Сэлинджер над пропастью во ржи чему учит
Краткий анализ произведения «Над пропастью во ржи»
Американский автор Джером Сэлинджер стал известным на весь мир после создания произведения «Над пропастью во ржи». Анализ этой работы писателя поможет учащимся десятых классов подготовиться к уроку литературы и будущему Единому государственному экзамену. В романе удивительно тонко и точно описан внутренний мир подростка.
История написания
Работа над книгой у Сэлинджера заняла практически 10 лет. Автор закончил ее написание в 1951 году. Издание романа вызвало в Америке огромный общественный резонанс, разделив читателей на две группы: одни приходили в восторг от работы, другие беспощадно критиковали ее. В первую очередь это было обусловлено большим количеством ненормативной лексики и жаргонизмов, который писатель щедро использовал в своем литературном шедевре.
Однако глубокий психологизм, затрагивание насущных проблем подростков и актуальность поднятых тем сделали роман одним из самых знаменитых в XX веке. Работа переводилась на многие языки. Следует отметить, что в некоторых странах книга рекомендуется к обязательному изучению в средней школе.
Суть названия произведения тесно перекликается с библией, указывая на охотника за людскими душами. Главный персонаж — подросток по имени Холден Колфилд — считает себя таковым.
Свой жизненный смысл и предназначение герой видит в том, чтобы уберечь сердца детей от грязи и жестокости «взрослого мира», не позволить им упасть в пропасть лицемерия и черствости.
Действующие лица
В книге Сэлинджера «Над пропастью во ржи» несколько персонажей. Краткая характеристика поможет читателям ближе познакомиться с каждым:
Жанр, композиция и идея
Работа создана в жанре романа с исповедальной тональностью. В сущности, это своеобразный личный дневник. Однако большинство подростков ввиду возраста стесняются вести его.
По мнению литературоведов, анализирующих произведение Джерома Сэлинджера, произведение по жанру называется «роман-взросление». Этот термин очень точно раскрывает главную мысль книги.
Изучая анализ романа, нельзя не упомянуть об интересной композиционной структуре. Сюжетная линия в произведении охватывает всего 3 дня — с субботы по понедельник.
Однако за столь небольшой временной промежуток читателям демонстрируется полная картина бытия главного персонажа, его привычки, отношение к жизни, характер и душевные терзания.
Композиция разворачивается в хронологическом порядке с подробным описанием деталей быта. Книга включает в себя 26 глав. Логическая цепочка событий выглядит следующим образом:
Тематика произведения
В своей книге «Над пропастью во ржи» автор затронул несколько важных и злободневных тем. Некоторые из них:
Проблематика работы
Следует отметить, что в романе автор, кроме различных тем, также затрагивает и множество проблем. Среди них:
Мораль романа
Автор учит читателей искренне любить и быть готовым отвечать за свои чувства. Не зря любовь Фиби сумела растопить нигилизм молодого человека, возвратила его домой и растворила счастливым смехом его эгоизм.
Помимо этого, писатель очень тонко чувствует фальшь, не любит ложь и разоблачает ее устами персонажа. Из жизни автор, как и его герой, делает вывод: находясь над пропастью, больше всего следует бояться лицемерия, которое загоняет в тупик.
Только искренность ребенка может растопить лед окаменевшего сердца, а не высокопарные рассказы маразматических преподавателей или страсть падших женщин.
Ложь чуть не запутала героя, из-за нее он мысленно казнил себя. Однако в конце Колфилд понял: чтобы сказать правду, нужно всего лишь быть собой.
Кроме того, автора поражает невнимательность людей по отношению друг к другу. Его персонаж приходит в ярость, когда старик продолжает его поучать, несмотря на то, что нерадивый ученик изначально признает собственную ошибку. Однако педагог захотел лишний раз продемонстрировать силу собственного назидательного тона, хотя это явно было лишним.
Товарищ также глух по отношению к Колфилду. Вопреки многочисленным просьбам, он продолжает трогать личные вещи Холдена, беседует исключительно о том, что ему интересно, игнорируя собеседника. Такую невнимательность по людям вокруг писатель считает главной помехой на пути к хорошим взаимоотношениям.
В своей книге американский писатель Джером Сэлинджер рассказывает о суровой действительности глазами подростков.
Произведение входит в топ лучших англоязычных работ XX столетия.
shvetsovmn
Лучше старенький ТТ, чем дзюдо и карате 🙂
Пост навеян прочтением известного романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» ( Jerome David Salinger « The Catcher in the Rye « ) о шестнадцатилетнем юноше, который не может принимать общественные условности, мораль, не готов следовать правилам только потому, что «так надо».
Краткое содержание романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
Повествование идет от лица 16-летнего юноши, исключенного из очередной школы за академическую неуспеваемость. Холден Колфилд не находит никакого интереса в обучении и в школьной активности: он проваливает четыре предмета из пяти, и его выгоняют из школы; в поездке на соревнования по фехтованию он забывает в метро спортинвентарь и его товарищи отворачиваются от него; отношения с одноклассниками не ладятся, так как Холдену не нравятся их стремления казаться лучше, чем они есть, произносить то, что они не думают, делать то, что им неинтересно и т.п.
Это все приводит к тому, что Холден крайне неуверенно себя чувствует в обществе и старательно избегает всяческих форм дружбы, хороших отношений и так далее.
После ссоры с дракой со своим соседом по комнате Холден решает уйти из школы на несколько дней раньше, чем нужно, и покидает общежитие, переселившись в отель. Пытаясь наполнить оставшиеся дни хоть какой-то активностью, Холден ходит по барам, встречается с бывшими товарищами и учителями, но во всем и во всех он разочаровывается и все ненавидит. Не получая удовольствия ни от чего он пытается пообщаться со своей сестрой Фиби, с которой у него были теплые отношения. Встреча с сестрой приносит небольшое облегчение, она остается, вероятно, единственным человеком, кто может на него хоть как-то влиять. В разговоре с сестрой Холден говорит, что он был бы счастлив ловить детей над пропастью во ржи (это искаженное стихотворение Бернса). Книга заканчивается тем, что Холден, наконец, ощущает себя счастливым, когда видит, как его сестра катается на карусели.
Вероятно, основным смыслом романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи» является нетипичное восприятие юношей жизненного уклада и ценностей, которые разделяются в обществе, что делает его изгоем – его не желают принимать (да и сам он не желает, чтобы его принимали) в свое общество «обычные» люди, так как они противны Холдену – слишком плохи, слишком хороши, кривляки, клоуны, унылые и т.п. Из-за того, что Холден не чувствует эти правила и ценности своими и не желает их поддерживать, он не может считать себя своим в этом мире и не видит интереса в существовании «как все». Поведение «не как все» выражается у главного героя в том, что он не находит себе места в обществе, злоупотребляет алкоголем, не выражает поддержки основам общественного мироздания.
Учитывая, что данная книга приобрела скандальную известность в силу того, что ее читал в момент задержания убийца Джона Леннона, идеи книги вполне находят отклик в сердцах людей.
Произведение «Над пропастью во ржи» Сэлинджера мне не понравилось. Из-за этого я полез в интернет, чтобы почитать, что же такого в этом романе интересного и чего в нем находят люди, чего не нашел я. Прочитал, но роман все равно не понравился. Не читать его я рекомендовать не буду, так как вдруг Вам понравится 🙂
Когда есть необходимость в быстрой коммуникации с действующими или потенциальными клиентами, воспользуйтесь сервисом СМС-рассылок компании TargetSMS.ru.
«Над пропастью во ржи»: почему эта книга остаётся важной для всех родителей и подростков
Главную книгу Сэлинджера либо любят, либо ненавидят. Наш блогер Иванна Лейн сперва была в лагере тех, кому книга не понравилась. Но потом историю пришлось перечитать. И тут мнение изменилось.
Мне 30. Я читаю «Над пропастью во ржи». Пока читаю, очень злюсь: раздражает главный герой своим цинизмом, вседозволенностью, унылостью. Я даже отзыв на сайте написать не смогла: просто сказала, что такие истории мне не нравятся. Кстати, меня многие поддержали.
Прошло пять лет. В нашем городе поставили спектакль. Как раз по Сэлинджеру. Актеры и режиссеры пригласили всех желающих обсудить произведение, я решила перечитать роман.
Сказать, что я была шокирована — ничего не сказать! Ведь эта книга о нас, обо всех, кто был подростком. Мне так хотелось обнять Холдена (главного героя), сказать ему, что «все в порядке, твои метания пройдут, боль утихнет, все наладится».
Когда ребенок превращается в подростка, он оказывается на тропе войны: самоидентификация, попытки заявить о себе, буйство гормонов, первая любовь и взрослые, которые не понимают его. Они отвечают на его вопросы, но ему нужны не готовые ответы, а помощь и поддержка в том, чтобы самому эти ответы найти.
Каждый, кто присутствовал на встрече с режиссером и актерами, говорили: «Если бы я прочла эту книгу до того, как мой ребенок стал подростком, я бы не наделала столько ошибок. Меня так раздражал мой ребенок-подросток, хотелось прибить его за бунтарство и отвратительное поведение. Только после прочтения я поняла, что не воспринимала ребенка как личность, всячески ужимала, давала советы, которые он не просил. Горько».
В этой книге каждый подросток узнает себя: вне зависимости от пола, возраста и страны проживания. Только со второго раза я поняла, почему «Над пропастью во ржи» — одна из лучших книг ХХ века. Вся боль подросткового возраста отражена в Холдене: он вроде бы уже взрослый, пробует сигареты и алкоголь, дерзит, ненавидит весь мир в целом и одноклассников в частности. Его никто не понимает, а он настаивает на том, что он самостоятельный, у него есть цели, мечты планы. Ему надоела опека родителей, которые совершенно отстали от современного мира.
Но у него в душе огромная дыра, которую срочно надо заполнить любовью. Поэтому он все же возвращается домой, к младшей сестре, которая любит брата просто за то, что он есть. Без претензий, оценочного суждения, порицания за отметки в школе. И именно ради такой любви Холден остается.
На этом моменте я расплакалась. Мне стало так жалко всех подростков. Стало жалко себя: я тоже проходила через бунт, протест, субкультуры, первые сигареты, несчастную любовь, гормоны.
Но постепенно все прошло. Учеба в университете плавно изменила круг общения и интересы, из агрессивного экстраверта я стала интровертом. А потом работа, замужество, дом и абсолютно тихое счастье, в котором нет даже вредных привычек. Когда за чашкой чая я рассказываю мужу, каким я была подростком, он говорит: «Ты сочиняешь, не может быть, чтобы такой правильный человек такое чудил». А это я еще о многом умолчала.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: фрагмент обложки книги «Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера. ЭСМО, 2013 год
Анализ «Над пропастью во ржи» Сэлинджер
Всего получено оценок: 218.
Всего получено оценок: 218.
Американский писатель Джером Дэвид Сэлинджер прославился на весь мир благодаря своему роману «Над пропастью во ржи», в котором удивительно тонко описал сложный внутренний мир взрослеющего подростка, используя язык молодёжного жаргона. Повествование ведётся от имени 16-летнего подростка, который ищет своё место в этом мире. Основная идея романа — неприятие лжи и неискренности. Предлагаем познакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы и к предстоящему ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1951 год.
История создания – Сэлинджер посвятил написанию своего романа 10 лет. Его публикация вызвала неоднозначную реакцию в литературном мире. Произведение стало одним из самых популярных в 20 столетии и было переведено на многие языки.
Тема – Автор раскрыл в романе множество важных тем, среди которых любовь, одиночество, взаимоотношения в семье, ответственность. Большое внимание он уделил проблемам, с которыми неизменно сталкиваются взрослеющие подростки.
Композиция – Композиция последовательная, все события развиваются в хронологическом порядке в течение трёх дней. Повествование ведётся от лица подростка Холдена Колфилда. Экспозиция – знакомство с главным героем, завязка – исключение его из школы, развитие событий – «взрослая» жизнь в Нью-Йорке, кульминация – прогулка с сестрой под дождем, развязка – лечение в санатории.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм
История создания
Над своим романом Сэлинджер трудился почти 10 лет, закончил его в 1951 году. Его публикация вызвал огромный резонанс в американском обществе, разделив его на два лагеря: одни были в восторге от произведения, другие – предавали его беспощадной критике. Прежде всего это было связано с большим количеством жаргонизмов и нецензурной лексики, которыми писатель щедро сдобрил свою книгу.
Но вместе с тем глубокий психологизм, поднятие насущной проблематики подрастающего поколения, актуальность и полное соответствие духу времени сделали роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» одной из самых популярных книг ХХ столетия. Он был переведён на множество языков, и в некоторых странах включён в обязательную школьную программу.
Смысл названия романа перекликается с Библией, указывая на ловца человеческих душ. Главный герой – подросток Холден Колфид – отождествляет себя с таким ловцом и видит своё жизненное предназначение в том, чтобы уберегать чистые и невинные детские души от всей грязи «взрослого» мира, не дать им сорваться в пропасть и погибнуть в бездне чёрствости, лжи и лицемерия.
Центральная тема произведения – становление личности подростка, его столкновение с «взрослой» жизнью и постепенное взросление. На долю Холдена выпадает масса искушений и испытаний, и зачастую он принимает неверные решения, но только так приобретается столь необходимый жизненный опыт.
Будучи в силу своего возраста и характера отчаянным максималистом, главный герой не приемлет ни в каком виде лжи и лицемерия, он не закрывает глаза на человеческие недостатки и пороки. Неудивительно, что он далеко не со всеми может найти общий язык, порой ему попросту не с кем поговорить по душам. Так автором поднимается тема одиночества, которая особенно опасна в подростковом возрасте.
Не менее важна тема взаимоотношений в семье. Холден остро чувствует нехватку родительской любви и заботы, в которой так нуждается. Как следствие, у него возникает озлобленность в отношении мира взрослых, которых он откровенно презирает.
Но, несмотря на все противоречия и сложности окружающего мира, главный герой не утрачивает своей душевной чистоты, оставаясь всё тем же наивным и скромным мальчиком. Основная мысль произведения заключается в том, чтобы уберечь детей от слишком раннего знакомства с испорченным и циничным миром взрослых. Находить радость в любви и добродетели, оставаться самим собой – вот чему учит роман Сэлинджера.
Композиция
Подвергая роман «Над пропастью во ржи» анализу, следует отметить его интересное композиционное решение. Сюжет охватывает всего лишь три дня – субботу, воскресенье и понедельник, но за этот короткий промежуток времени перед читателем открывается полная картина жизни главного героя, его характер, привычки, внутренние терзания, отношение к жизни.
Композиция разворачивается последовательно, в хронологическом порядке, с детальным описанием бытовых мелочей. Роман состоит из 26 глав.
Экспозиция – автор знакомит читателя с главным героем – Холденом Колфилдом, который во время пребывания в санатории решает рассказать брату историю, приключившуюся с ним прошлым Рождеством. Завязка – очередное исключение Холдена из школы. Развитие событий – приключения главного героя в Нью-Йорке, его первое знакомство с «взрослой» жизнью. Кульминация – прогулка с младшей сестрой Фиби в зоопарке и её катание под дождём на карусели. Развязка – болезнь Холдена и его лечение в санатории.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Над пропастью во ржи».
Произведение написано в жанре романа с характерной исповедальной тональностью. По сути это личный дневник, который многие подростки стесняются вести в силу своего возраста.
По отношению к роману Сэлинджера «Над пропастью во ржи» литературоведы склонны использовать такой термин как «роман-взросление», поскольку он как нельзя более точно раскрывает идею книги.
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера: ловец потерянных душ
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1951 год.
История создания – Сэлинджер посвятил написанию своего романа 10 лет. Его публикация вызвала неоднозначную реакцию в литературном мире. Произведение стало одним из самых популярных в 20 столетии и было переведено на многие языки.
Тема – Автор раскрыл в романе множество важных тем, среди которых любовь, одиночество, взаимоотношения в семье, ответственность. Большое внимание он уделил проблемам, с которыми неизменно сталкиваются взрослеющие подростки.
Композиция – Композиция последовательная, все события развиваются в хронологическом порядке в течение трёх дней. Повествование ведётся от лица подростка Холдена Колфилда. Экспозиция – знакомство с главным героем, завязка – исключение его из школы, развитие событий – «взрослая» жизнь в Нью-Йорке, кульминация – прогулка с сестрой под дождем, развязка – лечение в санатории.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм
Главные герои и их характеристика
История создания
Над своим романом Сэлинджер трудился почти 10 лет, закончил его в 1951 году. Его публикация вызвал огромный резонанс в американском обществе, разделив его на два лагеря: одни были в восторге от произведения, другие – предавали его беспощадной критике. Прежде всего это было связано с большим количеством жаргонизмов и нецензурной лексики, которыми писатель щедро сдобрил свою книгу.
Но вместе с тем глубокий психологизм, поднятие насущной проблематики подрастающего поколения, актуальность и полное соответствие духу времени сделали роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» одной из самых популярных книг ХХ столетия. Он был переведён на множество языков, и в некоторых странах включён в обязательную школьную программу.
Смысл названия романа перекликается с Библией, указывая на ловца человеческих душ. Главный герой – подросток Холден Колфид – отождествляет себя с таким ловцом и видит своё жизненное предназначение в том, чтобы уберегать чистые и невинные детские души от всей грязи «взрослого» мира, не дать им сорваться в пропасть и погибнуть в бездне чёрствости, лжи и лицемерия.
Посмотрите, что еще у нас есть:
В чем суть концовки
Узнав, чем закончилась книга Над пропастью во ржи, многие недоумевают: почему взбунтовавшийся подросток возвращается домой к семье? Что подтолкнуло мальчика к этому, заставив изменить решение?
Причина – в сестренке Фиби. Ее желание уйти вместе со старшим братом во взрослую жизнь отрезвляет его. В Холдене просыпается ответственность за другого человека.
Интересно! В древности юноши и девушки назначали свидания в полях, чтобы остаться незамеченными. Ржаное поле в названии романа олицетворяет взросление, формирование личности.
Концовка раскрывает основной смысл книги Над пропастью во ржи – свобода начинается с ответственности, а искренняя любовь помогает возродиться, очистившись от скверны.
Многие цитаты со смыслом из книги «Над пропастью во ржи» оказались пророческими. Среди литературоведов не утихают споры по поводу того, сделано это автором умышленно либо случайно. Но как бы то ни было – роман взбудоражил многих, став отражением души нынешних и будущих поколений.
Центральная тема произведения – становление личности подростка, его столкновение с «взрослой» жизнью и постепенное взросление. На долю Холдена выпадает масса искушений и испытаний, и зачастую он принимает неверные решения, но только так приобретается столь необходимый жизненный опыт.
Будучи в силу своего возраста и характера отчаянным максималистом, главный герой не приемлет ни в каком виде лжи и лицемерия, он не закрывает глаза на человеческие недостатки и пороки. Неудивительно, что он далеко не со всеми может найти общий язык, порой ему попросту не с кем поговорить по душам. Так автором поднимается тема одиночества, которая особенно опасна в подростковом возрасте.
Не менее важна тема взаимоотношений в семье. Холден остро чувствует нехватку родительской любви и заботы, в которой так нуждается. Как следствие, у него возникает озлобленность в отношении мира взрослых, которых он откровенно презирает.
Но, несмотря на все противоречия и сложности окружающего мира, главный герой не утрачивает своей душевной чистоты, оставаясь всё тем же наивным и скромным мальчиком. Основная мысль произведения заключается в том, чтобы уберечь детей от слишком раннего знакомства с испорченным и циничным миром взрослых. Находить радость в любви и добродетели, оставаться самим собой – вот чему учит роман Сэлинджера.
Проблематика работы
Следует отметить, что в романе автор, кроме различных тем, также затрагивает и множество проблем. Среди них:
Композиция
Подвергая роман «Над пропастью во ржи» анализу, следует отметить его интересное композиционное решение. Сюжет охватывает всего лишь три дня – субботу, воскресенье и понедельник, но за этот короткий промежуток времени перед читателем открывается полная картина жизни главного героя, его характер, привычки, внутренние терзания, отношение к жизни.
Композиция разворачивается последовательно, в хронологическом порядке, с детальным описанием бытовых мелочей. Роман состоит из 26 глав.
Экспозиция – автор знакомит читателя с главным героем – Холденом Колфилдом, который во время пребывания в санатории решает рассказать брату историю, приключившуюся с ним прошлым Рождеством. Завязка – очередное исключение Холдена из школы. Развитие событий – приключения главного героя в Нью-Йорке, его первое знакомство с «взрослой» жизнью. Кульминация – прогулка с младшей сестрой Фиби в зоопарке и её катание под дождём на карусели. Развязка – болезнь Холдена и его лечение в санатории.
Максимализм в романе
Поскольку главному герою всего семнадцать лет, повествование в книге ведется соответствующим образом. Оно то замедляется, представляя собой незащищенную созерцательность, то ускоряется – одна картинка сменяется другой, эмоции вытесняют друг друга, поглощая не только Холдена Колфилда, но и читателя вместе с ним. В целом роману характерно удивительное единство героя и человека, взявшего в руки книгу.
Как и любому юноше его возраста, Холдену свойственно гиперболизировать действительность – школа Пэнси, из которой его отчисляют за неуспеваемость, кажется ему настоящим воплощением несправедливости, напыщенности и лжи, а стремление взрослых казаться теми, кем они не являются – настоящим преступлением в отношении чести, заслуживающим лишь отвращения.
Дж.Д. Сэлинджер (роман «Над пропастью во ржи»)
Стихийный протест литературной молодежи 50-х против мира, доставшегося ей в наследство, не всегда принимал столь демонстративные формы, как в творчестве битников, и порой это давало более весомые художественные результаты. Так, в повестях Трумэна Капоте (1924—1984) «Лесная арфа» (1951) и «Завтрак у Тиффани» (1958) и особенно в произведениях Джерома Дэвида Сэлинджера (род. в 1919), написанных в русле того, что крупнейший английский американист М. Брэдбери назвал «встревоженным реализмом», страх перед ядерной угрозой, потеря исторического оптимизма, отчуждение личности, чувство «неправильности», «фальшивости» американской жизни того времени переданы с поразительной отчетливостью и силой.
Наиболее ярок в этом плане единственный роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951), «библия» послевоенных юнцов. Очень интересны, хотя и не столь цельны, сэлинджеровские новеллы и повести так называемого «цикла о Глассах», также созданные в 50-е годы.
Дж.Д. Сэлинджер — одна из самых интригующих фигур литературы США XX века. О жизни его известно очень немногое; писатель принципиально не дает интервью и прячется от журналистов. Он родился в городе Нью-Йорк, в состоятельной семье, окончил Пенсильванскую военную школу, некоторое время посещал Нью-йоркский и Колумбийский университеты, в 1942 году был призван в действующую армию и в составе пехотных войск участвовал во Второй мировой войне, пока в 1945 не попал в госпиталь с нервным срывом. Печататься Сэлинджер начал с 1940 года, но продуктивный период его творчества пришелся на 1950—1965. Несмотря на шумный писательский успех (и, возможно, из-за него), он в 1965 оставил Нью-Йорк, литературу и поселился в провинциальном городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир, где живет до сих пор. Его длительное молчание и полное затворничество не мешают огромной популярности, которой Дж.Д. Сэлинджер пользуется в США. [Прим. ред.: Дж.Д. Сэлинджер умер 27 января 2010 г.]
Роман «Над пропастью во ржи» написан от первого лица. Герой-повествователь, шестнадцатилетний нью-йоркский подросток из респектабельной семьи Холден Колфилд ощупью, через постоянные метания и неудачи ищет свое место в мире, о чем рассказывает собственным, как Гекльберри Финн у Твена, живым и образным языком молодежного жаргона. Это лирический роман, очень небольшой по объему, с ослабленным фабульным началом, с заменой внешнего сюжета внутренним. Все события одноплановы, сконцентрированы вокруг героя и направлены на него. Это центростремительное повествование, столь характерное для американской прозы XX века. Как видим, форма, введенная в литературу в 1920-е, снова вошла в художественный обиход; она оказалась созвучной настроениям иной, но также кризисной для человеческой личности эпохи.
В основе романа Сэлинджера лежит принцип «сжатого времени». Повествование начинается в тот момент, когда Холдена исключают из очередной престижной школы, куда определили его любящие родители. По-детски оттягивая встречу с ними и «по-взрослому» стремясь пожить самостоятельно, «как ему хочется», Холден не спешит возвращаться домой и трое суток блуждает по холодному Нью-Йорку, полному предрождественской суеты.
Непосредственное действие романа укладывается в этот краткий временной период, но за счет воспоминаний и размышлений героя (о смерти его четырнадцатилетнего брата Алли, об их старшем брате, который был «потрясающим писателем», пока не «продался в Голливуд», о бывших соучениках и нескладывающихся отношениях с девочками и т.д.) здесь воспроизводится вся короткая пока жизнь Холдена и прекрасно воссоздается атмосфера Америки середины XX столетия.
Опыт «самостоятельности» оказывается для героя сумбурным и не слишком приятным. Он чувствует себя не в состоянии найти свое место в мире и не видит перспектив его обретения. Холдена не устраивает то, что может предложить ему его обычное окружение, не манит карьера адвоката, университетского преподавателя, врача, возможная для юноши его круга. Ему мучительно трудно находить общий язык со сверстниками — «нормальными» молодыми американцами, стандартно стремящимися к жизненному успеху, то есть к комфорту, денежному благополучию, социальному положению.
Природа и детское сознание, их чистота, цельность и истинность — вот что противопоставляет Холден Колфилд, стихийный романтик и максималист, стандартам материального преуспеяния. Не случайно его волнует вопрос, куда деваются утки в Центральном Парке, оазисе огромного каменного Нью-Йорка, когда их пруд замерзает; не случайно ему не нравятся автомобили — он бы «лучше завел себе лошадь. В лошади, по крайней мере, есть хоть что-то человеческое».
Благополучная жизнь послевоенной Америки, пропущенная через тревожное восприятие героя-тинэйджера, обнаруживает нестабильность, уязвимость и зависимость положения человека в современном мире.
В романе Сэлинджера, как видим, разрабатывается и получает исключительно актуальное звучание целый ряд важных традиций литературы США XIX—XX веков: романтическая традиция идеализации природы и детского сознания, твеновская — показа действительности глазами героя-подростка, традиция лирической центростремительной прозы «потерянного поколения» и другие.
Сэлинджер в большей степени, чем даже битники и другие его сверстники в литературе, повлиял на мироощущение соотечественников, научил их думать и чувствовать нестереотипно, нестандартно и во многом сформировал общественно-активную позицию молодежи следующего десятилетия. Конфликт же с современной действительностью героев произведений «детей» литературы США 50-х остается принципиально неразрешимым. Так и будут кочевать по дорогам Америки неприкаянные молодые люди Керуака — в одиночку, как монахи Дхармы, одной из дзен-буддистских сект, пока не погибнут в случайной потасовке или от чрезмерной дозы наркотиков.
Так и не смогут найти общего языка с другими американцами сэлинджеровские Глассы — семеро детей водевильных актеров-экс фамилией (англ. «glass» — «стекло»). Они так и останутся для окружающих опасными чудаками, хотя на самом деле они просто эксцентричны и поандерсоновски «гротескны». Это чистые и ранимые люди с живой душой, тонким интеллектом и хрупкой психикой. Несмотря на все усилия преодолеть изоляцию, они так и останутся замкнутыми в стеклянных стенках своего внутреннего мира и будут физически страдать при столкновении с окружающей их пошлостью, а самый лучший и ранимый из них — поэт Симор Гласс — добровольно уйдет из жизни. И, наконец, навсегда останется бунтующим подростком в литературе Холден Колфилд, даже если его реальный прототип — молодой американец 50-х — давным-давно остепенился, женился, обзавелся детьми и внуками и стал лояльным членом общества.