Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека

Педагогические взгляды Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребеля

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 — 1670) жил в то время, когда его родина испытывала тяжелый национальный гнет со стороны немецких феодалов. Он родился в семье мельника, рано осиротел и лишь на 16-м году жизни смог поступить в среднюю латинскую школу. После блестящего окончания школы он продолжил образование в Германии за счет религиозной секты, к которой ранее принадлежал его отец. Вернувшись на родину, Коменский становится священником, занимается наукой и стремится сделать ее достоянием народа. Скрываясь от преследования католической церкви, он испытал много лишений и горя, в огне пожара погибла его библиотека и ценнейшие рукописи. Коменский написал ряд педагогических трудов, давших ему мировую известность,— «Великая дидактика», «Материнская школа». Он отвергал церковные положения о греховности детской природы, но считал, что все дети обладают от рождения определенными способностями, «дарами божьими», и подчеркивал огромную роль воспитания в развитии человека. Коменский является одним из первых теоретиков дошкольного воспитания. Для ребенка до 6 лет он предназначал материнскую школу, рекомендовал матерям кормить младенцев материнским молоком, давать детям играть, резвиться, бегать. Он считал, что в дошкольном возрасте должны быть заложены первые основы общего образования. Занятия по развитию речи он советовал проводить в виде игры. Учение о материнской школе Коменского является первой попыткой создать продуманную систему воспитания маленьких детей в условиях семьи.

Одним из ярких просветителей XVIII века является Жан Жак Руссо (1712—1778) — представитель наиболее революционной части мелкой городской буржуазии Франции. Руссо — политический деятель, философ, писатель, педагог. Его наиболее крупные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства. », «Эмиль, или О воспитании» и другие. Руссо писал, что «воспитание должно начинаться со дня рождения ребенка». Критикуя уродливые формы семейного воспитания высших сословий, Руссо считал, так же как и Я. А. Коменский, что каждая мать сама должна вскормить своего ребенка. Он выступал в защиту прав ребенка на свободное развитие, настаивал на уважении его личности. Однако идеалистическая теория Руссо о «свободном воспитании» содержит в себе резкие противоречия и является в целом неправильной. Взгляды его на воспитание женщины были реакционны: роль женщины сводилась только к выполнению семейных обязанностей.

Фридрих Фребель (1782—1852) — один из крупнейших представителей буржуазной педагогики Германии первой половины XIX века создал оригинальную систему общественного дошкольного воспитания и дошкольное учреждение нового типа — детский сад (1840). Фребель организовал подготовку воспитательниц детского сада, которых называл «садовницами», и пропагандировал дошкольное воспитание в печати. Он считал, что развитие — это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности: в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности. Для игры Ф. Фребель предлагал детям «дары»: шар, куб, цилиндр, а также подвижные игры, которые требовали автоматического подражания и сопровождались сентиментально-сладкими, подчас религиозными, песнями. Близость ребенка к природе Ф. Фребель рассматривал, как открытие ребенку бога.

Источник

Краткие сведения из истории методики изобразительной деятельности

После Великой Октябрьской социалистической революции общественное дошкольное воспитание в нашей стране стало общегосударственным делом. Цели и задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения были определены марксистско-ленинским учением, которое явилось теоретической основой для советской педагогики.

К этому времени еще не было сложившейся системы советского дошкольного воспитания с разработанной программой и методами обучения. Необходимо было изучить особенности развития детей в новых условиях, создать учебные пособия, подготовить квалифицированные педагогические кадры.

Наряду с разработкой общих вопросов советской дошкольной педагогики выделяются отдельные специальные методики обучения детей разным видам деятельности, среди которых немаловажное место отводится изобразительной деятельности.

Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия Советской власти был труден и проходил в острой борьбе с идеалистическими теориями.

Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие — это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

С конца XIX в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений—психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.

За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Сёлли, Н. Брауншвиг, Р. Лампрехт и другие).

Источник

Неотомизм как педагогическая концепция

Неотомизм относится к концепциям конфессионального воспитания.

История создания дошкольных образовательных учреждений практически во всем мире начиналась с просветительской деятельности церкви. Например, основы дошкольного и начального образования во Франции были заложены благодаря борьбе между католическим и протестантским духовенством за просвещение народных масс. Повышение культуры населения, обучение элементарным основам грамоты происходило в процессе воспитания детей в христианском духе. Были созданы специальные азбуки для детей и «маленькие катехизисы». Индивидуальные методы обучения сменяются коллективными. Это происходит, когда основатель конгрегации Братьев христианских школ Жан-Батист де ля Саль предлагает перенести опыт фронтального обучения студентов колледжа на работу с более младшими детьми.

В противовес мнению экзистенциальной педагогики, согласно взглядам неотомистов, детский коллектив – это наиболее целесообразная среда воспитания, под влиянием которой растут и совершенствуются нравственные силы ребенка. Интересно, что при этом коллектив детей не делится по половому признаку – например, в системе дошкольного образования, и даже в начальной школе Германии, всегда было совместное обучение девочек и мальчиков.

Позднее мощный поток в педагогике неотомизма представляют сторонники ведущей роли социума в воспитании личности (Э. Дюркгейм, Э. Шартье, Ж. Капель, Л. Кро и др.). Важным агентом нравственной социализации выступает в неотомистической педагогике семья ребенка и его воспитатели. Взаимодействуя с детьми, педагог выступает как носитель определенных культурных ценностей и норм, как «посол» взрослых в детский мир.

При этом в Средние века педагогу отводится только роль бесстрастного, отрешенного от личных эмоций и горячности, исполнителя общественной воли. Основными методами работы с детьми признаются принуждение и подражание. В основном педагоги, вслед за И. Кантом, придерживаются мнения о том, что изначально природа ребенка является «испорченной» грехом («радикальным злом»), – ее нужно исправить с помощью воспитания добродетелей. После трудов Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо взгляд неотомистов на природу ребенка изменяется. В ребенке стали усматривать природное влечение к свету, знанию, добру. В воспитании появляется принцип «природосообразности», сущность которого сводится к следующей мысли: Господь дает душе природные силы – их нужно разыскать, чтобы увидеть свет в ребенке.

Считается, что раскрытию начал христианства в отношении детской души во многом способствовала теория Ф. Фребеля. В основу своей педагогической теории Фребель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его дремлющих природных сил в творческой самодеятельности – в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности.

От воспитателей детских садов требуется сочетание любви и трезвого отношения к детям. Дети – это как бы цветы, а педагоги – садовники. За цветами нужно ухаживать для того, чтобы устранить все, что будет неблагоприятно сказываться на их росте и развитии. Суровость как принцип в деле воспитания теперь становится непризнанием добра в душе ребенка. Детский сад должен стать местом, где развивается природа ребенка, происходит раскрытие всех Божиих даров. Согласно мысли американского педагога Ко, процитированной в его книге «Социальная теория религиозного воспитания», «школа и детский сад сами должны создавать такие отношения, которые позволят детям научиться преобразовывать жизнь вне их к лучшему».

Вся история конфессионального воспитания, его педагогический опыт, как в капле воды, отразился в педагогической концепции неотомизма.

Неотомизм – главное направление неосхоластики, которое видит в учении Ф. Аквинского («томизме») наиболее совершенное выражение философии и религии, это позволяет осуществлять наиболее удачный синтез веры и разума, созерцания и практики, индивидуализма и соборности. Как педагогическая концепция, неотомизм сформулирован в трудах Ж. Мартиена, Е. Жильсона (Франция), У. Каннигама, У. Макгакена (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), Р. Ливингстона (Великобритания) и др.

Неотомистическая педагогика выдвигает в качестве основного постулата тезис о двойной природе человека. Утверждается, что телесное бытие второстепенно и преходяще, между тем как главное у человека – это его бессмертная душа. Характерно, что при определении содержания воспитания и обучения дошкольников педагогам необходимо четко усматривать «истины разума и истины веры». Истины разума ведут детей к Богу через сотворенный мир, используя аналогию и умозаключение, а истины веры – через откровение духа и интуицию.

При работе с детьми дошкольного возраста проблема заключается в том, что смысловой и чувственный опыты они воспринимают в тесной связи с изучаемым наглядным материалом. Поэтому особенное значение придается умению переносить идею на другой материал. Первая ступень обучения состоит в наглядном восприятии материала, а вторая – в таком его осознании, которое дает ребенку возможность применять идею к разным материалам. На живых наглядных примерах воспитатель должен показать ребенку все величие и разнообразие природного мира и подвести к мысли о том, что он очень гармонично и мудро устроен.

Например, наблюдая за тем, как славки-портнихи весной вьют гнезда, педагог задает воспитанникам серию вопросов, которые подводят их в выводу о том, что самой птице научиться этому невозможно: «Сколько бы времени понадобилось ей, чтобы достичь в этом сложном деле мастерства? Сколько раз пришлось бы. прокалывать дырочки по краю листьев. Нужно подбирать волокна и паутину и продергивать их через дырочки в листьях. Научиться закреплять волокна, расщепляя их на копчиках. И если бы. она допустила малейшую ошибку, гнездо просто развалилось бы. Тому, как сшивать листья, нельзя научиться и за тысячу лет. Птицы не учатся этому, они делают это инстинктивно. Каждое поколение славок отлично справляется с этой задачей – потому что именно такими их создал Бог!».

На примере общения с природой и наблюдения за ней дети убеждаются в том, что птицы и рыбы, звери и насекомые – все они имеют оригинальные приспособления, которые помогают им выжить. В этом воспитанников учат видеть промысел Божий по отношению ко всему живому и, в первую очередь, к человеку. Затем речь идет о том, что Бог любит человека, поэтому тот должен отвечать ему тем, чтобы стараться быть на него похожим, быть «хорошим». Это прекрасно демонстрирует система демонстрационных материалов: тематических красочных плакатов для фронтальной работы и индивидуальных книг-альбомов. Они разработаны сотрудниками Института Главных Жизненных Принципов (США).

Например, плакат и книга из цикла «Характеры», посвященная «Организованности», демонстрируют ее примеры и антипримеры (на основе анализа качества «несобранность») из жизни природы и истории общества, отдельного человека. Оглавление методического пособия для воспитателей выглядит следующим образом:

По итогам изучения каждой такой темы дети получают «Свидетельство о становлении характера», в котором ставят свою роспись не только они и педагоги, но и родители. Таким образом, в неотомистической педагогике воспитанию характера придается огромное знание. Согласно Генри Клауду и Джону Таусенду, в методику воспитания характера, кроме того, входят следующие компоненты:

Для последнего требуется создать такие условия и таким образом организовать пространство детского сада, чтобы в ребенке проявились все ростки духа, все дары Божии – чтобы детский сад стал «цветником». Во фребелевской педагогике такой сад должен отвечать следующим требованиям:

В таком саду дети учатся не только жить вместе и сотрудничать, но и ухаживать за природой. Ф. Фребель писал, что «осмысленный уход за маленьким садом на окне или в горшке составляет для ребенка чистый источник нравственного облагораживания. Так, образовательно влияет природа, оказывая воздействие посредством самого простого растения на того, кто рано открывает свое сердце и ум для ее благотворных влияний». В этой мысли, как в зеркале, отражаются основные идеи неотомистической педагогики.

В некоторых программных и методических разработках неотомизма, кроме практики трудового воспитания и сближения с природой, используется практика терапевтической метафоры, например, как в книге «Воспитание духовности у детей» Пегги Джей Дженкинс, доктора педагогических наук (США). Для этого детям демонстрируются опыты с дидактическим материалом, которые символическим образом комментируют тему занятия (урока) и создают установку.

Например, детям раздаются надутые и ненадутые воздушные шары и предлагается представить себе, что каждый воздушный шар – это человек: «Мы видим только внешнюю сторону воздушного шара или внешний облик людей. Нам кажется, что именно эта, внешняя сторона и есть самая главная. Однако на самом деле намного важнее то, что находится внутри нас. Потому что именно внутреннее содержание определяет нашу внешность. Также важен наш внутренний мир – наши мысли и чувства. По самым главным является Дух, который присутствует в нас».

На следующем занятии детям показывают нитку и разноцветные пуговицы или бусины, отличающиеся еще и по размеру, форме и т.д. Нитка (шнур) символизирует Дух, или Бога, бусинки (или пуговицы) – людей. Каждый ребенок должен выбрать пуговицы в соответствии с количеством членов своей семьи и нанизать их на общую нить. Затем детей подводят к выводу, что всех людей объединяет нечто общее: «Через сердце каждого человека проходит “нить”, которая зовется Духом. Если мы вспомним, что все мы связаны одной духовной нитью, то ощутим близость с другими людьми». Затем детям предлагается найти в себе «эту связующую всех нас нить любви, мира и совершенства».

Естественным образом воспитание добродетелей становится целью дошкольного образования. Соответственно, основным направлением дошкольной педагогики становится нравственное воспитание детей (воспитание честности и доброты, гуманизма, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т.д.). Это является основой для использования педагогики неотомизма официальной церковной властью для пересечения сфер светского и религиозного воспитания.

Неотомисты настаивают на необходимости религиозного воспитания, добиваясь главенствующей роли церкви в организации образования детей. Неотомизим – педагогическая концепция, получившая с 1879 г. официальное признание Ватикана и принятая к использованию в конфессиональных образовательных учреждениях. Кроме финансирования со стороны католической церкви такие учреждения часто получают дополнительные государственные субсидии.

Однако неотомистическая педагогика используется не только в католических странах. Например, в Дании, где основная религия – протестантство, право на образование и выбор родителями конфессионального детского сада закреплено демократической конституцией 1849 г. Благодаря демократическим законам родителям разрешено собираться и нанимать воспитателей, открывать сады по своему усмотрению. Такие сады получили название независимых, хотя они финансируются государством (на 75%), но они не инспектируются и не контролируются им, хотя родители вправе нанять экспертов и проинспектировать детский сад.

Источник

Глава 1. Краткая история общественного воспитания детей

Воспитание детей в период первобытно-общинного,рабовладельческого, феодального строя и эпохи возрождения

Воспитание имеет классово-исторический характер. Его задачи, содержание и методы изменяются под влиянием условий общественной жизни.

В развитии первобытного общества и самого человека, как указывают основоположники марксизма, огромное значение имела трудовая деятельность людей. Звуковой язык помог людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство. При первобытно-общинном строе существовал коллективный труд, люди жили в коллективных жилищах и сообща воспитывали детей.

Известный русский путешественник Миклухо-Маклай с 1871 г. в течение 3 лет пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живущих в условиях родовой общины и коллективно воспитывающих детей, как и в древние времена. У папуасов мальчики занимались вместе с мужчинами охотой, рыбной ловлей; девочки помогали женщинам изготовлять одежду, делать посуду, готовить пищу.

На последних этапах развития первобытно-общинного строя развилось военное воспитание. Например, у древних арабов мальчиков с детства учили борьбе, стрельбе из лука, езде верхом, воспитывали у них мужество, храбрость, выносливость. Обряд приобщения юношей и девушек к полноценным членам родовой общины сопровождался особыми церемониями «посвящения» в виде публичных испытаний закаленности и выносливости молодых людей.

Большие изменения произошли в эпоху Возрождения (XIV-XVI века). Вновь выдвигался идеал активной гармонически развитой личности, возрождалась культура античного мира. В центре внимания становился человек, и направление культуры того времени получило название гуманистической (человеческой). Педагоги-гуманисты стремились воспитать крепких людей с разносторонними интересами, они осуждали палочную систему средневековья, призывали бережно и внимательно относиться к ребенку, уважать его личность.

Однако гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма, не боролась за интересы народных масс и ее педагогические идеи не касались обучения детей бедноты.

Педагогические взгляды Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребеля

Великий чешский педагог Ян Амос Коменскии (1592- 1670) жил в то время, когда его родина испытывала тяжелый национальный гнет со стороны немецких феодалов. Он родился в семье мельника, рано осиротел и лишь на 16-м году жизни смог поступить в среднюю латинскую школу. После блестящего окончания школы он продолжил образование в Германии за счет религиозной секты, к которой ранее принадлежал его отец. Вернувшись на родину, Коменскии становится священником, занимается наукой и стремится сделать ее достоянием народа. Скрываясь от преследования католической церкви, он испытал много лишений и горя, в огне пожара погибла его библиотека и ценнейшие рукописи. Коменскии написал ряд педагогических трудов, давших ему мировую известность,- «Великая дидактика», «Материнская школа». Он отвергал церковные положения о греховности детской природы, но считал, что все дети обладают от рождения определенными способностями, «дарами божьими», и подчеркивал огромную роль воспитания в развитии человека. Коменскии является одним из первых теоретиков дошкольного воспитания. Для ребенка до 6 лет он предназначал материнскую школу, рекомендовал матерям кормить младенцев материнским молоком, давать детям играть, резвиться, бегать. Он считал, что в дошкольном возрасте должны быть заложены первые основы общего образования. Занятия по развитию речи он советовал проводить в виде игры. Учение о материнской школе Коменского является первой попыткой создать продуманную систему воспитания маленьких детей в условиях семьи.

( См.: Мчедлидзе Н. Б., Лебеденко А. А., Гребенщикова Е. А. История дошкольной зарубежной педагогики.-М.: Просвещение, 1974, с. 44, 91, 189.)

Положение детей в капиталистических странах

Период империализма сопровождается кризисом буржуазной идеологии. Появляются многочисленные педагогические теории, проникнутые национализмом и шовинизмом.

Вместе с тем в ряде капиталистических стран ширится и крепнет движение в защиту детей, все больше развертывается борьба передовых учителей, врачей, родителей и всех людей доброй воли. Например, в Японии это движение осуществляется под лозунгом «Защищая мир, мы защищаем детей».

В 1979 г. проводился Международный год ребенка. Главной целью его было привлечь внимание правительств всех стран и широких кругов общественности к проблеме улучшения положения детей. Вот что говорится в заявлении Международной демократической Федерации женщин в связи с Международным годом ребенка: «Жизнь всех детей могла бы стать счастливее, если бы правительства и все общество в целом относились к ним с такой же заботой, какой окружены дети в социалистических странах» ( Николаева-Терешкова В. Для счастья детей.- Правда, 1979, 29 января, с. 2.).

Воспитание детей в России с древнейших времен до 1917 года

У древних славян детям передавались навыки земледельческого и ремесленного труда, они получали моральное и военное воспитание, их приучали к повиновению старшим членам общины, почитанию предков, поклонению языческим богам.

Во второй половине XVII века в Московском государстве Епифанием Славинецким было создано педагогическое сочинение «Гражданство обычаев детских». В этой книге содержались правила благонравия и благочинного (приличного) поведения детей. В сборнике говорилось о манерах и поведении ребенка за столом во время еды, в церкви; давались советы о гигиенических правилах, о прическе, позе, выражении лица, уходе за зубами, была специальная глава «об игрании» детей.

Родоначальник русского революционного движения A. Н. Радищев (1749-1802) страстно негодовал на существующее в России неравенство в образовании и развитии детей. Цель воспитания, по мнению А. Н. Радищева,- это формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа, человека высокой нравственности, больше всего любящего свою родину.

В 30-40-х годах XIX века в Петербурге и других городах России возникают различные благотворительные общества для систематической помощи бедным, нищим и сиротам. В 1837 г. в благотворительном учреждении Петербурга под названием «Дом для призрения трудящихся женщин» открылось «Убежище для детей, оставляемых матерями, идущими на заработки». Вскоре начали открываться приюты, а в 1841 г. в Петербурге уже 920 детей посещали 6 таких учреждений.

Очень много для организации приютов сделал выдающийся представитель русской педагогической мысли

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, основоположники революционно-демократической педагогики, требовали предоставления детям трудящихся равных прав на образование, боролись с крепостнической системой воспитания.

Выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов (1810- 1881), будучи попечителем Одесского (с 1856 г.) и в дальнейшем Киевского учебных округов, ратовал за внесение коренных изменений в воспитание детей, призывал уважать личность ребенка, давал советы по улучшению первоначального семейного воспитания.

После поражения революции 1905-1907 гг. буржуазная и мелкобуржуазная интеллигенция начала проповедовать реакционную «теорию свободного воспитания». Одним из представителей этого мелкобуржуазного направления являлся К. Н. Вентцель (1857-1947). Он предлагал создать «идеальный детский сад», где не должно быть планов и программ, а дети и воспитатели станут равноправными; нравственное воспитание в предлагаемом детском саду тесно связывалось с религиозным.

В период с 1907 по 1917 г. царское правительство не считало нужным вводить дошкольное воспитание в систему народного образования, а ассигнования на дошкольное воспитание составляли в среднем около одной копейки на ребенка в год.

Однако интерес к дошкольному воспитанию возрастал. Некоторые общественные организации начали готовить кадры работников и открывать немногочисленные дошкольные учреждения. В 1908 г. в Петербурге было организовано общество содействия дошкольному воспитанию. В 1909-1910 гг. было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов. К 1911 г. для детей рабочих-металлистов при клубе «Знание» были открыты три народных детских сада. Иногда открывались частные детские сады, но владельцы многих из них преследовали главным образом предпринимательские цели. С 1913 г. в Москве была создана постоянная комиссия детских садов. Однако правительственные органы всячески тормозили решение насущных вопросов воспитания детей трудящихся.

Первые шаги по завоеванию прав дошкольного воспитания предприняли коммунисты в период Февральской революции. В мае 1917 г. В. И. Ленин выдвинул программные требования о полном равноправии женщин и охране материнства и младенчества. Н. К. Крупская в 1912 г. поднимала вопрос об организации воспитания детей в дошкольных учреждениях и сама активно участвовала в создании детских садов для детей рабочих в Петрограде.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Н. К. Крупская о воспитании детей трудящихся

К Маркс и Ф. Энгельс впервые начали рассматривать вопросы воспитания с подлинно научных позиций диалектического и исторического материализма. Марксизм вооружил педагогику научным методом, который помогает установить действительные закономерности воспитания как общественного явления. Маркс и Энгельс вскрыли исторический и классовый характер воспитания в классовом обществе и дали глубокую разностороннюю критику буржуазного воспитания. На основе огромного фактического материала они показали, что дети трудящихся подвергаются на фабриках безжалостной эксплуатации, физически и духовно калечатся, превращаются в придаток машины, что капитализм разрушает пролетарские семьи, а буржуазные разглагольствования о святости семейных отношений являются ложью и лицемерием. Ф. Энгельс в 1845 г. в своем произведении «Положение рабочего класса в Англии» приводит случаи использования в каменноугольных копях и железных рудниках труда детей в возрасте 4, 5, 7 лет. Основоположники марксизма указывали, что при социализме будет обеспечено всеобщее общественное воспитание детей раннего возраста: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» ( Маркс К., Энгельс Ф.-Соч., 2-е изд., т. 4, с. 333.).

Впервые в истории К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что всестороннее развитие членов нового общества является исторической необходимостью, что в коммунистическом обществе будет иметь место развитие человеческой личности в интересах коллектива. Они подчеркивали, что воспитательная роль семьи сохранится, но будет осуществляться в тесной связи с общественным воспитанием. Марксизм создал научную педагогику пролетариата, которая произвела революционный переворот в развитии педагогической мысли.

Н. К. Крупская внесла большой вклад в разработку теории коммунистического воспитания и в организацию дошкольного воспитания в СССР. В Наркомпросе Н. К. Крупская непосредственно руководила отделом дошкольного воспитания, была участницей всех съездов и совещаний по дошкольному воспитанию. Ею написано большое количество статей, под ее руководством впервые разрабатывались «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя». Взгляды Н. К. Крупской на общественное воспитание детей раннего и дошкольного возраста основывались на марксистско-ленинском учении, дошкольное воспитание рассматривалось ею как звено системы народного образования. Она считала, что дошкольная работа является частью работы по коммунистическому воспитанию. Еще в 1912 г. Н. К. Крупская отмечала, что прежде всего нужно самим быть внимательнее к детям, к их духовным потребностям, бороться за улучшение материального положения и не возлагать на детей непосильного труда. Она призывала добиваться организации сети хороших детских садов, где дети начиная с 3-4 лет могли бы играть и «играючи учиться». Н. К. Крупская считала, что общественное дошкольное воспитание должно получить массовый размах, которым будут охвачены все дети трудящихся, она пропагандировала необходимость организации детских садов в национальных республиках. Н. К. Крупская требовала крепкой связи между семейным и общественным воспитанием. Вопросы дошкольного воспитания Н. К. Крупская предлагала решать с учетом возрастных особенностей детей. Равноценно важными она считала физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание. Игра рассматривалась ею как средство познания окружающего мира, Большое место в играх детей Н. К. Крупская отводила игрушке, считая, что при отборе игрушек следует учитывать воспитательные задачи и интересы ребенка. Серьезные требования она предъявляла личности воспитателя, его моральному облику, политической грамотности, педагогической квалификации.

Воспитание детей в СССР

Еще в 1903 г. в программе, принятой на II съезде РСДРП, были четко сформулированы задачи об охране материнства и младенчества, но осуществить их стало возможным только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В России к 1917 г. было всего лишь 550 мест в постоянных яслях, 37 домов младенца для подкидышей (чаще внебрачных детей и сирот), около 250 платных детских садов и 20-30 бесплатных народных детских садов.

В соответствии с требованиями жизни создавались детские учреждения, согласуясь с интересами трудящихся матерей: одно-, двух-, трехсменные, круглосуточные ясли и детские сады. С 1936 г. стали развертываться специализированные группы, а позже и полностью детские санаторные сады и ясли для ослабленных детей или страдающих определенными заболеваниями. На летний период ясли и сады стали организованно вывозить детей на дачи. Особенно большой размах приняло строительство дошкольных учреждений после Постановления ЦИК СНК СССР от 1936 г., по которому предлагалось удвоить ясельную сеть и утроить сеть детских садов в городе и на селе.

Работа детских садов перестраивалась на основе Постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Была решительно осуждена вредная педологическая установка на то, что судьба ребенка неизбежно обусловлена влиянием наследственности. В противовес был выдвинут большевистский тезис о важнейшей роли воспитателя в развитии и коммунистическом воспитании ребенка. Забота о физическом воспитании сделалась неотъемлемой частью работы детского сада. Воспитатели старались организовать радостную жизнь детей в детском саду, проводить разнообразные игры и занятия. С 1936 г. впервые в детских учреждениях начали устраивать новогодние елки, доставляя детям много удовольствия и впечатлений.

В 1938 г. Наркомпросом впервые были составлены «Устав детского сада» и программно-методические указания- «Руководство для воспитателя детского сада». Они были обязательными документами для каждого детского сада. В «Уставе детского сада» определялись цели коммунистического воспитания детей, освещались задачи детского сада, его структура, требования к питанию, помещению и т. д. В «Руководстве для воспитателя детского сада» давался программный материал для осуществления задач воспитания детей.

В Ленинграде (1940) и в Москве (1941) состоялись первые научно-практические конференции дошкольных работников.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на огромные трудности, Советское правительство проявляло большую заботу о детях и дошкольном воспитании. В связи с тем что множество женщин заменили у станка ушедших на фронт мужчин, резко возросла потребность в детских садах, яслях, домах ребенка. Создавались новые детские сады, увеличилась длительность пребывания детей в учреждениях, в тылу страны организовывались дошкольные интернаты.

В 1943 г. появились санаторные детские сады для детей с ослабленным здоровьем, в 1944 г. 2500 детей были вывезены на летний отдых на дачи.

Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям» было предусмотрено усиление внимания к вопросам охраны материнства и детства, установлено почетное звание «Мать-героиня», учреждены ордена «Материнская слава», «Медаль материнства», а также создание множества детских учреждений и повышение качества их работы. Этот Указ явился программой развития дошкольного воспитания на ряд лет.

В соответствии со специальным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» был организован новый тип детского учреждения ясли-сад для детей от 2 мес до 7 лет. Такое объединение дало возможность осуществления последовательной системы воспитания детей раннего и дошкольного возрастов.

Воспитание детей проводится по определенной программе, разработанной для каждой возрастной группы с учетом развития ребенка

Исследованием вопросов развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в нашей стране заняты многие учреждения: научно-исследовательские институты психологии, дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, научно-исследовательские институты педиатрии, гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, кафедры медицинских и педагогических институтов, центральные институты усовершенствования врачей и учителей и т. д.

Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека фото. картинка Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. смотреть фото Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. смотреть картинку Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека.Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека фото. картинка Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. смотреть фото Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. смотреть картинку Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека.Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека фото. картинка Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. смотреть фото Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. смотреть картинку Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека.Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека фото. картинка Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. смотреть фото Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. смотреть картинку Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека.Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека фото. картинка Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. смотреть фото Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. смотреть картинку Считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека.

Заказать гардеробная встроенная по индивидуальным проектам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *