Танкеток что это такое
Значение слова «танкетка»
1. Подошва, утолщающаяся от носка к пятке.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В некоторых случаях использовались, несмотря на большой недостаток — недостаточную огневую мощь, для задач разведки, боевого охранения и связи (например, Т-27).
В СССР, в 1934 году, называлась — гусеничный пулемётовоз.
ТАНКЕ’ТКА, и, ж. (нов.). Малый быстроходный танк, вооруженный пулеметом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
танке́тка I
танке́тка II
1. подошва, утолщающаяся от носка к пятке ◆ Только четвёртое место в нашем рейтинге занимают летние обновки ― женские босоножки на танкетке от французского дизайнера обуви Стефана Келиана, купленные за 500 долларов в Петровском Пассаже. «Дорогая моя столица» (1997) // «Столица», 27 мая 1997 г. (цитата из НКРЯ)
2. только мн. лёгкая женская обувь на такой подошве ◆ Танкетки ― модная обувь тех лет ― изготовлялись частными сапожниками и стоили дорого. Эдуард Лимонов, «У нас была Великая Эпоха», 1987 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Известно, что туфли-танкетки и на платформе вошли в моду в уже воюющей Европе. Василий Катанян, «Прикосновение к идолам», 1998 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: калач — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Рассказы об оружии. Танкетка Т-27
Зачем вообще эта странная штука вообще была придумана? Нечто такое среднее между вполне себе сформировавшимся к тому времени танком и бронеавтомобилем, который стоял на вооружении армий уже не один десяток лет. Три, если так.
Все просто. Военная мысль не стояла на месте, и опыт Первой Мировой войны показал, что обычная кавалерийская разведка – это, конечно, классика, но… Иногда неплохо, когда разведку можно осуществить в условиях определенной защиты разведчиков.
Авиация? Да. Когда она есть под рукой и позволяют погодные условия. Кавалерия? Да. Если нет противодействия. Бронеавтомобиль? Да, теплее, но автомобиль, тем более, отягощенный броней, пройдет далеко не везде.
Вот и нарисовался портрет легкого бронированного транспортного средства на гусеничном ходу, вооруженный хотя бы пулеметом и с противопульным бронированием.
Короче, танкетка в 20-30 годах прошлого века считалась вполне себе логичным средством проведения разведки.
Командование РККА не осталось в стороне от мировых течений, и тоже решило принять на вооружение такую вещицу. Полезную, как считалось в теории.
За основу взяли, как было модно в то время, английскую танкетку «Карден-Лойд» Мк VI. В 1929 году государственная комиссия под руководством И. А. Халепского закупила образец танкетки и документацию.
Танкетка английская, скажем так, не блистала. Это было очевидно даже с точки зрения неизбалованных советских военных. Поэтому, если пулеметный двухбашенный танк Т-26 был почти полной копией «Виккерса шеститонного», то Т-27 весьма отличалась от английского прообраза.
В целом, «Карден-Лойд» была изрядно переработана и в 1931 году как танкетка Т-27 была принята на вооружение РККА.
Т-27 имела коробчатый корпус, собранный из катаных броневых листов на заклепках. Фордовский двигатель от «ГАЗ-АА» мощностью 40 л.с. советские инженеры смогли запихнуть между местами механика-водителя и пулеметчика. Благодаря этому удалось резко сократить длину корпуса, что сказалось на маневренности и проходимости.
Вообще в конструкции максимально использовались узлы и механизмы серийно выпускавшихся советских автомобилей, что сделало танкетку весьма недорогой в производстве.
Выпускали Т-27 недолго, около двух лет. Но учитывая все вышеперечисленное, за эти два года было выпущено 3342 машины. Т-27 использовались в разведывательных подразделениях общевойсковых и танковых соединений, стояли на вооружении воздушно-десантных бригад, где с ними проводились широкомасштабные эксперименты по десантированию парашютным и посадочным способом.
Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ, боекомплект которого составлял 2520 патронов в 40 дисках.
Диски размещались в бортовых коробках корпуса. Для стрельбы использовался простой механический прицел. На танкетках первого года выпуска пулемет устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем вертикальное наведение пулемета и связанным с педалью подъема и специальным сектором, что теоретически давало возможность ведения зенитного огня.
Впоследствии от этого отказались и установка пулемета производилась в специальном фланце, обеспечивавшем более удобное наведение пулемета, как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.
На базе танкетки был создан первый советский огнеметный танк ХТ-27. Огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха на дальность до 25 метров. В середине тридцатых на базе танкетки была создана легкая самоходная артиллерийская установка, вооруженная 76-мм динамо-реактивной пушкой Курчевского, но в серию не пошла, как, впрочем, все «гениальные» творения Курчевского.
Были предприняты попытки установить на Т-27 еще более мощное вооружение, в том числе 37-мм пушку Гочкиса и 76,2-мм пушку, но от них пришлось отказаться, так как шасси не выдерживало увеличившуюся массу машины. Более того, испытания показали, что легкая (меньше 3 тонн) танкетка просто теряла устойчивость при стрельбе из орудия такого калибра.
Кроме того, в крошечном корпусе танкетки не хватало места для хранения боеприпасов к пушке. Да что говорить, конструкторы не смогли найти места для размещения радиостанции, и вроде бы разведывательная машина была лишена возможности передачи разведанных данных.
Связь могла осуществляться только с другими экипажами посредством флажных сигналов. Но для РККА того времени это было нормально.
Ходовые качества Т-27 тоже были не совсем однозначны. С одной стороны, очень простая и надежная конструкция, не требующая особых навыков и умений в обслуживании. С другой стороны, проходимость была ниже среднего. Узкие гусеницы не позволяли легко преодолевать болота, грязь и глубокий снег.
Было также признано, что легкому танку/танкетке просто необходимы вращающаяся башня и способность преодолевать водные преграды вплавь. Так на базе Т-27 и с учетом опыта ее эксплуатации был создан легкий плавающий танк Т-37. Но это уже совершенно другая история, факт в том, что все семейство советских легких плавающих танков было создано основываясь на опыте использования Т-27.
А что прикажете делать, если больше ничего не было? Впрочем, Гудериан тоже фактически на пустом месте свои стратегии разрабатывал. И ничего, получилось. То же самое получилось и у наших конструкторов танков.
В целом, к 1933 году в танковых войсках РККА было сформировано 65 батальонов по 50 танкеток в каждом. Т-27 даже успела повоевать. Танкетки оказались весьма полезны при подавлении банд басмачей в Средней Азии в 30-е годы.
Были испробованы и возможности десантирования танкетки. В 1935 году была опробована воздушная транспортировка танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3.
Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.
К 1941 году Т-27 были признаны устаревшими и удалены с передовой. Есть данные об их использовании в боях в 1941 году, но это были просто попытки использовать все, что имелось под рукой.
Если рассматривать вопрос серьезно, то боевые возможности танкетки Т-27 были невелики. Ее броня пробивалась с дистанции порядка 200-300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями калибра 7,92-мм, более того, такая пуля вполне могла вывести танкетку из строя.
Если же говорить о противотанковых ружьях типа трофейного польского ружья Марошека или собственного PzB 39, не говоря уже о противотанковых пушках, то здесь вообще было без шансов.
Противопоставить было нечего, потому Т-27 постепенно выводилась из состава частей.
Однако это не значит, что танкетку списали в утиль. Вышеперечисленные качества относительно дешевизны и легкости в обслуживании, сделали Т-27 вполне себе неплохим артиллерийским тягачом.
Кроме того, Т-27 вполне можно было использовать для патрулирования, охраны штабов, как бронированный тягач и транспортер. Немцы, которые вообще не гнушались ничем попавшим в их руки использовали попавшие к ним любые трофеи для охраны мостов, аэродромов, для борьбы с партизанами.
Не стану произносить фразу «для своего времени». Танкетка Т-27, какой бы она не была по сути, являлась некоей стартовой платформой для появления целого семейства танков. Возможно, не стоило ее выпускать в таких количествах, это явно было излишне, но такова была общая тенденция в то время. Гигантомания…
Но повторюсь, работы с маленькой танкеткой позволили натаскать конструкторов до создания вполне себе больших танков. Главное, как говорится, начать.
Танкетка Т-27. Тактико-технические характеристики
Размеры:
Длина: 2600 мм
Ширина: 1825 мм
Высота:1443 мм
Вооружение: 1×7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 2500 патронов
Бронирование (лоб корпуса): 10 мм
Двигатель: карбюраторный «Форд-АА», мощность 40 л.с.
Максимальная скорость: 40-42 км/час
Запас хода: 110-120 км
Как я уже говорил, база Т-27 стала полигоном для отработок разных по назначению машин.
ХТ-27. Химический, то есть, огнеметный танк. Пулемёт оставлен. Добавлен ранцевый огнемёт, посылающий огнесмесь на 25 метров за счет сжатого воздуха. Переоборудовали 12 машин.
КТ-27. Проект САУ с 76-мм полковой пушкой. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и расчёт перемещались на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчёта и боеприпасов от своего орудия. Было выпущено 3 опытных образца. Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться вне дорог. Проект был остановлен.
Т-27 (танкетка снабжения) По бортам танкетки были установлены два боковых кармана, предназначенные для транспортировки 40 патронных ящиков (880 кг) и 24 снаряженных пулемётных дисков.
МЗ-27. Минный заградитель. Пулемёт не снимался, загружалось 170 минам, уложенными в барабан массой 480 кг. Выпущено не менее 5 МЗ-27.
Т-27ПХ. Танкетка «подводного хождения», оснащенная воздухозаборником, с герметизированным корпусом и измененной конструкцией выхлопной трубы. Танкетка преодолевала по дну водные преграды глубиной до 3 метров и могла находиться под водой до 30 минут. Изготовлен 1 опытный образец.
АС-Т-27 — аэродромный тягач на базе Т-27, оснащённый автомобильным стартёром КАС-2 для запуска авиационных двигателей. Переоборудовали от 3 до 10 машин.
Можно только удивиться тому, сколько работы было проделано с одной танкеткой.
Источники:
М. Барятинский. «Танкетка Т-27 и другие».
М. Свирин. «Броня крепка. История советского танка 1919-1937».
История танкетки
от появления до наших дней
Carden Loyd Tankette
Первую танкетку, от которой ведут свою родословную все последующие, сконструировали Карден и Лойд. Фамилию последнего в СССР было принято писать через сдвоенное «Л», но это не верно (Ллойд это совсем другой человек). Их машина следовала пропагандируемой Фуллером (начальник штаба танкового корпуса при Камбре, а после Первой Мировой видный военный теоретик) идее о индивидуальном боевом транспорте для каждого солдата. Сперва они пытались сделать именно транспорт для одного солдата, мини-трактор с пулемётом. Машина вышла слишком неказистой, слишком узкой, а солдат был слишком сосредоточен на управлении, из-за чего не мог даже нормально следить за полем боя, не говоря о стрельбе. По итогам этих экспериментов изобретатели пришли к концепции танкетки на двоих. А чтобы законно производить вооружённую машину изобретатели продали свою фирму английскому оружейному монополисту фирме «Виккерс».
+ увеличить картинку + Танкетка Карден-Лойд : чертёж и ТТХ | ||
Танкетка Карден-Лойд : внутреннее устройство. В передней части можно видеть коробку передач и привод передних ведущих колёс. В кормовой части хорошо видны буксировочный крюк и заводная рукоятка мотора. | ||
Мотор размещён в центре машины, близко к её центру тяжести, что улучшало устойчивость. Трансмиссия впереди, так что ведущими колёсами были передние. Тогда уже было известно, что для гусеничных машин это несколько улучшает проходимость. По бокам от мотора сидят члены экипажа.
+ увеличить картинку + Танкетка Карден-Лойд : современная реплика | ||
Танкетка Карден-Лойд : современная реплика. Вид спереди-слева | ||
Пулемёт конструкции Максима, так же выпускавшийся фирмой «Виккерс», мог быть легко снят с машины. Треножный станок пулемёта перевозился закреплённым впереди на корпусе со стороны водителя, как хорошо видно на фото.
Танкетка Карден-Лойд : современная реплика. Кожух двигателя | ||
Доступ к двигателю был возможен изнутри машины прямо во время боя. Для того времени возможность покопаться в моторе, не выходя из-под защиты брони, считалось важным достоинством. Впрочем, кто сталкивался с особенностями некоторых узлов (в частности штатного бензонасоса) советского УАЗа, то же оценил бы эту английскую предусмотрительность.
Танкетка Карден-Лойд : современная реплика. Вид сзади-справа | ||
Сзади мы видим между гусеницами пустое пространство. Гусеницы были удлинены ради устойчивости машины и снижения давления на грунт. Первоначально занимать этот объём ничем не планировалось. Но вскоре там появился буксировочный крюк.
| ||
Вот танкетка Карден-Лойда буксирует 94-мм лёгкую пехотную гаубицу.
Танкетка Карден-Лойд буксирует прицепы с солдатами и пулемётом | ||
А вот уже целый автопоезд, четверо солдат едут за танкеткой на специальном прицепе, а уже за ним прицеп с крупно-калиберным пулемётом. Все прицепы на гусеничном ходу, потому что после лунного ландшафта поля боя западного фронта Первой Мировой в проходимость колёс на войне не очень верили.
Танкетка Карден-Лойд с 47-мм пушкой | ||
Пытались и саму танкетку вооружить пушкой. Вот бельгийская танкетка Vickers Carden-Loyd вооружённая противотанковой 47-мм пушкой. По сравнению с фигурами осматривающих трофей немецких солдат видно, что машина получилась весьма компактная. Противотанковая пушка на танкетке приобрела необходимую ей мобильность, практически не теряя способности к маскировке на местности. Хотя в данном случае мы видим всё же далеко не самую удачную кустарную поделку.
Танкетка Карден-Лойд : погрузка в грузовик | ||
Но вот купленная поляками танкетка Карден-Лойда заползает своим ходов в кузов грузовика. Даже «полуторка» осилила бы перевозку такой танкетки.
Танкетка Карден-Лойд на прицепе | ||
А вот реконструированная перевозка на специальном прицепе. На такой низкий прицеп танкетку и загнать легче. А тянуть его по хорошей дороге сможет даже джип.
Carden-Loyd Mk VI
Танкетка Карден-Ллойд Mk.VI | |
---|---|
Экипаж | 2 чел |
Вес | 1.8 т |
Размеры: | |
длина корпуса | 2460 мм |
ширина корпуса | 1750 мм |
высота | 1220 мм |
клиренс | 230 мм |
Защита: | гомогенная броня |
корпус | от 6 до 8 мм |
днище | 4 мм |
Вооружение: | 1x 7,7×56 mm R тяжёлый пулемёт «Виккерс» |
Подвижность: | |
двигатель | Ford T мощностью 22 л.с. |
удельная мощность | 12.8 л.с./т |
тип подвески | блокированная полужёсткая |
скорость по шоссе | 40-45 км/ч |
запас хода по шоссе | 144 км |
скорость по пересечённой местности | 10-20 км/ч |
запас хода по пересечённой местности | 59 км |
Проходимость: | |
подъём | 45 ° |
ров | 1.2 м |
брод | 0.6 м |
Но именно в таком виде танкетка и стала похожа на танк! И это дало ей экспортный потенциал.
| ||
Будущим покупателям предлагалась именно вот эта модель Mk VI. Станок пулемёта ещё перевозился на танкетке.
| ||
+ увеличить картинку + Танкетка CV-29, Италия, чертёж | ||
Итальянцы купили у англичан 4 готовых танкетки, а затем, под названием CV-29, из тогда же закупленных машино-комплектов собрали ещё 21 свою, с более широкими гусеницами и итальянским пулемётом. Сперва 6.5-мм водяного охлаждения, который чуть позже заменили на пулемёт воздушного охлаждения. В остальном это такая же клёпанная на каркасе конструкция, как и английский оригинал, с тем же двигателем и подвеской.
CV-29 | |
---|---|
Экипаж | 2 чел |
Вес: | 1.72 т |
Размеры: | |
длина корпуса | 2480 мм |
ширина корпуса | 1712 мм |
высота | 1215 мм |
Броня: | 4-9 мм |
Вооружение: | 1x 6.5-мм пулемёт «Фиат 14» |
Подвижность: | |
двигатель | карбюраторный «Форд Т» мощностью 22.5 л.с. |
скорость по шоссе | 45 км/ч |
запас хода по шоссе | 160 км |
+ увеличить картинку + | ||
+ увеличить картинку + | ||
Вот макет CV-3/38 в версии «истребителя танков» с 20-мм пушкой «Золотурн».
| ||
А вот макет огнемётной танкетки с прицепом, из танкового музея в Бовингтоне.
| ||
А это мостоукладчик, подготовленный к укладке моста.
Для колониальных войн в жарких странах машина подходила наверное идеально. Разве что запас хода маловат. И в жару люк не раскрывай, не то эфиопы так и норовят пчелиное гнездо забросить. Зато отважных эфиопов ужасали огнемётные танки. Неплохо показали себя танкетки в гражданской войне в Испании, только надо было избегать прямых столкновений с Т-26 и не подставляться под огонь республиканской артиллерии. Но во Вторую Мировую, итальянские войска оказались в страшной России. Тут танкетка вязла в снегу, а экипажи мёрзли, потому что никакого обогрева обитаемого объёма конструкторами предусмотрено не было.
CV3/33 | |
---|---|
Экипаж | 2 чел |
Вес: | 3.5 т |
Размеры: | |
длина | 3.15 м |
ширина | 1.5 м |
высота | 1.3 м |
клиренс | 190 мм |
Защита: | |
лоб | 15 мм |
борт | 9 мм |
корма | 9 мм |
Вооружение: | 2x пулемета 8-мм Fiat 35 (2170 патронов) или 2x 8-мм Breda 38 (1896 патронов) |
Подвижность: | |
двигатель | рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Fiat CV 3-005 мощностью 43 л.с. |
удельная мощность | 12.3 л.с./т |
скорость по шоссе | 42 км/ч |
запас хода по шоссе | 150 км |
Проходимость: | |
подъём | 40 ° |
стенка | 0.65 м |
ров | 1.45 м |
брод | 0.7 м |
| ||
В СССР та же танкетка «Карден-Лойд» лицензионно выпускалась под наименованием Т-27. Оригинальные танкетки Carden-Loyd Mk VI были закуплены в 1930г (20 машин, поставлены с мая по сентябрь) по цене 275 фунтов стерлингов (или 7250 рублей по курсу того времени). От индивидуальных колпаков на головы у нас отказались, просто сделав крышу более высокой. Да и вообще Т-27 несколько крупнее английского оригинала. И лобовая броня потолще. А вместе с этим и вес вырос почти на тонну. Потому пришлось добавить по тележке на пару опорных катков с каждого борта.
Т-27 | |
---|---|
Экипаж | 2 чел |
Боевая масса: | 2.7 т |
Размеры: | |
длина | 2600 мм |
ширина | 1825 мм |
высота | 1443 мм |
клиренс | 240 мм |
гусеница шириной | 150 мм |
Защита: | катанная гомогенная броня |
лоб | 10 мм |
борт | 10 мм |
корма верх | 10 мм |
корма низ | 6 мм |
крыша | 6 мм |
днище | 4 мм |
Вооружение: | 1x 7.62мм пулемёт ДТ (2520 патронов = 40 магазинов; позже 1764 патронов = 28 магазинов) |
Подвижность: | |
двигатель | карбюраторный «Форд-АА» (от грузовика ГАЗ-АА «полуторка») мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин |
удельная мощность | 14.8 л.с./т |
емкость бака | 42 л (бензин подавался самотёком) |
тип подвески | блокированная полужёсткая |
скорость по шоссе | 40-42 км/ч |
запас хода по шоссе | 110-120 км |
скорость по пересечённой местности | 16 км/ч |
запас хода по пересечённой местности | 60 км |
Проходимость: | |
удельное давление на грунт | 0.66 кг/см² |
подъём | 30 ° |
стенка | 0.5 м |
ров | 1.2 м |
брод | 0.5 м |
| ||
Но вот на фото армейская правда жизни: двое из расчёта 45-мм противотанковой пушки едут видимо положив доску на штатные подножки. В войсках быстро сообразили, что куда безопаснее ехать под прикрытием брони, чем сверху на ней. И потому поручни, с армейской танкетки на фото, очевидно демонтированы за ненадобностью. Надо полагать, что остальной расчёт следует аналогичным образом на танкетках, буксирующих прицепы со снарядами.
Решительно преобразовали лицензионную танкетку поляки, так что это уже стала не танкетка, а по-польски (или по-чешски) «танчик». Их TK-3 или TKS получила корпус иной формы. Прежде пустое пространство между гусеницами сзади заняли различные агрегаты, за счёт чего просторнее стало в боевом отделении. Одновременно сократили длину гусеницы, что уменьшило общую длину машины.
Танкетка TKS внутреннее устройство, Польша | ||
Определённо в Польше планировали сделать из танкетки полноценное семейство танков. И для того времени это были бы достаточно боеспособные танки.
TK-3 | |
---|---|
Экипаж | 2 чел |
Вес: | 2.4-2.6 т |
Размеры: | |
длина | 2.6 м |
ширина | 1.8 м |
высота | 1.3 м |
Защита: | 4-10 мм |
Вооружение: | 1x 7.92 мм пулемёт km wz.25 |
Подвижность: | |
двигатель | Fiat мощностью 40-46 л.с. (30-34 кВт ) |
удельная мощность | 17-18 л.с./т |
скорость по шоссе | 40-46 км/ч |
запас хода | 180 км |
| ||
Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием вместе со своим экипажем подбил 13 немецких танков (среди которых предположительно один PzKpfw IV Ausf B). Заметим, что в 1939 году 20-мм пушка пробивает подавляющее большинство танков даже в лоб с дистанции не менее полкилометра. Впрочем, и с пулемётом винтовочного калибра, стреляя бронебойными пулями, танкетка была опасным противником танка на ближних дистанциях. И подобраться на такую дистанцию она имела все шансы.
Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил проворство польской танкетки такими словами:
«. очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану»
| ||
А вот французы использовали лицензию практически исключительно для производства невооружённых тягачей, один из сохранившихся до наших дней представлен на этом фото.
Renault UE | |
---|---|
Экипаж | 2 чел |
Вес: | 2.1 т |
Размеры: | |
длина | 2.80 м |
ширина | 1.74 м |
высота | 1.25 м |
клиренс | 30 см |
гусеница шириной | 170 мм |
Защита: | |
лоб | 9 мм |
борт | 6 мм |
корма | 9 мм |
Вооружение: | -нет- |
Подвижность: | |
двигатель | четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель Renault 85 жидкостного охлаждения рабочим объёмом 2120 куб.см мощностью 35 л.с. при 2800 об/мин |
скорость | 30 км/ч |
запас хода | 60 км (для UE2 100 км ) |
Грузоподъёмность: | 400 кг |
Конструкция французского варианта разработана на фирме Рено, и потому этот самый маленький полностью бронированный тягач получил название Renault UE Chenillette, а полностью официально Chenillette de ravitaillement d’infanterie 31R, что можно перевести как «танкетка снабжения пехоты».
Танкетка снабжения пехоты Renault UE с гусеничным прицепом в танковом музее Сомюра, Франция. На заднем плане можно видеть бронеавтомобиль «Панар» с 25-мм автоматической пушкой | ||
Для снабжения на корме крепился большой короб для имущества, как раз занимавший пространство над гусеницами сверху. Для защиты голов экипажа английские индивидуальные коробчатые колпаки заменены на элегантные французские полушария. А если обзора не хватало, то можно было полностью откинуть люк и смотреть поверх борта так же, как это было возможно в танкетке без крыши.
| ||
Наконец существовали и вооружённые модели. Но было их мало. Почему сложно сказать. Может быть потому, что хороших танков во Франции и так было достаточно, а кроме них были ещё и отличные полноприводные бронеавтомобили «Панар», с 25-мм автоматической пушкой, опасной для любого немецкого танка, включая и новейшие на 1940 год. Поэтому посчитали, что воевать есть кому, а нужда в тех, кто обеспечит ратный труд. Так или иначе, французы предпочитали танкетку в роли невооружённого, но бронированного тягача-снабженца переднего края.
После поражения в 1940 году более 3000 танкеток достались немцам, которые в основном использовали их, довооружив пулемётом, для охраны тыла и аэродромов или для борьбы с партизанами, где такого пулемётного недотанка вполне хватало. Невооружённые тягачи использовали при прокладке кабелей. А румыны применяли свои танкетки как арттягачи для 47-мм противотанковых пушек «Шнейдер», где броня и малые габариты оказывались весьма кстати, а отсутствие пулемёта было несущественно. К слову сказать и сами французы как правило использовали Renault UE как тягач 25мм противотанковой пушки.
из коллекции танкового музея в Кубинке | ||
Наиболее оригинально обошлись с этой танкеткой японцы. Купив образец для испытаний, они основательно пересмотрели и переработали исходный вариант. И в 1932 году японская фирма «Исикавадзима Дзидама» выпустила малый танк «2592» (на фото выше и на чертеже ниже). Не путать с лёгким танком «2592» или «Кай Сенша», который выпускался в 1933-1935 годах фирмой «Исикавадзима Дзидоша» и имел немного большие размеры и заметно более серьёзное вооружение при почти таком же весе. Но нас интересует малый «2592», известный так же как «ТК» или даже «танкетка ТК».
| ||
Но это именно танк, с башенной установкой вооружения. Трудно признать в нём потомка танкетки. Подвеска изменена на японскую типа Хара. Двигатель японцы перенесли вперёд, слева от механика-водителя.
на фото он трофей американских войск | ||
А вход экипажа осуществлялся через кормовую дверь, что хорошо видно на этом фото трофейного «TK» с Окинавы. Но расплатой за лучшую защиту стал увеличившийся самый большой среди потомков танкетки Карден-Лойда вес.
В 1933 году «Токийская компания газовых и электрических двигателей» («Токио Гасу Дэнки», впоследствии «Токио Дзидоша» и «Хино Дзидоша») построила модернизированный образец танка, принятый на вооружение под обозначением «2594» («94», упоминается также как «Хокай Сенша»). Его производством занимались также компании «Мицубиси Дзукогио» и «Кобэ Сейкошо».
Малый танк «2594» | |
---|---|
Экипаж | 2 чел |
Бовая масса: | 3.4 т |
Размеры: | |
длина | 3.08 м |
ширина | 1.62 м |
высота | 1.62 м |
клиренс | 0.29 м |
гусеница шириной | 160 мм мелко-звенчатые скелетообразные с двумя гребнями |
Защита: | |
лоб корпуса | 12 мм |
борт | 8 мм |
корма | 10 мм |
башня | 8-10 мм |
Вооружение: | 1x пулемёт «91» калибра 6,5 мм (1650 патронов) |
Подвижность: | |
двигатель | «94» карбюраторный 4-цилиндровый жидкостного охлаждения мощностью 32 л.с. при 1800 об/мин |
тип подвески | японская типа Хара |
скорость | 40 км/ч |
запас хода | 200 км |
Проходимость: | |
подъём | 35 ° |
стенка | 0.51 м |
ров | 1.4 м |
брод | 0.6 м |
С 1937 года танки выпускались с изменённым направляющим колесом. Оно лишилось по сути ненужных ему зубчатых венцов, увеличилось в размере, подвешено на балансире и опущено на землю для увеличения опорной поверхности.
Наконец, с того же 1937 года танк стали вооружать 37 мм пушкой, и он стал полноценным по тем временам танком, на отдалённое родство с танкеткой претендовавшим разве что малыми размерами и весом.
Должна ли танкетка плавать?
Фуллер настаивал на необходимости широкой механизированной разведки. А разведчику нужно уметь не взламывать оборону, а проскользнуть там где его не ждут. На роль массового и дешёвого разведчика танкетка как будто подходила. Неплохо было бы научить её плавать.
«Амфибия Виккерса» чертёж и ТТХ, Англия | ||
Сами же Карден и Лойд предложили конструкцию первого плавающего танка, известного как «амфибия Виккерса». Хотя он и являлся идеологическим наследником танкетки, но уже имел установку вооружения в башне, где оно не должно было заливаться водой. Башня кстати была взята от известного танка Vickers E Mod.A или «Виккерс 6-тонный», точнее его двухбашенной модификации. Двигатель, трансмиссия и радиатор размещались справа, а башня и рубка механика-водителя были смещены влево. Танк проходил испытания в 1931г на р.Темзе и в том же году запущен в мелкосерийное производство для экспорта.
Плавающий танк Vickers Carden-Loyd | |
---|---|
Экипаж | 2 чел |
Вес: | 2896 кг |
Размеры: | |
длина корпуса | 4.06 м |
ширина корпуса | 2.06 м |
высота | 1.87 м |
клиренс | 266.7 мм |
ширина колеи по центрам гусениц | 1.73 м |
гусеница шириной | 213.9 мм мелко-звенчатые |
Защита: | |
лоб | 9 мм (защищала машину от бронебойных пуль на дистанциях свыше 150 м) |
борт | 7 мм (от бронебойных пуль на дистанциях свыше 250 м) |
Вооружение: | 1x пулемёт винтовочного калибра |
Подвижность: | |
двигатель | карбюраторный 6-цилиндровый Meadows EST мощностью 90 л.с. |
скорость на суше | 64 км/ч |
скорость на плаву | 9.7 км/ч |
«Амфибия Виккерса» на воде, Англия | ||
Плавучесть танка обеспечивалась бортовыми поплавками из бальзы. Поначалу имелся и кормовой поплавок, но затем его сняли, а крышу корпуса удлини назад. Однако при этом корма танка оказалась погружённой в воду. Зато облегчился выход на берег.
«Амфибия Виккерса» входит в воду, Англия | ||
Обращает на себя кольцевой руль вокруг гребного винта, одновременно служащий его защитой.
из коллекции танкового музея в Кубинке | ||
Наиболее основательно к использованию поплавков подошли японцы.
| ||
Интересно что в СССР работы над отечественным плавающим танком начались на основе сообщений из британских газет о экспериментах Кардена и Лойда. Но никакого образца для копирования ещё не было. Советские конструкторы нарабатывали свой опыт, в основном методом проб и ошибок. И лишь когда Военное ведомство Его Величества отказалось от амфибии «Виккерса», СССР смог купить парочку английских плавающих танков для изучения.
| ||
Поэтому первый советский серийный плавающий Т-37А имеет заметные видимые отличия от английского танка.
из коллекции танкового музея в Кубинке | ||
из коллекции танкового музея в Кубинке | ||
Вооружения из одного пулемёта ДТ для механизированного разведчика маловато, а потому появился последний из наследников танкетки
В итоге он был сменён танком Т-60 с таким же вооружением, но лучше скомпонованным, лучше защищённым, более тяжёлым и изначально не плавающим. Т-60 создан с использованием ряда узлов Т-40. Броня из катанных бронелистов сваривалась под рациональными углами. Подвеска торсионная. Быстросменные зеркальные стеклоблоки «триплекс» имели толщину 36мм.
Т-60 | |
---|---|
Экипаж | 2 чел |
Боевая масса: | 6.4 т |
Размеры: | |
длина | 4100 мм |
ширина | 2302 мм |
высота общая | 1735 мм |
высота корпуса | 1060 мм |
высота башни | 375 мм |
клиренс | 300 мм |
гусеница шириной | 260 мм мелко-звенчатая двухгребневая |
Защита: | |
лоб | 35 мм |
борт | 25 мм |
корма | 25 мм |
крыша | 13 мм |
днище | 10 мм |
Вооружение: | 1x 20мм автопушка ТНШ-20 (754 выстрела в лентах, уложенные в 13 коробках по 58 выстрелов) 1x 7.62мм пулемёт ДТ (945 патронов = 15 дисков) |
Подвижность: | |
двигатель | карбюраторный, рядный, 6 цилиндров, жидкостного охлаждения ГАЗ-202 рабочий объём 3480см² мощностью 76 л.с. при 3400 об/мин (55.9 кВт ) |
емкость бака | 2 бака общей ёмкостью 320 л (авиационный бензин КБ-70 или Б-70) |
тип подвески | индивидуальные торсионы |
скорость по шоссе | 44 км/ч |
запас хода по шоссе | 455 км |
скорость по пересечённой местности | 20-25 км/ч |
Проходимость: | |
удельное давление на грунт | 0.53-0.63 кг/см² |
подъём | 29.5 ° |
стенка | 0.65 м |
ров | 1.7 м |
брод | 0.9 м |
Как ни хорош Т-60 но это уже ТАНК. Легкий танк, которые наши танкисты не любили. Ибо хочется и пушку помощнее и броню потолще. Зачем?
Но глуп тот кто скажет «раз эта машина не танк, то она и не нужна». Не одни только танки воюют. Армия тех, кто обслуживает ратный труд передовой, ещё больше числа бойцов. И танкетка может занять в этой армии своё достойное и никем не занятое место.
Впрочем, есть случаи, когда танкетка идёт в бой.
Бронетранспортёр
Английские военные с прохладцей относились к танкетке до войны. Но после потерь под Дюнкерком, когда на военную службу призвали даже случайно уцелевшие броневики Первой Мировой, массовая и дешёвая танкетка показалась весьма соблазнительной. Так на историческую сцену вышел прямой потомок танкетки Карден-Лойда.
| ||
Universal Carrier, что означает «универсальный транспортёр». Хотя в английской армии его чаще называли Bren Carrier, то есть перевозчик пулемёта «Брен».
| ||
Штатная вместимость весьма скромная, всего 4 человека, считая экипаж, как на этой реконструкции. В войсках сажали и больше, но тогда и сидеть неудобно и низкие борта не могли дать защиты пассажирам. Тем не менее, выпущено «Юниверсалов» было более 100 тысяч, а служили они не только в Мировую Войну, но и затем при подавлении колониального мятежа в Малайе, и в Корее, выполняя «миссию ООН», о которой в самой ООН предпочитают не вспоминать. И тут, в джунглях и горах, их компактность оказалась весьма и весьма кстати.
Universal Carrier | |
---|---|
Экипаж | 1 чел |
Десант | 3 чел |
Боевая масса: | 4 т |
Размеры: | |
длина корпуса | 3657 мм |
ширина корпуса | 2057 мм |
высота | 1588 мм |
клиренс | 203 мм |
Защита: | стальная катаная броня |
лоб | 10 мм |
борт | 7 мм |
корма | 7 мм |
днище | 4 мм |
Вооружение: | 1x 7,7-мм пулемёт «Брен» (чаще всего) или 1x 13,9-мм ПТР Boys |
Подвижность: | |
двигатель | V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения мощностью 85 л.с. |
удельная мощность | 19 л.с./т |
тип подвески | на винтовых цилиндрических пружинах, сблокированная попарно (типа Хорстманна) и индивидуальная |
скорость по шоссе | 48 км/ч |
запас хода по шоссе | 225 км |
Проходимость: | |
подъём | 28 ° |
стенка | 0.5 м |
ров | 1.3 м |
брод | 0.6 м |
| ||
Вот это WASP из израильского музея. Отсутствие крыши значительно снижало его живучесть на поле боя, так как огнемёт вынужден близко подходить к обороняемым стойким врагом укреплённым позициям, и риск получить гранату или струю пламени из вражеского огнемёта весьма велик. Но, разумеется, для разгона туземцев в колониях крыша такому самоходному огнемёту не требовалась. Впрочем, массовым этот вариант не был.
У Universal Carrier как бронетранспортёра нашлись подражатели.
| ||
Уже когда оригинал сошёл со сцены, немцы использовали подобные машины, заказав у своих бывших противников-французов «Гочкис-Курц». Производился серийно с 1958 года по заказу бундесвера.
| ||
Это в чистом виде мини-транспортёр переднего края. Полностью закрытая кабина, открытый кузов и никакого вооружения.
| ||
А вот известный самый массовый советский арттягач «Комсомолец» ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с британским Universal Carrier.
Т-20 «Комсомолец» | |
---|---|
Экипаж | 2 чел |
Десант | 6 чел |
Масса в снаряжённом состоянии без груза: | 3460 кг |
Грузоподъемность платформы: | 500 кг |
Масса буксируемого прицепа: | 2000 кг |
Размеры: | |
длина корпуса | 3450 мм |
ширина корпуса | 1859 мм |
высота по кабине | 1580 мм |
высота по тенту | 2230 мм |
база опорных катков | 1775 мм |
клиренс | 300 мм |
колея по серединам гусениц | 1480 мм |
гусеница шириной | 200 мм |
Защита: | стальная катаная броня |
лоб | 10 мм |
борт | 7 мм |
корма | 7 мм |
Вооружение: | 1x 7,62-мм пулемёт ДТ |
Подвижность: | |
двигатель | карбюраторный рядный 4-цилиндровый жидкостного охлаждения ГАЗ-М мощностью 50-52 л.с. при 2800 об/мин |
удельная мощность | 14 л.с./т |
тип подвески | блокированная, на полуэллиптических рессорах |
скорость по шоссе | 47.5 км/ч |
запас хода по шоссе | 250 км |
запас хода с прицепом | 152 км |
Проходимость: | |
удельное давление на грунт | 0,54 кг/см² |
подъём | 32 ° (с нагрузкой на платформе, но без прицепа) |
стенка | 0.47 м |
ров | 1.4 м |
брод | 0.6 м |
движение с креном до | 30 ° (но иногда при этом спадали гусеницы) |
сваливаемое дерево | 0.18 м |
радиус разворота | 2.4 м (разворот на месте) |
Однако надо заметить, что были случаи когда «Комсомолец» применялся. партизанами. Ведь джипов у партизан не было. А вездеходный гусеничный «Комсомолец» благодаря компактности был способен пройти по лесным тропам. Запчасти же к нему шли от советских серийных грузовиков.
Самоходку-танкетку создать всё же удалось. Но это произошло уже после войны. И уже не из-за экономии, а ради аэромобильности.
АСУ-57
Вот здесь отдельная статья с чертежами серийной АСУ-57 и пояснениями к ним.
Здесь же поговорим об этой интереснейшей машине в общем.
Испытывался (но на вооружение не принят) плавающий вариант, представленный на чертеже выше.
| ||
Иногда АСУ-57 использовалась десантниками как арттягач.
| ||
| ||
Впрочем, и танк ведь не со всех сторон защищён идеально. Борт и корма уязвимы для 57мм снаряда на всех дистанциях боя. Как, к слову сказать, и ходовая часть.
Заметим, что с БТР или БМП или с расстрелом грузовика конечно справится и полноценный танк. Вот только и сам такой танк и каждый его выстрел стоят в десятки (а то и сотни) раз дороже, чем выстрел 57мм пушки АСУ-57.
Современные локальные конфликты породили интересный парадокс. Как метко выразился один из африканских военачальников «ныне лучше иметь 20 тойот с 23мм зенитками, чем 1 танк Т-55». Смысл в том, что несколько танков не смогут надёжно перекрыть весь широкий фронт, и манёвренные группы на тойотах где-нибудь да прорвутся и разорят тылы, после чего танкам придётся отступить. или они будут брошены.
Но что сказал бы этот африканский воитель, если бы ему предложили танкетку АСУ-57, по цене немногим отличающуюся от тойоты с зениткой?
Здесь можно вспомнить, что у большинства танков Второй Мировой разворот башни осуществлялся медленнее, чем разворот самой машины. Говорят, легендарный немецкий танковый ас Михаэль Виттман не любил крутить башней своего «Тигра», а разворачивал машину целиком, потому что так наведение осуществлялось заметно быстрее.
Wiesel
| ||
По замыслу машина представляла собой компактное шасси на которое можно было ставить любое желаемое вооружение. Корпус из катанной стальной брони с защитой от винтовочных пуль.
+ увеличить картинку + | ||
Силовой блок впереди и может быть заменён в полевых условиях за 15 минут. Он включает: двигатель, трансмиссию, систему охлаждения и воздухоочиститель. Двигатель 4-тактный рядный 5-цилиндровый дизель «Фольксваген» с турбонаддувом. Объем двигателя составляет 1,986 л, диаметр цилиндров — 76 мм, ход поршня — 86 мм. Максимальная мощность (86л.с.) развивается при скорости вращения коленчатого вала 4500 об/мин, максимальное усилие — при 2750 об/мин.
Трансмиссия дает три скорости при движении вперед и две — назад и вместе с высокой (около 31 л.с./т) удельной мощностью двигателя обеспечивает высокую подвижность и приемистость. С места машина на ровной дороге за 5 с разгоняется до 32 км/ч, за 28 с — до 75 км/ч.
+ увеличить картинку + | ||
Кроме того, разработчик и изготовитель фирма «Крупп-МаК» предлагала для «Визели» съемный «комплект плавучести», но бундесвер его так и не заказал.
В отношении аэромобильности возможно десантирование на 4-тонной модульной парашютной платформе. Для загрузки «Визели» на платформе используется аэродромный погрузчик. Но на практике используют только посадочный способ. Транспортный «Боинг-747» вмещает 24 машины, С-5А «Гэлэкси» — 30, С-141А «Старлифтер» — 6, средний военно-транспортный С-160 «Трансалл» (штатный в ВВС ФРГ) — 4, С-130 «Геркулес» — 3. Штатный средний транспортный вертолет бундесвера CH-53G перевозит 2 БДМ «Визель» в грузовой кабине или 1 машину на внешней подвеске, таковы же возможности вертолета СН-47 «Чинук». Вертолеты CH-60А «Блэк Хок» или «Супер Пума» могут доставлять 1 БДМ «Визель» на внешней подвеске.
Модификация MK20 имеет башню с 20мм автоматической пушкой с двусторонним питанием, что позволяет по выбору стрелка использовать либо осколочные либо бронебойные патроны. Причём бронированные коробки с лентами устанавливались снаружи башни. Это позволило уменьшить габариты башни и вынести взрывоопасный боекомплект за её пределы. В левой коробке помещается лента на 60 патронов с бронебойным снарядом, в правой — на 100 патронов с осколочным снарядом. Еще 230 или 240 патронов размещены в укладках в кормовой части корпуса.
Модификация TOW, как можно догадаться из названия несла американский ПТУР «Тоу», для пуска и управления которым расчёту из двух человек приходилось высовываться в верхний люк. Но для действий из засады это посчитали допустимым риском. Боекомплект из 7 ракет перевозился в кормовой части машины, но к немедленному применению были готовы лишь 2 из них, ибо после пуска двух ракет позицию полагалось менять.
+ увеличить картинку + | ||
Бундесвер также принял на вооружение самоходную РЛС наземной разведки RATAC-S нa шасси «Визель» для разведбатальонов и взводов артиллерийской разведки. РЛС разработана фирмой «Стандарт Электроник Лоренц» совместно с французской «Томсон» и относится к импульсно-доплеровским диапазона частот 9,4—9,6 ГГц. Антенна и приемо-передающее устройство смонтированы на подъемной стреле (высота подъема до 12 м), цифровая система обработки сигнала и консоль с дисплеем — внутри корпуса. Станция используется для обнаружения и сопровождения целей в автоматическом или ручном режиме с отображением траектории на дисплее. Дальность обнаружения наземных и низколетящих целей — до 35—40 км (при расположении антенны на возвышении), точность определения координат — до 10 м.
Можно отметить, что полной модульности не получилось, машины с разным вооружением всё же несколько различались формой корпуса и некоторыми прочими деталями. Но в целом значительная унификация была достигнута. Это упрощало снабжение частей, ведь машины обоих модификаций должны были действовать совместно. Например, в составе противотанковой роты аэромобильной бригады имелось девять «Визелей» TOW A1 и шесть «Визелей» МК20 А1.
+ увеличить картинку + | ||
Наименьшая переделка потребовалась для создания санитарной машины для эвакуации раненых: 1 лежачий и 2 сидячих или 2 лежащих в два яруса или 4 сидячих. Для сравнения санитарная машина на базе советской БМП-1 вмещает 4 лежачих раненых в 2 яруса, однако при этом намного крупнее, то есть имеет шанс просто не доехать до передовой. Заметим однако, что и в габаритах прежней «Визели» машину для перевозки раненых лёжа на носилках вполне можно было создать, если решились бы изменить форму кузова. Но на это не решились тогда, и санитарная машина появилась лишь на базе Wiesel 2, которая для этого назначения несколько избыточна.
| ||
С виду похожа на БТР очень важная для управления боем командно-штабная машина. Вот здесь дополнительное обитаемое пространство весьма кстати. Экипаж всего 3 человека, остальное пространство занимает различное оборудование, в основном многочисленные средства связи, необходимые для управления войсками и корректировки артогня.
| ||
Очень интересен самоходный комплекс ПВО «Оцелот». Изначально пусковая установка испытывалась на шасси первой «Визели», но в итоге её поставили на вторую. Пусковая установка может использовать целый ряд ракет, включая самонаводящиеся тепловые американский «Стингер», советскую «Иглу», французский «Мистраль» и ракеты шведского ПЗРК RBS-70 «Бофорс» лазерного наведения. Причём для транспортировки машины вертолётом CH-53 пусковая установка может опускаться. С помощью собственной РЛС машина может обнаруживать цели типа «самолет» — до 18 км, «вертолет» — до 8 км.
| ||
Машина разведки и управления комплексом выполнена отдельно, но на том же шасси Wiesel 2. Она обнаруживает цели в радиусе 20км, опознаёт их и выдаёт целеуказания пусковым установкам. Каждая батарея должна включать машину командира батареи и три взвода, в каждом — один пункт управления и пять самоходных ЗРК «Оцелот».
Танкетка Эпохи Пара
Как же так? Всегда развитие идёт от простого к сложному. Воздухоплавание начиналось с воздушных шаров и лишь позже к ним приделали двигатель и создали дирижабль. Авиация начиналась с планёров, и лишь позже братья Райт погрузили на свой планёр слабосильный мотор. Наконец, появлению паровых телег предшествовали тысячи лет использования телег обычных. Почему же развитие бронетехники должно идти в обратную сторону?
Тому есть две причины непреодолимой силы.
Дело не в какой-то необыкновенной исключительной гениальности Фуллера. Идея витала в воздухе, он её сформулировал первым, и даже допустил изрядную долю фантазии. Но в эту же сторону склонялись мысли многих. А почему?
Подробнее о рисунках и предсказаниях Альбера Робида в статье «Паро-панк Альбера Робида » на нашем сайте SteamAge.ru.
Подробнее о том как первые танки могли стать паровыми в книге «Я люблю паро-панк» глава «Сухопутные броненосцы».
Вторая причина это двигатель. В большой танк можно поставить любой двигатель. И в годы первой мировой был построен и танк с паровой машиной, да война окончилась. Для маленькой танкетки размер и масса двигателя критически важны.