Т у судно черский и баржа фортуна чем занимаются
Из-за «Фортуны» трубоукладчик «Академик Черский» пришлось переделывать
Трубоукладчик «Академик Черский» проходит ходовые испытания и сможет начать достройку «Северного потока — 2» не раньше начала ноября. Общая задержка возобновления работ может быть связана с тем, что на судне пришлось устанавливать систему якорного позиционирования, которую сейчас и испытывают между Калининградом и Клайпедой. В Германии требуют, чтобы на мелководье в немецких водах Балтийского моря укладка газопровода велась судном с якорным позиционированием, а собственники подходящей для этого баржи «Фортуна» отказались участвовать в проекте. Она 10 месяцев простояла на базе «Северного потока — 2» в Германии, а в июле ее увели в начале в Росток, а потом — в Висмар.
Трубоукладчик «Академик Черский» ушел в район Калининграда в начале октября на ходовые испытания, которые продлятся две неделе. Об этом написал редактор польского издания BiznesAlert Мариуш Маршалковски со ссылкой на свои источники, которые также предоставили ему и фотографии судна. «Проверяется работа электронных систем и, прежде всего, установленных якорей для позиционирования корабля во время его эксплуатации. Всего на борту „Академика Черского“ установили восемь якорей. У каждого из них есть независимый генератор энергии, используемый для питания лебедок. Трубоукладчик будут сопровождать якорезаводчики, работа которых заключается в перемещении и правильной затяжке якорных цепей», — написал Мариуш Маршалковски. Он добавил, что после ходовых испытаний корабль должен вернуться в Мукран для завершения работ на борту. Они займут еще несколько недель, после чего «Академик Черский» сможет приступить к строительству «Северного потока — 2».
Иллюстрация: twitter.com.
Иллюстрация: twitter.com.
Иллюстрация: twitter.com.
Редактор BiznesAlert указывает на то, что ранее подобное переоснащение пришлось пройти трубоукладчику Audacia швейцарской компании Allseas — перед тем, как вести трубоукладку на мелководье Германии. Эта информация подтверждается на сайте самого судовладельца. В разделе проекта «Северный поток — 2», в котором компания участвовала до введения американских санкций, говорится, что немецкий регулятор запретил использование динамической системы позиционирования в водах глубиной менее 20 метров (около 75 километров маршрута). «Прошла модификация Audacia в баржу с якорным позиционированием для немецкого мелководья», — говорится в разделе особенностей, с которыми пришлось столкнуться Allseas при проведении работ по строительству балтийского газопровода.
На Audacia установили систему якорного позиционирования, когда с помощью якорей удерживают позицию судна. Иллюстрация: ovb-online.de.
До завершения двух ниток балтийского газопровода осталось достроить около 160 километров в датских и немецких водах. И около 20 километров по каждой нитке приходится на немецкие воды. А их глубина в районе работ, по карте Института исследований Балтийского моря им. Лейбница, составляет как раз до 20 метров.
С октября прошлого года в порту Мукран находилась трубоукладочная баржа «Фортуна», которая обладает системой якорного позиционирования. Это судно и могло выполнить такие работы в немецких водах. Очевидно, под нее в июле оператор Nord Stream 2 AG получил разрешение использовать судно с якорным позиционированием и в датских водах. Однако в том же месяце «Фортуну» неожиданно увели в порт Росток, а в августе официальный представитель АО «Межрегионтрубопроводстрой» заявил агентству РБК, что общество не собирается предоставлять трубоукладочную баржу «Фортуна» для достройки «Северного потока — 2». «Акционерное общество „Межрегионтрубопроводстрой“ (АО „МРТС“) не принимает и не намерено принимать участие в выполнении работ по укладке газопровода Nord Stream 2 в Балтийском море с использованием трубоукладочной баржи „Фортуна“ или иным образом», — сказал он и добавил, что общество не является собственником «Фортуны», а арендует судно по договору бербоут-чартера.
В результате трубоукладчик «Академик Черский» стал единственным кандидатом на достройку «Северного потока — 2» и на его борту, очевидно, пришлось устанавливать систему якорного позиционирования. Ранее больше спекуляций было вокруг системы динамического позиционирования, которую требовало Датское энергетическое агентство для работы в датских водах и которая изначально стояла на «Академике Черском».
Также на борту трубоукладчика за пять месяцев его стояния в Мукране должны были установить сварочное оборудование. Конкурс на эти работы «Газпром флот» завершил зимой, когда «Академик Черский» покинул Находку и отправился в Балтийское море.
Примечательно, что сейчас трубоукладчик находится между Клайпедой и Калининградом у Куршской косы, где глубина моря составляет, как и у немецких берегов, не более 20 метров. Там же, судя по данным навигационных порталов, находятся несколько судов снабжения. Одно из них — «Балтийский исследователь», которое принадлежит «Морспасслужбе» и уже участвовало в «Северном потоке — 2».
В «Газпроме» и Nord Stream 2 AG до последнего времени не комментировали подготовку к достройке «Северного потока — 2». Оператор проекта только сообщал, что вариант еще не выбран.
До завершения «Северного потока — 2» осталось уложить около 160 километров в датских и немецких водах. Из-за санкций США и их будущего расширения «Газпром» вынужден использовать российские суда. 1 октября Датское энергетическое агентство выдало последнее разрешение для запуска балтийского газопровода — на эксплуатацию.
«Это гонка между медленной трубоукладкой и медленным принятием санкционного законодательства», — сказал в конце августа американскому изданию The Foreign Policy управляющий директор консалтинговой компании ClearView Energy Partners Кевин Бук.
По его мнению, даже в одиночку трубоукладчик «Академик Черский» сможет достроить 160 километров газопровода в датских и немецких водах за около 110 дней, а закон об оборонном бюджете, в проект которого включили расширение санкций к «Северному потоку — 2», не будет подписан ранее декабря — не менее чем через 112 дней.
И снова наше дело — труба?
Сегодня по расписанию – война с Германией
За время правления президента-республиканца Дональда Трампа, кажется, многие поняли, что этого перезрелого ковбоя лучше всего, как дворового мальчишку, брать «на слабо». Совсем недавно сработало со сделкой ОПЕК с полным набором плюсов, а сейчас продолжает работать по второму «Северному потоку».
И Европа, вообще-то, должна быть особо благодарна Вашингтону за то, что всё, что сейчас творится с русским газом, происходит именно теперь, когда пандемия сбила цены, а отопительный сезон уже позади. Да, на повестке дня – коронавирус, карантин и самоизоляция, точнее, уже плавный выход из неё, как теперь всем понятно, что и плавный, и плановый. Но без газа европейцам оставаться всё равно не хочется.
Украина не просто так уже оперативно присоседилась к Венгрии, где газовая проблема вообще не стоит. Там премьер Орбан, которого иначе как агентом Кремля и диктатором уже никто не называет, давно получил от России и «Газпрома» что-то вроде золотой карточки, чем и пользуется.
При этом на европейскую газовую сцену попробовал, как чёрт из табакерки, выскочить маленький Катар, но у того уж очень большие трудности с доставкой на старый континент. Примерно такие, как у США с альтернативным СПГ, под приём которого просто катастрофически не хватает портовых терминалов, строить которые намного дольше и дороже, чем Nord Stream 2.
Германия же, ничуть не забывая о своей роли лидера ЕС, ввязалась в тяжёлое противостояние с США. От них Европе, извините за повтор, ещё долго не стоит ждать сколько-нибудь масштабных поставок СПГ. Власти федеративной республики, по всем признакам, настроены отстаивать своё почти эксклюзивное право на Nord Stream 2 до последнего.
Американские политики в ответ устроили Берлину мощный прессинг. Тон среди них задаёт небезызвестный лоббист Тед Круз – сенатор от штата Техас, не так давно соперничавший с Трампом за право избираться в президенты от Республиканской партии. Санкциями из-за океана грозят просто регулярно, и совершенно явно приложили руку к тому, чтобы Федеральное сетевое агентство ФРГ отклонило заявку на освобождение газопровода «Северный поток 2» от действия Газовой директивы ЕС.
Напомним, что решение сетевого агентства оказалось полной неожиданностью для федерального правительства, открыто выступившего в поддержку Nord Stream 2.
В Берлине признавали, что им неизвестны детали строительства, опасались задержек, но в ответ на давление Вашингтона отметили, что принципиально отвергают экстерриториальные санкции США, но не собираются выставлять счёт Вашингтону за замедление хода строительства.
С датским приветом и польским dziękuję
Как только российский трубоукладчик «Академик Черский» наконец добрался до немецкого порта Мукран и занялся подготовкой технологических мощностей к работе на Nord Stream 2, всплыли датские и польские следы. Тоже проспонсированные Вашингтоном.
О датских препонах строительству, которые уже удалось преодолеть, мы писали на страницах «Военного обозрения»: «Датские газовые игры. «Северный поток 2» ставят в очередь». А вот польские газовые проблемы обострились совсем недавно, когда «Газпром» прекратил транзит голубого топлива через эту страну. Ответом Польши, вряд ли адекватным, стало раздувание шумихи вокруг альтернативного проекта Baltic Pipe.
Имея за спиной беспрецедентную поддержку из Вашингтона, польские политики из числа русофобов дошли до крайностей. Начав с формирования блока недовольных стран с участием стран Балтии, Украины, во главе, конечно же, с Польшей, договорились до того, что Nord Stream 2 может стать причиной войны, когда Россия начнёт наступление на Украину.
Хорошо ещё, что об этой жутковатой сентенции премьера Матеуша Моравецкого помог немного забыть коронавирус. Впрочем, заявления о том, что «Северный поток 2» — это не иначе как «убийца Украины», можно услышать и во время самоизоляции и карантина, причём не только из польских уст. Кто-то из экспертов очень верно называл Baltic Pipe всё той же польской песней о главном: как бы навредить России.
Сегодня же и поляки, и датчане вдруг вспомнили о том, что на дне Балтики лежат сотни, а то и тысячи мин со времён Второй мировой войны. Что мол, делает прокладку оставшихся труб не то что сложной, а невозможной. Забыв при этом, что Россия буквально только что накопила неоценимый опыт очистки морского дна при строительстве Керченского моста.
Между тем никакой альтернативой — ни по мощностям, абсолютно несопоставимым, ни по маршрутам, — польская труба «Северному потоку 2» быть не может. К тому же из-за того, что при любом раскладе Nord Stream 2 будет проложен раньше, чем Baltic Pipe, прокладку газопровода в Норвегию, точнее, из Норвегии, так или иначе придётся согласовывать с «Газпромом» и его партнёрами по проекту.
Монополистам не обязан. Ничем
Общий бизнес легко делает союзниками даже самых непримиримых врагов. Правительство федеративной республики регулярно напоминает всем противникам проекта о том, что в нём доля российского газового концерна отнюдь не монопольная. Хотя именно «Газпром» на данный момент и обеспечивает 100-процентную подачу голубого топлива в трубу. Однако кто сказал, что такой расклад – это навсегда?
Летом 2019 года на одной из газовых конференций по этому поводу выступили представители российской компании «Новатэк», которая много лет борется с неограниченным экспортным приоритетом «Газпрома». Они сделали сразу два оригинальных предложения на тот случай, если Nord Stream 2 будет противоречить европейскому антимонопольному законодательству.
Первое – разрешить заполнять трубу также и «Новатэку» (а как же иначе! – Авт.), и второе – строить на входе в большую трубу терминал для приёма СПГ. В ответ на вопрос, куда в таком случае девать лишний газпромовский газ, было сказано: раскидать по России и Прибалтике. Тем более что там избытка голубого топлива до сих пор не наблюдается.
Понятно, что в материалы конференции сообщение, сделанное на одной из локальных сессий, не попало. Но осадок, кажется, никуда не делся. Тем не менее, как раз здесь будет уместно напомнить, что у проекта Nord Stream 2 есть не только немецкий оператор – компания с приставкой AG к основному имени, но и сразу несколько партнёров.
Не российских, заметьте. Это немецкие компании Wintershall и Uniper, австрийская OMV, французская Engie и англо-голландский нефтегазовый гигант Shell. Никто из членов консорциума ни на одной из стадий его реализации не скрывал своей готовности к более тесному сотрудничеству с российским газовым гигантом.
Причём речь не раз заходила о том, чтобы воплотить в жизнь давнюю идею взаимного вхождения этих компаний в капитал друг друга. Характерно, что главным препятствием для этого всегда служило российское законодательство, которое по-прежнему стоит на страже естественного монополизма «Газпрома».
Упёртые рыночники по этому поводу не устают повторять, что это в России монополизм «Газпрома» — естественный. Не кажется ли вам, что как раз это и значит, что проблему необходимой демонополизации проекта можно решить сугубо рыночными методами.
Читатель вправе спросить: какими? На данный момент оператору газопровода, упомянутой выше германской компании Nord Stream 2 AG, рекомендовано зарезервировать под альтернативных поставщиков как минимум 50% мощности газовой магистрали. Альтернативных поставщиков придётся либо искать, либо как-то выделять, что опять же противоречит российскому законодательству.
Но даже самый строгий закон – не догма, если очень нужно, надо менять. Тем не менее, на какое-то время «Газпрому» придётся принять европейские правила игры и поставлять через трубы Nord Stream 2 вместо проектных 55 млрд. только 27,5 млрд. кубометров голубого топлива в год.
Похоже, что в условиях глобального падения и спроса и цен на углеводородное сырьё такая перспектива – далеко не самое страшное. Тем более что трубы ещё всё-таки надо проложить. Но по этому поводу есть совсем неплохие новости.
«Академик Черский» получил подкрепление
На днях стало известно, что уже два российских корабля пришли в немецкие территориальные воды, в непосредственной близости с незавершённым участком Nord Stream 2. К трубоукладчику «Академик Черский», который проделал больше половины кругосветного путешествия, когда «Газпрому» даже пришлось отказаться от идеи вести судно через Суэцкий канал и Гибралтарский пролив, присоединилась баржа «Фортуна».
Эта трубоукладочная баржа принадлежит российской компании МРТС – «Межрегионтрубопроводстрою», работавшему под водой даже в Арктике. Если корабли «Академик Черский» и «Фортуна» смогут приступить к работе без задержек, есть возможность закончить строительство Nord Stream 2 уже осенью 2020 года.
Судя по всему, в ближайшее время надо ждать каких-то подвижек в ситуации с европейской Газовой директивой, а также новых сюрпризов от США и их союзников. Ведь запуск Nord Stream 2 даже в половинной мощности при упавшем спросе может избавить «Газпром» от необходимости торговаться за транзит газа через территорию Украины
Обоим кораблям предстоит переоборудование для того, чтобы иметь возможность работать с трубами нужного диаметра. У «Газпрома» и его партнёров ещё есть огромное преимущество по времени, по сравнению с теми же американцами, благодаря тому, что все трубы, необходимые для достройки Nord Stream 2, уже находятся на терминалах порта Мукран.
Магистраль Nord Stream 2 включает две нитки газопровода из России через Балтийское море в Германию. Общая его мощность должна составить 55 миллиардов кубометров газа в год. На данный момент по проекту уложено более 2300 км труб из примерно 2460 км, то есть 94 процента от общей его протяженности.
Заявка, необходимая для вывода проекта из-под Газовой директивы ЕС, была подана участниками в Федеральное сетевое агентство задолго до окончания прокладки труб. Однако рассмотрение её неоднократно откладывалось. Регулятора в настоящее время не устраивает российская монополия на поставки газа, о которой, впрочем, не должно быть речи с учётом участия в проекте сразу нескольких международных сырьевых компаний.
Арендатор «Фортуны» не будет участвовать в стройке Nord Stream 2
Российская компания «Межрегионтрубопроводстрой» не намерена предоставлять трубоукладочную баржу «Фортуна» для достройки российского экспортного газопровода «Северный поток-2» (Nord Stream 2), ставшего мишенью американских санкций. «Акционерное общество «Межрегионтрубопроводстрой» (АО «МРТС») не принимает и не намерено принимать участие в выполнении работ по укладке газопровода Nord Stream 2 в Балтийском море с использованием трубоукладочной баржи «Фортуна» или иным образом», — сообщил РБК официальный представитель компании.
В МРТС уточнили, что компания никогда не являлась собственником баржи «Фортуна». «АО «МРТС» не является собственником указанного судна, а арендует его по договору бербоут-чартера для использования в других проектах», — следует из комментария компании.
Бербоут-чартер (понятие определено в Кодексе торгового мореплавания России) предусматривает, что судовладелец за определенную плату и на определенный срок передает судно фрахтователю во временное пользование и владение без экипажа.
Кто может достроить Nord Stream 2
Баржа «Фортуна», которая (по данным сервиса Marine Traffic) сейчас находится в немецком порту Росток, называлась аналитиками (например, отраслевым изданием ICIS, аналитической службой Platts Analyitcs и др.) как один из кандидатов на достройку «Северного потока-2», приостановленную в декабре 2019 года из-за американских санкций. В конце прошлого года конгресс США принял закон, угрожающий вторичными санкциями против собственников судов — трубоукладчиков Nord Stream 2. Сразу после этого морское строительство газопровода свернула швейцарско-голландская фирма Allseas.
Так, издание ICIS писало 6 июля, что если в достройке газопровода будут участвовать «Фортуна» и трубоукладчик «Академик Черский», то финальные работы могут занять около 53 дней.
Представитель МРТС говорит, что компания принадлежит «частным лицам», но их имена не раскрывает. По данным СПАРК, 100% АО «Межрегионтрубопроводстрой» принадлежало «МРТС Холдингу», но еще в ноябре 2011 года доля холдинга снизилась до 5%. Другие совладельцы компании не указываются. У «МРТС Холдинга», в свою очередь, три совладельца — Валерий Коликов (80%), Александр Коликов (10%) и Владимир Дурнин (10%).
Если «Фортуна» не участвует в достройке «Северного потока-2», не ясно, кто будет укладывать трубы на оставшемся датском морском участке. Единственным подходящим кандидатом остается трубоукладчик «Академик Черский» (такую возможность допускал министр энергетики Александр Новак еще в декабре 2019 года). В июне принадлежащая «Газпрому» проектная компания Nord Stream 2 (строит одноименный трубопровод) попросила Датское энергетическое агентство (DEA) разрешить использовать при строительстве не только судно (или суда) с динамической системой позиционирования (как «Академик Черский»), но и суда с якорной системой позиционирования (как «Фортуна»).
При этом Nord Stream 2 никогда не называл конкретные суда, которые могут участвовать в достройке газопровода, после того как из строительства вышла Allseas. И «Академик Черский», и «Фортуна» в последние месяцы стояли в немецком порту Мукран, логистическом хабе проекта.
«Мы своевременно проинформируем о наших планах и возобновлении работ», — ответила пресс-служба Nord Stream 2 на запрос РБК во вторник, 4 августа.
Кто владеет судном
«Фортуна» по состоянию на 30 июля числилась в составе флота МРТС, следует из снимка страницы сайта компании в Google Cache (сохранен у РБК), но сейчас это судно там не указано. «ТУБ «Фортуна» — это якорная баржа с 12-точечной системой позиционирования для строительства морских подводных трубопроводов», — говорилось на сайте МРТС.
Проектная компания Nord Stream 2 в ноябре 2019 года указывала на своем сайте, что судно «Фортуна» компании МРТС уложило первые 13 км обеих ниток газопровода от российского берега. В выписке из Российского международного реестра судов указано, что владельцем баржи «Фортуна» является «Межрегионтрубопроводстрой».
Однако в МРТС сообщили, что с точки зрения Кодекса торгового мореплавания России в качестве владельца судна в судовом реестре может быть указано лицо, лишь эксплуатирующее судно. ООО «МРТС Морские проекты» действительно участвовало в строительстве российской части «Северного потока-2», но больше в проекте не участвует и достраивать не собирается, сказал представитель МРТС.
В 2010 году гонконгская газета South China Morning Post писала, что собственником зарегистрированной в Гонконге баржи «Фортуна» является люксембургская компания Maritime Construction Services (MCS), связанная с некой «российской офшорной компанией». Трубоукладочная баржа «Фортуна» по-прежнему упоминается на нидерландском сайте MCS, из чего следует, что эта компания остается собственником судна.
У судов — потенциальных участников Nord Stream 2 меняются владельцы
Nord Stream 2 до сих пор не возобновил строительство газопровода в водах Дании (там осталось достроить около 6% трубы), хотя, по решению Датского энергетического агентства (DEA), может начать строить с 3 августа 2020 года. Месяцем ранее датский регулятор разрешил Nord Stream 2 укладывать трубы с использованием судна с якорной системой позиционирования, а не только судов с динамической системой позиционирования, как было разрешено ранее.
У «Академика Черского» недавно сменился владелец: «Газпром флот» (дочернее предприятие «Газпрома») вывел из своего состава этот трубоукладчик и еще два судна снабжения. В конце июля РБК сообщал, что «Академик Черский» больше не принадлежит «Газпрому»: судно находится в собственности АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд» (СТИФ), а этот фонд во втором квартале перестал входить в группу «Газпрома», следовало из его материалов. Кто является конечным бенефициаром СТИФа, неизвестно.
Аналогично два судна снабжения («Остап Шеремета» и «Иван Сидоренко»), ранее входившие в эксплуатационный флот «Газпром флота» и способные помогать в достройке Nord Stream 2, теперь принадлежат АО «Нобилити», чьи текущие собственники не раскрываются (учредителями компании были структуры «Газпрома»).
В июле Госдепартамент США изменил свое публичное руководство по применению Статьи 232 закона CAATSA, распространив ее действие на проект Nord Stream 2. Теперь американские санкции грозят иностранным компаниям, инвестирующим в «Северный поток-2». Кроме того, в обе версии законопроекта о бюджете Пентагона, принятые в палате представителей и сенате США, вошли предполагаемые дополнительные санкции против компаний, предоставляющих суда для строительства Nord Stream 2.
Забытый «Черский», усталая «Фортуна». Июльские хроники «Северного потока»
Без оглядки на нефть
1–5 июля 2021 г. Нефтяной рынок отреагировал на отмену министерской встречи ОПЕК+ 5 июля очень неоднозначно. Скачка цен не случилось, но и тенденция на снижение не наметилась.
Поначалу все усилия США устранить противоречия между Саудовской Аравией и ОАЭ не увенчались успехом. К тому же более отчётливой стала необходимость учитывать прибавку в добыче, а главное – в реализации в обход санкций излишков иранской нефти.
Однако уже 18 июля участники нефтяной сделки согласовали компромиссное решение по плавному возвращению к докризисным объёмам добычи нефти в период до 2023 года. В Минэнерго США отметили по этому поводу, что вместе с увеличением добычи сланцевой нефти в США это вновь приведет к росту запасов нефти в мире и снижению цен.
Тем временем в строительстве «Северного потока-2» был пройден ещё один важный психологический рубеж – осталось уложить менее 50 км труб. Трубоукладочная баржа (ТУБ) «Фортуна» снова вела укладку труб на высокой скорости, а краново-монтажное трубоукладочное судно КМТУС «Академик Черский» изготовилось к переходу в воды исключительной экономической зоны Германии.
В то же время первые 50 км труб были уложены в Балтийском море на строительстве магистрального трубопровода Baltic Pipe, который некоторые называют конкурентом потока.
Baltic Pipe идёт из Дании в Польшу с пересечением обеих «Северных потоков», но сильно уступает по мощности каждому из них. Часть отрезка Baltic Pipe на суше в Дании по-прежнему заблокирована, начало её строительства ожидается весной 2022 года.
На газовых перекрёстках
9 июля. ТУБ «Фортуна» продолжала строительство газопровода в ИЭЗ Дании.
КМТУС «Академик Черский» оставался в режиме ожидания, но с 17 июля начал строить отрезок первой нитки «Северного потока-2» длиной в 2,6 км в ИЭЗ Германии.
11 июля. Исполнительный директор оператора проекта по строительству газопровода – компании Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг сообщил в интервью газете Handelsblatt, что строительные работы на «Северном потоке-2» будут завершены в августе 2021 года.
Он отметил, что строительство газопровода завершено на 98 %, и ещё около трёх месяцев потребуется на сертификацию и проведение тестов. По второй нитке этот процесс уже начался.
12 июля. К строительству газопровода Baltic Pipe присоединилось трубоукладочное судно Castoro Sei, которое вошло в территориальные воды Дании к западу от о. Борнхольм. В то же время судно Castorone продолжило строительство в ИЭЗ Швеции.
Полупогружное трубоукладочное судно Castoro Sei компании Saipem – подрядчика по строительству морского участка Baltic Pipe, прибыло к месту работ 9 июля 2021 года. Известно, что газопровод Baltic Pipe в водах Дании и Польши имеет два сложных подводных перехода: через две нитки – действующего «Северного потока» и две нитки – строящегося «Северного потока-2».
13 июля. ТУБ «Фортуна» миновала район пересечения «Северного потока-2» с газопроводом Baltic Pipe. Участок вдоль трассы первой нитки протяжённостью 2,376 км был преодолён за четверо суток. Причиной снижения темпов работ в очередной раз стали погодные условия.
К середине июля оставалось уложить чуть более 40 км труб первой нитки, из них «Фортуне» – около 25 км в ИЭЗ Дании и 13 км в ИЭЗ Германии, «Черскому – не более 2,6 км в ИЭЗ и германских территориальных водах.
19 июля. Работы по строительству «Северного потока-2» приостановились, но КМТУС «Академик Черский» с опозданием на одни сутки прибыл на место завершения укладки в ИЭЗ Германии. Это означало, что возобновляются работы на двух участках одновременно, что и произошло 22 июля.
Российские трубоукладчики в это время находились на расстоянии 32 км друг от друга.
26 июля. Расстояние между российскими трубоукладочными судами сократилось до 27 км. КМТУС «Академик Черский» уложило уже более 2 км из 2,6-километрового отрезка «Северного потока-2» в ИЭЗ Германии. ТУБ «Фортуна» в ИЭЗ Дании приближалась к точке пересечения с газопроводом «Северный поток».
27 июля. КМТУС «Академик Черский» завершило укладку труб на 2,6-километровом участке в ИЭЗ Германии, и 29 июля покинуло этот район. ТУБ «Фортуна» готовилась к строительству перехода через две нитки действующего газопровода «Северный поток».
В то же время трубоукладчик Castorone итальянской компании Saipem, работающий на газопроводе Baltic Pipe к югу от о. Борнхольм, уже пересёк «Северный поток».
Во что обходятся санкции
Перед строителями «Северного потока-2» уже не ставится задача построить его как можно скорее. Возможно, есть планы отчитаться непосредственно перед выборами – и в российскую Госдуму, и в немецкий Бундестаг.
И в Германии, и в России правящие партии вряд ли рассчитывают набрать за счёт потока много «лишних» голосов, тем более что сам по себе проект не сулит конкретных выгод. Но продемонстрировать свою политическую стойкость и мощь индустрии он, разумеется, поможет.
Поможет и тем, и другим. При этом не стоит забывать, как был смазан эффект от сообщения российского президента о завершении трубоукладки второй нитки из-за того, что ТУБ «Фортуна» запоздала завершить так называемый захлёст.
По оценке Маттиаса Варнига (на фото), который весьма убедительно доказал свою роль ключевого топ-менеджера проекта, санкции США стоили проекту задержки в полтора года и спровоцировали удорожание в трехзначном миллионном порядке. Перед оператором проекта сейчас стоит цель – уже в 2021 году принять газопровод в эксплуатацию.
В то же время руководитель компании-оператора не сомневается, что транзит российского газа по газотранспортной системе Украины в Европу будет продолжен в 2024 году. То есть даже после истечения заключенного в конце 2019 году пятилетнего контракта, как часть путей транспортировки российского газа.
Санкционное давление США существенно отразилось на стоимости амбициозного проекта, что в итоге уже привело к значительному росту мировых цен на газ. Причём это произошло вопреки традиционной зависимости газовых котировок от цен на нефть, которые, как известно, в последние месяцы достаточно стабильны.