Сын ударил отца по лицу что делать
Ответственность за причинение побоев в отношении членов семьи и иных близких лиц
Побои, совершенные впервые в отношении членов семьи и иных близких лиц, с 2016 года переведены в разряд административных правонарушений.
Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», вступившим в законную силу 15.07.2016, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[1] введена статья 6.1.1., предусматривающая административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации[2], если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
За указанные противоправные действия виновное лицо понесет наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 5 тысяч до 30 тысяч рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.
Следует учитывать, что действия правонарушителя могут быть квалифицированы по ст. 6.1.1. КоАП РФ только в случае отсутствия у него таких мотивов, как хулиганские побуждения, политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы.
Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в ст. 115 УК РФ (причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности), совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, образуют уже состав уголовного преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ.
Уголовная ответственность за побои в отношении членов семьи и иных близких лиц теперь возможна только в случае совершения данных деяний повторно, то есть лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за побои.
Повторный факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1. КоАП РФ, образует состав уголовного преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ.
Статья 116.1 УК РФ введена в УК РФ Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 323-ФЗ и действует с 15 июля 2017 года. Данная статья предусматривает уголовную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.
По правилам ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Таким образом, уголовная ответственность за побои в отношении членов семьи и иных близких лиц наступит, если вынесенное в отношении лица постановление о назначении административного наказания по ст. 6.1.1 КоАП РФ не было исполнено, либо со дня окончания его исполнения не истек один год. Сроком окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в данном случае, исходя из санкции ст. 6.1.1 КоАП РФ, будет являться день уплаты административного штрафа (прекращения его взимания из заработной платы), окончания отбывания административного ареста либо обязательных работ.
Также следует учитывать, что для привлечения лица, повторно причинившего побои в отношении членов семьи и иных близких лиц, к уголовной ответственности необходимо, чтобы на день совершения лицом повторного деяния постановление о назначении административного наказания за предыдущее деяние вступило в силу.
За совершение преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ, виновному лицу может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до 240 часов, либо исправительных работ на срок до 6 месяцев, либо ареста на срок до 3 месяцев.
Старший юрисконсульт правовой группы
УМВД России по Гатчинскому району ЛО
Сын (15 лет) ударил отца. Что происходит с мальчиком?
Почитайте, пожалуйста, условия консультации.
Очень грустно всегда читать о том, когда ребенок подвержен издевательствам. Понимаю, что Вы очень обеспокоены и всеми силами стараетесь найти пути помощи своему ребенку. Почему произошло так, что мальчик с раннего детства находится в ситуации жертвы со стороны детей, разбираться нужно отдельно. Для этого нам необходимо будет обсудить многие аспекты жизни вашей семьи. Если будет желание, скажите, мы найдем время.
Сейчас у нас с Вами- ситуация, в которой Ваш сын ударил Вашего мужа. Вы в данной ситуации занимаете второстепенную роль, так как не являетесь участником произошедшей борьбы.
Как именно Вам я могла бы помочь в этой ситуации?
Екатерина, на здоровье!
Я готова поговорить с Вами. Пишите, пожалуйста, свои мысли относительно того, в чем видите помощь Вам.
Вопрос: Как мне общаться с сыном, как ему правильно донести, что такое поведение не приемлемо. У нас еще 2 сына 8 лет и 3 года и старший с ними тоже играет. Бывало что 8 ми летнему он тоже поддавал, но я считала это нормой. Я понимаю что моему 15 летнему сыну не легко сейчас, гармоны, перепады настроения. Мне очень тяжело себя сдерживать в те моменты, когда я делаю замечания и в ответ мой сын злиться, резко отвечает, периодически хамит. Я сама не очень спокойная в эмоциональном плане и могу в ответ на грубость или хамство начать ругаться на него. Я пробовала обижаться и даже плакала, меня смущает что его не трогают ни мои обиды, ни слезы. Он не подходит не просит прощения, буд то не осознает, то что он не прав.
Екатерина, Вы абсолютно правильно отметили, что возраст сына не простой. Не простой не только для него самого, но и для всех вас. Это- Ваш первый взрослеющий сын, у Вас нет еще опыта во взаимодействии с ним. Вы только учитесь, Вам сложно, ведь в вашей семье еще есть младшие дети.
Мне важно обратить Ваше внимание на то, что сыну нужна Ваша поддержка в его взрослении. Не игры, в которые по привычке играет отец, не манипуляции в виде Ваших слез и обид, не обвинения, которые формируют чувство вины и порождают протестную защитную реакцию в виде агрессии и проявленного игнорирования Ваших переживаний.
Екатерина, общаться как со взрослым человеком. Но делая «скидку» на гормональные изменения в организме. Хамство и грубость, которые Вам сложно принять, попробовать воспринять как проявления, которые в общем-то закономерны в этом возрасте. Так ребенок учится отстаивать свои границы, право на собственное мнение. Пока он это умеет делать только так. И в данном случае Вам важно пояснять ему, что Вас огорчают его слова и выражения, говорить о том, что ВАС ранит, но не о том, что ОН делает не так, как Вы от него ожидаете. «Плохое» поведение в данном возрасте- это шаг к тому, чтобы учиться отстаивать свои интересы во взрослой жизни, добиваться желаемого, быть принятым и авторитетным в обществе, чего так не хватает сейчас Вашему сыну.
Как ему правильно донести, что такое поведение не приемлемо.
Уточните, пожалуйста, какое ТАКОЕ поведение не приемлемо? Вы об ударе отцу?
Возможно как то организовать общение самого ребенка с Вами? Может быть по скайпу?
Екатерина, спасибо Вам за подробности. Они крайне важны.
Было бы гораздо более правильно, если бы Вы смогли организовать нашу встречу с Вашим мужем и с Вами самой. Поверьте моему опыту, Ваш сын не согласится на встречу со мной после случившихся событий. Он будет воспринимать меня как очередной поучающий персонаж по отношению к которому он будет испытывать негативные эмоции, еще не зная меня. Пока не время.
Если бы Вы с мужем нашли возможность встретиться со мной в скайпе, мы бы обсудили то, чем именно вы, как самые близкие и любящие люди, смогли бы ему помочь. А вы точно можете. Нужно чуть- чуть больше информации об особенностях подростка, больше единства в воспитании, больше знаний о том, как помочь сыну выразить его переживания и эмоции.
Еще было он плакал и говорил, что ему очень сложно в школе потому что там его никто не принимает таким как он есть.
Вот это и говорит нам с Вами о том, что его важно принять именно таким, какой он есть! Хотя бы дома. Это уже будет для него огромная поддержка. Кому как ни родителям нужны наши дети? Кто как ни мы любим своих детей больше всех остальных? А чтобы его принять, нужно распознать- что вам, родителям, мешает это сделать. И как реализовать это принятие.
Еще есть проблемы вранья. Причем вранье какое то дурацкое. Например: ты грыз карандаш?
Грызет карандаш- это невротические проявления. Для чего Вами был задан этот вопрос, если Вы уже знали, что он его грызет?
Екатерина, чем больше Вы станете фиксировать свое внимание на его невротическом симптоме, тем больше он будет на нем фиксирован сам. И будет продолжать грызть карандаш. Вам важно об этом помнить!
Но будет говорить «Нет» как протест на Ваше замечание. Это не про вранье. Это про то, что ребенок хочет быть принятым с тем, что он грызет карандаш. Да, он такой. Он грызет карандаш. Не от того, что ему кушать нечего или он хочет навредить своим поведением Вам, а от того, что это его навязчивое действие невротического характера, которое перестать делать он не может в силу своего эмоционального беспокойства и дискомфорта.
«Он по-другому не понимает». Что происходит с психикой, когда ребенка бьют
— С одной стороны, в обществе снижается терпимость к насилию над детьми, все чаще говорят о том, что их бить нельзя. С другой — мы нередко слышим о вопиющих случаях, когда родители избивают за малейшую провинность. Как эти случаи связаны с терпимостью к насилию и с чем еще они могут быть связаны?
Помимо заблуждений для некоторых это еще и способ эмоциональной регуляции. Человек испытывает напряжение, ему плохо, он злится, тревожится, и ребенок для него — удобный объект, на который можно безнаказанно слить негатив. Побил, поругал, снял стресс — и стало легче. К сожалению.
— Что происходит с психикой ребенка, когда его болезненно наказывают?
— Все зависит от того, насколько наказание было предсказуемо. Например, в семье установлены правила: сделаешь то-то и получишь то-то. Это лучше.
Но зачастую наказывают спонтанно. Ребенок, в отличие от взрослых, не может вербализовать свой страх, у него возникает ощущение постоянной угрозы, потому что он доверял родителям или тем, кто заботится о нем, а эти люди причинили ему боль.
Либо второй момент — чувство вины. Родители прикрывают наказание тем, что ребенок сам виноват. Дети никогда не будут думать, что они живут с плохим человеком. Раз с ними так обращаются — значит, они это заслужили, так работает их логика.
Дети, которые пострадали от насилия, всю жизнь порой проводят с глубинным ощущением, что они плохие.
Для полноты картины добавьте сюда чувство стыда, если ребенка раздели.
А кроме того, дети становятся агрессивными. Они смотрят на взрослых: «Ага, если родителям что-то не нравится — они бьют. Ну хорошо, значит, мне тоже можно». И они, скажем, устраивают в школе драку, если вдруг что-то не так. Агрессивному поведению учатся. Но в любом случае у такого ребенка будет хронический стресс.
— Чем объяснить эти процессы?
Еще их лимбическая система — структура, отвечающая за эмоции, — постоянно находится в состоянии повышенной активности. Человек не может ощутить себя в безопасности.
У детей, с которыми жестоко обращались, как правило, выше риск психических расстройств, от депрессии до различных психозов. Меняется физиология в целом, эмоциональные процессы влияют на физиологические: вырабатываются гормоны стресса, катехоламины, сразу учащается сердечный ритм, меняется уровень глюкозы в крови и так далее. Люди становятся более уязвимы, потому что изменяется работа иммунной системы, на этом фоне появляется риск эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний.
Шлепки — это тоже насилие
— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?
— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?
— «Я» у ребенка формируется в 3 года. Но это история не про то, понимает ребенок, что с ним делают, или нет, здесь важен эмоциональный окрас. Когда бьют — это неприятно. «Ой, да он ничего не понимает и все забудет», — говорит родитель. Нет, все помнится, в том и дело. У ребенка нет вербальной памяти, и он не может выстроить причинно-следственную связь, но на бессознательном уровне страх все равно никуда не исчезнет. Ребенок может не помнить каких-то вещей, но у него будет фоновый уровень тревожности.
— В вашей практике были такие случаи?
— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы.
Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался.
К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.
— То же ли самое бывает, когда это «просто шлепнул разок»? Чем опасны «просто шлепки»?
Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.
Битые дети еще часто становятся объектом буллинга в школе или организуют его вокруг других. Родителям, которые хотят воспитать ребенка личностью, невыгодно это делать — исправить последствия гораздо труднее.
Если ударили один раз, вопрос к родителю: почему вы другие способы воспитания не хотите использовать? Если человек оправдывается («Я ничего, я всего один раз…»), это повторится снова, потому что у него нет более конструктивных альтернатив.
— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?
— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.
Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.
В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.
— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются.
А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.
Родителям стыдно признаться, что они бьют детей
— У родителей наверняка найдется аргумент: «Но если этот балбес по-другому не понимает, я ему миллион раз говорила…»
— Чтобы ребенка научить, важно опираться на его сознание. У родителей часто бывают завышенные ожидания от детей: «Почему он не понимает?» Да потому что у него мозг еще не развит. Мозг заканчивает свое созревание к 20–25 годам. Последней дозревает префронтальная кора, она отвечает за волевые процессы, за принятие решений, за ответственность и так далее. А вот сидит 5-летний ребенок, и от него требуют такого же поведения, как от взрослого.
Когда ко мне приходят родители, они не говорят с порога: «Вы знаете, я бью ребенка ремнем, давайте что-то с этим делать». Все боятся осуждения. Говорить со взрослыми на эти темы — вообще большая проблема.
Если ребенок рассказал психологу, что его били, это вызывает у родителей столько стыда!
Редко когда родители признаются, чаще от них слышишь оправдания: «Вот, я один раз шлепнул, но это в сердцах, я была уставшая». То есть отводят взгляд, говорят общими фразами и стараются этой темы вообще избежать.
Они стыдятся и молчат, как партизаны или переносят ответственность на ребенка. «Нет, этого не было! Один раз шлепнул и все, чтобы успокоился, а так я его не бью. Вы что?! — примерно так выглядит консультация. — Он неблагодарный, не ценит, что я для него делаю. Говорю ему заниматься, он не занимается, говорю убрать за собой посуду, он не убирает…» И поэтому я часто прошу ребенка выйти из кабинета во время таких разговоров, не надо усугублять его чувство вины.
— И что решит проблему вместо ремня, если ребенок неуправляем?
— Принципы бихевиоризма. Например, метод положительного подкрепления. Ребенок выполняет задание и за это получает «награду». Но часто родители обещают неправильно: «Будешь хорошо учиться полгода, мы тебе купим iPad». А потом они сокрушаются, что даже iPad не помогает.
Почему? Это очень долгий срок. Вот он сделал уроки — и ему тут же надо что-то дать, чтобы в голове сформировалась связка: «Делать уроки вовремя — хорошо». Если он не делает уроки, то мы заранее договариваемся о правилах: «Ты делаешь уроки, ты получаешь вот этот бонус. Ты не делаешь уроки, останешься без него». Мы закладываем второй вариант, но, если дети не делают уроки, у них должны быть негативные последствия.
— Чем это отличается от насилия? Мы же все равно наказываем…
— Нет, мы заранее объясняем, что у ребенка есть выбор. Он не обязан с нами соглашаться, он может считать по-другому, нравится нам это или нет. И важно сразу на входе эти негативные последствия проговорить.
Например, если ты не сделаешь уроки, тогда вечером не получишь телефон. Важный момент — мы не угрожаем отобрать телефон, а говорим: «Смотри, надо делать уроки, у тебя есть такие варианты. Ты их сделаешь, я проверю, и ты сможешь поиграть. Второй вариант такой: ты можешь не делать, я не буду звонить и ругаться, но телефона вечером не будет. Делай выбор, мы уважаем любое твое решение».
— Допустим, он не сделал и бегает по дому с криками: «Верните мой телефон!» Что дальше?
— В этот момент родителям ничего не надо делать. Таким образом мы учим ребенка думать о долгосрочных последствиях. И плюс, у него не будет этого необоснованного чувства страха, что он сейчас должен спрятаться в углу комнаты и ждать, когда его накажут.
Но как еще часто бывает? Ребенку обещали конфету, игрушку, а потом: «А-а-а-а, я забыла совсем…» А он целый день старался. Ваши труды пойдут насмарку, потому что он не будет вам доверять. Это не дети плохие — это родители непоследовательные.
Еще важно, чтобы в семье все были за одно. Ведь частая история, когда мама запретила, папа запретил, а бабушка пришла и всю систему сломала: «Зачем вы отобрали телефон, пусть ребенок чуток поиграет!»
— Иногда родители говорят: «Вечером придет отец, он-то тебе всыпет». Что вызывает в психике человека отложенное наказание?
— Это вообще не работает. О последствиях нужно предупреждать и они должны быть сразу, как и положительное подкрепление. Обратите внимание: не наказание, а последствие, которое невыгодно человеку. А если мы его отложили, мы потеряли время на формирование связки.
Можно даже это наказание опустить, лучше поговорить с супругом, позвать ребенка, который хулиганит, и с ним обсудить новые правила игры. Если дети младшего школьного возраста, с ними лучше сменить серьезный тон и общаться при помощи игры. Когда все напряжены, ребенок начинает нервничать и закрываться. Если мы хотим, чтобы он выполнял какие-то пожелания, нужно, чтобы бы он доверял нам.
— Когда ребенка выгоняют на мороз или в подъезд в качестве наказания, что происходит в этот момент у него внутри?
— Он думает: «Я не нужен». Возникает желание исчезнуть, ощущение брошенности, беспомощности, одиночества. Взрослого выгнать на мороз, он веселиться будет? Так же и ребенок. Ты доверяешь близкому человеку, которого ты любишь, а он тебя выгоняет.
— Люди говорят: «Бить, конечно, нельзя, но все же это дело семьи». Почему мы боимся вмешиваться?
— К сожалению, бытует такое мнение: «Моя хата с краю, ничего не знаю. Взрослые люди, сами должны разбираться». Или это воспринимается как стукачество. Только в крайнем случает соседи позвонят в службу опеки, а в большинстве случаев сделают вид, что ничего не заметили. И четких законов на этот счет, к сожалению, нет.
— Вы думаете, они возможны? Какому родителю это понравится?
— Думаю, они появятся. Я сужу по своей практике: за последние лет десять многое изменилось. Если раньше вообще эта тема была табуирована, то сейчас люди начали хотя бы говорить, выросло количество обращений детей и подростков — это статистика. Табуированность снимается, люди поняли, что можно и нужно идти за помощью.
Сын ударил отца по лицу что делать
Супервизор, отделение помощи семье и детям, Емельянова Людмила Николаевна
Дорогая Арина, спасибо, за то, что Вы обратились на наш сайт. Очень жалко, что Вы не можете прийти на личный прием, т.к. темы, которые Вы поднимаете в письме, желательно обсуждать при личном обращении. Но, тем не менее, мы готовы помочь Вам разобраться в Вашей ситуации.
1. Факт удара ребенка по лицу – это, конечно, факт жестокого обращения с ребенком. В связи с этим необходимо знать, что существует наказание за такое деяние: ст.ст.115 УК РФ (побои), 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию н/летнего, а именно активные действия физического характера). Кроме уголовной ответственности за допущенные деяния можно привлечь родителей (лиц их заменяющих) к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ. Также жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ: ст.69 СК РФ- лишение родительских прав, ст.73 СК РФ – ограничение родительских прав, ст.77 СК РФ – отобрание ребенка. Но самое главное, о чем надо помнить родителям, применяющим физическое наказание – это последствия, т.е. вред психическому здоровью ребенка. Помните:
2) Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить – это нормально и приемлемо (взрослый всегда пример).
3) Когда взрослый человек бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию ( эти чувства впоследствии могут сделать ребенка депрессивным и агрессивным).
2. Вы, Арина, пишите, что мальчик был в истерике, на что хочется сказать, что во многих капризах и шалостях ребенка часто повинны сами родители, потому что вовремя не поняли его; пожалели свои силы и время для общения с ним; стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения; стали требовать от него того, что он попросту не может дать – в силу особенностей возраста или характера. К этому можно добавить, что существуют возрастные нормы детских капризов. Они начинаются в 19 месяцев и заканчиваются до 3-х лет. Вашему мальчику 5 лет, и Вам нужно понаблюдать за сыном: как часто и по какому поводу у него возникает истерика, может это ответ на Ваши требования или проявления его характера, или он просто требует к себе внимания? В таком случае Вам есть смысл показать мальчика специалисту – психологу, который поможет Вам разобраться в индивидуальности Вашего сына. Было бы очень хорошо, если бы Вы приехали к нам, в «Огонек» (г.Томск, ул.Артема, 9).
3. Еще одна серьезная проблема, обозначенная в письме – это взаимоотношения между Вами и Вашим мужем. Вы задаете вопрос – разводиться? Мне не хочется думать, что Ваши отношения столь напряжены и конфликтны, если возник этот вопрос. Может, Вы просто хотите оградить ребенка от грубого воздействия отца? В любом случае, если Вы с мужем выясняете отношения в присутствии сына, возможно истерика ребенка – это ответная реакция. И об этом также можно проговорить при личной встрече.
С уважением и пожеланиями тепла и добра вашей семье, Емельянова Людмила Николаевна.