Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок

Рука и мозг. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Рука и мозг. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.

Речевые области головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Таким образом, чем больше движется рука, тем быстрее развивается мозг ребенка.

Какие же упражнения надо выполнять ребенку?

Пальчиковая гимнастика. Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста, проводятся в течение нескольких минут, 2-3 раза в день. При этом не даются все упражнения сразу, начинают с одного, ежедневно добавляя по одному. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими). Например,

Птички – невелички, поднимаем и опускаем пальцы в

Сели птички. Посидели. соответствии с ритмом стиха.

Лепка из глины или пластилина. В раннем возрасте это могут быть колобки, колбаски, бублики, морковки.

Рисование. Пусть дети вначале рисуют дома красками – гуашью, а потом берут карандаши.

Конструирование. В раннем возрасте это кубики, пирамидки, а потом конструктор из крупных деталей.

Игры с игрушками, предметами.

¨Волчок или юла – хорошие предметы, развивающие руки у детей.

¨Выкладывание узоров из палочек.

¨Работа с пазлами, мозаикой – интересное и полезное занятие для детей.

¨Закручивание и откручивание пробок на бутылках, застегивание пуговиц, завязывание бантиков, шнурков – замечательные упражнения для развития рук.

Песенка о пальчиках. С.Маршак

У девочек и мальчиков

На руках пять пальчиков.

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний,

Палец безымянный – с колечком ходит чванный,

Пятый мизинец – принес гостинец.

Истоки способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Источник

Как мелкая моторика влияет на умственное развитие детей?

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский).

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.

«Рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца», «идти рука об руку», «из рук вон», «чужими руками жар загребать», «ударить по рукам» — это только малая часть устойчивых оборотов, в которых упоминаются руки. Случайно ли внимание человека к своим рукам? Конечно же, нет!

С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности — это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения. Еще во втором веке китайцы заметили тесную связь между развитием мелкой моторики и умственными способностями человека. По их твердому убеждению, можно привести в гармонию разум и тело путем упражнений для рук и массажа пальцев. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма — как на отдельных органах, так и на их системах.

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Крайне важно давать ему различные по форме, твердости и текстуре предметы. Некоторые родители часто замечают, что их дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь, другая группа родителей, которые с первых дней занимаются руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою речь богаче и сложнее.

Статистика свидетельствует, что во второй половине двадцатого столетия было примерно 17% детей с проблемами речевого развития, а в начале этого века таких детей уже 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что это — случайность или снижение работы рук наших детей? Вспомним себя и наше детство. Садики, где маленькие дети не только играют в игрушки, но и рисуют, лепят из пластилина и даже шьют! Сколько детей сшили свою первую салфетку в детском саду!

В процессе пальчиковой гимнастики возникает особая взаимосвязь между ребенком и взрослым. Ребенок начинает подражать, запоминает последовательность движений, руки становятся более гибкими и сильными, но самое главное — активизируется работа головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. В дальнейшем полученные навыки пригодятся ребенку при письме — он будет лучше писать и его рука не будет так уставать.

Занявшись развитием мелкой моторики, не останавливайтесь. Она важнa не только для детей, но и для взрослых: человек отвлекается от повседневных проблем, внутренне успокаивается, появляется возможность побыть наедине с собой. И неважно, какое хобби вы себе выберете, их множество: вышивка, моделирование, строительство из спичек… Главная цель будет достигнута: повысится умственная работоспособность и общий тонус, улучшится память и иммунитет.

Кажется нереальным? Но давайте вспомним гениального Леонардо да Винчи. Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт и просто человек, всю свою жизнь работавший руками…

Источник

Методическое объединение по теме: «… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Ольга Яковлева
Методическое объединение по теме: «… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Методическое объединение по теме:

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.

Как говорил В. А.Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.

Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Рисование помогает малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления.

Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают восприятие, мышление, внимание, память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи.

Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

И я хочу прочитать вам небольшой рассказ.

Послушайте…. (с. 75-77) Тематические педсоветы в детском саду. Л. В. Минкевич

Прочитав этот рассказ, почему-то хочется молчать. О какой творческой личности может идти речь?

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Пройдя курсы повышения квалификации по изодеятельности наши педагоги избрав свой путь, своё направление в этой области покажут нам мастер-классы.

И в конце хочу предложить вам дать волю творчеству в игре

«Рисование струйками воды»

(в бутылочки с распылителями налить цветную воду)

Экскурсия на выставку рисунков «Яркая жизнь наших малышей»

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.Рисование листьями, (нетрадиционное рисование). «Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Источник

Мастер-класс для педагогов «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Мастер-класс для педагогов

«нетрадиционные техники рисования на тему»

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, картон, дощечки для лепки. Малярный скотч, акварельные краски, баночки с водой, кисти для рисования. Пищевая плёнка, свечка, соль, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.

Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов.

• Развивает уверенность в своих силах.

• Развивает пространственное мышление.

• Учит детей свободно выражать свой замысел.

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

• Учит детей работать с разнообразным материалом.

• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

• Развивает мелкую моторику рук.

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Разрешите, я вам расскажу немного о них.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

• рисование по мокрому листу бумаги

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

•тычок жесткой полусухой кистью.

•восковые мелки + гуашь

•рисунки из ладошки;

•рисование ватными палочками;

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

•рисование солью, песком, манкой;

•рисование мыльными пузырями;

•рисование мятой бумагой;

•кляксография с трубочкой;

•печать по трафарету;

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Сегодня покажу, как с детьми использовать смешанные нетрадиционные техники рисования в одной работе.

Я хочу поделиться с приёмами работы с акварелью. Используя их, можно получить удивительные и неожиданные эффекты. Безусловно, какие-то «фишки» вам известны. Но, возможно, вы найдете для себя что-то новое и вдохновляющее на художественные подвиги.

Акварель — штука текучая и непослушная. Мы будем использовать как раз эти её не всегда удобные свойства, создавая «шедевры» в основном «по-мокрому». (Медведь на льдине, Дома на нашей улице, берёзовая роща).

Я с удивлением обнаружила, что скотч отлично по нескольку раз отклеивается от бумаги, а значит, его мы и используем как основу для трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и рисовать лес. Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики. Главное — этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать, и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо пригладить. Кроме того, очень рекомендую закреплять скотчем лист по периметру перед началом рисования. Так он не «бегает» по столу, а рисунок сразу получается в аккуратной рамке.

Следующий этап — пищевая пленка.

Вы знали, что пленка тоже умеет рисовать? Достаточно постелить ее на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.

Посыпав соль на ещё влажный прокрашенный лист, можно добиться занятных эффектов. Средне-крупная соль при высыхании оставляет «снежинки» на синем фоне. На зелёном фоне получится полупрозрачная листва. Мелкая соль экстра засыхает практически намертво. Так можно добавить фактуры дороге, камню, создать галактику.

Первая техника у нас будет монотипия.

Монотипия (от моно… и греч. — отпечаток) — вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

На гладкой поверхности, например, дощечке для лепки или на плитке рисуем пейзаж. Например, солнышко, небо и полянку. Рисовать нужно очень быстро, чтобы не высохла краска, иначе отпечаток не получится. Затем накладываем лист бумаги, хорошо прижимаем. У нас с вами получится отпечаток. Но можно поэкспериментировать и получить другой отпечаток. Указательным пальцем одной руки придерживаем верхний угол листа, другой рукой начинаем постепенно приподнимать лист бумаги с противоположной нижней стороны. Получаются так называемые лучики.

Следующий наш этап будет – техника рисование с помощью картона (ребром картона).

С помощью стеки набираем краску, наносим её в нижней части листа. С помощью картона (ребром картона) мы с вами нарисуем дома. Мелкие детали прорисовываем ватными палочками. Это крыши домов, окна, антенны.

Следующий наш этап – рисование вилками.

Набираем вилкой краску и наносим её на лист бумаги. Быстрыми движениями руки начинаем делать отпечатки. С помощью вилок можно нарисовать забор, листву на деревьях.

— Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

— Где вы можете их использовать?

— С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?

1. Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике (вручение шуточных медалей).

2. Памятки всем участникам мастер-класса.

Как говорил В. А.Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.Мастер-класс по изготовлению валентинки «Лети, моя Валентинка, к тому, кого я больше всех люблю» К празднику всех влюблённых мы с детьми делали Валентинки. Эти милые и добрые открытки веселят глаз и оправдывают свое предназначение: даруют.

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.«Порисуем — посчитаем. Сколько пальцев на руке и копеек в пятаке». Фотоотчёт о занятии по рисованию в технике «фроттаж» «Порисуем – посчитаем» Сколько пальцев на руке и копеек в пятаке Фотоотчёт о занятии по рисованию в технике Фроттаж Коллеги, предлагаю.

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто.

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.Фотоотчет о семинаре-практикуме «Совершенствование мастерства педагогов в организации НОД по ФЭМП у дошкольников» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоотчет проведенного мною семинара – практикума с педагогами на тему: «Совершенствование.

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.Консультация для педагогов «Ребенок — ведущий праздника в ДОУ» Консультация для педагогов «Ребенок- ведущий праздника в ДОУ» Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит.

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.Мастер-класс из бросового материала «Фантики в руке держу, из них я куклу соберу» Добрый вечер, уважаемые коллеги! В один из прекрасных дней перекручивая в руках фантики от конфет у меня получились интересные куколки,.

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.Мастер-класс по детской игре «Камушки» Последние две публикации Татьяны Титовой о камушках всколыхнули, взбудоражили мою память, напомнили о моем далеком детстве. Прекрасная беззаботная.

Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок фото. картинка Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть фото Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок. смотреть картинку Сухомлинский чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок.Консультация для педагогов и родителей «Ребенок в углу» Ни для кого не новость, что когда ребенок не слушается, взрослые зачастую ставят его в угол. Даже существует такой метод успокоения детей.

Источник

Взгляды современных педагогов и психологов на развитие мелкой моторики

«Взгляды современных педагогов и психологов на развитие мелкой моторики»

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т. е. Ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием развития речи являются, по мнению

М. М. Кольцовой «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, предоставляет исключительный интерес в педагогическом отношении.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной тонкости.

Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи, что и доказывает актуальность данной темы исследования.

Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование достижений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. П. Павлов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн и многие др.

В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторикиотносится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот, почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М. М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Исследования ведущих физиологов XX века также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, формирование речи [Смирнова Е. О,-2003].

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить не только умственные способности, но и произношение многих звуков, а значит улучшить формирование речи ребенка.

Многие ученые занимались исследованием влияния развития мелкой моторики на формирование речи. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

М. М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для формирования речи ребенка.

Восточные медики утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. Утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами, у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития«.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи малышей.

Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Э.Франус различает три вида подражательных реакций:

Повторение собственных движений

Повторение знакомых движений взрослого

Повторение новых движений.

Повторение собственных движений выражается в том, что ребенок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем снова первой и т. д. Примеров такого само подражания можно видеть очень много. Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки») ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т. к. Развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками [Н. Кирпичникова-2005].

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей, двигательной и ручной. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.

Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

Исследования развития движений рук ребенка представляет интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т. д., так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

А. Р. Лурия по этому поводу пишет». на первых этапах речевой приказ взрослого может лишь пускать в ход отдельные движения, но не может еще ни задержать их, ни направлять и корректировать длительное протекание движений. Лишь на последующих этапах речь взрослого, а затем и речь самого ребенка, сначала внешняя, а потом и внутренняя, оказывается в состоянии формировать намерение, план двигательного акта, осуществлять коррекцию движений, сопоставление результата движения с его замыслом». Как указывал И. П. Павлов, вторая сигнальная система является внешним регулятором человеческого поведения. Из сказанного следует, что при наличии у ребенка нарушений речи, когда речевое общение с ним приобретает довольно затруднительный характер или становится вовсе невозможным, развитие моторных функций тоже будет страдать.

В целом проблема развития мелкой моторики как способ формирования речи младших дошкольников не теряет своей актуальности.

Развитие мелкой моторики движений руки благотворно влияет на формирование речевых умений ребенка. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН, изучающие деятельность детского мозга, психику детей установили, что уровень формирования речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей,так же была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и формирование речевых умений, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевые умения находятся в пределах нормы М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.Этот факт должен использоваться в работе с детьми: и там, где формирование речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Работа по развитию мелкой моторики и, следовательно, развитиюречи проходит в следующих направлениях:

Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).

Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

Игры в сухом бассейне,наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

Нахождение заданных предметов,

Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

Сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Итак, период 3-х летнего возраста является сенситивным для речевого развития. Основой речевого развития выступает соответствующий уровень развития общей и мелкой моторики. Задержка развития общей и мелкой моторики приведет к задержке речевого развития, что в свою очередь неблагоприятно скажется на интеллектуальном развитии.

В. М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Консультация для педагогов «Работа с природным материалом как способ развития мелкой моторики» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №2 «Золотой ключик» Барабинского района Новосибирской области.

Консультация для педагогов «Система работы по развитию мелкой моторики у детей» Выступление на районном семинаре «Современные образовательные технологии в ДОУ» воспитателя 1 кв. категории МДОУ «Новомичуринский детский.

Консультация для педагогов «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Волшебные пальчики» Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим.

Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук дошкольников для педагогов Игры и пособия для развития мелкой моторики у детей. Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей.

Презентация «Развитие мелкой моторики» Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами.

Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Влияние на развитие мелкой моторики на дальнейшее развитие речи у детей 2–3 лет находящихся в социальных учреждения ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (2-3 ГОДА) Статья посвящена воздействию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *