Табанить веслом что это
1) Существующая этимология
а) Словарь Академии Российской 1789 г.
Таваню, таванишь, таванить. Речение гребецкое. Гребу веслом с одной стороны в противную сторону судовому ходу, чтоб тем скорее поворотить судно. Правая сторона греби, левая тавань.
б) Толковый словарь В. Даля, 1863-1866
Табанить, морское и речное таванить и ошибочно таланить, грести обратно, от себя, подвигаясь кормою вперед, или для завороту. Правая греби, левая табань!
г) Этимологический словарь Макса Фасмера
Табанить, таванить «грести назад, поворачивать лодку, загребая веслом только с одной стороны», арханг. (Подв.), колымск. (Богораз). Распространение этого слова делает сомнительным объяснение из манси touam, touantam «грести» (Калима, МSFOugr. 52, 96; Эймя, Мél. Мikkola 414; Кальман, «Асtа Lingu. Hung.» 1, 264).
2) Применение термина в русском языке
а) Национальный корпус русского языка
* В. В. Крестовский. Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных. Ч. 6 (1867): «Да вы, я вижу, совсем не трус-таки. ― Немножко нет. ― Табань, Казимир! Заворачивай в арку. И шлюпка круто врезалась в воду канала».
* П. И. Мельников-Печерский. На горах. Книга первая (1875-1881): » 113. Табанить, таванить, нередко таланить ― грести веслом назад».
* Б. С. Житков. Черная махалка (1925): «Косой притабанил* и выхватил махалку из воды. * Табанить ― грести назад. И вот, когда он махалку схватил, тут у меня как что внутри как будто стало и закрепло.
а) На реке Днепр до 1930-х годов был остров Тавань, который ныне затоплен. Был расположен между современной Каховкой и Бериславом (с XVI века — османская (турецкая) крепость Кизи-Кермен на Днепре), в этом месте была старинная Таванская переправа. См. Википедия/Тавань; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B2%.
* Название зафиксировано на Генеральной карте Украины французского инженера Боплана 1648 г.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a.
* На Карте, представляющая Крым и степь Крымскую, сочиненная Шмидтом 1777 г.
в) Гийом Левассер де Боплан. Описание Украины, 1650 г.
http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Boplan4/text1.
Между Носоковкою и Русским берегом протекает рукав Днепра, называемый Космаком. Там скрываются казаки, при выходе в Черное море, из опасения, чтобы не открыла их Турецкая стража, которая постоянно находится близ развалин Исламова Городка, на рукаве Таване. Чрез рукав Таван пролегает главная Татарская переправа, потому что Днепр не разделен там островами, имеет в ширину не более 500 шагов, Русский берег его высок и крут, а Татарский низменный, составляет остров Таван, который впрочем не подвержен наводнению. Полезно было бы на этом острове выстроить крепость, которая обуздывала бы казаков и препятствовала бы им выезжать в море. Днепр течет, не разделяясь на рукава, еще две мили, а далее вновь разливается и образует многие острова.
Остров Таван имеет 2 мили в длину и 1/3 мили в ширину. Река, протекающая между ним и Татарским берегом, как мы уже сказали, называется Конскими водами; ее можно переходить в брод, исключая время разлития, когда потопляется западная часть острова.
3) Обобщение и вывод
б) Специальный гребной термин
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни = ТАБАНИТЬ, ТАВАНИТЬ = ТАБА+НИТЬ, ТАВА+НИТЬ.
Корни
* ТАБА, ТАВА = ивр. ТАВА תֵּבָה ковчег (Ноя), судно, лодка.
* НИТЬ = ивр. НАТА נָטָה сворачивать, поворачиваться; формы: НЕТЕ נְטֵה свернуть в сторону, НИТЕ נִטֶּה свернуть (в сторону).
Общий вид
русск. ТАБАНИТЬ, ТАВАНИТЬ = ТАБА+НИТЬ, ТАВА+НИТЬ = ивр. ТАВА תֵּבָה ковчег (Ноя), судно, лодка + НЕТЕ (НТЕ) נְטֵה свернуть в сторону; НИТЕ נִטֶּה свернуть (в сторону). Т.е. осуществить поворот судна, лодки.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 511 (тева), 304 (ната).
б) Библейский образ
* Бытие 6:14: «Сделай себе ковчег (ТЕВА) из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи».
* Числа 20:17: «позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей твоих; но пойдем дорогою царскою, не своротим (НИТЕ, от НАТА) ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих.
* 2 Царств 2:21: «И сказал ему Авенир: уклонись (НЕТЕ, от НАТА) направо или налево, и выбери себе одного из отроков и возьми себе его вооружение. Но Асаил не захотел отстать от него».
Таким образом, выделив в термине «таба+нить, тава+нить» корни библейского иврита, мы установили, что термин означал поворот или остановку весельного судна. Общий служебный термин, скорее всего, оформился в начале XVIII века в ходе строительства русского галерного флота, в европейских языках подобного нет.
Табанить веслом что это
Это произошло несколько лет назад. Солнечным ветреным днем бывший базовый тральщик «Москва», давно списанный с военной службы и начисто лишившийся всех своих тралов и вооружения, ходко шел в нейтральных водах Черного моря, направляясь к берегам гостеприимной Болгарии.
Солнце уже заходило, когда на встречном курсе показался греческий сухогруз, шедший в один из наших кавказских портов. Когда суда поравнялись, произошел традиционный диалог с помощью международного свода сигналов.
— Название вашего судна?
После этого сигнальщики на «греке» озадаченно смолкли. Очевидно, на сухогрузе решили, что их разыгрывают. Это и понятно. Людям, мало знакомым с нашей страной, но хорошо знающим, что Москва лежит в глубине континентальной части страны, трудно было себе представить такое необычное путешествие: от «сухопутной» советской столицы по Москве-реке, Волге, Дону, водохранилищам через десятки шлюзов и портов в Азовское и Черное моря.
Но вот «грек» пришел в себя, и пестрые цветастые флаги — очередной вопрос — захлопали на упругом ветру.
— Кто владелец судна?
— Передавайте, — приказал стоявший на капитанском мостике командир похода, — ученики 7–9-го классов, курсанты Московского клуба юных моряков.
Больше с иностранного теплохода вопросов не последовало. Видимо, прочитав последний ответ, нам просто не поверили и решили, что их разыгрывают: «Разве обыкновенные мальчишки могут быть владельцами большого морского судна?!»
Могут! И даже не одного судна, а целой флотилии, которая уверенно бороздит воды не только внутренних акваторий, но и совершает заграничные плавания, навещая своих многочисленных иностранных друзей.
Сегодня к нашему клубу (его полное название — Московский клуб юных моряков, речников и полярников, сокращенно КЮМРП) приписан красавец теплоход «Сайма», а также немало других кораблей: наш старый флагман — базовый тральщик «Москва», морские охотники, катера, шверботы, двадцать шлюпок…
Но это сегодняшний день. А начинался наш клуб больше 25 лет назад.
Пожалуй, об этом стоит рассказать подробнее, потому что каждый год то в одном, то в другом уголке нашей огромной страны возникают новые и новые клубы юных моряков, и опыт «первопроходцев» (в свое время наш клуб был первым в Москве) может пригодиться тем, кто сегодня ищет свою дорогу в океаны и моря.
Все началось с того, что группа мальчишек с помощью директора детского парка Москворецкого района М. Г. Фастовского организовалась в самодеятельный морской кружок. Вообще говоря, готовить юных моряков никто Михаилу Григорьевичу в обязанность не вменял. Бывший преподаватель истории, он взялся за эту работу исключительно по собственной инициативе.
С чего начинается моряк? С дела. С конкретного практического дела. Тельняшки, бескозырки, лихие матросские песни, свист ветра в снастях — это все будет потом, если хватит мужества проявить настойчивость и упорство, не свернуть с избранного пути.
Кружок образовался зимой и, наверное, не дожил бы до весны, если бы сразу не принялся учиться, работать, постигать азы трудного морского дела. За окнами падал снег. Метель крутила свою белую карусель. Химкинское водохранилище, скованное льдом, пестрело фигурами лыжников и рыбаков, а ребята, мечтая о первом самостоятельном плавании, вязали хитроумные морские узлы, зубрили семафорную азбуку, изучали устройство шлюпки и корабля.
До будущих белоснежных лайнеров оставалось еще жить много лет, а пока в нашем распоряжении находилось лишь два дряхлых шестивесельных яла. Плавсредствами их трудно было назвать даже с большой натяжкой: они не столько плавали, сколько тонули.
Привести ялы в готовность оказалось делом нелегким. И кружковцы, и их преподаватели-общественники имели очень приблизительное представление о том, как нужно ремонтировать гребные шлюпки. Многим пришлось учиться орудовать топором и пилой, постигать столярное, плотницкое и боцманское ремесла.
Все было. Мозоли и шишки.
Не все смогли это одолеть. Из ребят, которые остались, каждый стоил троих. И работа медленно, неверно стала вновь набирать ход.
Ялы приобретали новый вид. Светились оструганным деревом. Сверкали свежей краской. И чем меньше времени оставалось до окончания ремонта, тем чаще мы поглядывали на воду, копались в лоциях, обсуждали маршруты первых походов по Московскому и Рыбинскому морям.
«Опасное дело вы затеяли, — пугали нас скептики и маловеры. — Вода есть вода. А у вас утлые посудины и команда из новичков. А штормы, швартовки, отмели, водовороты, подводные камни. Одумайтесь, а то как бы не пришлось потом пожалеть!»
Но мы уже крепко поверили в наших ребят. Их ладони, задубевшие от топоров и пил, теперь крепко держали канаты и весла. И мы не обманулись в своих надеждах. Первые плавания по водохранилищам удались на славу, стали настоящим посвящением в моряки. Домой ребята привезли такие богатые впечатления, что по одним их лицам было видно — ребячьему флоту быть! Клубу юниоров быть!
Давно уже появились у нас настоящие корабли, но шлюпка — самое первое судно моряка — до сих пор занимает почетное место в обучении юниоров. Ведь шлюпка — это отличное знание морского дела, сильные руки и устойчивое дыхание, дружба с солнцем, ветром и волной.
И конечно же, это богатство эмоций, знакомство с новыми местами, возможность проверить себя на крепость, удивительные приключения на воде.
Однажды был такой случай. Пятьдесят наших воспитанников, совершая дальний шлюпочный поход, шли вдоль берега, когда кто-то тревожно воскликнул:
— Ребята! Смотрите! Пожар!
Взоры всех гребцов мгновенно обратились к совхозным постройкам, над которыми столбом уже закручивались дым и огонь. «Навались!» — раздалась громкая команда, и упругие весла дружно ударили по воде.
На учебных занятиях ребята не раз отрабатывали действия по тревоге. Постепенно они научились работать без растерянности и суеты, твердо усвоили свои обязанности, но одно дело — тревога учебная и совсем другое — настоящий пожар.
Мальчишки не подкачали. Стремительно высадившись на берег, юнморовский десант с ходу атаковал огонь. Схватка была трудной и длилась несколько часов. И все это время вместе со взрослыми наши воспитанники неутомимо укрощали разбушевавшийся огонь. В итоге совхозное добро было спасено, а вся наша «полусотня» решением ЦК ЛКСМ Латвии, на территории которой случилось это происшествие, была награждена почетными грамотами.
Несколько лет ушло у нас лишь на то, чтобы небольшой морской кружок приобрел новый статут — стал самостоятельной внешкольной организацией Мосгороно.
Но не только этим скромным успехом ознаменовалась наша жизнь. Нас узнали. К нам привыкли. Нам симпатизировали. У нас появились шефы, которые нам активно помогали.
Давно ушли в прошлое времена, когда несколько шлюпок составляли весь наш флот. За прошедшие годы лаги юнморовских учебных кораблей накрутили десятки тысяч миль. Мы бороздили воды речных магистралей и далеких морей. Мы дышали воздухом разных стран.
До 1973 года самым крупным клубным кораблем был упоминавшийся теплоход «Москва», который принимал на борт сто человек. Два его дизеля мощностью 2200 лошадиных сил позволяли ему развивать скорость до 14 узлов.
На «Москве» совершили мы свои первые заграничные походы к юнморам Ростока, Гдыни, Гданьска, Бургаса и Варны. На борту «Москвы» росли и мужали многие наши ребята, которые сегодня привычно носят форму военных и торговых моряков.
В октябре 1981 года к стенке клуба пришвартовался другой отличный корабль — теплоход «Сайма», переданный юным морякам по решению Министерства Морского Флота СССР. Более 10 лет совершал он рейсы между Ленинградом и Финляндией.
ТАБАНЬ
Смотреть что такое «ТАБАНЬ» в других словарях:
табань — (табани). Лепешки или толстые блины из дрожжевого теста, выпекаемые на чугунных сковородах на поду или в устье русской печи. Были распространены среди удмуртского, марийского и русского населения Вятской губернии и Удмуртии. Употреблялись с… … Кулинарный словарь
Табань — … Википедия
«ПРАВАЯ ТАБАНЬ» — (Back starboard) приказание гребцам шлюпки, сидящим на веслах правого борта, грести назад (табанить). Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ТАБАНИТЬ — (То back astern with the oar) грести в обратную сторону для дачи шлюпке заднего хода или для ее разворота. Речники вместо табанить иногда говорят таванить или баланить. В парусном флоте также говорили таванить. Встречается также и термин таланить … Морской словарь
ГРЕСТЬ, или ГРЕСТИ — (Row) давать ход шлюпке с помощью весел. Греби, кто может греби, кто успел выкинуть весло. Греби сильней приказание гребцам гресть сильнее, наваливаясь. Легче гресть команда, подающаяся на шлюпках, по которой гребцы делают слабую проводку весел… … Морской словарь
Табаны — Село резиденция Табаны Tabani Страна МолдавияМолдавия … Википедия
Список населённых пунктов Бричанского района — Основная статья: Бричанский район В соответствии с Законом № 764 от 27.12.2001 об административно территориальном устройстве Республики Молдова[1], в состав Бричанского района входит 39 населенных пункта, в том числе: 2 города Бричаны… … Википедия
ТАБАНИТЬ — грести в обратную сторону, чтобы сделать разворот или дать шлюпке задний ход. По команде правая (левая) табань, левая (правая) на воду гребцы правого (левого) борта заносят лопасти весел к корме, опускают в воду и гребут от кормы к носу, а гребцы … Морской энциклопедический справочник
Табань
Смотреть что такое «Табань» в других словарях:
табань — (табани). Лепешки или толстые блины из дрожжевого теста, выпекаемые на чугунных сковородах на поду или в устье русской печи. Были распространены среди удмуртского, марийского и русского населения Вятской губернии и Удмуртии. Употреблялись с… … Кулинарный словарь
ТАБАНЬ — (табани). Лепешки или толстые блины из дрожжевого теста, выпекаемые на чугунных сковородах на поду или в устье русской печи. Были распространены среди удмуртского, марийского и русского населения Вятской губернии и Удмуртии.… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
«ПРАВАЯ ТАБАНЬ» — (Back starboard) приказание гребцам шлюпки, сидящим на веслах правого борта, грести назад (табанить). Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ТАБАНИТЬ — (То back astern with the oar) грести в обратную сторону для дачи шлюпке заднего хода или для ее разворота. Речники вместо табанить иногда говорят таванить или баланить. В парусном флоте также говорили таванить. Встречается также и термин таланить … Морской словарь
ГРЕСТЬ, или ГРЕСТИ — (Row) давать ход шлюпке с помощью весел. Греби, кто может греби, кто успел выкинуть весло. Греби сильней приказание гребцам гресть сильнее, наваливаясь. Легче гресть команда, подающаяся на шлюпках, по которой гребцы делают слабую проводку весел… … Морской словарь
Табаны — Село резиденция Табаны Tabani Страна МолдавияМолдавия … Википедия
Список населённых пунктов Бричанского района — Основная статья: Бричанский район В соответствии с Законом № 764 от 27.12.2001 об административно территориальном устройстве Республики Молдова[1], в состав Бричанского района входит 39 населенных пункта, в том числе: 2 города Бричаны… … Википедия
ТАБАНИТЬ — грести в обратную сторону, чтобы сделать разворот или дать шлюпке задний ход. По команде правая (левая) табань, левая (правая) на воду гребцы правого (левого) борта заносят лопасти весел к корме, опускают в воду и гребут от кормы к носу, а гребцы … Морской энциклопедический справочник
ДЛЯ ОТДАНИЯ ЧЕСТИ СТАРШИНА ШЛЮПКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПОДАЕТ КОМАНДУ
«Смирно, равнение направо (налево)» и прикладывает руку к головному убору. |
Гребцы поворачивают голову в сторону начальника (честь отдается сидя). |
«ВЕСЛА ПО БОРТУ».
Команда подается при прохождении узкостей и различных препятствий на воде, а также для отдыха |
гребцов. По этой команде гребцы, закончив проводку, откидывают корпус назад и, пропустив валек |
перед собой, подводят лопасти вплотную к борту. Чтобы весло не выскочило из уключины, |
ближайшей к борту рукой придерживают его за середину валька. |
Для продолжения гребли подается команда «Весла» и затем — «На воду».
«ВЕСЛА В ВОДУ!»
Команда подается при необходимости резко затормозить ход шлюпки. Гребцы, закончив гребок, |
ставят весла по траверзу шлюпки, разворачивают лопасти перпендикулярно поверхности воды с |
небольшим наклоном верхней кромки в сторону носа и опускают их на 1/3 – 1/2 длины в воду. |
Нажимая грудью на валек и наклоняясь корпусом в сторону кормы, гребцы удерживают |
весла на траверзе. После погашения инерции шлюпки подается команда |
«Суши весла»или другая необходимая команда. |
После того как ход шлюпки будет уменьшен до нужных пределов, обычно командуют:
«Суши весла!» или: «Шабаш!»Команда подается в узких местах или когда требуется не задеть |
какой-либо предмет в воде. |
«ТАБАНЬ».
Команда подается, когда шлюпке надо дать задний ход. По этой команде гребцы, откидывая корпус |
назад, заносят лопасти в горизонтальном положении к корме до отказа, затем разворачивают их на |
себя под углом 30-45° к вертикальной плоскости верхней кромкой в сторону носа и, опустив в воду |
на 1/2 – 2/3 длины, начинают грести в обратную сторону. |
При обучении гребле команда «Табань» выполняется на 2 счета. По первому счету «Табань — раз»
«ТАБАНЬ ОБЕ!»
Гребцы одновременно заносят лопасти весел на корму, опускают их в воду и начинают грести в |
обратную сторону, давая шлюпке задний ход. |
При обучении гребле по приемам команды «табань обе!» подразделяются на 2 приема: |
«…раз!» — по этой команде лопасти весел заносятся в сторону кормы; |
«…два-а-а» — лопасти весел проводятся по воде по направлению к носу шлюпки. |
«ВЕСЛА ПО БОРТУ!»
Команда подается при временном прекращении гребли, чтобы не задеть веслами за какой-нибудь |
предмет на воде (бочка, веха и т. д.), при проходе узкостей. По этой команде гребцы, не вынимая |
весел из уключин, быстро относят лопасти к корме так, чтобы они были прижаты к наружному |
борту. Затем обычно следует команда «суши весла!». |
«БЕРЕГИ ВЕСЛА!»
Команда подается для предупреждения гребцов о возможности поломки весел при прохождении |
каких-либо предметов на воде. Гребцы, не прекращая гребли, внимательно следят за своим веслом и |
при необходимости подбирают его в шлюпку, приподнимают лопасть или прижимают ее к борту. |
«НАВАЛИСЬ!»
Команда подается, когда необходимо на короткое время увеличить скорость шлюпки, используя до |
предела физические возможности гребцов. Гребцы усиливают проводку весел в воде. |
«ЛЕГЧЕ ГРЕСТИ!»
Сигнал для уменьшения скорости хода. Гребцы, не замедляя темпа гребли, делают слабую |
проводку, не наваливаются. |
«ВЕСЛА ПОД РАНГОУТ!»
Команда подается для отдыха гребцов, когда шлюпка долго находится без движения |
(ее предваряет команда «Суши весла»).По этой команде гребцы, не вынимая |
весел из уключин, заводят их рукоятью под рангоут и выравнивают так, чтобы |
лопасти были параллельны. |
После отдыха подается команда «Весла». |
«ВЕСЛА ПОД ПЛАНШИРЬ!»
Подается для отдыха гребцов на шлюпках с распашными веслами. Выполняется так же, как и в |
предыдущем случае, только рукояти весел закладываются под планширь. |
«ВЕСЛА НА УКОЛ!»
Команда подается при снятии шлюпки с мели. По этой команде гребцы сначала ставят вёсла по |
траверзу шлюпки, а затем, подхватывая локтевым сгибом ближайшей к борту руки валек и нажимая |
другой рукой на рукоять, вынимают весла из уключин и ставят их вертикально рукоятями на |
рыбины (валек помещается между коленями). |
Потом гребцы встают, поворачиваются корпусом к своему борту, поднимают весла лопастями |
вверх, опускают их в воду и, упираясь рукоятями весел в грунт, стараются сдвинуть шлюпку с мели. |
Когда шлюпка сойдет с мели, подается команда«Весла». |
Гребцы вынимают весла из воды и ставят их вертикально рукоятями на рыбины. |
Затем садятся на банки, вставляют весла в уключины и принимают исходное положение. |
«КРЮК!»
для того, чтобы заблаговременно, до команды «шабаш!», освободить от гребли баковых гребцов, |
дать им возможность убрать свои весла и |
уключины, взять отпорные крюки и подготовиться обеспечить подход и остановку шлюпки. |
По этой команде баковые одновременно поднимают весла из уключин и кладут их на рангоут |
лопастями к корме, берут крюки и, стоя лицом к носу, держат их вертикально, внутренней по |
отношению к шлюпке рукой. |
«ВЕСЛА НА ВАЛЕК!»
Подается на шлюпках для приветствия начальников, при проходе линии финиша на гребных |
гонках, а также перед посадкой на шлюпку большого числа пассажиров и при проходе особо |
узких мест. Гребцы, не вставая с места, поднимают весла вертикально, лопастями вверх, |
разворачивают лопасти вдоль шлюпки и выравнивают их. Рука, обращенная к борту, должна |
держать весло за кожу, при этом рука должна быть вытянута горизонтально и перпендикулярно |
борту. Другой рукой держат весло ниже, за валек. Корпус при этом должен быть прямой, а голова |
повернута в сторону кормы. При приветствии начальника гребцы поворачивают голову в его |
сторону, а командир и старшина шлюпки, не вставая, прикладывают руку к головному убору. |
По миновании надобности в этом маневре подается команда «весла!». |
«ШАБАШ!»
— подается для окончания гребли. |
добавляются слова «правая», «левая». Например: «Правая, табань!», «Левая, на воду!»и т. д. |
ТЕМА 8. ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО