Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека
Педагогические взгляды Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребеля
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 — 1670) жил в то время, когда его родина испытывала тяжелый национальный гнет со стороны немецких феодалов. Он родился в семье мельника, рано осиротел и лишь на 16-м году жизни смог поступить в среднюю латинскую школу. После блестящего окончания школы он продолжил образование в Германии за счет религиозной секты, к которой ранее принадлежал его отец. Вернувшись на родину, Коменский становится священником, занимается наукой и стремится сделать ее достоянием народа. Скрываясь от преследования католической церкви, он испытал много лишений и горя, в огне пожара погибла его библиотека и ценнейшие рукописи. Коменский написал ряд педагогических трудов, давших ему мировую известность,— «Великая дидактика», «Материнская школа». Он отвергал церковные положения о греховности детской природы, но считал, что все дети обладают от рождения определенными способностями, «дарами божьими», и подчеркивал огромную роль воспитания в развитии человека. Коменский является одним из первых теоретиков дошкольного воспитания. Для ребенка до 6 лет он предназначал материнскую школу, рекомендовал матерям кормить младенцев материнским молоком, давать детям играть, резвиться, бегать. Он считал, что в дошкольном возрасте должны быть заложены первые основы общего образования. Занятия по развитию речи он советовал проводить в виде игры. Учение о материнской школе Коменского является первой попыткой создать продуманную систему воспитания маленьких детей в условиях семьи.
Одним из ярких просветителей XVIII века является Жан Жак Руссо (1712—1778) — представитель наиболее революционной части мелкой городской буржуазии Франции. Руссо — политический деятель, философ, писатель, педагог. Его наиболее крупные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства. », «Эмиль, или О воспитании» и другие. Руссо писал, что «воспитание должно начинаться со дня рождения ребенка». Критикуя уродливые формы семейного воспитания высших сословий, Руссо считал, так же как и Я. А. Коменский, что каждая мать сама должна вскормить своего ребенка. Он выступал в защиту прав ребенка на свободное развитие, настаивал на уважении его личности. Однако идеалистическая теория Руссо о «свободном воспитании» содержит в себе резкие противоречия и является в целом неправильной. Взгляды его на воспитание женщины были реакционны: роль женщины сводилась только к выполнению семейных обязанностей.
Фридрих Фребель (1782—1852) — один из крупнейших представителей буржуазной педагогики Германии первой половины XIX века создал оригинальную систему общественного дошкольного воспитания и дошкольное учреждение нового типа — детский сад (1840). Фребель организовал подготовку воспитательниц детского сада, которых называл «садовницами», и пропагандировал дошкольное воспитание в печати. Он считал, что развитие — это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности: в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности. Для игры Ф. Фребель предлагал детям «дары»: шар, куб, цилиндр, а также подвижные игры, которые требовали автоматического подражания и сопровождались сентиментально-сладкими, подчас религиозными, песнями. Близость ребенка к природе Ф. Фребель рассматривал, как открытие ребенку бога.
Краткие сведения из истории методики изобразительной деятельности
После Великой Октябрьской социалистической революции общественное дошкольное воспитание в нашей стране стало общегосударственным делом. Цели и задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения были определены марксистско-ленинским учением, которое явилось теоретической основой для советской педагогики.
К этому времени еще не было сложившейся системы советского дошкольного воспитания с разработанной программой и методами обучения. Необходимо было изучить особенности развития детей в новых условиях, создать учебные пособия, подготовить квалифицированные педагогические кадры.
Наряду с разработкой общих вопросов советской дошкольной педагогики выделяются отдельные специальные методики обучения детей разным видам деятельности, среди которых немаловажное место отводится изобразительной деятельности.
Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия Советской власти был труден и проходил в острой борьбе с идеалистическими теориями.
Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие — это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.
С конца XIX в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений—психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.
За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Сёлли, Н. Брауншвиг, Р. Лампрехт и другие).
Неотомизм как педагогическая концепция
Неотомизм относится к концепциям конфессионального воспитания.
История создания дошкольных образовательных учреждений практически во всем мире начиналась с просветительской деятельности церкви. Например, основы дошкольного и начального образования во Франции были заложены благодаря борьбе между католическим и протестантским духовенством за просвещение народных масс. Повышение культуры населения, обучение элементарным основам грамоты происходило в процессе воспитания детей в христианском духе. Были созданы специальные азбуки для детей и «маленькие катехизисы». Индивидуальные методы обучения сменяются коллективными. Это происходит, когда основатель конгрегации Братьев христианских школ Жан-Батист де ля Саль предлагает перенести опыт фронтального обучения студентов колледжа на работу с более младшими детьми.
В противовес мнению экзистенциальной педагогики, согласно взглядам неотомистов, детский коллектив – это наиболее целесообразная среда воспитания, под влиянием которой растут и совершенствуются нравственные силы ребенка. Интересно, что при этом коллектив детей не делится по половому признаку – например, в системе дошкольного образования, и даже в начальной школе Германии, всегда было совместное обучение девочек и мальчиков.
Позднее мощный поток в педагогике неотомизма представляют сторонники ведущей роли социума в воспитании личности (Э. Дюркгейм, Э. Шартье, Ж. Капель, Л. Кро и др.). Важным агентом нравственной социализации выступает в неотомистической педагогике семья ребенка и его воспитатели. Взаимодействуя с детьми, педагог выступает как носитель определенных культурных ценностей и норм, как «посол» взрослых в детский мир.
При этом в Средние века педагогу отводится только роль бесстрастного, отрешенного от личных эмоций и горячности, исполнителя общественной воли. Основными методами работы с детьми признаются принуждение и подражание. В основном педагоги, вслед за И. Кантом, придерживаются мнения о том, что изначально природа ребенка является «испорченной» грехом («радикальным злом»), – ее нужно исправить с помощью воспитания добродетелей. После трудов Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо взгляд неотомистов на природу ребенка изменяется. В ребенке стали усматривать природное влечение к свету, знанию, добру. В воспитании появляется принцип «природосообразности», сущность которого сводится к следующей мысли: Господь дает душе природные силы – их нужно разыскать, чтобы увидеть свет в ребенке.
Считается, что раскрытию начал христианства в отношении детской души во многом способствовала теория Ф. Фребеля. В основу своей педагогической теории Фребель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его дремлющих природных сил в творческой самодеятельности – в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности.
От воспитателей детских садов требуется сочетание любви и трезвого отношения к детям. Дети – это как бы цветы, а педагоги – садовники. За цветами нужно ухаживать для того, чтобы устранить все, что будет неблагоприятно сказываться на их росте и развитии. Суровость как принцип в деле воспитания теперь становится непризнанием добра в душе ребенка. Детский сад должен стать местом, где развивается природа ребенка, происходит раскрытие всех Божиих даров. Согласно мысли американского педагога Ко, процитированной в его книге «Социальная теория религиозного воспитания», «школа и детский сад сами должны создавать такие отношения, которые позволят детям научиться преобразовывать жизнь вне их к лучшему».
Вся история конфессионального воспитания, его педагогический опыт, как в капле воды, отразился в педагогической концепции неотомизма.
Неотомизм – главное направление неосхоластики, которое видит в учении Ф. Аквинского («томизме») наиболее совершенное выражение философии и религии, это позволяет осуществлять наиболее удачный синтез веры и разума, созерцания и практики, индивидуализма и соборности. Как педагогическая концепция, неотомизм сформулирован в трудах Ж. Мартиена, Е. Жильсона (Франция), У. Каннигама, У. Макгакена (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), Р. Ливингстона (Великобритания) и др.
Неотомистическая педагогика выдвигает в качестве основного постулата тезис о двойной природе человека. Утверждается, что телесное бытие второстепенно и преходяще, между тем как главное у человека – это его бессмертная душа. Характерно, что при определении содержания воспитания и обучения дошкольников педагогам необходимо четко усматривать «истины разума и истины веры». Истины разума ведут детей к Богу через сотворенный мир, используя аналогию и умозаключение, а истины веры – через откровение духа и интуицию.
При работе с детьми дошкольного возраста проблема заключается в том, что смысловой и чувственный опыты они воспринимают в тесной связи с изучаемым наглядным материалом. Поэтому особенное значение придается умению переносить идею на другой материал. Первая ступень обучения состоит в наглядном восприятии материала, а вторая – в таком его осознании, которое дает ребенку возможность применять идею к разным материалам. На живых наглядных примерах воспитатель должен показать ребенку все величие и разнообразие природного мира и подвести к мысли о том, что он очень гармонично и мудро устроен.
Например, наблюдая за тем, как славки-портнихи весной вьют гнезда, педагог задает воспитанникам серию вопросов, которые подводят их в выводу о том, что самой птице научиться этому невозможно: «Сколько бы времени понадобилось ей, чтобы достичь в этом сложном деле мастерства? Сколько раз пришлось бы. прокалывать дырочки по краю листьев. Нужно подбирать волокна и паутину и продергивать их через дырочки в листьях. Научиться закреплять волокна, расщепляя их на копчиках. И если бы. она допустила малейшую ошибку, гнездо просто развалилось бы. Тому, как сшивать листья, нельзя научиться и за тысячу лет. Птицы не учатся этому, они делают это инстинктивно. Каждое поколение славок отлично справляется с этой задачей – потому что именно такими их создал Бог!».
На примере общения с природой и наблюдения за ней дети убеждаются в том, что птицы и рыбы, звери и насекомые – все они имеют оригинальные приспособления, которые помогают им выжить. В этом воспитанников учат видеть промысел Божий по отношению ко всему живому и, в первую очередь, к человеку. Затем речь идет о том, что Бог любит человека, поэтому тот должен отвечать ему тем, чтобы стараться быть на него похожим, быть «хорошим». Это прекрасно демонстрирует система демонстрационных материалов: тематических красочных плакатов для фронтальной работы и индивидуальных книг-альбомов. Они разработаны сотрудниками Института Главных Жизненных Принципов (США).
Например, плакат и книга из цикла «Характеры», посвященная «Организованности», демонстрируют ее примеры и антипримеры (на основе анализа качества «несобранность») из жизни природы и истории общества, отдельного человека. Оглавление методического пособия для воспитателей выглядит следующим образом:
По итогам изучения каждой такой темы дети получают «Свидетельство о становлении характера», в котором ставят свою роспись не только они и педагоги, но и родители. Таким образом, в неотомистической педагогике воспитанию характера придается огромное знание. Согласно Генри Клауду и Джону Таусенду, в методику воспитания характера, кроме того, входят следующие компоненты:
Для последнего требуется создать такие условия и таким образом организовать пространство детского сада, чтобы в ребенке проявились все ростки духа, все дары Божии – чтобы детский сад стал «цветником». Во фребелевской педагогике такой сад должен отвечать следующим требованиям:
В таком саду дети учатся не только жить вместе и сотрудничать, но и ухаживать за природой. Ф. Фребель писал, что «осмысленный уход за маленьким садом на окне или в горшке составляет для ребенка чистый источник нравственного облагораживания. Так, образовательно влияет природа, оказывая воздействие посредством самого простого растения на того, кто рано открывает свое сердце и ум для ее благотворных влияний». В этой мысли, как в зеркале, отражаются основные идеи неотомистической педагогики.
В некоторых программных и методических разработках неотомизма, кроме практики трудового воспитания и сближения с природой, используется практика терапевтической метафоры, например, как в книге «Воспитание духовности у детей» Пегги Джей Дженкинс, доктора педагогических наук (США). Для этого детям демонстрируются опыты с дидактическим материалом, которые символическим образом комментируют тему занятия (урока) и создают установку.
Например, детям раздаются надутые и ненадутые воздушные шары и предлагается представить себе, что каждый воздушный шар – это человек: «Мы видим только внешнюю сторону воздушного шара или внешний облик людей. Нам кажется, что именно эта, внешняя сторона и есть самая главная. Однако на самом деле намного важнее то, что находится внутри нас. Потому что именно внутреннее содержание определяет нашу внешность. Также важен наш внутренний мир – наши мысли и чувства. По самым главным является Дух, который присутствует в нас».
На следующем занятии детям показывают нитку и разноцветные пуговицы или бусины, отличающиеся еще и по размеру, форме и т.д. Нитка (шнур) символизирует Дух, или Бога, бусинки (или пуговицы) – людей. Каждый ребенок должен выбрать пуговицы в соответствии с количеством членов своей семьи и нанизать их на общую нить. Затем детей подводят к выводу, что всех людей объединяет нечто общее: «Через сердце каждого человека проходит “нить”, которая зовется Духом. Если мы вспомним, что все мы связаны одной духовной нитью, то ощутим близость с другими людьми». Затем детям предлагается найти в себе «эту связующую всех нас нить любви, мира и совершенства».
Естественным образом воспитание добродетелей становится целью дошкольного образования. Соответственно, основным направлением дошкольной педагогики становится нравственное воспитание детей (воспитание честности и доброты, гуманизма, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т.д.). Это является основой для использования педагогики неотомизма официальной церковной властью для пересечения сфер светского и религиозного воспитания.
Неотомисты настаивают на необходимости религиозного воспитания, добиваясь главенствующей роли церкви в организации образования детей. Неотомизим – педагогическая концепция, получившая с 1879 г. официальное признание Ватикана и принятая к использованию в конфессиональных образовательных учреждениях. Кроме финансирования со стороны католической церкви такие учреждения часто получают дополнительные государственные субсидии.
Однако неотомистическая педагогика используется не только в католических странах. Например, в Дании, где основная религия – протестантство, право на образование и выбор родителями конфессионального детского сада закреплено демократической конституцией 1849 г. Благодаря демократическим законам родителям разрешено собираться и нанимать воспитателей, открывать сады по своему усмотрению. Такие сады получили название независимых, хотя они финансируются государством (на 75%), но они не инспектируются и не контролируются им, хотя родители вправе нанять экспертов и проинспектировать детский сад.
Глава 1. Краткая история общественного воспитания детей
Воспитание детей в период первобытно-общинного,рабовладельческого, феодального строя и эпохи возрождения
Воспитание имеет классово-исторический характер. Его задачи, содержание и методы изменяются под влиянием условий общественной жизни.
В развитии первобытного общества и самого человека, как указывают основоположники марксизма, огромное значение имела трудовая деятельность людей. Звуковой язык помог людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство. При первобытно-общинном строе существовал коллективный труд, люди жили в коллективных жилищах и сообща воспитывали детей.
Известный русский путешественник Миклухо-Маклай с 1871 г. в течение 3 лет пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живущих в условиях родовой общины и коллективно воспитывающих детей, как и в древние времена. У папуасов мальчики занимались вместе с мужчинами охотой, рыбной ловлей; девочки помогали женщинам изготовлять одежду, делать посуду, готовить пищу.
На последних этапах развития первобытно-общинного строя развилось военное воспитание. Например, у древних арабов мальчиков с детства учили борьбе, стрельбе из лука, езде верхом, воспитывали у них мужество, храбрость, выносливость. Обряд приобщения юношей и девушек к полноценным членам родовой общины сопровождался особыми церемониями «посвящения» в виде публичных испытаний закаленности и выносливости молодых людей.
Большие изменения произошли в эпоху Возрождения (XIV-XVI века). Вновь выдвигался идеал активной гармонически развитой личности, возрождалась культура античного мира. В центре внимания становился человек, и направление культуры того времени получило название гуманистической (человеческой). Педагоги-гуманисты стремились воспитать крепких людей с разносторонними интересами, они осуждали палочную систему средневековья, призывали бережно и внимательно относиться к ребенку, уважать его личность.
Однако гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма, не боролась за интересы народных масс и ее педагогические идеи не касались обучения детей бедноты.
Педагогические взгляды Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребеля
Великий чешский педагог Ян Амос Коменскии (1592- 1670) жил в то время, когда его родина испытывала тяжелый национальный гнет со стороны немецких феодалов. Он родился в семье мельника, рано осиротел и лишь на 16-м году жизни смог поступить в среднюю латинскую школу. После блестящего окончания школы он продолжил образование в Германии за счет религиозной секты, к которой ранее принадлежал его отец. Вернувшись на родину, Коменскии становится священником, занимается наукой и стремится сделать ее достоянием народа. Скрываясь от преследования католической церкви, он испытал много лишений и горя, в огне пожара погибла его библиотека и ценнейшие рукописи. Коменскии написал ряд педагогических трудов, давших ему мировую известность,- «Великая дидактика», «Материнская школа». Он отвергал церковные положения о греховности детской природы, но считал, что все дети обладают от рождения определенными способностями, «дарами божьими», и подчеркивал огромную роль воспитания в развитии человека. Коменскии является одним из первых теоретиков дошкольного воспитания. Для ребенка до 6 лет он предназначал материнскую школу, рекомендовал матерям кормить младенцев материнским молоком, давать детям играть, резвиться, бегать. Он считал, что в дошкольном возрасте должны быть заложены первые основы общего образования. Занятия по развитию речи он советовал проводить в виде игры. Учение о материнской школе Коменского является первой попыткой создать продуманную систему воспитания маленьких детей в условиях семьи.
( См.: Мчедлидзе Н. Б., Лебеденко А. А., Гребенщикова Е. А. История дошкольной зарубежной педагогики.-М.: Просвещение, 1974, с. 44, 91, 189.)
Положение детей в капиталистических странах
Период империализма сопровождается кризисом буржуазной идеологии. Появляются многочисленные педагогические теории, проникнутые национализмом и шовинизмом.
Вместе с тем в ряде капиталистических стран ширится и крепнет движение в защиту детей, все больше развертывается борьба передовых учителей, врачей, родителей и всех людей доброй воли. Например, в Японии это движение осуществляется под лозунгом «Защищая мир, мы защищаем детей».
В 1979 г. проводился Международный год ребенка. Главной целью его было привлечь внимание правительств всех стран и широких кругов общественности к проблеме улучшения положения детей. Вот что говорится в заявлении Международной демократической Федерации женщин в связи с Международным годом ребенка: «Жизнь всех детей могла бы стать счастливее, если бы правительства и все общество в целом относились к ним с такой же заботой, какой окружены дети в социалистических странах» ( Николаева-Терешкова В. Для счастья детей.- Правда, 1979, 29 января, с. 2.).
Воспитание детей в России с древнейших времен до 1917 года
У древних славян детям передавались навыки земледельческого и ремесленного труда, они получали моральное и военное воспитание, их приучали к повиновению старшим членам общины, почитанию предков, поклонению языческим богам.
Во второй половине XVII века в Московском государстве Епифанием Славинецким было создано педагогическое сочинение «Гражданство обычаев детских». В этой книге содержались правила благонравия и благочинного (приличного) поведения детей. В сборнике говорилось о манерах и поведении ребенка за столом во время еды, в церкви; давались советы о гигиенических правилах, о прическе, позе, выражении лица, уходе за зубами, была специальная глава «об игрании» детей.
Родоначальник русского революционного движения A. Н. Радищев (1749-1802) страстно негодовал на существующее в России неравенство в образовании и развитии детей. Цель воспитания, по мнению А. Н. Радищева,- это формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа, человека высокой нравственности, больше всего любящего свою родину.
В 30-40-х годах XIX века в Петербурге и других городах России возникают различные благотворительные общества для систематической помощи бедным, нищим и сиротам. В 1837 г. в благотворительном учреждении Петербурга под названием «Дом для призрения трудящихся женщин» открылось «Убежище для детей, оставляемых матерями, идущими на заработки». Вскоре начали открываться приюты, а в 1841 г. в Петербурге уже 920 детей посещали 6 таких учреждений.
Очень много для организации приютов сделал выдающийся представитель русской педагогической мысли
А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, основоположники революционно-демократической педагогики, требовали предоставления детям трудящихся равных прав на образование, боролись с крепостнической системой воспитания.
Выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов (1810- 1881), будучи попечителем Одесского (с 1856 г.) и в дальнейшем Киевского учебных округов, ратовал за внесение коренных изменений в воспитание детей, призывал уважать личность ребенка, давал советы по улучшению первоначального семейного воспитания.
После поражения революции 1905-1907 гг. буржуазная и мелкобуржуазная интеллигенция начала проповедовать реакционную «теорию свободного воспитания». Одним из представителей этого мелкобуржуазного направления являлся К. Н. Вентцель (1857-1947). Он предлагал создать «идеальный детский сад», где не должно быть планов и программ, а дети и воспитатели станут равноправными; нравственное воспитание в предлагаемом детском саду тесно связывалось с религиозным.
В период с 1907 по 1917 г. царское правительство не считало нужным вводить дошкольное воспитание в систему народного образования, а ассигнования на дошкольное воспитание составляли в среднем около одной копейки на ребенка в год.
Однако интерес к дошкольному воспитанию возрастал. Некоторые общественные организации начали готовить кадры работников и открывать немногочисленные дошкольные учреждения. В 1908 г. в Петербурге было организовано общество содействия дошкольному воспитанию. В 1909-1910 гг. было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов. К 1911 г. для детей рабочих-металлистов при клубе «Знание» были открыты три народных детских сада. Иногда открывались частные детские сады, но владельцы многих из них преследовали главным образом предпринимательские цели. С 1913 г. в Москве была создана постоянная комиссия детских садов. Однако правительственные органы всячески тормозили решение насущных вопросов воспитания детей трудящихся.
Первые шаги по завоеванию прав дошкольного воспитания предприняли коммунисты в период Февральской революции. В мае 1917 г. В. И. Ленин выдвинул программные требования о полном равноправии женщин и охране материнства и младенчества. Н. К. Крупская в 1912 г. поднимала вопрос об организации воспитания детей в дошкольных учреждениях и сама активно участвовала в создании детских садов для детей рабочих в Петрограде.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Н. К. Крупская о воспитании детей трудящихся
К Маркс и Ф. Энгельс впервые начали рассматривать вопросы воспитания с подлинно научных позиций диалектического и исторического материализма. Марксизм вооружил педагогику научным методом, который помогает установить действительные закономерности воспитания как общественного явления. Маркс и Энгельс вскрыли исторический и классовый характер воспитания в классовом обществе и дали глубокую разностороннюю критику буржуазного воспитания. На основе огромного фактического материала они показали, что дети трудящихся подвергаются на фабриках безжалостной эксплуатации, физически и духовно калечатся, превращаются в придаток машины, что капитализм разрушает пролетарские семьи, а буржуазные разглагольствования о святости семейных отношений являются ложью и лицемерием. Ф. Энгельс в 1845 г. в своем произведении «Положение рабочего класса в Англии» приводит случаи использования в каменноугольных копях и железных рудниках труда детей в возрасте 4, 5, 7 лет. Основоположники марксизма указывали, что при социализме будет обеспечено всеобщее общественное воспитание детей раннего возраста: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» ( Маркс К., Энгельс Ф.-Соч., 2-е изд., т. 4, с. 333.).
Впервые в истории К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что всестороннее развитие членов нового общества является исторической необходимостью, что в коммунистическом обществе будет иметь место развитие человеческой личности в интересах коллектива. Они подчеркивали, что воспитательная роль семьи сохранится, но будет осуществляться в тесной связи с общественным воспитанием. Марксизм создал научную педагогику пролетариата, которая произвела революционный переворот в развитии педагогической мысли.
Н. К. Крупская внесла большой вклад в разработку теории коммунистического воспитания и в организацию дошкольного воспитания в СССР. В Наркомпросе Н. К. Крупская непосредственно руководила отделом дошкольного воспитания, была участницей всех съездов и совещаний по дошкольному воспитанию. Ею написано большое количество статей, под ее руководством впервые разрабатывались «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя». Взгляды Н. К. Крупской на общественное воспитание детей раннего и дошкольного возраста основывались на марксистско-ленинском учении, дошкольное воспитание рассматривалось ею как звено системы народного образования. Она считала, что дошкольная работа является частью работы по коммунистическому воспитанию. Еще в 1912 г. Н. К. Крупская отмечала, что прежде всего нужно самим быть внимательнее к детям, к их духовным потребностям, бороться за улучшение материального положения и не возлагать на детей непосильного труда. Она призывала добиваться организации сети хороших детских садов, где дети начиная с 3-4 лет могли бы играть и «играючи учиться». Н. К. Крупская считала, что общественное дошкольное воспитание должно получить массовый размах, которым будут охвачены все дети трудящихся, она пропагандировала необходимость организации детских садов в национальных республиках. Н. К. Крупская требовала крепкой связи между семейным и общественным воспитанием. Вопросы дошкольного воспитания Н. К. Крупская предлагала решать с учетом возрастных особенностей детей. Равноценно важными она считала физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание. Игра рассматривалась ею как средство познания окружающего мира, Большое место в играх детей Н. К. Крупская отводила игрушке, считая, что при отборе игрушек следует учитывать воспитательные задачи и интересы ребенка. Серьезные требования она предъявляла личности воспитателя, его моральному облику, политической грамотности, педагогической квалификации.
Воспитание детей в СССР
Еще в 1903 г. в программе, принятой на II съезде РСДРП, были четко сформулированы задачи об охране материнства и младенчества, но осуществить их стало возможным только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В России к 1917 г. было всего лишь 550 мест в постоянных яслях, 37 домов младенца для подкидышей (чаще внебрачных детей и сирот), около 250 платных детских садов и 20-30 бесплатных народных детских садов.
В соответствии с требованиями жизни создавались детские учреждения, согласуясь с интересами трудящихся матерей: одно-, двух-, трехсменные, круглосуточные ясли и детские сады. С 1936 г. стали развертываться специализированные группы, а позже и полностью детские санаторные сады и ясли для ослабленных детей или страдающих определенными заболеваниями. На летний период ясли и сады стали организованно вывозить детей на дачи. Особенно большой размах приняло строительство дошкольных учреждений после Постановления ЦИК СНК СССР от 1936 г., по которому предлагалось удвоить ясельную сеть и утроить сеть детских садов в городе и на селе.
Работа детских садов перестраивалась на основе Постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Была решительно осуждена вредная педологическая установка на то, что судьба ребенка неизбежно обусловлена влиянием наследственности. В противовес был выдвинут большевистский тезис о важнейшей роли воспитателя в развитии и коммунистическом воспитании ребенка. Забота о физическом воспитании сделалась неотъемлемой частью работы детского сада. Воспитатели старались организовать радостную жизнь детей в детском саду, проводить разнообразные игры и занятия. С 1936 г. впервые в детских учреждениях начали устраивать новогодние елки, доставляя детям много удовольствия и впечатлений.
В 1938 г. Наркомпросом впервые были составлены «Устав детского сада» и программно-методические указания- «Руководство для воспитателя детского сада». Они были обязательными документами для каждого детского сада. В «Уставе детского сада» определялись цели коммунистического воспитания детей, освещались задачи детского сада, его структура, требования к питанию, помещению и т. д. В «Руководстве для воспитателя детского сада» давался программный материал для осуществления задач воспитания детей.
В Ленинграде (1940) и в Москве (1941) состоялись первые научно-практические конференции дошкольных работников.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на огромные трудности, Советское правительство проявляло большую заботу о детях и дошкольном воспитании. В связи с тем что множество женщин заменили у станка ушедших на фронт мужчин, резко возросла потребность в детских садах, яслях, домах ребенка. Создавались новые детские сады, увеличилась длительность пребывания детей в учреждениях, в тылу страны организовывались дошкольные интернаты.
В 1943 г. появились санаторные детские сады для детей с ослабленным здоровьем, в 1944 г. 2500 детей были вывезены на летний отдых на дачи.
Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям» было предусмотрено усиление внимания к вопросам охраны материнства и детства, установлено почетное звание «Мать-героиня», учреждены ордена «Материнская слава», «Медаль материнства», а также создание множества детских учреждений и повышение качества их работы. Этот Указ явился программой развития дошкольного воспитания на ряд лет.
В соответствии со специальным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» был организован новый тип детского учреждения ясли-сад для детей от 2 мес до 7 лет. Такое объединение дало возможность осуществления последовательной системы воспитания детей раннего и дошкольного возрастов.
Воспитание детей проводится по определенной программе, разработанной для каждой возрастной группы с учетом развития ребенка
Исследованием вопросов развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в нашей стране заняты многие учреждения: научно-исследовательские институты психологии, дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, научно-исследовательские институты педиатрии, гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, кафедры медицинских и педагогических институтов, центральные институты усовершенствования врачей и учителей и т. д.
Заказать гардеробная встроенная по индивидуальным проектам.