Снаружи висела вывеска для привлечения потенциальных покупателей (впрочем, не всегда), и непременно – над дверью – метелка или просто пучок веток.
Таверны более высокого класса имели право торговать не только пивом и элем, но и вином (для этого требовался отдельный патент). В лучших заведениях подавали и «сладкие вина», в том числе ипокрас (покупка в Лондоне таверны «с хорошей крышей, на каменном фундаменте и с правом торговать сладкими винами» стоила примерно столько же, сколько возведение замковой часовни!). Основными развлечениями были игра в кости, пение и, разумеется, общение с доступными женщинами.
http://special.lib.gla.ac.uk/exhibns/treasures/nouvelles.html Деревенские таверны, несомненно, были самым популярным местом у взрослых обитателей деревни. Нередко под этим словом подразумевался всего-навсего дом соседа, который недавно наварил эля и продавал его по невысокой «государственной» цене – три галлона за пенни (хоть залейся). Там мужчины и женщины проводили вечера, совсем как современные фермеры в местном пабе. Подобные увеселения зачастую сопровождались ссорами, скандалами, несчастными случаями и драками, и свидетельства тому можно обнаружить в манориальных судебных хрониках. Так, однажды некто Осберт ле Вуэл, сын Уильяма, проведя целый вечер в бедфордской таверне и возвращаясь домой «отвратительно пьяным и объевшимся», упал и насмерть разбил голову о камень. Другой человек, возвращаясь из таверны, свалился с лошади, третий упал в колодец на рыночной площади и утонул, четвертого искусала собака, когда он шел по улице, неся кувшин с элем, а некая женщина, будучи в нетрезвом состоянии, уронила ребенка с колен в котел с кипящим молоком. http://expositions.bnf.fr/gastro/grands/148.htm
(заметьте, хозяин прячет в сумку гостя серебряную чашу, чтобы потом обвинить его в воровстве)
Ох, сколько я стерпела мук!
Как дьявол, бьет меня супруг,
Ему жену тем меньше жалко,
Чем громче та кричит под палкой!
Элис, которую «вовеки муж не устрашит», желает, «чтоб поскорее помер он», а Маргарет хвалится:
Я с драчуном расправлюсь вмиг,
Ведь не рожден еще мужик,
Кому б в ответ на пару плюх
Я не влепила тоже двух!
Хоть у меня усов и нет,
На кулачки со мной не след!
Но, несмотря на столь смелые заявления, женщины, вернувшись домой, говорят мужьям, что были в церкви, а те наверняка подозревают неладное, поскольку захмелевшие жены, вместо того чтобы взяться за работу, укладываются спать.
Некоторые, боясь, чтобы их не заметили мужья, крадутся с заднего хода или разговаривают с хозяйкой через забор – «все ради эля!». Завзятые пьяницы
…а некоторые обменивают на эль принесенную из дома еду. Выпив, посетительницы становятся настолько несдержанны, что Элинор наводит порядок, грозя разбить им всем головы .
Заметим, что в средневековой Европе сидение в таверне считалось преимущественно мужским развлечением – настолько, что в XIII веке в Сиене закон воспрещал женщинам заходить в таверны. В других странах, впрочем, подобных законов не было, и женщины самых разных сословий имели право выпить и поесть в таверне. В деревенских трактирах в течение дня женщины были основными посетительницами (поскольку мужья работали в поле) – видимо, именно поэтому мужчины столь часто жаловались, что их супруги предпочитают целый день сплетничать с соседками за элем, вместо того чтобы сидеть дома и заниматься хозяйством. В любом случае, приход замужней женщины в таверну расценивался как признак неповиновения, бунта против власти мужа.
Некая Марджери Кемп выпила в таверне, хотя и знала за собой склонность безудержно плакать и стенать под действием горячительных напитков; затем она пошла на службу в церковь и разрыдалась, так что все поняли, что она пьяна.
Джоанна де Баг, хозяйка таверны, призналась в похищении молодой девушки, содержании публичного дома, сводничестве и краже куска меха у купца, который зашел в таверну выпить вина.
Джулиана Фокс из Торнбери предстала перед судом по обвинению в том, что принимала у себя священников и клириков в «неподобающее время, т.е. посреди ночи».
Джоанна Скиппер из Брендона предстала перед судом за то, что «принимала у себя в таверне похотливых и подозрительных людей».
Исследователи отмечают, что внезапный и ощутимый рост количества трактиров и таверн начинается в эпоху Возрождения, а особенно в годы правления Тюдоров. По их мнению, это может быть связано с тем, что в католической Англии праздники – во время которых, как известно, потребляется изрядное количество горячительных напитков – ассоциировались, в первую очередь, не с каким-либо светским местом увеселения, а с церковью и приходом. http://classes.bnf.fr/ema/grands/892.htm
Религиозные городские братства на праздники нередко устраивали парадные обеды, на которые члены гильдий собирались, чтобы попировать и выпить – иными словами, у людей было множество возможностей покутить вместе, без необходимости непременно идти в трактир. Монастырские пивоварни пользовались большой популярностью, а главное, доход от них шел на поддержание церкви и убогих. Предоставлением жилья путешественникам также, по преимуществу, занимались священники, монахи и члены религиозных братств (например, йоркская гильдия Corpus Christi за свой счет предоставляла беднякам восемь коек).
Трактир, особенно в небольшом населенном пункте, играл роль главного места досуга. Там жители собирались по вечерам, общались, отдыхали от нелегких дневных трудов. Бездомные могли переждать в трактире непогоду, погреться у огня, найти сочувствующую компанию; молодежь выбиралась в трактир, вырвавшись из-под строгого надзора родителей и хозяев. Порой именно в трактире совершались брачные сговоры. Пара, объявившая себя в присутствии свидетелей мужем и женой, по традиции считалась связанной узами брака и могла пользоваться всеми привилегиями замужней четы, даже если этот брак еще не был освящен в церкви. Так же, в присутствии собутыльников, могло совершиться и расторжение помолвки (а некто Томас Слэнди прямо в трактире передал свою невенчанную жену из рук в руки, продав ее какому-то моряку).
Хотя комнаты в тавернах были далеко не роскошны (иногда путнику даже приходилось спать в одной постели с хозяином и хозяйкой), все-таки это было лучше, чем стог сена в поле или крестьянский амбар. Идеальным перевалочным пунктом таверна становилась в базарные дни, когда люди со всей округи съезжались в город со своими товарами. В трактире ил и таверне можно было отдохнуть с дороги или забежать перекусить в середине дня. Для тех, кто хотел обосноваться в городе, таверна также могла послужить первой ступенькой. Хотя закон воспрещал трактирщикам давать приют посторонним людям больше чем на одну ночь, многие пользовались их гостеприимством, пока не находили постоянную работу и не обзаводились собственным жильем. Особенно это касалось молодых подмастерьев. Если по завершении обучения им некуда было податься, они снимали угол в таверне и жили там, пока кто-нибудь их не нанимал. В таверну, как на биржу, сходились те, кто искал работу – новоприбывшие получали от местных завсегдатаев сведения о том, кому какие работники нужны.
Хотя зачастую хозяева таверн погрязали в долгах, все-таки таверна была выгодным предприятием. Эль всегда оставался одним из немногочисленных напитков, доступных беднякам, в то время как пить воду было рискованно для здоровья. Более того, варить эль было относительно просто и дешево, и расходился он быстро – хозяйки покупали полные кувшины к семейному столу, рабочие в течение дня то и дело посылали в трактир за кружкой эля, как только у них пересыхало в горле, а слуги и подмастерья забегали туда, на минутку вырвавшись из-под хозяйского надзора. http://www.nuernberger-hausbuecher.de/75-Amb-2-317b-38-r
В некоторых городах содержателей таверн законодательно обязывали отчислять часть доходов в пользу бедных; некоторые делали это и добровольно. Штрафы, налагаемые за нелицензированную торговлю элем, также зачастую шли в пользу бедных. Поскольку еда и выпивка в тавернах стоили дешево, эти места особенно привлекали бедняков, а кое-кому и помогали продержаться зиму, тем более что большинство трактирщиков принимали в уплату не только деньги, но и вещи. Их можно было обменять на еду и эль, отдать под заклад или оставить в качестве гарантии того, что долг будет уплачен (и нередко хозяев штрафовали за ростовщичество).
Городские таверны зачастую представляли собой серьезную проблему для властей. Во-первых, их было тяжело контролировать. Подпольные кабаки, где пиво и эль были некачественными или продавались по «негосударственной» цене, открывались повсюду; их было столько, что городские власти не справлялись с контролем, а попытка привести подпольных держателей к повиновению порой заканчивалась конфликтом, если оказывалось, что у той или иной нелегальной «точки» высокопоставленный покровитель. Засвидетельствовав отсутствие вывески (ее роль зачастую играла воткнутая над дверью метелка), завышенные цены или скверное качество продукции, королевская инспекция имела право закрыть таверну и стребовать с владельцев штраф. Несмотря даже на относительно невысокий торговый налог и минимум трудностей при получении лицензии, находилось немало охотников обойти закон. Так, однажды королевская инспекция обнаружила в одной лишь деревне Элстон двадцать три подпольных пивоварни – и везде хозяйничали женщины (семь из них были по бедности освобождены от уплаты штрафа). В Оксфорде в ходе очередной проверки таких заведений оказалось около сотни.
Помимо нелегальной торговли, разумеется, властей беспокоили и вопросы нравственности. Таверна всегда оставалась символом неповиновения – правительству, хозяевам, родителям. Хотя большая часть инцидентов в тавернах относилась к разряду мелких правонарушений, случались и печальные происшествия – увечья, случайные смерти и даже убийства в драке. Количество денег, спускаемых на выпивку и игру в кости, также вряд ли поддавалось исчислению…
Таве́рна (итал. Taverna ) — исторически городской или придорожный постоялый двор, как правило состоящий из харчевни на первом, и комнат для съёма на втором этаже.
Слово относится как правило к европейской традиции и доавтомобильной эпохе. Составляющая так называемой «романтики дорог» (часто таким образом изображается в исторической и фэнтезийной литературе). Таверны располагались вдоль основных трактов и путей, в большинстве своём имели конюшни, где странники оставляли своих коней и повозки. Заведения такого типа открывались и в местах, которые европейцы колонизировали. Таверны утратили своё значение к 1920-м годам, когда автомобили стали использоваться повсеместно. Сформировались новые типы заведений — придорожные закусочные, мотели, гостиницы, кафе и так далее.
В современности — предприятие общественного питания в Италии и некоторых других государствах и странах. Таверна — аналог кабака (корчмы, шинка) или английского паба (бара), однако, в отличие от бара, в таверне могут подавать полноценный обед.
Таверны — одно из самых древних питейных заведений в истории человечества. И хотя некоторые таверны существуют и сейчас, мы считаем, что их должно быть в разы больше. Рассказываем, почему.
Культура пития и история таверн
Люди пьют алкоголь очень давно — настолько, что ещё в кодексе Хаммурапи, написанном примерно в 1750-х годах до нашей эры, предусматривается смертная казнь за разбавленное пиво. А вместе с алкоголем в повседневной жизни появились и места для его покупки и распития.
Таверна — постоялый двор, на первом этаже которого была расположен харчевня, а на втором — гостиница для уставших путников и перебравших посетителей. Первые таверны появились в Древнем Риме (самая древней сейчас исполнилось бы примерно 2100 лет ) и значительно опередили гостиницы и рестораны.
В каждой стране таверны претерпевали свои изменения. В Греции они играли роль скорее ресторанов или баров, в некоторых даже устраивали представления актёры и музыканты. Во Франции же их первоочередной задачей был приём путников, а ресторан был дополнением к гостинице.
Особую роль таверны играли в колониальной Америке — тут они были не просто местом встречи выпивох, но по необходимости ещё и почтой, приютом религиозных общин и даже залом суда. Хотя основными посетителями таверн были мужчины, почти половиной из них владели женщины — они следили за соблюдением порядка, предоставляли рабочие места, а на полученные от таверны деньги поддерживали другой местный бизнес и помогали развитию экономики.
Зачем таверны нужны сейчас
Таверны были приспособлены для тех, кто путешествовал на лошадях — и не смогли адаптироваться к появлению автомобилей. Их заменили мотели, пабы, кафе и другие современные заведения.
Но есть несколько причин, по которым таверны нужно срочно возрождать.
Бар, в котором можно засидеться до ночи, а потом не ехать через весь город домой, а просто снять комнату наверху — это классно. Если посчитать, сколько денег вы тратите на такси, то цена комнаты в таверне не покажется такой уж высокой — учитывая, что это были скорее хостелы, чем роскошные отели.
Таверны — уникальная возможность пообщаться с людьми из самых разных социальных классов и городов. Бары — не то, они всё равно разделяются: где-то собираются футбольные фанаты, где-то — модные алматинцы, а где-то — просто любители дешёвого алкоголя.
В таверне все эти слои перемешиваются, знакомятся друг с другом и обмениваются историями — хорошая возможность выйти из зоны комфорта и узнать что-то новое. Поэтому они и фигурируют в таком количестве фантастических рассказов, фильмов и сериалов — это идеальное место для начала большого приключения.
А ещё таверны в своё время подняли экономику Америки: в них оставляли деньги как туристы, так и местные, а потом эти деньги шли на ЗП и оплаты поставщикам алкоголя и еды. Такая циркуляция финансов построила многие города и заложила основу современных США. Почему бы не провернуть этот фокус ещё раз?
Трактир, корчма, таверна и кабак: в чем разница между заведениями
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кабак, трактир, корчма, таверна, шинок и некоторые другие – все это обозначения для одного явления. Так называются питейные заведения, разница между которыми есть, но она не является принципиальной. В целом все это слова синонимы. И если назвать корчму таверной, а таверну – трактиром, шинок – кабаком, а кабак – корчмой, то ничего страшного и преступного не произойдет. Такое многообразие названий питейных заведений в русском языке продиктовано сразу несколькими причинами.
Первая причина – региональная. Названия появлялись в разных регионах некогда единого древнерусского государства, населенного славянской общностью. Так, например, в землях, на которых сегодня находится Украина и Беларусь, чаще использовали слово «корчма», а вот в землях, на которых сегодня стоит Россия чаще использовали слово «трактир».
Интересный факт: многие связывают слова трактир и тракт. Это ошибка. Слово тракт в значении дорога появилось в русском языке позже слова трактир. Еще в петровские времена крупные дороги было принято называть «большак».
Причина третья – языковая. Этой причины мы уже коснулись в описанных двух выше, однако стоит еще раз подчеркнуть ее, чтобы обозначить важность последней. Многие слова в русском языке (справедливости ради в любом языке) являются заимствованными. Менялись словами не только народы вышедшие из древнего «славянского единства», но и народы-соседи. Например, на Руси есть много слов, заимствованных из немецкого и шведского языка. Причина тому проста: постоянные военные, торговые, культурные и династические связи.
В конечном итоге многое в использовании того или иного обозначения питейного заведения ложилось на местную специфику. Так, кабаками в последствии стали называть небольшие заведения, где можно только выпить и поесть. В то время как трактиром или корчмой просто называли более серьезные и крупные «учреждения», где помимо еды и выпивки можно было остановиться на ночлег и получить некоторые другие услуги, например, уход за лошадьми.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТАВЕ’РНА, ы, ж. [ит. taverna]. Небольшой трактир, харчевня, кабачок (в Италии и нек-рых других странах).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
таве́рна
1. небольшой трактир, кабачок, закусочная со спиртными напитками (в Италии и ряде других западноевропейских стран) ◆ Во втором акте оперы действие происходит в таверне, где Кармен поёт цыганскую песню, танцует, аккомпанируя себе при помощи кастаньет. И. К. Архипова, «Музыка жизни», 1996 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: солянка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?