Счет 10621 в бюджетном учете для чего используется
В 2020 году бюджетным учреждением в рамках переданных полномочий осуществлялось строительство дома-интерната. Расходы на строительство учитывались по КОСГУ 310 на счете 106. Работы по строительству включали в себя: линии электропередачи (ЛЭП), тепловые сети, водопровод, канализацию, систему пожарной сигнализации, систему видеонаблюдения, асфальтовое покрытие. В дальнейшем за бюджетным учреждением было закреплено право оперативного управления на данный дом-интернат. Был передан счет 106 11 с КФО 1 на КФО 4. После регистрации такого права дом-интернат в марте 2020 года был принят к учету на счет 101 11 310 в размере всей суммы, учтенной на счете 106 11. Нужно ли было принимать на учет отдельно объекты, указанные в актах выполненных работ: ЛЭП, тепловые сети, водопровод, канализация, система видеонаблюдения, система пожарной сигнализации, асфальтовое покрытие? Если да, то в каком порядке исправить ошибку прошлых лет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Распределение суммы произведенных при строительстве капитальных вложений между затратами, формирующими стоимость объекта недвижимости, и затратами, формирующими стоимость движимого имущества (при наличии такового), отражается в учете на основании решения комиссии учреждения после завершения всего объема работ перед вводом объектов в эксплуатацию. Необходимость отражения исправительных бухгалтерских записей возникает в том случае, если комиссией по поступлению и выбытию активов будет принято решение о наличии самостоятельных объектов движимого имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— постановление Восьмого ААС от 10.07.2017 по делу N А70-756/2017;
— постановление АС Уральского округа от 28.05.2018 по делу N А07-21662/2017.
Нужно ли использовать счет 106 при принятии к учету материальных запасов (макулатура, металлолом, полимерные отходы), образующихся в результате списания (ликвидации, разборки, утилизации) объектов, разукомплектации имущества? Каков порядок отражения данных материальных запасов на счетах бухгалтерского учета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Счет 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы учреждения» не используются при принятии к учету материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки, утилизации) объектов имущества.
Доходы учреждения отражаются в момент возникновения требований к специализированной организации согласно условиям заключенного договора с использованием счета 2 205 74 000.
Обоснование вывода:
Исходя из действующих норм Инструкции N 174н, а также положений единого плана счетов следует, что использование счета 106 04 осуществляется в случае, когда необходимо сформировать первоначальную стоимость материальных запасов. При этом если речь идет о приобретении материалов по сформированной стоимости, применять счет 106 04 уже не нужно. Это подтверждается и типовыми корреспонденциями, содержащимися в п. 34 Инструкции N 174н.
Так, принятие к учету остающихся в распоряжении бюджетного учреждения материальных запасов, полученных от ликвидации (разборке, утилизации) объектов основных средств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». А принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, также отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», но в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».
Указанная норма полностью коррелирует и с положениями п. 19 Стандарта «Запасы», согласно которому формирование первоначальной стоимости производится при наличии дополнительных затрат (например, доставка). При этом расходы учреждения, связанные с демонтажем (разборкой), ликвидацией (утилизацией) имущества, в результате которых принимаются материалы, а также расходы по их транспортировке, сортировке, иные аналогичные расходы по приведению в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не учитываются при определении первоначальной стоимости материалов (п. 23 Стандарта «Запасы»).
При реализации материальных запасов, полученных от списания имущества, их стоимость списывается с учета в корреспонденции с дебетом счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (абзац 5 п. 37 Инструкций N 174н).
Отметим, что операции по реализации имущества, в том числе доходы от реализации металлолома, макулатуры, относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Учет таких сумм осуществляется по КФО 2.
Доходы учреждения отражаются в момент возникновения требований к специализированной организации согласно условиям заключенного договора по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» и по кредиту счета 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (абзац 13 п. 93, п. 150 Инструкции N 174н, смотрите также п. 4 письма Минфина России от 16.07.2019 N 02-07-10/52723).
Таким образом, операции по поступлению и выбытию металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов, могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующим образом:
1. Дебет 0 105 ХХ 34Х Кредит 0 401 10 172
— оприходование металлолома (ветоши и т.п.), поступающего в связи с ликвидацией (разборкой, утилизацией) объекта имущества (абзац 10 п. 34 Инструкции N 174н);
2. Дебет 0 105 ХХ 34Х Кредит 0 401 10 199
— оприходование металлолома (ветоши и т.п.), поступающего по результатам проведения ремонтных работ или демонтажа экспериментальных устройств (абзац 11 п. 34 Инструкции N 174н);
3. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 105 ХХ 44Х
— отражено списание металлолома (ветоши и т.п.) по факту реализации (абзац 14 п. 37 Инструкции N 174н);
4. Дебет 2 205 74 56Х Кредит 2 401 10 172
— начислен доход от реализации металлолома (ветоши и т.п.) (абзац 2 п. 93, абзац 9 п. 150 Инструкции N 174н);
5. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 74 66Х,
увеличение забалансового счета 17 (440 АнКВД, 44Х КОСГУ)
— поступили денежные средства от организации за реализацию металлолома и т.п. (абзац 2 п. 94 Инструкции N 174н).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Еременко Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Счет 10621 в бюджетном учете для чего используется
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Казенным учреждением в 2020 году за счет целевых средств 31 декабря по 310 КОСГУ была приобретена мемориальная доска и отражена на счете 106 31 (предполагается передача капвложений другому учреждению). Первичные документы по получению и оприходованию вложений в основные средства (ОС) были оформлены в декабре. При осуществлении платежа была допущена ошибка реквизитов. Данная ошибка была выявлена в январе 2021 года, когда на расчетный счет учреждения поступил возврат и отражен как кассовое поступление по Дебет 1 304 05 310 Кредит 302 31 736 по КБК прошлого года. Возращенные контрагентом денежные средства были перечислены в доход бюджета. Повторный платеж был осуществлен в январе 2021 года за счет денежных средств на финансовый год 2021 года по КБК по основной деятельности (по согласованию с финорганом). Так как повторный платеж произведен по КБК основной деятельности в 2021 году, а доска отражена на счете 106 31 по КБК целевых средств в 2020 году, получилась «пересортица» КБК и некорректное отражение в учете вложений в ОС, в связи с чем образуется ошибка в бухгалтерской отчетности. Какими операциями, по какому КБК и в какой момент следует отразить на счете 106 31 вложения в ОС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок переноса показателей остатков по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета участников бюджетного процесса в связи с изменением бюджетной классификации необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с ГРБС и (или) финорганом. Учитывая, что в текущем году кредиторская задолженность будет погашена за счет ЛБО, доведенных по иным кодам классификации расходов бюджетов, переносу на счета аналитического учета, содержащие в 1-17 разрядах актуальные коды бюджетной классификации подлежат не только показатели счета 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», но и счетов 304 05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам».
Обоснование вывода:
Порядок применения бюджетной классификации утверждается на определенный финансовый период. В случае утверждения новых кодов бюджетной классификации расходов на новый финансовый период применение в таком финансовом периоде ранее действовавшей бюджетной классификации по общему правилу недопустимо (ст. 18, 21 БК РФ, п. 5 Порядка N 85н). В связи с этим при подготовке ответа мы не рассматриваем правомерность действий финансового органа, в котором открыт лицевой счет казенному учреждению как получателю бюджетных средств, в случае зачисления средств в текущем году на лицевой счет с использованием бюджетной классификации расходов, применение которой утратило силу с 1 января текущего года.
В 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счетов 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» указываются коды (составные части кодов) классификации расходов бюджета, аналогичные тем, которые указываются при формировании 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счетов 304 05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам», 502 01 «Принятые обязательства» и 502 02 «Принятые денежные обязательства». В рассматриваемой ситуации в результате неверно указанных реквизитов при перечислении средств контрагенту у казенного учреждения на начало отчетного периода, по сути имелась кредиторская задолженность перед таким контрагентом и одновременно дебиторская задолженность в размере перечисленных по неверно указанным реквизитам бюджетных средств. Учитывая, что возвращенные на лицевой счет получателя бюджетных средств в текущем финансовом году суммы подлежат перечислению в доход бюджета в качестве доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, а кредиторская задолженность подлежит погашению за счет доведенных в текущем году ЛБО, полагаем, что по состоянию на отчетную дату в бюджетной отчетности подлежали отражению:
— кредиторская задолженность перед контрагентом на счете 302 ХХ;
— дебиторская задолженность на счете 209 36, которая перенесена на указанный счет последним днем отчетного периода со счета 209 34. При этом в 1-17 разрядах номера аналитического учета указывался соответствующий код классификации расходов бюджета, соответствующих коду классификации расходов, указанным в счетах 304 05, 302 ХХ, 502 01 и 502 02.
Для восстановления в бюджетном учете соответствующих показателей, по нашему мнению, необходимо признать ошибочным отражение в 2020 году операции по погашению кредиторской задолженности перед контрагентом: дело в том, что перечисление денежных средств по неверно указанным реквизитам не может рассматриваться в качестве операции по исполнению обязательств перед конкретным контрагентом. При этом согласно учетной политике*(1) учреждения расчеты по таким суммам могут в течение отчетного периода учитываться на счете 209 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат». В подобной ситуации для восстановления в учете показателей дебиторской и кредиторской задолженности в качестве операций по исправлению ошибок прошлых лет*(2) может быть использована следующая схема корреспонденций счетов:
1. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 302 31 73Х
Дебет КРБ 1 304 05 310 Кредит КРБ 1 304 86 731
— отражено восстановление в учете кредиторской задолженности перед контрагентом в результате перечисления средств с указанием некорректных реквизитов;
2. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 209 34 66Х «Красное сторно»
дебет КРБ 1 304 05 310 Кредит КРБ 1 304 86 731 «Красное сторно»
— отражено восстановление в учете дебиторской задолженности в размере средств, подлежащих возврату;
3. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 209 36 66Х
Кредит КДБ 1 209 34 56Х Кредит 1 304 86 731
— отражен перенос дебиторской задолженности в состав дебиторской задолженности прошлых лет.
Не исполненные в прошлом году денежные обязательства подлежат перерегистрации в текущем году (п. 312 Инструкции N 157н). Учитывая, что в текущем году кредиторская задолженность будет погашена за счет ЛБО, доведенных по иным кодам классификации расходов бюджетов, переносу на счета аналитического учета, содержащие в 1-17 разрядах актуальные коды бюджетной классификации подлежат не только показатели счета 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», но и счетов 304 05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам».
Перенос показателей остатков по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета участников бюджетного процесса в связи с изменением бюджетной классификации отражается в учете качестве операций межотчетного периода (п. 11.1.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2013 NN 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897, п. 1.9.11 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120). В рассматриваемой ситуации «перенос» показателей по счетам бюджетного учета связан с изменением источника финансового обеспечения не исполненных в прошлом году обязательств. Порядок переноса показателей по аналитическим счетам учета в данной ситуации нормативно не урегулирован, в связи с чем определить его необходимо в рамках учетной политики по согласованию с ГРБС и (или) финорганом. При этом, по нашему мнению, оснований для применения счета 401 30 в целях отражения операций по переносу показателей в рассматриваемой ситуации нет: такой подход был бы обоснован в том случае, если применяемые в прошлом году коды бюджетной классификации утратили бы свою актуальность. В рассматриваемой ситуации решение об изменении источника финобеспечения расходов принято в текущем году. Соответственно, «перенос» показателей по соответствующим счетам аналитического учета необходимо отразить не в межотчетный период, а датой принятия соответствующего решения, то есть в качестве операций текущего финансового года. В целях «вспомогательного» счета в целях отражения операций по переносу может быть определен счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».
Соответственно, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 304 06 831 Кредит КРБ 1 106 31 310
Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 304 06 731
— отражен перенос показателей сформированных вложений;
2. Дебет КРБ 1 302 31 831 Кредит КРБ 1 304 06 731
Дебет КРБ 1 304 06 831 Кредит КРБ 1 302 31 831
— отражен перенос показателей кредиторской задолженности;
3. Дебет КРБ 1 501 13 000 Кредит КРБ 1 502 11 310
— отражена перерегистрация неисполненных бюджетных обязательств;
4. Дебет КРБ 1 502 11 310 Кредит КРБ 1 502 12 310
— отражена перерегистрация принятых денежных обязательств;
5. Дебет КРБ 1 304 05 310 Кредит КДБ 1 209 36 66Х*(1)
— отражен возврат средств на лицевой счет получателя бюджетных средств;
6. Дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КРБ 1 304 05 310*(1)
— возвращенные на лицевой счет ПБС средства перечислены в доход бюджета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Корреспонденции счетов, применяемые для «восстановления» в учете дебиторской и кредиторской задолженности, а также по перечислению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет при ее возврате на лицевой счет ПБС необходимо предусмотреть в учетной политике по согласованию с ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
*(2) Подробнее смотрите в материале «Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета и отчетности (для бюджетной сферы)».
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Приложение N 2. Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета
Приложение N 2
к приказу Минфина РФ
«Об утверждении Плана счетов бюджетного
учета и Инструкции по его применению»
от 6 декабря 2010 г. N 162н
Инструкция
по применению Плана счетов бюджетного учета
С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2012 г., 17 августа, 30 ноября 2015 г., 16 ноября 2016 г., 31 октября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г., 28 октября 2020 г.
ГАРАНТ:
См. Путеводитель по бюджетному учету в казенных учреждениях и органах власти
См. также Методические рекомендации по переходу на план счетов бюджетного учета, применяемый с 1 января 2011 г., доведенные письмом Федерального казначейства от 17 мая 2011 г. N 42-7.4-05/8.1-333
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
При ведении бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах применяются корреспонденции счетов бюджетного учета в соответствии с Инструкцией. При отсутствии в Инструкции корреспонденций счетов бюджетного учета по операциям, подлежащим отражению в бюджетном учете, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции.
При формировании 1-17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета учреждениями, финансовыми органами указываются коды (составные части кодов) бюджетной классификации Российской Федерации применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.
В разрядах с 1 по 17 номера счета синтетического учета Рабочего плана счетов отражаются нули, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.
Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов в учете финансового органа отражают:
в разрядах с 1 по 17, с 24 по 26 номера счета 040230000 «Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета» Рабочего плана счетов отражаются нули;
в разрядах с 1 по 17, с 24 по 26 номера счета 021100000 «Внутренние расчеты по поступлениям», 021200000 «Внутренние расчеты по выбытиям», 030800000 «Внутренние расчеты по поступлениям», 030900000 «Внутренние расчеты по выбытиям» Рабочего плана счетов отражаются нули.
Финансовым органам, учреждениям разрешается введение дополнительных аналитических кодов в счета Плана счетов бюджетного учета для получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бюджетной отчетности.
Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции типовых корреспонденций счетов бюджетного учета финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей указанной Инструкции.
Информация об изменениях:
При ведении бюджетного учета учреждениям, финансовым органам, органом осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что бюджетный учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, основанием для отражения которых являются первичные учетные документы, в том числе электронные первичные учетные документы, сформированные в соответствии с требованиями по формированию и применению электронных документов, установленных законодательства Российской Федерации.
Коды счетов бюджетного учета в 2021 году
Законодательные акты, регулирующие коды счетов бюджетного учета
Бухучет бюджетников регулируется Единым планом счетов и инструкцией, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Бюджетные организации, согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, делятся:
Для каждой из них есть свой частный план счетов:
Понятие «бюджетный учет» применяется только к определенным госструктурам, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет, правила которого оговорены в соответствующих планах счетов (приказы № 174н и № 183н).
В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. На ее основе разработаны счета бюджетного учета. Планом счетов бюджетного учета (приказ № 157н) расшифровывается структура счетов.
Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, показывающая состав номера счета. Кроме того, на примере можно увидеть, как именно кодируются данные об объекте учета.
Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому плану счетов (приказ № 157н), а также в таблице плана счетов бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).