Тангейзер это про что

Тангейзер – поэт-грешник, прощённый Богом

Предания о Тангейзере могут в полной мере продемонстрировать, насколько тонка грань между реальностью и вымыслом. Прототипом для этого немецкого поэта послужил образ рыцаря, жившего в Средневековье.

Интересно, что Тангейзер словно бы существует в двух мирах: реальном, связанном с историческими событиями, и вымышленном, где действуют боги и герои. Судьба Тангейзера полна загадок, и в ней не сразу можно понять, о каком из обладателей этого имени идёт речь, в какой реальности всё происходит. Какие тайны готовы открыть нам легенды о Тангейзере?

Богатый и бедный Тангейзер

Согласно немецким сказаниям, Тангейзер происходил из знатного рода. Очень рано он увлёкся сочинительством стихов, в которых старался показать людям не только проблемы своего времени, но и дела “давно минувших дней”.

В молодые годы Тангейзеру нравилось устраивать весёлые пиршества, куда приглашались все певцы и поэты округи. Как и следовало ожидать, состояние его семьи не могло быть безграничным, а потому через некоторый срок поэт совершенно разорился.

Несмотря на бедность, Тангейзер не переставал радоваться жизни. В своих поэмах он воспевал каждое мгновение, дарованное человеку свыше, призывал ценить дни, как бы они ни проходили – в трудах или безмятежной радости.

Став бродячим певцом, Тангейзер не грустил о годах, когда мог жить в роскоши. Его богатством теперь стали свобода и возможность дарить людям свой талант.

Встреча с богиней

Слава Тангейзера быстро распространялась по стране, и вскоре его пригласили соревноваться с другими поэтами в Вартбурге. Оказавшись в этом городе, он любил проходить возле горы богини Венеры.

Однажды любопытство взяло верх, и Тангейзер решил зайти в таинственную пещеру, видневшуюся с дороги. Переступив невидимую границу, он оказался в совершенно ином, волшебном мире. Навстречу ему вышла хозяйка горы, фрау Венус, что буквально очаровывала своей красотой с первого взгляда.

Тангейзер стал возлюбленным богини, поселившись в её чудесной обители. Несколько счастливых и беззаботных лет прошли словно в сказке.

Однако со временем поэт всё чаще стал задумываться, не греховной ли является эта связь. Он был приверженцем христианских идей и понимал, что единство с языческим божеством может стать гибелью для его души.

Расставание

В итоге Тангейзер решил проститься с возлюбленной, понимая, что у них не может быть общего будущего. В немецком фольклоре сохранилась старинная песня, написанная в XVI веке. В ней как раз и описан сюжет о любви и расставании Тангейзера и Венеры.

Многие выдающиеся поэты и писатели Германии восхищались красотой подачи и силой чувств, описанных в этом произведении. В ходе беседы Венера в отчаянии обвиняет своего любовника в нарушении клятвы. Тангейзер же утверждает, что не мог обещать ей вечной любви. Поэт заявляет, что лишь сейчас осознаёт, что встретил дьявола в прекрасном обличье.

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.Фрагмент из оперы Вагнера Тангейзер

Тангейзер и Папа Римский

Покинув обитель Венеры, Тангейзер отправился в Рим. Ему необходимо было замолить свои грехи, попросить прощения у самого Папы Римского. Долго рассказывал поэт о своих прегрешениях Урбану IV. Конечно, он надеялся на лучшее, но ответ Папы был неутешителен.

Священнослужитель впал в гнев, услышав историю грешника, что долгие годы жил в грехе с языческим божеством. Ударив своим посохом о землю, Урбан воскликнул, что отпущение грехов Тангейзера наступит не раньше, чем этот посох зазеленеет.

Несчастный поэт отправился в обратный путь. Он считал, что Бог отверг его, и путь был только один – к той самой возлюбленной, которую он недавно оставил. Однако Венера не стала журить мужчину. Она радостно приняла Тангейзера в своём жилище, заявив, что не перестала любить его и не сердится на него за ту провинность.

Наверное, на этом история и закончлась ы, но самые необыкновенные события начинаются как раз после отъезда Тангейзера из Рима. По прошествии трёх дней с момента его раскаяния произошло настоящее чудо: мёртвая ветвь, посох Папы, вдруг зазеленел и покрылся листьями.

Не на шутку испуганный и потрясённый, Урбан IV приказал отправить гонцов за поэтом, чтобы тот торжественно принял отпущение грехов. Вот только судьба и здесь решила пошутить над людьми: вход в обитель Венеры был недоступен посланцам Папы.

Суть легенды

Вот так “туманно” завершается легенда о Тангейзере. Её финалом служит утверждение, что никто на свете, будь он Папой Римским, богиней Венерой или другим человеком, божеством, не может решать, можно ли отпустить грехи другого. Лишь Бог в праве решать, кого наказать, а кого простить.

В предании о Тангейзере можно увидеть и другие интересные акценты. Например, мне явно видится тоска людей того времени по ушедшим временам античной красоты и верований.

Ведь, по сути, именно христианин Тангейзер выступает в качестве собирательного образа человека из Средневековья. В то же время, несмотря на подачу духовенства излишне суровым и бескомпромиссным, сказание не позволяет забывать об истинной духовности и христианском гуманизме.

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.Отто Книлле. Тангейзер и Венера

Тангейзер – персонаж неоднозначный для своего времени. Согласно меркам Средневековья, он действительно совершил большой грех, но не почему же эта провинность была отпущена Богом? На мой взгляд, суть крылась в том, что, несмотря на разногласия и душевные метания, Тангейзер действительно любил Венеру, а любовь неизменно является спасительной светлой силой в самых разных религиях.

Источник

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

История написания

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

Вагнер решил написать оперу «Тангейзер», когда находился в Париже в 1841 году. Завершив работу над «Летучим Голландцем», он находился в поисках интересного сюжета для нового произведения. И ему вспомнилась легенда о Тангейзере и Волшебной горе, которую он знал по одной из новелл Людвига Тика. Вначале её сюжет не очень заинтересовал Вагнера, но весной 1842 года, направляясь в Дрезден, он решил посетить Вартбургский замок и был впечатлён его древними «тенями». Тогда он загорелся идеей скомбинировать историю Тангейзера с легендой о состязании певцов в Вартбурге.

Очевидно, что Тангейзеру и вправду доводилось бывать в этом городе, однако это было гораздо раньше, чем датировалось состязание. Впрочем, даже первый вариант легенды о Вартбургском турнире миннезингеров записали не сразу, а лишь после смерти участников мероприятия. Ясно, что здесь содержались многочисленные исторические неточности и фантазии автора, которые так и продолжили наслаиваться. Пересказ Гофмана содержит множество побочных линий, среди которых можно отметить:

Молодой композитор объединил высокомерного Генриха с весёлым и одновременно чувственным Тангейзером, который успел побывать у Венеры. Вагнер превратил своего персонажа в проповедника сексуальности, проявляющего стремление к вере, и противопоставил его социуму. Герой нуждается в противовесе, так что истинный победитель состязания фон Эшенбах, который никогда не имел ничего против прославления сексуальных отношений, превращается в оперного Фольфрама, тяготеющего к возвышенным чувствам.

Супруга устроителя сражения, графиня София, заступившаяся за Генриха, перевоплотилась в незамужнюю племянницу хозяина, объединившись со своей будущей невесткой Элизабет. Меньше всего изменений можно заметить у Германа, который максимально остался самим собой.

Успех и провал постановки

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

В 1845 году оперу приняли к постановке в Дрезденском театре. Премьера состоялась 19 октября и прошла довольно успешно. Опера была поставлена в нескольких городах, со временем публика стала проявлять всё больший интерес к ней, однако композитор не был удовлетворён своей работой и постоянно вносил в неё какие-то коррективы. Больше всего изменений он утвердил перед парижской премьерой 1861 года. Вагнер очень волновался перед этой постановкой. Он мечтал о том, чтобы покорить Париж и упорно не замечал ту славу, которую уже успел приобрести.

К сожалению, постановка провалилась, виной этому оказались вовсе не музыкальные, а политические причины. Непрекращающаяся франко-германская борьба обусловила большой скандал между членами «Жокей-клуба». Те, кто привык приходить ко второму акту, где, как правило, ставился балет, были возмущены его переносом на начало. Подобное недовольство проявилось в виде нескольких хулиганских выходок. Сохранились свидетельства участников событий, где сообщается, что устроить подобные безобразия членам «Жокей-клуба» было рекомендовано, ну а музыкальная составляющая никаких нареканий у них не вызвала.

Нужно сказать, что произведение очень впечатлило французскую богемную элиту, в частности, Берлиоза и Бодлера. Однако на виду были хулиганские крики и свисты. Так, после трёх представлений композитор прервал контракт.

Всю жизнь Вагнер был убеждён в «недоделанности» своего творения, и отчасти он был прав. Некоторые сцены местами явно провисают. Однако как бы там ни было, положительного в опере гораздо больше. Это одно из наиболее репертуарных произведений по сегодняшний день, даже невзирая на предъявление высоких требований к исполнению основной партии. Но в конце своей жизни Вагнер назвал «Тангейзера» худшей оперой.

Первое действие

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

В первом действии рыцарь Тангейзер попадает в царство Венеры, где царит беззаботная и счастливая жизнь. Однако такое существование совсем скоро надоедает обычному человеку, который желает испытывать привычные трудности мирской жизни. Венера полюбила мужчину всем сердцем и не хочет его отпускать. Гневаясь на него, богиня его проклинает. Рыцарь верит, что святая дева Мария поможет ему спастись. Он произносит молитву, и сразу после этого владения Венеры пропадают, а Тангейзер попадает к себе домой.

Его взору открываются:

Главного героя встречают старые друзья, которых он давно покинул. Тангейзер намерен искупить вину и пойти в паломничество, но его пытаются убедить не делать этого. Герой не поддаётся на уговоры, однако когда один из рыцарей произносит имя «Елизавета» и рассказывает, что эта девушка чуть не погибла от горя, когда Тангейзер ушёл, мужчина меняет своё решение и остаётся. Его сердце всё ещё пылает от любви, а мысли о племяннице Лондграфа согревают душу. Действие завершается шествием процессии в Вартбургский дворец и доносящимися звуками охотничьих рогов.

Встреча влюблённых

На протяжении долгого времени Елизавета не хочет приходить в Вартбургский замок на праздники песни. Её одолевают печальные мысли о возлюбленном. Всё же она решается войти в красивейший зал Миннезингеров. Она возвратилась лишь из-за того, что её избранник вновь во дворце. Через время его приводит Эшенбах и сам понимающе удаляется, чтобы влюблённые могли остаться наедине. Девушка рассказывает мужчине, как ей было без него плохо и как она истосковалась. Пара соединяется в восторженном дуэте.

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

Внезапно входит ландграф. Он говорит племяннице, что тут будет проходить турнир певцов и ей следует надеть корону на того, кто окажется победителем. Кроме того, она должна будет стать женой этого человека. Начало состязания возвещают звуки труб. В зале собираются участвующие в турнире. Первым начинает Вольфрам. Тангейзер, нисколько не стесняясь, говорит ему, что тот не понимает, о чём его песня. Другой участник турнира поддерживает Вольфрама. Тогда главный герой распаляется ещё больше и поёт гимн Венере, восхваляя чувственную любовь.

Смерть Тангейзера и Елизаветы

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

Наступает вечер, на небе появляются звёзды. Вольфрам поёт, играя на арфе. Вдруг во тьме возникает образ Тангейзера. Он сообщает с горечью в голосе, что направляется в чертог Венеры. Он рассказывает о том, что ему было тяжело по пути в Рим, но всё же удалось преодолеть все трудности, хоть тяготы и казались безмерными. Когда же он предстал перед Папой, тот проклял его.

Тангейзер взывает к Венере, и она является перед ним. Богиня манит рыцаря в свои чертоги. Вольфрам старается удержать приятеля, но у него ничего не получается. К счастью, ему всё же удаётся спасти друга. Он останавливается, когда слышит, что за его душу молится ангел, и зовут его Елизавета.

Вдруг мимо мужчин проходит процессия с гробом той, что пожертвовала своей жизнью ради спасения возлюбленного. Тангейзер убит горем, он падает мёртвым возле девушки.

Опера завершается на позитивной ноте, появляются пилигримы, поющие хор. Они несут расцветший посох Папы из Рима. Оказывается, что он отпустил грехи главному герою.

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

Считая оперу «Тангейзер» неудавшимся произведением, автор даже предположить не мог, какой колоссальный успех она будет иметь в будущем. Современный зритель заполняет театры более 400 раз в год в те вечера, когда название этого творения возникает на афишах.

Любопытно, что премьера оперы изначально планировалась на 13 октября 1845 года (день рождения племянницы композитора). Именно она исполняла партию Елизаветы. Из-за плохого самочувствия девушки пришлось перенести спектакль. Современные постановщики делают композицию из различных редакций, поэтому легко могут совмещаться сцены на немецком и французском.

Источник

Тангейзер

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

Еще месяц назад подавляющее большинство россиян при слове «Тангейзер» подумали бы, что это новая марка автомобиля – допустим, «Ниссан-Тангейзер». Или, предположим, название нового пылесоса. Но благодаря скандалу в Новосибирске теперь каждый сознательный гражданин прекрасно знает, что «Тангейзер» – это опера Рихарда Вагнера середины XIX века, которая вдруг стала символом борьбы с церковным мракобесием и против политической цензуры в России начала XXI века. О силе классического искусства размышляет «Стол».

Кто такой Тангейзер?

Тангейзер – это имя немецкого поэта-миннезингера, жившего в начале XIII века. Он происходил из австрийско-баварского дома баронов Тангузенов, был дальним родственником императора Фридриха II, в 1228 г. участвовал в крестовом походе. После смерти своего покровителя – герцога Фридриха Воинственного из рода Бабенбергов – Тангейзер, по словам собственных песен, «проел и прозаложил своё имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня»; он впал в нужду и вынужден был скитаться странствующим рыцарем, исполняя своеобразные плясовые песни собственного сочинения о простых крестьянских радостях. Также в истории остались его песни религиозного характера, некоторые из которых были опубликованы в сборнике старинной немецкой поэзии «Minnesinger», изданном в 1838 году. На русский язык переводов Тангейзера нет.

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

Портрет рыцаря Тангейзера в одежде крестоносца из Манесского кодекса

Человек-легенда

Несколько десятилетий спустя после своей смерти Тангейзер стал героем народных легенд о горе Герзельберг, на склоне которой есть пещера, где некогда располагалось языческое святилище богини Фрау Холле, супруги Вотана. Как гласит легенда, именно возле этой горы странствующий поэт Тангейзер, который шел в город Вартбург на состязание певцов, встретил богиню Фрау Холле, которая колдовством завлекла поэта к себе в пещеру; там он пробыл семь лет в сладострастных развлечениях. Боязнь, что он погубил свою душу, побудила его бежать от богини и искать отпущения грехов в Риме, у папы Урбана. Но папа с негодованием отказал в этой просьбе, сказав, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника. Тангейзер с горя вернулся к дьявольской Венере в Герзельберг. Тем временем посох пустил побеги, и изумленный папа велел отыскать прощенного Богом грешника – но его уже не могли найти. Финал: Тангейзер должен остаться в пещере Фрау Холле до Страшного Суда, когда Господь окончательно решит его участь.
В 1845 году на легенду о Тангейзере обратил свое внимание композитор Рихард Вагнер, черпавший свое вдохновение в народном эпосе. Для своей оперы «Тангейзер» он соединил несколько самостоятельных немецких легенд, переделав мрачное подземелье Фрау Холле в грот богини Венеры – это была своеобразная дань классицизму. Премьера оперы состоялась 19 октября 1845 г. под управлением автора в Королевском саксонском придворном театре в Дрездене.

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

Картина Джона Кольера «Тангейзер», написанная по мотивам оперы Вагнера.

Сюжет оперы

Действие начинается в гроте Венеры. Певец Тангейзер как бы пробуждается ото сна и рассказывает Венере о своих грезах: ему чудился звон колоколов на родине, который он так давно не слышал. Эти звуки вновь пробудили тоску по родине и друзьям. Венера в гневе отвечает, что она его не держит, и он может уйти обратно к холодным и черствым людям, но что он там не найдет спасения и с измученной душой, обманутый в своих гордых надеждах, опять вернётся к ней.

Тангейзер уходит, и, оказавшись в обычном мире, встречает своего старого приятеля рыцаря Вольфрама фон Эшенбаха, который рассказывает Тангейзеру, что его бывшая возлюбленная Елизавета до сих пор не может забыть его и его песен и не внимает песням других рыцарей. Тангейзер вместе с Вольфрамом едет в Вартбург, где надеется увидеть Елизавету на состязании певцов. Елизавета рада возвращению любимого, но состязание певцов переходит в ссору: Вольфрам воспевает возвышенную любовь, Тангейзер – плотские страсти. В пылу ссоры Тангейзер признается, что был любовником богини. Вырвавшееся из уст Тангейзера признание поражает ужасом благочестивых слушателей. Дамы в боязливом отвращении отступают от него, рыцари готовы поразить его мечами. И лишь Елизавета заступается за Тангейзера: да, он вовлечен страстью в ужасный грех, но может покаяться; неужели же рыцари отнимут у него путь к спасению? В итоге рыцари позволяют Тангейзеру отправиться в Рим и вымолить у папы отпущение грехов, предупреждая его, что если он прощения не получит, то он не смеет больше никогда вернуться в Вартбург. Но папа отверг его раскаяние, яростно закричав, что, как жезл его не произведёт никогда побегов, так и Тангейзер, обреченный на вечные мучения ада, никогда не достигнет спасения.

В итоге он решил вернуться в грот Венеры, но на пути к горе его вновь встречает Вольфрам, который уговаривает его одуматься. В итоге Тангейзер решает вернуться к Елизавете, но в этот самый момент показывается похоронная процессия: Елизавета, не выдержав разлуки с любимым, внезапно умерла. Увидев гроб, Тангейзер умирает от разрыва сердца. Не успел он упасть на землю, как прибегают гонцы из Рима: папский посох дал свежие зелёные ростки, что означает, что грешник прощен. (Излагается по публикации: М. Друскин «100 опер. История создания».)

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

В чем же оскорбление чувств верующих?

Дело в том, что режиссер Тимофей Кулябин поставил на сцене Новосибирского театра оперы и балета не совсем вагнеровского «Тангейзера». Вернее, музыка и либретто остались оригинальными, а вот сюжет претерпел значительные изменения: действие оперы перенесено из средневековья в начало XXI века, с Венерой сожительствует не главный герой – кинорежиссер Генрих Тангейзер, а персонаж фильма, который этот режиссер снимает – а это не кто иной, как сам Иисус Христос. Вернее, актер, играющий Христа. Далее фильм о романе Иисуса и Венеры Тангейзер везет на кинофестиваль, но его провокационный фильм и эпатажные заявления а-ля Ларс фон Триер превращают режиссера в персону нон грата. Обезумевший, он оказывается на попечении у матери Елизаветы.

При чем здесь Христос? – спросите вы. Ответ очевиден: ни при чем. Можно лишь предположить, что режиссеру Кулябину, который, будучи тонким конъюнктурщиком, прекрасно понимает, чем именно сегодня можно эпатировать публику, неожиданная трактовка образа Спасителя понадобилась для создания скандальной рекламы своего проекта. И, надо сказать, он в этом преуспел.

Хроника скандала

6 января 2015 года Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон направил на имя прокурора Новосибирской области Е.Ф. Овчинникова заявление, в котором заявил, что «постановка оперы “Тангейзер” ФГБУК “Новосибирский государственный академический театр оперы и балета” унижает чувства верующих людей, оскорбляет Православную Церковь, направлена на разжигание религиозной вражды». И попросил «принять необходимые меры по выяснению всех обстоятельств сложившейся ситуации вокруг постановки и возможному привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством России».

24 февраля 2015 года было заведено дело об административном правонарушении по статье «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение». В случае если бы суд признал Бориса Мездрича и Тимофея Кулябина виновными, им грозил бы штраф до 50 тысяч рублей или обязательные работы до 120 часов.

10 марта 2015 года мировой суд Новосибирска вынес оправдательный приговор директору Новосибирского театра оперы и балета Борису Мездричу и режиссеру оперы «Тангейзер» Тимофею Кулябину.

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

Виновники скандала:

Тимофей Кулябин, 31 год, выпускник РАТИ ГИТИС

Штатный режиссер театра «Красный Факел» в Новосибирске. В 2009 году поставил оперу «Князь Игорь» в Новосибирском театре оперы и балета. Прославился своим спектаклем «Онегин» по роману А.С. Пушкина – эта постановка получила специальный приз национальной театральной премии «Золотая Маска».

Тангейзер это про что. Тангейзер это про что фото. картинка Тангейзер это про что. смотреть фото Тангейзер это про что. смотреть картинку Тангейзер это про что.

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон

В миру – Емельянов Леонид Григорьевич, 67 лет.
Окончил в 1981 году Московскую Духовную академию, был монахом Московского Свято-Данилова монастыря. В 1990 года хиротонисан во Епископа Новосибирского и Барнаульского, с 1995 года – назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата и главным редактором Издательства Московской Патриархии с титулом Епископа Бронницкого, викария Московской Епархии. С осени 1996 года – почетный настоятель храма Всех святых на Соколе, в 2000 году освобожден от должности Председателя Издательского отдела Московского Патриархата и переведен на Новосибирскую и Бердскую кафедру.
До своего выступления против оперы митрополит Тихон прославился скандалом с «сатанинскими рок-группами», когда в 2014 году некие православные активисты сорвали выступление в Новосибирске рок-группы Behemoth.

Мнения:
Митрополит Тихон: «Когда спрашивают – как Церковь относится к подобным явлениям, я говорю: никак не относится. Культура развивается со всем обществом, новые тенденции остановить невозможно. Но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей. Мы не хотим допустить того, что произошло во Франции….»

Тимофей Кулябин, режиссер: «Моя однокурсница спросила меня: ты что – атеист? Нет, я человек глубоко верующий. Это все спектакль. Это он задает вопросы, провоцирует, сомневается. Там нет четко выраженной моей позиции, нет окончательного ответа, нет нравоучения…»

Кирилл Серебренников, режиссер: «Нападение церковных мракобесов на оперу «Тангейзер» и режиссера Тимофея Кулябина – это позор. Позор России. Это то, что надо скрывать, чего надо стыдиться. Встретилось то, что не могло встретиться, – Вагнер и провинциальный поп. Никто в мире не подозревал, что они могут где-то пересечься. Где Вагнер, где современная оперная режиссура и где этот мракобесный поп, который, не видя спектакля, пишет донос?

Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»: «Не будем забывать, что церковь – это все-таки земное учреждение и священнослужителям свойственны некоторые заблуждения и комплексы, которые время от времени испытываем все мы, грешные люди. Сегодня, наблюдая особое рвение духовенства в отношении контроля над произведениями искусства, я иногда думаю о том, что и мне хочется поучаствовать в строительстве храмов, вмешаться в процесс и даже поломать некоторые нынешние проекты – сделать другой формы маковки или переделать алтарь так, как нравится мне…»

Олег Меньшиков, актер, художественный руководитель Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой: «Сам факт, что постановка оперы Вагнера становится объектом внимания правоохранительных органов, кажется мне чудовищным. Если предмет искусства становится поводом для судебного разбирательства, значит, в государстве возрождается цензура».

Олег Табаков, художественный руководитель Московского художественного театра: «Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества – такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания. Цензура в любом проявлении – государственном или церковном – опасна. Я призываю остановить травлю режиссера и театра…»

Чулпан Хаматова, актриса: «То, что происходит вокруг оперы “Тангейзер” и Тимофея Кулябина, можно назвать коротко: культурная катастрофа. Мы должны это остановить. Нельзя ни оправдать, ни объяснить суд над режиссером, иначе это будет началом расцвета такого гремучего мракобесия, что повлечет за собой последствия катастрофические – для всех режиссеров. Что это вообще значит? Не поняли спектакль – значит, не поняли; пришли домой, обсудили, обругали. Но при чем тут прокуратура, суд?»

Насколько опасно стать оскорбителем чувств верующих?

В Уголовном кодексе Российской Федерации с июня 2013 года существует статья 148 «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий», которая в части 1 предусматривает уголовную ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные с целью оскорбления религиозных чувств верующих. Однако, согласно судебной статистике rospravosudie.com, в России нет ни одного случая правоприменительной практики по данной статье. По мнению экспертов, это неработающая статья, поскольку в юриспруденции вообще не существует такого понятия, как «оскорбление чувств» – есть только «оскорбление чести и достоинства», и это понятие применяется только в отношении каждого конкретного человека, но никак не группы лиц. Поэтому все громкие «клерикальные» процессы либо разваливаются еще до суда, либо следователи стараются переквалифицировать дело по другим статьям: к примеру, приговор участницам Pussy Riot был вынесен по ст. 213 ч. 2 УК РФ: «Хулиганство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти».

Но ведь законы всегда можно переписать, не так ли?

Четверть века назад Россия полностью расплатилась с Западом по долгам царского правительства

Александр Градский – о времени, о себе и о России

В рамках цикла о спецслужбах России до 1917 года – рассказ о трагической реформе Джунковского

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *