнать в словаре:a) энциклопедическом;
8. В толковом словаре, помимо значения слова дается помета, указывающая наa) происхождение слова;
b) способ образования слова;
c) сочетаемость слова;
d) грамматические характеристики слова.
Из какого словаря выписана данная словарная статья?
Виноватый – виновный. Совпадают в знач. «совершивший что-л. предосудительное (проступок, преступление)», но различаются оттенком знач.: виноватый – совершивший какой-
н. промах, неловкость, виновный – совершивший преступление. Отец чувствовал себя виноватым в том, что дал сыну неудачное имя. Признавая себя виновным в нанесении ран, подсудимый отрицал умысел в своих деяниях.
a) Словарь паронимов;
b) словарь синонимов;
c) словарь антонимов;
d) словарь омонимов.
10. В каком словаре словарная статья выглядит так: Икс, икса (не икса)?a) Обратный словарь;
b) словарь синонимов;
c) ассоциативный словарь;
d) орфоэпический словарь.
К лекции №3
ВОПРОСЫ для самопроверки
Можно ли поставить знак равенства между речью правильной и речью хорошей?
Что понимается под точностью речи?
Что является свидетельством богатства речи?
Какие элементы нарушают чистоту речи?
Что понимается под выразительностью речи?
Уместность речи – это категория чисто языковая?
Что понимается под логичностью речи?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Дайте определение каждого коммуникативного качества: Логичность речи – это. Чистота речи – это… и т.д.
Задание 2. Дайте характеристику речи кого-либо из известных политиков, отметив коммуникативные качества, присущие ему или отсутствующие в его речи. Проиллюстрируйте их примерами из своих наблюдений.
ТЕСТ№3
1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно оформлять выражаемое содержание?
b. выразительность речи;
2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?
b. выразительность речи;
Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
d. выразительность речи.
4. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?a. Тропы;
b. фонетическое благозвучие;
c. использование стилистических фигур;
d. мимика, жесты, пантомима.
5. К чему может привести нарушение порядка слов?a. К двусмысленности, искажению смысла;
b. к нарушению стилистической сочетаемости;
c. к нарушению лексической сочетаемости;
d. к нарушению грамматической сочетаемости.
6. К чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий?a. К нарушению логичности речи;
b. к нарушению уместности речи;
c. к нарушению точности речи;
d. к нарушению чистоты речи.
7. К чему может привести частое употребление не к месту какого-либо слова?a. К нарушению логичности речи;
b. к нарушению уместности речи;
c. к нарушению точности речи;
d. к нарушению чистоты речи.
Назовите причину возникновения речевой ошибки в характеристике, данной студенту куратором: У студента голова варит, но он, к сожалению, не использует свой потенциал полностью.
a. Нарушение сочетаемости слов;
b. нарушение порядка слов;
d. употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.
В чем причина коммуникативной неудачи предложения: Участники митинга строго обсудили террористов.
b. нарушение порядка слов;
d. неразличение паронимов.
10. Какое языковое явление нарушает логичность речи в предложении:
Композиция туркменских сказок имеет много общего со сказками европейскими.
a. Сопоставление логически неоднородных понятий;
b. подмена понятия из-за неправильного словоупотребления;
§ 41, 42. Логичность речи. Причины нарушения логичности речи
Логичность речи — это умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно передавать содержание.
Нарушение логичности речи приводит к логическим ошибкам.
Логические ошибки — это ошибки, связанные с нарушением логической правильности рассуждений.
262. Прочитайте предложения. Какие трудности возникли с их пониманием и почему?
1. На вечере выступили артисты, исполнявшие народные песни; они нам не понравились. 2. За последнее время у нас увеличилось количество аварий по вине владельцев частных машин, что свидетельствует о росте нашего благосостояния. 3. Борщ из свежей капусты, вегетарианский, с мясом и сметаной.
Причины нарушения логичности речи
Нелогично
Логично
Употребление слов, противоречащих содержанию
Мне захотелось воочию услышать ее голос. (Воочию можно увидеть, но не услышать.)
Мне захотелось вживую услышать ее голос.
Война. Это слово несет непостижимые бедствия. (Бедствия несет не слово, а явление, обозначаемое им.)
Война. Это явление несет непостижимые бедствия.
Неумелое использование местоимений
Боясь грозы, девочка спрятала голову под подушку и так лежала, пока она не кончилась. (Непонятно, что кончилось: девочка, подушка или гроза.)
Боясь грозы, девочка спрятала голову под подушку и так лежала, пока непогода не кончилась.
Неправильное использование однородных членов предложения, в частности объединение слов: 1) содержащих видовые и родовые понятия; 2) выражающих частично совпадающие понятия; 3) обозначающих несоотносимые понятия
интерес к путешествиям и птицам
интерес к путешествиям; увлечение птицами
Вскоре после землетрясения были приведены в порядок многие школы, учебные заведения, больницы и другие культурные учреждения. (Понятие «школы» входит в понятие «учебные заведения»; кроме того, сочетание «другие культурные учреждения» не подходит к слову больницы.
Вскоре после землетрясения были приведены в порядок многие учебные заведения, больницы и другие учреждения.
Родители и взрослые. (Родителями являются, как правило, взрослые);
дети и школьники (школьники являются детьми).
Нарушение причинно-следственных отношений, нелогичное сопоставление и противопоставление
Представителям фамусовского общества противостоит образ Чацкого. (Сопоставляются несопоставимые явления.)
Представителям фамусовского общества противостоит Чацкий.
263. Редактирование. Исправьте логические ошибки в соответствии с рекомендациями.
Предложения с логическими ошибками
Рекомендации редактора
В горах Памира продолжаются подземные толчки. Сегодня в 2 часа 25 минут по местному времени жителей разбудило новое землетрясение. Памир — горная страна в Средней Азии. Высшая точка Памира 7495 м.
Логично было бы продолжить информацию указанием на эпицентр землетрясения, на разрушения и жертвы (если они были), а не рассказом о Памире.
По результатам соревнования в прыжках с шестом самых высоких показателей добился С. Бубка. Не менее высокие результаты оказались у легкоатлетов из другого спортивного общества.
Логическое противоречие: сначала говорится, что самых высоких результатов добился один спортсмен, затем, что таких же результатов добились и другие спортсмены.
Все студенты сдали контрольную работу вовремя, а Иванко не написал ее и не сдал преподавателю.
Два таких суждения одновременно не могут быть истинными.
Книга — непериодическое текстовое издание.
Это неполное определение, так как в нем отождествляются книга и брошюра. Следует добавить: объемом свыше 48 страниц
264. Сравните варианты предложений и укажите причины ошибок.
Неправильно
Правильно
Сравним показатели первой таблицы с седьмой таблицей.
Сравним показатели первой и седьмой таблиц.
Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма.
Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм.
Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества.
Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его произведений.
Дети любят больше смотреть телевизор, чем читать.
Дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги.
Справка. 1. Сопоставление несопоставимых понятий. 2. Подмена понятия в результате неправильного словоупотребления. 3. Неоправданное расширение или сужение понятия.
Повторяем изученное
265. Выполните тестовые задания.
1. Умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно передавать содержание — это.
А правильность речи
Б точность речи
В логичность речи
Г богатство речи
2. Укажите, к чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий.
А к нарушению логичности речи
Б к нарушению правильности речи
В к нарушению точности речи
Г к нарушению богатства речи
3. Укажите причину логической ошибки.
При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 л молока.
А сопоставление несопоставимых понятий
Б подмена понятия в результате неправильного словоупотребления
В употребление слов, противоречащих содержанию
Г неоправданное расширение или сужение понятия
Домашнее задание
266. Выберите посильное задание и выполните его.
А Редактирование. Устраните ошибки в употреблении местоимений.
1. Никита не разрешил брату зайти в свою комнату. 2. Отрицательно относился Чехов и к варваризмам. Редактируя свои же произведения, он нередко заменял их русскими. 3. Неделю назад я наткнулся на свежий след тигра и который уже день преследую его. 4. Варварские походы любителей и ценителей редких животных привели к почти полному их уничтожению. 5. Словарный состав — наиболее подвижный уровень языка, изменение и пополнение которого особенно заметны. 6. С. Смирнов использовал воспоминания участников этих сражений, с которыми встретился непосредственно. 7. Директор предложил своему заместителю оставить документы у себя. 8. Мать Тани, когда она заболела, оставила работу.
Б Редактирование. Устраните ошибки в сочетании однородных членов предложения.
1. Перед нами сборник коротких, но правдивых новелл. 2. Шопену казалось, что в этом крупнейшем центре европейской музыки, литературы, культуры он сможет добиться достойного признания. 3. Лаборатория пополнилась приборами, установками и молодыми специалистами. 4. Для того чтобы удобнее было конспектировать лекцию, следует использовать различные вспомогательные приемы: 1) оставлять в тетради поля; 2) подразделять запись; 3) опытом оправдан прием сокращения слов в записи. 5. Занятия будут проводить научные работники, агрономы, лесоводы, ботаники, энтомологи и другие специалисты. 6. Теперь можно перейти к очень необходимой и нужной проблеме.
Учебное пособие для студента
Загрузить всю книгу
Модуль №1
Тема №1. Язык как знаковая система
В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.
Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.
Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.
Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.
Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».
Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.
За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.
Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.
Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».
Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».
Что же представляет собой язык?
Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.
С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.
Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.
Следовательно, каждая система:
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.
Язык состоит из единиц:
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.
К чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий?
Ответы 8
6.оба суждения верны
1.г, 2.б, 3.в, 4.б, 5.б, 6.а, 7.б, 8.г, 9.г, 10.а, 11.а, 12.а, 13.а
15.235, 16.126, 17. тут неуверена. 126 (хотя и 4 тоже подходит. ), 18.А1Б1В2Г2Д1.
6.оба суждения верны
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
A2. В каком предложении вместо слова ЛЕДОВЫЙ нужно употребить слово ЛЕДЯНОЙ?
3) Он произнес слова ЛЕДОВЫМ тоном.
A3. Какое из перечисленных слов имеет значение «составление, толкование и изучение гербов»?
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
2) килограмм апельсин
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Спеша на экзамен,
2) не забывайте то, что выучили.
А6. Укажите предложение, в котором нет грамматических ошибок (нарушение синтаксической нормы).
1) Вопреки прогнозу пошёл дождь.
Прочитайте предложения и выполните задания А7 — А10.
(А) Эпоха расцвета бульвара начинается с 1823 года, когда он стал излюбленным местом прогулок москвичей. (Б) Тверской бульвар был первым бульваром на месте вала Белого города. (В) Фонтаны на бульваре были, по словам современника, просто «обворожительны». (Г) Здесь было «множество утех»: фонтаны, мостики, беседки из зелени, даже бюсты знаменитых людей вдоль главной аллеи.
А7. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?
3) фонтаны были «обворожительны»
А9. Укажите верную характеристику предложения А.
A10. Укажите правильную характеристику слова «обворожительны» из предложения В.
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Особе(1)о замет(2)ы коре(3)ые различия между художестве(4)ыми концепциями да(5)ых произведений.
А13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пон. мание, по-вид. мому, гор…зонт
А14. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
A15. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква А: А. учАщённо Б. колышУщийся В. сдержАнный Г. увенчАнный
А16. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
2) Он жил (не) далеко от школы.
А17. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
1) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего дня мы шли по пустынной местности.
А18. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Алмаз особенно необходим в тех инструментах, которые называют буром (?) и которые врезаются в скалы и камни.
3) Союз И соединяет два однородных придаточных — запятая не нужна.
А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?