к чему относится следователь
К чему относится следователь
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Должность следователя: обязанности и место работы. Кто такой следователь?
Работать следователем может практически каждый. Любая девушка или молодой человек может избрать для себя этот профессиональный путь. Однако для этого необходимо приложить немало усилий. Следователем называется юрист, который занимается раскрытием разнообразных преступлений. Специфика данной профессии понятна: ее представители занимаются поиском правонарушителей и привлечением их к ответственности. Но помимо этого, следователь должен разбираться и во многих других сферах, которые не имеют непосредственного отношения к его роду деятельности.
Каким должен быть следователь?
Тех людей, которые работают на должности следователя, нельзя строго отнести к определенной профессиональной области. Ведь человек, который ведет следствие, должен обладать большим набором самых разнообразных навыков. Как сотрудник правоохранительных органов он должен обладать хорошей спортивной подготовкой. С другой стороны, ему приходится постоянно анализировать большое число разнообразной информации, и поэтому не обойтись без хороших интеллектуальных данных. Кроме этого, работа на должности следователя всегда предполагает общение с людьми. Без социальных навыков в этой сфере также будет очень сложно.
История профессии
Эта профессия берет свое начало с давних времен, когда начал формироваться институт государства. Любому правительству нужны были люди, которые занимались бы тайным сыском. Начиная со времен существования Римской империи, вина преступника должна была быть доказана. Первоочередными обязанностями следователя были сбор фактов и их систематизация, а также представление их к производству суда. Со временем юридическая наука стала развиваться, и появилась особая ее отрасль – уголовное право.
Места работы и основные обязанности
Особенности работы
Специалистам в такой области непозволительно допускать ошибки. Расследования должны проводиться тщательно и профессионально. Ведь в противном случае пострадать могут ни в чем не повинные люди, а преступники окажутся безнаказанными.
Требования к должности следователя
Чтобы стать следователем, необходимо обладать набором соответствующих навыков. Поэтому без профессионального образования не обойтись. Это важно. Тому, кто хочет в будущем работать на должности следователя, необходимо получить высшее юридическое образование. Ведь в процессе своей деятельности он должен обладать знаниями:
Есть немало других требований, предъявляемых на должность следователя. Он должен быть достаточно эрудированным. В процессе работы ему не раз придется отстаивать свою точку зрения. Поэтому следователь должен обладать аналитическим складом ума, а также гибкостью мышления. Занимающий должность следователя должен уметь четко и лаконично излагать свои мысли. Только тот, кто обладает данными навыками, сможет стать успешным в своей профессии.
Психологические характеристики
Кроме набора интеллектуальных качеств, следователь должен обладать и набором нужных психологических характеристик. Среди них особое место занимают:
Карьера
Опасная работа
Следователь – это, прежде всего, деятельность, которая направлена на раскрытие различных правонарушений. Она начинается с осмотра места совершения преступления, сбора всех доказательств и улик. После того как будут исследованы все детали и получены результаты лабораторных анализов, производится установление личности преступника. Точность определения во многом зависит от квалификации специалиста, наличия у него профессионально важных качеств, опыта.
Кандидат на должность следователя должен понимать: работа эта очень опасная и ответственная. Она предполагает ненормированный рабочий день. Нередко отмечались угрозы и даже нападения на сотрудников следственного отдела. В ходе своей работы специалистам постоянно приходится сталкиваться с агрессией, подлостью, смертью, горем других людей. Сотрудник на этой должности несет ответственность за каждое свое решение и действие.
Ценность профессии
Работа следователя ценна тем, что занимающий эту должность всегда находится на страже закона и правопорядка, без которых невозможно построить цивилизованное общество. Каждый, кто преступил закон, должен ответить за свои действия перед обществом, а также в назидание другим правонарушителям. Однако ни один преступник, конечно же, не хочет добровольно быть подвергнутым наказанию. Обязанность следователя – призвать его к ответу. Именно благодаря таким специалистам раскрываются уголовные и экономические преступления, а также правонарушения в других сферах.
Эта профессия достаточно востребована, и хороших специалистов, как правило, не хватает. Должность следователя МВД желанна для многих. Но чтобы ее получить, нужно проявить немало упорства, таланта, а также настойчивости. Главное требование – это юридическое образование. В дальнейшем можно получить специализацию в сфере расследований экономических и налоговых преступлений или правонарушений в области высоких технологий. В некоторых случаях новички работают при поддержке опытных сотрудников Следственного комитета, однако в последнее время такая практика проводится все реже.
Преимущества и недостатки
Самый главный плюс, который отмечают большинство занимающих эту должность – престиж в обществе. Действительно, профессия следователя пользуется большим уважением. Кроме того, ее представители пользуются различными государственными льготами, имеют хорошую заработную плату. В некоторых регионах следователи обеспечиваются жильем. Однако некоторые представители профессии отмечают, что уровень заработной платы не соответствует тем требованиям, которые выдвигаются к сотрудникам Следственного комитета.
К минусам главным образом относят ненормированный рабочий день, работу в условиях постоянного психологического стресса. Ведь следователю приходится иметь дело с тяжкими, а нередко и жестокими преступлениями. Нередко приходится работать круглосуточно или же прерывать выходной, чтобы выехать по горячим следам преступника. Кроме того, занимающие эту должность вынуждены постоянно испытывать перегрузки вследствие ведения нескольких дел одновременно.
СЛЕДОВАТЕЛЬ
Полезное
Смотреть что такое «СЛЕДОВАТЕЛЬ» в других словарях:
следователь — коронер, дознаватель, следачок, следак, шарик, важняк Словарь русских синонимов. следователь сущ. • дознаватель Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
Следователь — прокуратуры, следователь органов внутренних дел, следователь органов федеральной службы безопасности, следователь федеральный органов налоговой полиции. Уголовно процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.60, ст.34; Федеральный закон от 17.12.95 N 200… … Словарь юридических понятий
СЛЕДОВАТЕЛЬ — СЛЕДОВАТЕЛЬ, следователя, муж. (офиц.). Должностное лицо, производящее предварительное следствие (см. следствие во 2 знач.). Судебный следователь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СЛЕДОВАТЕЛЬ — назначенное в установленном законом порядке должностное лицо органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, задачей которого является производство предварительного следствия. С. каждого органа имеет определенную законом… … Юридический словарь
СЛЕДОВАТЕЛЬ — СЛЕДОВАТЕЛЬ, я, муж. Должностное лицо, производящее предварительное следствие 2. Судебный с. | прил. следовательский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Следователь — (лат. guaesitor; guaero; англ. investigator) в РФ должностное лицо органов прокуратуры, внутренних дел, гос ной безопасности, налоговой полиции, назначенное и действующее в установленном законом порядке. Задачей С. является производство … Энциклопедия права
следователь — СЛЕДОВАТЕЛЬ, я, м Сотрудник следственных органов, производящий предварительное следствие. Однако не совсем уж зря прошла голодовка: понял следователь, что у Раппопорта достаточная воля и готовность к смерти, и следствие помягчело. «А ты,… … Толковый словарь русских существительных
СЛЕДОВАТЕЛЬ — ♠ Видеть следователя за работой вам предстоит судебное разбирательство. Если следователь уходит с работы дело кончится в вашу пользу. ↑ Представьте, что следователь садится в автомобиль и уезжает вместе с генералом. Второй генерал… … Большой семейный сонник
Следователь — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Следователь в уголовно процессуальном праве … Википедия
Следователь — 41) следователь должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;. Источник: Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации от… … Официальная терминология
Следователь — должностное лицо органов прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, назначенное в установленном законом порядке и наделенное исключительными полномочиями производства предварительного следствия. Правомочия следователя по выполнению… … Теория государства и права в схемах и определениях
Профессия следователь
Все мы любим смотреть детективы, в которых умный и хладнокровный следователь срывает хитрые планы преступников и блестяще раскрывает запутанные преступления. А так ли романтично выглядит эта профессия на самом деле?
Следователь – это работник следственного отдела правоохранительных органов, который занимается расследованием преступлений.
История профессии
Преступления существуют столько же, сколько существует человечество. Уже в глубокой древности в Китае, Древней Греции и Древнем Риме в письменных источниках фиксировали опознания и допросы людей, подозреваемых в совершении правонарушений. В Римской Империи существовали специальные люди, осуществлявшие тайный сыск, собиравшие и систематизировавшие доказательства, которые впоследствии могли быть использованы в суде. Сегодняшнее законодательство сформировано именно на основе Римского права.
Начиная с XVII века, профессия следователя предполагает наличие специальных знаний в медицине, распознавании почерка, понимании принципа действия разных отравляющих веществ. К концу XIX века появились новые методики раскрытия преступлений (физиогномика, дактилоскопия) и сформировалась криминалистика как отдельная наука.
Описание и характеристика профессии
Профессия «следователь» в современной России существует в нескольких государственных структурах:
Полномочия между ними распределены в зависимости от того, какого рода преступление расследуется.
Следователи отвечают за два основных направления:
В своей работе следователю необходимо взаимодействовать с экспертами, которые ищут улики на месте преступления. Опираясь на выявленные улики, а также на результаты опроса пострадавших и возможных свидетелей, он ставит задачи перед оперативниками.
Следователь правоохранительных органов должен определиться с одной или несколькими версиями преступления, а затем, изучив имеющиеся улики, решить, нужно ли задержать кого-то или провести дополнительные обыски. Он делает исключительно ответственную работу, ведь при неправильно проведенном следствии на скамье подсудимых может оказаться невиновный человек.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Чтобы стать следователем, нужно иметь высшее юридическое образование. Есть два основных пути, которыми приходят в данную профессию. Первый – сразу поступить в вуз на юридическую специальность, второй – можно работать в полиции и параллельно учиться на вечернем или заочном отделении университета.
Получить базовые знания можно в среднем специальном учебном заведении, в котором имеется направление «Правоохранительная деятельность». Для зачисления достаточно пройти конкурс аттестатов, в некоторых учреждениях СПО потребуется выполнить нормативы по физической подготовке и пройти собеседование.
Поступить в вуз будущие сыщики могут на одну из юридических специальностей:
Правила приема во всех российских вузах разные, но чаще всего при поступлении нужно будет представить результаты ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Другие экзамены обычно не надо сдавать, но часто нужно подтверждать уровень своей физической подготовки или владения английским языком.
Те, кто предпочитает обучение на следователя начинать с низов, могут закончить одно из средних учебных заведений, которых в нашей стране несколько десятков. Этот вариант хорошо подходит для школьников, которые выбирают себе профессию после 9 класса:
Выучившись в колледже, выпускник может стать студентом университета на льготных условиях и при этом заниматься любимым делом, работая в системе МВД.
Если же учиться на следователя сразу в вузе, то можно пойти на обычный юридический факультет, а со специализацией определиться на третьем курсе, выбрав конституционно-правовое, гражданское или уголовное направление. Таких юристов выпускают многие вузы как в Москве, так и в регионах, например:
Профессиональные обязанности
Все действия следователя подчинены одной цели – раскрытию преступления. Исходя из этого, закон вменяет сотруднику следственного отдела такие обязанности:
Кому подходит
О профессии следователя многие мечтают с детства. Но почему-то считается, что это мужская работа, хотя это вовсе не так. Девушке в наше время стать следователем так же просто, как и юноше, а учитывая интеллектуальную направленность труда и необходимость делать анализ документов, у многих женщин есть даже преимущество перед представителями сильного пола.
Итак, что нужно для работы следователем. Основное – это чистая биография: анкета самого кандидата и членов его семьи проверяется. Наличие судимостей, психические отклонения и плохое здоровье недопустимы.
К важным личностным качествам относятся:
Профессионал должен знать Уголовный кодекс и законы РФ досконально, соблюдать права человека и вести следствие исключительно в рамках закона. Кроме того, он должен уметь проводить допрос, разбираться в мотивах поступков преступника и получать нужную информацию.
Профессия работника следственного отдела имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, это востребованная профессия, поскольку настоящие специалисты – на вес золота. Государство неплохо оплачивает их труд, а общество ценит его. Здесь есть возможность помогать людям и развиваться, работая с различными специалистами, документами и базами данных.
Но описание профессии было бы неполным, если бы мы не указали на ее подводные камни. Основным недостатком работы является ненормированный рабочий день, постоянные психологические и физические перегрузки. Из-за этого в правоохранительных органах часто наблюдается текучка кадров, поэтому не каждый, кто становится следователем, работает на этой должности продолжительное время.
Заработная плата
Впрочем, эти цифры во многом условные, поскольку на уровень оплаты труда конкретного работника, кроме места работы, влияют также доплаты:
Также следователи имеют право на ряд установленных законодательно льгот:
Сыщики, работающие в частных детективных агентствах, могут зарабатывать больше, чем в государственных структурах (до 70-100 тысяч рублей ежемесячно).
Как построить карьеру
В государственных органах карьерная лестница следователя имеет достаточно стандартный вид:
Дальнейшая карьера предполагает переход на высокие руководящие должности. Во многих крупных городах активно развивается частный сыск, поэтому одной из возможностей развития карьеры может стать работа частным детективом. При желании более спокойной работы можно перейти в адвокатуру, судебную систему или в любую организацию, которой требуется квалифицированный юрист.
Перспективы профессии
Работа в органах правопорядка высоко ценится в обществе. Квалифицированный следователь всегда найдет применение своим талантам в государственной или частной сфере. Но претенденту на должность нужно быть готовым посвятить этой работе всего себя, часто отказываясь от личной жизни. В противном случае добиться успеха будет трудно.
Статья 38 УПК РФ. Следователь
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Комментарии к ст. 38 УПК РФ
1. Постановления, требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его процессуальных полномочий, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).
2. На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он должен в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК), принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК), в пределах своей компетенции вынести постановление о прекращении уголовного преследования, принять иное процессуальное решение при наличии к тому фактических оснований. Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК).
3. В отличие от некоторых органов дознания следователь не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК). Между тем у него есть ряд полномочий, которые отсутствуют у дознавателя.
4. В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Однако, когда следователь не согласен с направленным в его адрес требованием прокурора, он обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа. Последний информирует прокурора об обжаловании следователем его требования и приступает к рассмотрению требования прокурора, а также письменных возражений следователя на указанные требования. По результатам такого рассмотрения руководитель следственного органа дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.
5. Обязательные для исполнения письменные указания следователю вправе давать и руководитель следственного органа. Но у следователя имеются возможности попытаться отстоять свое мнение по наиболее важным вопросам расследования. Так, когда непосредственный руководитель следственного органа занимает отличную от подчиненного ему следователя, в производстве которого находится уголовное дело, позицию, он по ряду вопросов не может навязать свое мнение следователю.
6. Обжалование вышестоящему руководителю следственного органа письменного указания непосредственного начальника следователя, касающегося изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает исполнение этого указания до рассмотрения жалобы. В этом случае вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа или же отстранить следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК. Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.
7. Исходя из правил подследственности, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК.
8. Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия.
9. Выполнение поручений (указаний) следователя бывает нескольких видов:
а) выполнение органом дознания следственных и (или) розыскных действий по поручению следователя;
б) привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;
в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;
г) выполнение постановлений следователей о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.
См.: Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Процессуальные функции. М.: Юрид. лит., 1986. С. 123.
См.: Белозеров Ю.Н. Органы дознания и предварительного следствия МВД и их взаимодействие: Учеб. пособие. М.: Юрид. лит., 1973. С. 92.
11. Учеными рекомендуется в поручении следователя органу дознания указывать следующее:
— наименование органа дознания, которому адресовано поручение;
— указание, от кого исходит поручение;
— краткое изложение существа дела, по которому дается поручение;
— указание на юридическую основу дачи поручения (ссылка на ст. 38 УПК);
— содержание поручения, то есть вопросы, подлежащие выяснению;
— указание о порядке (последовательности и т.п.) исполнения поручения;
— сведения, которые следует учесть при исполнении поручения, или рекомендация, как поступить при получении определенного результата;
— целесообразные тактические приемы проведения процессуального действия;
12. Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда следователь сам указывает время производства мероприятия, его нарушать нельзя. Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру обысков. Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных следователем мер могут не дать ожидаемого положительного результата.
Данное правило не распространяется на случаи, когда исполнение поручения должно осуществляться до наступления определенного результата (к примеру, установление лица, совершившего преступление, и т.п.) или в ходе производства всего предварительного расследования (допустим, поручение о сборе доказательств совершения преступления и др.).
14. Ответ на поручение должен состоять из следующих реквизитов:
в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на ч. 4 ст. 157 УПК);
г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных следователем;
д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного следователем порядка, в ответе должна быть подробно обоснована причина такового;
е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, но она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение дознавателя. Обоснование их значимости для расследования;
ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства предварительного следствия. По возможности, характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у следователя о них более полного представления. Не помешают и соответствующие умозаключения дознавателя, на чем они основаны;
з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на их сокращение, так и на уведомление следователя о факте, препятствующем своевременному исполнению поручения;
и) указание, к кому может обращаться следователь, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;
к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;
15. Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ сформулирована новая редакция п. 5 ч. 2 коммент. ст. По сути, законодатель лишь добавил к кругу уже имеющихся прав следователя возможность обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Несмотря на то что законодатель не указывает, о чьем постановлении идет речь, не трудно догадаться, что подразумевается постановление именно того следователя, которому предоставлено право обжалования такового.
16. На первый взгляд здесь и разъяснять нечего. И так все ясно. Но мы бы не спешили с таким категоричным заявлением. Нам представляется, что данная редакция п. 5 ч. 2 коммент. ст. порождает ряд вопросов:
— где в законе закреплено право прокурора отменять постановления следователя о возбуждении уголовного дела?
— если такое право у прокурора имеется, то уполномочен ли он отменять и аналогичные постановления руководителя следственного органа?
— обладает ли руководитель следственного органа правом обжаловать в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела и при каких условиях?
— если вправе, то должен ли он получать на то согласие, и если должен, то у кого?
См.: Законность. 2007. N 11.
Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. N 5 «О мерах по организации процессуального контроля».
18. Не будем заниматься исследованием ретроспективы вопроса. Это не диссертация, а комментарий действующего закона. И сейчас, несомненно, коль у следователя есть право обжаловать решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, значит, у прокурора имеется право принимать такое решение. Именно поэтому мы не ставим вопроса о наличии или отсутствии у прокурора соответствующего права. Право имеется. Но неужели его правовой основой является п. 5 ч. 2 коммент. ст.? В ст. 37 УПК закреплено право прокурора отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК (п. 6 ч. 2), но ничего не сказано о его праве отменять какие-либо незаконные или необоснованные постановления следователя. Напротив, текст ст. 37 УПК, которая всецело посвящена правовому статусу прокурора, построен так, что вполне может возникнуть мысль, что у него отсутствует право отменять постановления следователя и руководителя следственного органа.
19. Значит, правовой основы отмены прокурором вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела в ст. 37 УПК нет. Уверен, что мои оппоненты станут заверять меня, что таковая закреплена ч. 4 ст. 146 УПК. Однако и данное утверждение при существующей формулировке ст. 146 УПК небезупречно.
20. Смотрите сами: толкование действующей редакции ч. 4 ст. 146 УПК вполне может быть двояким. С одной стороны, здесь, действительно, есть предложение: «О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело». Именно из редакции указанного предложения (аналогичной редакции его в прошлом) делается вывод, что прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем (руководителем следственного органа). Иначе с чего бы следователь (руководитель следственного органа) незамедлительно уведомлял заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, если прокурор имеет право отменять лишь решение органа дознания и, реализуя это право, отменил такое постановление органа дознания?
21. С другой стороны, в исследуемом предложении законодатель не уточняет, о каком решении идет речь. Да, с учетом прошлых редакций данной статьи закона последовательно говорить, что здесь подразумевается решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Но та же ч. 4 ст. 146 УПК начинается с требования незамедлительно направлять прокурору копию постановления следователя (руководителя следственного органа) о возбуждении уголовного дела. Без принятия мысленного решения о необходимости и возможности осуществления этого предусмотренного законом действия названное действие осуществлено не будет. Значит, и здесь принимается решение о направлении прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела. И это может быть решением следователя (руководителя следственного органа).
22. Почему же мы полностью отрицаем возможность того, что именно об указанном решении следователь (руководитель следственного органа) обязан незамедлительно уведомить заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело? Тем более что в случае отмены постановления о возбуждении уголовного дела в уголовном процессе не будет лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Закон же требует уведомить о принятом решении именно лицо, в отношении которого возбуждено, а не ранее было возбуждено уголовное дело. И второе. Предпоследнее предложение ч. 4 ст. 146 УПК звучит так: «В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело». Здесь не конкретизируется, о постановлении какого органа предварительного расследования идет речь. Так как п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК предоставляет прокурору право отменять постановления лишь нижестоящего прокурора и дознавателя, то можно предположить, что оно не касается отмены постановления органа предварительного следствия.
23. Более того, обратите внимание: в анализируемом предложении говорится о «получении материалов». Материалы же прокурор получает не от органа предварительного следствия. Исходя из редакции первого предложения ч. 4 ст. 146 УПК, от следователя (руководителя следственного органа) он принимает не материалы, а всего-навсего копию постановления о возбуждении уголовного дела. В предпоследнем предложении ч. 4 ст. 146 УПК говорится не о копии постановления, а о самом постановлении. Таковое согласно предшествующему ему предложению передается прокурору лишь органами дознания, причем такими органами дознания, как капитаны морских или речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации.
24. Если же распространять право отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела и на решения органов предварительного следствия, то нужно заметить, что указанный в ч. 4 ст. 146 УПК срок (24 часа) следует исчислять не с момента получения прокурором копии постановления о возбуждении уголовного дела, а с момента получения им от руководителя следственного органа во исполнение закрепленного в абз. 1 п. 10 Приказа Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. N 5 «О мерах по организации процессуального контроля» требования (аналогичного требования иных ведомственных нормативных актов) «материалов уголовного дела, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения о его возбуждении».
25. Однако данное требование названного Приказа в некоторой степени не согласуется с буквой уголовно-процессуального закона. В случае выявления прокурором факта принятия незаконного решения о возбуждении уголовного дела следователем (руководителем следственного органа) ему следовало бы не отменять данное постановление, а обратиться к руководителю следственного органа (вышестоящему руководителю следственного органа) с требованием об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Кто-то может возразить, что возбуждение уголовного дела не является частью предварительного следствия. Не можем с этим не согласиться. Между тем, заметим, производство предварительного следствия по факту и (или) в отношении лица без наличия фактических оснований (повода) для возбуждения уголовного дела есть нарушение федерального законодательства, допущенное в ходе предварительного следствия. Именно о данном нарушении федерального законодательства вправе сообщить руководителю следственного органа прокурор в своем требовании.
26. Не будем дальше развивать эту мысль. Для нас вполне понятным является тот факт, что мы имеем дело с несовершенством формулировки закона и с, по сути, правильной его интерпретацией на практике. Однако данное толкование пока не соответствует букве закона, хотя и отвечает его духу. Одновременно с констатацией такого положения вещей мы высказываемся против формулировки, позволяющей ее двоякое понимание. В этой связи мы считаем необходимым усовершенствование текста ч. 4 ст. 146 УПК. Предлагается следующая ее редакция: «Копия постановления органа предварительного расследования о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом предварительном расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. По запросу прокурора для проверки законности и обоснованности принятого решения о возбуждении уголовного дела органом предварительного расследования прокурору направляются также материалы проверки сообщения о преступлении. В случае если прокурор признает постановление органа предварительного расследования о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом прокурором решении руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого было возбуждено уголовное дело».
27. Думается, последовательно также было бы закрепить в п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК право прокурора отменять незаконные и (или) необоснованные постановления следователей о возбуждении уголовного дела.
28. Почему мы предлагаем заменить в первом предложении ч. 4 ст. 146 УПК фразу «руководителя следственного органа, следователя, дознавателя» на выражение «органа предварительного расследования»? Потому что возбудить уголовное дело может не только руководитель следственного органа, следователь, дознаватель. Причем перечень субъектов, которых законодатель наделил правом возбуждать уголовные дела, со временем может измениться. Но думается, всегда это будут лишь те должностные лица (учреждения), которые наделены правом производства какой-нибудь из закрепленных в законе форм предварительного расследования. Правила же ч. 4 ст. 146 УПК распространяются на всех должностных лиц (на все органы), уполномоченных возбуждать уголовные дела. Поэтому представляется более точным здесь речь вести об органах предварительного расследования.
29. И последнее. Помимо перечисленных в настоящей статье возможностей следователю предоставлено право в случае производства неотложного следственного действия и необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и (или) близких лиц выносить постановление о сохранении в тайне данных о личности указанных лиц, без получения на то согласия руководителя следственного органа. Одновременно закреплена и гарантия того, что при вынесении соответствующего постановления не будет нарушена законность. Действующая ч. 9 ст. 166 УПК требует от следователя, вынесшего такое постановление, передать его руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно, как только у него появится для этого реальная возможность.
30. См. также комментарий к ст. ст. 5, 113, 151 УПК.