к чему относится следственный комитет к какому органу
К чему относится следственный комитет к какому органу
Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации
2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации, перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 506-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Основными задачами Следственного комитета являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
3.1) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 224-ФЗ)
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
Положения п. 8 ч. 4 ст. 1 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 487-ФЗ) в части предоставления в органы прокуратуры Российской Федерации первичных статистических данных о состоянии преступности применяются с 01.01.2022.
8) определение порядка формирования и предоставления статистических отчетов и отчетности о деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, процессуальном контроле.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 487-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.
7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.
8. Следственный комитет выпускает специальные издания.
Чем отличается прокуратура от следственного комитета?
Россияне старшего поколения твердо уверены, что полиция расследует преступления небольшой тяжести. А тяжкими преступлениями, такими как убийство, занимается прокуратура.
То, что было заложено в память с детства, позабыть сложно. Для таких людей у нас шокирующая новость: прокуратура вообще не расследует преступления. Причем уже давно. 15 января 2011 года имевшийся в прокуратуре следственный отдел был выделен в отдельную структуру, названную следственным комитетом (СК).
Давайте выясним, чем отличается следственный комитет от прокуратуры и какая из этих структур главная. Если к вам предъявляют претензии прокуратура или следственный комитет, отличие для вас не велико — ваши дела довольно плохи. Обязательно наймите себе адвоката.
Что такое прокуратура и чем она занимается
Прокуратура — это система государственных органов, занимающихся надзором за выполнением законодательства страны и соблюдением прав и свобод граждан. Помимо этого, на прокуратуру возложена обязанность представлять сторону обвинения в судах по уголовным делам, часть из этих дел готовит к суду комитет.
Деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Этим законом, помимо контроля соблюдения конституционных прав и законодательства РФ, прокуратура наделена и дополнительными функциями. Функцию проведения следствия по важным делам из этого закона уже изъяли и передали ее из прокуратуры в СК.
На какой именно службе находится сотрудник, определяется занимаемой им должностью. К ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) прокуратура не относится — это отдельная государственная структура.
К задачам прокуратуры относятся:
Прокуратура имеет собственную вертикаль подчинения и является централизованной системой государственных учреждений. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Во главе прокуратуры стоит Генеральный прокурор РФ. Состав прокуратуры:
Кроме того, в качестве структурных подразделений существуют: Военная прокуратура, учебные заведения, специализированные подразделения и печатные органы.
В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в работе:
Помимо основных функций, на прокуратуру возложены и дополнительные:
Перейдем к рассмотрению структуры и деятельности следственного комитета. Именно так можно понять, в чем разница между СК и прокуратурой.
Что такое Следственный комитет РФ
Следственный комитет — тоже государственный орган, основной задачей которого является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Комитет имеет право проводить предварительное расследование.
Основные функции следственного комитета:
Следственный комитет имеет четкую структуру. Он состоит из:
Итак: следственный комитет и объединяющая прокуроров структура — это военизированные организации, занимающиеся охраной правопорядка. На первый взгляд, они похожи.
Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная
Сравнивать следственный комитет и другие правоохранительные структуры некорректно. В полной мере это относится и к сравнению с прокуратурой — это две отдельные организации, и разница между ними огромна.
Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.
Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.
Многих интересует, кто главнее — комитет или прокуратура. Этот вопрос тоже некорректен. Это разные организации, не связанные взаимным подчинением. Пересекаются организации в своей деятельности, связанной с привлечением к суду обвиняемых в уголовных преступлениях. Прокурор подписывает наработанное следственным комитетом обвинительное заключение и поддерживает обвинение в суде.
Это позволяет прокурорам оказывать давление на следственный комитет. Кроме того, прокуратура проверяет законность действий следователей комитета и жалобы на них. Это тоже рычаг давления на следственный комитет. Однако это независимые друг от друга структуры, и определить, кто из них главный, невозможно.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Следственный комитет РФ: понятие, задачи, принципы, структура
Следственный комитет РФ (СК РФ), подробности о котором раскроет данный реферат, — автономный орган федеральной исполнительной власти, возможности которого распространяются уголовное судопроизводство.
Как муниципальный орган, он ставит работу, делая упор на правовую базу.
Понятие и структура
Следственный комитет РФ — федеральная централизованная система, сосредотачивающая следственные органы и учреждения, функционирующая на базе подчинения нижестоящих глав вышестоящим руководителям и Председателю СК РФ.
Система органов полагается на принципы:
Глава Следственного комитет РФ — Председатель СК РФ. Он находится в непосредственном подчинении Президента РФ, назначается и снимается с должности главой государства. Председатель несет личные обязательства за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач. Контролирует реализацию деятельности в сфере уголовно-процессуальной работы.
Председатель Следственного комитета РФ имеет первого зама, заместителя Председателя СК РФ. Численность заместителей уточняется, назначается и снимается с должности Президентом РФ. Председателю Следственного комитета РФ вменены в помощь советники, старшие помощники, помощники по особым поручениям.
Состав центрального аппарата Следственного комитета РФ структурирован и состоит из управлений:
В центральном Следственном комитете РФ образованы вспомогательные структурные управления:
Выделенное звено в организационной структуре СК РФ — Главное военное следственное управление. Территориальные структуры Следственного комитета РФ — следственные управления в субъектах РФ. Территориальные структуры низшего звена — городские и районные следственные отделы. В структуре Следственного комитета РФ есть еще и специальные следственные управления на транспорте и иные спецорганы.
Каждая структурная единица имеет свое деление, свои отделы, сформированные аналогично звеньям СК РФ.
Полную классификацию системы следственных органов можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1.Классификация системы следственных органов
Пополнение штата СК РФ
Служба в Следственном комитете РФ — федеральная государственная служба.
Другими словами, следователи и иные должностные лица СК страны считаются федеральными муниципальными служащими, исполняющими прямые обязанности по замещаемой должности федеральной госслужбы с учетом индивидуальностей, предусмотренных законодательством о Следственном комитете РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
Это означает, что на служащих органов СК РФ, куда входит и главное следственное управление, распространено трудовое законодательство (с учетом специфичности службы).
Прием сотрудников в Следственный комитет РФ осуществляется на основании соответствующих законов и положений о государственных служащих. В СК РФ могут быть приняты только резиденты РФ.
Исключительные случаи — пополнение штата следователей местных, городских следственных отделов и следственных филиалов. Здесь на должности СК могут назначаться лица, окончившие 3 курса университета по юридической специальности.
На отдельные должности федеральной госслужбы в СК РФ могут принять и без высшего юридического образования. В этом случае у кандидата должно быть иное в/о, которое будет соответствовать замещаемой должности.
Не имеющим право поступать на госслужбу в СК РФ относятся граждане:
Граждане, с высшим юридическим образованием, которое получили по договорам о мотивированном обучении, заключенным ими со Следственным комитетом РФ (за счет средств федерального бюджета), должны пройти службу в следственных органах или же учреждениях комитета по соответствующей специализации не менее 5 лет.
При этом, в случае прерывания следственной службы (кроме предусмотренных особых случаев) граждане всецело возмещают затраченные на их обучение средства.
Законодательная база СК РФ
Главным нормативным правовым актом, упорядочивающий организацию, работу следственного органа, считается Закон о Следственном комитете РФ.
Данный закон регулирует задачи, функции, работу Следственного комитета РФ, вопросы его системной организации, прочие вопросы.
Нормативные акты Следственного комитета РФ — состояние о Следственном комитете РФ, устанавливающий предписания для Закона о СК РФ и перечень должностей в Следственном комитете РФ, определяющий систему должностей и званий.
Значимый правовой смысл содержит Кодекс этики и казенного поведения федеральных муниципальных служащих Следственного комитета РФ, который одобрил Председатель Следственного комитета. В данный нормативный документ интегрированы главные основы и критерии поведения муниципальных служащих, рекомендательные критерии их поведения, вопросы, связанные с возложением ответственности за несоблюдение надлежащих правил.
Задачи возлагаемые на СК РФ
Ведущими задачами Следственного комитета РФ (в границах предоставленных ему полномочий) считаются:
Принципы работы Следственного Комитета РФ
Организация работы Следственного комитета РФ основывается на принципах:
Следственные органы Российской Федерации. Справка
В Российской Федерации следственные подразделения есть у четырех ведомств. Кроме Следственного комитет при прокуратуре РФ (СКП) дела расследуют министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в рамках своих полномочий.
Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (СКП России) – орган прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.
В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит:
– Главное следственное управление
– Главное управление процессуального контроля
– Главное организационно‑инспекторское управление
– Главное управление обеспечения.
Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.
Штатная численность системы Следственного комитета установлена в количестве 16656 единиц. С военными следователями, которые тоже входят в систему Следственного комитета при Прокуратуре РФ, численность составляет 18500 человек.
Военное следствие обеспечивается, финансируется Министерством обороны РФ, которое несет на себе бремя затрат по содержанию Следственного комитета военных следователей.
Следственный комитет при министерстве внутренних дел Российской Федерации (СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе министерства внутренних дел Российской Федерации.
Основные задачи Следственного комитета при МВД России:
– выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
– организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета;
– осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.
Основные функции Следственного комитета при МВД России:
– организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
– разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;
– участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;
– осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;
– организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;
– представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям – интересов президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;
– координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;
– организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции – с другими органами государственной власти;
– организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;
– обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;
– организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;
– участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.
Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек), ведет расследование около 70% всех уголовных дел.
С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.
Одновременно законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» производство оперативно‑розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей. В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе министерства. Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел. Для следователей были установлены специальные звания юстиции.
Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г.
Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.
Следователи органов безопасности нередко привлекаются для расследования коррупционных преступлений и в составе межведомственных следственно-оперативных групп, создаваемых прокуратурой.
Следственная служба Федеральной службы РФ по контролю за оборот наркотиков является головным структурным подразделением Управления в вопросах организации и осуществления предварительного расследования преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов Управления, в связи с чем:
– принимает и рассматривает в порядке и на условиях, определенных уголовно-процессуальным законодательством, сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;
– осуществляет предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов Управления;
– осуществляет контроль за уголовно-процессуальной деятельностью следственных подразделений служб по округам, сроками и результатами следствия по уголовным делам, находящимся в их производстве, за законностью и обоснованностью процессуальных решений.
Структура ФСКН России:
– Следственный департамент
– Зонально-следственное управление,
– Отдел организационного и методического обеспечения правоприменительной практики,
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ПОЛОЖЕНИЕ О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации.
Положение о Следственном комитете Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
4. Основными задачами Следственного комитета являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.
6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.
II. Полномочия Следственного комитета
7. Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:
1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;
2) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;
3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
4) принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;
5) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
6) взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
7) образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
8) осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования общественности о деятельности Следственного комитета;
9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
10) учреждает в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов Следственного комитета, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
11) обеспечивает внедрение в деятельность Следственного комитета достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в системе Следственного комитета;
12) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности, осуществляет полномочия по организации воинского учета сотрудников Следственного комитета;
13) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;
14) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета, организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;
15) разрабатывает и осуществляет лечебно-профилактические, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников Следственного комитета и членов их семей, а также пенсионеров Следственного комитета; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников Следственного комитета, организует их медицинское и санаторно-курортное обслуживание;
16) обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность, физическую защиту сотрудников Следственного комитета, а также защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
17) представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета;
18) является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;
19) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;
20) осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов Следственного комитета, а также по жилищному строительству;
21) устанавливает требования к организации делопроизводства и архивного дела в Следственном комитете, осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Следственного комитета;
22) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны в системе Следственного комитета, повышение устойчивости работы следственных органов и учреждений Следственного комитета в условиях военного времени, при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время и при введении чрезвычайного положения;
23) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации назначение, перерасчет размера и выплату пенсий, пособий и компенсаций сотрудникам Следственного комитета и членам их семей, а также прекращение указанных выплат;
24) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.
8. Следственный комитет в целях реализации своих полномочий имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
2) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
3) участвовать в формировании федеральных учетов, баз данных криминалистической, статистической и иной информации и вести их, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти.
III. Система Следственного комитета
9. В систему Следственного комитета входят:
1) центральный аппарат Следственного комитета;
2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.
10. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения:
1) главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений);
2) отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);
3) отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).
11. В аппаратах главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений Следственного комитета создаются подразделения: управления, отделы и отделения.
12. В систему Следственного комитета входят научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физической защиты для обеспечения безопасности сотрудников Следственного комитета.
13. Следственный комитет, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета, а также научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета учреждения и организации имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения.
14. В Следственном комитете учреждаются должности руководителей следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов, инспекторов, старших инспекторов, экспертов, старших экспертов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов, помощников следователя (следователя-криминалиста) и другие должности.
IV. Служба в Следственном комитете
15. Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам Российской Федерации, иные должностные лица, для должностей которых предусмотрено присвоение высших специальных званий, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
17. Назначение сотрудников Следственного комитета на должность и освобождение от должности, кроме должностей, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, осуществляются в порядке, установленном Председателем Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации».
18. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности, указанной в пункте 16 настоящего Положения, осуществляется Председателем Следственного комитета с разрешения Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по такой должности осуществляется Председателем Следственного комитета.
19. Специальные звания присваиваются сотрудникам Следственного комитета персонально, последовательно, при условии соответствия специального звания занимаемой должности, а также с учетом других условий, предусмотренных настоящим Положением. Порядок присвоения сотрудникам Следственного комитета специальных званий определяется настоящим Положением и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Следственного комитета.
20. Запись о присвоении сотруднику Следственного комитета специального звания вносится в его личное дело.
21. Специальные звания могут быть первыми и очередными.
22. Первое специальное звание, специальное звание полковника юстиции, а также очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой должности, присваиваются Председателем Следственного комитета. Права должностных лиц Следственного комитета по присвоению других специальных званий до подполковника юстиции включительно устанавливаются Председателем Следственного комитета.
23. К присвоению первого специального звания лейтенанта юстиции представляются сотрудники Следственного комитета, имеющие высшее образование, прошедшие аттестацию и имеющие стаж службы в Следственном комитете не менее шести месяцев.
24. Сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и перешедшим на службу в Следственный комитет из органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений высшего профессионального образования юридического профиля, научных юридических учреждений, учреждений повышения квалификации и правовых служб предприятий, учреждений и организаций, специальное звание лейтенанта юстиции может быть присвоено с учетом занимаемой ими должности и квалификации до истечения шести месяцев службы в Следственном комитете.
25. Лицам, назначенным на должность в Следственный комитет, обучающимся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившим третий курс указанных образовательных учреждений, присваивается специальное звание младшего лейтенанта юстиции.
26. Гражданам, ранее проходившим военную службу, службу в органах прокуратуры или правоохранительных органах и имеющим воинское (специальное) звание или классный чин прокурорского работника, при назначении на должность в Следственном комитете после прохождения аттестации может быть присвоено в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета, соответствующее имеющемуся у них воинскому (специальному) званию или классному чину прокурорского работника специальное звание до полковника юстиции включительно, но не выше специального звания, предусмотренного должностью, на которую они назначаются.
27. Председателю Следственного комитета Российской Федерации предоставляется право присвоения гражданину, поступающему на службу в Следственный комитет, но не имеющему воинского (специального) звания или классного чина прокурорского работника, в порядке исключения первого специального звания до подполковника юстиции включительно в соответствии с должностью, на которую гражданин назначается.
28. Очередное специальное звание присваивается сотруднику Следственного комитета в день истечения срока его службы в предыдущем специальном звании, если он занимает должность, по которой предусмотрено специальное звание, равное или более высокое, чем присваиваемое специальное звание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 34 настоящего Положения.
29. Устанавливаются следующие сроки пребывания в специальных званиях:
30. Для сотрудников Следственного комитета, которым первое специальное звание лейтенанта юстиции было присвоено по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования со сроком обучения пять лет и более и которые проходят службу в Следственном комитете по полученной в образовательном учреждении специальности, срок пребывания в звании лейтенанта юстиции устанавливается в один год.
31. Высшие специальные звания присваиваются Президентом Российской Федерации. Высшие специальные звания до генерал-полковника юстиции включительно присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета сотрудникам Следственного комитета по истечении не менее двух лет службы в предыдущем специальном звании и не менее одного года в замещаемой должности.
32. Сроки пребывания в специальном звании генерал-полковника юстиции и генерала юстиции Российской Федерации не устанавливаются.
33. Очередное специальное звание, за исключением высших специальных званий, может быть присвоено сотруднику Следственного комитета досрочно, до истечения установленного срока пребывания в предыдущем звании, или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой должности, в порядке поощрения за достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей.
34. Представление к присвоению очередного специального звания сотрудника, который имеет дисциплинарное взыскание, не прошел аттестацию, в отношении которого возбуждено уголовное дело, проводится служебная проверка или проверка в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не производится до снятия с него взыскания, признания его по результатам аттестации соответствующим занимаемой должности, окончания служебной проверки или проверки в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, либо до прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям.
36. Сотрудникам Следственного комитета, восстановленным на службе в следственных органах и учреждениях Следственного комитета после перерыва, связанного с незаконным увольнением, время перерыва засчитывается в срок пребывания в очередном специальном звании.
V. Организация деятельности Следственного комитета
37. Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Председатель Следственного комитета несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
40. Председатель Следственного комитета имеет советников, старших помощников и помощников, старших помощников по особым поручениям и помощников по особым поручениям.
43. Председатель Следственного комитета:
1) ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности;
2) информирует Президента Российской Федерации по относящимся к установленной сфере деятельности вопросам, требующим рассмотрения Президентом Российской Федерации;
3) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по основным направлениям государственной политики в установленной сфере деятельности;
4) вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
5) представляет Следственный комитет в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, компетентными органами иностранных государств, а также с международными организациями;
6) организует работу Следственного комитета;
7) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия сотрудников Следственного комитета по самостоятельному решению стоящих перед Следственным комитетом задач;
8) издает нормативные правовые акты Следственного комитета, в том числе совместно с руководителями федеральных органов государственной власти, заключает международные соглашения межведомственного характера в установленной сфере деятельности;
9) устанавливает в пределах своих полномочий:
порядок приема на службу (работу) в Следственный комитет;
порядок ведения личных дел сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета;
порядок и сроки проведения аттестации сотрудников Следственного комитета;
нормы обеспечения центрального аппарата Следственного комитета, следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета горюче-смазочными материалами, криминалистической и специальной техникой, форменной одеждой, автотранспортом, организационной техникой и иными материальными ценностями, необходимыми для осуществления деятельности Следственного комитета;
10) вносит Президенту Российской Федерации:
представления о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Следственного комитета, руководителей главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам Российской Федерации, их первых заместителей и заместителей, приравненных к ним руководителей и их заместителей, иных должностных лиц, для должностей которых предусмотрено присвоение высших специальных званий (воинских званий высших офицеров);
представления о назначении на должность и освобождении от должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение классных чинов действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса;
предложения о включении воинских должностей военнослужащих в соответствующие перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, и перечень должностей в Следственном комитете, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;
представления о присвоении высших специальных званий сотрудникам Следственного комитета, классных чинов действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета, а также воинских званий высших офицеров военнослужащим, проходящим службу в Следственном комитете;
представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников Следственного комитета, других лиц, оказывающих содействие в выполнении стоящих перед Следственным комитетом задач, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;
предложения о численности коллегии Следственного комитета и ее персональном составе;
проект положения о Следственном комитете Российской Федерации;
предложения об учреждении официальных символов Следственного комитета;
положения о подразделениях центрального аппарата Следственного комитета, о главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях, следственных отделах Следственного комитета, а также уставы учреждений и организаций Следственного комитета;
структуру и штатное расписание центрального аппарата Следственного комитета (в том числе Главного военного следственного управления), главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета; межрайонных следственных отделов, следственных отделов Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных отделов Следственного комитета;
положения об образуемых в Следственном комитете координационных, совещательных, консультативных и экспертных советах (комиссиях), в том числе межведомственных, и их составы;
образцы служебных удостоверений сотрудника, федерального государственного гражданского служащего, а также образцы удостоверений работника и пенсионера Следственного комитета;
положения и инструкции, касающиеся деятельности Следственного комитета;
12) устанавливает порядок временного исполнения обязанностей по невакантной должности, указанной в части 6 статьи 15 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»;
13) создает, реорганизует и упраздняет (ликвидирует) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации следственные органы, учреждения и организации Следственного комитета;
14) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы и осуществлением трудовой деятельности в системе Следственного комитета;
15) отменяет противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Следственного комитета решения должностных лиц Следственного комитета и его следственных органов, учреждений и организаций, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
16) вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета;
17) учреждает ведомственные награды, медали, знаки отличия, почетные грамоты, а также знаки различия в системе Следственного комитета;
18) применяет в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Следственного комитета, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении стоящих перед Следственным комитетом задач, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации виды поощрений;
19) имеет наградной и подарочный фонды (в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия) для награждения сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Следственного комитета, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнении стоящих перед Следственным комитетом задач;
20) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
44. Председатель Следственного комитета вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судом разъяснений по вопросам судебной практики.
45. В Следственном комитете образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей (входящих в нее по должности), а также других лиц. Состав коллегии Следственного комитета (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.
47. Коллегии образуются в главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и отделах. Составы коллегий утверждаются руководителями указанных следственных органов.
48. При Следственном комитете образуется научно-консультативный совет. Положение о совете и его состав утверждаются Председателем Следственного комитета.
49. При Следственном комитете образуется общественный совет. Положение о совете и его состав утверждаются Председателем Следственного комитета.
50. Общественные советы образуются при главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации. Положения о советах и их составы утверждаются руководителями указанных следственных органов.
53. Финансирование расходов на содержание Следственного комитета, его центрального аппарата, следственных органов, других органов, учреждений и организаций Следственного комитета осуществляется за счет средств федерального бюджета.