Театр променад что это
Променад-театр: спектакли без границ
Театр без сцены и зала, без правил и официоза.
Зритель здесь – будто вовсе и не зритель, а полноценный участник происходящего, со своей ролью, историей и особым предназначением. Наблюдать за представлением из любой точки помещения, быть в самом центре событий – теперь и это стало доступным. Абсолютная свобода передвижения для каждого. Променад, одним словом.
Истоки
«Променад» в переводе с французского означает «прогулка по городу». Гулять в таком театре можно сколько угодно. Театральное пространство ничем не ограничено и находится в полном распоряжении поклонников набирающего популярность тренда. Актёры перебегают из одного места в другое, совершают неожиданные действия, вводят в заблуждение. А тебе, чтобы не потеряться во всём этом, нужно действовать.
Родина променад-театра – старый добрый Лондон. А первые, кто дал представление в столь необыкновенном стиле, – труппа Punchdrunk, существующая с 2000 года. Каждый раз, отыгрывая ту или иную постановку, они хотят, чтобы зритель пережил что-то новое. Испытал сильные эмоции, погрузился в спектакль с головой и не остался безучастным.
«Единственное, чего я не приемлю — это катиться по известной и предсказуемой дорожке, просто потому что так просто. В творчестве – чем больше борьбы, тем больше шанс себя удивить», – говорит Феликс Барретт, создатель Punchdrunk. Самые известные проекты труппы – «Утопленник» («The Drowned Man») и «Sleep No More».
Есть ещё примеры интересных и захватывающих интерактивных театров – немецкий Rimini Protocol и итальянский Teatro de los Sentidos. В их представлениях также нет места равнодушию и безразличию. Кто-то будет искать отца среди прохожих, кто-то – рыться в куче непонятных вещей, а кто-то – писать послания на доске.
А у нас site-specific-театр. А у вас?
Побывать на таких спектаклях можно не только за границей. В России этот тренд уже удачно прижился. Только вот наши режиссёры привыкли говорить не променад-театр, а «site-specific-театр». Но суть одна и та же.
В московских театрах охотно показывают некоторые популярные постановки. В Театре Наций – проект «Шекспир. Лабиринт», в Александринском – «Призраки театра», в Центре им. Мейерхольда – «Норманск».
А «Сталкер» в «Гоголь-центре» – прямо-таки апогей променад-искусства. Это – своего рода квест. Зрители должны вместе с главным героем-геймером пройти через множество испытаний на пути к Золотому кругу. При этом каждому выдаётся специальная химзащита, обязательная к применению. Думаю, мало кто откажется от участия в подобном;)
Комедию в интерактивном театре не любят, так как это несерьёзный жанр. Режиссёры променад-театра хотят, чтобы зритель познал некую тайну бытия, открыл в себе те личностные стороны, о которых прежде и не подозревал. Для таких целей больше подходят драма и трагедия. А вот классика это или современное произведение – роли не играет.
Ходить в театре: что такое спектакль-променад и как актеры смешиваются со зрителями
По всему миру активно развивается так называемый иммерсивный театр, в котором нет четкого разделения на актеров и зрителей. На днях в Киеве прошел допремьерный показа спектакля-променада «Время» от компании U!Zahvati. Журналист Александр Михедов сходил в этот театр без стен и написал для Platfor.ma о том, воспринимается ли искусство в движении и как спектакль можно прочувствовать по всему городу.
Под вкрадчиво-бесполезные просьбы перевести телефон в беззвучный режим (рано или поздно чей-то рингтон непременно разорвет тишину) в театральном зале гаснет свет. С экранов смартфонов зрительский взгляд устремляется на сцену, где актерам предстоит пару часов разыгрывать отрепетированное действо. Первый акт — антракт — второй акт. Давка в буфете, очередь в гардеробную, впечатления от спектакля, которые публика спешит озвучить сразу после аплодисментов, свежий воздух улицы. Типичная история похода в традиционный театр. Сегодня все будет иначе.
Что это такое
«Иммерсивный», «интерактивный», «спектакль-променад» — этот формат называют по-разному. Он использует иммерсивность, то есть погружение в действо, ломает шаблон «актер на сцене — зритель в зале». Здесь ты — не посторонний наблюдатель, а активный участник происходящего. Полина Бараниченко, автор и режиссер «Времени», поясняет, что как таковых требований к формату нет.
— Я трактую термин иммерсивности как проникновение и контакт. Нужна ли для этого сцена или помещение — это уже тема для дискуссий с коллегами, — говорит она. — Если противопоставлять иммерссивности классический театр, то он даже при разрушенной четвертой стене делит зал и сцену. А принцип иммерсивности — убрать их и рождать что-то, исходя из данных условий.
Во «Времени» голос в наушниках погружает тебя в происходящее и делает ведомым: задает направление, просит выполнять несложные действия. Все происходит спонтанно и непредсказуемо: ты не знаешь, что ждет за поворотом и как себя поведут актеры.
— Я очень рада, когда зрители их не замечают и потом гадают, был то актер или прохожий. Это еще один из принципов иммерсивности, — рассказывает Полина.
В целом спектакль-променад — это не театрализованный квест. У зрителя нет какой-либо задачи, поэтому он находится в расслабленном состоянии. Интерактивность спектакля ненавязчива и не требует сверхусилий.
— Она лишь усиливает эмоциональный аспект происходящего, —поясняет Полина.
История
Появление иммерсивного театра — закономерный процесс, одно из следствий тренда дополненной реальности. Предельно реалистичными становятся кино, книги, игры. Меняется и театр. С базарных площадей и улиц он уже уходил в закрытое помещение, а теперь снова ищет новые пространства.
Своим рождением формат обязан британской театральной компании PunchDrunk, создавшей шоу Sleep No More. В стенах пятиэтажного отеля «Маккитрик» участники спектакля разыгрывают шекспировский «Макбет». От актеров зрителей отличают венецианские маски — их запрещено снимать до конца шоу.
5 спектаклей-променадов, которые нужно посмотреть этим летом
Этим летом спектакли-променады буквально обрели второе дыхание. Одно за другим нам предлагают совершить путешествие по парку «Зарядье», побродить по Киевскому вокзалу, посетить загородный отель под Чеховым или уехать на два дня в неизвестность. И пусть последний месяц лета пока дает лишь усомниться в возможности провести теплый вечер на свежем воздухе, однако мы советуем вам не отчаиваться и присмотреться к нашей подборке, тем более что все спектакли мы проверили на себе.
Спектакль-экспедиция «Сквозь/Скольжение по возможностям»
Фото: Шамиль Хасянзанов
Начнем мы с самого экстремального театрального путешествия этого сезона! Режиссер и комиссар ЦТИ “Трансформатор” Всеволод Лисовский поставил спектакль об усталости от времени и пространства. Премьера и заодно пресс-показ первой части “Сквозь” состоялась в октябре прошлого года. В сопровождении 4 актрис, режиссера и нескольких администраторов вы отправляетесь в двухдневное путешествие, где сами станете частью исследования. За этот период вы пройдете не один десяток километров, смените несколько локаций, посетите центр современного искусства и, возможно, попадете на дневной спектакль местного театра. Вы не будете заранее знать, куда едете и когда будет следующая остановка, поэтому свои любимые парадные туфли лучше оставить дома. В конце этой экспедиции внутрь собственного “я” физически вы точно устанете, но взамен получите новое ощущение времени. И оно того стоит!
Зачем ехать: потому что аналогов такому пока нет. Но уже объявили, что в августе спектакль закрывают.
Важно знать: не беспокойтесь из-за бытовых условий: завтраками и ужинами вас накормят, ночлегом обеспечат.
«Версия Чайки»
Фото: Алексей Фокин
Если в прошлом сезоне все ходили на разные версии чеховских “Трех сестер”, то в этом самым востребованным его произведением стала “Чайка”! Свою “Версию” поставила и молодой талантливый режиссер Елена Ненашева. Это ее спектакль о любви Posle взволновал половину театральной Москвы пару лет назад. Она уже тогда показала, что умеет работать с нестандартными пространствами, пригласив зрителей в жилую квартиру старинного дома. В этот раз антураж оказался еще интереснее – зрителей отвезли в загородный отель «Чехов #API». Расположен он в получасе езды от музея-заповедника Антона Павловича Чехова в Мелихове. И одно из важных качеств проекта – связь с местом. Там вам предстоит окунуться в мир Аркадиной, Тригодина, Заречной и Треплева. Вы будете следовать по заданному маршруту и наблюдать за хитросплетениями судеб и невероятным закатом. За вечер вы можете проследить только за одной сюжетной линией. К сожалению, спектакль последний раз покажут 17 августа. Торопитесь!
Зачем ехать: спектакль проходит в красивом ландшафтном отеле, в котором вы можете остаться на ночь, если заранее приобретете билет с такой услугой.
Важно знать: говорят, на территории водится уж, но при просмотре он замечен не был.
Invisible Moscow
Фото Invisible Moscow
Если вы видите группу людей с белыми наушниками, торопливо проходящими между торговыми рядами ГУМа, то это, скорее всего, участники нового исторического синема-променада. За час с небольшим вы проследите за личной историей героини Саши, следуя за ней по пятам. Вы сможете погрузиться в московский ритм улиц и понять, что значит, когда мысли “топчутся на месте”, и попытаетесь обрести самого себя. При этом вы параллельно совершите путешествие от ГУМа до кинотеатра «Иллюзион», пройдя насквозь парк «Зарядье», обойдете общежития института МГЛУ, чтобы увидеть старый сквер с причудливыми жителями и яблоневым садом, заглянете в арт-квартал Хохловка и секретный дворик, у которого тоже есть своя тайна. Но даже если по москвоведению в школе у вас была пятерка, то вам покажут привычные улочки и достопримечательности под новым углом.
Зачем идти: если вы ищите новых впечатлений или хотите познакомиться с городом поближе.
Важно знать: если пойдет дождь, то выдают дождевики.
«Точное время»
Фото Москва глазами инженера
Образовательный проект «Москва глазами инженера» давно знаком нам своими архитектурными экскурсиями по городу, но теперь нам предлагают спектакль в формате sound-travel по Киевскому вокзалу. Режиссёр Галина Зельцман вместе с драматургом Екатериной Бондаренко приглашают вас стать свидетелями строительства Киевского вокзала, послушать революционную оперу на закрытой галерее и подняться на часовую башню в сопровождении двух актеров. Вас попросят совершать определенные действия, используя свисток или театральный бинокль, и не забывать следить за временем. Это не совсем спектакль в привычном для нас понимании. Но в таком игровом формате, казалось бы, обычная экскурсия проходит намного интереснее.
Зачем идти: вы поднимитесь на знаменитую часовую башню и в другие помещения, куда обычно доступ запрещён.
Важно знать: из-за технических особенностей на спектакль нельзя опаздывать.
Remote Moscow
Фото Remote Moscow
Если вы до сих пор не были на Remote Moscow, то обязательно должны исправить эту оплошность до конца лета. Спектакль идёт уже пятый год, и этот сезон, по слухам, станет для него последним. Аудиоспектакль знаменитой немецкой команды Rimini Protokoll в Москву привёз импресарио Фёдор Елютин. Каждому из 50-ти участников выдают наушники, после чего вы начинаете путешествие по городским улицам, метрополитену и даже кладбищу.
Зачем идти: на все, что придумывает команда Rimini Protokoll, нужно обязательно попасть.
Важно знать: если пойдет дождь, то дождевиками вас обеспечат. А в конце с вами делают памятное фото.
Ушли с головой: что такое иммерсивный театр и как его понимать
Сегодня, стоит лишь зайти в интернет, обязательно наткнешься на что-нибудь «иммерсивное». Спектакль, концерт, квест, ресторан — кажется, что угодно. Догадаться, что это будет на самом деле, сложно, потому что часто всё перечисленное называют «шоу». Что в таком формате ищут зрители и почему нам всё чаще предлагают куда-то «погрузиться» — разбирались «Известия».
Английский пациент
Само слово — заимствование из английского (immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Один из принципов театра такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот. Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
Опытами по созданию иммерсивного театра занимались еще в середине прошлого века, но самым масштабным и широко известным воплощением теории стал спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. В основу сюжета положен «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной. Здесь есть всё — начиная от бальных залов, заканчивая кладбищем. По словам зрителей, увлекательно даже просто исследовать антураж дома. Бродя по комнатам, можно, например, найти тайники, которые открываются только в определенное время.
Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
И тем не менее такой новаторский формат театральной постановки поразил и простых зрителей, и критиков. «Это был прекрасный вечер в аду, мне нужно какое-то время, чтобы оправиться от него», — писал обозреватель New York Magazine Скотт Браун.
На российской почве
В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со Sleep No More, — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.
К 2013–2014 годах стали появляться более разноплановые проекты. Например, «НОРМАНСК». По словам его создателей, он стал первым в России иммерсивным спектаклем, хотя использовать это словосочетание в афишах тогда не стали.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
«Тогда оно широко не использовалось, к тому же всегда есть риск впасть в театроведческую дискуссию по поводу этого термина. На тот момент команде показалось, что аудитории будет не очень понятно слово «иммерсивный». Поэтому для обозначения жанра выбрали «променад-спектакль». Это очень честно, потому что сейчас иммерсивным называют всё подряд», — рассуждает в беседе с «Известиями» пиар-директор спектакля Евгения Петровская.
Сюжет «НОРМАНСКа» был основан на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Действие разворачивалось на всех пяти этажах Центра имени Мейерхольда. Как и в британской постановке, истории героев развивались одновременно и в разных локациях. Зрители могли самостоятельно выбрать, куда идти и за кем наблюдать.
На деле же, как и в «Больше не спать», многие, испугавшись неожиданной свободы, гуськом передвигались по коридорам следом за несколькими персонажами. Смелость остальных была вознаграждена — отделившись от толпы, они смогли найти секретные комнаты, которые открываются лишь в определенное время.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Авторы спектакля рассчитывали в первую очередь на молодежь. «Аудитория театра в России очень мала, а экспериментального театра — тем более, но выйти на «модников» было просто. В 2014 году театры в принципе набирали популярность, и такого нового контента еще не было дикое количество, как сейчас. Команда «НОРМАНСКа» и режиссер Квятковский тогда уже гремели благодаря хип-хопере «Копы в огне», которая привела в театр вообще нетеатральную, очень молодую и очень продвинутую аудиторию, и все они пришли на «НОРМАНСК», — вспоминает Петровская.
Молодые люди, знакомые с играми и квестами, уже знали: проявляя самостоятельность и заглядывая во все помещения, они смогут найти значительно больше интересного. Принцип иммерсивных спектаклей действительно немного напоминает кат-сцены в компьютерных играх — вы погружены в атмосферу, можете перемещаться по локации и, по желанию других героев, незначительно с ними взаимодействовать, в какой-то мере влияя на события. В шоу зрители тоже могут наблюдать за происходящим, а по предложению актеров даже участвовать в игре. Случается это, правда, пока нечасто. Организовать спектакль с возможностью непредсказуемого развития событий довольно сложно.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Но даже минимальный интерактив в виде врученной записки, переданного ключа, прошептанных слов, как показывает практика, больше всего запоминается зрителям. Сделать воспоминания еще ярче отечественные режиссеры стараются, создавая всё более мрачную атмосферу на своих шоу. К этому публика, правда, относится по-разному. Молодежь, изначально ожидающая от постановок новых ощущений и сильных эмоций, чаще остается довольна.
«Я до конца не понимала, что там будет, всё загадочно. Когда мы с подругой туда зашли, с самого порога было ощущение, что сейчас что-то произойдет — ощущение тревоги, интереса, как в ужастиках, когда героиня слышит, что в другой комнате кричат, но всё равно идет туда, — вспоминает свои впечатления от одного из таких шоу Оксана. — Поначалу было действительно стремно: темно, бархатные шторы, стены, музыка соответствующая, всё старинное и куча людей в страшных масках, а потом привыкаешь — всё настолько по-настоящему, что чего-то бояться или сомневаться, куда тебе пойти, просто нет времени».
Прощай, молодость
То же шоу глазами взрослого человека воспринимается совсем иначе. Елене 57, ей с мужем билеты на шоу подарил сын. «У него сходили все друзьям, умные, образованные ребята, всем понравилось. Мы тоже решили посмотреть, — вспоминает женщина. — Встречают и правда красиво, а дальше начинаются неприятности. Все давятся, очень мрачно, депрессивно. Может, конечно, сказывается, что я невролог, но мне всё казалось псевдоужасами и студенческим капустником. Все были в восторге от сцен оргий, но мне как взрослому человеку имитация полового акта смешна. Может 20-летним, которые не видели секса, такие подглядывания и интересны, но мне нет».
Уже через полчаса после начала шоу Елена с мужем осмотрели все комнаты и ушли. Их ожидания спектакль не оправдал: «Мы хотели красивое представление в разных залах, а не плохие звук, свет и трагичную, навевающую ужас музыку. В театр мы ходим за хорошим настроением или за чем-то, что затронет сердце и заставит задуматься. Ничего из этого мы здесь не ощутили».
Чтобы избежать разочарований и не обмануться в ожиданиях, зрителям остается лишь внимательнее изучать само описание спектакля. Пока терминологическая база не сформирована, назвать свою постановку авторы могут так, как пожелают.
Хождение по кругу: что такое спектакль-променад и зачем связывать уши с ногами
Национальный музей провел на площади Ленина спектакль-променад. Попасть на него смогли далеко не все желающие. А вот корреспонденту «Республики» это удалось трижды. Рассказываем о новых культурных форматах, которые особенно хороши в эпоху пандемии.
Медиум указывает на урны со львами. Фото: «Республика» / Михаил Никитин.
В этом году Ночь искусств прошла преимущественно в онлайн-формате, ведь в период пандемии о массовых мероприятиях не может быть и речи. Некоторые музеи всё же нашли подходящие варианты и для офлайн-событий. Национальный музей организовал спектакль-променад «Площадь необъятных перспектив». Без актеров, вне помещения и на дистанции друг от друга – всё, как требует нынешняя ситуация.
Национальный музей Карелии опубликовал анонс мероприятия в социальных сетях за несколько дней до официального показа. Уже тогда стало очевидно, что участвовать в одном из немногих офлайн-мероприятий захочет не один десяток человек, поэтому в Ночь искусств решили провести сразу три сеанса. Стать зрителем мог кто угодно, но количество мест было ограничено – это три группы по 12 человек. Желающих оказалось много: регистрация закрылась всего через три часа после старта.
Разработка маршрута
Впервые спектакль в таком формате прошел в Петрозаводске в 2017 году в рамках фестиваля «15х17». Тогда карельский режиссер и драматург Ольга Ковлакова представила работу под названием «Время, вперед?».
В этот раз в роли драматурга выступила Алина Журина из Калининграда. У нее за плечами большой опыт в сфере спектаклей-променадов, в том числе сотрудничество с немецкой театральной компанией Rimini Protokoll, которую называют ведущей в этой сфере. Алина приезжала в Петрозаводск на несколько дней: внимательно и подробно изучала всю площадь, познакомилась с экспозицией Национального музея, посвященной ее истории, и создала текст. За его воплощение в жизнь взялся карельский режиссер Леонид Прокофьев.
О том, как проходила дальнейшая работа, рассказала куратор проекта Мила Бузова: «Почти месяц мы разрабатывали этот спектакль, а последние две недели ежедневно и по многу часов находились на маршруте. У нас одна аудиодорожка для всех, поэтому возникали некоторые технические сложности. Нужно было сделать так, чтобы текст и место, где находятся зрители, совпадали секунда в секунду. Наш режиссер, Леонид, следил за тем, чтобы уши и ноги зрителя были «связаны» между собой».
Маршрут спектакля-променада «Площадь необъятных перспектив». Дизайнер: Даниил Наконечный
Леонид Прокофьев рассказал, что при подготовке променада прошел маршрут более сорока раз: «Уже сложно подсчитать, так как не всегда с самого начала репетировал. То с середины, то с конца, то вообще просто проходил, чтобы насытиться чем-то, хотя уже всё было готово», – поделился режиссер.
Мне тоже не хватило одного променада. В первый раз я попал на спектакль как журналист и участвовал в закрытом предпоказе за день до премьеры. Его проводили для сотрудников Национального музея и представителей Фонда развития творческих индустрий и культурного туризма. Мне так понравился формат, что я участвовал в променаде и на следующий день во время премьеры и даже слушал аудиозапись отдельно по дороге домой.
Прогулка с перспективами
Над темной и просторной площадью свободно гулял ветер, недаром организаторы просили одеться потеплее. В назначенный час Мила попросила собравшихся у входа людей зайти в интернет и открыть аудиодорожку. В помощь каждому зрителю она выдала программку, на которой было подробно изображено всё, за что должен зацепиться взгляд на площади.
Мы начали движение по площади в сторону Вечного огня. Зрителей вел специально обученный человек – медиум. Его роль выполняла координатор проекта Полина Башарова. Она задавала ритм и следила за тем, чтобы группа двигалась в нужном темпе. В руках Полины был фонарик. Он выполнял две цели: первая – осветить дорогу, которая порой проходила по темным закоулкам, а вторая – обратить внимание зрителей на определенные предметы и места.
Зрители спектакля-променада. Фото: «Республика» / Эдуард Тур.
Мы шли по кругу: от входа в музей, вдоль Вечного огня, мимо бывшего ресторана «Петровский» и вновь ко входу. У «Петровского» мы свернули в темные дворы и пошли по внешнему кругу площади.
Задача променада – сделать так, чтобы зрители по-новому открыли знакомые уголки своего города, взглянули на них с непривычных ракурсов.
В наушниках звучит несколько голосов: один делится переживаниями, связанными как с площадью Ленина, другой говорит об осыпавшейся штукатурке. Фонарик заново открывает давно знакомую площадь: брусчатку, стены и урны со львами. В этот момент я, кажется, начал понимать, зачем все это.
По пути нашу группу замечали случайные прохожие: пара подростков с интересом следила за нами несколько минут, пока мы молча стояли на месте и смотрели в одну точку.
Так мы прошли два с половиной круга, пока не остановились во дворах на улице Энгельса. Весь спектакль продлился около получаса.
Несмотря на то, что стартовали все зрители в одно время, завершился променад у них по-разному. Когда последний слушатель снял наушники, организаторы приступили к сбору отзывов.
«Мы настолько в нашей суетной жизни спешим и не замечаем многих вещей… Я себя стала ловить на этом. Жизнь такая быстротечная! Некоторые говорят: посмотри – деревья красивые, осень, листья желтые, а ты ходишь и не замечаешь всего этого. Сейчас, пройдя по кольцу, по которому мы ходили много раз за свою жизнь, я обратила внимание на те же обшарпанные стены, скульптуры львов, памятник Ленину. Очень благодарна организаторам», – сказала одна из участниц променада Оксана.
Денис, один из организаторов, тоже прошел с нами по маршруту и, на мой взгляд, довольно точно описал цель променада: «Хорошая медитативная вещь, которая необычна по телесным и ментальным ощущениям, даже не столько важно каждое слово или выражение, сколько возможность перехода в некоторое иное состояние. Это место, откуда пошел город. Если Онегзавод, где проходил первый променад, – это сердце города, то Круглая площадь – это его мозг, здесь всегда находились органы власти».