Театр на таганке что случилось
30-летний раскол Театра на Таганке завершился воссоединением
Театр «Содружество актеров Таганки» и Московский театр на Таганке снова объединились. Недавно артисты двух трупп выступили в одном спектакле, премьера которого состоялась 30 сентября — в день рождения основателя театра Юрия Любимова.
«За год моего руководства двумя театрами стало совершенно понятно, что наступило время собирать камни. Это очевидно показал успех премьеры спектакля “Земляничная поляна”, когда актеры некогда единой труппы вновь выходят на сцену вместе. Мы не должны больше оставаться заложниками прошлых конфликтов и ошибок, попыток обособиться, отгородиться железным занавесом. Мы все наследники легендарного Театра на Таганке и должны вместе идти вперед, помогая и поддерживая друг друга», — рассказала Ирина Апексимова, директор Театра на Таганке.
Она напомнила, что 40 лет назад у знаменитой Таганки появилась большая и по тем временам высокотехнологичная сцена. Тогда никто не предполагал, что это событие повлияет на раскол театрального коллектива. «Сегодня уже нет главных участников тех бурных событий, потеряли смысл и забылись их обиды, разногласия, амбиции, скандалы. А раскол остался, влияя из прошлого на судьбы современных артистов и режиссеров. За шесть лет моего руководства Таганкой я никогда не сомневалась, что оба театра — это две части единого целого и рано или поздно воссоединение состоится. Об этом мы не раз говорили с Николаем Николаевичем Губенко, делали шаги навстречу», — добавила Ирина Апексимова.
Московский театр драмы и комедии на Таганке был создан 23 апреля 1964 года. В его труппу вошли выпускники Театрального училища имени Бориса Щукина. Их дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» поставил Юрий Любимов, который и стал главным режиссером театра. С момента основания театр разрабатывал новый сценический язык. Юрий Любимов привел в труппу тогда молодых актеров: Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Аллу Демидову, Леонида Филатова, Ивана Бортника и других будущих знаменитых артистов. В 1970-е годы театр приобрел не только всесоюзную, но и мировую известность. Спектакли тех лет есть в репертуаре и по сей день.
В 1984 году Юрию Любимову пришлось уехать за границу. Главным режиссером тогда стал Анатолий Эфрос. Через пять лет Любимов вернулся к руководству, но в коллективе произошел раскол, и часть труппы организовала театр «Содружество актеров Таганки».
По словам заслуженной артистки России Татьяны Сидоренко, служащей в труппе с 1971 года, Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки» — это де-факто одно здание, один комплекс, одни коммуникации. Однако 30 лет множество дверей и помещений было перекрыто. «Воссоединение Таганки закономерно и необходимо. Это большое счастье. Таганка задыхалась от нехватки гримерок, костюмерных, хранилищ декораций. Начинается новая жизнь. Это вдохновляет. Любимовские артисты как будто не расставались и вместе играют в премьерах и старых спектаклях», — отметила она.
Актер Юрий Смирнов также полностью поддержал идею об объединении театров. Народный артист России служит в труппе Театра на Таганке с 1963 года. «Ирине Викторовне, по сути, выпал жребий вернуть прежний Театр на Таганке, объединив его снова. Так складывается ее миссия», — сказал он.
Ирина Апексимова является директором Театра на Таганке с 2015 года, а в 2020 году была назначена руководить еще и театром «Содружество актеров Таганки». Это решение позволило консолидировать управление двумя зданиями, которые раньше являлись одним целым, с общими коммуникациями.
«Ирина Апексимова доказала, что умеет справляться с самыми разными трудностями. Она уже очень много сделала для Театра на Таганке — и с административной точки зрения, и с творческой. Думаю, ее энергии, дальновидности, тактичности хватит на руководство большим объединенным коллективом», — рассказал Евгений Писарев, художественный руководитель Театра имени А.С. Пушкина.
По словам ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого, Таганка всегда ассоциировалась с одним пространством.
«Таганка всегда ассоциировалась с одним пространством, как, впрочем, и МХАТ тоже. Не мне, мхатовцу, говорить про разделение театров. Так сейчас сложилась ситуация, что Ирина Апексимова создает свое пространство, уважая память Юрия Петровича, пространство для молодежи. Я горжусь, что она является выпускником школы-студии. После ухода Николая Губенко мне кажется логичным это объединение. Если это будет сделано тактично по отношению к актерам той Таганки, той труппы, то мне этот шаг кажется правильным. Исторически это, конечно же, правильно. Мы недавно встречались с Ириной Апексимовой на открытии памятника ее учителю — Олегу Павловичу Табакову, разговаривали с ней. Конечно, всегда найдутся недовольные этим решением. Но Таганка — это исторически одно пространство, и это решение мне кажется очень правильным», — прокомментировал он.
Объединение двух театров поддержал и Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
«Исторически это был театр на Таганке. И нужно отдать дань истории, дань памяти великому режиссеру и реформатору театра Юрию Петровичу Любимову. При нем это был единый театр, и этот единый театр должен остаться в истории, должна быть одна Таганка. Мы должны почистить театральное поле от придуманных, искусственных историй, каким был театр “Содружество актеров Таганки”. Я всецело поддерживаю это объединение. Я считаю, что есть в Москве один Театр на Таганке — это известный мировой бренд. И давайте во имя святой памяти многих поколений, кто представители которых ходили в этот театр, во имя памяти Юрия Петровича Любимова сделаем то, что должны были сделать: объединим два театра, которые строились как одно целое — целое. Все инженерные системы, все системы жизнеобеспечения — все было единым целым. Давайте это вернем, чтобы у Москвы, у России был единый бренд — Театр на Таганке. Я уверен, что директор Ирина Апексимова как молодой и прогрессивный руководитель сможет вдохнуть жизнь в запыленное временем, жизнью здание театра “Содружество актеров Таганки”. Все лучшее, все ценное, все самое полезное, прежде всего человеческие кадры будут приняты в Театр на Таганке. А кто не будет принят, значит, такова судьба и жизнь, нужно смириться и идти дальше. Я это решение полностью поддерживаю», — сказал он.
В последние годы в Театре на Таганке работает лаборатория «Репетиции» — проект, благодаря которому труппа познакомилась с молодым поколением режиссеров, а репертуар пополнился спектаклями «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе. Иммерсивный мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три премии «Золотая маска» — первые в истории театра. А в 2018 году Максим Диденко — один из самых востребованных российских режиссеров — представил постановку «Беги, Алиса, беги» по мотивам стихов Владимира Высоцкого. Спектакль получил премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре».
Психолог объяснила поведение устроившей скандал в Театре на Таганке зрительницы
В среду, 14 октября, одна из зрительниц Театра на Таганке едва не сорвала показ спектакля «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит». Все потому, что девушка наотрез отказалась надеть маску. Разрешить конфликт смогла уже только полиция. Рассказываем подробности, а также разбираемся, почему происходят подобные ситуации.
Час абсурда
Фото: телеграм-канал Москва 24
Вечером 14 октября уже и третий звонок прозвенел, а действо на сцене Театра на Таганке все никак не начиналось. Хотя все вроде бы готово: актеры в костюмах, свет и звук в полном порядке, гости заняли свои места. А все потому, что девушка в синем платье, которая сидела за столиками, расположенными близко к сцене, решила проигнорировать правила использования средств индивидуальной защиты.
Маска на зрительнице была. Но на шее, рот и нос ее оставались открытыми. Уговоры персонала и зрителей следовать правилам безопасности девушка игнорировала.
«Спектакль задержался на час. Кто-то даже водой в нее плеснул, если не ошибаюсь. Зрители были очень разгневаны тем, что так надолго задержался спектакль из-за какой-то абсурдной вещи», – рассказала телеканалу Москва 24 очевидец развернувшейся драмы Екатерина.
В ситуации, когда хотя бы один зритель не соблюдает правила профилактики коронавирусной инфекции, начинать спектакль запрещено. Сглаживать конфликт пришлось директору Театра на Таганке Ирине Апексимовой.
В итоге руководству театра пришлось вызвать на место полицию и Росгвардию. Но даже в их присутствии зрительница была непреклонна. Тогда правоохранителям пришлось силой вывести девушку из зала. Ее уход остальные зрители встретили бурной овацией. В пресс-службе Росгвардии заявили, что прибывшие на место сотрудники провели с посетительницей профилактическую беседу.
«В ряде случаев сотрудники администрации делают замечания, но в большинстве случаев они не могут уследить за всеми посетителями. Такая же ситуация и в зрительном зале, где многие зрители снимают маски и находятся во время спектакля уже без масок, создавая опасность для окружающих и возможность быть подверженными заражению в случае наличия рядом заболевшего человека», – говорит начальник отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека управления Роспотребнадзора по Москве Алексей Худобородов.
Руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский призывал горожан соблюдать меры безопасности в театрах. По его словам, для продолжения работы учреждений нужно соблюдать безопасное расстояние в зале и носить средства индивидуальной защиты.
«Бунт конкретного человека»
Правоохранители задержали женщину, отказавшуюся надеть маску в зрительном зале театра
Член Международной профессиональной ассоциации психологов Полина Гераськина в разговоре с Москвой 24 поделилась мнением, что поведение зрительницы в Театре на Таганке можно охарактеризовать как протест в отношении вынужденных ограничений, которые были введены, чтобы не допустить распространения COVID-19.
«В сложившейся ситуации, когда люди идут в театр, магазин или торговый центр, должен включаться момент не «я», а «мы». Ведь человек отвечает не только за себя, но и за общество. Но вот это «мы» у нас не сформировано», – считает эксперт.
В свою очередь, юрист Андрей Некрасов заявил Москве 24, что при возникновении подобной ситуации ни в коем случае нельзя устраивать самосуд над человеком, который игнорирует правила безопасности.
Некрасов добавил, что, если вы стали свидетелем, как кто-то в общественном месте нарушает масочный режим, необходимо вызвать полицию или найти дежурящих неподалеку сотрудников правоохранительных органов.
Театр на Таганке затравили из-за отказавшейся надеть маску зрительницы
Театр на Таганке затравили из-за скандала с отказавшейся надеть маску зрительницей. После инцидента в Instagram-аккаунте театра появилось множество негативных комментариев.
Представителей учреждения начали называть фашистами после требования соблюдать меры безопасности, связанные с коронавирусом. Пользователи поинтересовались, почему артисты на сцене выступают без масок, в то время как от зрителей требуют носить средства индивидуальной защиты.
«Вы, наверное, никогда после этого уже не отмоете вашу репутацию. Зачем к вам ходить, если вы как нелюди себя ведете», — написала подписчица sobko.katya. «Отвратительно! Люди смотрят на нарушение прав человека и аплодируют? Что за бред! Это не театр, а гнилище! Дистанцию людям обеспечьте, а потом требуйте маску одеть!» — прокомментировала katy_skazka. «Позор. Так унизить девушку, знающую свои права и здравомыслящую. Просто не верится. Стадо в страхе», — добавила пользовательница с ником ekaterina_burlachenko.
Как сообщает ТАСС, 14 октября в театр вызвали полицию и Росгвардию из-за зрительницы, отказавшейся надеть маску. В связи с инцидентом спектакль «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» был задержан на один час.
Позднее режиссер постановки Алексей Франдетти отреагировал на случившееся в своем Instagram-аккаунте. Он призвал соблюдать установленные правила и любить театр. Его также раскритиковали в комментариях, обвинив в унижении зрительницы.
«Превратились в цирк». Театр на Таганке затравили в Сети из-за конфликта со зрительницей без маски
Люди негодуют, что администрация так жёстко обошлась с женщиной.
Фото © ТАСС / Новодережкин Антон
Знаменитый московский Театр на Таганке оказался в центре скандала из-за посетительницы, которая не желала надевать маску. Администрация повздорила с женщиной во время спектакля «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» и даже вызвала полицию.
«Приравняйте её к авиадебоширам». Полиция задержала москвичку, не желавшую надевать маску в театре
После инцидента большое количество подписчиков обрушилось с критикой на театр в «Инстаграме». Люди недоумевают: если зрители обязаны быть в масках, то почему артисты без них.
Уважаемое руководство театра, а почему артисты в сториз во время спектакля без масок?
Наглядный пример того, как театр превратился в цирк
В XXI веке так опозориться? Издеваться над зрителями и ущемлять их права
Позднее режиссёр постановки Алексей Франдетти опубликовал у себя в «Инстаграме» видео, где призвал соблюдать установленные правила и любить театр. Но и это не помогло. Волна критики захлестнула и его аккаунт.
Публикация от Alexey Frandetti (@frandetti) 15 Окт 2020 в 2:06 PDT
Напомним, в России за минувшие сутки выявлено ещё 13 754 случая коронавирусной инфекции. Больше всего новых случаев выявлено в Москве (3942), Санкт-Петербурге (638) и Московской области (439). За сутки по стране 286 летальных случаев (23 491 за всё время пандемии). Выздоровело ещё 8392 человека. Общее количество излечившихся достигло 1 048 097 человек.
Добрая сказка или трагедия для актеров: чем обернется воссоединение Театра на Таганке 30 лет спустя
В 1992-м Таганка разделилась надвое. Теперь Ирина Апексимова возглавила объединение двух частей. Что ждет новый театр и его артистов?
У этого театра очень сложная и нервная история: Таганку часто штормило, она была не раз на грани запрета, там были скандалы и штиль, уходы и возвращения, деспотизм и бунты. В 1992-м Таганка разделилась надвое. Любимовская осталась в старом здании, а «Содружество актеров Таганки» во главе с Николаем Губенко после судебных дележей переехало в соседнее здание из красного кирпича.
Николай Губенко умер в прошлом августе, и департамент культуры Москвы решил снова объединить Таганку – актриса Ирина Апексимова, назначенная в 2015-м директором Театра на Таганке, теперь директор и «Содружества».
Не все смотрят оптимистично на это воссоединение.
Ирина Апексимова родилась 13 января 1966 года в Волгограде. Была артисткой балета, закончила Школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова). Почти десять лет работала в МХТ имени Чехова, создала актерское агентство и продюсерский центр. Сыграла около 90 ролей в театре и кино. С 2012 по 2015 год – директор Театра Романа Виктюка. В 2015-м возглавила Театр на Таганке.
Театр на Таганке был основан в 1946 году. В 1964 году его художественным руководителем стал Юрий Любимов, который с перерывами возглавлял его до 2011 года. Театр «Содружество актеров Таганки» был основан в 1993 году актерами, ушедшими из труппы Любимова. Театры находятся в соседних зданиях.
Ирина Апексимова
– Знаете, можно объединять или не объединять, это дело десятое, но это давно другой театр, с другой эстетикой, – сказала «Собеседнику» Алла Демидова, легенда театра. – Надо было бы его назвать Театр имени Высоцкого или скорее Любимова, который основал Таганку и стал ее изгнанником. Ну а само объединение – почему нет? Театр «Содружество. » и так практически не существовал.
Сама Ирина Апексимова, признавшись, что назначение стало для нее неожиданностью, уверена, что «не нужно разбирать конфликты, которых уже нет, и разделять театр новыми стенами, которые давно неактуальны. » Ирина Викторовна считает, что объединение позволит ей эффективно управлять театром, хотя, признаться, никто еще не упрекнул Апексимову, выпустившую за пять ее таганковских лет 24 премьеры, в неэффективности. Она не склонна к пышным обещаниям, но уверенна. Планы намечены, репертуар обоих театров утвержден на месяцы вперед, спектакли идут, режиссеров будут приглашать. Вопрос – что будет с актерами «Содружества», популярность которого была примерно на уровне Театра имени Гоголя, пока не пришел Серебренников и не сделал из него «Гоголь-центр».
Апексимова раньше никогда не ходила на спектакли «Содружества», но в новом качестве уже побывала на двух. «Никто не побил», – смеется. Знакомство с труппой соседей еще впереди, и кадровых решений, видимо, не избежать. Пока же среди актеров Губенко повисла психологическая пауза.
– Ничего еще не знаю, – сказал нам ведущий актер «Содружества» Александр Резалин. – Объединили – хорошо, разделились – наверное, в свое время так было нужно, хотя и было довольно болезненно. Сейчас я лично репетирую то, что репетировал, играю то, что играл. Вся текущая работа идет – что еще нужно актеру?
Ирина Апексимова, считая, что театр должен не потакать зрителям, а развивать их и удивлять, к наследию относится очень выборочно. Считает, что нельзя кормить публику консервами 30-летней давности. Но исключение есть – «Добрый человек из Сезуана», первый спектакль Театра на Таганке, до сих пор там идет.
Вениамин Смехов: Это похоже на сказку. Но.
Своим мнением о воссоединении двух таганских театров с «Собеседником» поделился легендарный актер Таганки Вениамин Смехов:
Вениамин Смехов
– Когда Любимов со спектаклем «Добрый человек из Сезуана» – а это было прекрасное театральное изделие – пришел в Театр драмы и комедии, будущую «Таганку», то 90% театральных людей даже не представляли, что из этого может выйти. И про каждое происшествие в театре можно то же самое сказать. Я имел честь работать в Театре на Таганке и до Любимова, и при Любимове, и когда Любимов ушел, закрыл за собою дверь, а Валерий Золотухин полтора года героически сохранял театр (иначе бы Таганку реорганизовали), а поэтому могу сообщить вам по личному опыту: о будущем любого театра говорить в уверенном тоне грешно. На наших глазах театры рушились, воссоздавались и делились. Уход Ефремова из «Современника», потом раздел МХАТа или история Фокина с Театром Ермоловой. О последствиях таких перемен можно говорить с уверенностью лишь в прошедшем времени. Поэтому разговор о запланированном слиянии двух соседних театров на Таганской площади сегодня – «штрихпунктир». Это не случается в одну секунду.
В желании воссоединить Таганку нынче есть что-то похожее на добрую сказку, поскольку этому предшествовал распад и страшная пропасть между Любимовым и его любимым учеником Николаем Губенко. Там было много плохого. Этот период совпал с трудностями девяностых годов. Но сегодня уже надо закрыть ту страницу. Она ушла в прошлое. Того легендарного театра уже нет. На Таганке идет другая жизнь. Во главе театра Ирина Викторовна Апексимова – весьма достойный творческий человек, и она уже показала силу своего административного дара, которым, кстати, гениальный Юрий Любимов с его взрывным характером не обладал в полной мере.
Юрий Любимов
Но сегодня Таганка – это «директорский театр», и, наверное, это совсем неплохо для здоровья нового объединения. Я доверяю Ирине Апексимовой. У нее блестящее образование Школы-студии МХАТ (она выпускница курса О. Табакова) и серьезный опыт собственной жизни, достаточно трудной, но вполне успешной. Она умеет быть победителем. Она помогала Виктюку, чего, к сожалению, покойный Роман недооценил – но это можно объяснить сложностями, которые часто случаются между художественным руководителем и директором.
Впрочем – увы! – объединение может быть чревато неприятностями для многих актеров, что бывает при реорганизации театра. В советское время государство обязано было трудоустроить всех оставшихся «за бортом», а сегодня, когда рассыпаются театры, без работы остаются многие актеры. Я помню, как выкручивались актеры в 1990-е годы. Я видел, как на Таганке одна хорошая актриса торговала в фойе мороженым, а в одном питерском театре исполнитель главной роли долго не мог выучить текст, потому что по ночам работал таксистом. Я ставил спектакль «Голый король» в Чикаго, в одном из молодых американских театров, и видел, как живут тамошние актеры, о которых мы в СССР говорили: «Ну да, они же хорошо зарабатывают». А они ни фига не зарабатывали. Они, имея высококлассное образование, днем подрабатывали в детских садах и на заправочных станциях, чтобы обеспечить себе возможность по вечерам полубесплатно заниматься любимым делом. Нынешнее состояние театрального дела в России идет к тому, что и наших актеров ожидает похожая ситуация.
Я хочу верить, что если за воссоединение Таганки берется Ирина Апексимова со своей командой, то это будет достойное событие, а с приглашением хороших режиссеров для хороших премьер оно обернется хорошим Новым Театром. Но это не отменяет моего сострадания к тем коллегам, которые лишатся места работы и куска хлеба. Понимаю, что в наше коммерчески ориентированное время у театра не хватит денег содержать актеров в таком количестве, как сейчас. Поэтому предстоит трудная история. Но я надеюсь, что Ирина Апексимова придумает план воссоединения и на карте Москвы появится приличный театр, достойно обновляющий биографию легендарного Театра на Таганке.
Материал вышел в издании «Собеседник» №07-2021 под заголовком «30 лет спустя».