Тайшет что за регион
Тайшет
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Тайшет» в новостях:
Население: 32 671 человек (2020).
Катойконим: тайшетцы, тайшетец, тайшетка
Крупный железнодорожный узел.
История
Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При её строительстве весной 1897 было основано небольшое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию, а в 1904 построили паровозное депо.
При станции действовали одноклассное училище, врачебный и питательный пункты Переселенческого управления. Прибывавшие сюда крестьяне-переселенцы успешно осваивали близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы.
Удобное положение — в долине реки Бирюсы (судоходной в то время), а также близость железной дороги способствовали быстрому развитию нового поселения. В 1906 г. его преобразовали в село, которое в 1910г. стало административным центром Тайшетской волости.
В период коллективизации Тайшет выбрали местом кулацкой ссылки. В его окрестностях создали спецпоселки для раскулаченных и сосланных крестьян. Поток ссыльных начал расти после решения Политбюро ВКП(б) о строительстве БАМа в 1932 г.
В 1937 г. село Тайшет преобразовали в рабочий посёлок, который сразу стал районным центром в созданной в этом же году Иркутской области.
В марте 1938 г. посёлок получил статус города. В то время здесь работали два крупных лесопильных предприятия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноремонтный пункт, кирпичный завод, машинно-тракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни.
С 1938 г. в Тайшете разместили ряд подразделений ГУЛАГа, и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Иркутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа. Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг. В течение этого срока в Тайшете дислоцировались:
— Тайшетлаг (ИТЛ УНКВД по Иркутской области);
— Южлаг (ИТЛ ГУЛЖДС НКВД);
— Озерлаг (ИТЛ № 7 с особо строгим режимом содержания заключенных, созданный в 1948-1949 гг. на базе Южлага).
Используя даровой труд заключенных, власти рассчитывали быстро построить магистраль. Открыть движение поездов на участке Тайшет-Падун (350 км) планировали в 1940 г., а на участке Падун-Лена — в 1941 г. Но эти планы так и не были реализованы. Отчасти из-за низкой организации работ, их слабой инженерной подготовки и высокой затратности, но в основном по причине крайне неэффективного труда заключенных. Оказалось, что железнодорожное строительство, осуществляемое системой ГУЛАГа, значительно уступает по своей эффективности работам по сооружению Транссиба и других магистралей в дореволюционной России.
Достаточно сказать, что с 1932 г. (с принятия решения о строительстве БАМа) до начала Великой Отечественной войны было подготовлено всего 124 км трассы (от Тайшета до Чуны), при этом земляное полотно отсыпано и инженерные сооружения построены только на участке в 76 км, а рельсы уложены на протяжении 58 км. (Для сравнения напомним, что в дореволюционной России ежегодно строилось до 2 тыс. км железнодорожных магистралей. Этот показатель оказался недостижимым в советское время, несмотря на титанические усилия властей и гигантские жертвы гулаговского периода.)
С началом войны возведение БАМа остановили. Уложенное железнодорожное полотно разобрали, а рельсы отправили в Европейскую часть страны для целей обороны. Основной контингент Южлага, вместе с авторемонтными мастерскими, перевели в прифронтовые районы и использовали для ремонта техники. Многих направили в штрафбаты, оставшихся в Тайшете заключенных перевели на лесозаготовки и сельхозработы.
После войны Наркомат путей сообщения предложил СНК СССР возобновить строительство магистрали, используя для работ не только заключенных, но и военнопленных. Осенью 1945 г. в дополнение к Тайшетлагу и Южлагу был создан Ангарлаг (для работы на участке трассы от Братска до Усть-Кута).
В конце 1940-х гг. в двух ИТЛ собрали для строительных работ порядка 100 тыс. чел. (в Ангарлаге — около 60 тыс., в Озерлаге — 40 тыс.). Это почти вдвое больше, чем было задействовано при возведении Транссибирской магистрали в конце XIX в. Но даже такая масса даровой рабочей силы не могла компенсировать крайне низкого организационного и инженерно-технического обеспечения строительных работ. В какой-то степени положение спасали «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие в Маньчжурии, оказавшиеся после разгрома Квантунской армии осенью 1945 г. «врагами народа» и сосланные на строительство дороги. Многие из них имели большой опыт железнодорожного строительства (участвовали в возведении Транссиба и КВЖД) и остались работать в Харбине после революции. «Харбинцы» выделялись среди других заключенных своим трудолюбием и профессионализмом. Благодаря их участию сооружение магистрали пошло быстрее.
В декабре 1947 г. железнодорожный путь проложили до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию этот участок пущен летом 1951 г., после открытия движения по новому железнодорожному мосту через Ангару. И только в январе 1959 г. в поселке Заярске состоялся митинг, посвященный сдаче в постоянную эксплуатацию всей магистрали Тайшет—Лена.
Силами заключенных в городе построен ряд жилых домов (на улицах Пушкина, Кирова, Кооперативной, Фрунзе и др.), а также некоторые социально-культурные объекты (больница, гостиница, столовая, баня, несколько детсадов, магазины, казармы). Многое из построенного в тот период эксплуатируется до сих пор.
Большие людские потери при строительстве дороги, а также низкая эффективность труда заключенных привели к тому, что было решено отложить возведение БАМа на участке от Лены до Амура. К реализации этого масштабного проекта вернулись только в 1974 г., объявив БАМ ударной Всесоюзной комсомольской стройкой. В тот период Тайшет вновь стал опорным пунктом и транзитным городом для нового железнодорожного строительства.
Накануне кризиса 1990-х гг. в Тайшете успешно работали и наращивали объемы производства комбинат строительной индустрии, авторемонтный и шпалопропиточный заводы, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, пищекомбинат, маслодельный завод, хлебозавод и др. Из этих некогда успешных предприятий сохранились немногие. Прекратили существование комбинат строительной индустрии, фабрика швейных изделий, мясокомбинат, хлебозавод и ряд других предприятий.
Читайте в Иркипедии
География
Тайшет располагается в правобережной долине реки Бирюсы, между её небольшими правыми притоками — Тайшеткой и Акульшеткой. Окружён лесами. В окрестностях имеются земельные участки, освоенные для сельскохозяйственной деятельности. В поймах близлежащих речек встречаются заболоченные земли. К югу от Тайшета начинаются холмистые возвышенности отрогов Саянского горного массива. Сам город находится в пределах Тайшетской предгорной равнины на высоте 302 м над уровнем моря.
Климат
Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Тайшете составляет 96 дней. Первые заморозки фиксируются 8 сентября, последние — 3 июня.
Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 475 мм, из этого количества на май—август приходится 50 %.
Транспортная доступность
Город расположен в западной части области, в 680 км от областного центра — Иркутска. В Тайшете расположен железнодорожный узел и крупная внеклассная сортировочная станция, в которой сходятся магистрали четырех направлений. С запада на восток проходит Транссибирская магистраль, с Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете), в южном направлении отходит железнодорожная линия, связывающая город со столицей Хакасии Абаканом и с Кузбассом. В непосредственной близости от города проходит автомобильная дорога федерального значения Р255 «Сибирь». Тайшет — начальная точка строительства нефтепровода «Восточная Сибирь—Тихий океан» (ВСТО).
Население
С основания Тайшета численность его жителей постоянно росла. Снижаться она начала только в кризисные 1990-е по причине сокращения рождаемости и увеличения смертности, а также возросшего миграционного оттока. Отрицательная демографическая тенденция сохраняется до сих пор.
Динамика численности населения
Из опубликованного. Тайшет — город или поселение? Точка в извечном споре
«Тайшет – это не город, а поселение», — такие утверждения зачастую можно услышать от вполне респектабельных людей, довольно уверенно ориентирующихся в жизненном пространстве. «Статус города у нас давным-давно забрали!», — вторят им безымянные интернет-писатели и настаивают на том, что мы не имеем никакого морального права праздновать День города, потому что города Тайшета якобы в природе не существует.
И та же «Википедия», которую многие ошибочно считают авторитетным источником, настаивает, что Тайшет с 2015 года носит статус поселка городского типа.
«Бирюсинская новь» решила разобраться во всех этих спорах и хитросплетениях, выяснить, кто прав, а кто не совсем, в городе мы с вами живем или таки в селе… Истина оказалась совсем рядом.
Итак, заявления типа «не город, а поселение» по сути своей столь же некорректны, как утверждения, что на дворе не зима, а вечер. Термины «город»-«поселение», которыми уверенно оперируют тайшетоненавистники, не входят в один синонимический ряд, а значит никакому сопоставлению не подлежат.
Но как, когда и почему мы стали путаться? Ответ на поверхности: это произошло в 2005 году, когда вся страна начинала жить по новому федеральному закону о местном самоуправлении.
ТРЁХГЛАВЫЙ ТАЙШЕТ
Давайте разбираться. До 2005 года на карте Иркутской области существовали десятки равноценных муниципальных образований. В их числе – «Город Тайшет» и «Тайшетский район». Это были самостоятельные административные единицы, они не входили в состав друг друга и друг другу не подчинялись. И жили как добрые соседи – в точности так же, как сейчас живёт Тайшетский район, например, с Нижнеудинским или Нижнеингашским (хоть последний и входит в состав другого региона).
Тайшет24 в Instagram
Правда, в глазах рядовых обывателей мы – горожане и жители сельской местности — были не соседями, а буквально одной семьёй.
Ну, во-первых, потому, что администрация Тайшетского района банально находилась на территории города. Это действительно несколько странно, и разместиться местной власти было бы куда логичнее на своей земле (например, в Старом Акульшете), а не в соседнем муниципалитете.
Во-вторых, играли далеко не последнюю роль теснейшие социальные связи города и села. Мы гоняли в деревни на рыбалку, на дачи, к родственникам, а сельчане к нам – по своим делам. Всегда совместно отмечали главный праздник страны – День Победы. Проводились какие-то совместные межшкольные конкурсы… и так далее. И газета, собственно, была одна, общая, в которой искусственных разделений тоже отродясь не проводилось. Наши мэры были верными партнёрами (в подавляющем большинстве вопросов они спокойно находили общий язык), и никто из них не пытался казаться на голову выше другого.
В состав муниципального образования «Город Тайшет» входили сам Тайшет, а также Бирюсинск и Юрты. У муниципалитета был свой мэр. С постсоветских времён и вплоть до 1998 года эту должность занимал Анатолий Стрелков. Ему на смену пришёл Николай Шрайнер, правивший до 31 декабря 2005 года.
Свои мэры/главы администраций (в разные годы они назывались по-разному) были в Бирюсинске и Юртах. Их назначал (и увольнял тоже) мэр Тайшета. При этом самого мэра избирали жители всех трёх входящих в его состав населённых пунктов.
Структура, хоть и несколько запутанная (а возможно, и нелогичная), но достаточно понятная.
В то же время в состав муниципального образования «Тайшетский район» входили несколько десятков сельских населённых пунктов. Все их жители избирали мэра района, а тот назначал (ну и в час досуга увольнял) глав местных администраций.
В 2005 году началась реформа местного самоуправления. Вкратце напомним, как это происходило у нас. В целом и в общем процедура была безболезненной. Во всяком случае, для населения. А вот у чиновников был повод тревожиться.
В 2002 году жители города Тайшета (включая бирюсинцев и юртинцев) избрали мэром на второй срок Николая Шрайнера. Его полномочия должны были истекать в 2006-м.
В 2004 году жители Тайшетского района выбрали мэром (тоже на второй срок) Анатолия Зелезинского, срок полномочий которого заканчивался в 2008-м.
Реформа спутала все карты, поскольку отщипывала и у Шрайнера, и у Зелезинского немалые сроки – уже 31 декабря 2005-го оба должны были оставить свои кресла. И начать жить по новому закону мы должны были с новым начальством.
БОЛЬШОЙ РАЙОН И МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД
Вместе с этим менялась и структура управления. Оба муниципальных образования – «Город Тайшет» и «Тайшетский район» — с того же дня прекращали своё существование в привычном виде. На их месте появлялся один большой Тайшетский район, в состав которого, помимо традиционных сельских населённых пунктов, вливались и те, что раньше входили в состав города Тайшета. То есть сам Тайшет, а прицепом с ним – Бирюсинск и Юрты. Но не святой троицей, а по отдельности.
Перед всеми нами стояла непростая задача: избрать нового мэра объединившего под собой всех и вся Тайшетского района, а также глав администраций нижестоящих муниципалитетов – Тайшета, Бирюсинска, Юрт, Старого Акульшета, Тамтачета, Берёзовки и всех остальных. И несколько сотен депутатов – членов Думы района и каждого муниципалитета в отдельности.
И здесь у всякого мыслящего человека должен возникнуть вопрос: как же так получилось, что большой по местным меркам город Тайшет уравняли, поставили на одну ступень с Шиткино, Борисово и другими куда меньшими территориями района? Неужели нельзя было сделать как-то по-другому?
Можно. Существовала альтернативная возможность комплектации новых муниципалитетов. Например, закон вполне предусматривал вероятность создания на базе двух существовавших в тот момент равнозначных муниципалитетов двух других – тоже равнозначных. Например, Тайшетский район мог бы запросто сохраниться в первозданном виде и объединить в себе традиционные сельские населённые пункты.
По новому закону о местном самоуправлении существовала и возможность создания полноценного городского округа, который мог бы включать в себя либо один Тайшет, либо Тайшет и ещё несколько населённых пунктов (те же Юрты и Бирюсинск). Но реализовать именно такой механизм мешало одно обстоятельство – отсутствие общей границы между Тайшетом и Юртами (её наличие было обязательным требованием вступавшего в силу закона).
Городские власти предпринимали попытку урегулировать этот момент и сохранить всё в прежнем формате. Поэтому они обратились в районную администрацию с просьбой отдать городу полоску принадлежавшей району земли, которая как раз и отделяла Юрты от Тайшета и создавала пограничную разрозненность. Но договориться не удалось.
Поэтому реализовать схему «Тайшет+Бирюсинск+Юрты» не получилось.
Вариант «Тайшет+Бирюсинск» тоже отпал как-то сам по себе.
— Нам при таких раскладах представлялось логичным создать полноценный городской округ – с Бирюсинском или без него, и в тех условиях это можно было сделать без малейших проблем. Стоило лишь обозначить перед областными властями своё желание. Но под неким давлением сверху решились на формирование единого района: мол, пусть будет два в одном, — вспоминает тогдашний заместитель мэра г. Тайшета по экономике Алексей Грешилов.
Обусловлен такой решительный шаг был и сугубо политическими мотивами. Мэр Тайшета Шрайнер охотно отдал город району и согласился на его включение в состав нового муниципалитета по той причине, что питал надежду выиграть предреформенные выборы и возглавить весь район.
Выборы эти прошли в октябре 2005 года. В результате ожесточённой борьбы уверенную победу на них завоевал Анатолий Зелезинский, который, разумеется, считал, что район в любом его виде должен возглавить именно он и никто иной.
ПРЕСЛОВУТЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ДРУГОЙ ВИНЕГРЕТ
Кто и зачем придумал новый механизм местного самоуправления? Главная задача реформы – максимально приблизить власть к людям; сделать так, чтобы слуги народа оказались в шаговой доступности к избирателям. Эту цель можно считать достигнутой. Ну хотя бы потому, что даже на самую небольшую деревню приходится по семь-десять депутатов. Да и всенародно избранный глава администрации тоже всегда где-то рядом.
Другое дело, что практической пользы от расплодившихся чиновников куда меньше, чем ожидалось. И вовсе не потому, что «слуги народа» по природе своей глупые и бездеятельные, а по причине традиционного безденежья. Особого эффекта от власти, у которой нет за душой ни рубля, ждать не приходится. Но это тема для совсем уж отдельного разговора.
Породил новый закон и серьёзную путаницу. Обычный гражданин, слабо разбирающийся в хитросплетениях власти и никак не могущий уразуметь, чем, например, полиция отличается от прокуратуры, вовек не разберётся, к кому из множества чиновников с какими вопросами идти.
С точки зрения здравого смысла житель Тайшета, который всё никак не может пристроить ребёнка в детский сад, должен направляться с этой проблемой в городскую администрацию. Но там ему говорят:
«Это не наши полномочия! Идите в администрацию района!»
Человек недоумевает: а на кой нам нужна городская администрация, если она не может решить пустячный вопрос?
Или другой пример. На встрече с мэром района жители, например, Венгерки жалуются на ужасные дороги в селе. Тот парирует:
«Не мои полномочия! Задавайте вопросы вашему главе администрации!»
Люди снова в тихом шоке: ну какой же это мэр, если он не может решить даже вопрос о том, чтобы присыпать ямку в деревне?
Слово «полномочия», которое до сих пор генерирует в человеческих умах искреннее непонимание предназначения власти, уже давно стало чуть ли не ругательным. И многие люди полагают, что пресловутые «полномочия» чиновники придумали сами и сугубо для того, чтобы ничего не делать.
Эта каша в человеческих головах живёт уже 15 лет, лишь множа мнение о бесполезности власти! В остальном для обычных людей реформа не изменила ровным счётом ничего.
ЧТО ТАКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Но в отдельно взятом тайшетском случае она породила непрекращающиеся дискуссии о нашем статусе.
Поэтому вернёмся к теме о том, что есть «город Тайшет», являющийся городским поселением.
— Город – это понятие географическое. И с этой точки зрения – Тайшет – именно город, — настаивает Алексей Грешилов. – Статус города мы получили в 1938 году, и никто его у нас не отбирал! Подобных решений не принималось и указ Верховного Совета СССР 82-летней давности не отменялся!
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» всё-таки вмешался и внёс свою сумятицу, утверждает собеседник.
— Этот закон определяет несколько иной статус – статус муниципального образования. Словосочетание «городское поселение» — сугубо юридический термин, определяющий модель управления конкретной территорией. Он существует не для простых людей, а главным образом для чиновников. Здесь налицо пересечение с географическим термином, но они из совершенно разных областей. И заявить о том, что Тайшет – это не город, а городское поселение, так же странно, как сказать, к примеру, что улица не длинная, а красивая. Сказать «я живу в городском поселении» в какой-то мере равносильно заявлению «я живу в субъекте Российской Федерации», — продолжает Грешилов.
Эту же мысль подчёркивает и кандидат юридических наук, заместитель руководителя аппарата Законодательного Собрания Иркутской области Алексей Петров:
— Тайшет – это город с точки зрения вида населённого пункта. То есть как административно-территориальная единица – это город. Но если говорить об его муниципальном правовом статусе, то это городское поселение. Статус Тайшета как муниципального образования со статусом городского поселения означает, что это муниципальное образование входит в состав другого муниципального образования. В нашем случае – Тайшетского района.
МЭР — ПРОСТО МЭР
Существует и другое, не менее серьёзное, обывательское заблуждение. Широкая общественность полагает, что мэр Тайшетского района имеет функции чуть ли не первоначальствующего звена всего и вся. Само собой, это далеко не так. И не только собаки стаями носятся по нашим улицам, не заручившись разрешением мэра, но и очень многие другие процессы проистекают без его малейшего участия. Утверждение, что он по природе своей здесь самый главный, потому что «он же мэр всего Тайшетского района», согласно закону, в корне неверно.
Например, это не соответствует действительности в части мнения о том, что главы администраций муниципалитетов по умолчанию подчиняются мэру и шагу без него ступить не могут.
Не подчиняются! И вправе делать всё, что им заблагорассудится – естественно, в рамках своих полномочий, сурового бюджетного кодекса и действующего законодательства в целом.
— Вот в «Википедии» написано, что с 2015 года город Тайшет является посёлком городского типа, — недоумевает Алексей Грешилов. — Это абсолютный бред. И при чём тут 2015 год — вообще непонятно. В этой же статье говорится, что с 2005 года Тайшет стал городским поселением и переведён под юрисдикцию района. Никто ни под какую юрисдикцию не переходил! Мы — самостоятельное муниципальное образование. Есть первый уровень власти (городские и сельские поселения), есть второй (районный). У каждого свои полномочия, и ни о какой подчинённости речи не идёт. Тайшет – совершенно самостоятельная единица, и глава города ни в коем случае не является подчинённым мэра района, как это происходило бы при Советской власти. И мэр района не имеет права давать прямые указания. Город в своей повседневной жизнедеятельности отталкивается от бюджета, а бюджет у нас свой и формируем его мы согласно закреплённым источникам доходов. И ни мэр, ни губернатор, ни президент не могут вмешаться и сказать: «Вы сделайте это или вот это, а вот того не делайте!»
О том же, но другими словами, говорит Алексей Петров:
— Факт вхождения города в состав района не означает подчинения в какой-либо форме. Ни муниципалитеты друг другу не подчиняются, ни тем более их руководители. И это касается всех муниципальных образований, входящих в состав района. Они самостоятельны. О подчинении в данном случае не идёт речь по той простой причине, что у муниципального района своя компетенция, свои вопросы местного значения; они в основном носят межпоселенческий характер, они более затратные, более сложные с точки зрения путей их решения и затрагивают большую территорию. У Тайшетского городского поселения как у самостоятельного муниципального образования другие вопросы местного значения и другая компетенция. И уже по этой причине подчинения не может быть: компетенции у них несовпадающие. Другое дело, что муниципальный район в принципе должен заниматься координацией деятельности поселений, которые входят в его состав.
Важным моментом, о котором необходимо сказать, кандидат юридических наук считает то, что законодательство не предусматривает механизмов ответственности органов местного самоуправления поселений перед районами. Существует ответственность перед населением, но внутри системы «район-поселение» её нет.
— Я здесь имею в виду юридическую ответственность, возможность применять какие-то санкции за нарушение законодательства, за неисполнение полномочий, — поясняет Петров. — Ответственность перед государством известна. Есть такое правило: высшее должностное лицо субъекта Федерации (губернатор) может в связи с утратой доверия отстранить от должности главу муниципального образования (сельского, городского, районного) по определённым основаниям. Есть процедура роспуска представительного органа (местной думы) муниципального образования на основании закона области. Но это — ответственность перед государством, её в равной мере несут все муниципалитеты – районные, сельские, городские.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ТАЙШЕТ ДОЛЖЕН СТАТЬ ГОРОДСКИМ ОКРУГОМ?
В 2019 году администрация Тайшетского городского поселения инициировала создание полноценного городского округа на базе Тайшета, Старого Акульшета и Березовки. В своем письме на имя губернатора области наши чиновники отметили, что в своем нынешнем виде муниципальное образование зажато в своих границах без перспектив развития. То есть у нас объективно нет земли не только под строительство школ и детских садов, но даже для сооружения полноценного полигона твердых бытовых отходов.
Акцентировалось внимание также на том, что на территории города размещено семь детских садов и шесть школ, однако они подведомственны администрации района. Авторы документа уделили внимание и тому аспекту, что жители Старого Акульшета и Берёзовки в полной мере пользуются инфраструктурой города: посещают школы и детские сады, работают на предприятиях, расположенных на территории города, и даже отчасти пользуются теплом, водой и электричеством от ресурсоснабжающих организаций, размещённых в городе.
Особо городские чиновники напирают на весьма несправедливый аспект: промышленная площадка Тайшетского алюминиевого завода и анодной фабрики находится на территории соседнего Староакульшетского муниципального образования. Оно входит в состав района и при этом получает предусмотренные законодательством налоговые отчисления в свой бюджет.
Однако абсолютное большинство людей, занятых на этом производстве, проживает на территории Тайшета. Следовательно, они в полном объёме пользуются инфраструктурой города и тем самым создают дополнительную нагрузку на бюджет. С этой точки зрения было бы куда логичнее «переместить» алюминщиков в город, что возможно реализовать только путём присоединения Старого Акульшета к Тайшету.
Были перечислены и другие плюсы предлагаемого преобразования.
Город при таком раскладе получит возможность развиваться территориально; напрямую работать с вышестоящими органами власти, минуя промежуточное звено (администрацию района); появится возможность комплексно заниматься развитием учреждений образования и культуры; вырастет доходная база города. Ну и главное – статус Тайшета как крупного города будет соответствовать аналогичным городам области – Тулуну, Черемхово, Зиме, Саянску, Усолью-Сибирскому и другим.
Эта инициатива не нашла особого восторга у областных властей. Впрочем, и отторжения тоже не встретила.
В своём ответе региональные чиновники, ссылаясь на законодательство, заявили о том, что для решения вопроса о создании городского округа необходим целый пакет документов. В частности, ряд решений на этот счёт тех дум муниципалитетов, чьи интересы напрямую затрагивает инициатива.
В целом управление губернатора области выразило готовность оказать местным органам власти необходимую консультативную помощь.
Но и здесь нашла коса на камень. Категорически отказались присоединяться к городу сначала суверенная Берёзовка, а затем и независимый Старый Акульшет.
Поэтому, судя по всему, вернуться к теме создания полноценного городского округа мы сможем не так скоро, как хотелось бы.
Но хотим мы того или нет, а вопрос действительно назрел.
Андрей ЛАХОВСКИЙ, Бирюсинская новь