Сюрту де табль что это
Заметки искусство_еда
Page Summary
Словарь музейных вещей
« previous entry | next entry »
Dec. 16th, 2009 | 08:01 pm
il _ ducess дополнила «сермягу» и «скань»
Стенник
Первая четверть XVIII в.
Медь, выколотка
Спенсер, сплата, стакан, с теклярус, стенник, стилет, с тихарь, стопа, с траз, строфокамилово яйцо, стремешка, стукко, сулея, супервест, с усальное золото (серебро), с усек, с утаж, сутана, сюрту де табль, сюртук
Стакан – сосуд для питья спиртных напитков и других жидкостей. Тулово является основным и, как правило, единственным элементом; форма: цилиндрическая, коническая, бочкообразная, 6-12-гранная призма или усеченная пирамида (граненый стакан); иногда с расширением в верхней части; наружная поверхность корпуса часто имеет выступы, гранение или рифление, которое обычно не доходит до верхней кромки, образуя поясок. Ножка: встречается редко, очень короткая. Подставка: обычно отсутствует или слабо выражена (кроме стаканов на ножке), стакан опирается непосредственно на нижний срез корпуса, донное углубление встречается редко; в некоторых случаях, особенно у высоких стаканов, дно выполняется толстым («залив») для повышения устойчивости. Размеры: средние, вместимость 100-400 мл; обычно 200-250 мл; стаканы вместимостью 75-125 мл называют стаканчиками. Материал: бесцветное и окрашенное стекло, керамика, металлы и сплавы (олово, медь, алюминий, серебро, золото, мельхиор). Оформление: обычно простое или различные формы художественного декора. Лафитный стакан: небольшой, 150 мл, в XIX в. использовался для красных сухих вин типа лафита. Пуншевый стакан: большой, цилиндрический или слабоконический, 300-400 мл, в XIX в. использовался для пунша.
Стенник – осветительный прибор, навешиваемый на стену и имеющий вертикальную стенную часть в виде серебряного или медного щитка-отражателя, часто украшенного богатой чеканной работой с одним или несколькими рожками с подсвечниками. Дорогие серебряные стенники голландской и немецкой работы имелись в покоях царя Алексея Михайловича. В России широко использовались с первой половины XVIII в.
Стилет – (от итал. stilletto восходящ. к лат. stilus – острый инструмент) небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком.
Стихарь – (от греч. στιχος – стих, строка, прямая линия) нижнее облачение священников (подризник) и верхнее – диаконов, длинная до щиколоток рубаха с вырезом по горлу и с широкими длинными рукавами (у священников – с узкими). Стихарь знаменует ризу спасения и одежду веселия и означает чистую совесть, непорочную жизнь и духовную радость о Господе – непременные условия для принимающих участие в богослужении. Белый цвет стихаря (ранее был только льняным), означает чистоту помыслов священнослужителя. Цветные оплечья символизируют следы побоев, полученных Христом, а цветные ленты на рукавах и боках – напоминание о Его узах. Форма стихаря была заимствована христианской церковью с ветхозаветного хитона или подира (у первосвященников). Священник надевает стихарь на повседневную одежду, а диакон – на подрясник для совершения любого богослужения.
Страз – (от нем. Strass – по имени изобретателя, стекловара и ювелира конца XVIII в. Г. Страсса) имитация драгоценного камня, изготовляемая из свинцового стекла с добавление борной кислоты, придающей ему блеск. Наибольшую известность получили стразы из бесцветного стекла – под «бриллианты». «Изумруды» создавались путем включения во время плавления окиси хрома, «топазы» – окиси железа, «аметисты» – окиси кобальта. Имитация драгоценных камней стеклом восходит к глубокой древности и совершенствовалась с развитием стеклоделия. В первые века нашей эры были широко известны индийские поделки из стекла под камни, затем китайские и итальянские. Успех страз вызван качеством стекла. Отечественное производство страз началось в XIX в.
Строфокамилово яйцо – страусиное яйцо (или его имитация), украшенное драгоценной оплеткой и кистями, в декоре паникадила XVI – XVIII вв. Подвешивалось к нижнему завершению светильника или к рожкам.
Стремешка – (от рус. – стремя, в значении «тугой») узкая полоска из ткани или тесьмы, прикрепляемая к низу панталон или брюк для охранения их формы натянутой, продевалась под каблук обуви или под пятку ноги: то же, что штрипка (от нем. strippe – петля). Появилась в 1820-е гг. в связи с модой на длинные панталоны или брюки. Если стремешки делали из ткани брюк, то она пришивалась лишь с одной стороны, а с другой – крепилась крючками или пуговицами. Стремешка могла быть и из эластичной ткани. Стремешки или штрипки невозможно было скрыть из-за тогдашнего покроя брюк, поэтому их отсутствие рассматривалось как свидетельство небрежности или бедности. В первой половине XIX в. слова «стремешка» и «штрипка» бытовали в речи одновременно, но во второй половине XIX в. предпочтение стали отдавать слову «штрипка». Стремешки сохранились как необходимая деталь мужского туалета до середины 1890-х гг., пока на мужских штанах не появились манжеты, а позже заглаженные складки.
Стукко – (от итал. stuccare – отделывать) искусственный мрамор, материал из обожженного и измельченного гипса с квасцами и клеем, иногда с добавлением мраморной пудры. Применяется для декоративной отделки стен и архитектурных деталей. Стукко широко использовался в древнеримском искусстве, а также в искусстве Возрождения, барокко и классицизма (в России – с XVIII в.).
Сулея – винная фляга, полуштоф, обычно с цепью для привешивания к поясу.
Супервест – (франц.) короткая суконная безрукавка без воротника, с круглым вырезом для шеи, ниже пояса заканчивавшаяся вырезами в виде лепестков. Супервест был обшит галунами и украшен на груди в лейб-гвардии Кавалергардском полку Андреевской звездой, в лейб-гвардии Конном полку – золотым двуглавым орлом; надевался в этих полках при парадной форме на колет вместо кирасы.
Сусальное золото (серебро) – настоящее листовое (в отличие от творенного, т.е. стертого в порошок и смешанным со специальным клеющим составом). Традиционный способ изготовления сусального золота: золотой слиток золотобоец проковывал на вальцах или расплющивал молотком в тонкую ленту, которую разрезал на заготовки. Каждая заготовка многократно расковывалась острым молотком до предельной тонкости (предварительно уложенная в так называемую «снасть» – специально обработанную плевру из говяжьей печени), отжигалась и лощилась до блеска. Сусальное золото отделяли от «снасти», отрезали на замшевой подушке и собирали в книжку («золотник») по 60 листов, проложенных папиросной бумагой. Каждый «золотник» содержал по 1,05 г золота общей площадью 0,5 кв.м.
Сусек – ларь, в котором хранят муку, зерно.
Сутаж – (от франц. soutache) тонкий шелковый плетеный шнур, применяемый для отделки платья, украшения чего-либо.
Сутана – (от итал. sottana – ряса) ряса католического священника, верхняя длинная одежда, которая носится вне богослужения, но, в отличие от рясы, она в верхней части корпуса плотно прилегает к телу. В отличие от рясы православного священника, сутана подпоясывается поясом – цингулумом. Цвет сутаны зависит от иерархического положения священнослужителя. Низшие клирики носят сутану черного цвета, церковные чины – фиолетовую, кардиналы – красную, а папа римский – белую.
Сюрту де табль – (от франц. surtout de table ) столовый сервиз, предназначенный для украшения парадного стола и состоявший из нескольких элементов: зеркального плато с ажурным бронзовым бортом, конфектур, компотьеров с хрустальными чашами, канделябров, ваз нескольких размеров для цветов и фруктв с ажурными бронзовами корзинками. К вазам прилагались букеты искусственных цветов. Сюрту де табли стали особенно популярны в наполеоновскую эпоху во Франции. С 1840-х гг., с развитием новых эстетических воззрений, сюрту де табли меняют свой облик – исчезло плато, в декоре все большее место начал занимать фарфор.
Словари
СЮРТУ * surtout. Главным образом, по преимуществу. Летом на даче, зимой в губернском городе. Карты, спектакли, легкий флирт, сплетни surtout. Гарин-Михайловский Встреча.
СЮРТУ sur tout? Род рагу двоякаго приготовления, постнаго и скоромнаго. Сюрту постной, сюрту скоромное. 1795. Сл. пов. 6 128.
СЮРТУ См. Сюрту де табль.
Мужской длиннополый двубортный приталенный пиджак.
СЮРТУ́К и (прост. устар.) сертук, сюртука, муж. (франц. surtout-широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником. «Носил белые галстухи и табачного цвету длиннополые сюртуки.» А.Тургенев. «Ах, да я не тот сертук надел.» А.Островский. Военные сюртуки со стоячим воротником и закрытой грудью.
Предмет мужской одежды, представляющий собой длинный двубортный пиджак, обычно приталенного покроя.
Сюртук на молодом актере сидел отлично.
Мужская верхняя двубортная одежда в талию с длинными полами.
Из гроба тогда император, Очнувшись, является вдруг; На нем треугольная шляпа И серый походный сюртук. Лермонтов, Воздушный корабль.
сюрту́к и устарелое серту́к.
сюрту́к, сюртуки́, сюртука́, сюртуко́в, сюртуку́, сюртука́м, сюртуко́м, сюртука́ми, сюртуке́, сюртука́х
сущ., кол-во синонимов: 13
жакет, сюртучишко, вицмундир, пиджак, визитка, редингот, бекеша, сюртучок, лапсердак, фрак, чемара
Слово заимствовано из французского, где surtout восходит к новогреческому диалектному существительному со значением «накидка».
В современном литературном языке слово используется в значении «род длинного двубортного приталенного пиджака».
В «Воспоминаниях» Ю. К. Арнольда о сюртуке начала XIX в. говорится: «Сюртуков, в нынешнем смысле этого слова, тогда вовсе не существовало; то, что тогда именовалось surtout, действительно служило для надевания «сверх всего», следовательно соответствовало нынешнему пальто» (Русск. архив. 1891, № 7, с. 331).
Ср. у С. Т. Аксакова в «Истории моего знакомства с Гоголем» (М., 1890): «Сертук в роде пальто, заменил фрак, который Гоголь надевал только в совершенной крайности. Самая фигура Гоголя в сертуке сделалась благообразнее» (с. 16).
Выписки сохранились в рукописи на 2 листках. Печатается по рукописи.
СЮРТУК а, м. surtout m.
2. Женская одежда. Суртук бархатной гвоздишной, мех испушен рысью, суртук отласной китайской з золотом мех лисий. 27. 8. 1717. Сговорная грамота М. А. Новосильцевой за В. М. Шишкина. // Лихачев Акты 109. Еще скажу тебе новенькое о наших модах; ныне те ж французские уборщицы перекраивают на свой образец шугаи и называют их женскими сюртуками. И враг их угораздил делать их с высокими стоячими воротниками; посмотришь на женщину в модном сюртуке спереди, то лицо ее как будто из киоточки или из ящика какого выглядывает; а сзади все женщины в модном сюртуке кажутся горбатыми, какой бы стройный и складный стан не имели. Зритель 1792. // Сатир. журн. 294. Полуситца на сюртуки и юбки с шитьем на каждую девушку. 1792. Всеволодский Ист. театр. 429. Ноября 28 <1800 > Воспрещается ношение синих женских сюртуков с красными воротниками и белою юпкою. 1799. Нева 1993 11 96. Характерна графа об отпуске <воспитанницам танцевального класса по положению 1792 г.> материала на сюртуки и штаны и шелковые чулки. Видимо была какая-то особая форма: сюртуки и штаны. Никаких зарисовок этой формы не сохранилось. Борисоглебский 1938 44. Ср. Сюртучок.
СЮРТУК (фр. surtout). Верхняя мужская одежда, доходящая до колен.
Сюрту де табль что это
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
Арабесковый сервиз
Отношение к фарфору как к зеркалу государственности побуждало Екатерину Великую внимательно относиться к собственному российскому фарфоровому производству. В 1784 году по ее Высочайшему заказу на Императорском фарфоровом заводе был создан первый крупный фарфоровый ансамбль – «Арабесковый» сервиз.
Он использовался на официальных парадных приёмах и был рассчитан на 60 персон. Первоначально в его состав входило 973 предмета столового и десертного назначения. Свое название он получил по орнаментальным мотивам, повторяющим росписи фресок, обнаруженных при раскопках Помпей и Геркуланума. В античных мотивах росписей и строгих классицистических формах посуды этого дворцового сервиза нашли отражение и веяния новой европейской моды, и личные пристрастия Екатерины Великой, не любившей все, что было связано с Елизаветинским барокко.
Характерной особенностью Арабескового сервиза являются настольные украшения (Сюрту-де-табль) в виде «вереницы» аллегорических фигур, прославляющих Екатерину II и ее просвещенное правление, ее деяния и добродетели. «Бисквитное филе» (surtout de table) из девяти скульптурных композиций создано по моделям Жака-Доминика Рашетта, приглашенного на ИФЗ в 1779 году.
Часть аллегорических групп, расположенных вокруг своеобразного фарфорового памятника императрице, призвана была отметить главные завоевания екатерининского царствования – присоединение к России новых земель (композиции „Крым, или Таврис, под державою Екатерины II“, „Грузия под покровительством России“), обретение могущества на море и суше („Военная сила“, „Морская сила“). Другая часть скульптурных групп символизировала добродетели, необходимые для процветания государства, – благоразумное „Правление“, „Великодушие“, „Справедливость“ и „Человеколюбие“.
23 сентября 1784 года сервиз был представлен императрице в одной из комнат Зимнего дворца, а затем продемонстрирован иностранным министрам. Основная часть сервиза (181 предмет) находится в собрании Русского музея. Отдельные предметы представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Петергоф», ГМК «Кусково», ГИМ, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Конфектура и компотьер — забытые названия знакомых вещей
Чаще всего слова выходят из употребления вместе с предметами, которые они называли. Но бывает так, что слово ушло, а предмет остался, просто называется по-другому. Сегодня мы расскажем об интересных предметах столовой сервировки, которые используются в современном мире не так активно, но украшают стол и интерьер.
Автор статьи: Анна Бабина
Конфектура, она же плодоменаж
Геридон, плодоменаж и конфектура — это три названия одного и того же предмета, который хоть и не во всяком доме есть, не сдает своих позиций на праздничных столах уже многие годы. Конфектурой (от слова конфекты — сладости) называется этажерка из трех ярусов, скрепленная посередине металлическим стержнем.
На пышных застольях в XVIII-XIX веках каждый ярус конфектуры сервировался разными лакомствами: пирожными, цукатами, восточными сладостями.
Где мой компотьер?
А вот компотьеры встречаются довольно часто и в современных домах. Несмотря на кажущуюся очевидность, компотьер имеет мало общего с современном компотом — сваренными в жидкости фруктами и ягодами. Во времена балов и приемов компотьерами назывались вазы для засахаренных фруктов (которые как раз именовались компотами), кремов, желе и муссов. Сейчас компотьер — это любая ваза для фруктов.
Что налито в кумгане?
На своей родине, в Средней Азии, кумган — сосуд с узким горлом и изящным носиком — служил в основном для омовения рук. Европейцам кумган понравился, и они сделали его частым гостем на праздничных столах, используя его для подачи напитков: кваса, сока, компота.
Помандер или ароматница
Удивительно, но в XVIII-XIX веках запах еды во время пиршества считался неприличным. Именно поэтому на столы помещали помандеры (ароматницы) — сосуды для ароматических веществ, которые источали запах благовоний.
Возвращение бульотки
А вот бульотка — чайник с небольшой спиртовкой или свечой под донышком — снова начал использоваться в последние несколько лет в кафе и ресторанах. Горелка или свеча позволяют слегка подогревать жидкость, сохраняя тепло, вкус и аромат чая.
Сюрту де табль
Сюрту де табль — это фарфоровая или бронзовая скульптурная композиция, которая помещалась в аристократических и королевских домах в центр стола. Обычно сюрту де табль имел аллегорическое значение, прославлял добрые дела и успехи хозяина дома.
Тет-а-тет и солитер
Если выражение «тет-а-тет» известно многим, то «солитер» ассоциируется с алмазом или пасьянсом. Но в данном случае имеется в виду нечто другое. Тет-а-тет представляет собой маленький сервиз (обычно чайный или кофейный) для двоих, а солитер — это набор посуды для одного человека.
Террина
Терриной раньше именовалась супница с крышкой, в которой суп подавали на стол. Террина может быть как совсем небольшой (для одного гостя), так и крупной (для всех, кто сидит за столом).
Пашотница и коддлер
Пашотницей или коддлером называется специальное приспособление для приготовления яйца-пашот — яйца, приготовленного в кипятке без скорлупы.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!
«Сюрту де Табль». Скульптура Татьяны Изосимовой
Персональная выставка Татьяны Изосимовой представляет публике работы, созданные ею за последние три года. Их легко объединить в серию, хотя это и не входило в замысел художника. Их связывает устойчивый формальный мотив — совершенная по своим пропорциям женская фигура. В интерпретации автора на ней можно видеть сколы, придающие ей сходство с античными мраморами, дошедшими до нас поврежденными, но от этого ставшими еще более ценными. Но работы художника — отнюдь не подделка «под классику». Изосимова рассматривает человеческую фигуру как одно из абстрактных геометрических тел, подобных конусу или пирамиде, от которого можно отталкиваться в своих поисках идеального воплощения художественной идеи и которую можно деформировать в зависимости от творческой задачи. Таким образом, работы Изосимовой – синтез абстрактного по своей сути искусства и классического по форме материала.
В то же время, полностью уйти от изначально заложенного в изображении человеческого тела смысла автору не удается. Об этом говорят названия отдельных работ: наряду с традиционными для нефигуративного искусства «Тремя формами» или «Кругом», можно встретить скульптуры, озаглавленные «Одна», «Флора», или «Венеция». Они или продолжение античных аллюзий, или философские размышления на тему вечного одиночества человека.
Татьяна Изосимова родилась в Тюмени, закончила Тюменский институт дизайна — филиал Уральской архитектурно-художественной академии.
Ее работы выставлялись в Галерее «Центр современного искусства М’АРС», Галерее Карины Шиншиевой, в рамках Биеннале графического дизайна «Четвертый блок», Биеннале графического дизайна «Золотая пчела».
Произведения Изосимовой входят в собрание Сургутского государственного художественного музея, в частные коллекции в России, Японии, Италии и Австрии.
- Сюрстремминг что это такое фото
- Сюртук женский с чем носить