Техническая задолженность что это такое

Технический долг

Программные системы склонны к накоплению мусора — внутренних недоработок, которые затрудняют дальнейшее изменение и расширение системы по сравнению с идеальным кодом. Технический долг — это метафора, придуманная Уордом Каннингемом. Она объясняет, как воспринимать этот мусор, по аналогии с финансовым кредитом. Дополнительные усилия, необходимые для добавления новых функций, — это проценты по кредиту.

Техническая задолженность что это такое. Техническая задолженность что это такое фото. картинка Техническая задолженность что это такое. смотреть фото Техническая задолженность что это такое. смотреть картинку Техническая задолженность что это такое.

Представьте, что в моей кодовой базе есть модуль путаной структуры. Нужно добавить новую функцию. Если бы структура была ясной, то работа заняла бы четыре дня, но с этим мусором требуется шесть дней. Разница в два дня — это и есть проценты по долгу.

Что меня больше всего привлекает в метафоре долга, так это ясное понимание расходов на его обслуживание или устранение. Я могу потратить пять дней на очистку модульной структуры, устранение мусора, метафорически расплатившись с «кредитором». Если я это сделаю для данной функции, то окажусь в проигрыше, потому что потрачу девять дней вместо шести. Но если появятся ещё две такие функции, то выгоднее всё-таки удалить мусор.

С такой формулировкой задача становится чисто математической. Её решит любой менеджер с электронной табличкой. К сожалению, мы не можем измерить производительность, поэтому никакие затраты объективно не измеримы. Мы можем примерно прикинуть, сколько времени требуется для разработки функции, сколько займёт работа после удаления мусора — и предположить стоимость его удаления. Но точность таких оценок довольно низкая.

Поэтому обычно лучший вариант — поступать так, как мы обычно поступаем с финансовыми долгами: постепенно выплачивать основную сумму. На первой функции я потрачу дополнительные пару дней, чтобы удалить часть мусора. Этого может быть достаточно, чтобы снизить проценты по долгу, так что в будущем его можно будет погасить за один день. Это по-прежнему дополнительное время, но после удаления мусора будущие изменения стали дешевле. Большое преимущество постепенного улучшения заключается в том, что естественным образом мы больше времени тратим на удаление мусора в часто изменяемых областях. Это именно те области кодовой базы, которые наиболее нуждаются в удалении мусора.

Сравнение выплаты процентов с выплатой основного долга помогает определить, с каким мусором разбираться. Если у меня есть какая-то особо ужасная область кодовой базы, то проблема исчезает, если выясняется, что мусор невыгодно удалять. Проценты выплачиваются только тогда, когда приходится работать с этой частью программного обеспечения (в этом месте метафора немного хромает, потому что по банковскому кредиту нужно платить всегда). Таким образом, кошмарные, но стабильные области кода можно оставить в покое.

В отличие от стабильных частей кода, области высокой активности требуют нулевой терпимости к мусору, потому что там процентные платежи чрезвычайно высоки. Это особенно важно, поскольку мусор накапливается там, где разработчики делают изменения, не обращая внимания на качество: чем больше изменений, тем больше риск появления мусора.

Метафора долга иногда используется для оправдания низкого качества кода. Аргумент состоит в том, что качественный код требует больше времени и усилий. Если срочно нужны новые функции, лучше принять на себя долг и разбираться с ним потом

Опасность здесь в том, что зачастую этот анализ ошибочен. Мусор очень быстро начинает вредить, замедляя внедрение новых функций. В итоге разработчики превышают кредитные лимиты и выпускают продукт позже, чем если бы сразу потратили время на обеспечение более высокого качества. Здесь метафора часто вводит людей в заблуждение, поскольку динамика технического долга на самом деле не соответствует динамике финансовых кредитов. Принятие на себя долга для ускорения выпуска продукта работает только в том случае, если вы остаётесь ниже линии design payoff в гипотезе об устойчивости архитектуры, а разработчики пересекают её уже через несколько недель, а не месяцев.

Техническая задолженность что это такое. Техническая задолженность что это такое фото. картинка Техническая задолженность что это такое. смотреть фото Техническая задолженность что это такое. смотреть картинку Техническая задолженность что это такое.

Регулярно ведутся дебаты о том, следует ли считать долгом различные виды мусора. Мне кажется, тут полезно учитывать, берётся долг сознательно и разумно — или безрассудно. Так появился квадрат технического долга.

Дальнейшее чтение

Насколько я могу судить, Уорд впервые представил эту концепцию в отчёте для OOPSLA 1992. Она также обсуждалось в вики.

Есть видеозапись, где Уорд Каннингем обсуждает придуманную им метафору.

Дэйв Николетт расширяет взгляд Уорда на технический долг, приводя прекрасный пример того, что я называю разумным преднамеренным долгом.

Несколько читателей предложили другие годные метафоры. Дэвид Панарити назвал некачественную разработку дефицитом программирования. Судя по всему, он начал использовать этот термин несколько лет назад, когда он соответствовал политике правительства; полагаю, теперь это снова актуально.

Скотт Вуд предложил рассматривать «техническую инфляцию как потерю почвы, когда текущий уровень технологии настолько превосходит уровень вашего продукта, что он постепенно выпадает из окружения. Программы отстают в версиях языка до такой степени, что код больше не совместим с основными компиляторами».

Стив Макконнелл выделил в метафоре несколько хороших моментов. В частности, как уменьшение непреднамеренного долга оставляет больше возможностей намеренно принять долг, когда это полезно. Мне также нравится его формулировка минимальных платежей (которые слишком высоки, чтобы исправить проблемы во встраиваемых системах, но не на сайтах).

Хенрик Книберг утверждает, что наибольшую проблему вызывает старый технический долг, и что разумно установить качественный потолок долга, чтобы им легче было управлять.

Эрик Дитрих обсуждает человеческие потери из-за технического долга: сражения в командах, деградация навыков и выгорание.

Источник

Что такое технический долг и как компаниям с ним справляться?

Техническая задолженность что это такое. Техническая задолженность что это такое фото. картинка Техническая задолженность что это такое. смотреть фото Техническая задолженность что это такое. смотреть картинку Техническая задолженность что это такое.

Исполнительный директор консалтинга «Двадцать первый век» и спикер курса по управлению продуктом в Binary District

С денежным займом технический долг имеет не так много общего, но влезть из-за него в кредиты вполне реально. Исполнительный директор консалтинга «Двадцать первый век» и спикер курса «Product Owner: управление продуктом» в Binary District Марина Арефьева рассказала, что должен знать о техдолге владелец продукта.

Техдолг или legacy?

Разберемся с определениями. Есть понятие legacy — это морально устаревшие решения/технологии, которые по каким-то причинам сохранились в проекте. Например, к legacy относятся сайты, написанные на устаревших версиях языков программирования, например, PHP-версии ниже 5.0. Legacy обычно крутится где-то в закромах. Менять что-то на таких участках страшно, потому что последний человек, который хорошо знал, как там все устроено, уволился много лет назад.

Типичный пример запущенных проблем с legacy: одна знакомая компания много лет назад начала переезд с давно устаревшей БД Paradox на MySQL. За 10 лет переехала только половина IT-системы.

Руководитель IT почти все время был занят тем, что восстанавливал данные, потерянные при ежедневной миграции между Paradox и MySQL, поэтому завершить переезд второй половины IT-системы он не мог.

Под техническим долгом понимают другое. Эту метафору предложил программист Уорд Каннингем в 1992 году, подразумевая компромисс, на который идут разработчики и заказчик, чтобы получить быстрый, но не оптимальный результат. Выплата долга — это переписывание кода. Трата времени на код с существенными недостатками является выплатой процентов по займу.

Техдолг влияет на скорость разработки

Технический долг копится постоянно: в него входят и неэффективные стратегические решения, и просто грязный код. Для быстрого развития, проверки гипотез высокое качество кода и масштабируемость архитектуры часто не являются обязательными условиями.

Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране

Конечные пользователи вообще не замечают техдолг, поэтому на недостатки кода бизнес часто закрывает глаза — какое-то время это не влияет на продукт.

Здесь можно провести параллель с генеральной уборкой в квартире. В любой технологически сложной системе накапливается определенный объем регламентных работ: их, как и генеральную уборку, в принципе, можно отложить на потом. Задача несрочная, а времени на нее ни у кого нет. Но если откладывать слишком долго, результат будет плачевным.

Техническая задолженность что это такое. Техническая задолженность что это такое фото. картинка Техническая задолженность что это такое. смотреть фото Техническая задолженность что это такое. смотреть картинку Техническая задолженность что это такое.

Главная проблема, которую порождает технический долг, — его объемы отражаются на скорости внесения изменений. Я несколько раз сталкивалась с сайтами, в которые по полгода не могут добавить новую фичу или сделать хотя бы маленькое улучшение из-за скопившегося технического долга.

В таких командах часто не хватает сильного разработчика бэкенда, который бы следил за состоянием системы.

Его роль при этом возлагают на фронтендеров, но они боятся переписывать исходный код бэкенда и поэтому берутся только за мелкие задачи по улучшению дизайна. Даже после того, как команду сайта усиливали парой бэкенд-программистов, требовалось как минимум четыре-пять месяцев, чтобы набрать темпы разработки: сотрудникам нужно время, чтобы изучить новую для них систему.

Пять признаков разросшегося долга

На технический долг обращают внимание в тот момент, когда развитие продукта замедляется практически до полной остановки. Все так же, как с информационной безопасностью: ею часто начинают заниматься, когда происходит первая серьезная утечка данных.

Чтобы в самый ответственный момент не споткнуться о горы техдолга, за ним нужно следить. Определить разросшийся долг можно по нескольким признакам.

Ищите ответственного

Во многих компаниях ответственность за техдолг падает на product owner. Это плохое решение. За год я успеваю поработать с десятками владельцев продуктов, и замечаю, что там, где product owner ответственен за технологии, применяют устаревшие решения — примерно тех времен, когда продакт еще был айтишником (если был). Я знаю систему, которая еще даже не вышла в продакшен, но ее уже можно списывать — она морально устарела.

Техническая задолженность что это такое. Техническая задолженность что это такое фото. картинка Техническая задолженность что это такое. смотреть фото Техническая задолженность что это такое. смотреть картинку Техническая задолженность что это такое.

Если продакт не подкован в технологиях, он идет за советом к коллегам. В больших компаниях есть специальные подразделения, в которых сидят энтерпрайз-архитекторы, и product owner часто пользуется таким «коммунальным» ресурсом.

По заявке архитекторы, конечно, могут чем-то помочь, но их главная задача — не усложнить ландшафт всей компании. Что внутри конкретного продукта, их не так волнует. Они погружаются ровно настолько, насколько нужно для выполнения запроса: через два часа у них уже другой сервис на ревью. Естественно, ни о каком погружении в интересы продукта и оценке его состояния речи не идет.

Поэтому каждому продакту важно обзавестись собственным техническим лидером, которому он может доверять. Это может быть архитектор или старший программист.

Он необязательно должен быть из топ-10 в России. Но он точно должен быть рядом с продуктом, действовать в его интересах и следить за его техническим состоянием.

Для технического аудита также привлекают внешних консультантов. Так часто поступают маленькие компании: дешевле раз в полгода обратиться за консультацией, чем держать дорогостоящего специалиста в штате.

Овердрафт на год

Если не знаете, когда начать беспокоиться о техдолге, следуйте стандартным рекомендациям: то, что делается как MVP, быстро и на коленке, без проблем прослужит год-полтора. В момент, когда появился коммерческий успех, уже надо планировать ресурсы, чтобы переписывать созданное абы как на соответствующем, качественном уровне.

Когда команда какое-то время в спринте уделяет техдолгу, это снижает риски, но процесс разработки новых фич неизбежно замедляется. Такой подход лишь ненадолго отодвигает необходимость переписать все на свежих технологиях.

Если в команде работают хотя бы десять программистов, угнаться за ними нелегко: технический долг копится быстрее, чем они успевают рефакторить код. В любом случае велики риски, что через год-два придется переписывать продукт практически с нуля, если изначально были выбраны неверные методы работы с экспериментальными решениями.

Не влезайте в долги раньше времени

Выплачивать проценты по техдолгу легче, если начать задумываться об этом на этапе создания продукта.

И главное: не экономьте на подборе технического директора продукта либо направления (техлида), изучайте тренды современного проектирования архитектуры, задавайте вопросы технологическим экспертам — многие из них могут помочь советом даже бесплатно.

Вернуть долг все равно придется

Ваше видение системы рано или поздно изменится. Потребуется внести в нее существенные изменения — а для этого придется разобраться с техническим долгом.

Техническая задолженность что это такое. Техническая задолженность что это такое фото. картинка Техническая задолженность что это такое. смотреть фото Техническая задолженность что это такое. смотреть картинку Техническая задолженность что это такое.

Компании справляются с техдолгом по-разному. Основных стратегий три.

Прежде чем выбирать стратегию, вместе с техническим лидером опишите задачи по техдолгу на языке бизнеса. Что случится, если их не выполнить, к каким проблемам это приведет в будущем, сколько будет стоить их решение? От ответов зависит, какая стратегия подходит для вашего продукта лучше всего.

Источник

Почему технический долг — это хорошо

Техническая задолженность что это такое. Техническая задолженность что это такое фото. картинка Техническая задолженность что это такое. смотреть фото Техническая задолженность что это такое. смотреть картинку Техническая задолженность что это такое.Исключая тех, кому повезло быть богатыми, большинство людей занимают деньги, когда начинают свой первый бизнес. И они надеются, что эти инвестиции себя оправдают. Это пример того, как долг может быть хорошей штукой.

То же самое относится к техническому долгу. Бесчисленное множество статей в интернете рассказывают, как от него избавиться или хотя бы уменьшить. Все эти статьи показывают технический долг каким-то монстром, которого надо избегать. А если не получилось – то бороться изо всех сил.

Я приветствую технический долг в своей работе. Очевидно, что в общем случае не очень хорошо, когда вы кому-то должны. Но иногда долг может быть наименьшим из доступных зол. Доказать это очень просто – если бы технический долг был настолько страшен, то его никогда бы не было у крупных компаний (примечание переводчика: так себе аргументация, если честно).

В этом посте я хочу показать, насколько технический долг похож на обычный кредит, взятый на развитие бизнеса. И что нужно учитывать, принимая решение: брать такой кредит или не брать.

Что такое технический долг?

При разработке программ постоянно приходится балансировать между скоростью разработки и качеством того, что получается. Чтобы релиз случился вовремя, зачастую приходится жертвовать качеством разработки, используя «костыли» и «хаки». Исправление этого обычно переносят на будущие релизы – что, собственно, и называют «техническим долгом».

Технический долг возникает по многим причинам. Заказчики разработки могут больше фокусироваться на сроках и функциональности, нежели на исправлении старых проблем и создании надежного фундамента для дальнейшей разработки. В вырожденных случаях заказчики вообще игнорируют эти вещи, требуя от команды только «фичей в срок».

В конечном итоге, технический долг приводит к проблемам у пользователей, которые постепенно прекращают пользоваться продуктом. А игнорирование технического долга как разработчиками, так и менеджерами только способствует его накоплению.

Техническая задолженность что это такое. Техническая задолженность что это такое фото. картинка Техническая задолженность что это такое. смотреть фото Техническая задолженность что это такое. смотреть картинку Техническая задолженность что это такое.

Когда брать технический долг

Понимание того, когда необходимо сделать релиз за счет технического долга – это и искусство, и наука.

При взятии кредита одна из самых важных вещей – это процентная ставка. Очевидно, что брать кредит у акулы-ростовщика с высоким процентом является не самой лучшей идеей.

То же самое относится и к техническому долгу. Вам необходимо понять, какой именно «процент» вы будете по нему платить, основываясь на изложенных ниже правилах и здравом смысле. В большинстве случаев технический долг — это очень неплохая штука, – до тех пор, пока выплачиваемые каждый месяц проценты находятся в рамках разумного.

Для вычисления «процентной ставки» технического долга я предлагаю следующие приемы:

Является ли код частью основной функциональности вашего продукта? Если да, то технический долг может иметь очень высокую цену. К примеру, наша команда Logz.io без проблем берет технический долг при разработки внутренних консолей управления или эзотерической функциональности для единичных клиентов. Но мы прикладываем все усилия, чтобы не иметь технического долга в нашей основной функциональности: обработке логов и аналитике.

Сложности в будущем? Как технический долг отразится на последующую разработку? Какое влияние он окажет на смежную функциональность и задачи? Если разрабатываемые функции являются периферийными и не планируются к активному использованию в ближайшие месяцы, то технический долг может принести пользу и освободить время разработчиков для работы надо основным продуктом.

Цена последующего устранения «костылей»? Очень часто исправление «заплаток» может требовать сложного апгрейда между версиями, потери обратной совместимости или вкладывания значительных сил в рефакторинг кода. Это означает, что в таких случаях «процентная ставка» будет очень высока.

Влияние на клиентов? Какое влияние окажут использованные «костыли» и «заплатки» на ваших пользователей? Если они приведут к появлению багов раз в месяц – насколько это будут неприятные баги и что будут делать ваши пользователи в случае их появления?

Не бойтесь технического долга

Технический долг – это то, с чем нам приходится сталкиваться время от времени. И все сводится к вопросу, который экономисты формулируют как «цена возможности», то есть для того, чтобы сделать «X» нужно вначале сделать «Y».

Если ваша команда потратит день на исправление «заплаток» и «костылей», то этот день не будет потрачен на разработку новой функциональности. Точно так же, день работы над новыми фичами не будет потрачен на исправление старых багов.

Посмотрите на картину разработки с высоты руководства компании. Каждый доллар, который потрачен на разработку, уже не потратить на маркетинг, административные расходы и другие нужные для бизнеса вещи. То же самое работает в обратную сторону. Решения принимаются на основе приоритетов, и технический долг в большинстве случаев имеет низкий приоритет.

Приведу аналогию из мира финансов. Предположим, у компании есть обычный, не технический долг в миллион рублей. И выручка в размере полутора миллионов в месяц. Нужно ли компании сразу же выплатить весь долг? Конечно нет. Ведь оставшейся половины миллиона не хватит на выплату зарплат, аренды и других нужных вещей.

Правильным решением будет постепенная выплата долга. До тех пор, пока прибыль растет быстрее, чем выплаты по долгу, он не является чем-то плохим. Он является инвестированием.

Я приветствую технический долг, потому что он показывает, что мы растем как компания: релизим новые фичи и продукты, которые помогают нашим клиентам работать с логами. Если команда разработки тратит слишком много времени на исправление незначительных «костылей», то это приносит не пользу, а риск стагнации.

Ничто не совершенно – особенно в разработке программ. Я прекрасно понимаю, что разработчики гордятся своей работой и хотят видеть безглючный софт, но стараюсь смотреть на картину целиком и учитывать нужды не только разработки, но и компании (примечание переводчика: в большинстве случаев программисты хотят домой и пива, но, возможно, в кремниевой долине немного не так).

Приходит время, когда мы уменьшаем технический долг. Но это не настолько важно, как об этом думают большинство программистов. В будущем я продолжу это обсуждение и расскажу о лучших приемах для уменьшения технического долга – но не раньше, чем это будет необходимо.

От переводчика: также рекомендую прочитать одну из статей нашего технического евангелиста, посвященную техническому долгу. У него все описано в чуть более мрачных тонах, видимо, не везло человеку на стартапы с хорошим
финансированием.

Источник

Что такое дебиторская задолженность

И чем она отличается от кредиторской

Дебиторская задолженность — все, что должны предприятию другие компании, государство или клиенты-физлица. Каждый такой должник называется дебитором. Дебиторская задолженность, например, появляется, когда компания продала товар, но деньги не получила. Тогда долг покупателя за товар — это дебиторская задолженность. Бывает и наоборот: если фирма перечислила предоплату, а товар не поставили. Переплата налогов или заем сотруднику тоже приводят к дебиторской задолженности.

Чем дебиторская задолженность отличается от кредиторской

Если дебиторская задолженность — это то, что должны компании, то кредиторская — наоборот, когда та сама задолжала контрагенту. Еще к кредиторской задолженности относятся и кредиты.

Примеры видов задолженности

Дебиторская задолженностьКредиторская задолженность
Переплата по налогамНеоплаченная пеня по налогам из-за просрочки
Предоплата поставщику за товарДолг перед поставщиком за отгруженный товар
Заем работнику на покупку жильяОстаток задолженности по кредиту перед банком

Когда образуется дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность появляется в тот момент, когда две стороны одного договора не могут выполнить обязательства одновременно. Например, сначала одна компания отгружает товар, а другая только потом платит за него. Из-за этого разрыва и появляется задолженность: у одного контрагента — дебиторская, у другого — кредиторская. Такой долг может существовать несколько часов, а может зависнуть на годы.

Для продавца было бы идеально, если бы все покупатели вносили предоплату, но на практике такого не бывает. Поэтому клиентам дают отсрочку платежа. Это выгодно участникам сделки: покупатель может, например, перепродать дороже еще не оплаченный товар, а продавец наращивает рынок сбыта. Чем больше у компании клиентов, тем быстрее растет дебиторская задолженность.

Виды дебиторской задолженности

Дебиторскую задолженность можно классифицировать по нескольким признакам.

По срокам погашения — на долгосрочную и краткосрочную. Краткосрочная — долг, погашаемый в течение года с момента заключения договора. Например, если оплата за отгруженные материалы должна поступить через два месяца. Долгосрочная — со сроком погашения больше года. Например, заем для сотрудника.

По срокам погашения обязательств — на нормальную или просроченную. Срочная, или нормальная, — когда еще не пришло время гасить долг. Например, компания поставила клиенту товар, но по договору тот может заплатить в течение 10 дней. Спустя неделю его задолженность еще считается нормальной. Просроченная задолженность появляется, когда указанные в договоре сроки вышли. Например, тот же покупатель не оплатил товар даже спустя месяц.

По основаниям возникновения — в зависимости от того, кто должен компании:

По вероятности погашения — на сомнительную и безнадежную. Сомнительная не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Безнадежная — с истекшим сроком исковой давности. Если компания-должник ликвидирована или у приставов не получается взыскать деньги, то долг тоже считают безнадежным. А еще, когда должника исключили из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой.

Управление дебиторской задолженностью

Когда появляется безнадежная дебиторская задолженность, компания недополучает прибыль и остается без оборотных средств. Если таких долгов становится много, предприятие не может закупать сырье, производить продукцию, платить зарплаты и налоги — это чревато не только убытками, но и банкротством. Поэтому задача менеджеров — возвращать долги, а в идеале — предотвращать подобные ситуации. Такая работа называется управлением дебиторской задолженностью.

Вот какие методы можно использовать для управления дебиторской задолженностью:

Основные задачи управления задолженностью

Чтобы партнеры платили в сроки, сотрудники компании проверяют дебиторов еще до того, как заключить сделку, а также составляют договоры так, чтобы клиенту было невыгодно становиться должником. Например, прописывают штрафы за просрочку платежа.

Кроме того, компания должна контролировать объем просроченной дебиторской задолженности и выставлять претензии недобросовестным клиентам. Управление дебиторской задолженностью подразумевает и взыскание долгов со злостных неплательщиков через суд.

Участники управления задолженностью

Проблемы долгов касаются не только финансистов компании. В управлении дебиторской задолженностью участвуют и другие подразделения. Например, сотрудники службы безопасности проверяют контрагентов, менеджеры по продажам и бухгалтеры мониторят неплатежи, юристы составляют претензии и взыскивают долги в суде. В свою очередь руководство компании организует процесс, контролирует его, мотивирует сотрудников.

Процесс управления задолженностью

Процесс управления дебиторской задолженностью делят на четыре этапа:

Сотрудники компании ведут учет долгов, периодически отчитываясь перед руководством, изучают причины произошедшего, возвращают уже имеющиеся долги и делают так, чтобы не копились новые.

Инвентаризация дебиторской задолженности

Бухгалтерия должна минимум раз в год проводить инвентаризацию всех обязательств компании и ее имущества вне зависимости от места его нахождения. Дебиторскую задолженность тоже надо инвентаризировать.

Инвентаризация помогает обнаружить сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность. Инвентаризацию расчетов с дебиторами, покупателями и поставщиками оформляют специальным актом.

По результатам инвентаризации бухгалтерия составляет справку, которая касается расчетов с дебиторами. В ней указывают данные должника, сумму долга и причину возникновения. Сюда же прилагают документы, которые подтверждают наличие долга, а также доказательства, что компания пыталась взыскать долг. Например, претенциозные письма.

Если задолженность признают безнадежной, то бухгалтерия может ее списать.

Расчет дебиторской задолженности

Дебиторскую задолженность рассчитывают не только когда надо организовать процесс управления ей, но и составляя бухгалтерский баланс. Универсальной формулы для расчета дебиторской задолженности нет, в каждой компании это делают по-разному, так как структура дебиторской задолженности может отличаться. Чтобы рассчитать задолженность, надо собрать информацию по всем счетам бухучета, где она числится, проанализировать суммы долга, количество дебиторов, сроки погашения. После этого бухгалтерия сверяет суммы с контрагентами, а также выявляет сомнительные долги.

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженности — это отношение выручки компании от реализации товаров или услуг к средней дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько раз за год компания получила от контрагентов сумму, которая равна среднему остатку дебиторской задолженности. Среднюю дебиторскую задолженность считают так: сумму долгов контрагентов на начало года складывают с долгами на конец года и делят на два.

Коэффициент оборачиваемости = (Продажи в кредит или Выручка) / (Средняя дебиторская задолженность)

Взыскание дебиторской задолженности

Полный размер долга складывается из самой задолженности и неустойки, пеней или штрафов. Если в договоре нет санкций, то кредитор имеет право потребовать пеню с учетом ставки ЦБ.

Долг начинают взыскивать с досудебной претензии: компания направляет контрагенту письмом претензию, требуя вернуть долг. Если должник это уведомление игнорирует или отказывается возвращать долг, необходимо обращаться в суд.

Если долг меньше 400 тысяч, то кредитор может сразу подать заявление о выдаче судебного приказа. Если больше — исковое заявление о взыскании дебиторской задолженности в арбитражный суд. К иску прикладывают копию претензии, ответ на нее (если имеется), а также документы, которые подтверждают долг — акты, счета и т. д.

Если суд удовлетворит требования, то в арбитраже выдадут исполнительный лист, по которому долг будут взыскивать судебные приставы.

Кредитор имеет право взыскать долг и в рамках банкротного дела. Если компанию внесут в реестр кредиторов, то она может рассчитывать на выплату долга из денег, которые выручат от продажи имущества.

Срок исковой давности

Минимальный срок давности по такому иску — три года. Максимум — 10 лет для ситуаций, когда срок исковой давности приостанавливается.

Дата начала течения срока исковой давности может быть разной в зависимости от обстоятельств и условий договора:

Если срок давности по какой-то из этих причин приостанавливали, а потом возобновили, но до даты истечения осталось меньше шести месяцев, то срок давности увеличивается до полугода.

Кроме этого, срок давности может прерваться, а потом начаться заново — если должник признает, что долг существует, погасит какую-то часть суммы или начнет переговоры о реструктуризации.

Если срок давности истек, то кредитор должен списать дебиторскую задолженность.

Сроки погашения долгов

Срок погашения дебиторской задолженности — это математический показатель, который показывает финансовую устойчивость компании. Его рассчитывают, когда нужно оценить, например, ликвидность компании, или темпы прироста дебиторской задолженности. Срок погашения показывает средний период, который проходит от поставки товара покупателю до погашения дебиторской задолженности. Показатель рассчитывают по специальной формуле:

Срок погашения = Длительность периода × (Долг дебитора / Выручка от продаж)

Срок погашения и длительность периода считают в днях, а дебиторский долг и выручку — в рублях.

Срок погашения показывает среднее число рабочих дней, которые нужны компании, чтобы взыскать дебиторскую задолженность. Чем ниже результат, тем быстрее дебиторская задолженность превращается в реальные деньги. Высокий срок погашения свидетельствует о том, что у компании трудности со взысканием долгов.

Списание дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также долги, нереальные для взыскания, списываются. Сделать это можно только на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя компании. «Нереальность взыскания» определяет кредитор, руководствуясь собственными соображениями.

Важно, что если кредитор признал долг нереальным для взыскания и списал его как убыток, то сама задолженность в балансе не аннулируется. Ее нужно отражать еще пять лет с момента списания, так как у должника могут появиться деньги.

Списание дебиторской задолженности. Положение по ведению бухгалтерского учета

Доказать, что долг погасить нельзя, можно выпиской из ЕГРЮЛ о ликвидации дебитора, решением суда об отказе в удовлетворении требований кредитора или актом судебного пристава, где говорится, что долг взыскать невозможно.

Как снизить дебиторскую задолженность

Чтобы нормальная задолженность не превратилась в просроченную, компания должна контролировать процесс платежей контрагентов: проверять надежность контрагентов; разрабатывать систему предоплаты за товар для каждого клиента индивидуально; прописывать в договоре пени и штрафы за просрочку оплаты; контролировать все расчеты с контрагентами; взыскивать долги сразу после первых дней просрочки — рассылать претензии, а после обращаться в суд.

Страхование дебиторской задолженности

Если есть подозрения, что покупатель превратится в должника, компания может застраховать дебиторскую задолженность. Это практикуют при сотрудничестве с организациями, которые приобретают товар в рассрочку или под реализацию. Страхует долг страховая компания.

Страховой случай наступает не только если контрагент вовремя не платит по договору или нарушает график платежей, но и когда покупателя признают банкротом.

Перед тем как заключить договор страхования, кредитор должен предоставить страховщику реестр старения дебиторской задолженности, список клиентов, покупающих товар в рассрочку, и другую информацию о компании-кредиторе.

Существует два распространенных вида такого страхования.

Страхование по полису — на каждую отгрузку с отсрочкой платежа выписывается полис, где указывают дату отгрузки, номер накладной, сумму долга и кредитный лимит. Выплаты производят по заявлению кредитора в пределах лимита.

Генеральная схема не предусматривает полис на каждую сделку. Продавец и страхователь заключают одно общее соглашение, которое касается всех покупателей, работающих по системе рассрочки.

Страхование дебиторской задолженности дает возможность переложить работу по проверке покупателя на страховую компанию. В договор включают сделки только с действительно рискованными клиентами. Фактически страховщик выполняет роль службы безопасности для продавца. Но часто страховые компании стараются составить договор так, чтобы страхователю было тяжело получить выплату. Поэтому надо внимательно читать договор — какие страховые случаи в нем перечислены, какие лимиты ответственности прописаны, какие документы надо предоставить, чтобы получить выплату и т. д.

Продажа дебиторской задолженности

Компания может сама взыскивать долг, а может продать его. Цена будет меньше самого долга, но кредитор избавит себя от досудебной переписки с должником, судебных разбирательств и волокиты с приставами. Есть несколько вариантов, как оформить такую сделку.

По договору уступки требования — цессии, если такая процедура предусмотрена в договоре, на основании которого появился долг. По сути цессия — это соглашение, в соответствии с которым кредитор передает кому-то свои права требования долга.

Переуступку можно оформить как трехсторонний договор, возмездную или безвозмездную цессию. При этом если речь идет о недвижимости, то цессию обязательно надо регистрировать в Росреестре.

Через факторинг работают, когда продавцу срочно нужны деньги, а покупателю важно работать с отсрочкой платежа. Банк или факторинговая компания кредитуют поставщика, выкупая его дебиторскую задолженность. Вот как это работает

Банк или факторинговая компания дают возможность продавцу сразу получить деньги, а покупателю заплатить потом — например, после перепродажи товара. При этом, в случае чего, взыскивать долг будет уже не продавец, а факторинговая компания.

Через вексель — если покупатель передает вексель в счет оплаты товара, то кредитор может потом передать эту ценную бумагу или продать кому-то. Преимущество векселя в том, что сам он — уже подтверждение долга, никаких дополнительных документов, например для суда, не требуется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *