Техническая эксплуатация гидравлических машин гидроприводов и гидропневмоавтоматики что это
Техническая эксплуатация гидравлических машин гидроприводов и гидропневмоавтоматики что это
Область профессиональной деятельности выпускников:
организация и проведение работ по монтажу, наладке, испытанию, техническому обслуживанию, ремонту гидравлических и пневматических устройств, систем и приводов; организация работы первичных трудовых коллективов.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
• Гидравлические и пневматические устройства;
• Гидравлические и пневматические системы и приводы, гидропневмоавтоматика;
• Технологические процессы испытания, монтажа, пуска, наладки, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических приводов;
• Конструкторская и технологическая документация.
Основные виды деятельности техника:
• Организация и выполнение монтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических устройств, систем и приводов.
• Проектирование гидравлических и пневматических приводов изделий.
• Организация работы коллектива исполнителей на производственном участке.
• Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Слесарь-ремонтник).
• Техник должен иметь техническое мышление, организаторские способности, обладать такими качествами как ответственность, внимательность, сосредоточенность, аккуратность.
• Это самая востребованная специальность на современном рынке труда.
Реализация Программы по специальности 15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропнев-моавтоматики обеспечена педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, профессиональных модулей.
Колледж, реализующий Программу подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.03 располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подго-товки, лабораторных, практических, учебных занятий, учебной практики, предусмотренных учебным планом Колледжа, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам.
В Липецком металлургическом колледже каждый студент имеет возможность получить качественные профессиональные знания и умения, стать востребованным специалистом в области получаемой специальности, развить свой творческий потенциал и повысить личностную самооценку, став участником творческого коллектива художественной самодеятельности, спортивных секций и кружков различного направления.
Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики
В настоящее время в России и за рубежом наблюдается острая нехватка специалистов технического профиля. В связи с постоянной модернизацией производства взамен устаревшего устанавливается новое, современное оборудование и автоматизированные линии. Возникает необходимость в специалистах, способных провести монтаж, наладку и испытание этого оборудования, и его дальнейшую эксплуатацию.
В силу уникальных достоинств гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики, сейчас трудно назвать область техники, где бы ни использовался гидропривод. Все современное производство автоматизировано за счет электрогидравлического и пневматического приводов. Эти виды приводов применяются в автомобилестроении, машиностроении, легкой промышленности, пищевой промышленности, всех видах транспорта, медицине, военной промышленности, в энергетической отрасли. Все это делает специальность «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики» перспективной, а ее выпускников и сейчас, и в будущем широко востребованными.
По окончанию выпускник будет уметь выполнять работы, связанные с монтажом, наладкой, техническим обслуживанием и ремонтом гидроавтоматических машин, гидравлических приводов изделий, гидро- и пневмооборудования, монтажом и вводом в эксплуатацию гидросистем гидрооборудования изделий, с технической диагностикой гидравлических систем, лабораторным контролем качества жидкостей гидросистем, с испытанием и определением работоспособности ремонтируемых гидравлических машин.
Практические навыки отрабатываются в учебно-лабораторном комплексе «Промышленные контроллеры, пневмо- гидроавтоматика», направленные на формирование умений по монтажу и вводу в эксплуатацию гидросистем и техническому обслуживанию гидроаккумуляторов, гидролиний, уплотнителей, контрольно-измерительной аппаратуры, отработки навыков сборки, испытания и наладки принципиальных схем типовых гидравлических приводов, определения работоспособности агрегатов и узлов гидроприводов.
Трудоустройство возможно на металлургические предприятия ПАО «ММК» для работы с гидравлическими машинами, гидроприводами, гидропневоавтоматикой в цехах.
Код специальности : 15.02.03
Информация о специальности | |
---|---|
Базовое образование | Основное общее (9 классов) |
Форма обучения | Очная |
Язык обучения | Русский |
Квалификация | Техник |
Срок обучения | 3 года 10 мес. |
Уровень образования | Базовая подготовка |
Профессия рабочих в рамках основной образовательной программы:
Техническая эксплуатация гидравлических машин гидроприводов и гидропневмоавтоматики что это
Министерство образования Новосибирской области
Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики
Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики
Выпускники данной специальности получают дипломы специалистов с квалификацией «техник» областью деятельности, которых является монтаж, наладка, техническое обслуживание и ремонт гидроавтоматических машин, гидравлических приводов, монтаж и ввод в эксплуатацию гидросистем и гидрооборудования; техническая диагностика гидравлических систем; лабораторный контроль качества рабочей жидкости гидросистем; испытание и определение неисправностей гидравлических машин, оценка текущего состояния агрегатов и узлов гидроприводов; контроль качества выполняемых работ; обеспечение техники безопасности на производственном участке.
Одновременно, с образованием любого предприятия, встает вопрос о создании организации, занимающейся обслуживанием и ремонтом оборудования. В силу уникальных достоинств, гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики, сейчас трудно назвать область техники, где бы не использовался гидропривод, что делает специальность перспективной. Гидравлические технические устройства известны с глубокой древности. Например, насосы для тушения пожаров существовали ещё во времена Древней Греции.
Гидропривод позволяет создавать прогрессивные конструкции машин, уменьшать их габариты, повышать долговечность, расширять возможности автоматизации управления.
В автомобильной промышленности самое широкое применение нашли гидроусилители руля, существенно повышающие удобство управления автомобилем. Эти устройства являются разновидностью следящих гидроприводов. Гидроусилители применяют и во многих других областях техники (авиации, тракторостроении, промышленном оборудовании, шахтном оборудовании, прессах, грузоподъемных механизмах и др.).
В некоторых танках применяется гидростатическая трансмиссия, представляющая собой, по сути, систему объёмного гидропривода движителей. Такого же типа трансмиссия устанавливается и в некоторых современных бульдозерах. В настоящее время более 50% общего парка строительно-дорожных машин (бульдозеров, экскаваторов, автогрейдеров и др.) является гидрофицированной.
За время обучения наши студенты получают одну из рабочих профессий: слесарь-ремонтник гидропневмооборудования и гидравлических систем, слесарь механосборочных работ и других родственных профессий не ниже 3 разряда.
Выпускники смогут работать на предприятиях в качестве техника по эксплуатации гидравлических и пневматических машин, гидравлических и пневматических приводов изделий и средств гидропневмоавтоматики
15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики
Уровень образовательной программы: Программа подготовки специалистов среднего звена
Форма обучения: Очная
Присваемая квалификация: Техник
Вид образовательной программы: Основная
Нормативный срок получения образования: 3 года 10 месяцев
Язык, на котором осуществляется обучение: Русский
Общие документы:
2017-2021 учебный год:
2019-2023 учебный год:
2021-2025 учебный год:
В настоящие время в России и за рубежом наблюдается острая нехватка специалистов технического профиля, так как взамен устаревшего оборудования на производство устанавливается новое, современное оборудование и автоматизированные линии. Возникает большая необходимость в специалистах способных провести монтаж, наладку и испытание этого оборудования и его дальнейшую эксплуатацию.
Все современное производство автоматизировано за счет электрогидравлического и пневматического приводов. Эти виды приводов применяются в автомобилестроении, машиностроении, легкой промышленности, пищевой промышленности, всех видах транспорта, медицине, военной промышленности, в энергетической отрасли. Поэтому, выпускники специальности «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики» сейчас и в будущем будут востребованы. Профессиональному росту этих специальности будет способствовать международная интеграция. Так как большие технические проекты сейчас не являются делом одной страны. Проекты в таких областях как: самолетостроение, автомобилестроение, энергетика, железнодорожный транспорт давно уже стали совместными по данной специальности можно продолжить обучение ведущем университете области ГОУРГУ на аэрокосмическом факультете.
Техник — гидравлик готовится к следующим видам деятельности:
Выполнение работ по профессии 18559 Слесарь — ремонтник.
Преимущества специальности:
По окончании обучения Вы сможете работать:
Техник готовится к следующим видам деятельности:
Интеллектуальные способности:
Творческие способности:
Профессионально-важные качества:
Психологические особенности:
Заболевания, являющиеся противопоказаниями:
Несколько слов о техникуме
Контактная информация
Социальные сети
Вся информация, содержащая персональные данные (в том числе фотографии), предоставлена с согласия субъектов персональных данных.
Copyright © 2021 — ГБПОУ «ЧГПГТ им.А.В.Яковлева»
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.03 техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 15.02.03 техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. N 345)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
Информация об изменениях:
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Информация об изменениях:
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
Наименование квалификации базовой подготовки
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения*
среднее общее образование
основное общее образование
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по монтажу, наладке, испытанию, техническому обслуживанию, ремонту гидравлических и пневматических устройств, систем и приводов; организация работы первичных трудовых коллективов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
гидравлические и пневматические устройства;
гидравлические и пневматические системы и приводы, гидропневмоавтоматика;
технологические процессы испытания, монтажа, пуска, наладки, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических приводов;
конструкторская и технологическая документация;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организация и выполнение монтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических устройств, систем и приводов.
4.3.2. Проектирование гидравлических и пневматических приводов изделий.
4.3.3. Организация работы коллектива исполнителей на производственном участке.
4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Организация и выполнение монтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических устройств, систем и приводов.
ПК 1.1. Организовывать и выполнять монтаж гидравлических и пневматических устройств и систем.
ПК 1.2. Осуществлять пуск и наладку гидравлических и пневматических приводов.
ПК 1.3. Организовывать и проводить испытания гидравлических и пневматических устройств и систем.
ПК 1.4. Организовывать и выполнять техническое диагностирование гидравлических и пневматических устройств и систем.
ПК 1.5. Организовывать и выполнять техническое обслуживание гидравлических и пневматических устройств и систем.
ПК 1.6. Организовывать и выполнять ремонт гидравлических и пневматических систем.
5.2.2. Проектирование гидравлических и пневматических приводов изделий.
ПК 2.1. Участвовать в проектировании гидравлических и пневматических приводов по заданным условиям и разрабатывать принципиальные схемы.
ПК 2.2. Использовать прикладные программы при оформлении конструкторской и технологической документации.
5.2.3. Организация работы коллектива исполнителей на производственном участке.
ПК 3.1. Планировать выполнение работ по ремонту гидропневмосмазочной аппаратуры.
ПК 3.2. Осуществлять контроль качества проведения ремонта.
ПК 3.3. Руководить производственно-хозяйственной деятельностью
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура».
6.4 Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В том числе часов обязательных учебных занятий
Индекс, наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебного цикла ППССЗ
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
ОГСЭ.01. Основы философии
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
ОГСЭ.03. Иностранный язык
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
ОГСЭ.04. Физическая культура
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
анализировать сложные функции и строить их графики;
выполнять действия над комплексными числами;
вычислять значения геометрических величин;
производить операции над матрицами и определителями;
решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики;
решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчислений;
решать системы линейных уравнений различными методами;
основные математические методы решения прикладных задач;
основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теорию комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления;
роль и место математики в современном мире при освоении профессиональных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;
устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;
методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность
ЕН.02. Информационные технологии
Профессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
рассчитывать основные параметры гидравлических и пневматических устройств;
проектировать типовые гидравлические устройства;
осуществлять сборку и разборку типовых конструкций гидравлических и пневматических устройств;
снимать характеристики гидравлических и пневматических устройств;
классификацию гидравлических и пневмоавтоматических устройств;
конструкцию, назначение, принцип действия гидравлических машин, двигателей, направляющей и управляющей аппаратуры, кондиционеров рабочего тела, реле давления и времени
ОП.01. Элементы гидравлических и пневматических приводов
определять параметры состояния рабочих жидкостей;
применять основные законы гидростатики и гидродинамики для решения актуальных инженерных задач;
производить расчет гидравлических потерь энергии;
физические свойства жидкостей и газов;
рабочие жидкости гидроприводов;
параметры состояния рабочих жидкостей;
основные законы гидростатики, гидродинамики;
уравнения неразрывности, Бернулли;
назначение, конструкцию и принцип действия беспроводных гидравлических насосов
читать кинематические схемы станков;
пользоваться технической документацией на станок;
классификацию металлообрабатывающих станков;
основные и вспомогательные движения в станках;
назначение, область применения, принцип действия и основные узлы станка
ОП.03. Технологическое оборудование
производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц;
читать кинематические схемы;
определять напряжения в конструкционных элементах;
основы технической механики;
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;
основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения
ОП.04. Техническая механика
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
определять виды конструкционных материалов;
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
проводить исследования и испытания материалов;
рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
классификацию и способы получения композиционных материалов;
принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
строение и свойства металлов, методы их исследования;
классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;
методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ
выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике;
читать чертежи и схемы;
оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
законы, методы и приемы проекционного черчения;
правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации;
правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технической документации к оформлению и составлению чертежей и схем
ОП.06. Инженерная графика
выбирать электрические, электронные приборы и электрооборудование;
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
производить расчеты простых электрических цепей;
рассчитывать параметры различных электрических цепей и схем;
снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
методы расчета и измерения основных параметров электрических цепей;
основные законы электротехники;
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
параметры электрических схем и единицы их измерения;
принцип выбора электрических и электронных приборов;
принципы составления простых электрических и электронных цепей;
способы получения, передачи и использования электрической энергии;
устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
характеристики и параметры электрических и магнитных полей, параметры различных электрических цепей
ОП.07. Электротехника и электроника
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
применять документацию систем качества;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
документацию систем качества;
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основы повышения качества продукции
ОП.08. Метрология, стандартизация и сертификация
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
менять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
ОП.09. Безопасность жизнедеятельности
Организация и выполнение монтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических устройств, систем и приводов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации и выполнения монтажа гидравлических и пневматических устройств и систем;
осуществления пуска и наладки гидравлических и пневматических приводов;
организации и проведения испытаний гидравлических и пневматических устройств и систем;
организации и выполнения технического диагностирования гидравлических и пневматических устройств и систем;
организации и выполнения технического обслуживания гидравлических и пневматических устройств и систем;
организации и выполнения ремонта гидравлических и пневматических систем;
читать техническую документацию на производство монтажа;
читать принципиальные гидравлические и пневматические схемы;
готовить оборудование к монтажу;
осуществлять монтаж гидравлических и пневматических систем;
осуществлять наладку гидравлических и пневматических устройств;
выбирать диагностические параметры;
пользоваться диагностическими стендами, приборами для диагностирования состояния привода;
обнаруживать неисправности и устранять их;
анализировать работу привода, находить связь между неисправностью и элементами привода;
проводить технические обслуживания;
осуществлять контроль качества технического обслуживания;
производить ремонт гидравлических и пневматических силовых цилиндров, моторов, насосов, управляющей и направляющей аппаратуры, вспомогательных устройств;
производить разборку и сборку гидравлических и пневматических устройств и систем;
выполнять ремонтные чертежи;
разрабатывать технологические процессы изготовления и восстановления деталей;
составлять дефектную ведомость на ремонт;
перечень технической документации на производство монтажа;
порядок подготовки оборудования к монтажу;
правила техники безопасности при проведении монтажных работ;
типовые методы и способы монтажа;
последовательность пуско-наладочных работ;
принцип работы и назначение
устройств в конкретном месте;
виды, цели и способы проведения испытаний;
схемы и порядок проведения испытаний гидронасосов, гидроцилиндров, гидромоторов, гидроаппаратуры;
правила техники безопасности при проведении испытаний;
понятие, цель и функции технической диагностики;
методы диагностирования, неразрушающие методы контроля;
виды технического состояния привода;
конструкцию и принцип работы приборов и средств контроля технического состояния привода и устройств;
классификацию отказов оборудования;
понятие, цель и виды технического обслуживания;
операции технического обслуживания;
параметры, подлежащие проверке при техническом обслуживании;
требования к техническому обслуживанию и неисправности насосов, моторов, цилиндров, гидроаппаратуры, вспомогательной аппаратуры, привода в целом;
порядок поиска неисправности;
особенности эксплуатации приводов, работающих в условиях высоких и низких температур, повышенной запыленности;
меры по снижению шума и вибрации:
содержание воздуха и воды в рабочих жидкостях;
правила техники безопасности при проведении технического обслуживания;
понятие надежности привода, показатели надежности;
технологическую последовательность разборки ремонта и сборки узлов и механизмов;
правила техники безопасности при проведении ремонтных работ;
виды износа, дефекты деталей гидравлических и пневматических машин, аппаратуры;
способы и методы устранения дефектов и восстановления изношенных поверхностей и соединений;
правила выполнения ремонтных чертежей;
типовые технологические процессы восстановления деталей
МДК.01.01. Монтаж, наладка, техническое обслуживание и ремонт гидравлических и пневматических устройств и систем
Проектирование гидравлических и пневматических приводов изделий В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
проектирования гидравлических и пневматических приводов;
пользования прикладными программами;
проектировать гидравлические и пневматические системы и приводы по заданным условиям;
проектировать системы управления;
выполнять принципиальные гидравлические схемы согласно требований Государственных стандартов;
описывать работу привода и системы управления по циклу;
писать схемы потоков рабочего тела по элементам цикла работы привода;
составлять функциональную циклограмму;
рассчитывать параметры гидравлических и пневматических машин;
производить расчет гидравлических потерь, энергетический и тепловой расчет;
выбирать гидродвигатели, гидромашины, гидроаппаратуру, кондиционеры рабочего тела и вспомогательные устройства с требуемыми техническими характеристиками;
пользоваться Государственными стандартами при выборе стандартных изделий;
использовать современные прикладные программы для выполнения принципиальных гидравлических схем;
понятия гидравлического (пневматического) привода, гидравлической (пневматической) системы, объемной гидропередачи;
структуру приводов и принцип действия;
область применения приводов;
преимущества и недостатки;
рабочие жидкости гидроприводов, гидросистем и их свойства;
рабочие тела пневмоприводов, пневмосистем;
типовые схемные решения гидравлических и пневматических приводов;
виды систем управления;
элементы промышленной пневмоавтоматики, их назначение;
функции, выполняемые в логических системах управления;
типовые схемы автоматизации производственных процессов с использованием гидропневмоавтоматики;
условные обозначения элементов гидро- и пневмоприводов;
правила выполнения схем гидравлических и пневматических приводов;
правила оформления функциональной циклограммы;
методику расчета объемного гидропривода
МДК.02.01. Объемные гидравлические и пневматические приводы, гидропневмоавтоматика
Организация работы коллектива исполнителей на производственном участке В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
планирования, управления и контроля трудовой деятельности коллектива исполнителей;
обеспечивать выполнение работ по ремонту в установленные сроки;
анализировать технологические процессы и организацию труда на производственном участке;
пользоваться техническими справочниками, каталогами, паспортами на технологическое оборудование, государственными и отраслевыми стандартами по обслуживанию и ремонту гидравлического и пневматического оборудования;
вести учет поступления и выполнения нарядов, заявок на ремонт и пусконаладочные работы;
оформлять документы на получение, расход, списание, передачу, инвентаризацию комплектующих, запасных частей, расходных материалов и основных средств;
оценивать качества проведения ремонта и соответствие технических характеристик оборудования паспортным данным;
методы технико-экономического и производственного планирования;
Единую систему планово-предупредительного ремонта;
постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по организации технического обслуживания и ремонта оборудования;
организацию и технологию ремонтных работ;
правила сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта;
основы экономики, организации труда и управления;
основы трудового законодательства Российской Федерации и региона;
правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности;
политику руководства организации и цели коллектива в области качества
МДК.03.01. Основы права, экономики, управления, организации и охраны труда
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)
Всего часов обучения по учебным циклам и разделам ППССЗ
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
Подготовка выпускной квалификационной работы
Защита выпускной квалификационной работы
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(1).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.8. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.10. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
7.11. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.12. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(2).
7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.14. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.16. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
метрологии, стандартизации и сертификации;
монтажа, наладки, технического обслуживания и ремонта гидравлических и пневматических устройств и систем;
объемных гидравлических и пневматических приводов, гидропневмоавтоматики;
элементов гидравлических и пневматических приводов;
технологии ремонта и монтажа промышленного оборудования;
основ экономики, управления и организации труда;
гидравлики, элементов гидравлических и пневматических приводов монтажа, наладки, испытания, диагностики гидравлических и пневматических устройств и приводов;
Информация об изменениях:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.18. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам*(4).
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
*(2) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
*(4) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).