Талмуд и ветхий завет в чем разница
Талмуд и ветхий завет в чем разница
Здравствуйте расскажите пожайлуста о Талмуде является ли эта книга Ветхим Заветом если нет то почему?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
В Талмуде запечатлелся тот тип религиозности, который получил позже наименование «законничество». Насколько порой формальным был подход к важнейшим заповедям можно судить по одному из трактатов, который называется «Беца» (Яйцо). В начале его обсуждается вопрос: что делать с яйцом, которое курица снесла в праздник (йом-тов), нарушив предписанный в этот день покой. Школа раввина Гиллеля была против употребления такого яйца. Школа раввина Шаммая дозволяла его в пищу.
Позже собрание комментариев еврейских законоучителей составило еще одну книгу – Гемара (арам. – завершение). Талмуд представляет собой соединение Мишны и Гемары. По месту составления различают Талмуд Иерусалимским и Вавилонский. Последний является более обширным и завершенным.
Талмуд не является частью Ветхого Закона. Моисей предостерегал: «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Вт.4:2). Великий пророк предвидел таящуюся здесь опасность. Постепенно к данному Богом Закону фарисеи и книжники прибавили множество постановлений, предписаний и запрещений. Например, запрещалось в субботу создание нового предмета путем соединения (сшивания, склеивания) и разъединения. Под это последнее ограничение подпали ученики Иисуса, когда они, идя в субботу засеянными полями, срывали колосья (Мф. 12, 1—2). Господь обличает иудейских законоучителей «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8).
Талмуд и ветхий завет в чем разница
Очень часто евреев называют народом Книги. В иудействе серьезное религиозное знание не является уделом только духовной верхушки. Подтверждением тому служат библиотеки при синагогах, в которых простым гражданам к фондам предоставлен свободный доступ. Там часто собираются поодиночке или группами евреи. Они штудируют важнейшие иудейские творения. Что такое Тора, Танах и Талмуд? Для представителей других религий это может показаться странным, ведь у них подобные ситуации встречаются нечасто, и рядовой представитель конфессии с трудом ориентируется среди трудов, входящих, к примеру, в Библию или Коран. Но для евреев серьезное изучение источников собственной религии является показателем избранности народа.
Что такое Танах
Подобная истовость в изучении Священного Писания лежит в основе всей еврейской цивилизации. Прописанные в нем установки напрямую влияют на поведение рядовых граждан. Их беспрекословное исполнение стало той цементирующей силой, которая на протяжении многих столетий делала из разбросанных по миру евреев единый народ. Знание хотя бы общих представлений о них позволит лучше постичь сущность поступков евреев в различных ситуациях.
Танах считается наиболее объемным сборником сочинений древних авторов. Для евреев это Священное Писание, в котором освещаются события сотворения мира, появления человека, древнейшие этапы истории народа вплоть до эпохи Второго Храма. По своему содержанию библейский Ветхий Завет был переписан с Танаха, в который просто добавлены некоторые сочинения, считающиеся неканоническими. По своему строению он разделен на 3 крупных сборника:
— Тора (Пятикнижие);
— Невиим (Пророки);
— Ктувим (Писания).
Разделение Танаха на 3 части соответствует жанру написанных творений и времени их сочинения. В Тору входит Пятикнижие Моисеево. В пророческие книги Невиим – ряд сочинений, которые могут относиться к историческим хроникам. Данный сборник сам делится на 2 раздела: «Ранние пророки» и «Поздние пророки». Ктувим помимо произведений израильских мудрецов включает в себя и молитвенную поэзию.
В Танах включены 24 книги, состав которых идентичен каноническому сборнику Ветхого Завета с несколько измененным порядком их расположения. Однако христианская традиция подсчета каждую из книг Ветхого Завета считает отдельным произведением, поэтому католические и православные теологи насчитывают в нем 39 книг. А вот еврейская традиция наоборот объединяет ряд произведений в один формат, что приводит к общему сокращению книг Танаха до 22 единиц, приравнивая их к числу букв еврейского алфавита.
Что такое Тора
Тора в буквальном переводе означает «учение, закон» и в широком смысле представляет собой совокупность иудейских традиционных религиозных законов. Представлена она Пятикнижием Моисеевым. Правда, в самих Книгах Моисеевых Торой часто называются отдельные заповеди или даже предписания.
У людей Тора появилась благодаря Моисею, услышавшего эти законы из уст Всевышнего. Законодатель иудаизма записал эти законы и передал их своему народу для исполнения. Однако для самих евреев Тора представляется гораздо более масштабным сочинением. Они уверены, что Торой руководствовался сам Создатель, когда создавал мир. Ашем держал Тору перед собой, смотрел на стихи и творил то, о чем читал. То есть, по еврейским понятиям она была генеральным планом, согласно которому строился существующий мир. Поэтому в Тору не могут вноситься никакие изменения, и она сама не может заменяться никакой другой книгой.
Данная книга изначально была создана как предельно сжатый конспект установок, согласно которым должны совершать свои поступки правоверные евреи. Однако как практически осуществлять данные установки, в ней не объясняется. В итоге реализация указанных в ней законов позволяет иметь большое количество вариантов, что в свою очередь могло бы повлечь за собой расшатывание единой еврейской веры. Чтобы этого не произошло, Моисею было дано две Торы – Письменная и Устная. Первая была им зафиксирована на пергаменте, после чего она была скопирована каждым из колен Израилевых. До сих пор для общественных нужд Письменная Тора переписывается от руки на пергаментные свитки.
Преподнося Моисею Устную Тору, Создатель передавал с ней детальные пояснения к письменному варианту еврейских законов. Моисей выучил ее наизусть, после чего передал эти знания Аарону с сыновьями. Они передали Устную Тору коэнам и главам колен, которые стали передавать ее следующим поколениям. Чтобы удаленные друг от друга в разных странах евреи не утратили единого стержня, несколько поколений мудрецов собирали воедино и записывали пояснения к Письменной Торе. Те толкования законов стали называться Мишной, что стало первым шагом к созданию Талмуда.
Что такое Талмуд
Мишна также подверглась детальной расшифровке, в итоге появился труд, именуемый Гмара. Но и на этом творческое осмысление положений Торы не остановилось. В Гмару также начали вноситься сообразные обстоятельствам разъяснения и толкования, что и привело к появлению Талмуда.
Уже несколько тысячелетий еврейский народ живет по собственным, разработанным некогда законам. На исполнение их не повлияли ни природные катаклизмы, ни приход завоевателей. Евреям помогают выстоять в разных ситуациях 3 важнейших древних труда: Танах, Тора и Талмуд. И если первые два из них являются базисными и не могут подвергаться каким-либо изменениям, то Талмуд развивается дальше, пока продолжается жизнь и появляются новые, ранее не учитывавшиеся обстоятельства.
Чем отличается Тора от Ветхого завета?
Понятие «Тора» в иудаизме включает в себя все, что Б-г дал евреям на Синае. И это «все» многажды более объемно, чем то, что евреи называют «Письменная Тора», а христиане переняли как «Моисеево Пятикнижие». Тора в иудаизме делится на две части – письменную и устную. Про вторую из них первохристиане просто не знали – это было то, что в современном мире терминологически обозначается как «тайное знание», т.е. знание, недоступное для непосвященных. У евреев оно передавалось изначально коэнами (потомками Аарона) от отца к сыну, несколько позднее расширилось на все колено Леви (коэны плюс левиты), а еще позднее вышло и за рамки этого колена, но все равно передавалось от учителя к ученику по-прежнему изустно. Потому-то христиане, создававшие свой канон и посчитали Б-жественным откровением, полным и абсолютным, только ее первую, малую часть – Письменную Тору.
Сейчас уже Устная Тора, данная на Синае, зафиксирована в письме (в печати) в виде существенной части Талмуда (детальнее об этом см. здесь, и иудеи, говоря слово «Тора», подразумевают ее полный объем. У христиан же понятие «Пятикнижие» (т.е. Тора в их представлении) так и осталось замороженным на уровне той ее части, которая была письменно зафиксирована изначально, прямо на Синае. А для еврея Мишна и Талмуд – это практическая расшифровка заповедей Письменной Торы, без которой выполнение этих заповедей становится бессмысленным, даже невозможным.
Например, заповедь «Не убей» – как ее применять? Абсолютно и безусловно? Тогда получится нечто совершенно нестыкующееся с окружающим миром – типа неудавшегося толстовского «непротивления злу насилием». Таково следствие буквалистского прочтения заповеди. А как у евреев?
В Письменной Торе ничего более конкретного не сказано – у нее просто нет возможности все разжевывать. Но на помощь евреям приходит Устная Тора, которая поясняет, что прочитывать эту заповедь надо как запрет «незаконного убийства», и, конечно же, дает критерии этой законности, т.е. ситуаций, в которых разрешено убивать. Таковых всего три: на войне, при самозащите и по решению суда (бейт-дина). И по каждому еще есть более детальные пояснения.
Ветхий же Завет, не имея расшифровки, как следствие оставляет все заповеди в каком-то подвешенном состоянии. И отсюда у христиан совершенно вольное с ними обращение. Та же возможность убийства практическими ситуациями никак не оговорена, потому они и льют кровь рекой, не считаясь ни с чем, в т.ч. и нашу еврейскую – при погромах, наветах, своих собственных неурядицах и войнах и т.д., и т.п.
Итак, для евреев «Тора» – это общее понятие, необходимо включающее так же и Устную Тору. А Ветхий Завет (или, здесь точнее – его часть: Пятикнижие Моисея), это отдельная, ни с чем не связанная текстовка, потому и не имеющая реальной силы. Вот пример и аналогия: в светских обществах никакой закон не сможет работать без сопровождающих его подзаконных актов, детально расписывающих применение этого закона на практике. Ветхий завет – такой вот закон, не имеющий расшифровки подзаконными актами.
Это отличие, здесь занумерованное как №1, на мой взгляд, – одно из важнейших, если не самое важное. Но есть и еще целый ряд отличий, может быть, не менее интересных. О них пойдет речь ниже, и после. А пока они только в тезисном виде – как заголовки пунктов, которые должны быть развернуты мною позднее, когда выдастся время.
2. Имеющее место быть в достаточно заметном ряде случаев искажение внутренней сути еврейского текста при его христианском переводе для того, что бы таким образом подвести некоторую “базу” под сентенции их Нового Завета.
3. Резко отличные друг от друга рубрикации глав в Торе (письменной) и в Пятикнижии Моисея.
4. Имена персонажей Священного Писания – там, и там; содержательная сущность имен в еврейском написании и полное отсутствие таковой в их христианской (греческой) интерпретации.
6. Приоритет иврита над другими языками в отношении Священного Писания, и вариабельность (множественность ) возможных переводов с иврита. Невозможность с точки зрения лингвистики и вообще логики выбрать какой-то один перевод из громадного числа их возможных вариантов и объявить его единственным и безусловным. Но вот христиане, в частности, российские, православные, как раз так и поступают – объявляют канонизированный ими перевод (т.н. “синодальный”) чуть ли не истиной в последней инстанции.
Далее, если перейти от Торы ко всему ТаНаХу, то можно добавить еще два пункта различия Священных Книг иудаизма и христианства..
8. Отличие ТаНаХа и Ветхого Завета по включенным в них книгам.
9. Различие в порядке следования даже одинаковых книг ТаНаХа и Ветхого Завета.
Итак, вывод из всего этого (который можно вполне сделать еще до детального расписывания приведенных тезисов) таков. Для нееврейских народов “Ветхий Завет” может приниматься как некоторое переложение Синайского послания (только письменного), пророческих откровений, а также псалмов, песен и изложений по древнееврейской истории и философии. А вот для евреев он не может претендовать вообще ни на что. В еврейской духовности у него нет никакого статуса. Ну, за исключением одной только правомерности его использования – как некоторой фактологической базы при разговорах с христианами, в том числе и при вскрытии гнойников антисемитизма.
Тора и Библия
«У евреев — Тора, а у нас — Библия», — такие слова выдают невежду в вопросах религии. Причём это промах не в какой-то «высшей математике» богословия, а очень грубая ошибка на уровне «детского садика». Стоит вспомнить, с каким пылом и жаром апостолы отстаивали каждую букву учения Христа!
Верующему христианину для начала полезно освоить хотя бы элементарные знания о Священном Писании. Тора и Библия неразрывно связаны.
Нам не повредит уяснить, что же это такое, чтобы знать истоки своей религии.
Тора — первые пять книг Библии
Противопоставлять Тору Библии и спрашивать, в чём разница, некорректно. Тора — это часть Библии, её начало.
Библия — это сборник писаний. У христианских конфессий она имеет отличия. В русском православном издании книг в ней — 77. В греческом — 76. У католиков — 73. У протестантов — по-разному, но чаще всего 66.
Тора — это первые пять книг Библии. Это ядро, из которого берут начало сразу несколько религиозных традиций. В первую очередь — иудаизм. А также — христианство. События, изложенные в Торе, воспроизводятся в Коране, так что в некотором смысле ислам тоже наследует содержание Торы.
Издание Торы с подробными комментариями
Тонах. В древности, ещё до всех прочих библейских текстов существовала только Тора. И Ветхий Завет, и Новый Завет появились позже, как продолжение этой книги. До сих пор она — главное Священное Писание у евреев, в то время как у христиан центральное место занимают четыре Евангельских текста. В иудаизме же новозаветных рукописей нет. Евреи признают только ветхозаветную часть библии. У них она называется Тонах.
Талмуд. Ещё один важный для иудеев свод текстов — Талмуд. И Тора, и весть Ветхий Завет в нём подробно прокомментированы. В итоге получилось многотомное издание с нравственными, бытовыми, религиозными и правовыми правилами для евреев. Создавали этот текст иудейские учителя на протяжении шестисот лет. Писали его в Палестине и Вавилонии, из-за чего есть две версии текста. Порой они расходятся в содержании. Предпочтение чаще отдают Вавилонскому варианту.
Так как иудеи называли своё Священное Писание? Первые пять книг — Тора, весь Ветхий Завет — Тонах, многотомный комментарий к ним — Талмуд.
Талмуд — очень большой комментарий к Свешенному Писанию иудеев — Тонаху (Ветхому Завету)
Автором Торы считают пророка Моисея, он жил между XVI и XIII веками до н.э.
Автором Торы принято считать Моисея.
О личности этого пророка известно из нескольких источников:
«Иудейские Древности» Иосифа Флавия — исторический труд
Книга Юбилеев — ветхозаветный апокриф
Есть ещё и апокрифы, вроде «Откровения Моисея», но они малоинформативны. Предание рассказывает, что Моисей, будучи еврейским ребёнком, ещё в младенчестве попал в семью египетской принцессы. Там его воспитали.
Однако Бог призвал Моисея покинуть Египет и стать главой еврейского народа. Во время этого путешествия, как принято считать, Моисей и написал Тору.
Высказывают и альтернативные версии. Например, Э. Шюре в книге «Великие посвящённые» излагает теорию, по которой Моисей — египетский жрец.
Есть предположение, что Моисей — собирательный образ.
Однозначно определить время жизни Моисея невозможно. По разным предположениям, это XVI–XIII века до нашей эры.
Иосиф Флавий утверждает, что принцесса, приютившая Моисея, — это Хатшепсут, женщина-фараон. Приблизительно она жила в период с 1504 по 1458 гг. Если Флавий прав, то где-то в этом промежутке мог родиться младенец Моисей.
Статуя женщины-фараона Хатшепсут. Она могла воспитать Моисея, автора Торы
Тору пророк написал уже в пожилом возрасте. Прожил он 120 лет. Соответственно, первые тексты Библии появились в XV–XIV веке до нашей эры.
Учёные считают, что Тора записана не раньше VIII на основе четырёх источников
Учёные считают, что Тора появилась значительно позже. Самым ранним из возможных сроков возникновения этого текста называют VIII век до нашей эры. Анализ текстов указывает, что он написан по материалам четырёх источников. Условно их называют:
У каждого из этих документов — своя тема и своя манера изложения. Они по стилю и смыслу опознаются в Торе. Датировка самих источников — вопрос спорный. Большинство исследователей склоняется к тому, что первые книги Библии существовали сперва в устной традиции, а записаны гораздо позднее.
Можно примирить предание и науку версией, что Моисей — автор Торы, но записана она не им, а потомками на основе устной традиции. Причём, вероятнее всего, что текст пережил много правок и искажений. В Торе немало логических противоречий, одни и те же истории часто повторяются и излагаются по-разному.
У христиан Тора называется Пятикнижием Моисея, потому что состоит из пяти книг: Бытие, Исход, Числа, Левит, Второзаконие
В христианской традиции Тору называют Пятикнижием Моисея. Она действительно состоит из пяти книг. Предание утверждает, что прежде она была единой. Но это спорно. Разделение на пять частей очевидно: по настроению и темам это совершенно разные тексты.
Она описывает самые популярные библейские истории. Все они узнаваемы по всему миру, давно укоренились в оборотах речи и архетипичных образах. Даже те, кто не читал Библию, знают про Сотворение мира, Эдемский сад, Ноя и другое.
В мировую культуру плотно вошли образы из Книги Бытия. Кто не видел «Вавилонскую башню» — картину Питера Брейгеля? А сегодня в 110 километрах от Багдада мы можем посетить руины этого грандиозного сооружения — 91-метрового зиккурата Этеменанки. Построен он, кстати, в XVIII до нашей эры, так что Моисей вполне мог о нём рассказывать.
В Торе есть рассказ о Вавилонской башне, вероятно, это зиккурат Этеменанки
Не утихает энтузиазм искателей Ноева Ковчега на горе Арарат. А в окрестностях вулкана Тендюрек туристам охотно показывают нечто, похожее на окаменевшее библейское судно. К слову, миф о потопе был известен и в более древних традициях — например, Вавилонской или Индуской.
Согласно версии о египетском происхождении Моисея, он вложил в книгу Бытия те знания, которые получил в рамках греческого образования.
Не каждый знает содержание книг пророков, послания апостолов, псалмы и даже прочие части Пятикнижия. Но вот книга Бытия — одна из самых цитируемых и читаемых в мире. Она повествует об истории человечества, но постепенно сосредотачивается на судьбе иудейских патриархов — до их переселения в Египет.
Эта книга — одна из самых исследуемых библейских текстов. Дело в том, что в ней описано событие, которого нет в истории, — путешествие миллионов людей. Зато египетские документы рассказывают об изгнании гиксосов. Этот народ оккупировал часть Египта и доставлял немало проблем. Отождествить его с какой-то современной нацией проблематично.
Но слишком силён соблазн увидеть в гиксосах иудеев. По версии евреев, они чудом спаслись, по версии египтян — их еле прогнали. Это нормальная ситуация для истории: каждый народ пишет по-своему.
Гиксосов изгнал фараон Яхмос I, предположительно, дед Хатшепсут — той самой царицы, что вырастила Моисея. Если допустить, что исходов было несколько (в Торе есть для того основания), то события этой Книги Исход можно отнести к XV веку до нашей эры.
Если Моисей действительно рос под надзором Хатшепсут, то исход должен приходиться на годы правления Тутмоса III — примерный период с 1490 по 1425.
Примечательно, что примерно 3500 лет назад произошло извержение вулкана Санторин. Современные исследователи указывают, что оно могло спровоцировать события из Книги Исход: покраснение воды, тьму, нашествие насекомых и жаб, гибель рыбы, удушающие газы и т.д. Научная версия не опровергает Божественного вмешательства, но скорее подтверждает историчность событий.
Есть даже гипотезы на счёт расступившегося Красного моря. По одной, в переводе ошибка. Речь о Море Камышей — небольшом озере. По другой, море действительно было Красным, иудеи вышли с полуострова Нувейба, где, как предполагают, есть достаточный подводный хребет. Там будто бы даже нашли обломки египетских колесниц.
На основе Торы учёные реставрировали возможный маршрут исхода
Но есть и другие датировки. Наиболее популярна версия, что исход состоялся при Рамсесе II. Он был фараоном-строителем, который действительно мог угнетать другие народы для своих нужд. Но вероятнее, что исход состоялся при его сыне — Мернептахе. Тогда Египет ослабел, и рабы действительно имели шансы уйти в другие земли без преследования.
Наиболее поздняя датировка исхода — годы правления фараона Сетнахта: не позже 1182 до н.э.
Левит — список наставлений для иудеев и их священников. Священники были потомками Левия, откуда и их название — левиты. Версия о египетском происхождении Моисея иначе рассматривает образ левитов. Их считают не еврейскими священниками, а жрецами из Египта. Предполагают, что Моисей взял с собой группу доверенных лиц, чтобы управлять народом Израиля.
Христианство не придаёт большого значения указаниям из этой книги. Её принято считать предназначенной только для еврейского народа. Однако она всё равно — часть Священного Писания.
Числа — как ясно из названия, книга преимущественно описывает даты и цифры: количество людей, годы жизни и т.д. В ней незначительные повествовательные элементы. Народ Израиля продолжает странствовать по пустыне. Ему это даётся всё труднее. Некоторые евреи впадают в идолопоклонство. Иисуса Навина избирают преемником Моисея.
Одна глава посвящена войне с мидианитами.
На протяжении всей Книги Чисел скрупулёзно приводится множество сведений о жизни в пустыне. Например, перечисляются места, где народ Израиля останавливался. Однако это ничего не даёт современным исследователям: идентифицировать эти пункты невозможно. Примечательно, что последующие авторы Библии тоже ни разу не упоминают эти места.
Есть апокрифический аналог Торы — Книга Юбилеев
Хотя бум апокрифических книг пришёлся на новозаветную эпоху, и в иудейские времена их писали. У Торы, а точнее у Книги Бытия, тоже появился двойник. Самый ранний его текст — II века до нашей эры. Называется он Книга Юбилеев. Чем отличается этот апокриф от Книги Бытия?
Повествование ведётся от лица ангела.
В Книге Юбилеев подробно рассказывается про обряды и ритуалы иудеев.
Имеются новые детали. Например, у Адама и Евы есть дочери — Аван и Азура.
Ноев Ковчег останавливается на горе Лубар.
В чем разница между ТОРОЙ, ТАЛМУДОМ и ВЕТХИМ ЗАВЕТОМ?
ТОРА, еврейское слово, означающее «закон» или «учение». Этим термином обозначается прежде всего Пятикнижие, или пять книг Моисеевых (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), однако иногда его применяют ко всему еврейскому закону или ко всей Библии в целом. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, христианское название еврейской Библии, составляет первую, более древнюю часть христианской Библии. Ветхий Завет в христианской традиции соотносится с Новым Заветом. У евреев Библия обычно именуется Китве ха-кодеш («Священные Писания») или, сокращенно, Танах – по первым буквам названий трех главных частей еврейской Библии: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки, в свою очередь подразделяющиеся на Невиим ришоним, т.е. Ранних пророков, и Невиим ахароним, т.е. Поздних пророков) и Кетувим (Писания или Агиографы). Еврейский канон включает в себя 24 книги, расположенные в следующем порядке.
Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие
Ранние пророки: Иисус, Судьи, Самуил (1 и 2), Цари (1 и 2)
Поздние пророки: Исайя, Иеремия, Иезекииль и двенадцать малых пророков
Писания: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра-Неемия, Хроники 1 и 2.
Талмуд представляет собой Устный Закон (или Устную Тору). Ортодоксальным еврейством он почитается наравне с Писаным Законом (Библией). Традиционно считается, что Устный Закон был получен Моисеем на горе Синай вместе с Писаным и передавался изустно из поколения в поколение. Талмудические законы выводятся из библейских в соответствии с традицией и религиозной практикой
Есть разница, в том что тора это пятикнижие Моисея, талмуд это какие-то мудрые книги, а все вместе эт оназывается ветхим заветом.