После гпзу что дальше
По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка
Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).
Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.
На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.
Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).
В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.
Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.
Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.
Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».
И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь. Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.
Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.
В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.
Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.
Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.
Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.
В связи с этим должны быть весьма четко и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.
Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.
Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.
Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.
Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.
Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.
Хозяин в доме
Строим дом своими руками
Купил участок. Что дальше?
Не прошло и недели как чувство эйфории по поводу недавно купленного земельного участка начинает понемногу уступать место растерянному волнению души… В голове вертится, словно назойливая муха, вопрос: «Купил участок, что делать дальше?!» Спутанность. Надо фундамент копать…. Нет, надо проект делать… Ой, нет… У меня участок не ровный — сначала его необходимо спланировать…
Да уж… Люди, которые прошли через все это, с улыбкой вспоминают пережитые моменты…
Ну, да ладно. Обо всем по порядку…
Купил участок, что дальше — четкий план — всему голова
Зачастую люди пренебрегают оформлением бумаг и предпочитают сразу заниматься более глобальными вопросами, такими как архитектурный проект, фундамент и т.д. А то потом хватаются за головушки: ведь оказывается, что их новый фундамент, после выноса межевых знаков, оказался на территории соседа. Я бы сказал, что процесс межевания — это очень конфликтная тема, переполненная судебными разбирательствами…
Запомните одну истину, благодаря которой, вы сможете избежать множества проблем на протяжении всего строительства: Любые Ваши действия должны начинаться с «бумажной работы», с досконального решения проблемы сначала на бумаге, с последующим переносом их в реал!
Кто этим пренебрегает — тот рано или поздно попадает в ловушку «не решаемых проблем». Я бы сказал, что построить дом проще, чем утрясти все бумаги, все согласовать и пройти семь кругов бюрократического ада…
Сначала необходимо окончательно разобраться с границами вашего участка. Я уже писал в этой статье о том, какую роль играет межевание. И делал акцент на то, что участок желательно приобретать приватизированный, с уже разработанным планом межевания. Но зачастую жизнь корректирует наши планы.
Поэтому давайте-ка, подробно разберем процедуры приватизации и межевания, на тот случай если вы участок не покупали, а Вам он достался в силу иных обстоятельств: Я их вынес в отдельные посты, чтоб не перегружать статью
И вот, наконец, когда мы полностью разобрались с оформлением участка и стали его полноправными хозяевами, перед нами стал сакраментальный вопрос:
Что делать дальше?
С чего начинается строительство дома?… Конечно, проще всего, не мудрствуя лукаво, связаться с архитектурно-строительной компанией и поручить ей постройку дома «под ключ», с оформлением всех нужных документов. Но если вы не наследник олигарха и не содержанка власть предержащего, придется многое сделать и еще больше пройти самому.
Итак, пусть не пугают вас предстоящие круги.… Нет. Не Ада, а лабиринтов официальных кабинетов. Если сделать все step by step, как говорят англичане (а по-нашему – шаг за шагом), тогда путь ваш будет выглядеть так:
Этапы строительства дома
Шаг 1. Получение Топографического плана
Топографический план будет нам нужен для получения градостроительного плана и для получения Технических Условий для инженерных сетей (для тех, кто не знает: инженерные сети — это электричество, газ, водопровод, водоотвод, и для того, чтобы их провести к участку, необходимо получить Технические Условия)
Шаг 2. Получение Ситуационного плана
Это план, на котором нанесены все виды коммуникаций, что проходят возле вашего участка, нужен будет также для получения технических условий.
Шаг 3. Получение документа под названием «Технические Условия для подключения коммуникаций»
Именно этот документ нам понадобится для получения Градостроительного Плана Земельного Участка.
На каждый ресурс (на Электроэнергию, на Воду, на Газ) отдельно нужно получать ТУ.
Шаг 4. Получение документа под названием ГПЗУ (Градостроительный План Земельного Участка)
Это очень важный документ, по средствам его вы будите располагать свои строения на участке. Именно в нем указана инфа о том, где и что вам разрешается строить. Вот именно ради этого документа не стоит начинать строительство. Или потом пеняйте на себя, если вдруг вы построили дом на три метра ближе к забору, и он у вас попал в охранную зону. А на ГПЗУ четко обозначены границы, за которые нельзя залазить при строительстве. И не думайте, что участок Ваш: «что хочу – то ворочу». С таким успехом можно и септик свой закопать радом с соседской скважиной. На все есть нормы. По суду заставят снести дом за свой счет. Смысл ГПЗУ заключается в том, что это схема вашего ЗУ с обозначенным разрешенным местом под застройки. ГПЗУ нужен для составления СПОЗУ.
Шаг 5. Рисуем СПОЗУ (Схема Планировочной Организации Земельного Участка)
СПОЗУ — это тот же ГПЗУ, только с нанесенной на выделенное место под застройку схемой ваших будущих построек. Можно начертить самому. Снимаем ксерокопию ГПЗУ и на ней рисуем план. СПОЗУ нужен для разрешения на стройку.
Шаг 6. Получаем документ под названием «Разрешение на строительство».
Этот документ не требует ни рубля, однако занимает по времени около полутора месяцев и вероятно небольшой перестрелки с архитекторами, не сильно рвущимися выполнять свои прямые обязанности. После всего этого ожидаете с десятку дней и вуаля! — Получаете разрешение на строительство на руки.
Шаг 7. Проводим инженерно-геологические изыскания на ЗУ
От количества грунтовых вод, содержащихся в вашей землице, зависят решения выбора канализации, а также типа фундамента и еще мн.др. На Вашем участке бурятся скважины, и берутся пробы грунта. После этого Вам представляется отчет о проведенной работе, заключение о близости, а также удаленности грунтовых вод, наличии плывунов, состоянии грунтов и т.д. Исходя из данного документа проектировщик делает вывод, какой фундамент показан данному дому и в какой части земельного участка лучше его построить.
Выглядит отчет примерно так:
Шаг 8. Получаем документ «Архитектурно-Проектировочное Задание»
Этот документ необходим для дальнейшей разработки проектной документации. Выдается бесплатно.
Шаг 9. Делаем Проект на дом
Проект необходим. Без него ни обойтись. Мне нравиться такая метафора: Проект для строителя, как карта для туриста. Турист может идти и без карты, только куда его это приведет. Я с этим полностью согласен. Можете использовать готовый проект, а можете и заказать разработку нового, а можно самому придумать. Типовой проект почти любого из нас устроит, но знайте — они бывают с крайне неудачными планировочными решениями, которые не профессионал не отличит.
Шаг 10. Непосредственно стройка
Когда начнется строительство — первое, о чем нужно позаботиться – это забор, туалет, временное электричество, и вода — без них Вы просто не начнете работы.
Подробное описание материалов для постройки Вашего дома. Плюсы и минусы различных видов кирпича, газоблоков, бруса, а также других способов возведения стен Вы найдете в этой статье: «Из чего лучше строить дом? Выбираем материал для стен»
Шаг 11. Вводим здание в эксплуатацию
Ввести дом в эксплуатацию получится только при условии:
Так выглядит это разрешение:
Шаг 12. Присваивание адреса земельному участку
Это все самые важные этапы строительства. Остальное — второстепенно!
Оставайтесь на страницах HozainVDOME.RU и мы с Вами подробнейшим образом, разберем каждый из этих шагов.
Подборка для Вас
17 Replies to “Купил участок. Что дальше?”
спасибо за интересный материал
подскажите, а по поводу ландшафтного дизайна будут материалы?
Да, Екатерина, планируется, но чуть позже.
Добрый день! У вас на сайте есть материал на тему «Как получить разрешение на строительство без проблем». Не могли бы вы подсказать автора данного материала и возможно ли с ним связаться? Заранее спасибо.
Добрый день! У вас на сайте есть материал на тему «Как получить разрешение на строительство без проблем». Не могли бы вы подсказать автора данного материала и возможно ли с ним связаться? Заранее спасибо за ответ.
Очень интересная статья.Спасибо
Здравствуйте, спасибо за содержательную статью и очень понятную. Теперь я знаю по какой дорожке двигаться.
Как же все популярно расписано:-) Спасибо большое!
Спасибо огромное за информацию. ООООчень помогли.
Сейчас пообщалась с архитектурой. Они мне сказали, что ничего этого о не надо. Для строительства, с их слов, нужно лишь заявление в МФЦ «Уведомление о начале строительства» и все. Это заявление из МФЦ в течение 7 дней приходит в архитектуру, они рассматривают, и отправляют ответ обратно в МФЦ где мне его и выдают. Все. Может в разных регионах разная процедура, но в Татарстане, а именно в Верхнеуслонском районе, все именно так.
На данный момент для меня тема очень актуальна. Согласна со всем, что нужно сделать.
И всё же есть в статье то, что меня смутило.
Шаг 5, вкратце, … рисуем СПОЗУ, а именно на плане что где будет располагаться…
То есть это тот вариант, который мы желаем, получается?
И вот спустя время мы подходим к шагу 7. Получаем заключение, в котором говорится что по исследованию грунта там где мы хотим строить не получится или очень нежелательно и теперь все нужно «перерисовывать». А ведь если я не ошибаюсь, архитекторы уже согласились на первоначальный рисуночек на плане? Или он был нужен не для протокола, а просто как памятка себе любимому?
Разве не имеет ли смысл проводить инженерно-геологические изыскания до того, как мы «начертаем» схему планировочной организации земельного участка? Может тогда и архитекторы будут более снисходительны…
С благодарностью к четко и основательно изложенному материалу. Статья — как отправная точка для реализации мечты.
Было бы интересно прочитать статью о ландшафтном дизайне. Живу в частном доме на большом участке, хочется как то грамотно и красиво заполнить пустоту двора.
Было бы интересно прочитать статью о ландшафтном дизайне. Живу в частном доме, на большом участке и хочется как то грамотно и красиво заполнить пустоту двора.
Респект автору! Перелопатила массу подобного — эффекта ноль!
По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка
Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).
Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.
На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.
Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).
В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.
Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.
Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.
Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».
И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь. Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.
Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.
В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.
Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.
Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.
Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.
В связи с этим должны быть весьма четко и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.
Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.
Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.
Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.
Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.
Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.